Статья:"Изменение содержания предмета физика в условиях введения В ФГОС ООО"
статья по физике на тему

Дмитрук Майя Вячеславовна

В условиях перехода на новые образовательные результаты школьный курс физики играет важную роль, поскольку является системообразующим для естественно-научных предметов. В результате перехода на ФГОС ООО меняется роль учителя и ученика.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема: Изменение содержания предмета физика в условиях введения в ФГОС  ООО.

Учитель физики Дмитрук Майя Вячеславовна МБОУ «Солнечная СОШ №1»

 

 

«Надо учить не содержанию науки, а деятельности по ее усвоению»

В.Г. Белинский

В условиях перехода на новые образовательные результаты школьный курс физики играет важную роль, поскольку является системообразующим для естественно-научных предметов. Содержание физики имеет отчетливую практическую направленность и межпредметное значение; физическое образование является основой для формирования естественно-научного мировоззрения. В результате перехода на ФГОС ООО меняется роль и деятельность учителя на уроке: от репродуктивных способов обучения необходимо перейти к формированию у обучающихся навыков познавательной деятельности, от жестких правил поведения  к развитию саморегуляции у детей, от фиксированных предметных результатов обучения к комплексному формированию метапредметных знаний, от стандартной системы оценивания  к взаимооценке и взаимоконтролю.

Методической основой ФГОС является системно-деятельностный подход. Системно-деятельностный подход направлен на развитие личности, формирование гражданской идентичности. Обучение должно быть организовано так, чтобы целеноправлено вести за собой развитие. Основным результатом образовательной деятельности должно стать развитие личности ребенка на основе универсальных учебных действий (УУД)

Деятельностный подход при изучении физики ориентирует учащихся не только на усвоение отдельных понятий, положений и законов физики, и вообще знаний, но и способы этого усвоения, на развитие творческого подхода, исследовательских навыков.

В связи с официальным введением новой версии Федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС) системно-деятельностный подход стал обязательным для всех учителей страны. Модель системной образовательной деятельности включает следующие этапы:

  1. ученик изучает и осваивает образовательный объект
  2. создаёт в результате свой личный образовательный продукт;
  3. с помощью учителя сопоставляет свой продукт с культурным аналогом;
  4. переосмысливает свой продукт и одновременно осваивает общекультурные достижения;
  5. процесс сопровождается рефлексией. На её основе происходит самооценка и оценка образовательных результатов.

В рамках обсуждений ФГОС ООО появилось понятие  новые образовательные результаты (личностные, предметные и метапредметные):

личностным, включающим готовность и способность обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению, сформированность их мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности, системы значимых социальных и межличностных отношений, ценностно-смысловых установок, отражающих личностные и гражданские позиции в деятельности, социальные компетенции, правосознание, способность ставить цели и строить жизненные планы, способность к осознанию российской идентичности в поликультурном социуме;

метапредметным, включающим освоенные обучающимися межпредметные понятия и универсальные учебные действия (регулятивные, познавательные, коммуникативные), способность их использования в учебной, познавательной и социальной практике, самостоятельность планирования и осуществления учебной деятельности и организации учебного сотрудничества с педагогами и сверстниками, построение индивидуальной образовательной траектории;

предметным,  включающим освоенные обучающимися в ходе изучения учебного предмета умения специфические для данной предметной области, виды деятельности по получению нового знания в рамках учебного предмета, его преобразованию и применению в учебных, учебно-проектных и социально-проектных ситуациях, формирование научного типа мышления, научных представлений о ключевых теориях, типах и видах отношений, владение научной терминологией, ключевыми понятиями, методами и приемами.

Основные виды универсальных учебных действий :

-        личностные;

-        регулятивные (включающий саморегуляцию);

-        познавательные;

-        коммуникативные.

Личностные универсальные учебные действия обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию учащихся (умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, знание моральных норм и умение выделить нравственный аспект поведения) и ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях.

Регулятивные универсальные учебные действия обеспечивают организацию учащимися своей учебной деятельности. К ним относятся: целеполагание, планирование, прогнозирование, саморегуляция, контроль, самооценка.

Познавательные универсальные учебные действия включают общеучебные, логические, действия постановки и решения проблем и др.

Коммуникативных универсальные учебные действия: взаимодействие с учителем и учениками - согласование целей, планов, функций участников, способов взаимодействия; монолог, диалог; разрешение конфликтов и противоречий; контроль, диагностика и коррекция своих.

В процессе обучения физике  следует уделять большое внимание современным педагогическим технологиям, основанным на идеях развивающего обучения и деятельностного подхода, использованию информационно-коммуникативных технологий (ИКТ), технологий проектной и исследовательской работы.

Исследовательская и проектная работа на уроках физики и во внеурочной деятельности является важнейшей частью формирования навыков познавательной деятельности, исследовательских способностей, самоорганизации, взаимодействия в группах и т.д.

Метапредметными результатами обучения физике в основной школе являются:

  • овладение навыками самостоятельного приобретения новых знаний, организации учебной деятельности, постановки целей, планирования, самоконтроля и оценки результатов своей деятельности, умениями предвидеть возможные результаты своих действий;
  • понимание различий между исходными фактами и гипотезами для их объяснения, теоретическими моделями и реальными объектами, овладение универсальными учебными действиями на примерах гипотез для объяснения известных фактов и экспериментальной проверки выдвигаемых гипотез, разработки теоретических моделей процессов или явлений;
  • формирование умений воспринимать, перерабатывать и предъявлять информацию в словесной, образной, символической формах, анализировать и перерабатывать полученную информацию в соответствии с поставленными задачами, выделять основное содержание прочитанного текста, находить в нем ответы на поставленные вопросы и излагать его;
  • приобретение опыта самостоятельного поиска, анализа и отбора информации с использованием различных источников и новых информационных технологий для решения познавательных задач;
  • развитие монологической и диалогической речи, умения выражать свои мысли и способности выслушивать собеседника, понимать его точку зрения, признавать право другого человека на иное мнение;
  • освоение приемов действий в нестандартных ситуациях, овладение эвристическими и методами решения проблем;
  • формирование умений работать в группе с выполнением различных социальных ролей, представлять и отстаивать свои взгляды и убеждения, вести дискуссию”. [3]

Из опыта работы:

В своей работе  использую элементы  метапредметных технологий научебных занятиях при формировании универсальных учебных действий школьников.Метапредметные технологии – педагогические способы работы с мышлением, коммуникацией, действием, пониманием и рефлексией учащихся.

  1.   С целью формирования метапредметных результатов я использую различные формы заданий, видов деятельности:

1)проблемные  вопросы (к примеру, «Как нас в темноте находят комары?», «Почему при холодной погоде многие животные спят, свернувшись в клубок?»);

2) расчетные и экспериментальные физические задачи :

3) дидактические игры (Физический марафон, Физическая радуга, «Кто хочет стать супер физиком?», Урок-путешествие, урок-соревнование,);

4) загадки 5) пословицы (о трении, например); 6) физические диктанты;

7) тесты разного типа, вплоть до составляемых самими обучающимися; 8) викторины;

9) сочинения  с использованием физических терминов; Например: Что будет если сила трения исчезнет ? 10) сказки

11) уроки с привлечением некоторых знаний уч-ся из других учебных предметов (математика, химия, астрономия, география ,история и др.):

12)Поиск необходимой информации в различных источниках и сети Интернет (дети делают сообщения, находят рисунки и делают их сами, фотографии к занятиям).

2. В работе уже используются учебники  Перышкин А.В. «Физика» 7, 8 класс  со значком ФГОС, утвержденные Минобрнауки России, а также электронные приложения к этим учебникам.

Использование мультимедийных учебных материалов является своеобразным трендом в современном преподавании школьных предметов. Действительно, на компьютере можно воспроизвести многие процессы и опыты, порой достаточно трудоемкие и сложные. Мультимедиа позволяет воспроизводить видео- и аудио-файлы, демонстрировать качественные детальные иллюстрации. Для преподавателей физики – это настоящая находка. При объяснении новой темы, при закреплении темы можно использовать анимацию, видео и решенные задачи, а также тренировочные задания, которые находятся в электронном приложении, что в последствии повышает интерес к предмету физики.

Используются различные электронные интерактивные приложения для 7-10 классах, диски с интерактивными лабораторными работами 7-10 класс.

3.Разработано мной несколько заданий для своих уроков, с помощью которых происходит формирование УУД.

Комплексный характер заданий

Метапредметный характер:выполнение заданий предполагает привлечение знаний, полученных при изучении разных предметов

1.Задания, связанные непосредственно с информацией текста.

2.Задания, связанные непосредственно с информацией текста

3.Задания, связанные с современной действительностью

4.Задания, связанные с личным опытом школьника

Комплексное задание для учащихся  в 7 классе по теме: «Трение. Трение в природе и технике.»

Образовательный объект: Трение

 Название: Трение полезно или вредно?

Здравствуйте ребята, я Незнайка. Я очень интересуюсь различными явлениями, которые существую вокруг нас. Вот сегодня, когда я к вам  спешил, на улице зима, было скользко, и я поскользнулся и упал. Помогите мне разобраться, почему со мной это произошло, помогите мне узнать, что нужно предпринять, чтобы не упасть на тротуарах зимой. Давайте вместе с вами исследуем это явление, и попытаемся разобраться в причинах и важности этого явления в нашей жизни.  

1.Выяснить о каком явлении идет речь? Вид деятельности №1 Самостоятельная работа с учебником, энциклопедиями.

2.Провести эксперимент, исследуя это явление? Вид деятельности №2 Эксперимент.

Предлагаемое оборудование: динамометр; 2-3 деревянных бруска разной массы; тележка; набор грузов; песок.

-Выдвинуть гипотезу явления.

-Поставить цель эксперимента.

-Определить задачи эксперимента.

-Выбрать оборудование.

-Провести опыт.

-Сделать выводы эксперимента.

3.Составить  схему (документ-характеристику)  физической величины, характеризующей это явление .(Вид деятельности: работа в группах, самостоятельная работа)

-рисунок

- определение;

 - обозначение

-  единица измерения

-причины возникновения

-виды

-примеры в технике и природе положительного действия величины

-примеры в технике и природе отрицательного действия величины

 -прибор для измерения.

-важность этого явления, физической величины в нашей жизни

4. Подводится итог проделанного исследования. Делается вывод. Ответ  к заданию Незнайки.

4. Результат проделанного исследования - собственный образовательный продукт (дается на выбор учащимся, вид деятельности самостоятельная творческая работа, можно на домашнее задание)

Виды творческого задания   по теме: «Мир без трения»

Сочинение, рассказ, стихотворение и т.д.

Критерии оценивания:

.Объективностьдостигается путем использования следующих критерий оценивания:

- умение описывать физическое явление

- знание буквенных обозначений физических величин

- знание условных обозначений приборов, умение изображать их на схемах и чертежах

- знание теории, лежащей в основе изучаемого явления и законов.

- знание и понимание определений физических величин

- понимания принципа действия приборов, умение определять цену деления, пределы измерений, снимать показания

- умение применять теорию для объяснения некоторых явлений

- умение сопровождать ответ экспериментом, подбирать необходимые для этого приборы

- умение пользоваться справочной литературой , составлять план ответа и т.д.

- умение творчески применять полученные знания в новой нестандартной ситуации

Критерии оценки творческой работы:

- мировоззренческая глубина,

-количество выявленных учеником взаимосвязанных элементов,

-оригинальность обнаруженных связей между ними,

Доказательство, что разработанное  задание действительно направлено на формирование УУД. Комплексное задание для учащихся  в 7 классе «Трение полезно или вредно?»:

-способствует развитию речи и логического мышления, выделению главного в изученном материале.

-приводит к более глубокому раскрытию смыслового и идейного содержания темы, новых сторон знаний, обеспечивая их полноту и прочность.

- Связь теоретических знаний с практикой, Взаимосвязь физических явлений.

-Учащиеся учатся  планировать деятельность, учатся навыкам исследовательской деятельности.

-Повышается  у учащихся интерес к учебному предмету физика

Задания на целепологание, которые позволят учащимся сформулировать цели по этой теме: «Решение задач на применение формулы плотности вещества.» ( 7 класс.)

1.У нас в школе  есть Почемучка – любознательный ученик. Он постоянно задает вопросы и задачи, притом не какие-нибудь, а физические. Давайте вместе думать и искать на них ответы.

Почемучка дежурил в классе. Он должен был делать влажную уборку и поэтому налил в ведро воды и медленно понес его в классную комнату. Так как ведро было тяжелое, он часто останавливался и отдыхал. Во время одной остановки Почемучка увидел меня и задал свой «хитрый» вопрос:

Когда ведро с водой тяжелее: когда оно наполнено холодной водой или горячей?

Я ответила, что помогут нам разобраться в этом ребята из 7 класса. О каких физических величинах идет речь?

Правильно  о массе, объеме и о плотности вещества.

2.Почемучка задает второй вопрос: Дорогие ребята ответьте, пожалуйста, что имеет большую массу 1 м3 воздуха или 1 м3 воды? Почему?

3. Почемучка задает второй вопрос: Дорогие ребята ответьте, пожалуйста, Перед вами два тела одинаковой массы, один кубик из дерева, а другой из железа. Выберите какой из кубиков из железа а какой из дерева. Почему?

Рефлексия результатов деятельности

Цели рефлексии: вспомнить, выявить и осознать основные компоненты деятельности - ее смысл, типы, способы, проблемы, пути их решения, полученные результаты и т.п. Без понимания способов своего учения, механизмов познания и мыследеятельности, учащиеся не смогут присвоить тех знаний, которые они добыли. Рефлексия помогает ученикам сформулировать получаемые результаты, переопределить цели дальнейшей работы, скорректировать свой образовательный путь.

Для диагностики и формирования познавательных универсальных учебных действий целесообразны следующие виды заданий: “найди отличия” (можно задать их количество); поиск лишнего; составление схем-опор; работа с разного вида таблицами; найди ошибки; проведи эксперимент; рассказ по рисунку; дополни предложение; выбор из текста терминов и т.д.

Пример рефлексивных заданий по итогам урока на тему: Плотность вещества. (7 класс)

1.Физический диктант  по теме: Хорошо ли вы понимаете, что такое плотность?

(с взаимоконтролем). (Ответить да или нет)

1.Плотность – это единица измерения.

2.Плотность выражает свойство тел равного объема иметь различную массу.

3.Из двух тел равного объема более плотное то, масса которого больше.

4.Из двух тел равной массы более плотное то, объем которого больше.

5. Плотность может измеряться в м/см3.

6. Плотность может измеряться в кг/м3.

7.Плотность льда больше плотности воды.

8.Банка с медом тяжелее  такой же банки с водой.

9.Плотность вещества зависит от температуры.

10.Плотность газа легко изменить сжатием.

Критерии

 10 ответов – оценка 5.

9-8 ответов – оценка 4.

7-6 ответов –оценка 3.

2.Творческое задание составьте кроссворд по теме: плотность вещества. Нужно составить вопросы к зашифрованным словам. Минимум 10 слов. Ключ к кроссворду. И сам кроссворд с пустыми клеточками.

Критерии оценивания:

-Правильность в составлении вопросов.

-Количество слов.

 -оформление.

3.Рефлексия вопросы:

-Что интересного сегодня было для вас на уроке?

-Что вам понравилось на уроке?

-В решении каких заданий вам было трудно?

-Какие вопросы  у вас появились при решении задач? Здесь не нужно оценивать. Учащиеся высказывали свои мысли, чувства, переживания.

Мною были созданы примеры метапредметных заданий.

Метапредметное задание№ 1

Экспериментальная модель легкого спортивного самолета

Конструкторское бюро  сконструировало экспериментальную модель легкого спортивного самолета Су-31 Ам . На котором был установлен облегченный турбинный двигатель  со взлетной    мощностью 560  л.с. Во время испытаний на экспериментальной базе  в г. Жуковском установили новую крейсерскую скорость для легких спортивных самолетов 493  км/ч.Максимальная скорость пикирования 626 км/ч. Какова мощность двигателя автомобиля?  Выразите эту мощность в единицах СИ

1.Вычислите время, необходимое для прохождения расстояния 20 тыс. км , если  самолет летел  с крейсерской скоростью?

 2.О каком виде двигателя (техническом устройстве) говорится в тексте?

3.Назовите  известные вам области применения этого рода двигателей.

4.Назовите имена  ученых, которые   связаны с изобретением данного технического устройства?

Метапредметное задание № 2

Сургутская  ГРЭС-2

Сельское поселение Солнечный потребляет электроэнергию мощностью 860 кВТ. На расстоянии 28  км находится Сургутская ГРЭС -2, из которая обеспечивает  электроэнергией  поселок. Сопротивление линий электропередач 0,65 Ом.

1.Определите потери мощности при напряжении на линии: а) 220 В; б) 10000 В;   в) 22000 В.

2.Определите при  каком напряжении наименьшая потеря мощности  в %?

3.Как изменится потеря мощности при  увеличении расстояния передачи электроэнергии, при уменьшении расстояния?

4. В каком регионе России находится Сургутская  ГРЭС-2 ?

5. Какой мощностью обладает эта электростанция?

6. Какой вид энергии Сургутская ГРЭС-2  преобразует в электрическую энергию?

Метапредметное задание № 3

Самая большая машина

Самой большой машиной в мире горный комбайн Bagger 288. Длина 240 метров, ширина - 40 метров (как 2 футбольных поля), высота - 96 метров. Эта махина может развивать скорость до 0.6 км/ч и это при весе в 13500 тонн.

  1. Сколько весит самая большая машина в мире?
  2. Какое давление создает такой комбайн?
  3. Как работает горный комбайн Bagger288 ?
  4. Когда и кем был создан этот  эскалатор ?
  5. Сколько стоит такой автомобиль?

Вывод:В условиях ФГОС учитель должен уметь организовать деятельность обучающихся таким образом, чтобы создавались условия для формирования как УУД (универсальных учебных действий), так и самих личностных, предметных и метапредметных компетенций обучающихся. Я уверенна, что использование  перечисленных выше методов должно развить в школьниках самостоятельность, свободное общение, умение высказывать свою точку зрения, интерес к предмету, умение осознано воспринимать информацию.

Сегодня важно не столько дать ребенку как можно больший багаж знаний, сколько обеспечить его общекультурное, личностное и познавательное развитие, вооружить таким важным умением, как умение учиться. Это и есть главная задача новых образовательных стандартов, которые призваны реализовать развивающий потенциал общего среднего образования и одно из главных направлений деятельности учителя.

Список литературы:

  1. Якушина Е.В. Готовимся к уроку в условиях новых ФГОС. Интернет и образование. 2012 г
  2. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от идеи к мысли. /под. Ред. А.Г.Асмолова.—М.: Просвещение, 2010 г.
  3. Стандарты второго поколения. Примерная программа по физике. (Основная школа).
  4. А.В.Федотова. “Роль универсальных учебных действий в системе современного общего образования”.

 Электронные ресурсы

  1. 1.      http://standart.edu.ru/map.aspx
  2. 2.      http://kdsch6.svao.mskobr.ru/obrazovanie/fgos/
  3. 3.      www.standart.edu.ru.
  4.  4.   http://proekta.ru/html/modules.php?name=Forums&file=viewtopic&t=6415&start=0&postdays=0&postorder=asc&highlight

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Смысловое чтение и работа с текстом на уроках физики в условиях введения ФГОС.

Зайцева Т.В. участник межтерриториальнойнаучно-практической конференции «Развитие профессиональной компетенцииучителей физии в условиях подготовкик реализации ФГОС основногообщего образования».г....

НОВЫЕ ПОДХОДЫ К СОДЕРЖАНИЮ МАТЕМАТИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В УСЛОВИЯХ ВВЕДЕНИЯ ФГОС ООО

Отличие стандартов нового поколения от действующих. Отличительная черта ФГОС нового поколения - так называемые " Три Т". В основе Стандарта лежит Концепция духовно-нравственного развития, воспитания л...

Обобщение педагогического опыта по теме «Применение информационных технологий в формировании естественнонаучной картины мира у учащихся на уроках физики в условиях введения ФГОС.

Особое место в учебном процессе занимают современные информационные технологии. Увеличивается объем накопленной информации, расширяются сферыеё применения. При этом ученики ежедневно пропускают ч...

«Формирование естественнонаучной картины мира у учащихся на уроках физики в условиях введения ФГОС»

В период перехода российского образования на новые стандарты обучения, что сопровождается существенными изменениями в учебно-воспитательном процессе, требуется отказаться от пассивного метода преподав...

Смысловое чтение и работа с текстом на уроках физики в условиях введения ФГОС

Когда-то считалось, что учить школьников работать с текстом должны учителя литературы и истории. При этом молчаливо допускалась возможность стихийного переноса умения работать с литературно-художестве...

РАЗВИТИЕ СОДЕРЖАНИЯ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ В УСЛОВИЯХ ВВЕДЕНИЯ И РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС

В статье идет речь об условиях, созданных в гимназии в условиях реализации ФГОС ООО...

Программно-методическое обеспечение предмета "Музыка" в условиях введения и реализации обновлённых ФГОС

Изучение музыки обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей обучающегося, развивает его абстрактное мышление, память и воображение, формирует умения и навыки в сфере эмоциональног...