Духовно-нравственное воспитание через уроки математики и физики
опыты и эксперименты по физике на тему

Ахметова Нязиля Джафяровна

В проекте Федерального государственного стандарта общего образования  духовно-нравственное развитие, воспитание и социализация обучающихся определены как задачи первостепенной важности. Установлено, что "основные общеобразовательные программы начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования обеспечивают реализацию федерального государственного образовательного стандарта с учетом типа и вида образовательного учреждения, образовательных потребностей и запросов обучающихся, воспитанников ". 

Скачать:


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ГИМНАЗИЯ №20»

ГОРОДСКОГО ОКРУГА САРАНСК

РЕСПУБЛИКИ МОРДОВИЯ

Выступление

на методическом объединении учителей математики и физики

ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ ЧЕРЕЗ УРОКИ  МАТЕМАТИКИ И ФИЗИКИ

22.09.2015г.

ПОДГОТОВИЛА:

АХМЕТОВА НЯЗИЛЯ ДЖАФЯРОВНА,

УЧИТЕЛЬ ФИЗИКИ

 

Г.О.САРАНСК, 2015

 « Педагогический процесс только тогда хорош, когда в нём воспитание идёт впереди обучения,         ибо вызванные им к действию духовные силы         будут впитывать знания как пищу, необходимую для дальнейшего роста и становления личности школьника».

 Ш.А.Амонашвили.

Проблема духовно-нравственного воспитания для меня знакома, и над ней я работаю ни один год как на уроках, так и во внеурочной деятельности.

В 2012 году в МОУ «Ялгинская СОШ» педагогическим советом школы и экспертным советом в МРИО была утверждена и рекомендована для использования в школах республики Мордовия внутришкольная система воспитательной работы, научным руководителем которой был директор школы Н.А.Юркин, а авторами – Ахметова Н.Д. и  психолог школы О.М.Романова. В данном документе целый блок был посвящен духовно-нравственному воспитанию школьников.

Были обозначены следующие задачи духовно-нравственного воспитания и социализации учащихся школы:

  • приобщение детей к общечеловеческим ценностям, формирование адекватного этим ценностям поведения;
  • формирование способности к духовному развитию, реализации творческого потенциала в учебно-игровой, предметно-продуктивной, социально ориентированной деятельности на основе нравственных установок и моральных норм, непрерывного образования, самовоспитания и универсальной духовно-нравственной компетенции – «становиться лучше»;
  • укрепление нравственности – основанной на свободе воли и духовных отечественных традициях, внутренней установки личности школьника поступать согласно своей совести;
  • формирование основ морали – осознанной обучающимся необходимости определенного поведения, обусловленного принятыми в обществе представлениями о добре и зле, должном и недопустимом; укрепление у школьника позитивной нравственной самооценки и самоуважения, жизненного оптимизма;
  • формирование основ нравственного самосознания личности (совести) – способности школьника формулировать собственные нравственные обязательства, осуществлять нравственный самоконтроль, требовать от себя выполнения моральных норм, давать нравственную оценку своим и чужим поступкам;
  • принятие обучающимся базовых общенациональных ценностей, национальных и этнических духовных традиций;
  • формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
  • формирование способности открыто выражать и отстаивать свою нравственно оправданную позицию, проявлять критичность к собственным намерениям, мыслям и поступкам;
  • формирование способности к самостоятельным поступкам и действиям, совершаемым на основе морального выбора, к принятию ответственности за их результаты, целеустремленности и настойчивости в достижении результата;
  • развитие трудолюбия, способности к преодолению трудностей;
  • осознание школьником ценности человеческой жизни, формирование умения противостоять в пределах своих возможностей действиям и влияниям, представляющим угрозу для жизни, физического и нравственного здоровья, духовной безопасности личности в пределах своих возможностей;
  • формирование нравственного смысла учения.
  • формирование основ российской гражданской идентичности;
  • пробуждение веры в Россию, чувства личной ответственности за Отечество;
  • социализация учащихся, влияние на их нравственную ориентацию;
  • формирование патриотизма и гражданской солидарности;
  • укрепление доверия к другим людям;
  • развитие доброжелательности и эмоциональной отзывчивости, понимания и сопереживания другим людям;
  • формирование осознанного и уважительного отношения к традиционным российским религиям и религиозным организациям, к вере и религиозным убеждениям;
  • формирование основ культуры межэтнического общения, уважения к культурным, религиозным традициям, образу жизни представителей народов России.

В проекте Федерального государственного стандарта общего образования  духовно-нравственное развитие, воспитание и социализация обучающихся определены как задачи первостепенной важности. Установлено, что "основные общеобразовательные программы начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования обеспечивают реализацию федерального государственного образовательного стандарта с учетом типа и вида образовательного учреждения, образовательных потребностей и запросов обучающихся, воспитанников ".

Воспитание и социализация, согласно Стандарту, концепции и примерной программе, должны быть интегрированы во все виды деятельности школьника: учебную, внеучебную, внешкольную, семейную, общественно-полезную, они, в первую очередь, формируют уклад школьной жизни.

На сегодняшний день общество нуждается в добрых, гуманных, честных и справедливых гражданах. И задача духовно-нравственного воспитания заключается в формировании такой личности. Поэтому задача наша сверхсложная: он должен раскрыть внутренний мир школьника и заложить основы нравственных отношений, тем самым, формируя нравственную воспитанность.

Д.И. Менделеев сказал: «Знания без воспитания – это меч в руках сумасшедшего». В середине двадцатого века некоторые представители человечества получили знания о ядерной реакции и, махнув этим мечом, уничтожили людей и всё живое в городах Хиросима и Нагасаки. Затем был Чернобыль и другие. В настоящее время определённая часть людей стремится к владению и управлению информацией, понимая, что информация заполняет ум человека и ориентирует его действия в заданном направлении.
Находясь в потоке информации, рекламирующей материальные блага и удовольствия на животном уровне, не зная и не задумываясь о цели и смысле жизни, человек останавливает своё развитие и входит в мир страдания. Он создаёт материальные блага и сам же их потребляет в процессе восполнения рода себе подобных. Это подобно бегу в темноте по замкнутому кругу. Но эволюцией предусмотрено другое – воспитание Благородного человека. Как раз то, что мы хотим видеть в наших детях, а так же – раскрытие и проявление их потенциальных творческих возможностей, несущих им и нам счастье и радость жизни.

Реализация задачи духовно-нравственного воспитания на порядок сложнее и ответственнее, чем передача предметных наших знаний и возможна при особом состоянии души учителя. По словам К.Д.Ушинского настоящего учителя и учеников роднит «особенная теплота и задушевность отношений», основой которой являются духовные качества личности педагога: вера, любовь, честность, открытость, порядочность, мудрость, красота души. И, если педагог сам, кроме подлых поступков ничего большего не может в жизни совершить, реализовать задачи духовно-нравственного воспитания вряд ли сможет. И если каждый из нас не способен в процессе своей деятельности отдавать частицу себя каждому ребенку, вряд ли можно добиться положительных результатов  в плане духовно-нравственного воспитания.

Мы, педагоги,  берем на себя право и ответственность войти в душу другого человека и решать за него или вместе с ним, что ему нужнее, что выбрать, как жить, к чему стремиться. В сегодняшнем дне наши дети существуют в исключительно сложной обстановке, им необходимо вписаться в мир, который уже есть, со всеми его нравственными проблемами и недостатками.

Я считаю, что наряду с другими предметами, математика и физика обладает большим  воспитательным  потенциалом. Математическая и физическая  науки воспитывают в человеке целый ряд черт, имеющих яркую моральную окраску и способных в дальнейшем стать важнейшими моментами в его нравственном облике.

Ни один школьный предмет не может конкурировать с возможностями математики и физики в воспитании мыслящей личности. Даже выполнение скучных и рутинных преобразований опосредованно способствует выработке таких качеств, как собранность и систематичность. Математика и физика учит строить и оптимизировать деятельность, вырабатывать и принимать решения, проверять действия, исправлять ошибки, различать аргументированные и бездоказательные утверждения, а значит, видеть манипуляцию и хотя бы отчасти противостоять ей. Решение задач требует от учащихся добросовестной и серьезной работы над приобретением и укреплением знаний, что приводит к систематическому напряжению умственных усилий, настойчивости в преодолении трудностей. При этом у учащегося  воспитываются такие  черты характера как трудолюбие, усидчивость, упорство в преследовании намеченной цели, умение не останавливаться перед трудностями и не впадать в уныние при неудачах. Вообще,  владение математикой  и физикой -  это тяжелый труд, и далеко не все готовы тратить силы, для того, чтобы это сделать. И бывает, звучат на уроке слова: «Зачем учить эти формулы, законы, функции, теоремы, ведь в жизни мне это не пригодится».  А, действительно, зачем?  И первый в учебном году урок физики посвящаю  теме «Почему нельзя жить без физики?». Это мотивационный урок, настраивающий детей на сознательное отношение к изучению данного предмета. Цель урока – показать учащимся значимость науки  для дальнейшего образования и в практической жизни, познакомить с учебной литературой и Интернет-ресурсами, необходимыми для успешного изучения этого предмета. На уроке  в ходе беседы перед учащимися раскрываются причины, по которым нельзя в современном мире жить без физики, показывается, что эта наука  не только применяется во всех сферах деятельности человека, но ещё и интересно и увлекательно!

Например, в  7 классе при ответе на вопрос из «Сборника дяди Степы-милиционера»: «Какой автомобиль опаснее для пятиклассника, начавшего движение по пешеходному переходу?»

 или

Задача на движение: Ширина проезжей части дороги 15м, зеленый сигнал светофора горит 20 сек. С какой наименьшей скоростью может двигаться пешеход с момента загорания светофора, чтобы благополучно перейти дорогу?

Дети видят как законы физики  «помогают» практически оценить ситуацию и избежать неприятных последствий для своего здоровья.

Дискуссия о развитии физики приводит ребят к выводу о том, что физика – это наука, которая постоянно развивается, меняется и требует того же от тех, кто ею занимается.

Про математику вообще молчу.  Математика вездесуща, в настоящее время математизируются физика, биология и медицина и кто знает, что будет впереди, может быть на очереди понятия добра и зла.  

Ни для кого не секрет, что перед современным обучением математике и физике поставлен комплекс взаимосвязанных целей – образовательных, развивающих, воспитательных. Обучение этим наукам требует от школьников умственных и волевых усилий, развитого внимания и отточенного логического мышления, воспитание таких качеств, как активность, творческая инициатива, умений коллективного учебно-познавательного труда. Развитие интереса к математике и физике является важнейшей нашей целью.

       Для этого полезно использовать нестандартные задачи, а также исторический и иллюстративный материал.  Т.к. логика математического и физического мышления развивалась в прямой связи с математикой и физикой, то сведения из истории математики и физики наиболее ярко иллюстрируют зарождение и развитие математических и физических понятий. Эмоциональность подачи материала способствует лучшему его усвоению учащимися. Если школьник глубоко переживает события, изложенные в тексте нового материала, то изучение такого материала сыграет положительную  роль в его становлении. Такой материал лучше усваивается и воспроизводится. Для подростка очень важно иметь достойный пример для подражания. Таким примером могут служить как наши современники, так и предшественники, способные своей творческой биографией вызвать отклик и переживания у обучающихся.

Например. Ребята, в восточной части Амстердама есть улица, названная именем Архимеда. В Сиракузах есть площадь Архимеда. Предприимчивые сиракузцы показывают дом, в котором «жил» Архимед.

За что же чтут память человека, жившем более двух тысяч лет назад? Конечно, он был величайшим математиком и гениальным физиком. Но так ли уж много это значит по тем масштабам, которыми мерит великих людей обыкновенный человек? Дело, скорее, в патриотизме Архимеда, представлявшем собою хотя и легендарный, но хрестоматийный факт, знакомый каждому, кто хоть немножко учился. Кто не знает, что Архимед с помощью кранов собственной конструкции вынимал из моря корабли римского захватчика Марцелла, ставил их на берег, где они разламывались под силой собственного веса. Те же корабли, которые краны не доставали, он сжигал с помощью увеличительных стекол. Эти эпизоды, рисующие Архимеда как героя обороны Сиракуз, и сама его трагическая смерть гораздо понятнее большинству людей, чем его гениальные научные работы. Думаю, что этот пример не оставит и вас равнодушными.

         Ребятам важно знать, что Великий английский физик Исаак Ньютон еще и математик, доказавший теорему о биноме не только для натурального, но и для дробного и отрицательного показателя, создавший независимо от Лейбница метод дифференциального и интегрального исчисления, написавший ряд важнейших трудов по алгебре, аналитической геометрии, был еще и богословом. Он написал труды о Святой Троице, а также толкования на книгу пророка Даниила. Интересно, что он высоко ценил свои богословские сочинения, всегда, произнося имя Божие, Ньютон снимал шляпу.

Изучая тему «Закон Паскаля» в7кассе, важно отметить, что Блез Паскаль не только величайший физик, но  религиозный философ и математик, который один из первых сформулировал принцип полной математической индукции, написал трактат о конических сечениях, в котором доказал знаменитую «теорему Паскаля», изобрел счетную суммирующую машину и многое другое, говорил, что земную науку надо понять, чтобы ее полюбить, а Божественную надо полюбить, чтобы понять.

    Остановлюсь еще на одном моменте использования истории на уроках физики математики. У многих выдающихся людей есть короткие, но содержательные емкие, лаконичные высказывания культурно-развивающего содержания, которые можно использовать в качестве эпиграфов на уроках.

Скажите, кто назвал науку математику математикой? Пифагор. Пифагор впервые объяснил подчинённость явлений Вселенной определённым числовым соотношениям. Всем известна теорема Пифагора, а что мы знаем о самом Пифагоре.  И почему у него это странное имя – Пифагор? Оказывается, Пифагор, значит «тот, о ком объявила Пифия». Пифия сообщила отцу мальчика, что Пифагор принесет столько пользы и добра людям, сколько не приносил и не принесет в будущем никто другой. На уроке можно рассказать  детям о судьбе этого великого человека, о школе пифагорейцев. Два с половиной тысячелетия прошло с момента его смерти, а заповеди Пифагора живут и поражают сердца  людей своей мудростью и современностью.  И эти заповеди можно привести и на уроках. Все о них знают.  Приведу некоторые из них:

  • Статую красит вид, а человека – деяние его.
  • Истинное отечество там, где есть благие нравы.
  • Спеши делать добро лучше настоящим утром, чем наступающим вечером, ибо жизнь скоротечна и время летит.
  • Не делай ничего постыдного ни в присутствии других, ни втайне. Первым  твоим законом должно быть уважение к самому себе.
  • Огорчающий ближнего, едва ли сам избежит огорчения.

    Жизнь С.В. Ковалевской, ее духовный и нравственный облик, верность науке, борьба за право женщины на умственный труд является прекрасным примером для молодого поколения. А какой поучительной в плане формирования волевых качеств является полная трудностей жизнь М.В. Ломоносова!

      Жизнь и творческая биография, Н.И.Лобачевского, М.В. Остроградского, Л.Л. Чебышева, Ю.А. Гагарина, С.П.Королева  и других ученых является ярким примером истинно патриотического служения Родине. Они прославили российскую науку, и их имена навсегда вошли в историю математики и  физики.

Как на уроках  не рассказать о деятельности ученого-патриота К.Э Циолковского, когда анализируешь его формулу! Как не вспомнить о Ю.А. Гагарине, сделавшем первый облет земли в космосе и о дальнейших космических экспериментах и достижениях отечественной космонавтики!

Проведение подобных бесед желательно сопровождать  показом компьютерных презентаций, преследуя цель не только повышение качества знаний, привитие интереса к наукам, но и  развитие личности учащегося, повышение его культуры.

 Важно показать детям, что компьютер(современное достижение техники) можно использовать не только для игры в «стрелялки» или  общения в «Аське», но и для учёбы, для своего совершенствования и роста духовного богатства.

Очень большую духовно-нравственную направленность, на мой взгляд, имеют задачи, решение которых предполагает интересные факты, эпизоды из истории России.

7 класс. Тема: «Измерение физических величин». Задачи, посвященные Победе в Великой Отечественной войне:

Задача 1: От подножья кургана до его вершины посетитель проходит 200 гранитных ступеней, так как Сталинградская битва продолжалась 20 дней и ночей.  Высота ступени 0,15м, ширина 0,35м. Какова Высота Мамаева кургана?

На каждом уроке стремлюсь развивать в детях чуткое отношение к жизни. Пусть этим моментам будет выделено совсем немного времени, но оно не пройдет для ребенка бесследно. А нравственные моменты есть практически везде.

Иногда, при работе в парах, замечаешь как ребенок не желая поступить честно и решить более легкое задание, получив за него тройку, подсаживается в пару к более успевающему, чтобы списать и получить незаслуженную пятерку. В таком случае я говорю  ему: «Твой выбор в сторону обмана и зла огорчает и отдаляет от тебя твоего Ангела-хранителя. И в самый ответственный момент он не успеет к тебе на помощь».

      Духовно-нравственное воспитание на уроках физики и математики включает в себя аспекты:

Нравственный - предполагает не только видеть, понимать, чувствовать красоту науки, но и понимать необходимость разумного использования достижений науки и технологий для дальнейшего развития человеческого общества и охраны окружающей среды.

      Гражданственный - формирование творческой личности с активной жизненной позицией, испытывающей уважение к творцам науки и техники, обеспечивающим ведущую роль физики в создании современного мира техники, готовой к морально-этической оценке использования научных достижений.

Политехнический - предполагает политехническую подготовку учащихся, использование полученных знаний и умений для решения практических задач повседневной жизни, рационального природопользования, а также: воспитание культуры труда, уважения к труду, чувства ответственности и долга, способствует профориентации учащихся.

Патриотический - региональный компонент, который предполагает изучение сведений о малой родине, ее богатстве и культурных традициях, что способствует любви к своему городу, селу, поселку, воспитывает гражданина своей Родины.

        Здоровьесберегающий - предполагает формирование здорового образа жизни, обеспечение безопасности жизнедеятельности человека и общества.

Формировать у школьников чувства патриотизма можно, ознакомив учащихся с жизнью и творчеством ученых; показав, что у многих российских ученых были замечательные качества: преданность Отчизне, стремление развить науку своей Родины, поднять ее престиж на более высокий уровень.

Отмечу некоторые условия, обеспечивающие эффективность использования биографического материала при обучении физике.

Во-первых – я стараюсь, чтобы эти сведения были минимальными по объему содержания и затратам учебного времени. Выделяю выдающихся ученых-физиков, жизнь и деятельность которых должна быть изучена школьниками более или менее основательно. Например:

М.В. Ломоносов - в связи с изучением молекулярно-кинетической теории строения вещества;

П.Н. Лебедев - при изучении давлении сета;

К.Э. Циолковский и С.П. Королев - при изучении вопроса о достижениях нашей страны в освоении космического пространства;

И.В. Курчатов - при изучении ядерного реактора и применении ядерной энергии;

А.С. Попов - в связи с изучением принципов радиосвязи.

Во-вторых - учитываю, что сила воспитательного воздействия на учащихся биографического материала неизменно возрастает, если фигуры ученых предстают со своими конкретными чертами личности, увлечениями. Например: М.В. Ломоносов, благодаря природному таланту, трудолюбию, целеустремленности и силе творческого духа смог подняться до уровня величайших представителей науки и, вместе с тем, демонстрировал талант стихосложения, сочиняя оды.

В-третьих - обеспечивая включение воспитательных задач, биографический материал должен быть одновременно связан с конкретным материалом, включаться в логику изложения учителем текущего материала.

В-четвертых - биографический материал стимулирует овладение учащимися сложного учебного материала. В этом случае обеспечение нового материала должно начинаться с яркого, эмоционального насыщенного примера, показывающего изобретательность ученого, его огромное трудолюбие и упорство в достижении цели и т.д.

В-пятых - важно познакомить учащихся со стилем мышления ученого. При ознакомлении с творчеством ученых учащиеся должны увидеть их стремление применять полученные результаты для практических нужд людей. Высокую гражданственность великих людей показываю через высказывания выдающихся представителей науки и техники.

Отражение колоссальных успехов нашей страны в области физики и техники в школьном курсе физики позволяет формировать у учащихся чувство гордости за свою Родину. Анализ ценностных аспектов современной физики на базе современного и исторического материала (использование атомной энергии в военных и мирных целях, загрязнение атмосферы и решение экологических проблем с помощью физики и т.д.) способствует воспитанию гражданина, гуманиста и борца за мир.

 А показ развития современных нанотехнологии мирового уровня в нашей РМ способствует формированию гордости за свою малую родину. А это можно сделать через организацию экскурсии в МГУ им.Н.П.Огарева, в частности в институт физики и химии, где представлены современные лаборатории ведущие научные исследования в данном направлении.

Практическая направленность уроков физики формирует умение использовать полученные знания, умения и навыки в повседневной жизни (быт, экология, охрана здоровья, охрана окружающей среды, техника безопасности и др.).

Свое выступление хотелось бы завершить словами Н.Г.Чернышевского:

«… три качества – обширные знания, привычка мыслить и благородство чувств -  необходимы для того, чтобы человек был образованным в полном смысле  слова»

Через что проверяется духовно-нравственная зрелость человека? В первую очередь через его деятельность, его отношению к учебным и трудовым делам, а также через общение с людьми.

Вся гордость учителя в учениках, в росте посеянных им семян. Д.И.Менделеев

      Каждый человек желает добиться определенных результатов в своей деятельности. Я – не исключение.  Результаты деятельности учителя  – это рост и самореализация его учеников. Ежегодно мои ученики участвуют и занимают призовые места на олимпиадах городского и республиканского уровня. Также принимают активное участие и занимают призовые места на заочных Всероссийских олимпиадах по физике. Мои ученики также занимаются исследовательской деятельностью, принимают участие и занимают призовые места на научно-практических конференциях. Я благодарна судьбе за то, что она мне подарила учеников, которыми я горжусь сегодня особо. На сегодняшний день многие мои ученики поступают и успешно обучаются на различных технических факультетах МГУ им. Н.П.Огарева, а также  обучаются и занимаются преподавательской деятельностью   в  ведущих  ВУЗ-ах Российской Федерации и работают ведущими специалистами в крупных промышленных предприятиях

Используемая литература:

1. Ушинский К.Д., Избранные педагогические сочинения: в 2 т.- М., 1974.
2. Глейзер Г.И., История математики в школе. Пособие для учителей. - М.: Просвещение,1964.
3. Харламов И.Ф., Педагогика: Уч. пособие: Высш. Шк., 1999.
4. Селевко Г.К., Селевко А.Г., Социально-воспитательные технологии. М.:
Народное образование, 2002.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

базовые национальные ценности в духовно-нравственном развитиии воспитании школьников через уроки физики

Современное общество озадачено проблемой духовно-нравственного воспитания молодежи. В статье показаны формы духовно - нравственного развития и воспитания обучающихся 7 - 11 классов через уроки физики....

Личностно ориентированный подход в обучении и воспитании на уроках математики и физики

Личностно ориентированный подход в обучении и воспитании на уроках математики и физики...

ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ ЧЕРЕЗ УРОКИ МАТЕМАТИКИ И ФИЗИКИ.

На сегодняшний день общество нуждается в добрых, гуманных, честных и справедливых гражданах. И задача духовно-нравственного воспитания заключается в формировании такой личности. Поэтому задача учителя...

Выступление на РМО историков "Духовно-нравственное воспитание через урок!

Отечество, долг, патриотизм, служение. И сегодня когда всё больше мы видим в детской, особенно подростковой среде недоброжелательность, озлобленность, агрессивность, нетерпимость к другим, перед нами ...

Статья из опыта работы "Формирование духовно- нравственных ценностей обучающихся на уроках математики"

Цель моей работы – показать, что на уроках математики можно успешно реализовать направление  духовно-нравственного воспитания....

Духовно-нравственное воспитание через уроки древнерусской литературы

Представлен материал участника районного семинара "Курс ОРКСЭ как как базовое условие формирования культурной педагогической среды школы"...

Статья «Формирование духовно-нравственного воспитания через урок математики»

В статье автор делится опытом, как на уроках математики можно успешно реализовать направление  духовно-нравственного воспитания....