ПРЕДМЕТ «ФИЗИКА» В ШКОЛЕ НОВОГО ПОКОЛЕНИЯ
статья по физике на тему

Все, что окружает нас в этом мире, все его явления и проявления так или иначе связаны с физикой. И насколько будущее поколение сумеет проследить эти связи, разобраться в них, предсказать те или иные новые открытия, во многом зависит процветание нашей страны. И это не пустые слова, а лишь направление движения – движения к научно обоснованному развитию. А основы этого развития лежат, в том числе и в школьном курсе физики – науке, объясняющей многое в мироздании (из уже известного).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_pavlyuk.docx23.26 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                                Павлюк А.И., Якутина И.Б.

ПРЕДМЕТ «ФИЗИКА» В ШКОЛЕ НОВОГО ПОКОЛЕНИЯ

        Все, что окружает нас в этом мире, все его явления и проявления так или иначе связаны с физикой. И насколько будущее поколение сумеет проследить эти связи, разобраться в них, предсказать те или иные новые открытия, во многом зависит процветание нашей страны. И это не пустые слова, а лишь направление движения – движения к научно обоснованному развитию. А основы этого развития лежат, в том числе и в школьном курсе физики – науке, объясняющей многое в мироздании (из уже известного).

        Такое начало нашей статьи может показаться несколько высокопарным. Но как ещё обозначить роль физики в процессе познания, если не показать, что она – физика – присутствует во всём? Проще всего эту мысль проиллюстрировать на предметах, изучаемых в школе, и их взаимосвязи с физикой.

        Химия и физика исследуют свойства веществ и материалов, связанные с их строением, их взаимодействие друг с другом (например, растворение, отвердение, горение и т.п.). Математика – наука прикладная. Именно математический аппарат является основой для описания самых простых и самых сложных физических процессов; для решения практических задач, в том числе возникающих в нашей повседневной жизни (например, расчет тормозного пути автомобиля на дорогах с различными покрытиями и при различных погодных условиях). География изучает особенности разных природных зон (физика же объясняет происходящие на них процессы и явления), их климат, а, следовательно, растительный и животный мир, которые изучают ботаника, зоология и природоведение. Наличие природных ископаемых с определёнными физическими свойствами – это экономическое развитие регионов и, значит, основа экономической географии. И история связана с физикой. Ведь многие открытия в области физики имели влияние на политические и исторические события. Например, открытия в области атома и атомной энергии в конечном итоге привели к созданию в 1950-х – 1960-х годах военно-политических блоков.

        Даже те предметы в школе, которые казалось бы далеки от физики, напрямую связаны с ней. Как можно изучать музыку, не зная, почему разные музыкальные инструменты звучат по-разному? Откуда берется звук и как он распространяется? А цвета и оттенки, используемые на уроках ИЗО. Что это, если не оптика? И при изучении кулинарии на уроках технологии обучающего труда у девочек и при реализации простейших электрических схем (в т.ч. радиоприемника) у мальчиков – всё так или иначе связано с физикой. И на физкультуре без неё не обойтись. Ведь надо рассчитать, мысленно прикинуть траекторию мяча в любой из игр: баскетболе, волейболе, футболе; длину или высоту прыжка; выбрать нужный стиль в плавании или смазку для лыжной прогулки. На уроках иностранного языка применяют устройства для записи и воспроизведения речи, а на уроках информатики все задания выполняются на компьютере.

        Обратимся к такому предмету как история и культура Санкт-Петербурга. Санкт-Петербург был и остается кузницей научных кадров для нашей страны. Это обусловлено исторически. Ведь практически начиная с основания города Петр I делает его центром просвещения и образования. И это приносит ощутимые плоды: величайшие открытия в различных областях знаний своей родиной могут считать именно Санкт-Петербург. В качестве примера достаточно привести лишь деятельность первого русского академика М.В.Ломоносова или ученого-химика Д.И.Менделеева, чтобы понять масштаб этих открытий, и их влияние на последующее развитие многих областей науки в целом. Изучение этого наследия может стать существенной базой для углубленных знаний у заинтересованных учащихся, толчком к собственным разработкам и в дальнейшем – к открытиям.

        Такая взаимосвязь предметов позволит с успехом применить новый подход к школьному образованию, такой, который предусматривается государственными Стандартами. Ведь именно обучение по стандартам влечет системные изменения в образовании. Например, переход от линейного к нелинейному образованию, что означает, во-первых, «разрушение» предмета как однозначной самостоятельной дисциплины (что полностью согласуется с нашими замечаниями). Благодаря многообразию межпредметных связей в преподавание физики можно ввести интеграцию, модульность, расширить границы урока за счет внеурочной  исследовательской и проектной деятельности. Это, безусловно, позволит улучшить качество образования по предмету и получить ожидаемые результаты по всем трем направлениям, предусмотренным стандартами: предметному, метапредметному, личностному.

        Существенные изменения коснутся и самого урока. Попробуем схематично представить основные отличия традиционного и нового (предусмотренного стандартами) подхода к уроку. Прежде всего изменяется по длительности соотношение активной деятельности учеников и учителя. Стандартами предусматривается самостоятельная деятельность учащихся в размере 60-70% времени урока. Таким образом, время на объяснения будет занимать 20-30% (в отличие от традиционного урока – до 80%), на закрепление отводится, как и раньше, 5-10%. Деятельность учителя на этапе самостоятельной работы учащихся будет заключаться в точной формулировке задания, в большей степени поискового (найти информацию) или аналитического (проанализировать, сравнить, обработать и т.п.) характера и организации работы учащихся. Причем такой временной расклад позволит не только сделать урок многокомпонентным, с применением различных технологических методик, но и предоставить учащемуся возможность выбора в выполнении задания (по форме, сложности, взаимодействию). Эти принципы также поддерживают идею нелинейности в образовательном процессе в силу своей вариантности.

        Итак, первым этапом урока становится активное целеполагание. Формулировка осуществляется на языке стандарта: через виды деятельности учащихся. Причем эта формулировка может быть найдена учащимися самостоятельно или совместно с учителем. На этом этапе учитель использует ряд приемов мотивации к изучению тематики уроков, например, «задом наперед» или «выбор цели по маршруту». Суть первого приема заключается в предоставлению по новому, ещё неизученному материалу (вариант проверочной работы). При этом часть заданий учащиеся смогут выполнить сразу, а другая часть потребует дополнительных знаний. Отвечая на вопрос учителя: «Зачем изучать данную тему?», - ученики смогут сформулировать цель её изучения, а сформулировав цель – определить, что ещё надо знать и уметь, чтобы её достигнуть.

        Прием «Выбор цели по маршруту» предусматривает предоставление классу учителем маршрута изучения новой темы. Внимательно прочитав его, учащимся следует обратить внимание на темы уроков модуля, а также на то, что потребуется для его успешного освоения. Самым важным становится определение тех знаний и умений, которые будут  приобретены при изучении темы данного урока. При этом каждый учащийся может сформулировать собственную цель (учитывая свои индивидуальные особенности и уровень знаний). Формулирование цели должно включать и материал, который необходимо повторить ученику, чтобы успешно освоить данную тему.

        Выдача задания учащимся должна обязательно содержать и критерии оценки его выполнения (иначе это не может считаться заданием), причем эти критерии могут быть разработаны как совместно учителем с учениками, так и самостоятельно учителем.  Критерии оценки должны быть обязательно известны учащимся до начала выполнения задания. Причем оценка должна учитывать не только результат, но и процесс (рефлексию). Важно также в качестве результата получение учащимися не только предметных знаний (по физике), но и метапредметных, таких как умение работать в группе или самостоятельность; построение монологического высказывания; анализ, синтез, сравнение, а не только воспроизведение знаний, что соответствует формированию универсальных учебных действий (УУД).

        Приведем конкретный пример расчетных задач по физике разной степени трудности на вычисление средней скорости тела, развиваемой телом в различных ситуациях:

Алгоритмического: За первые 25с автобус проехал 250м, следующие 300м он преодолел за 20с.

Преобразующего: Первые 100м пешеход прошел за 40с, оставшиеся 500м он двигался со скоростью 1,8км\ч.

 эвристического:  Первую четверть пути пешеход двигался со скоростью 5км\ч, оставшуюся час пути он шел со скоростью 2км\ч.

        Причем, критерии оценивания задач разного уровня сложности будут одинаковыми:

- правильность определения и записи известных по условию физических величин, а также тех, которые необходимо найти;

- перевод всех величин в систему СИ;

- правильность выбора и записи формул для решения;

- вывод единиц измерения основных физических величин;

- безошибочность всех произведённых арифметических расчетов и ответа – искомой величины.

        Важнейшим принципом выставления оценки следует считать суммирование баллов за каждый из указанных пунктов, а не «отнимать» от «пятерки» баллы за сделанные ошибки, что также является существенным отличием обучения по стандартам.

        Подводя итог сказанному, следует отметить, что введение Стандартов в современное школьное образование расширяет возможности педагога, позволяет в большей степени раскрыться творческому потенциалу учащихся. И это обусловлено, в первую очередь, направленностью на конечный результат обучения. Инструментом при этом может служить получение результатов по трем основным направлениям: предметному, метапредметному и личностному. Причем основным метапредметным результатом при изучении физики должно стать создание у школьников целостной картины мира. Достижение именно этого результата позволит наглядно продемонстрировать  качественно новый уровень образования сегодняшних школьников. В достижение этого существенную роль сыграют межпредметные связи, бинарные уроки, а также некоторые педагогические технологии ФГОС ОО (кейсы, web-квесты, тренинги, проекты), ТРКМ и т.п.

        И пусть введение Стандартов ещё не затронуло параллели 7-х классов (где предмет «физика» впервые вводится как самостоятельная дисциплина), но общая нацеленность на работу по-новому коснулось практически всех педагогов. Хорошо это или плохо? Покажет время. Ведь именно Время диктует правила игры, выявляя изменения в обществе, которые нельзя не учитывать. Да, школа – один из самых консервативных институтов общества, но и его не могут обойти стороной развивающиеся технологии. Движение осуществляется по спирали, но каждый новый её виток имеет и поступательную составляющую.

        Удачи Вам, господа коллеги, новых успехов в новом образовании!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Достижение нового качества обучения на уроках истории и обществознания в условиях перехода к ФГОС нового поколения в основной школе"

ФГОС нового поколенния основны изменении образовательной парадигмы в основе которой лежит -компетентностный подход....

доклад к семинару завучей по теме "Школа нового поколения: опыт образовательной эффективности"

В докладе отражены основные направления инновационной работы в гимназии №3 города Дербента. Сделан акцент на введении ФГОС в основной школе, инновацинных формах внеурочной деятельности в гимназии....

«Реализация краеведческого аспекта в предметах естественнонаучного цикла согласно требованиям стандартов нового поколения»

В статье автор пытается найти ответы на вопрос:«Как в свете новых требований к школе  и результатам образования эффективно учить детей?»...

«Использование современных технологий на уроках иностранного языка в новой школе в условиях введения ФГОС нового поколения»

Новые приоритеты в образовании побуждают учителей к поиску новых современных эффективных технологий преподавания, позволяющих достичь более высоких результатов обучения и воспитания, внедрять новые об...

«Организация образовательного процесса по предмету « Физическая культура» в условиях реализации ФГОС нового поколения»

Перемены, происходящие в современном обществе, требуют ускоренного совершенствования образовательного пространства, определения целей образования, учитывающих государственные, социальные и личностные ...

Особенности организации образовательного процесса в начальной школе при переходе на государственный стандарт нового поколения. УМК нового поколения.

Каждый педагог сегодня должен переосмыслить свой педагогический опыт и ответить на вопрос ‘’Как обучать в новых условиях?’’...

Статья "Школа нового поколения".

Школа нового поколения –  это тиражируемая модель школы, обладающей культурой самообучающейся организации. Сегодня эта концепция является ключом к модернизации российского массового образов...