Урок
учебно-методический материал по физике (8 класс) на тему

Урок-повторение 8 класс "Тепловые явления"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 8_klass.urok_teplovye_yavleniya_doc.doc103 КБ

Предварительный просмотр:

8 класс

Тема урока:   Урок –повторение « ТЕПЛОВЫЕ  ЯВЛЕНИЯ».

Цель урока:   Продолжить формировать представление учащихся о тепловых явлениях.

Задачи урока:

  • повторить  материал  темы;
  •  выяснить  степень  усвоения  материала  учащимися;  
  • обеспечить создание  у учащихся  навыков  решения  задач,  чтения  графиков.
  • содействовать развитию познавательного интереса учащихся к предмету;
  • прививать учащимся навыки организации самостоятельной работы;
  • воспитывать в учащихся товарищескую взаимопомощь, умение радоваться за удачу друга.
  • развивать умения учащихся анализировать тепловые  процессы  через  количественные  зависимости  (формулы);
  • развивать образное мышление,  умение  решать задачи применяя формулы, составлять законченные смысловые ответы при устных и письменных решениях;
  • развивать наблюдательность, умение видеть  и  понимать  физические  явления  происходящие в  окружающем  мире;
  • Развивать интеллектуальные и творческие способности учащихся

Тип урока:  «ИГРА – СОРЕВНОВАНИЕ» 

Продолжительность урока:   40 минут

Оборудование урока:   компьютер, проекционная система/телевизор.

Программное обеспечение урока:   программа работы с мультимедиа MS Power Point/

Методическое обеспечение урока: 

  • справочный материал по  физике: (таблицы:  удельная  теплота  плавления  веществ;  удельная  теплоёмкость  веществ,  удельная  теплота  сгорания  топлива,  удельная  теплота  парообразования  веществ),  Н.С.Безчастная  «Физика  в  рисунках»,  Физика:  Школьный  курс.-М.:АСТ-ПРЕСС,  2000г)

План урока:

  1. Орг. момент  (1мин) /  лист настроения
  2. Краткий обзор темы  (2 мин) / с помощью К.Т.
  3. Решение расчётных задач  (3 мин)  / индивидуальные разноуровневые задания (дидактический материал).
  4. Конкурс смекалистых  (8  мин)  /  решение качественных задач с помощью К.Т.
  5. Конкурс любителей кроссвордов  (4  мин)  /  сетка кроссворда и вопросы на доске.
  6. Конкурс «Понимаешь ли ты графики?»  (4  мин) / каждой команде свой график с вопросами (дидактический материал).
  7. Конкурс «Найди ошибки»  (5  мин)  / обеим командам один и тот же текст  (дидактический материал).
  8. Конкурс творческих работ  (10  мин)  /это творческое домашнее задание к уроку. При большом количестве интересных работ прослушивание можно перенести на следующий урок и оценить отдельно.
  9. Итог урока  (3  мин)  / выставление отметок, листки настроения - рефлексия.

Класс делится на 2 команды заранее.

Ход урока.

  1. Орг. момент  (1мин) /  лист настроения

Здравствуйте, ребята! Садитесь.  У нас сегодня не совсем обычный урок – урок соревнование. Будет много конкурсов, интересных заданий, творческих проектов. Урок построен с применением И.К.Т. Мы с вами немного волнуемся, но я думаю, что всё у нас получится.

Ребята, у вас на столах лежат  « Листы настроения». Выберите пожалуйста из трёх портретов один, который вам сейчас больше подходит: весёлый, спокойный или огорчённый и напишите под ним карандашом слова: в начале урока. В конце урока к этим листкам мы ещё вернёмся, а сейчас отложите их в сторону.

  1. Краткий обзор темы  (2 мин) / с помощью К.Т.

Презентация.

3.  Решение расчётных задач  (3 мин)  / индивидуальные разноуровневые задания (дидактический материал: карточки с задачами, таблицы ).

 Удельная теплота плавления  некоторых веществ,  Дж/кг,

( при температуре плавления и нормальном атмосферном давлении)

Алюминий

3,9 * 105

Сталь

0,84 * 105

Лед

3,4 * 105

Золото

0,67 * 105

Железо

2,7 * 105

Водород

0,59 * 105

Медь

2,1 * 105

Олово

0,59 * 105

Парафин

1,5 * 105

Свинец

0,25 * 105

Спирт

1,1 * 105

Кислород

0,14 * 105

Серебро

0,87 * 105

Ртуть

0,12 * 105

Удельная  теплоемкость некоторых веществ, Дж/кг*С0

Золото

130

Железо

460

Масло подсолнечное

1700

Ртуть

140

Сталь

500

Лед

2100

Свинец

140

Чугун

540

Керосин

2100

Олово

230

Графит

750

Эфир

2350

Серебро

250

Стекло лабораторное

840

Дерево (дуб)

2400

Медь

400

Кирпич

880

Спирт

2500

Цинк

400

Алюминий

920

Вода

4200

Удельная теплота сгорания некоторых видов топлива, Дж/кг

Порох

0,38*107

Древесный уголь

3,4*107

Дрова сухие

1,0*107

Природный газ

4,4*107

Торф

1,4*107

Нефть

4,4*107

Каменный уголь

2,7*107

Бензин

4,6*107

Спирт

2,7*107

Керосин

4,6*107

Антрацит

3,0*107

Водород

12*107

Удельная теплота парообразования некоторых веществ, Дж/кг

( при температуре кипения и нормальном давлении)

Вода

2,3 *106

Эфир

0,4 *106

Аммиак ( жидкий)

1,4 *106

Ртуть

0,3 *106

Спирт

0,9 *106

Воздух ( жидкий )

0,2 *106

  1. Конкурс смекалистых  (8  мин)  /  решение качественных задач с помощью К.Т.

При появлении на экране очередного слайда команды по очереди отвечают на вопрос. Команда может помогать. Если и команда не знает ответа, то отвечают соперники, но первая команда теряет очки. За правильный ответ – 1 жетон. После ответа команд читаем правильный ответ на слайде.

Билет  (слайд)  №1

Какими способами происходит передача энергии от источника тепла к мальчикам?

Картинка: мальчик на пляже и мальчик сидит прижавшись к печи.

Билет (слайд)  №2

Почему на изображенных рисунках дым от костра у опушки леса в тихую погоду имеет неодинаковое направление?

Билет(слайд)   №3

Где снег растает быстрее и почему? Где почва промерзнет глубже и почему?

Картинка: зима в поле и зима в лесу.

Билет(слайд)   №4

В какой из двух бочек ( деревянной или железной) вода скорее замерзнет, если емкость бочек одинаковая? Почему?

Билет(слайд)   №5

Почему зимой в мороз слышны потрескивания ствола дерева и бревен сарая?

Билет(слайд)   №6

Изменится ли температура воздуха, если пойдет снег?

Билет (слайд)  №7

Какая из этих ледяных переправ надежнее и почему? Когда половодье будет больше: в снежную или бесснежную зиму и почему?

Картинка: переправа, очищенная от снега и неочищенная.

Билет (слайд)  №8

Одинаковым ли способом нагреваются ракеты, летящие одна на высоте 15 км от Земли и другая 110 км от Земли?

Билет(слайд)   №9

В каком из этих вагонов перевозят скоропортящиеся продукты? Почему?

Картинка: 2 вагона, отличающихся только по цвету – белый и коричневый.

Билет(слайд)   №10

На чашки уравновешенных рычажных весов поставили два одинаковых стакана с горячим и холодным чаем. Вначале весы были в равновесии, но оно быстро нарушилось. Почему?

Билет (слайд)  №11

Какое физическое явление используется при снегозадержании?

Билет(слайд)   №12

В каком доме теплее зимой? (толщина стен одинаковая) Почему?

 Картинка: Зима. Дом каменный и дом из бревен.

5.  Конкурс любителей кроссвордов  (4  мин)  /  сетка кроссворда и вопросы на доске.

Участвуют все. Выходят по очереди и записывают ответ. За каждый правильный ответ – 1 жетон.

  1. Как называется хаотическое движение молекул в теле.
  2. Вид теплопередачи.
  3. Тепловой двигатель, в котором пар или газ вращает вал без помощи поршня шатуна и кривошипа.
  4. Сосуд, хранящий пищу горячей.
  5. Вид теплопередачи, в котором энергия переносится струями газа или жидкости.
  6. Прибор, состоящий из 2 – х сосудов, разделенных воздушным промежутком.
  7. Вид теплопередачи, осуществляемый и в вакууме.
  8. Энергия, определяемая движением и взаимодействием молекул в теле.
  9. Процесс, обратный плавлению.

По вертикали название прибора, без которого нельзя изучать тепловые явления.

Т

Е

П

Л

О

В

О

Е

Т

Е

П

Л

О

П

Р

О

В

О

Д

Н

О

С

Т

Ь

Т

У

Р

Б

И

Н

А

Т

Е

Р

М

О

С

К

О

Н

В

Е

К

Ц

И

Я

К

А

Л

О

Р

И

М

Е

Т

Р

И

З

Л

У

Ч

Е

Н

И

Е

В

Н

У

Т

Р

Е

Н

Н

Я

Я

К

Р

И

С

Т

А

Л

Л

И

З

А

Ц

И

Я

  1. Конкурс «Понимаешь ли ты графики?»  (4  мин) / каждой команде свой график с вопросами (дидактический материал).

Если учащиеся подготовлены хорошо – ответить можно устно, иначе – письменный ответ на листке от каждой команды. Учащиеся каждой команды берут по графику и отвечают на вопросы.

График плавления ( отвердевание) нафталина.

               t плавления

                          Д

        80      В        С      Е       F                   t отв = t пл

А      Тв

                                                    Тв    К

  20

    0    2                                                                                    T, мин

Вопросы:

  1. Что происходит с нафталином в отрезке времени, соответствующие каждому из участков графика?
  2. Как по графику можно судить об изменении температуры вещества при нагревании и охлаждении?
  3. Какие участки графика относятся к плавлению и отвердеванию нафталина. Почему эти участки параллельны оси времени?
  4. Что вы можете сказать о энергии на участках ВС и ЕF?

График плавления и отвердевания льда

60

40                                            

20

    0    

-20  

-40    А                                                                       К

-60

Вопросы:

  1. Что происходит с водой в отрезки времени, соответствующие каждому из участков графика?
  2. Как по графику можно судить об изменении температуры вещества при нагревании и охлаждении?
  3. Какие участки графика относятся к плавлению и отвердеванию льда. Почему эти участки параллельны оси времени?
  4. Что вы можете сказать о энергии на участках ВС и ЕF?

  1.  Конкурс «Найди ошибки»  (5  мин)/ командам вручаются одинаковые тексты.  (дидактический материал).

В течение 5 минут команды ищут ошибки. Побеждает та команда которая найдет (подчеркнёт в тексте и затем устно объяснит) больше ошибок.

Текст.

        Проснувшись поутру, я вспомнил, что договаривался с Мишей идти на речку – смотреть ледоход. Я посмотрел в окно – снег уже везде стаял, только на крышах  домов лежал шапками. Так как уходил я на весь день, то решил плотно позавтракать. Я люблю хрустящий картофель. Чтобы быстрее поджарить  его – закрыл сковородку крышкой и поставил на огонь. Сам быстренько вымылся по пояс над краном и не вытираясь глубоко вздохнул – по телу разлилось тепло. Покушав, я выбежал на улицу. Миша был уже там. «Надо же!» - сказал он. «Такое солнце, а t с утра - 20 С». «Нет 40» - возразил я. Мы заспорили. Потом Миша сообразил в чем дело. « У меня термометр висит на улице, а у тебя под крышей, вот и показывает больше». «А вот вчера температура была +10С» – сказал он. Я не стал спорить, так как вчера не смотрел на термометр. В то время мы проходили мимо деревьев. «А вот и источники углекислого газа» - сказал Миша, - на что я возразил, потирая рукой об руку. Ладони от этого совсем замерзли, и пришлось доставать из кармана варежки.  Но они были мокрые – я забыл их просушить вчера , а теперь на них были льдинки. Это сколько же убавилось тепла подумал я. Так незаметно мы дошли до реки. Я подошел ближе к воде, так как  совсем замерз и  хотел погреться, но Миша со мной не согласился и остался стоять на пригорке. В реке плавали гуси, а два гуся сидели на льду. Наверное они уже совсем в воде замерзли – подумал я, - и не хотят больше плавать.

  1. Конкурс творческих работ  (10  мин)  /это творческое домашнее задание к уроку.

 При большом количестве интересных работ прослушивание можно перенести на следующий урок и оценить отдельно .Интересные сообщения о тепловых  явлениях, о применении их на практике, о применении тепловых двигателей, термос, теплопередача и растительный мир, демонстрация интересных опытов.

  1. Вскипятить воду в бумажной «кастрюле» на пламени свечи.
  2. «мешок» с деньгами не горящий на огне
  3. паровая «пушка».
  4. вертушка «бабочка» и т.д.

Ребята могут так же сочинять стихи, или придумывать вопросы, интересные по содержанию.

  • Готовя пищу, пастухи – горцы закрывают котел крышкой, а сверху кладут камни. Зачем?
  • Известно ли вам , что холодная вода может кипеть? А как этого добиться?

9.   Итог урока  (3  мин)  / выставление отметок, листки настроения - рефлексия.

Ребята, возьмите, пожалуйста, листки настроения и отметьте карандашом тот портрет, который соответствует вашему настроению в данный момент.

РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ

И.Т.способствуют:

- развитию аналитических способностей (анализ, сравнение, обобщение);

- развитию психических функций (логическое мышление, память, внимание, воображение, восприятие и др.);

- формированию коммуникативных навыков;

- готовности к самостоятельной работе.

Игровые методики способствуют:

- повышению уровня мотивации при обучении;

- улучшению рефлексии.

Творческие задания:

- дают возможность проявить себя каждому из учащихся;

- развивают речь учащихся, умение отстаивать собственное мнение.

Анализируя «Листки настроения» можно сказать, что детям урок понравился, у многих настроение улучшилось.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка: предполагаемый план проведения урока - При подготовке к уроку использовать как вспомпгательный ориентир для каждого этапа урока. Презентация отражает создание условий для учебных действий на уроке.

При подготовке к уроку использовать как вспомпгательный ориентир для каждого этапа урока.  Презентация отражает  создание условий для учебных действий на уроке....

Конспект открытого урока по технологии в 6 классе. Тема урока: Игровые технологии на уроках обслуживающего труда. Одежда и требование к ней. Снятие мерок для построения чертежа юбки. (Презентация к уроку)

Разработка урока с презентацией помогает учителю более доступно и понятно познакомить учащихся с историей юбки. На уроке используются игровые технологии, что помогают учащимся лучше усвоить материал у...

Урок изобразительного искусства в 5-ом классе.Тема урока: « Деревья как люди». Вид работы: рисование по представлению Тип урока: комбинированный, урок – сказка

Тема урока: « Деревья как люди».Вид работы:  рисование по представлениюТип урока:  комбинированный, урок – сказка Цель урока:ü Средствами   изобразительного языка   ...

Класс 9 Урок №24. Тема урока: Системы счисления. Перевод чисел Тип урока; Урок «построения » системы знания.

Урок для учащихся 9 класса по теме "Системы счисления. Перевод чисел". Урок в разделе программы по счету третий. Цель:Образовательная: систематизация и расширение знаний обучающихся о операциях п...

Урок обобщающего повторения по теме Южная Америка.Урок-игра.Особый колорит уроку придаёт просмотр ролика"Танго и футбол", вопрос от шеф повара с угощением мамалыгой и синквейн. Легенда рассказанная в начале урока настраивает ребят на работу.

Урок географии в 7-м классе по теме "Южная Америка". Подготовила и провела: учитель географии 1квалификационной категории Васильева Елена Тихоновна  в МБОУ СОШ №21 г. Коврова, в рамках подго...