Урок
учебно-методический материал по физике (8 класс) на тему
Урок-повторение 8 класс "Тепловые явления"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 103 КБ |
Предварительный просмотр:
8 класс
Тема урока: Урок –повторение « ТЕПЛОВЫЕ ЯВЛЕНИЯ».
Цель урока: Продолжить формировать представление учащихся о тепловых явлениях.
Задачи урока:
- повторить материал темы;
- выяснить степень усвоения материала учащимися;
- обеспечить создание у учащихся навыков решения задач, чтения графиков.
- содействовать развитию познавательного интереса учащихся к предмету;
- прививать учащимся навыки организации самостоятельной работы;
- воспитывать в учащихся товарищескую взаимопомощь, умение радоваться за удачу друга.
- развивать умения учащихся анализировать тепловые процессы через количественные зависимости (формулы);
- развивать образное мышление, умение решать задачи применяя формулы, составлять законченные смысловые ответы при устных и письменных решениях;
- развивать наблюдательность, умение видеть и понимать физические явления происходящие в окружающем мире;
- Развивать интеллектуальные и творческие способности учащихся
Тип урока: «ИГРА – СОРЕВНОВАНИЕ»
Продолжительность урока: 40 минут
Оборудование урока: компьютер, проекционная система/телевизор.
Программное обеспечение урока: программа работы с мультимедиа MS Power Point/
Методическое обеспечение урока:
- справочный материал по физике: (таблицы: удельная теплота плавления веществ; удельная теплоёмкость веществ, удельная теплота сгорания топлива, удельная теплота парообразования веществ), Н.С.Безчастная «Физика в рисунках», Физика: Школьный курс.-М.:АСТ-ПРЕСС, 2000г)
План урока:
- Орг. момент (1мин) / лист настроения
- Краткий обзор темы (2 мин) / с помощью К.Т.
- Решение расчётных задач (3 мин) / индивидуальные разноуровневые задания (дидактический материал).
- Конкурс смекалистых (8 мин) / решение качественных задач с помощью К.Т.
- Конкурс любителей кроссвордов (4 мин) / сетка кроссворда и вопросы на доске.
- Конкурс «Понимаешь ли ты графики?» (4 мин) / каждой команде свой график с вопросами (дидактический материал).
- Конкурс «Найди ошибки» (5 мин) / обеим командам один и тот же текст (дидактический материал).
- Конкурс творческих работ (10 мин) /это творческое домашнее задание к уроку. При большом количестве интересных работ прослушивание можно перенести на следующий урок и оценить отдельно.
- Итог урока (3 мин) / выставление отметок, листки настроения - рефлексия.
Класс делится на 2 команды заранее.
Ход урока.
- Орг. момент (1мин) / лист настроения
Здравствуйте, ребята! Садитесь. У нас сегодня не совсем обычный урок – урок соревнование. Будет много конкурсов, интересных заданий, творческих проектов. Урок построен с применением И.К.Т. Мы с вами немного волнуемся, но я думаю, что всё у нас получится.
Ребята, у вас на столах лежат « Листы настроения». Выберите пожалуйста из трёх портретов один, который вам сейчас больше подходит: весёлый, спокойный или огорчённый и напишите под ним карандашом слова: в начале урока. В конце урока к этим листкам мы ещё вернёмся, а сейчас отложите их в сторону.
- Краткий обзор темы (2 мин) / с помощью К.Т.
Презентация.
3. Решение расчётных задач (3 мин) / индивидуальные разноуровневые задания (дидактический материал: карточки с задачами, таблицы ).
Удельная теплота плавления некоторых веществ, Дж/кг,
( при температуре плавления и нормальном атмосферном давлении)
Алюминий | 3,9 * 105 | Сталь | 0,84 * 105 |
Лед | 3,4 * 105 | Золото | 0,67 * 105 |
Железо | 2,7 * 105 | Водород | 0,59 * 105 |
Медь | 2,1 * 105 | Олово | 0,59 * 105 |
Парафин | 1,5 * 105 | Свинец | 0,25 * 105 |
Спирт | 1,1 * 105 | Кислород | 0,14 * 105 |
Серебро | 0,87 * 105 | Ртуть | 0,12 * 105 |
Удельная теплоемкость некоторых веществ, Дж/кг*С0
Золото | 130 | Железо | 460 | Масло подсолнечное | 1700 |
Ртуть | 140 | Сталь | 500 | Лед | 2100 |
Свинец | 140 | Чугун | 540 | Керосин | 2100 |
Олово | 230 | Графит | 750 | Эфир | 2350 |
Серебро | 250 | Стекло лабораторное | 840 | Дерево (дуб) | 2400 |
Медь | 400 | Кирпич | 880 | Спирт | 2500 |
Цинк | 400 | Алюминий | 920 | Вода | 4200 |
Удельная теплота сгорания некоторых видов топлива, Дж/кг
Порох | 0,38*107 | Древесный уголь | 3,4*107 |
Дрова сухие | 1,0*107 | Природный газ | 4,4*107 |
Торф | 1,4*107 | Нефть | 4,4*107 |
Каменный уголь | 2,7*107 | Бензин | 4,6*107 |
Спирт | 2,7*107 | Керосин | 4,6*107 |
Антрацит | 3,0*107 | Водород | 12*107 |
Удельная теплота парообразования некоторых веществ, Дж/кг
( при температуре кипения и нормальном давлении)
Вода | 2,3 *106 | Эфир | 0,4 *106 |
Аммиак ( жидкий) | 1,4 *106 | Ртуть | 0,3 *106 |
Спирт | 0,9 *106 | Воздух ( жидкий ) | 0,2 *106 |
- Конкурс смекалистых (8 мин) / решение качественных задач с помощью К.Т.
При появлении на экране очередного слайда команды по очереди отвечают на вопрос. Команда может помогать. Если и команда не знает ответа, то отвечают соперники, но первая команда теряет очки. За правильный ответ – 1 жетон. После ответа команд читаем правильный ответ на слайде.
Билет (слайд) №1
Какими способами происходит передача энергии от источника тепла к мальчикам?
Картинка: мальчик на пляже и мальчик сидит прижавшись к печи.
Билет (слайд) №2
Почему на изображенных рисунках дым от костра у опушки леса в тихую погоду имеет неодинаковое направление?
Билет(слайд) №3
Где снег растает быстрее и почему? Где почва промерзнет глубже и почему?
Картинка: зима в поле и зима в лесу.
Билет(слайд) №4
В какой из двух бочек ( деревянной или железной) вода скорее замерзнет, если емкость бочек одинаковая? Почему?
Билет(слайд) №5
Почему зимой в мороз слышны потрескивания ствола дерева и бревен сарая?
Билет(слайд) №6
Изменится ли температура воздуха, если пойдет снег?
Билет (слайд) №7
Какая из этих ледяных переправ надежнее и почему? Когда половодье будет больше: в снежную или бесснежную зиму и почему?
Картинка: переправа, очищенная от снега и неочищенная.
Билет (слайд) №8
Одинаковым ли способом нагреваются ракеты, летящие одна на высоте 15 км от Земли и другая 110 км от Земли?
Билет(слайд) №9
В каком из этих вагонов перевозят скоропортящиеся продукты? Почему?
Картинка: 2 вагона, отличающихся только по цвету – белый и коричневый.
Билет(слайд) №10
На чашки уравновешенных рычажных весов поставили два одинаковых стакана с горячим и холодным чаем. Вначале весы были в равновесии, но оно быстро нарушилось. Почему?
Билет (слайд) №11
Какое физическое явление используется при снегозадержании?
Билет(слайд) №12
В каком доме теплее зимой? (толщина стен одинаковая) Почему?
Картинка: Зима. Дом каменный и дом из бревен.
5. Конкурс любителей кроссвордов (4 мин) / сетка кроссворда и вопросы на доске.
Участвуют все. Выходят по очереди и записывают ответ. За каждый правильный ответ – 1 жетон.
- Как называется хаотическое движение молекул в теле.
- Вид теплопередачи.
- Тепловой двигатель, в котором пар или газ вращает вал без помощи поршня шатуна и кривошипа.
- Сосуд, хранящий пищу горячей.
- Вид теплопередачи, в котором энергия переносится струями газа или жидкости.
- Прибор, состоящий из 2 – х сосудов, разделенных воздушным промежутком.
- Вид теплопередачи, осуществляемый и в вакууме.
- Энергия, определяемая движением и взаимодействием молекул в теле.
- Процесс, обратный плавлению.
По вертикали название прибора, без которого нельзя изучать тепловые явления.
Т | Е | П | Л | О | В | О | Е | |||||||||||||
Т | Е | П | Л | О | П | Р | О | В | О | Д | Н | О | С | Т | Ь | |||||
Т | У | Р | Б | И | Н | А | ||||||||||||||
Т | Е | Р | М | О | С | |||||||||||||||
К | О | Н | В | Е | К | Ц | И | Я | ||||||||||||
К | А | Л | О | Р | И | М | Е | Т | Р | |||||||||||
И | З | Л | У | Ч | Е | Н | И | Е | ||||||||||||
В | Н | У | Т | Р | Е | Н | Н | Я | Я | |||||||||||
К | Р | И | С | Т | А | Л | Л | И | З | А | Ц | И | Я |
- Конкурс «Понимаешь ли ты графики?» (4 мин) / каждой команде свой график с вопросами (дидактический материал).
Если учащиеся подготовлены хорошо – ответить можно устно, иначе – письменный ответ на листке от каждой команды. Учащиеся каждой команды берут по графику и отвечают на вопросы.
График плавления ( отвердевание) нафталина.
t плавления
Д
80 В С Е F t отв = t пл
А Тв
Тв К
20
0 2 T, мин
Вопросы:
- Что происходит с нафталином в отрезке времени, соответствующие каждому из участков графика?
- Как по графику можно судить об изменении температуры вещества при нагревании и охлаждении?
- Какие участки графика относятся к плавлению и отвердеванию нафталина. Почему эти участки параллельны оси времени?
- Что вы можете сказать о энергии на участках ВС и ЕF?
График плавления и отвердевания льда
60
40
20
0
-20
-40 А К
-60
Вопросы:
- Что происходит с водой в отрезки времени, соответствующие каждому из участков графика?
- Как по графику можно судить об изменении температуры вещества при нагревании и охлаждении?
- Какие участки графика относятся к плавлению и отвердеванию льда. Почему эти участки параллельны оси времени?
- Что вы можете сказать о энергии на участках ВС и ЕF?
- Конкурс «Найди ошибки» (5 мин)/ командам вручаются одинаковые тексты. (дидактический материал).
В течение 5 минут команды ищут ошибки. Побеждает та команда которая найдет (подчеркнёт в тексте и затем устно объяснит) больше ошибок.
Текст.
Проснувшись поутру, я вспомнил, что договаривался с Мишей идти на речку – смотреть ледоход. Я посмотрел в окно – снег уже везде стаял, только на крышах домов лежал шапками. Так как уходил я на весь день, то решил плотно позавтракать. Я люблю хрустящий картофель. Чтобы быстрее поджарить его – закрыл сковородку крышкой и поставил на огонь. Сам быстренько вымылся по пояс над краном и не вытираясь глубоко вздохнул – по телу разлилось тепло. Покушав, я выбежал на улицу. Миша был уже там. «Надо же!» - сказал он. «Такое солнце, а t с утра - 20 С». «Нет 40» - возразил я. Мы заспорили. Потом Миша сообразил в чем дело. « У меня термометр висит на улице, а у тебя под крышей, вот и показывает больше». «А вот вчера температура была +10С» – сказал он. Я не стал спорить, так как вчера не смотрел на термометр. В то время мы проходили мимо деревьев. «А вот и источники углекислого газа» - сказал Миша, - на что я возразил, потирая рукой об руку. Ладони от этого совсем замерзли, и пришлось доставать из кармана варежки. Но они были мокрые – я забыл их просушить вчера , а теперь на них были льдинки. Это сколько же убавилось тепла подумал я. Так незаметно мы дошли до реки. Я подошел ближе к воде, так как совсем замерз и хотел погреться, но Миша со мной не согласился и остался стоять на пригорке. В реке плавали гуси, а два гуся сидели на льду. Наверное они уже совсем в воде замерзли – подумал я, - и не хотят больше плавать.
- Конкурс творческих работ (10 мин) /это творческое домашнее задание к уроку.
При большом количестве интересных работ прослушивание можно перенести на следующий урок и оценить отдельно .Интересные сообщения о тепловых явлениях, о применении их на практике, о применении тепловых двигателей, термос, теплопередача и растительный мир, демонстрация интересных опытов.
- Вскипятить воду в бумажной «кастрюле» на пламени свечи.
- «мешок» с деньгами не горящий на огне
- паровая «пушка».
- вертушка «бабочка» и т.д.
Ребята могут так же сочинять стихи, или придумывать вопросы, интересные по содержанию.
- Готовя пищу, пастухи – горцы закрывают котел крышкой, а сверху кладут камни. Зачем?
- Известно ли вам , что холодная вода может кипеть? А как этого добиться?
9. Итог урока (3 мин) / выставление отметок, листки настроения - рефлексия.
Ребята, возьмите, пожалуйста, листки настроения и отметьте карандашом тот портрет, который соответствует вашему настроению в данный момент.
РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ
И.Т.способствуют:
- развитию аналитических способностей (анализ, сравнение, обобщение);
- развитию психических функций (логическое мышление, память, внимание, воображение, восприятие и др.);
- формированию коммуникативных навыков;
- готовности к самостоятельной работе.
Игровые методики способствуют:
- повышению уровня мотивации при обучении;
- улучшению рефлексии.
Творческие задания:
- дают возможность проявить себя каждому из учащихся;
- развивают речь учащихся, умение отстаивать собственное мнение.
Анализируя «Листки настроения» можно сказать, что детям урок понравился, у многих настроение улучшилось.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2012/09/30/picture-112245.jpg)
Методическая разработка: предполагаемый план проведения урока - При подготовке к уроку использовать как вспомпгательный ориентир для каждого этапа урока. Презентация отражает создание условий для учебных действий на уроке.
При подготовке к уроку использовать как вспомпгательный ориентир для каждого этапа урока. Презентация отражает создание условий для учебных действий на уроке....
![](/sites/default/files/pictures/2013/10/30/picture-330164-1383160067.jpg)
Методическая разработка урока литературы по теме «Творчество Сергея Есенина»(11 класс). Тема урока - «Голубая Русь» Сергея Есенина. Тип урока –урок-исследование.
Знакомство со стихотворениями С.Есенина, посвящёнными теме родины, с творческим методом поэта....
![](/sites/default/files/pictures/2014/02/09/picture-401226-1391934239.jpg)
Конспект открытого урока по технологии в 6 классе. Тема урока: Игровые технологии на уроках обслуживающего труда. Одежда и требование к ней. Снятие мерок для построения чертежа юбки. (Презентация к уроку)
Разработка урока с презентацией помогает учителю более доступно и понятно познакомить учащихся с историей юбки. На уроке используются игровые технологии, что помогают учащимся лучше усвоить материал у...
![](/sites/default/files/pictures/2014/11/10/picture-231919-1415628616.jpg)
Урок изобразительного искусства в 5-ом классе.Тема урока: « Деревья как люди». Вид работы: рисование по представлению Тип урока: комбинированный, урок – сказка
Тема урока: « Деревья как люди».Вид работы: рисование по представлениюТип урока: комбинированный, урок – сказка Цель урока:ü Средствами изобразительного языка ...
![](/sites/ap.nsportal.ru/files/pictures/2018/10/06/picture-545858-1538813006.jpg)
Класс 9 Урок №24. Тема урока: Системы счисления. Перевод чисел Тип урока; Урок «построения » системы знания.
Урок для учащихся 9 класса по теме "Системы счисления. Перевод чисел". Урок в разделе программы по счету третий. Цель:Образовательная: систематизация и расширение знаний обучающихся о операциях п...
![](/sites/default/files/pictures/2015/05/10/picture-613559-1431228819.jpg)
Урок обобщающего повторения по теме Южная Америка.Урок-игра.Особый колорит уроку придаёт просмотр ролика"Танго и футбол", вопрос от шеф повара с угощением мамалыгой и синквейн. Легенда рассказанная в начале урока настраивает ребят на работу.
Урок географии в 7-м классе по теме "Южная Америка". Подготовила и провела: учитель географии 1квалификационной категории Васильева Елена Тихоновна в МБОУ СОШ №21 г. Коврова, в рамках подго...
![](/sites/default/files/pictures/2015/12/30/picture-730749-1451459329.jpg)
Сходства и различия уроков с метапредметным подходом с интегрированными уроками и уроками с межпредметными связями (на примере уроков русского языка в 8 классе) Метапредметный подход на уроке русского языка в 8 классе
Сходства и различия уроков с интегрированными уроками и уроками с межпредметными связями (на примере уроков русского языка в 8 классе)...