Сообщение "Интегрированный урок"
статья по физике на тему

Федорова Вера Арсентьевна

Связь междуучебными предметами  является отражением объективно существующей взаимосвязи наук о природе и обществе. Для реализации межпредметных связей используются активные формы. Одна из них - интегрированный урок.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_po_fizike_integrirovannyy_urok.docx20.39 КБ

Предварительный просмотр:

Сообщение по теме

Интегрированный урок

Учитель физики ГБОУ СОШ№472

Федорова В.А.

Интегрированный урок

Сформировать глубокие познавательные интересы к физике у всех учащихся невозможно и наверное, не нужно. Важно, чтобы всем учащимся было интересно заниматься на каждом уроке. Если учащиеся не вовлечены в активную деятельность, то любой содержательный материал вызовет у них лишь созерцательный интерес к предмету, который не будет являться познавательным интересом. Поэтому при формировании познавательных интересов школьников особое место принадлежит разнообразию методик проведения урока.

Одним из таких как раз и является интегрированный урок. На таком уроке основным активизирующим моментом следует считать положительный эмоциональный настрой на урок, который возникает у учащихся при переходе на новый вид деятельности. Именно этот настрой может привести к развитию познавательных интересов учащихся.

Общеизвестно, что обеспечение взаимосвязи учебных предметов в обучении является необходимым условием его успешности. Осуществление межпредметных связей способствует повышению качества знаний учащихся и развитию их познавательных способностей.

Установлению связи между школьными предметами содействуют формированию целостного представления о закономерностях развития природы и общества;  осуществления единства в интерпретации научных понятий и преемственности в их развитии.

Связь между учебными предметами является отражением объективно существующей взаимосвязи наук о природе и обществе. Для реализации межпредметных связей используются активные формы. Одна из них – интегрированный урок.

Постановка межпредметных познавательных задач, построение ответов, требующих знаний по нескольким предметам, обобщения межпредметного характера, - все это активизирует мыслительную деятельность учащихся, повышает осознанность привлечения знаний из смежных дисциплин.

Иногда можно услышать такой вопрос: обязательно ли вести урок двум или нескольким учителям - предметникам?  Ответ однозначный, - конечно, да. С одной стороны, каким бы ни был интересным материал, два урока подряд удержать внимание даже заинтересованных учеников очень трудно. Ведение урока двумя учителями – предметниками (или более) позволяет повысить интерес учеников к уроку, вовлечь их в активную деятельность. Внимание ребят не ослабевает ни на минуту, и слова каждого учителя воспринимаются с повышенным интересом. С другой стороны, проведение урока несколькими учителями делает его богаче в методическом плане, ученики ясно видят связь разных учебных предметов.

Для активизации познавательной деятельности учащихся большое значение придается выбору темы интегрированного урока, формулировке обсуждаемых вопросов.

Важное значение имеет и использование на интегрированном уроке наглядных пособий: таблиц, схем, плакатов, диафильмов и др. по рассматриваемым предметам.

Нельзя назвать связи курсов физики и географии тесными и многогранными. Общими для этих двух предметов является лишь отдельные вопросы. Но если подходить творчески к своим предметам, то можно найти эффективные пути реализации существующих межпредметных связей.

В прошлом году я проводила интегрированный урок с учителем географии Ластовской Еленой Анатольевной по теме «Атмосферное давление». Для учеников 7 класса эта тема была немного знакома из курса географии 6 класса. На интегрированном уроке обучающие с Ластовской Е.А. вспомнили, что такое атмосфера, рассмотрели, как образуется атмосфера (новый для учеников 7 класса вопрос – опережающее облучение), а затем объяснили существование атмосферы уже с точки зрения физики. С помощью наглядных опытов доказали, что атмосфера действительно существует, показали, что воздух весит и, как следствие веса, - оказывает давление на все тела, находящие на Земле. Рассчитали величину атмосферного давления, ввели основные единицы измерения атмосферного давления, рассмотрели приборы, с помощью которых можно измерить атмосферное давление. Это был в основном урок физики, на котором очень хорошо была продемонстрирована межпредмтная связь с географией.

В этом году мы хотим немного изменить урок, и уже я должна пойти на урок географии в 6 классе и вместе с Е.А. Ластовской ввести понятие атмосферного давления, его единицы измерения, величину и так далее, с тем чтобы на будущий год можно было исключить эту тему из программы 7 класса и высвободить время для изучения других тем.

В 8 классе был проведен интегрированный урок физика – математика по теме «Графики функций». Творческий поиск, совместные усилия с Шульгиной Светланой Александровной дали положительные результаты: на протяжении всего урока интерес к нему не ослабевал. Учащиеся убедились во взаимосвязи наук, в том, что знание одной дисциплины помогает лучше усвоить другую.

В 8 классе интегрированный урок был проведен по теме «Строение атома». Эта тема сильно переплетается с некоторыми вопросами химии: периодическая система Менделеева, распределение электронов по электронным оболочкам. Но в физике она изучается несколько раньше, чем в химии. Проведение урока совместно с учителем химии способствовало не только формированию целостного представления о природе, но и значительно повысило интерес к учению.

На протяжении всех интегрированных уроков наблюдается высокая познавательная активность школьников. Установление связи между курсами физики и другими предметами вызывает живой интерес. В перспективе возможны интегрированные уроки по темам (приблизительно):

  • Физика – биология «Механические волны».                             Основная цель: обобщить знания по теме, показать проявление волновых процессов в живой и неживой природе, раскрыть их применение в технике;
  • Физика – экономическая география «Топливно – энергетический комплекс» - 8 класс. Основные цели: обобщить знания учащихся по теме, раскрыть межпредметные связи изучаемого по географии материала с курсом физики.
  • Физика – литература «Звуковые волны в физике и художественной литературе» и т.д.

Соприкасающихся и переплетающихся тем в физике с другими предметами школьного курса можно найти много. Было бы желание учителя, его творчество, фантазия, тогда можно активизировать деятельность учеников, повышать их интерес к обучению.

Таким образом, интегрированные уроки являются действенным  средством повышения эффективности учебно-воспитательного процесса.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка: предполагаемый план проведения урока - При подготовке к уроку использовать как вспомпгательный ориентир для каждого этапа урока. Презентация отражает создание условий для учебных действий на уроке.

При подготовке к уроку использовать как вспомпгательный ориентир для каждого этапа урока.  Презентация отражает  создание условий для учебных действий на уроке....

Конспект открытого урока по технологии в 6 классе. Тема урока: Игровые технологии на уроках обслуживающего труда. Одежда и требование к ней. Снятие мерок для построения чертежа юбки. (Презентация к уроку)

Разработка урока с презентацией помогает учителю более доступно и понятно познакомить учащихся с историей юбки. На уроке используются игровые технологии, что помогают учащимся лучше усвоить материал у...

Урок изобразительного искусства в 5-ом классе.Тема урока: « Деревья как люди». Вид работы: рисование по представлению Тип урока: комбинированный, урок – сказка

Тема урока: « Деревья как люди».Вид работы:  рисование по представлениюТип урока:  комбинированный, урок – сказка Цель урока:ü Средствами   изобразительного языка   ...

Класс 9 Урок №24. Тема урока: Системы счисления. Перевод чисел Тип урока; Урок «построения » системы знания.

Урок для учащихся 9 класса по теме "Системы счисления. Перевод чисел". Урок в разделе программы по счету третий. Цель:Образовательная: систематизация и расширение знаний обучающихся о операциях п...

Урок обобщающего повторения по теме Южная Америка.Урок-игра.Особый колорит уроку придаёт просмотр ролика"Танго и футбол", вопрос от шеф повара с угощением мамалыгой и синквейн. Легенда рассказанная в начале урока настраивает ребят на работу.

Урок географии в 7-м классе по теме "Южная Америка". Подготовила и провела: учитель географии 1квалификационной категории Васильева Елена Тихоновна  в МБОУ СОШ №21 г. Коврова, в рамках подго...