Проектирование индивидуальных образовательных маршрутов.
статья по физике на тему

В статье говорится об использовании образовательных маршрутах на уроках физики.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proektirovanie_iom.doc112.5 КБ
Office presentation icon proektirovanie_iom.ppt64 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №1 им. А.П. Гайдара»

Проектирование и использование индивидуальных образовательных маршрутов на уроках физики.

 Жигальцова Татьяна Викторовна,

учитель физики высшей

квалификационной категории

Архара 2013

Проектирование и использование индивидуальных образовательных маршрутов на уроках физики.

Введение

Новые цели и ориентиры общего среднего образования, вариативность его содержания на старшей ступени школы, многообразие образовательных систем привели к становлению во многом новых организационных форм, методов и средств обучения. Это тесно связано с тем, что преемственность высшей и средней школы предполагает диалектическое взаимодействие педагогических процессов школы и вуза, а именно привнесение в школьную практику таких элементов вузовского обучения, которые обогащают и совершенствуют возможности средней школы.

В документах, посвященных модернизации российского образования, ясно выражена мысль о необходимости смены ориентиров образования с получения  знаний и реализации абстрактных воспитательных задач  - к формированию универсальных способностей личности, основанных на новых социальных потребностях и ценностях.

Достижение этой цели прямо связано с индивидуализацией образовательного процесса, что вполне осуществимо при обучении школьников по индивидуальным образовательным маршрутам.

Индивидуальный образовательный маршрут (ИОМ) определяется учеными как целенаправленно проектируемая дифференцированная образовательная программа, обеспечивающая учащемуся позиции субъекта выбора, разработки и реализации образовательной программы при осуществлении преподавателями педагогической поддержки его самоопределения и самореализации.

Проектирование индивидуальных образовательных маршрутов учащихся осуществляется на основе модульных принципов построения учебного материала. Они дают возможность выбора и реализации требований учебной программы в соответствии с индивидуальными возможностями, склонностями и потребностями учащихся.

Сущность технологии модульного обучения состоит в том, что ученик самостоятельно (или с определенной помощью) достигает конкретных целей в процессе работы с модулем. Модуль включает в себя целевой план действий, информацию и методическое руководство по достижению поставленных дидактических целей.

При модульном обучении на самостоятельную работу отводится максимальное время. Ученик учится целеполаганию, планированию, организации, самоконтролю и самооценке, что дает ему возможность осознать себя в учебной деятельности, самому определить уровень освоения знаний, увидеть пробелы в своих знаниях и умениях.

 Наличие модулей с печатной основой дает возможность учителю индивидуализировать работу с отдельными учениками.

Модули могут использоваться в любой организационной системе обучения и тем самым улучшать ее качество и повышать эффективность. Результативно сочетать традиционную систему обучения с модульной.

Какой должен быть индивидуальный образовательный маршрут, его структура?

Маршрутная карта самостоятельной работы школьника может включать следующие разделы:

  1. Название модулей и их учебные цели (т.е. цели, которые ставит педагог перед учащимися, а не перед собой).
  2.  Прогнозируемые результаты при изучении модулей (требования к знаниям, умениям, навыкам уровней стандарта образования).
  3. Количество занятий по каждому модулю и их характер (вводный урок, закрепления знаний, проектная деятельность и т.п.).
  4. Возможные темы рефератов, докладов, творческих работ.
  5. Объем домашних заданий с возможной ситуацией выбора для учащихся различных способностей.
  6. Контроль и самоконтроль. Возможные варианты проверочных, тренировочных, контрольных заданий.

Первоначально я проектировала образовательные маршруты для изучения целой большой темы, рассчитанной на 3-4 и даже 5 часов.

Маршрутный лист для учащегося при изучении большой темы у меня выглядел так:

Название

Модуля

Учебные цели

Вид деятельности на уроке

Домашнее задание

Количество модулей или учебных элементов может быть различным. Однако при любом их количестве, существуют обязательные учебные элементы, которые включаются в каждый модуль. Это УЭ-0, на котором учитель сообщает сроки изучения; цели; последовательность изучения учебных элементов; особенности работы над содержанием модуля; основные результаты, которые должны быть достигнуты; способы их оформления и проверки; критерии оценивания результатов и т.д.

Второй обязательный учебный элемент – контрольный УЭ-К. он завершает изучение модуля и представляет собой итоговую проверочную работу.

Впоследствии я стала проектировать маршруты на урок. Примерный вид  маршрута составленного на один урок.

Учебный элемент

Учебный материал с указанием заданий

Примечания

Структура урока по модульной технологии может выглядеть так:

  1. Постановка целей урока.
  2. Повторение учебного материала, изученного ранее.
  3. Изучение теоретического материала по новой теме. Самостоятельная работа учащихся с использованием учебника и маршрутного листа.
  4. Закрепление материала. Ответы на вопросы и решение задач.
  5. Осмысление. Ученик возвращается к целям, поставленным в начале урока.
  6. Экспертный контроль. Ответы на вопросы, проверочная работа, тестовые задания.

К числу позитивных сторон следует отнести следующие положения:

-ИОМ позволяет организовать самостоятельную деятельность учащихся;

-Реализуются две педагогические истины: главное на уроке – самостоятельная работа учеников, учитель – организатор самостоятельного учения;

-У учеников вырабатываются навыки самоконтроля и самооценки;

-Благодаря наличию ближайших ориентиров повышается прочность знаний;

-Ученику предоставляется возможность выбора уровня сложности изучения.

Негативные стороны использования ИОМ:

-Старшеклассник не владеет в должной мере общими учебными умениями;

-Многие ученики не привыкли работать самостоятельно;

-С использованием ИОМ возрастают трудозатраты преподавателя.

Применение технологии индивидуального образовательного маршрута, позволяет по – новому строить уроки изучения нового материала и обобщения, систематизации знаний, работу по ликвидации пробелов в знаниях и работу с одаренными учащимися.

Заключение

Среди работ последнего времени идея индивидуального образовательного маршрута рассматривается в личностно ориентированном контексте, в котором образование понимается как путь ребенка к самому себе, поиск собственных способов решения проблем. В этом контексте индивидуальный образовательный маршрут понимается, как разработанная старшеклассником совместно с педагогом программа собственной образовательной деятельности (Е.А.Александрова).

Переход школы на реализацию индивидуальных учебных планов предполагает иные формы и методы взаимодействия с обучающимися. Приоритетными становятся индивидуальные и групповые формы сопровождения и поддержки обучающихся.

Перспективными формами являются тьюторство, консультирование, и модерирование.

Под тьюторством понимается как осуществление общего руководства самостоятельной внеаудиторной работой обучающихся, так и форма воспитательной работы. Тьюторство практикуется в образовательных учреждениях, где большое значение придается учебной деятельности по индивидуальным учебным планам и самостоятельной работе с источниками информации.

Приложение. Индивидуальный образовательный маршрут учащегося 9 класса при изучении темы «Механические колебания».

Индивидуальный образовательный маршрут учащегося 9 класса при изучении темы «Механические колебания».

Название

модуля

Учебные цели

Вид деятельности на уроке

Домашнее задание

0.Вводный

(15 мин)

Целеполагание и мотивация.

Постановка задач перед учащимися.

Беседа

1.Колебательное движение. Свободные колебания.

Изучить свойства периодических (колебательных) движений. Выяснить природу свободных колебаний.

Составить перечень понятий §§ 24,25. Ответить на вопросы 1-4 с.88, 1-7 с.92. Выполнить упр.24 №1

§§24,25. упр. 23 №2

2.Величины, характеризующие колебательное движение.

Изучить основные характеристики периодических (колебательных) движений.

Прочитать § 26.

Изучить характеристики колебательных движений по следующему плану: а)определение величины, б)обозначение величины, в)единицы измерения в СИ, г)формула для нахождения данной величины. Ответить на вопросы 1-6 на с.96

Выполнить упр.24 №1, 2, 3.

§26, упр.24 №4

3.Практическая работа

Определение периода и частоты колебаний колебательных систем.

Задание по вариантам:

 1. Определить период и частоту сердечных сокращений без физических нагрузок и с ними.

 2. Определить период и частоту дыхания без физических нагрузок и с ними

§26.

4.Исследование зависимости периода и частоты колебаний нитяного маятника от его длины.

Определение зависимости периода и частоты свободных колебаний нитяного маятника от его длины.

Выполнить лабораторную работу № 3 с.232 учебника

Повторить §§24,25,26, упр24№5,6

5.Гармонические колебания. Превращение энергии при колебательном движении.

Научиться строить и читать графики гармонических колебаний. Изучить возможные превращения энергии в колебательных системах. Подтвердить справедливость закона сохранения механической энергии в колебательных системах.

Прочитать §§ 27, 28. ответить на вопросы 1-5 с.102, выполнить упр. 25 №2. выполнить самостоятельную работу (задания на чтение графиков гармонических колебаний, на построение графиков гармонических колебаний)

§§27,28, упр. 25 № 1, задачи № 34,35 с.246

Творческие задания (по желанию): приготовить сообщение о роли резонанса в технике и быту.

6.Вынужденные колебания. Резонанс.

Выяснить природу вынужденных колебаний. Изучить физическое содержание явления резонанса.

Прочитать §§ 29, 30, выполнить упр. 26, 27.

Роль явления резонанса в технике и быту; доклады учащихся.

Консультация учителя.

§§ 29,30, повторить §§24-28. Творческие задания (по желанию): нарисовать плакат (рисунок) на тему «Резонанс в технике»

R. Зачет

Проверка уровня знаний и умений.

Выполнение зачетных заданий по вариантам.

Самостоятельная работа «Механические колебания» 1 вариант.

1.Грузик на пружине, за 8 с совершил 32 колебания. Найдите период и частоту колебаний.

2. Длина маятника 98 м. С какой частотой он колеблется?

3. По графику определите период, частоту и амплитуду колебаний.

Самостоятельная работа «Механические колебания» 2 вариант.

1.Материальная точка за 1 мин совершила 300 колебаний. Определите период и частоту колебаний.

2.Амплитуда колебаний точки струны 1 мм, частота 1 кГц. Какой путь пройдет точка за 0,2 с?

3. По графику определите период, частоту и амплитуду колебаний.

Практическая работа. 1 вариант

Цель работы: определить период и частоту дыхания без физических нагрузок и сними.

Задание: используя секундомер или часы с секундной стрелкой, подсчитайте количество вдохов за 1 мин, затем сделайте 10 -20 приседаний и снова подсчитайте количество вдохов за 1 мин. Для определения периода и частоты дыхания, необходимо подсчитать 3-4 раза количество вдохов N за 1 мин и найти среднее значение Nср. затем, выполнив 10-20 приседаний в быстром темпе, повторите расчет. Результаты занесите в таблицы.

Без нагрузки.

№ п/п

N

Nср

ν,Гц

Т,с

1

2

3

4

С нагрузкой  Аналогичная таблица.

Сделайте вывод о зависимости (независимости) периода и частоты дыхания от физической нагрузки.

Практическая работа. 2 вариант

Цель работы: Определить период и частоту колебаний сердца  без физических нагрузок и с ними.

Задание: используя секундомер или часы с секундной стрелкой, подсчитайте пульс за 1 мин, затем сделайте 10 -20 приседаний и снова подсчитайте пульс  за 1 мин. Для определения периода и частоты дыхания, необходимо подсчитать 3-4 раза количество сердечных сокращений N за 1 мин и найти среднее значение Nср. затем, выполнив 10-20 приседаний в быстром темпе, повторите расчет. Результаты занесите в таблицы.

Без нагрузки.

№ п/п

N

Nср

ν,Гц

Т,с

1

2

3

4

С нагрузкой  Аналогичная таблица.

Сделайте вывод о зависимости (независимости) периода и частоты сердечных сокращений  от физической нагрузки.

Зачет по теме «Механические колебания» 1вариант

1.Подвешенный на нити груз совершает малые колебания. Считая колебания незатухающими, укажите все правильные утверждения:

А) чем длиннее нить, тем больше частота колебаний; Б)при прохождении грузом положения равновесия скорость груза максимальна; В)частота колебаний зависит от массы груза; Г)частота колебаний зависит от амплитуды.

2.Пружинный маятник совершил 16 колебаний за 4с. Определите период и частоту колебаний.

3.Найдите массу груза, который на пружине жесткостью 250 Н/м совершает 20 колебаний за 16 с.

Зачет по теме «Механические колебания» 2 вариант

1.Подвешенный на пружине груз совершает малые колебания в вертикальном направлении. Укажите правильные утверждения , считая колебания незатухающими: А)чем больше жесткость пружины, тем больше период колебаний; Б)при прохождении грузом положения равновесия его скорость максимальна; В)период колебаний зависит от массы груза; Г) период колебаний зависит от амплитуды.

2. Нитяной маятник совершает колебания с частотой 2 Гц. Определите период колебаний и число колебаний за одну минуту.

3.Математический маятник длиной 1 м совершает колебания с частотой 0,5 Гц. Чему равно ускорение свободного падения в месте наблюдения.

Зачет по теме «Механические колебания» 3 вариант

1.Чтобы отвести качели с сидящим на них человеком  на большой угол необходимо приложить большую силу. Можно ли раскачать качели до такого же отклонения, прикладывая значительно меньшую силу?

2. Материальная точка колеблется с частотой 10 кГц. Определите период колебаний и число колебаний за одну минуту.

3.Пружина под действием прикрепленного к ней груза массой 3 кг совершает за 1 мин. 45 колебаний. Чему равна жесткость пружины?

Зачет по теме «Механические колебания» 4вариант

1.При работе на швейной машине можно заметить, что при некоторой скорости вращения стол начинает сильно вибрировать. Объясните это явление.

2. Чему равна частота колебаний маятника, если период колебаний равен 0,1 с, 1/6 с, 4 с?

3. Какой длины должен быть маятник, чтобы период его колебаний был равным 3 с

Зачет по теме «Механические колебания» 5 вариант

1.Крылья пчелы, летящей за нектаром, колеблются с частотой 420 Гц, а при полете обратно(С нектаром) – 300 Гц. За нектаром пчела летит со скоростью 7 м/с, а обратно со скоростью 6 м/с. При полете в каком направлении она сделает больше взмахов крыльями (N), если расстояние от улья до цветочного поля 500 м?  (Подсказка – найдите время полета пчелы)

2. Во сколько раз изменится период колебаний груза, подвешенного на резиновом жгуте, если отрезать ¾ длины жгута и подвесить на его оставшуюся часть тот же груз?

Зачет по теме «Механические колебания» 6 вариант

1.Тело, прикрепленное к пружине, совершает колебания с некоторым периодом Т. Если увеличить массу тела на 60 г, то период колебаний удваивается. Какова первоначальная масса тела? (Подсказка – найдите отношение периодов Т21)

2. Определите ускорение свободного падения на Луне, если маятниковые часы идут на поверхности в 2,46 раза медленнее чем на Земле.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Проектирование и использование индивидуальных образовательных маршрутов на уроках физики. Жигальцова Татьяна Викторовна учитель физики МОБУ «СОШ №1 им. А.П.Гайдара» п.Архара

Слайд 2

«Надо учить не содержанию науки, а деятельности по ее усвоению» В.Г. Белинский Смена ориентиров образования с получения знаний - к формированию универсальных способностей личности, основанных на новых социальных потребностях и ценностях.

Слайд 3

Индивидуальный образовательный маршрут (ИОМ) целенаправленно проектируемая дифференцированная образовательная программа, обеспечивающая учащемуся позиции субъекта выбора, разработки и реализации образовательной программы при осуществлении преподавателями педагогической поддержки его самоопределения и самореализации.

Слайд 4

Модульные принципы построения учебного материала . возможность выбора и реализации требований учебной программы в соответствии с индивидуальными возможностями, склонностями и потребностями учащихся.

Слайд 5

Сущность технологии модульного обучения ученик самостоятельно (или с определенной помощью) достигает конкретных целей в процессе работы с модулем.

Слайд 6

Модуль целевой план действий руководство по достижению дидактических целей. информация

Слайд 7

Маршрутная карта самостоятельной работы школьника Название модулей и их учебные цели ; Прогнозируемые результаты при изучении модулей ; Количество занятий по каждому модулю ; Возможные темы рефератов, докладов, творческих работ; Объем вариативных домашних заданий; Возможные варианты проверочных, тренировочных, контрольных заданий.

Слайд 8

Название модуля; Учебные цели; Вид деятельности на уроке ; Домашнее задание . Маршрутный лист учащегося при изучении большой темы :

Слайд 9

Название модуля Учебные цели Вид деятельности на уроке Домашнее задание Маршрутный лист для учащегося при изучении большой темы

Слайд 10

Примерный вид маршрута на один урок Учебный элемент Учебный материал с указанием заданий Примечания

Слайд 11

Структура урока по модульной технологии Постановка целей урока. Повторение учебного материала, изученного ранее. Изучение теоретического материала по новой теме. Самостоятельная работа учащихся с использованием учебника и маршрутного листа. Закрепление материала. Ответы на вопросы и решение задач. Осмысление. Ученик возвращается к целям, поставленным в начале урока. Экспертный контроль. Ответы на вопросы, проверочная работа, тестовые задания.

Слайд 12

Позитивные стороны использования ИОМ: -ИОМ позволяет организовать самостоятельную деятельность учащихся; - главное на уроке – самостоятельная работа учеников, учитель – организатор самостоятельного учения; -вырабатываются навыки самоконтроля и самооценки; -повышается прочность знаний; -возможность выбора уровня сложности изучения.

Слайд 13

Негативные стороны использования ИОМ: -Старшеклассник не владеет в должной мере общими учебными умениями; -Многие ученики не привыкли работать самостоятельно; -С использованием ИОМ возрастают трудозатраты преподавателя.

Слайд 14

Название модуля Учебные цели Вид деятельности на уроке Домашнее задание 0.Вводный (15 мин) Целеполагание и мотивация. Постановка задач перед учащимися. Беседа 1.Колебательное движение. Свободные колебания. Изучить свойства периодических (колебательных) движений. Выяснить природу свободных колебаний. Составить перечень понятий §§ 24,25. Ответить на вопросы 1-4 с.88, 1-7 с.92. Выполнить упр.24 №1 §§24,25. упр. 23 №2

Слайд 15

2.Величины, характеризующие колебательное движение. Изучить основные характеристики периодических (колебательных) движений. Прочитать § 26. Изучить характеристики колебательных движений по следующему плану: а)определение величины, б)обозначение величины, в)единицы измерения в СИ, г)формула для нахождения данной величины. Ответить на вопросы 1-6 на с.96 Выполнить упр.24 №1, 2, 3. §26, упр.24 №4

Слайд 16

3.Практическая работа Определение периода и частоты колебаний колебательных систем. Задание по вариантам: 1. Определить период и частоту сердечных сокращений без физических нагрузок и с ними. 2. Определить период и частоту дыхания без физических нагрузок и с ними §26. 4.Исследование зависимости периода и частоты колебаний нитяного маятника от его длины. Определение зависимости периода и частоты свободных колебаний нитяного маятника от его длины. Выполнить лабораторную работу № 3 с.232 учебника Повторить §§24,25,26, упр24№5,6

Слайд 17

5.Гармонические колебания. Превращение энергии при колебательном движении. Научиться строить и читать графики гармонических колебаний. Изучить возможные превращения энергии в колебательных системах. Подтвердить справедливость закона сохранения механической энергии в колебательных системах. Прочитать §§ 27, 28. ответить на вопросы 1-5 с.102, выполнить упр. 25 №2. выполнить самостоятельную работу (задания на чтение графиков гармонических колебаний, на построение графиков гармонических колебаний) §§27,28, упр. 25 № 1, задачи № 34,35 с.246 Творческие задания (по желанию): приготовить сообщение о роли резонанса в технике и быту.

Слайд 18

6.Вынужденные колебания. Резонанс. Выяснить природу вынужденных колебаний. Изучить физическое содержание явления резонанса. Прочитать §§ 29, 30, выполнить упр. 26, 27. Роль явления резонанса в технике и быту; доклады учащихся. Консультация учителя. §§ 29,30, повторить §§24-28. Творческие задания (по желанию): нарисовать плакат (рисунок) на тему «Резонанс в технике» R . Зачет Проверка уровня знаний и умений. Выполнение зачетных заданий по вариантам.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование социальных навыков на основе проектирования индивидуальных образовательных маршрутов у детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ).

Обобщение опыта работы по теме: "Формирование социальных навыков на основе проектирования индивидуальных образовательных маршрутов (ИОМ) у детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) VII-VIII в...

Алгоритм проектирования индивидуальных образовательных маршрутов обучающихся

В данной статье описан алгоритм создания индивидуального образовательного маршрута для обучающихся с ОВЗ...

Проектирование индивидуальных образовательных маршрутов при подготовке к ЕГЭ

Мастер-класс  в рамках подготовки к ЕГЭ. В этой разработке я делюсь с вами тем, как я готовлю детей с разным математическим уровнем к  успешной сдаче единого государственного экзамена....

Проектирование индивидуального образовательного маршрута на уроке

Презентация технологии проектирования индивидуального образовательного маршрута на уроке....

Проектирование индивидуального образовательного маршрута в школе

В работе представлены основные этапы проектирования ИОМ в школе, приведены примеры ИУМ, ИУП для отдельных учеников...

Педагогический проект «Модель проектирования индивидуального образовательного маршрута обучающегося в изучении предмета биологии». "

Проектирование индивидуальной образовательной программы представляет собой процесс реализации замысла ученика, основанного на индивидуальных значениях и смыслах образования, видения его жизненн...

"Проектирование индивидуального образовательного маршрута обучающегося"

ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОЦЕССА ФОРМИРОВАНИЯ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТРАЕКТОРИЙ УЧАЩИХСЯСформулирована проблема организации образовательного процесса на основе индивидуальной образовательной траектории, к...