Технологии проектирования индивидуальных образовательных маршрутов на основе личностно-ориентированного и индивидуально-дифференцированного подходов к детям с ОВЗ
учебно-методический материал

Черных Лариса Дармаевна

Индивидуальные образовательные маршруты учитывают личностные особенности обучающихся, рекомендации психолого-медико-педагогической комиссии. В них определяется оптимальный педагогический маршрут школьников, обеспечивается индивидуальное сопровождение ребенка в образовательном учреждении, разрабатываются планы индивидуального (группового) обучения и программы индивидуальной коррекции. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технологии проектирования индивидуальных образовательных маршрутов на основе личностно-ориентированного и индивидуально-дифференцированного подходов к детям с ограниченными возможностями здоровья.

Личностно-ориентированное обучение и воспитание детей с ограниченными возможностями здоровья должно опираться на ЛИЧНОСТЬ ребёнка, как индивидуальность, самоценность, с определённым опытом жизнедеятельности, с учётом не только социального статуса школьника, но и его внутренних психофизических ресурсов, позволяющих, прежде всего, реализовать себя в познании. Таким образом, личностно-ориентированное обучение должно обеспечить каждому учащемуся условия для максимального развития его способностей, склонностей, удовлетворения познавательных потребностей и интересов в процессе усвоения им содержания общего образования. Главное в личностно-ориентированном обучении с детьми с ограниченными возможностями здоровья – умение построить учебный процесс таким образом, чтобы обеспечить ребёнку чувство психологической защищённости, радости познания, развитие его индивидуальности.

Дифференцированный подход в традиционной системе обучения организационно состоит в сочетании индивидуальной, групповой и фронтальной работы. Данный подход необходим на всех этапах обучения. Индивидуальный подход – важный психолого-педагогический принцип, учитывающий индивидуальные особенности каждого ребёнка.

Алгоритм проектирования индивидуальных образовательных маршрутов обучающихся

  1. Анализ рекомендаций ПМПК на каждого ребёнка.
  2. Определение групп детей со сходными рекомендациями.
  3. Составление индивидуального маршрута развития.
  4. Распределение обучающихся по группам внутри класса для коррекционных занятий.
  5. Проведение индивидуальных и групповых коррекционных занятий.
  6. На основании диагностических исследований корректировка маршрута на новый учебный год.

Индивидуальные образовательные маршруты учитывают личностные особенности обучающихся, рекомендации психолого-медико-педагогической комиссии. В них определяется оптимальный педагогический маршрут школьников, обеспечивается индивидуальное сопровождение ребенка в образовательном учреждении, разрабатываются планы индивидуального (группового) обучения и программы индивидуальной коррекции. Эта работа осуществляется на основе глубокого психодиагностического изучения детей с ограниченными возможностями здоровья на индивидуальных и групповых коррекционных занятий.

Индивидуальные и групповые коррекционные занятия проводятся в целях более успешного продвижения в общем развитии отдельных обучающихся, коррекции недостатков их психического развития, а также ликвидации имеющихся или предупреждения возможных пробелов в знаниях. Количество недельных часов (3-4 часа), отводимых на эти занятия в каждом классе, входит в нагрузку не каждого отдельно обучающегося, а учителя. На долю же каждого обучающегося приходится в неделю два занятия продолжительностью до 20 минут. Эти занятия проводятся индивидуально или в малых группах, укомплектованных на основе сходства корригируемых недостатков. Часы для индивидуальных и групповых коррекционных занятий выделяются на математику, русский язык, занятия с психологом.

Индивидуальная образовательная траектория — это персональный путь реализации личностного потенциала каждого ученика в образовании. В качестве синонимов используются «вариативное обучение», «персонализированное обучение», «индивидуальный образовательный маршрут» и др.

Выделяют три направления реализации индивидуальной образовательной траектории учащихся:

  • Содержательное направление — создание индивидуальной образовательной траектории, предоставляя ученику возможность осваивать то содержание образования и на том уровне, который в наибольшей степени отвечает его возможностям, потребностям и интересам.
  • Деятельностное направление — формирование индивидуальной образовательной траектории через современные педагогические технологии и IТ-технологии.
  • Процессуальное направление — организационные аспекты педагогического процесса.

При составлении образовательных программ учитываются следующие показатели:

  1. школьная зрелость;
  2. состояние здоровья, особенности развития, темп, режим работы;
  3. профиль обучения;
  4. склонность к конкретной предметной области;
  5. уровень образования;
  6. особенности развития.

Для обучения лиц с ОВЗ с учетом особенностей их психофизического развития и индивидуальных возможностей должна разрабатываться адаптированная образовательная программа, которая при необходимости обеспечивает коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию указанных лиц. Адаптированная образовательная программа определяет содержание образования и условия организации обучения и воспитания обучающихся с ОВЗ (для инвалидов — вместе с индивидуальной программой реабилитации инвалида).

В структуру адаптированной образовательной программы входит индивидуальный учебный план ребёнка с ОВЗ, который обязан обеспечить освоение образовательной программы на основе индивидуализации её содержания с учетом особенностей и образовательных потребностей конкретного обучающегося.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование социальных навыков на основе проектирования индивидуальных образовательных маршрутов у детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ).

Обобщение опыта работы по теме: "Формирование социальных навыков на основе проектирования индивидуальных образовательных маршрутов (ИОМ) у детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) VII-VIII в...

Алгоритм проектирования индивидуальных образовательных маршрутов обучающихся

В данной статье описан алгоритм создания индивидуального образовательного маршрута для обучающихся с ОВЗ...

Проектирование индивидуальных образовательных маршрутов.

В статье говорится об использовании образовательных маршрутах на уроках физики....

Справка "Проектирование индивидуального образовательного маршрута детей с ОВЗ..."

Справка "Проектирование индивидуального образовательного маршрута детей с ОВЗ и детей-инвалидов  в условиях инклюзивного образования....

Проектирование индивидуальных образовательных маршрутов учащихся старших классов на основе модульных принципов построения учебного материала.

Проектирование индивидуальных образовательных маршрутов учащихся старших классов на основе модульных принципов построения учебного материала....