Мастер – класс по теме «Использование современного интерактивного оборудования как одно из условий соблюдения принципа преемственности ФГОС общего образования»
методическая разработка по физике на тему

Шкахова Елена Юрьевна

Данное мероприятие проводилось в марте 2015 года в рамках районного практического семинара по теме «Обеспечение преемственности при введении ФГОС ООО и реализации ФГОС НОО».

Цель мастер-класса: создание оптимальной среды, позволяющей участникам мастер-класса за короткое время погрузиться в сущность представляемого опыта, оценить возможность использования представленного оборудования и методики в собственной практике.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon shkahova_eyu_vneurochka.doc67.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение Белоярского района «Средняя общеобразовательная школа №3 г. Белоярский»

Мастер – класс по теме

«Использование современного интерактивного оборудования как одно из условий соблюдения принципа преемственности ФГОС общего образования».

Шкахова Е.Ю. учитель физики, 1 квалификационная категория.

Цель: создание оптимальной среды, позволяющей участникам мастер-класса за короткое время погрузиться в сущность представляемого опыта, оценить возможность использования представленного оборудования и методики в собственной практике.

Задачи:

  • создать условия для проведения исследования; пропагандировать использование оборудования, входящего в состав «Развивающей образовательной среды AFSTM» во внеурочной деятельности;
  •  организовать профессионально-педагогическое общение по существу представленного опыта; создать на занятии рабочую дружескую атмосферу;
  •  привлечь педагогов города к участию в целенаправленном применении проектной и исследовательской  деятельности, как одного из основных видов учебной деятельности.

В настоящее время обеспечение качества образования  на всех его ступенях  является  приоритетной задачей   модернизации российской образовательной системы. Преемственность педагогической деятельности заключается в тесной связи содержания, методов, средств и форм работы, что позволяет обеспечить всестороннее развитее ребенка, подготовить его к выполнению более сложных требований на последующих этапах обучения.

В качестве необходимого условия выступает непрерывность образования, которая обеспечивается, выстраиванием преемственных связей между его звеньями.

В Концепции непрерывного образования, она рассматривается как связь, согласованность и перспективность всех  компонентов системы для обеспечения преемственности в развитии ребенка: целей, задач, содержания, методов, средств, форм организации воспитания и обучения.

Новый ФГОС предъявляет новые требования к обучению на всех ступенях обучения и, конечно же этот переход поэтапный и не скоротечный. Поэтому, задачи преемственности встают всё более остро и требуют новых решений.

Особенность работы с «технопарком» состоит в том, что основное внимание уделено применению в учебно-воспитательном процессе начальной, средней и старшей школы новых информационно-коммуникационных технологий. Такой подход актуален.

Предлагаемые эксперименты направлены на развитие у школьника опыта общения с природой, умения наблюдать, исследовать явления окружающего мира, выделять характерные особенности природных объектов, описывать и характеризовать факты с помощью простых инструментов сбора данных. Проведение этих экспериментов позволяет развивать любознательность и интерес к природе и технике, формировать практико-ориентированные знания у школьников. В этой работе прослеживается и преемственность. Занятия проводятся по программам, учитывающим и создающим условия для дальнейшего приобретения и формирования УУД.  Я провожу занятия в 5-ых классах, на основе фундамента, заложенного в 4-ых. В прошлом учебном году мы уже начали формировать УУД по проведению исследовательской деятельности. Имея такой фундамент можно более качественно проводить занятия, используя инновационное оборудование. Мы «движемся» от простого к сложному, изучив датчики и электронное оборудование в 4 классах, можно заняться исследовательской деятельностью в 5 классах, затем (в 8 классе) перейти к основам проектной деятельности и приступить к робототехнике (в 9 классе).

Важно, чтобы учащиеся понимали, что научные знания подразумевают построение гипотез, сбор данных, последующий анализ полученных данных для определения правильности гипотезы. Учащиеся младших классов, как правило, беспокоятся по поводу правильности выдвинутых ими гипотез. Однако учитель должен понимать, что главным является процесс получения знаний, даже, если гипотеза, оказалась неправильной. Учитель должен донести до каждого школьника, что его оценка зависит от обоснования суждения и полноты ответа, а не обязательно от правильности гипотезы.

Занятие кружка «Информационно - коммуникационные технологии», 5-ые классы.

Тема: «Рост кристаллов».

«Мало иметь хороший ум, главное – хорошо его применять»

 Р. Декарт, французский философ и ученый.

В этом эксперименте вы (обучающиеся):

  • научитесь пользоваться микроскопом;
  • исследуете строение и движение частиц(атомов и молекул) вещества, находящегося в жидком и твердом агрегатных состояниях;
  • пронаблюдаете  формирование кристаллической решетки, рост кристаллов

Материалы и оборудование

  • Компьютер с установленным программным обеспечением электронного микроскопа;
  • Мультимедийное сопровождение;
  • Электронный и школьный микроскопы;
  • Раствор медного купороса (насыщенный);
  • Инструкционные карты (раздаточный материал с таблицами для заполнения);
  • Правила по ТБ

Аудитория: педагогические работники – участники семинара.

Формы и методы работы: мастер-класс, работа в группе, индивидуальная работа,

объяснение с элементами показа использования электронного микроскопа, правил техники безопасности, работа в тетради.

 Прогнозируемые результаты

            Личностные:

  • Формирование познавательных интересов;
  • Убежденность в возможности познания природы;
  • Самостоятельность в приобретении новых знаний и практических умений

              Метапредметные:

  • Понимание различий между исходными фактами и гипотезами для их объяснения, овладение УУД на примерах гипотез для объяснения известных фактов и экспериментальной проверки выдвигаемых гипотез;
  • Формирование умений воспринимать, перерабатывать и предъявлять информацию в словесной форме, анализировать и перерабатывать полученную информацию в соответствии с поставленными задачами;
  • Развитие монологической и диалогической речи, умения выражать свои мысли и способности выслушивать собеседника, понимать его точку зрения, признавать право другого человека на иное мнение;
  • Формирование умения работать в группе, представлять и отстаивать свои взгляды и убеждения, вести дискуссию.

Предметные:

  • Умение пользоваться методами научного исследования явлений природы, проводить наблюдения, планировать и выполнять эксперименты, обрабатывать результаты измерений, представлять результаты эксперимента в виде рисунков, объяснять полученные результаты и делать выводы;
  • Умения применять теоретические знания на практике;
  • Коммуникативные умения докладывать о результатах своего исследования, участвовать в дискуссии, кратко и точно отвечать на вопросы.

Ход занятия:

№ п.п

Ход занятия

Действия мастера

Действия участников

Формируемые УУД

1

Организационный этап

Постановка цели занятия . ТБ

Выдвижение гипотезы, планирование хода исследования

Регулятивные(определять цель учебной деятельности, составлять план по решению проблемы поискового характера)

2

Теоретический этап занятия

Объяснение с элементами показа использования микроскопа

Работа с микроскопом

Познавательные (Извлекать информацию. Ориентироваться в своей системе знаний и осознавать необходимость нового знания. Выбирать основания для сравнения.)

3

Практическая часть занятия

Наблюдение за индивидуальной работой обучающихся

Практическая работа по наблюдению движения частиц в веществе, находящемся в жидком агрегатном состоянии. Наблюдение роста  кристаллов в растворе медного купороса

Регулятивные (Работать по составленному плану, сверять свои действия с целью). Познавательные (извлекать информацию, ориентироваться в своей системе знаний и осознавать необходимость нового знания. Выбирать основания для сравнения и проводить сравнения.)

4

Заключительный этап. Рефлексия.

Проверка и анализ полученных результатов

Подтверждение или опровержение гипотезы (записи и рисунки в тетрадях)

Коммуникативные(Оформлять свои мысли в устной и письменной речи. Отстаивать свою точку зрения, аргументируя ее. Учиться критично относится к собственному мнению. Понять другие позиции.)

        Сегодня на занятии, мы еще раз убедимся, что познание природы можно и нужно проводить не только с помощью органов чувств, но и с помощью технических устройств и инновационного оборудования.

          На нашем занятии мы используем микроскопы и электронный микроскоп, дающий увеличение, наблюдаемого объекта в 4, 10 и более раз.

Сформулируйте гипотезу, проверкой которой займемся при исследовании. Дети формулируют гипотезы. Учитель делает ударение на нескольких из них. Ребята записывают, кажущиеся им наиболее интересными, гипотезы в тетради.

        Поместим на предметное стекло небольшое количество насыщенного раствора медного купороса. Настроим зеркало микроскопа на освещение исследуемого пространства. Посмотрим, что происходит с частицами жидкости. Беседа.

           С поверхности жидкости происходит испарение, при этом атомы и молекулы вещества выстраиваются определенным образом, создавая кристаллы. Именно за их образованием мы и наблюдаем. Чем отличается картинка, наблюдаемая теперь? Давайте зарисуем картинки, которые мы наблюдали в начале и конце занятия. Давайте посмотрим ваши результаты в электронный микроскоп. Спроецируем картинку на доску. Можете сделать фото и поделиться с друзьями и родителями.

        Подтвердили или опровергли вы свою гипотезу, в процессе проведения эксперимента? Беседа.

        Сделайте вывод и запишите его в тетрадях.

            - Вспомним эпиграф к нашему занятию.

 «Мало иметь хороший ум, главное – хорошо его применять» …

            На этом наше занятие окончено. Спасибо за сотрудничество!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование современных образовательных технологий , как одно из условий повышения качества образования

В настоящее время в образовательную практику общего образования активно внедряется технология развития критического мышления через чтение и письмо(РКМЧП).    Цель данной образовательной...

Технологическая карта мастер-класса по теме « Использование современных информационных технологий (МТК- мастер технологических карт) в обучении школьников в условиях внедрения ФГОС второго поколения НОО».

Технологическая карта мастер-класса по теме « Использование современных информационных технологий (МТК- мастер технологических карт)  в обучении школьников в условиях внедрения ФГОС вто...

Мастер-класс по теме: " Использование современных педагогических технологий при обучении иностранному языку"

Мастер-класс по теме: " Использование современных педагогических технологий при обучении иностранному языку" предлагает использование приемов интенсивной методики,мнемотехники,игровой и здор...

Мастер – класс по теме «Использование современных форм и методов обучения истории по ФГОС»

Мастер – класс по теме «Использование современных форм и методов обучения истории по ФГОС»...

Мастер – класс по теме «Использование современных форм и методов обучения истории по ФГОС»

Мастер – класс по теме «Использование современных форм и методов обучения истории по ФГОС» конспект...

Мастер-класс на тему "Использование современных педагогических технологий"

материал может быть использован на уроке в 9 классе по теме "Арифметическая прогрессия"...

Мастер-класса на тему: «Использование современных методов в развитии артикуляционной и мелкой моторики, фонематического слуха и дыхательной гимнастики.»

Занятие – консультация по проведению артикуляционной гимнастики «Зачем язычку делать гимнастику?».Дыхательная гимнастика «Дышим правильно- говорим легко».Игра – пут...