Мастер – класс по теме «Использование современных форм и методов обучения истории по ФГОС»
план-конспект на тему

Аксенова Татьяна Александровна

Мастер – класс по теме «Использование современных форм и методов обучения истории по ФГОС» конспект

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master.docx21.66 КБ

Предварительный просмотр:

Мастер – класс по теме «Использование современных форм и методов обучения истории по ФГОС»

Автор: Аксенова Татьяна Александровна

ФГОС несколько изменил вектор обучения, так как приоритетная роль теперь отводится деятельности учащихся. Какие же формы и методы предлагают методисты для построения уроков в контексте ФГОС?

В методике приводится следующая классификация методов обучения:

  • Пассивные: когда учитель доминирует, а учащиеся — пассивны. Такие методы в рамках ФГОС признаны наименее эффективными, хотя используются на отдельных уроках обучающего типа. Самый распространенный прием пассивных методов — лекция.
  • Активные (АМО). Здесь учитель и ученик выступают как равноправные участники урока, взаимодействие происходит по вектору учитель = ученик.
  • Интерактивные (ИМО) — наиболее эффективные методы, при которых ученики взаимодействуют не только с учителем, но и друг с другом. Вектор: учитель = ученик = ученик.

В рамках ФГОС предполагается использование активных и интерактивных методов, как более действенных и эффективных.

Это обусловлено тем, что в настоящее время основной акцент в системе образования делается на интеллектуальное и нравственное развитие личности, что предполагает необходимость формирования у детей критического мышления, их умение работать с информацией. Происходящие изменения в общественной жизни, переход на новые образовательные стандарты требуют развития новых способов образования. Акцент переносится на формирование у детей способности самостоятельно мыслить, добывать и применять знания, тщательно обдумывать принятые решения и чётко планировать действия, эффективно сотрудничать в разнообразных по составу и профилю группах. Ученик становится центральной фигурой, а его деятельность приобретает активные, познавательный характер. Это требует широкого внедрения в образовательный процесс альтернативных форм и способов ведения образовательной деятельности.

На своих уроках я применяю активные формы обучения: семинары, конференции, зачёты, практикумы. Стремлюсь сделать обучение истории доступным каждому ученику, для этого использую разнообразный дидактический материал: карточки, опорные схемы, тесты. Современное образование невозможно без применения информационно-коммуникационных технологий, а так как наша школа оснащена компьютерами и доступным интернетом, то практически все занятия провожу с применением ИКТ.

В своей работе, помимо традиционных технологий широко использую различные инновационные технологии:

  • лекционно-семинарско-зачётной системы обучения; 

В старших классах я применяю лекционно – семинарскую систему обучения, т.к. это помогает учащимся подготовиться к обучению в ВУЗах. Дает возможность сконцентрировать материал в блоки и преподносить его как единое целое, а контроль проводить по предварительной подготовке учащихся.

В целом, использование лекционно-семинарской системы в школе не только возможно, но и необходимо, она позволяет качественно улучшить учебный процесс, повысить прочность полученных знаний, значительно развить навыки самостоятельной работы школьников.

  • обучение в сотрудничестве (командная, групповая работа);

Сотрудничество трактуется как идея совместной развивающей деятельности взрослых и детей, Суть индивидуального подхода в том, чтобы идти не от учебного предмета, а от ребенка к предмету, идти от тех возможностей, которыми располагает ребенок, применять психолого- педагогические диагностики личности. Применяемая мною в обучении и воспитании технология сотрудничества даёт положительные результаты, у обучающихся появляется интерес к изучаемому предмету. Например, на уроках истории в 5 классе, пока дети привыкали ко мне, как к новому учителю работу по проверке домашнего задания я строила сама. Затем предложила ребятам самим попробовать подготовить вопросы для проверки своих одноклассников, но ответы на задаваемые вопросы должны знать и сами обучающиеся, которые их задают. Первая попытка была не совсем удачной, так как вопросы, задаваемые детьми требовали односложного ответа. Мы совместно разобрали все недочёты, я объяснила, что для того, чтобы проверить насколько глубоки знания обучающихся по теме необходимо строить вопросы таким образом, чтобы ответ на них требовал рассуждений, сопоставления фактов, сравнения и т.д. Теперь уже обучающиеся настолько хорошо освоили этот приём, что мы совместно проверяем знание изученного материала. Даже слабые обучающиеся с большим интересом и желанием включаются в данную работу. Некоторые обучающиеся пытаются задавать вопросы по дополнительному материалу или на знание документов.

  • Кейс-метод. Задается ситуация (реальная или максимально приближенная к реальности). Ученики должны исследовать ситуацию, предложить варианты ее разрешения, выбрать лучшие из возможных решений.
  • Метод проектов предполагает самостоятельный анализ заданной ситуации и умение находить решение проблемы. Проектный метод объединяет исследовательские, поисковые, творческие методы и приемы обучения по ФГОС.  (Презентация № 4)
  • Проблемный метод — предполагает постановку проблемы (проблемной ситуации, проблемного вопроса) и поиск решений этой проблемы через анализ подобных ситуаций (вопросов, явлений). (Гражданская война, Русско-японская война)

Основной задачей своей работы считаю формирование положительной мотивации в процессе изучения истории и обществознания в условиях реализации инновационного подхода в обучении. Использование технологии проблемного обучения на своих уроках показало, что проблемное обучение увлекает ребят разных возрастов и вызывает у них большой интерес. В течение всего урока им необходимо работать, анализировать, сравнивать, добывать информацию из различных источников, чтобы дать ответ на проблемный вопрос или решить какую-то проблемную ситуацию.

Проблемное обучение позволяет эффективно сочетать как индивидуальную, так и групповую работу учащихся на уроке. Но проблемная ситуация развивается там, где учащиеся обладают минимум необходимых для решения задачи знаний. Работа учителя по внедрению проблемного метода обучения в учебную практику носит систематический характер. Я начинаю эту работу сразу с 5 класса, постепенно усложняя в зависимости от возраста учащихся. Учащиеся довольно быстро втягиваются в такого рода общение, уроки проходят интереснее, вырабатывается потребность анализировать, доказывать, спорить. Сильные ученики в старших классах самостоятельно могут разрабатывать проблемные вопросы. (Презентация Олимпийские игры)

Так в 5 классе урок истории по теме «Олимпийские игры в древности и сегодня» проходит гораздо интереснее с использованием проблемного обучения. Внимательно слушая рассказ учителя, проводя собственные исследования, выполняя предложенные задания, к концу урока обучающиеся должны дать ответ на вопрос: Что влияло на победу греков - мастерство или милость богов? Чем современные Олимпийские игры отличаются от Олимпийских игр древности? А ещё в качестве домашнего задания даю задание найти сколько всего олимпийских медалей завоевали российские спортсмены на последней олимпиаде, сколько среди них золотых, серебряных и бронзовых и на каком месте по количеству завоёванных медалей в неофициальном зачёте находится Россия. Это задание вызывает такой интерес у обучающихся, что они не дожидаясь следующего урока начинают наперебой рассказывать о том, что им удалось узнать.

Формами решения проблемных ситуаций могут быть: проблемные задачи и задания, проблемная лекция, задачи исследовательского характера, дискуссии, работа с историческими документами, текстами с проблемной направленностью.

Проблемные задания позволяют активизировать познавательный интерес учащихся.

Виды приёмов:

- Кластер (В работе над кластерами необходимо соблюдать следующие правила: 

1. Не бояться записывать все, что приходит на ум. Дать волю воображению и интуиции.

2. Продолжать работу, пока не кончится время или идеи не иссякнут. 
3. Постараться построить как можно больше связей. Не следовать по заранее определенному плану.)

- Инсерт (В процессе чтения текста ученик карандашом или маркером делает пометки на полях: «V» - уже знал, «+» - новое, «-» - думал иначе, «?»- не понял, есть вопросы.)

- ПОПС ((позиция, обоснование, подтверждение, следствие). Предлагается прочитать документ, выделить основную мысль, начиная её словами «Я считаю, что…». Далее следует обоснование: « Потому что…». Подтверждается эта мысль словами из текста: «Я могу это подтвердить…». И, делается вывод: «Следовательно…». Вывод не должен противоречить первому высказыванию, но может его в чём-то повторить.)

- Синквейн

- Корзина идей

- Эссе

- РАФТ (Перед написанием учащимся предлагается определиться с четырьмя параметрами будущего текста:

Р – ролью. То есть, от чьего имени вы будете писать?

А – аудиторией. Кому вы будете писать?

Ф – в какой форме вы будете писать (анекдот, рассказ, диалог, эссе).

Т – тема. На чем будет сосредоточен ваш текст? Какова его основная идея?)

- Верные и неверные утверждения

- Стратегия «Зигзаг» (Изучение текста по группам и обмен информацией)

- Текст с ошибками

- Концептуальная таблица

  • Эвристический метод — объединяет разнообразные игровые приемы в форме конкурсов, деловых и ролевых игр, соревнований, исследований.
  • Исследовательский метод перекликается с проблемным методом обучения. Только здесь учитель сам формулирует проблему. Задача учеников — организовать исследовательскую работу по изучению проблемы.
  • Метод модульного обучения — содержание обучения распределяется в дидактические блоки-модули. Размер каждого модуля определяется темой, целями обучения, профильной дифференциацией учащихся, их выбором.

Таким образом, переход на другой метод обучения в современной школе обуславливается необходимостью применения новых технологий.

Использование ИКТ позволяет сделать урок интересным, познавательным, так как даёт возможность использования различных ЦОРов.

Использование широкого спектра педагогических технологий дает мне возможность продуктивно использовать учебное время и добиваться высоких результатов обученности учащихся.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта мастер-класса по теме « Использование современных информационных технологий (МТК- мастер технологических карт) в обучении школьников в условиях внедрения ФГОС второго поколения НОО».

Технологическая карта мастер-класса по теме « Использование современных информационных технологий (МТК- мастер технологических карт)  в обучении школьников в условиях внедрения ФГОС вто...

Мастер – класс по теме «Использование современного интерактивного оборудования как одно из условий соблюдения принципа преемственности ФГОС общего образования»

Данное мероприятие проводилось в марте 2015 года в рамках районного практического семинара по теме «Обеспечение преемственности при введении ФГОС ООО и реализации ФГОС НОО».Цель мастер-класса: создани...

Мастер-класс по теме: " Использование современных педагогических технологий при обучении иностранному языку"

Мастер-класс по теме: " Использование современных педагогических технологий при обучении иностранному языку" предлагает использование приемов интенсивной методики,мнемотехники,игровой и здор...

Педсовет на тему "Использование интерактивных форм и методов обучения..."

Полное название педсовета: "Использование интерактивных форм и методов обучения как приоритетное направление технологизации образования". Представленный материал включает разработку педсовета и презен...

Формирование коммуникативной компетенции учащихся на уроках русского языка в 5-9 классах на основе использования нетрадиционных форм и методов обучения

Усвоение языковой теории на уроках – это искусственная, но неизбежная ступень на пути к естественному речевому общению, и, чтобы поднять учащихся на следующую ступень речевой практики, учителю необход...

Мастер – класс по теме «Использование современных форм и методов обучения истории по ФГОС»

Мастер – класс по теме «Использование современных форм и методов обучения истории по ФГОС»...

Мастер-класса на тему: «Использование современных методов в развитии артикуляционной и мелкой моторики, фонематического слуха и дыхательной гимнастики.»

Занятие – консультация по проведению артикуляционной гимнастики «Зачем язычку делать гимнастику?».Дыхательная гимнастика «Дышим правильно- говорим легко».Игра – пут...