Бинарное мероприятие -"Физика.Музыка.Математика.Немецкий и английский языки."
методическая разработка по физике (9 класс) по теме

Презентация к бинарному мероприятию.

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

 «Таинственный волшебный звук»

Открытое бинарное мероприятие в 9 классе

Учитель физики

Токаева Татьяна Александровна.

Учитель музыки

Малдзигати Е.И.

Учитель математики

Бацоева Р.К.

Учитель немецкого язык

Дёрина В.И

Учитель английского языка

Дзигасова М.Г.

МБОУ СОШ № 31

Класс: 9  

Предмет: физика + музыка + математика + иностранные языки

Тема: «Таинственный волшебный звук»

Цели:

 Образовательная: показать синтез физики и музыки; приоткрыть учащимся окно в историю музыкальных инструментов, обогатить их опытом веков;

Развивающая: развивать интерес к предметам физике , музыке, математике и иностранным языкам.

Воспитательная: раскрыть значимость звука как средства общения людей и компонента их духовной жизни.

Тип урока: урок комплексного применения знаний.

Форма проведения урока: бинарный урок

Дидактические методы: словесный, наглядный, проблемно-поисковый

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, фонохрестоматия, фортепиано, камертон, презентация PowerPoint. 

Ресурсы: http://artghost.narod.ru/Infa.htm,

        http://www.inrost.ru/library/technical/projecting/noise/generaldata.html

                План

  1. Организационный момент
  2. Мотивация  
  3. Актуализация знаний
  4. Обобщение и систематизация знаний
  5. Контроль и самоконтроль знаний
  6. Подведение итогов урока

                        Ход урока:

Звучит музыка песни «Любая на выбор», исполняемая учителем музыки

Учитель физики. Сегодня тема нашего урока звучит поэтически: «Подмосковные вечера». И это не случайно. Музыкальные звуки сопровождают нас на протяжении всей нашей жизни. Силу музыки, способной сплотить воедино мечты, стремления и помыслы человека, испытал на себе каждый из нас. Окружающих нас звуков много, но интересуют нас не все, а именно  музыкальные звуки. Почему? Чем отличаются различные звуки? Что представляет собой звук? Как его можно получить? На все эти вопросы отвечает физика.

Определение нового понятия «акустика» вот с его мы и начнём.

Акустика - это раздел физики, занимающийся изучением звука, его свойствами, звуковыми явлениями.

.

Учитель музыки. Давайте внимательно посмотрим на эти инструменты источником звука также может быть человеческий голос У вас на столах лежат музыкальные инструменты. Покажите, как они звучат, (Учащиеся исполняют несколько тактов на гитаре, домбре, бубне, треугольнике, шумовых инструментах).

\Ученик исполняет песню « Песня…».

Учитель физики. Мы прослушали концерт, а теперь подведем итоги. Что же являлось источником звука в каждом случае?

- Голосовые связки;

- Металлические тарелочки;

- Железный треугольник;

- Струны гитары и домбры.

Учитель физики. Действительно в каждом случае источником являлось колебание: струны, мембраны, шариков, камертона. Однако не все колеблющиеся тела  являются источником звука. Убедимся в этом.

Опыт 1

Зажмем упругую стальную линейку в слесарные тиски. Отведем верхний конец линейки в сторону и отпустим. Пластина колеблется, но звук мы не слышим.

Вывод: не всякое колеблющееся тело является источником звука.

 Опыт 2 (проводится под руководством учителя математики.)

Уменьшим длину стальной линейки, замечаем, что она начинает издавать звук, потому что колебания учащаются. Образование звука происходит тогда, когда линейка совершает 20 колебаний в 1 с. времени, называют частотой. Давайте вычислим эту величину.

Распространение звука можно сравнить с распространением волны в воде. Только роль брошенного в воду камня играет колеблющееся тело, а вместо поверхности воды звуковые волны распространяются в воздухе. Каждое колебание ветви камертона создаст в воздухе одно сгущение и одно разряжение. Чередование таких сгущений и разряжений и есть звуковая волна.

Опыт 3

На столе в ряд поставлены на узкие грани кости домино. Падающие вдоль ряда, они напоминают распространение звуковой волны. Давайте и здесь найдём опытным путём все  величины   от которых зависят звуковые колебания.

Мы охотно слушаем музыку, пение птиц, приятный человеческий голос. Напротив, тарахтение телеги, визг пилы, мощные удары молота нам неприятны и нередко раздражают и утомляют.

Учитель музыки. Вспомним песни, где бы тоже говорилось о звуковых явлениях (шуме, звоне, шепоте, пении).

Дети слушают фонограмму песни, угадывают название и исполняют. Звучат фонограммы песен: «Подмосковные вечера», «Вечерний звон», «Позвони мне, позвони», «Одинокая гармонь» и др.

Учитель физики. Таким образом, по действию, производимому на нас, звуки делятся на две группы: музыкальные звуки и шумы. Чем они отличаются друг от друга?

Установить различие между музыкой и шумом довольно трудно, так как что может казаться музыкой для одного, может быть просто шумом для другого. Некоторые считают оперу совершенно не музыкальной, а другие наоборот видят предел совершенства в музыке. Ржание коней или скрип нагруженного лесом вагона может быть шумом для большинства людей, но музыкой для лесопромышленника.

Однако большинство людей согласится с тем, что звуки, идущие от колеблющихся струн, язычков, камертона и вибрирующих голосовых связок певца, музыкальные. Но если так, то, что же существенно в возбуждение музыкального звука или тона?

Наш опыт показывает, что для музыкального звука существенно, чтобы колебания происходили через равные промежутки времени. Колебания струн камертонов т. д. имеют такой характер; колебания поездов, вагонов с лесом т.д. происходят через неправильные, неравномерные промежутки времени производимые ими звуки представляют только шум.

Учитель физики. В повседневной жизни мы имеем дело, чаще всего со звуком, распространяющимся в воздухе. Однако он может распространяться в других средах: в воде, земле, металлах. Скорость звука в этих средах больше скорости звука в воздухе. Вот как описывает в своем произведении «Борьба за огонь» писатель Ж. Рони - младший охоту. Как ведет себя один из охотников, когда узнает о приближении зверя?

Учитель зачитывает отрывок из произведения:

Федор Сологуб «Я ухо приложил к земле,

Чтобы услышать конский топот-

Но только ропот, только топот

Ко мне донесся по земле….»

  • Назовите приемники звука.

Вывод: Звук быстрее распространяется в твердом теле (земле), чем в воздухе. Уши человека в данном случае являются приемником звука.

Учитель физики. Микрофон - это прибор, преобразующий звуковые колебания в  колебания электрического тока. Для наблюдения этих колебаний создан прибор осциллограф.

Класс  наблюдает осциллограмму, учитель музыки исполняет в микрофон романс Рахманинова С.В. «Здесь хорошо».

В физических и технических лабораториях для получения звука нужной частоты колебаний применяют специальные приборы - звуковые генераторы.

 Учитель математики Опыт 3

Включаем генератор звуковой частоты, меняем громкость звука и частоту. Наблюдаем за кривой на экране осциллографа.

Определение: максимальное отклонение кривой от положения равновесия называется амплитудой колебаний. Найдём её численное значение.

 Учитель музыки. Музыкальные звуки издают различные музыкальные инструменты. Источники звука в них разные, поэтому музыкальные инструменты делятся на несколько групп:

  1. Ударные – бубны , барабаны, ксилофоны т. д. (здесь колеблются от удара палочки или руки ,натянутый материал, металлические пластинки и т. д.);
  2. Клавишные - пианино, клавесины (колебания струн вызывается здесь ударом по ним молоточков);
  3. Духовые - флейты, горны и фанфары, кларнеты, валторны, трубы (колебания  столба воздуха внутри инструмента);
  4. Струнные - скрипка, гитара и т. д.

Учитель  музыки сопровождает рассказ демонстрацией музыкальных инструментов. Звучит бубен, клавесин, труба, флейта, пианино

Такое деление часто условно. Например, орган - это целая фабрика звуков.  Еще в прошлом веке на нем, как на настоящей фабрике трудились рабочие. Надрываясь  и обливаясь потом. Вручную качали тяжелые мехи. Только в двадцатом веке  людей заменили электромоторы, а на смену мехам пришли мощные вентиляторы.  Орган по праву назывался царем оркестра. А рояль признается его королем.  Арфу называют царицей, скрипку -  принцессой. Но правильней оркестр считать  «республикой», где каждый «гражданин» пользуется правом голоса  и каждый представляет собой неповторимую индивидуальность.

Чем же отличаются друг от друга звуки разных инструментов? Для характеристики звука существуют три важных понятия:

Громкость. Тон. Тембр.

Проведём аналогию с физическими величинами.

Вывод: громкость звука определяется амплитудой колебаний.

Тон.

Вывод: тон определяется частотой.

Учитель музыки.

Звук одинаковой частоты и громкости на различных инструментах звучит различно. Одна и та же нота, взятая разными певцами, звучит иначе. В мире создано много скрипок, и все они звучат по-разному. Особенно красивые звуки  издают скрипки итальянских мастеров Страдивари и Гварнери. Эти скрипки не превзойдены по окраске звучания. Качество звука, связанное с «окраской»  получило название - тембр.

Учитель немецкого языка.

Мы сегодня много времени посвятили и физике и музыки и даже смогли вычислить величины с помощью математики. Но все это ,  было бы  невозможно без  выдающихся учённых и о них мы сегодня должны обязательно вспомнить.

Немецкий физик ….

Учитель английского языка .

Не  будем ущемлять заслуги английских физиков, таких например как…….

III. Закрепление. Итоги урока

Учитель. Сегодня на уроке мы  познакомились с понятием звука, его характеристиками. Узнали учёных , которые принимали участие  этой области и даже вычислили физические величины.

Давайте же подведём итоги нашего мероприятия  ответив на вопросы:

  • Что же может быть источником звука?
  • Какие характеристики звука вы узнали?
  • Какие физические величины определяют эти характеристики?

 


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

МУЗЫКА ФИЗИКА МАТЕМАТИКА БИНАРНЫЙ УРОК . звуковые волны

Слайд 2

АКУСТИКА раздел физики, занимающийся изучением звука, его свойств и звуковых явлений.

Слайд 3

ЗВУК ЗВУК ЗВУК ?

Слайд 5

ЗВУК - это механическая волна ЗВУК - это то, что слышит ухо МУЗЫКА ФИЗИКА

Слайд 6

Вывод: человек слышит звук, если колебания происходят … - с любой частотой - с определенной частотой ?

Слайд 7

акустические волны 16-20 Гц 20кГц звук инфра ультра частота объект изучения акустики ν ЗВУК - это механическая волна с частотой от 20 до 20 000 Гц

Слайд 8

Условия необходимые для возникновения волны: источник волны ( колеблющееся или движущееся тело ) 2. упругая среда

Слайд 9

источники звука искусственные и естественные

Слайд 10

КАМЕРТОН Камертон был изобретен в начале VIII века для настройки музыкальных инструментов. Он состоит из V - образной трубки и резонаторного ящичка, который открыт с одного торца для усиления звука. Стандартный камертон выдает волны с частотой 440 Гц.

Слайд 11

Источником грома во время грозы является мощный электрический разряд. Рядом с каналом грозового разряда воздух нагревается до высокой температуры и его расширение приводит к образованию ударной волны. Это волна постепенно переходит в звуковые колебания.

Слайд 13

Аристотель Звучащее тело создает попеременное сжатие и разряжение воздуха. Благодаря упругим свойствам воздуха этот процесс распространяется в пространстве, от слоя к слою, создавая звуковую волну. Достигнув нашего уха, она воздействует на барабанные перепонки и вызывает ощущение звука. V век до н. эры

Слайд 14

Восприятие звуков Разность фаз! ?

Слайд 15

Восприятие звуков

Слайд 16

ШКАЛА ГРОМКОСТИ

Слайд 17

звуковые волны Самое громкое в мире животное – голубой кит. Громкость звука 188 дБ, которые слышны на расстоянии 850км от кита Восприятие звука животными Рыбы всем телом лапками кожей от земли

Слайд 18

Проверь себя: Что называется звуком? А) колебания возникающие в упругой среде с частотой от 20Гц до 20кГц Б) колебания возникающие в упругой среде с частотой меньше 20Гц В) колебания возникающие в упругой среде с частотой больше 20кГц Г) любые колебания возникающие в упругой среде

Слайд 19

Проверь себя: 2. Что называется ультразвуком? А) колебания возникающие в упругой среде с частотой от 20Гц до 20кГц Б) колебания возникающие в упругой среде с частотой меньше 20Гц В) колебания возникающие в упругой среде с частотой больше 20кГц Г) любые колебания возникающие в упругой среде

Слайд 20

Проверь себя: 3. Что называется инфразвуком? А) колебания возникающие в упругой среде с частотой от 20Гц до 20кГц Б) колебания возникающие в упругой среде с частотой меньше 20Гц В) колебания возникающие в упругой среде с частотой больше 20кГц Г) любые колебания возникающие в упругой среде

Слайд 21

Проверь себя: 4. Каким физическим явлением объясняется восприятие звука человеком? А) диффузия Б)изменение давления В)изменение плотности воздуха Г)резонанс

Слайд 22

Проверь себя: 5. Как человек определяет направление звука? А) по длине волны Б) по разности фаз В) по скорости Г) по частоте 6. В каких средах распространяется звук? А) в газах Б) в жидкостях В) в твёрдых телах Г) во всех перечисленных

Слайд 23

Проверь себя: 7. В каких средах могут распространяться продольные звуковые волны? А) в газах Б) в жидкостях В) в твёрдых телах Г) во всех перечисленных 8. В каких средах могут распространяться поперечные звуковые волны? А) в газах Б) в жидкостях В) в твёрдых телах Г) во всех перечисленных

Слайд 24

Проверь себя: 9. Происходит ли перенос вещества и энергии при распространении звуковой волны в упругой среде? А) энергии – нет, вещества – да Б) энергии и вещества – да В) энергии – да, вещества – нет. 10. Могут ли звуковые волны распространяться в безвоздушном пространстве? А) могут Б) не могут, они распространяются только в веществе В) могут, если звуковые волны поперечные.

Слайд 25

Проверь себя: Ответы: 1.А 2. В 3.Б 4.Г 5.Б 6. Г 7. Г 8.В 9. В 10.Б


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Бинарный урок математики в пятом классе на английском языке.

Бинарный урок математики в пятом классе на английском языке.doc...

Бинарный урок математики в пятом классе на английском языке.

Бинарный урок математики в пятом классе на английском языке....

Разработка внеклассного мероприяти по теме "Олимпийские игры" на английском языке.

Внеклассное мероприятие посвящено теме "Олимпийские игры"....

Сценарий внеклассного мероприятия по теме "Олимпийские Игры" на английском языке

Данный сценарий могут использовать учителя английского языка на внеклассных мероприятиях, а так же и на уроках по теме "Спорт"....

Внеклассные мероприятия для 6-7 класса по английскому языку (Что? Где? Когда?)

Данная игра раширяет познания детей об англоговорящих странах: культуре, обычиях, устоев стран данной группы, повышает интерес учащихся к странноведческому материалу....

Внеклассное мероприятие "Финляндия- наш северный сосед" на английском языке.

МАтериалы содержат презентацию с комментариями и вопросами для дальнейшего обсуждения или викторины. Мероприятие проводилось для учащихся 7-8 классов общеобразовательной школы....

Авторская разработка внеклассного мероприятия для 6-х классов, учителя английского языка – Балян Лианы Сейрановны . Тема мероприятия: «Английские писатели и поэты».

Авторская разработка внеклассного мероприятия для 6-х классов,учителя английского языка – Балян Лианы Сейрановны мероприятие проведено 06.02.2018 г.Тема мероприятия: «Английские писат...