урок Вода на Земле
план-конспект урока по физике (7 класс) на тему

Заборовская Ольга Юрьевна

Разработка урока.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_voda_na_zemle.docx21.69 КБ

Предварительный просмотр:

Урок –конференция на тему:

«Вода на Земле»  Слайд 4.

7 класс

Цель:

Обучающие:  

-расширить представления учащихся об агрегатных состояниях воды;

-сравнить и выяснить особенности молекулярного строения воды в жидком, твердом и газообразном состояниях.

Развивающие:

- развивать стремление учащихся объяснять свойства окружающих веществ в зависимости от их агрегатного состояния;

-продолжать развитие умений и навыков работы с лабораторным оборудованием.

Воспитательные:

- продолжать формирование умения четко отвечать на поставленные вопросы, умение работать в группах.

Ход урока:

  1. Организационный момент
  2. Урок конференция на тему… а тему конференции вы узнаете если отгадаете загадку:

Слайд 1.

Я и туча, и туман,

И ручей, и океан,

И летаю, и бегу,

И стеклянной быть могу!      (Вода)

  1. А где находится  вода? (На Земле). Тема нашей конференции: «Вода на Земле». Слайд 2;3

Классы разбиваются на три исследовательские группы: (название групп, ребята определяют сами – отгадав загадки):

1 группа «Капелька»

Крупно, дробно зачастило,

Всю землю напоило. (Дождь)

              2 группа «Льдинка»

                  Зимнее стекло

               Весною потекло. (Лед)

              3 группы:  «Туман»

             Молоко над речкой плыло,

            Ничего, не видно было,

           Растворилось молоко-

          Стало видно далеко. (Туман)

Перед вами, ребята задача: определить цель нашей конференции, для этого прослушайте басню «Вода и пар» и в конце басни ответьте на вопрос: «Каков физический смысл басни?»

Дружили пар с водой-

Водой не разольешь,

Иначе  говоря, без пара

Житье воде сплошная кара.

Еще бы, чем они не пара?

Но вот, узнав об этой страсти,

Измор – огонь решил на части

Единство разделить без промедленья.

Огнем затравлена вода до испаренья,

Седеет пар, нигде воды ни-ни…

Вдруг жар ослаб,  а сверху кап да кап.

Желанная вода по каплям льется

И над огнем смеется.

Здесь и мораль найдется:

«Не забывай про мать – природу,

Имея цель разрознить пар и вод».

  1. Каков физический смысл этой  басни?

-вода при кипении испаряется, а водяной пар конденсируется –образуется снова вода.

Цель конференции:    Слайд 5.

--расширить представления учащихся об агрегатных состояниях воды;

-сравнить и выяснить особенности молекулярного строения воды в жидком, твердом и газообразном состояниях.

5. Исследовательским группам было дано задание – провести исследование воды в каждом агрегатном состоянии, заслушаем их сообщения.

6. В каких агрегатных состояниях может находиться одно и тоже вещество? ( В жидком, твердом и газообразном) Слайд 6.

Еще в глубокой древности. 2500 лет назад, некоторые ученные высказывали предположение о строении вещества. Греческий ученый Демокрит считал, что все вещества состоят из мельчайших частичек – молекул. В научную теорию эта идея превратилась только в 18 в. благодаря работам нашего знаменитого соотечественника М.В. Ломоносова и других ученых и получила дальнейшее развитие в 19 в. Возникновение представлений о строении вещества позволило не только объяснить многие явления, но и предсказать, как они будут протекать в тех или иных условиях.

Вуступление групп

1 группа «Капелька»

1.участник

Вода  состоит из мельчайших частиц –молекул, молекулы делятся на атомы.

Химическая формула воды H2O. Молекула воды состоит из двух атомов водорода и одного атома кислорода. Между молекулами имеются промежутки. Молекулы жидкости расположены близко друг к другу. Расстояние между каждыми двумя молекулами меньше размеров молекул, поэтому притяжение между ними становится значительным. Если частицы удаляются друг от друга, то объем воды увеличивается и наоборот, когда частицы сближаются, объем воды уменьшается. Молекулы воды находятся в непрерывном движении.

Опыт  1. (Нагревание воды)    Слайд 7.

2 участник

Докажем, что между молекулами имеются промежутки.  Доказательством этого является физическое явление-«Диффузия». Что это за явление? Явление при котором происходит взаимное проникновение молекул одного вещества между молекулами другого.

Опыт 2. (Диффузия)   Слайд 8.

В воде растворить медный купорос.

Вопрос от учителя: Почему через некоторое время раствор приобретает однородную окраску?  ( Благодаря Броуновскому движению частиц растворителя и растворенного вещества).

Пример: Приведите примеры диффузии, в быту или технике.

3 участник

Молекулы жидкости не расходятся на большие расстояния, и жидкость в обычных условиях сохраняет свой объем, но не сохраняет форму.

Опыт 3. (Вода в различных сосудах)

Жидкость трудно сжимается, так как при этом молекулы сближаются на расстояние, когда заметно проявляется отталкивание между молекулами.

4 участник

При обычных условиях (комнатная температура, атмосферное давление) вода – жидкое прозрачное вещество без запаха, цвета, вкуса. Плотность воды 1000 кг/м3. При температуре 100 градусов переходит в газообразное состояние, а при 0 градусов в твердое состояние. Вода имеет высокую удельную теплоемкость. Из-за высокой удельной теплоемкости воды на континентах не бывает резкого перепада температур зимой и летом, ночью и днем, поскольку они окружены гигантским регулятором, своеобразным термостатом – водами Мирового океана.

Выступление группы «Льдинка»

1 участник

При 0 градусов вода переходит в твердое состояние – лед. Лед состоит из тех же молекул и атомов, что и вода. Только расстояние между молекулами еще меньше, чем у жидкостей и молекулы расположены в строго определенном порядке образуя кристаллическую структуру.   Слайд 9

В твердых телах притяжение между молекулами еще больше, чем у жидкостей поэтому молекулы колеблются около определенной точки и не могут далеко переместится от нее.

Твердое тело сохраняет не только объем, но и форму.

Опыт 1. (Лед в разных сосудах)

Диффузия в твердых телах так же возможна, только она протекает достаточно медленнее, чем в жидкостях . Плотность льда 900 кг/м3, чем у воды. Даже при очень  высоких давлениях сжимаемость твердых тел очень мала.

Выступление группы «Туман»    Слайд 10.

  1. При 100 градусов вода кипит и превращается в пар. Если газ сжимается и объем его уменьшается, следовательно, в газах расстояние между молекулами намного больше размеров самих молекул. Поскольку в среднем расстояние между молекулами в десятки раз больше размера молекул, то оно слабо притягивается друг другу.

Молекулы водяного пара двигаются беспорядочно, хаотически во всех направлениях, почти не притягиваются друг другу.

Поэтому газы не имеют собственной формы и постоянного объема. Объем газа определяется объемом сосуда, в котором он находится.

               2.Но не только при кипение может превращаться в пар, при комнатной температуре также             вода испаряется и превращается в пар. Испарение имеет большое значение в жизни животных, затруднение испарения нарушает теплоотдачу и может вызвать перегревание тела. Обратный процесс испарения называется конденсацией, конденсация пара сопровождается выделением энергии. Летним вечером, когда воздух становится холоднее, выпадает роса. Это водяной пар, находящийся в воздухе, при охлаждении конденсируется, и маленькие капельки воды оседают на траве и листьях. Конденсацией пара объясняется образование облаков. Пары воды, поднимаются над землей, образуя в верхних, более холодных слоях воздуха облака, состоящие из мельчайших капелек воды.

Учитель: заслушав выступление каждой группы мы выяснили особенности молекулярного строения воды в жидком, твердом и газообразном состояниях.

А теперь предлагается каждой группе решить следующие задачи:  Слайд 11.

1 группа

Какова масса воды объемом 2м3, если плотность воды 1000кг/м3..

2 группа

Определите объем льдинки, масса которой 108 г, плотность льда 900 кг/ м3.

3 группа

Какое количество энергии требуется для превращения воды массой 150 г. В пар, при температуре 100 градусов.

                                                             Решение:

1 группа   

Дано:                                                       m=рv

                                                          m=1000кг/м3 *2м3=2000 кг

V-2м3                                                                Ответ:  m= 2000кг

P-1000кг/м3

m-?

2 группа

Дано:                                 V=m/р

m=108 г=0,108 кг

Р-900 кг/м3                             V=0,108 кг :900 кг/м3=97,2 м3

V=?                                Ответ: V= 97,2 м3

3 группа

Дано:                                  Q=  Lm

m=150г=0,150кг            Q= 2,3 *106Дж/кг * 0,150 кг=345000 Дж

T=100 °С                            Ответ: Q=345000Дж

L=2,3 *106Дж/кг

Q-?

             


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок Вода на Земле. Гидросфера

Урок проводился в рамках выездного заседания городского методического объединения учителей географии г. Югорска. ХМАО-Югра, Тюменской области. На уроке использовалась технология критического мышления,...

6 класс. Гидросфера 1 урок. "Вода на Земле"

Методическая разработка уроков для 6 класса к разделу Гидросфера...

Коспект урока "Вода на Земле".

Урок геогафии в 5 классе. по теме "Гидросфера"....

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА Вода на Земле 5 класс

Формирование знаний о гидросфере;знакомство с составом воды...

Конспект урока "Вода на Земле. Мировой океан и его части"

Коллеги!Предлагаю Вашему  вниманию конспект урока по теме "Вода на Земле. Мировой океан и его части"...

Методическая разработка урока "Вода на Земле" 5 класс

Технологическая карта урока, презентация к уроку, методическая заготовка для раздаточного материала к уроку....

открытый урок "Вода на Земле"

   Урок "Вода на Земле" был проведен в 6 класе в рамках школьного педагогичекого фестиваля "Открытый урок"  в2015 г. Что такое гидросфера.Мировой кругово...