Методическая разработка урока "Вода на Земле" 5 класс
презентация к уроку по географии (5 класс) на тему

Тихомирова Светлана Викторовна

Технологическая карта урока, презентация к уроку, методическая заготовка для раздаточного материала к уроку.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 2

О чём идёт речь? - Мы говорим: она течёт; Мы говорим: она играет; Она бежит всегда вперёд, Но никуда не убегает. - Книзу летит капельками, А кверху - невидимкою .

Слайд 3

- Много меня - пропал бы мир, Мало меня - пропал бы мир.

Слайд 4

Вода на Земле.

Слайд 5

Антуан де Сент-Экзюпери Вода! Нельзя сказать, что ты необходима для жизни. Ты - сама жизнь. Ты – самое большое богатство на Земле!

Слайд 6

Цель - познакомиться с водной оболочкой Земли. Задачи: Узнать, как называется водная оболочка Земли. Выяснить, из каких частей состоит водная оболочка планеты Уметь объяснять непрерывность водной оболочки Земли Приводить примеры значения воды для жизни на Земле и для человека

Слайд 8

Корни и луковицы 70% Более 70% Вода повсюду. Она входит в состав любого живого организма.

Слайд 9

Человек умирает, если потеряет всего 12% влаги своего организма. Две трети массы тела взрослого человека составляет вода, а у новорождённых ещё больше – до ¾.

Слайд 10

30 % вода 70 %

Слайд 11

Х ватит ли воды всем жителям Земли?

Слайд 12

Испарение Конденсация пара Осадки – дождь Осадки – снег Ветер Круговорот воды в природе – всемирный процесс Подземные воды Грунтовые воды Ледники Родник Реки Океан Суша

Слайд 13

Гидросфера - водная оболочка ( от греч. «вода» и «шар»).

Слайд 14

Гидросфера

Слайд 15

Гидросфера Мировой океан Воды суши Вода в атмосфере Какой процесс связывает все части гидросферы?

Слайд 16

Ответь на вопросы (+,-) Гидросфера- непрерывная оболочка Земли Мировой круговорот воды в природе происходит благодаря энергии Солнца В Мировом круговороте воды не участвуют ледники Арктики Без воды человек может прожить несколько дней

Слайд 17

5. Облака – это водяной пар 6. Перенос воды с Океана на сушу через атмосферу – это большой круговорот воды 7. Конденсация происходит при повышении температуры

Слайд 18

. Проверка Ответы: 1 + 4 + 2 + 5 - 3 – 6 + 7 - Самооценка 7 правильных ответов – « 5», 5-6 правильных ответов- «4» 3-4 правильных ответов- «3»

Слайд 19

Домашнее задание: П 23, п 1; Раб/тетрадь стр 63 №1-4 Творческое (по желанию) - Написать сказку о путешествии капельки воды. - Найти пословицы о воде -Подготовить примеры о загрязнении воды на Земле

Слайд 20

Подведение итогов СпАСиБо за РабОтУ !



Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока географии в 5 классе на тему: «Вода на Земле»  (урок № 5 в разделе «Природа Земли.»)

Базовый учебник: И.И. Баринова, А.А. Плешаков, Н.И.Сонин, М. Дрофа, 2016 г. География.  Начальный курс.

 Цель:  сформировать  представление  о гидросфере, как оболочке Земли, её составных частях; Мировом круговороте воды в природе.

 Задачи урока:

·         Образовательные: -способствовать формированию знаний о гидросфере, как оболочке Земли, её составных частях, Мировом круговороте воды в природе.

-доказать единство всех частей гидросферы, а также связь между сушей и гидросферой

·         Развивающие: -развивать наблюдательность, память, логическое мышление (при работе с ЭОР), умение сравнивать, обобщать и делать выводы на основании вновь изучаемого материала;

- развивать познавательный интерес, самостоятельность мышления, осознанное отношение к предмету через использование элементов проблемного обучения;

-создать условия для совершения учащимися «малых открытий», привитие навыков самостоятельной работы при поиске требуемого  материала.

 Воспитательные: -воспитывать бережное отношение к природе, к водным ресурсам, окружающему миру;

-воспитывать информационную культуру;

Планируемые результаты:

Личностные: осознание ценностей географического знания, как важнейшего компонента научной картины мира.

Метапредметные: умение организовывать свою деятельность, определять её цели и задачи, умение вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, умение взаимодействовать с людьми и работать в коллективе. Высказывать суждения, подтверждая их фактами.

Предметные: понимание географических следствий истории исследования поверхности Земли

Универсальные учебные действия:

Личностные: осознать необходимость изучения окружающего мира.

Регулятивные: планировать свою деятельность под руководством учителя, оценивать работу одноклассников, работать в соответствии с поставленной задачей, сравнивать полученные результаты с ожидаемыми.

Познавательные: извлекать информацию об исторических личностях, внёсших вклад в историю географии, делать анализ и отбор информации, добывать новые знания из источников ЭОР, перерабатывать информацию для получения необходимого результата.

Коммуникативные: умение общаться и взаимодействовать друг с другом.

Тип урока:  урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Форма работы учащихся: комбинированная

Техническое оборудование: мультимедийная установка, интерактивная доска, ЭОР, персональный компьютер.

Структура и ход урока.

N п/п

Этап

Время

Методы и формы

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1

 Организационный момент

1 мин.

Диалог:

 учитель -  класс

Учитель проверяет, насколько комфортно чувствуют себя ученики, готовность рабочего места, создает ситуацию успеха

Готовят рабочее место.

2

 Актуализация знаний

 

Давайте вспомним, какой тематический раздел мы с вами изучаем?

Дети отвечают, что Раздел «Природа Земли»

3

Установка познавательной задачи

1мин

Устное сообщение учителя,

СЛАЙД 1, 2,3

СЛАЙД 1, 2,3

Предлагает отгадать загадки:
 - Много меня - пропал бы мир,
Мало меня - пропал бы мир. 

- Книзу летит капельками, 
А кверху - невидимкою. 

- Мы говорим: она течёт;
Мы говорим: она играет;
Она бежит всегда вперёд,
Но никуда не убегает.

  Предлагают варианты ответов.

4

 Целеполагание

 

5-6 мин.

 

Диалог

СЛАЙД 4

Слайд 5

 Диалог:

 учитель -  класс

 

СЛАЙД 6

СЛАЙД 10

Сообщает тему урока: Вы уже поняли, что тема урока …(Вода на Земле) – Да, верно, сегодня на уроке речь пойдет о воде на Земле. Сегодня мы поговорим с вами о её величестве ВОДЕ.

СЛАЙД 4

Запишите, пожалуйста, в тетради число, тему урока.      ВОДА НА ЗЕМЛЕ

Слайд 5

 «Вода! Нельзя сказать, что ты необходима для жизни. Ты – сама жизнь. Ты наполняешь нас невыразимой радостью… Ты – самое большое богатство на свете»»

Ребята, перед вами слова известного французского писателя, автора книги «Маленький принц» Антуана де Сент-Экзюпери. Они станут эпиграфом нашего урока.

Как Вы думаете, какие цели и задачи урока мы должны решить, исходя из темы урока?

СЛАЙД 6

Сегодня на уроке мы должны: 

  1. Научиться по памяти давать определение понятий гидросфера и мировой круговорот воды.
  2. Заполнить схему «Состав гидросферы»
  3. Уметь описывать мировой круговорот воды, называя процессы и оболочки Земли.
  4. Приводить примеры значения воды для жизни на Земле и для человека

Мы встречаемся с водой каждый день. Для чего нам нужна вода? ( Ответы детей.)
Посмотрите, ребята, как много нам всем нужно воды!  
СЛАЙД 7,8,9

Проблемный вопрос урока

А много ли воды на нашей планете? (Поднимите руку, кто считает – Мало, опустите, а теперь – кто считает – Много. И Вы – правы!)

Посмотрите на глобус. Если быстро вращать глобус, то он покажется одноцветным – голубым. Космонавты, возвращаясь на Землю из космического полета, рассказывают, что они испытывают такое ощущение, будто совершают посадку не на сушу, а на планету Вода.

Как распределяется вода на Земле? (находим ответ на вопрос в учебнике стр. 113)

 

СЛАЙД 10

Диаграмма

записывают  тему урока в тетрадь, ставят цели и задачи к уроку.

 выслушиваются мнения учащихся

Дети отвечают об использовании воды

Участвуют в беседе, поднимают руки, определяясь с ответом.

Отвечают, что вода занимает ¾ поверхности Земли

Рисуют диаграмму в тетрадь.

5

6

 Открываем новые знания.

Момент осознания учеником недостаточности имеющихся знаний.

Физминутка  (здоровьесберегающий компонент)

5-6 мин.

1 мин

СЛАЙД 11

Работа в  парах (деятельностный подход)

Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

 Проблемный вопрос урока

Воды много, но Хватит ли её всем? СЛАЙД 11

 (выслушиваются мнения учащихся)

Сегодня в течение урока мы попытаемся ответить на поставленный вопрос.

Ребята, попробуйте отгадать, о чем идет речь?

- Кто знает, откуда берется вода?
Быть может, из снега? Быть может, из льда?
А может, с подземных ключей она бьет
И всем она жизнь и цветенье дает.

-«Хоть в это поверить не очень легко, Но Волги вода есть в реке Лимпопо…)                           

                                                         И.Якимов

По рис. 136 учебника стр 113 подготовьте ответы на вопросы и составьте модель процесса Круговорота воды из контуров.


Проводим сверку со схемой на магнитной доске

«Пантомима» Покажи, как прыгать по камушкам перебираясь через ручей, как передвигают руками когда лезут по канату. Или игра «слово – СУША – прыжок вперед, ВОДА – назад»

Высказывают разные мнения.

Предполагают, что о Мировом круговороте воды.

В парах: Готовят ответы на вопросы и моделируют с помощью раздаточных контуров процесс Круговорота воды в природе.

Поднимаем руки, у кого получилась такая же схема, кто ошибся, выясняем почему?

Играют, демонстрируя свои творческие таланты.

7

Первичное закрепление нового материала

Фронтальная работа СЛАЙД 12

СЛАЙД 13

Индивидуальная работа.

СЛАЙД 14

                     

СЛАЙД 15

Смотрим СЛАЙД  12  Круговорот воды, звучит рассказ

учителя о процессе.

ВСПОМНИТЕ:

- Какие свойства воды позволяют осуществлению круговорота воды в природе? ( вода бывает в 3 агрегатных состояниях)

- Как называется процесс перехода воды из жидкого состояния в газообразное? Из газообразного в жидкое?

- В чем разница  малого  и большого  круговорота воды в природе?

Делаем вывод, что Круговорот воды связывает всю воду на Земле в непрерывную оболочку планеты.

Кто из Вас знает, как называется водная оболочка Земли?

Слайд 13 Гидросфера – это водная оболочка Земли. (запись в тетрадь).

Она состоит из трёх частей. Каких? (Самост. работа с учебником параграф 23, пункт 1).

СЛАЙД 14 Дополните схему в тетради.

Слайд 15. Проверим, справились ли вы с заданием – вод Мирового океана; вод суши и воды, содержащейся в атмосфере.

Слушают рассказ учителя, пытаются ответить на вопросы.

Оценивают ответы одноклассников, корректируем.

Записывают определение, рисуют схему «Части Гидросферы»

 Самопроверка.

8

Контроль усвоения

Фронтальная, индивидуальная работа

СЛАЙД 16,17

СЛАЙД 18

Итак, сегодня на уроке перед нами были поставлены определенные задачи, давайте проверим, удалось ли нам освоить этот материал.

СЛАЙД 16,17Самостоятельно,  в  тетради напротив номера утверждения поставить либо «+», либо «-».

Утверждения:

1.                 Вода, находящаяся в воздухе, не является частью водной оболочки Земли, а является частью атмосферы.

2.                 Мировой круговорот воды в природе происходит благодаря Солнцу.

3.                 В Мировом круговороте воды не задействованы подземные воды.

4.          Без воды человек может прожить несколько дней

5.                 Облака – это водяной пар.

6.                 Перенос воды с Океана на сушу  через атмосферу – это большой круговорот воды

7                 Конденсация происходит при повышении температуры.

СЛАЙД 18 ( самопроверка, самооценка)

Ответы:

                           1-

                           2.+

                           3 –

                           4+

                           5-

                          6 +

                          7 -

                         

                                        -

Оценивают себя, обмениваются с соседом, выставляют оценку.

 7 правильных ответов – «5»,

 5-6                                 - «4»

 3-4                                  - «3»

9

Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

СЛАЙД 19

СЛАЙД 19 Д/З.

  1. П 23, п 1 П/тетрадь стр 63 № 1-4
  2. Творческое (по желанию)

-Написать сказку о путешествии капельки воды.

-Найти пословицы о воде

     - Подготовить примеры о загрязнении воды на Земле

 Записывают д/з

10

Подведение итогов. Рефлексия

2 мин

Беседа СЛАЙД 20 

 СЛАЙД 20 Подведение итогов

(На подносе капельки воды из бумаги) Дети вытаскивают капельки и отвечают на вопросы:

-сегодня на уроке я научился...........(работать в группе).

-После урока я узнал......................(много интересного о воде).....

-Я могу...........из доп. источников выбирать информацию

А я сегодня от урока получила удовлетворение, вы такие активные, вы старались, замечательно работали. Спасибо за урок, все свободны!

 Определяют уровень  достижений своих результатов. Отвечают на вопросы учителя

Сегодня на уроке я научился

                                                                 Я могу находить информацию( где?, как?)

Мне понравилось, как сегодня работал (-и)……

                                                                                 Мне показалось сложным….

        

 

Конденсация                    Конденсация                      Конденсация                              

Испарение                      Испарение                        Испарение

Реки                                  Реки                                      Реки

Подземные воды        Подземные воды                  Подземные воды

Конденсация                Конденсация                        Конденсация

Испарение                     Испарение                          Испарение

Реки                                Реки                                       Реки

Подземные воды         Подземные воды               Подземные воды

Конденсация            Конденсация                             Конденсация

Испарение                 Испарение                             Испарение

Реки                                               Реки                                  Реки

Подземные воды                   Подземные воды            Подземные воды

Ледники                                  Ледники                                        Ледники                        

Ледники                                  Ледники                                      Ледники

Ледники                                      Ледники                                     Ледники

Ледники                                   Ледники                                      Ледники


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование УУД на уроках химии. Методическая разработка уроков по теме "Классы неорганических соединений. 8 класс

Бинарные соединения: оксиды и летучие водородные соединенияОснованияКислотыСоли...

Методическая разработка по геометрии (8 класс) по теме:  Разработка урока по теме "Параллелограмм".

План-конспект урока по геометрии для 8 класса.Урок разработан учителем математики Шунаевой Т.А. Тема урока: Параллелограмм. Решение задач.Цели урока Продолжить формирование умений решать задачи н...

Методическая разработка урока по теме "Классы рыб". 7 класс

Данный урок знакомит обучающихся с особенностями строения рыб, обусловленными обитанием в водной среде; со значением рыб в природе и жизни человека....

Методическая разработка по биологии (9 класс) на тему: Контрольная работа по теме "Антропогенез. Высшая нервная деятельность человека" 9 класс

Примеры дифференцированных заданий для осуществления  контроля знаний и подготовки к ГИА  по биологии учащихся 9 классов....

Методическая разработка для учащихся младших классов на занятиях по хоровому классу «Игровой метод в условиях хоровой репетиции: взаимодействие слова и музыки, словотворчество»

      Проблема выразительности в произношении слов в детском хоре и общей эмоциональной отзывчивости на музыкальные образы хоровых произведений, является важным моментом в вокаль...

Методическая разработка урока в 6 классе по теме «Bon appétit!» (учебник «Твой друг французский язык» А.С. Кулигиной, А.В. Щепиловой для 6-го класса)

Данный материал может быть полезен учителям французского языка при проведении уроков в 6 классе общеобразовательной школы по программе Кулигиной А.С....

Учебно-методическая разработка урока на тему "Класс Птицы. Общая характеристика" 7 класс

В настоящее время актуальными в системе образования являются педагогические технологии, направленные на выявление и развитие творческих способностей учащихся.Поэтому, современному педагогу необходимо ...