статья "Интеграция предметов естественно-научного цикла"
статья по физике на тему

Овчинникова Марина Альбертовна

В статье описывается опыт совместной работы учителя химии и физики.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon integratsiya_predmetov_estestvennonauchnogo_tsikla.doc46 КБ

Предварительный просмотр:

Кондратьева О.В.,
учитель физики МКОУ «СОШ  № 29», г. Ревда,

Овчинникова М.А.,

учитель химии МКОУ «СОШ  № 29»,  г. Ревда

Интеграция предметов естественнонаучного цикла

               Мы с вами живем в 21  веке, в эпоху бурного развития науки, техники, экономики становления нового человека, который смог бы управлять новым производством, руководить коллективом, разрабатывать новые технологии, мог  бы пополнять свои знания всю жизнь. Для этого перед нами, учителями, поставлена задача не только  вооружить современного ученика знаниями, но и научить самостоятельно добывать их. Эта задача поставлена перед нами Федеральными государственными образовательными стандартами общего образования нового поколения. Обновление образования требует использования современных технологий обучения, нетрадиционных методов и форм организации обучения.  В новых Стандартах рассматривается интегративный подход к содержанию предметов, обеспечивающий исключение дублирования учебного материала, формированию целостности знаний учащихся о мире на средней и старшей ступени школы.

         Интеграция предметов в современной школе - одно из направлений активных поисков новых педагогических решений, способствующих улучшению дел в ней, развитию творческих потенциалов педагогических коллективов и отдельных учителей с целью более эффективного воздействия на учащихся.

 Интеграция содержания – процесс установления связей между структурными компонентами содержания в рамках определенной системы образования с целью формирования целостного представления о мире.

     Наиболее приемлемой мы видим интеграцию предметов  на уровне сфер активности школьников (интегрированные уроки, экскурсии, конференции, проекты).

     Мы являемся учителями родственных предметов, предметов одного естественнонаучного цикла: физики и химии.

   Анализируя программы по физике и химии, мы пришли к выводу, что многие вопросы изучаются в этих курсах параллельно. При этом на уроках физики обращается внимание  в основном на физическую сущность явлений и процессов, а на уроках химии – на особенности и условия протекания реакций. Назовем некоторые из сходных тем. В первую очередь это вопросы атомно-молекулярного строения вещества, строения атома, электрохимии. Интегрированные уроки физики-химии позволяет дать учащимся представление об окружающей нас природе, как о едином целом.

При сокращении количества часов на изучение некоторых вопросов курса химии я вижу необходимость включить их изучение, т.к. этого требует подготовка к ЕГЭ. Разберем, как мы проводили интегрированный  урок по теме «Электролиз». Ребятам необходимо знать окислительно-восстановительную сущность, химизм процессов, проходящих на электродах, зависимость продуктов электролиза от состава среды, применение электролиза в промышленности. На уроках физики рассматривается количественная сторона электролиза – зависимость массы выделившегося при электролизе вещества от количества электричества, прошедшего через раствор или расплав. И если урок будут вести два педагога, то у учеников формируются не разрозненные, а целостные знания, что они отметили в своих анкетах. Таким образом, у учащихся формируется система знаний об электролизе как сложном физико-химическом процессе. Интегрированный урок на основе сочетания разнообразных методов и средств обучения решает комплекс задач. Мы используем как объяснительно-иллюстративные, так и частично поисковые, исследовательские методы обучения, опорные конспекты и таблицы, кино- и видеофрагменты, мультимедийные презентации, другие технические средства обучения и контроля. Широко применяем разнообразные формы работы учащихся: фронтальную, индивидуальную, парную, групповую.

Анализируя опыт проведения интегрированных уроков, можно подвести итоги:

  1. подготовка к уроку стимулирует внутреннюю познавательную мотивацию и способствует повышению у ребят  интереса к предметам,
  2. повышается  активность и самостоятельность,
  3. развивается мыслительная деятельность, коммуникативные навыки.

       Для расцвета индивидуальных способностей каждого ребенка необходима интеграция различных предметных областей не только в урочной, но и внеурочной деятельности.

       В 2010 году, когда вся страна готовилась отметить 65-летие Великой Победы, силами 8-классников мы подготовили большой школьный вечер «Химия Победы». Эпиграфом к этому мероприятию мы выбрали слова  академика А.Е. Арбузова: «Не могу представить себе химика, не знакомого с высотами поэзии, картинами живописи, с хорошей музыкой. Вряд ли он создаст что-либо значительное в своей области». Мы рассказывали, как химия и физика помогали ковать победу на фронте и в тылу. Это разные виды оружия, техники, изготовленной из известных металлов и сплавов.  Мероприятие вызвало огромный интерес у слушателей, они были в большом восторге, особенно когда увидели своих учителей в новом аспекте. Мы и читали стихи о войне и пели песни.

        Учебно – исследовательские проекты  дают возможность интегрировать теоретические знания и практические навыки, полученные в школьных учебных курсах, путем творческого исследования под руководством преподавателя. Если руководитель проекта  не один, а два, и они преподают разные предметы, то это открывает дополнительные  возможности  в создании теоретического обоснования проекта,  дает возможность ученикам увидеть взаимосвязь этих предметов, что, несомненно, является положительным фактором.

В 2010 – 11 учебном году под нашим руководством ученицы 9 «а» класса Оборина Мария и  Караваева Ксения написали проект по теме «Стекло: от Ломоносова до наших дней». Данная работа была посвящена 300-летию М.В. Ломоносова. В основе работы лежит  «Письмо о пользе стекла»,  в котором рассматриваются различные области его применения (стеклянная и фарфоровая посуда,   мозаики, зеркала, бисер, остекление окон и зимних садов, очки,  телескоп,  микроскоп, барометр). В своем исследовании девочки проанализировали «Письмо …», показали на примере нашего города актуальность использования стекла.  Каждый отрывок письма сопровождался описанием химических или физических свойств стекла и примерами применения его в современной жизни. Авторы  показали, что стекло, пройдя долгий путь до наших дней, остается столь же  необходимым и привлекательным материалом для использования в быту, промышленности, медицине.

         В 2011 – 12 учебном году  ученики  9 «в» класса Кондратьева Вера и Гибадуллин Данил провели исследование по теме «Что делать с бытовыми отходами?».  Эта проблема очень актуальна для современных городов. Ребятами были рассмотрены пять способов утилизации мусора, проведено анкетирование учеников и учителей, изготовлены листовки, кормушки, которые развесили в микрорайоне школы, а также был снят видеоролик, рассказывающий о вторичном использовании бытового мусора.   При написании работы было изучено и переработано большое количество информации из газет, журналов, web – сайтов, проведена встреча с главным экологом города.  Была проведена большая исследовательская работа. Проект был признан лучшим в городе и прошел в заочный тур областной научно – исследовательской конференции.

      Мы увидели, что ученики приобретают навыки и опыт  участия в исследовательской деятельности и развивают универсальные учебные действия, навыки взаимодействия в паре, участия в научных конференциях, при этом активизируется интерес к учебе, научной деятельности и, конечно, к  будущей профессии, проявляется  готовность к жизненному и личностному самоопределению. При работе в паре развиваются коммуникативные учебные действия.

     Мы отметили преимущества организации образовательного процесса на основе интегративного подхода:

  1. создание более благоприятных условий для развития самых разных действий школьников,
  2. устранение излишне усложненного и второстепенного учебного материала,
  3. более эффективное использование учебного времени за счет исключения дублирования знаний на уроках,
  4. соединение полученных знаний разных предметов в единую систему, формирование целостной картины мира,
  5. обучение применению теоретических знаний в практической жизни, в конкретных жизненных ситуациях,
  6. соответствие требованиям ФГОС нового поколения.

Таким образом, в профессиональной деятельности учителя всегда есть простор для поиска и педагогического творчества.

Эффективность интегрированного обучения зависит от правильного, педагогически обоснованного выбора форм организации обучения, которая обеспечивается всесторонним анализом образовательных, развивающих и воспитательных задач.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности процесса обучения неслышащих школьников предметам естественно - научного цикла.

"Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать!" гласит народная мудрасть....Учебные предметы цикла Естествознания в коррекционной школе имеют познавательно-практическую направленность, играют большую ...

Формирование универсальных учебных действий в преподавании предметов естественно- научного цикла.

Важнейшей задачей современной школы является формирование совокупности “универсальных учебных действий”, обеспечивающих компетенцию “научить учиться”, а не только освоение учащимися конкретных предмет...

Формирование универсальных учебных действий в преподавании предметов естественно - научного цикла.

Важнейшей задачей современной школы является формирование совокупности “универсальных учебных действий”, обеспечивающих компетенцию “научить учиться”, а не только освоение учащимися конкретных предмет...

Развитие интереса лицеистов к предметам естественно-научного цикла

В современной школе преподавание предметов естественно - научного цикла переживает серьезные трудности. В настоящее время наблюдается тенденция к снижению уровня знаний почти по всем предметам е...

Системно-деятельностный подход в изучении предметов естественно-научного цикла

В рамках модернизации образования системно-деятельностный подход в обучении становится все более и более актуальным. Инновационные методы в обучении позволяют развивать творческую, инициативную личнос...

Игра "Форт Боярд" по предметам естественно-научного цикла.

География (на выполнение каждого задания отводится не более 5-ти минут)География 7 класс:Цели:проверить знание учащимися политической карты мира;воспитывать коммуникативные способности, умение ра...