Главные вкладки

    ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА дополнительного образования детей Направление: познавательное, интеллектуальное Название: объединение «Юные исследователи» Срок реализации 3 года Возраст: 13-15 лет
    рабочая программа по физике (7, 8, 9 класс) на тему

    Программа дополнительного образования рассчитана на 3 года, для учащихся 7-9 классов, обладающим определенным багажом знаний, умений и навыков, полученных на уроках естествознания и физики. Занятия кружкового объединения способствуют развитию и поддержке интереса учащихся к деятельности определенного направления, дает возможность расширить и углубить знания и умения, полученные в процессе учебы, и создает условия для всестороннего развития личности. Занятия кружка являются источником мотивации учебной деятельности учащихся, дают им глубокий эмоциональный заряд.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл Программа ПДО по физике32.73 КБ

    Предварительный просмотр:

    МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

    «ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №13»

    УТВЕРЖДЕНО                                                                     СОГЛАСОВАНО

    Директор  школы                                                                   Зам. директора  по  ВР

    ----------------------------Е.Ф.Третьякова                                 -------------------- М.А.Марфенкова

    «25» августа 2015 год                                                           «25» августа 2015 год


    ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА

    дополнительного образования детей

    Направление: познавательное, интеллектуальное
    Название: объединение «Юные исследователи»

    Срок реализации  3 года

    Возраст: 13-15 лет

    Недельная нагрузка: 1 час


    Автор – составитель: Третьякова Елена Фёдоровна,

                                                             учитель физики


    г. Гусь - Хрустальный

    2015 год

                                         Пояснительная записка

                                                                                     Учение есть совместное исследование,

                                                                                               проводимое учителем и учеником...

           

    Социальные и экономические условия в быстро меняющемся современном мире требуют, чтобы нынешние выпускники получили целостное компетентностное образование. Успешное формирование компетенций может происходить только в личностно-ориентированном образовательном процессе на основе личностно-деятельностного подхода, когда ребёнок выступает как субъект деятельности, субъект развития.

    Приобретение компетенций базируется на опыте деятельности обучающихся и зависит от их активности. Самый высокий уровень активности — творческая активность — предполагает стремление ученика к творческому осмыслению знаний, самостоятельному поиску решения проблем. Именно компетентностно - деятельностный подход может подготовить человека умелого, мобильного, владеющего не набором фактов, а способами и технологиями их получения, легко адаптирующегося к различным жизненным ситуациям.

    Программа дополнительного образования рассчитана на 3 года, для учащихся 7-9 классов, обладающим определенным багажом знаний, умений и навыков, полученных на уроках естествознания и физики. Занятия кружкового объединения способствуют развитию и поддержке интереса учащихся к деятельности определенного направления, дает возможность расширить и углубить знания и умения, полученные в процессе учебы, и создает условия для всестороннего развития личности. Занятия кружка являются источником мотивации учебной деятельности учащихся, дают им глубокий эмоциональный заряд

     Физика-это экспериментальная наука и, как известно, основные законы природы устанавливаются на данных, полученных опытным путём. Не случайно А.Эйнштейн считал, что «Истина - это то, что выдерживает проверку опытом» Эксперимент в процессе обучения физике выполняет разнообразные функции

    - в форме демонстрационных опытов он служит источником фактов, знаний о мире, средством развития интереса к физике;

    - в форме фронтальных лабораторных работ и физического практикума он является средством организации самостоятельной деятельности учащихся, способствует приобретению навыков применять теоретические знания на практике;

    Программа кружка формирует у учащихся умение наблюдать природные явления и выполнять эксперименты в незнакомой ситуации, проявляя и развивая при этом свои творческие способности. В программе предусмотрено знакомство учащимися с историей физики и открытий, сделанных российскими учеными. А также умение правильно измерять и обрабатывать результаты  исследований с помощью измерительных приборов.

     Умением решать задачи характеризуется в первую очередь состояние подготовки учащихся, глубина усвоения учебного материала. Решение нестандартных задач и проведение занимательных экспериментальных заданий способствует пробуждению и развитию у них устойчивого интереса к физике.

    Планирование работы кружкового объединения рассчитано на 1 час в неделю.

    Цели курса:

    - Создание условий для формирования устойчивого интереса к изучению предмета.

    - Дать ученикам больше возможностей для получения практических навыков работы с приборами с соблюдением правил по технике безопасности.

    - Формирование целостного представления о мире, основанного на приобретенных знаниях, умениях, навыках и способах практической деятельности.

    - Освоение приемов действий в нестандартной ситуации.

    - Формирование опыта индивидуальной и коллективной деятельности при проведении исследовательских работ.

    -Формировать готовность к выбору жизненного пути в соответствии с собственными интересами и возможностями.

    Задачи:

    Образовательные: способствовать самореализации учащихся в изучении конкретных тем физики, развивать и поддерживать познавательный интерес к изучению физики как науки, знакомить учащихся с последними достижениями науки и техники, научить решать задачи нестандартными методами, развитие познавательных интересов при выполнении экспериментальных исследований с использованием информационных технологий.

    Воспитательные: воспитание убежденности в возможности познания законов природы, в необходимости разумного использования достижений науки и техники, воспитание уважения к творцам науки и техники, отношения к физике как к элементу общечеловеческой культуры.

    Развивающие: развитие умений и навыков учащихся самостоятельно работать с научно-популярной литературой, умений практически применять физические знания в жизни, развитие творческих способностей, формирование у учащихся активности и самостоятельности, инициативы. Повышение культуры общения и поведения.

    Виды деятельности:

    Решение разных типов задач

    Занимательные опыты по разным разделам физики

    Конструирование и ремонт простейших приборов, используемых в учебном процессе

    Применение ИКТ

    Занимательные экскурсии в область истории физики

    Применение физики в практической жизни

    Наблюдения за звездным небом и явлениями природы

    Форма проведения занятий кружка:

    Беседа Лекция

    Экспериментальные задания.

    информационное изложение

    Практикум

    Вечера физики

    Экскурсии

    Выпуск стенгазет

    Проектная работа

    Школьная олимпиада

    Ожидаемый результат:

    Навыки к выполнению работ исследовательского характера

    Навыки решения разных типов задач

    Навыки постановки эксперимента

    Навыки работы с дополнительными источниками информации, в том числе электронными, а также умениями пользоваться ресурсами Интернет

    Профессиональное самоопределение.

    Тематическое планирование.

    7 класс.

    Тема

    Форма работы

    Кол-во часов

    Дата

    1.

    Вводное занятие. Инструктаж по охране труда на занятиях кружка. Планирование работы кружка, выборы старосты.

    Информационное изложение,

    Обсуждение.

    1

    2.

    Рассказы о физиках. Люди науки..

    Беседа.

    Информационные сообщения учащихся.

    2

    3.

    Простейшие методы учёта погрешностей.

    1)физические величины и их измерения.

    2)Приближенное значение и абсолютная погрешность

    Лекция

    2

    4.

    Измерение размеров тел.

    Системные и внесистемные единицы измерения. Микрометр. Штангенциркуль.

    Беседа.

    Экспериментальная работа: «Определение размеров малых тел»

    3

    5

    Измерение объёмов тел неправильной формы

    Экспериментальные задания.

    3

    6

    Строение солнечной системы. Наблюдение за звездным небом.

    Вечерняя экскурсия

    1

    7.

    Экскурсия в планетарий

    1

    8

    Измерение расстояний. Древние методы определения расстояний, меры длины.

    Лекция

    2

    9

    Подготовка и проведение недели естествознания в рамках предметных недель в школе

    Беседа

    2

    10

    Конструирование простейших приборов.

    Практические задания

    2

    11

    Решение экспериментальных и качественных задач.

    Практикум

    3

    12

    Измерение площади плоских и объёмных фигур.

     «Измерение объёма тела с помощью развертки»

    1

    13

    Различные способы определения атмосферного давления

    Беседа.

    Экспериментальное задание: «Определение высоты здания с помощью барометра анероида»

    2

    14

    Экскурсия на метеостанцию

    2

    15

    Основы проектной деятельности

    лекция

    2

    16

    Тестовые задания по физике. Подготовка электронных тестов и кроссвордов по физике.

    Практикум

    2

    17

    Защита проектов

    Выступление учащихся

    2

    18

    Ремонт физического оборудования

    1

    всего

    34

                                                                                                                 

                              Тематическое планирование.

                                                      8 класс.

    Тема

    Форма работы

    Кол-во часов

    дата

    1.

    Вводное занятие. Инструктаж по охране труда на занятиях кружка. Планирование работы кружка, выборы старосты

    Информационное изложение,

    Обсуждение.

    1

    2.

    Решение олимпиадных задач по физике (подготовительный этап к школьной и муниципальной олимпиаде по физике)

    Решение задач

    5

    3

    Простейшие методы учёта погрешностей.

    1)Прямые и косвенные измерения. Правила определения абсолютных и относительных погрешностей

    лекция

    2

    4

    Измерение углов и больших расстояний.

     Беседа. Экспериментальная работа: «Измерение расстояния до Луны»

    2

    5

    Измерение температуры. Шкалы.

    Беседа

    1

    6

    Измерение влажности воздуха.

    Психрометр. Гигрометр

    Экспериментальная работа: «Определение влажности воздуха»

    2

    7

    Подготовка и проведение недели физики в рамках предметных недель в школе.

    Викторины, КВНы, выпуск газеты.

    3

    8

    Наблюдение изменения агрегатных состояний вещества.

    Экскурсия на «Армагус»,на опытный стекольный завод

    4

    9

    Измерение массы и силы.

    Экспериментальная работа.

    2

    10

    Измерения силы тока,напряжения,сопротивления.

    Экспериментальная работа

    1

    Стремителен молнии бег.

    (причины возникновения линейной и шаровой молнии).

    лекция

    2

    11

    Способы соединения цепей

    Экспериментальная работа

    2

    12

    Средства современной связи.

    Экскурсия на местную АТС

    1

    13

    Оптика.

    Занимательные опыты по оптике.

    2

    14

    Аэродинамика.

    Изготовление модели воздушного змея и других летающих моделей

    2

    15

    Защита проектов: «Это вы можете»

    2

    всего

    34

                                Тематическое планирование.

                                                        9 класс.

    Тема

    Форма работы

    Кол-во часов

    Дата

    1.

    Вводное занятие. Инструктаж по охране труда на занятиях кружка. Планирование работы кружка, выборы старосты

    Информационное изложение,

    Обсуждение.

    1

    2.

    Решение олимпиадных задач по физике (подготовительный этап к школьной и муниципальной олимпиаде по физике)

    Решение задач

    5

    3.

    Повторяем правила оценки погрешностей.

    лекция

    2

    4.

    Закон сохранения и превращения энергии.

    Практикум по решению задач

    2

    5.

    Четвертое состояние вещества

    лекция

    1

    6

    Мир звуков и красок

    Проектная работа

    2

    7.

    Запись и воспроизведение звука.

    Лекция, практическая работа

    2

    8

    Голография

    Экскурсия в музей

    1

    9.

    Получение оптических изображений с помощью отверстия в непрозрачном экране

    Экспериментальная работа

    1

    10.

    Определение разрешающей способности глаза

    Экспериментальная работа

    1

    11.

    Десять опытов с переменным током

    5

    12

    Применение спектрального анализа

    Экскурсия в спектральную лабораторию завода «Армагус»

    1

    13

    Экскурсия в музей прикладных наук

     Экспериментальная работа

    2

    Изобретения советских ученых - фронту

    Лекция

    1

    14

    Защита проектов

    2

    15

    Подготовка к  ГИА

    Решение задач из раздела С

    2

    16

    Подготовка к  ГИА

    Решение экспериментальных задач.

    2

    17

    Нобелевские лауреаты по физике

    Беседа.

    Информационные сообщения учащихся

    1

    Всего

    34


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Образовательная программа Дополнительного образования детей Кружок Эколого – краеведческого направления «Юный краевед»

    Данная программа расчитана для организации внеурочной работы эколого-краеведческого направления с учащимися 6-8 классов...

    ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ ПО ПОДВИЖНЫМ ИГРАМ для обучающихся 7-11 лет срок реализации программы 4 года

    Программа является нормативным документом, регламентирующим деятельность тренеров-преподавателей, учителей физкультуры  в условиях общеобразовательной школы для вне учебной деятельности...

    ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ «Юный музеевед» ТУРИСТСКО-КРАЕВЕДЧЕСКАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ «Юный музеевед» ТУРИСТСКО-КРАЕВЕДЧЕСКАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ

        В связи с увеличением роли патриотического воспитания школьников огромное  значение приобретает проблема организации и деятельности школьных музеев. Школьный музей обла...

    Образовательная программа дополнительного образования детей «Мягкая игрушка» Возрастной диапазон: 7 - 10 лет. Срок реализации программы: 3 года.

    Образовательная программа дополнительного образования детей«Мягкая игрушка» Возрастной диапазон: 7 - 10  лет. Срок реализации программы: 3 года....

    Образовательная программа дополнительного образования физкультурно-спортивного направления детского объединения "Атлант"

        Говоря о здоровье, мы используем определение, которое предлагает Всемирная организация здравоохранения – «состояние полного физического, психического...

    ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ "ПАЛИТРА" (интегрированные уроки ИЗО и ДПИ) Автор – разработчик: Топилина Юлия Геннадьевна, педагог дополнительного образования Возраст обучающихся –7-18 лет Срок реализации программы – 3 года

    Данная образовательная программа отличается от аналогичных программ в некоторых важных аспектах. Прежде всего, особенностью программы является то, что ведущей формой её реализации является совместная ...

    Образовательная программа дополнительного образования детей «Волейбол» (спортивное направление) Возраст обучающихся: 11-16 лет Срок реализации программы: 3 года

    Образовательная  программа дополнительного образования имеет физкультурно-спортивную направленность, модифицированная,  трехгодичная, рассчитана на обучающихся с 11 до 16 лет и предназначена...