ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА дополнительного образования детей Направление: познавательное, интеллектуальное Название: объединение «Юные исследователи» Срок реализации 3 года Возраст: 13-15 лет
рабочая программа по физике (7, 8, 9 класс) на тему

Программа дополнительного образования рассчитана на 3 года, для учащихся 7-9 классов, обладающим определенным багажом знаний, умений и навыков, полученных на уроках естествознания и физики. Занятия кружкового объединения способствуют развитию и поддержке интереса учащихся к деятельности определенного направления, дает возможность расширить и углубить знания и умения, полученные в процессе учебы, и создает условия для всестороннего развития личности. Занятия кружка являются источником мотивации учебной деятельности учащихся, дают им глубокий эмоциональный заряд.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Программа ПДО по физике32.73 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №13»

УТВЕРЖДЕНО                                                                     СОГЛАСОВАНО

Директор  школы                                                                   Зам. директора  по  ВР

----------------------------Е.Ф.Третьякова                                 -------------------- М.А.Марфенкова

«25» августа 2015 год                                                           «25» августа 2015 год


ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА

дополнительного образования детей

Направление: познавательное, интеллектуальное
Название: объединение «Юные исследователи»

Срок реализации  3 года

Возраст: 13-15 лет

Недельная нагрузка: 1 час


Автор – составитель: Третьякова Елена Фёдоровна,

                                                         учитель физики


г. Гусь - Хрустальный

2015 год

                                     Пояснительная записка

                                                                                 Учение есть совместное исследование,

                                                                                           проводимое учителем и учеником...

       

Социальные и экономические условия в быстро меняющемся современном мире требуют, чтобы нынешние выпускники получили целостное компетентностное образование. Успешное формирование компетенций может происходить только в личностно-ориентированном образовательном процессе на основе личностно-деятельностного подхода, когда ребёнок выступает как субъект деятельности, субъект развития.

Приобретение компетенций базируется на опыте деятельности обучающихся и зависит от их активности. Самый высокий уровень активности — творческая активность — предполагает стремление ученика к творческому осмыслению знаний, самостоятельному поиску решения проблем. Именно компетентностно - деятельностный подход может подготовить человека умелого, мобильного, владеющего не набором фактов, а способами и технологиями их получения, легко адаптирующегося к различным жизненным ситуациям.

Программа дополнительного образования рассчитана на 3 года, для учащихся 7-9 классов, обладающим определенным багажом знаний, умений и навыков, полученных на уроках естествознания и физики. Занятия кружкового объединения способствуют развитию и поддержке интереса учащихся к деятельности определенного направления, дает возможность расширить и углубить знания и умения, полученные в процессе учебы, и создает условия для всестороннего развития личности. Занятия кружка являются источником мотивации учебной деятельности учащихся, дают им глубокий эмоциональный заряд

 Физика-это экспериментальная наука и, как известно, основные законы природы устанавливаются на данных, полученных опытным путём. Не случайно А.Эйнштейн считал, что «Истина - это то, что выдерживает проверку опытом» Эксперимент в процессе обучения физике выполняет разнообразные функции

- в форме демонстрационных опытов он служит источником фактов, знаний о мире, средством развития интереса к физике;

- в форме фронтальных лабораторных работ и физического практикума он является средством организации самостоятельной деятельности учащихся, способствует приобретению навыков применять теоретические знания на практике;

Программа кружка формирует у учащихся умение наблюдать природные явления и выполнять эксперименты в незнакомой ситуации, проявляя и развивая при этом свои творческие способности. В программе предусмотрено знакомство учащимися с историей физики и открытий, сделанных российскими учеными. А также умение правильно измерять и обрабатывать результаты  исследований с помощью измерительных приборов.

 Умением решать задачи характеризуется в первую очередь состояние подготовки учащихся, глубина усвоения учебного материала. Решение нестандартных задач и проведение занимательных экспериментальных заданий способствует пробуждению и развитию у них устойчивого интереса к физике.

Планирование работы кружкового объединения рассчитано на 1 час в неделю.

Цели курса:

- Создание условий для формирования устойчивого интереса к изучению предмета.

- Дать ученикам больше возможностей для получения практических навыков работы с приборами с соблюдением правил по технике безопасности.

- Формирование целостного представления о мире, основанного на приобретенных знаниях, умениях, навыках и способах практической деятельности.

- Освоение приемов действий в нестандартной ситуации.

- Формирование опыта индивидуальной и коллективной деятельности при проведении исследовательских работ.

-Формировать готовность к выбору жизненного пути в соответствии с собственными интересами и возможностями.

Задачи:

Образовательные: способствовать самореализации учащихся в изучении конкретных тем физики, развивать и поддерживать познавательный интерес к изучению физики как науки, знакомить учащихся с последними достижениями науки и техники, научить решать задачи нестандартными методами, развитие познавательных интересов при выполнении экспериментальных исследований с использованием информационных технологий.

Воспитательные: воспитание убежденности в возможности познания законов природы, в необходимости разумного использования достижений науки и техники, воспитание уважения к творцам науки и техники, отношения к физике как к элементу общечеловеческой культуры.

Развивающие: развитие умений и навыков учащихся самостоятельно работать с научно-популярной литературой, умений практически применять физические знания в жизни, развитие творческих способностей, формирование у учащихся активности и самостоятельности, инициативы. Повышение культуры общения и поведения.

Виды деятельности:

Решение разных типов задач

Занимательные опыты по разным разделам физики

Конструирование и ремонт простейших приборов, используемых в учебном процессе

Применение ИКТ

Занимательные экскурсии в область истории физики

Применение физики в практической жизни

Наблюдения за звездным небом и явлениями природы

Форма проведения занятий кружка:

Беседа Лекция

Экспериментальные задания.

информационное изложение

Практикум

Вечера физики

Экскурсии

Выпуск стенгазет

Проектная работа

Школьная олимпиада

Ожидаемый результат:

Навыки к выполнению работ исследовательского характера

Навыки решения разных типов задач

Навыки постановки эксперимента

Навыки работы с дополнительными источниками информации, в том числе электронными, а также умениями пользоваться ресурсами Интернет

Профессиональное самоопределение.

Тематическое планирование.

7 класс.

Тема

Форма работы

Кол-во часов

Дата

1.

Вводное занятие. Инструктаж по охране труда на занятиях кружка. Планирование работы кружка, выборы старосты.

Информационное изложение,

Обсуждение.

1

2.

Рассказы о физиках. Люди науки..

Беседа.

Информационные сообщения учащихся.

2

3.

Простейшие методы учёта погрешностей.

1)физические величины и их измерения.

2)Приближенное значение и абсолютная погрешность

Лекция

2

4.

Измерение размеров тел.

Системные и внесистемные единицы измерения. Микрометр. Штангенциркуль.

Беседа.

Экспериментальная работа: «Определение размеров малых тел»

3

5

Измерение объёмов тел неправильной формы

Экспериментальные задания.

3

6

Строение солнечной системы. Наблюдение за звездным небом.

Вечерняя экскурсия

1

7.

Экскурсия в планетарий

1

8

Измерение расстояний. Древние методы определения расстояний, меры длины.

Лекция

2

9

Подготовка и проведение недели естествознания в рамках предметных недель в школе

Беседа

2

10

Конструирование простейших приборов.

Практические задания

2

11

Решение экспериментальных и качественных задач.

Практикум

3

12

Измерение площади плоских и объёмных фигур.

 «Измерение объёма тела с помощью развертки»

1

13

Различные способы определения атмосферного давления

Беседа.

Экспериментальное задание: «Определение высоты здания с помощью барометра анероида»

2

14

Экскурсия на метеостанцию

2

15

Основы проектной деятельности

лекция

2

16

Тестовые задания по физике. Подготовка электронных тестов и кроссвордов по физике.

Практикум

2

17

Защита проектов

Выступление учащихся

2

18

Ремонт физического оборудования

1

всего

34

                                                                                                             

                          Тематическое планирование.

                                                  8 класс.

Тема

Форма работы

Кол-во часов

дата

1.

Вводное занятие. Инструктаж по охране труда на занятиях кружка. Планирование работы кружка, выборы старосты

Информационное изложение,

Обсуждение.

1

2.

Решение олимпиадных задач по физике (подготовительный этап к школьной и муниципальной олимпиаде по физике)

Решение задач

5

3

Простейшие методы учёта погрешностей.

1)Прямые и косвенные измерения. Правила определения абсолютных и относительных погрешностей

лекция

2

4

Измерение углов и больших расстояний.

 Беседа. Экспериментальная работа: «Измерение расстояния до Луны»

2

5

Измерение температуры. Шкалы.

Беседа

1

6

Измерение влажности воздуха.

Психрометр. Гигрометр

Экспериментальная работа: «Определение влажности воздуха»

2

7

Подготовка и проведение недели физики в рамках предметных недель в школе.

Викторины, КВНы, выпуск газеты.

3

8

Наблюдение изменения агрегатных состояний вещества.

Экскурсия на «Армагус»,на опытный стекольный завод

4

9

Измерение массы и силы.

Экспериментальная работа.

2

10

Измерения силы тока,напряжения,сопротивления.

Экспериментальная работа

1

Стремителен молнии бег.

(причины возникновения линейной и шаровой молнии).

лекция

2

11

Способы соединения цепей

Экспериментальная работа

2

12

Средства современной связи.

Экскурсия на местную АТС

1

13

Оптика.

Занимательные опыты по оптике.

2

14

Аэродинамика.

Изготовление модели воздушного змея и других летающих моделей

2

15

Защита проектов: «Это вы можете»

2

всего

34

                            Тематическое планирование.

                                                    9 класс.

Тема

Форма работы

Кол-во часов

Дата

1.

Вводное занятие. Инструктаж по охране труда на занятиях кружка. Планирование работы кружка, выборы старосты

Информационное изложение,

Обсуждение.

1

2.

Решение олимпиадных задач по физике (подготовительный этап к школьной и муниципальной олимпиаде по физике)

Решение задач

5

3.

Повторяем правила оценки погрешностей.

лекция

2

4.

Закон сохранения и превращения энергии.

Практикум по решению задач

2

5.

Четвертое состояние вещества

лекция

1

6

Мир звуков и красок

Проектная работа

2

7.

Запись и воспроизведение звука.

Лекция, практическая работа

2

8

Голография

Экскурсия в музей

1

9.

Получение оптических изображений с помощью отверстия в непрозрачном экране

Экспериментальная работа

1

10.

Определение разрешающей способности глаза

Экспериментальная работа

1

11.

Десять опытов с переменным током

5

12

Применение спектрального анализа

Экскурсия в спектральную лабораторию завода «Армагус»

1

13

Экскурсия в музей прикладных наук

 Экспериментальная работа

2

Изобретения советских ученых - фронту

Лекция

1

14

Защита проектов

2

15

Подготовка к  ГИА

Решение задач из раздела С

2

16

Подготовка к  ГИА

Решение экспериментальных задач.

2

17

Нобелевские лауреаты по физике

Беседа.

Информационные сообщения учащихся

1

Всего

34


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Образовательная программа Дополнительного образования детей Кружок Эколого – краеведческого направления «Юный краевед»

Данная программа расчитана для организации внеурочной работы эколого-краеведческого направления с учащимися 6-8 классов...

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ ПО ПОДВИЖНЫМ ИГРАМ для обучающихся 7-11 лет срок реализации программы 4 года

Программа является нормативным документом, регламентирующим деятельность тренеров-преподавателей, учителей физкультуры  в условиях общеобразовательной школы для вне учебной деятельности...

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ «Юный музеевед» ТУРИСТСКО-КРАЕВЕДЧЕСКАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ «Юный музеевед» ТУРИСТСКО-КРАЕВЕДЧЕСКАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ

    В связи с увеличением роли патриотического воспитания школьников огромное  значение приобретает проблема организации и деятельности школьных музеев. Школьный музей обла...

Образовательная программа дополнительного образования детей «Мягкая игрушка» Возрастной диапазон: 7 - 10 лет. Срок реализации программы: 3 года.

Образовательная программа дополнительного образования детей«Мягкая игрушка» Возрастной диапазон: 7 - 10  лет. Срок реализации программы: 3 года....

Образовательная программа дополнительного образования физкультурно-спортивного направления детского объединения "Атлант"

    Говоря о здоровье, мы используем определение, которое предлагает Всемирная организация здравоохранения – «состояние полного физического, психического...

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ "ПАЛИТРА" (интегрированные уроки ИЗО и ДПИ) Автор – разработчик: Топилина Юлия Геннадьевна, педагог дополнительного образования Возраст обучающихся –7-18 лет Срок реализации программы – 3 года

Данная образовательная программа отличается от аналогичных программ в некоторых важных аспектах. Прежде всего, особенностью программы является то, что ведущей формой её реализации является совместная ...

Образовательная программа дополнительного образования детей «Волейбол» (спортивное направление) Возраст обучающихся: 11-16 лет Срок реализации программы: 3 года

Образовательная  программа дополнительного образования имеет физкультурно-спортивную направленность, модифицированная,  трехгодичная, рассчитана на обучающихся с 11 до 16 лет и предназначена...