«Как можно беречь энергию в быту»
методическая разработка по физике по теме

Прусакова Александра Викторовна

Тематический урок, проведённый в рамках объявленного Генеральной ассамблеей ООН Международного года света и световых технологий

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kak_mozhno_berech_energiyu_v_bytu_1.rar2.76 МБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Озерновская ООШ»

Тематический урок по теме:  

«КАК МОЖНО БЕРЕЧЬ ЭНЕРГИЮ В БЫТУ»

Основная школа

                                                   Подготовила учитель физики

                                                              Прусакова Александра Викторовна

С. Озёрное 2015 г

                                                                            Дата проведения 15.12.2015 г

Тема урока  «КАК МОЖНО БЕРЕЧЬ ЭНЕРГИЮ В БЫТУ»  

Цель: познакомить обучающихся c проблемами энергосбережения в разных отраслях хозяйства и возможными путями их решения.

Мотивировать старшеклассников на энергосберегающий образ жизни. Образовательные задачи:

− сформировать у школьников понимание важности сбережения энергии;

− познакомить обучающихся с основными принципами энергосбережения;

 − познакомить обучающихся проблемами энергосбережения в быту и возможными путями их решения;

− повысить мотивацию обучающихся к использованию приемов энергосбережения;

 − развить активный познавательный интерес к изучению вопросов энергосбережения и применения этих знаний на практике.  

Сценарий урока

1.Просмотр видеоролика «Волшебная сила света»

Вопрос: Чему посвящён данный ролик?

Ответ: Свету

Слайд №2:

Генеральная  Ассамблея  ООН  выступила  с инициативой  объявить  2015  год  Международным  годом  света  и  световых технологий (IYL2015). Резолюция в поддержку данной инициативы впервые была принята Исполнительным советом ЮНЕСКО на 190-й сессии в октябре  2012 г.

Слайд №3:

2.Тезисы выступления генерального директора ЮНЕСКО И.Г. Боковой

(зачитывает учитель)

ДОРОГИЕ ДРУЗЬЯ! УВАЖАЕМЫЕ ШКОЛЬНИКИ!

Я, Ирина Бокова, генеральный директор ЮНЕСКО – международной организации по вопросам образования, науки и культуры, в которую входят почти все страны мира. По просьбе ЮНЕСКО Организация Объединённых Наций объявила 2015 год Международным годом света и световых технологий. ЮНЕСКО поддерживает инициативу Правительства Российской Федерации по проведению в российских школах урока, посвященного значимости света и бережному отношению к энергетическим ресурсам. Сегодня большинство из вас узнают много нового про свет, его важность в природе и жизни человека. Вся живая природа нашей планеты существует благодаря свету: именно солнечный свет помогает образованию из углекислого газа и воды всех органических веществ – основы живой природы. Каждый из вас ежедневно пользуется искусственным освещением: дома, в школе, на отдыхе, и многие даже не задумываются, насколько сложной была бы наша жизнь без света. Понимая важность искусственного света, учёные всего мира веками работали и продолжают работать над тем, чтобы сделать его лучше. Благодаря науке мы можем многое сделать для бережного и экономного расходования электроэнергии на освещение. Очень многое зависит и от нашего образа жизни. Важным вкладом в экономию природных ресурсов станет энергоэффективное поведение. Следование правилу «выходя, гасите свет» помогает сэкономить до 10% электроэнергии. Каждая новая энергосберегающая лампа вместо лампы накаливания в нашем доме — это сохраненная частичка природы. Россия – страна, богатая природными ресурсами, поэтому на ней лежит большая ответственность за бережное их расходование. Именно от вас и вашего отношения к природным богатствам страны зависит возможность улучшить жизнь населения не только России, но и планеты в целом. Бережное отношение к окружающей природе и ее ресурсам это культура и воспитание каждого человека.

Дорогие ребята! В заключение хочу пожелать вам успешного жизненного пути, освещённого не только современными лампами, но и энергией ваших знаний и теплом ваших сердец!  Ирина Бокова    

3.Вступительное слово учителя. ( Объявление темы урока Слайд №1)

В нашей стране есть федеральный закон «Об энергосбережении». Этот закон направлен на то, чтобы сохранить людям комфортные условия для жизни и работы, но уменьшить расход энергии.  О том, как уменьшить расход тепловой и электроэнергии думают не только  в нашей стране, но и во всех развитых странах мира. В некоторых странах снижают налоги или выплачивают денежные дотации предприятиям, где следят за эффективным использованием энергии. Что же такое энергосбережение? Слайд №4: Энергосбережение – это ряд мер, которые направлены на эффективное использование топливных и энергетических ресурсов. Большая экономия начинается с малого. Сегодня на уроке мы познакомимся с особенностями использования бытовых электроприборов и выработаем правила их более рационального использования.  

Слайд №5: 

Мы будем экономны!
Мы будем бережливы!
Закрутим мы все краны
И окна утеплим,
Не включим понапрасну
Ни свет, ни телевизор
И пользу экономии
Мы людям разъясним!

4. Работа групп. Учитель предлагает учащимся познакомиться  с особенностями организации освещения и использования бытовых электроприборов. Для этого учащимся предстоит разделиться на группы и:

1) прочитать предложенный текст;

2) составить памятки их рационального использования;

3) представить памятки одноклассникам.  

Задание 1.

 Как правильно осветить жилые помещения и экономить электроэнергию  

1. Прочитайте текст.

*** Людям для работы нужен свет. Изначально мы приспособлены  для того, чтобы вести активную жизнь в светлое время дня и спать ночью. В современном обществе деятельность продолжается 24 часа в сутки, и мы проводим много времени внутри зданий, куда не попадает дневной свет. Особенно велика необходимость в дополнительном искусственном освещении в течение коротких зимних дней в северных районах. За свою историю человечество использовало для освещения все, что может гореть. После изобретения электрической лампочки и внедрения электросетей, электрический свет оказался наилучшим способом искусственного освещения. Освещение — это одно из тех применений энергии, где действительно стоит использовать высококачественную энергию электричества, но и здесь можно использовать дневной свет  в комбинации с искусственным освещением. В среднестатистической семье на освещение тратится примерно половина потребляемой электроэнергии. Освещение квартиры складывается из естественного и искусственного. Любое из них должно обеспечивать достаточную освещённость помещения, а также должно быть равномерным, без резких и неприятных теней. Для улучшения естественного освещения комнат отделку стен и потолка рекомендуется делать светлой. Использование рассеянного света (от стен и потолка) экономит до 80% энергии. Естественная освещённость зависит также от потерь при прохождении света через оконные стёкла. Запылённые стёкла могут поглощать до 30% света, поэтому окна необходимо регулярно мыть. Значительное количество электроэнергии напрасно расходуется днём в квартирах на первых, а в некоторых домах - на вторых и даже третьих этажах. Причина этому – беспорядочные посадки деревьев перед окнами, затрудняющие проникновение  в квартиры естественного дневного света. Искусственное освещение создаётся электрическими светильниками. В современных квартирах широко распространены  три системы освещения: общее, местное и комбинированное. При общем освещении можно заниматься работой, не требующей сильного напряжения зрения. Светильники общего освещения обычно являются самыми мощными светильниками в помещении, их основная задача – осветить всё как можно более равномерно. Для этого обычно используют потолочные или подвесные светильники, установленные  в центре потолка. В одном или нескольких местах помещения следует обеспечить местное освещение с учётом конкретных условий. Такое освещение требует специальных светильников, устанавливаемых  в непосредственной близости к письменному столу, креслу, кухонному столу т.п. Комбинированное освещение достигается одновременным использованием светильников общего и местного назначения. Наиболее рациональным является принцип зонального освещения, основанный на использовании общего, комбинированного или местного освещения отдельных функциональных зон. Для такого зонального освещения подходят лампы в 1,5-2 раза менее мощные, чем в подвесных светильниках. В результате на комнату 18-20 кв. м экономится до 200 кВт.ч в год. Электрические лампы и приборы получают большую нагрузку  в момент включения? Для продления срока службы световых приборов вам следует не выключать их, если вы знаете, что вскоре вам будет необходимо снова их использовать.  

2. Составьте краткие рекомендации «Советы по правильному освещению комнаты / квартиры /…».  

Обсуждение, составление памятки.

Слайд №6:

«Советы по правильному освещению комнаты / квартиры /…». 

  1. Для улучшения естественного освещения комнат отделку стен и потолка рекомендуется делать светлой. Использование рассеянного света (от стен и потолка) экономит до 80% энергии.
  2. Окна необходимо регулярно мыть
  3. Избегать беспорядочных посадок  деревьев перед окнами, затрудняющие проникновение  в квартиры естественного дневного света
  4. В одном или нескольких местах помещения следует обеспечить местное освещение с учётом конкретных условий.
  5. Для продления срока службы световых приборов вам следует не выключать их, если вы знаете, что вскоре вам будет необходимо снова их использовать.  

Задание 2.

Как пользоваться стиральной машиной и утюгом и экономить электроэнергию

1. Прочитайте текст. *** Загружайте стиральную машину полностью. Расход электроэнергии практически не зависит от того, насколько загружена машина, а расход воды изменяется незначительно. Стирка при полной загрузке машины дает экономию 15-20 кВт.ч энергии в месяц. Проверьте, необходимо ли стирать при 90 оС или достаточно 70-80 оС. Экономия энергии составит при этом 0,2-0,5 кВт.ч на каждый процесс стирки. Выбирайте программу при стирке не только в зависимости  от материала, но и с учетом загрязнения. Это позволяет экономить  до 30% электроэнергии, 15л воды, до 20% стирального порошка и 25% времени, а также беречь вещи. Наиболее экономным методом сушки остается натянутая на улице или в помещении для сушки веревка. Электросушилка не экономична. Глажение утюгом требует сравнительно мало электроэнергии, но  для глажения белья из разных тканей необходима разная температура. Также труднее поддается глажению очень сухое бельё.  

1. Составьте краткую «Памятку эффективного использования стиральной машины».

2. Составьте краткую памятку «Как быстро гладить белье и экономить электроэнергию».  

Слайд №7:

«Памятка эффективного использования стиральной машины».

1. Загружайте стиральную машину полностью

2. Проверьте, необходимо ли стирать при 90 °С или достаточно 70-80 °С

3. Выбирайте программу при стирке не только в зависимости  от материала, но и с учетом загрязнения.

4. Для сушки используйте  натянутую на улице или в помещении веревку

 Памятка «Как быстро гладить белье и экономить электроэнергию».  

Надо помнить, что слишком сухое и слишком влажное белье приходится гладить дольше, а значит, и больше расход энергии. И еще одна мелочь: утюг можно выключать за несколько минут до конца работы; на это время вполне хватит остаточного тепла.

Задание 3.  

Как пользоваться холодильником и пылесосом и экономить электроэнергию

1. Прочитайте текст.

*** Холодильник – энергоемкий прибор. Поскольку холодильники постоянно включены в сеть, они потребляют столько же, а то и больше энергии, чем электроплиты. Холодильник следует ставить в самое прохладное место кухни (ни в коем случае не к батарее отопления или плите), желательно возле наружной стены, но не вплотную к ней. Продукты в холодильнике должны храниться в закрытой посуде для уменьшения испарений. Регулярно оттаивая и просушивая холодильник, можно сделать его работу гораздо экономичнее. Для эффективной работы пылесоса большое значение имеет хорошая очистка пылесборника. Забитые пылью фильтры затрудняют работу пылесоса, уменьшают тягу воздуха. Любое оборудование следует выбирать, исходя из потребностей. Согласитесь, что приобретать профессиональный офисный пылесос для маленькой квартиры нецелесообразно, так же, как и мощную стиральную машину на несколько килограммов белья для небольшой семьи.  

2. Составьте краткую памятку «Как правильно пользоваться холодильником и пылесосом, чтобы экономить электроэнергию».

Слайд №8:

 Памятка  «Как правильно пользоваться холодильником, чтобы экономить электроэнергию».  

1. Холодильник следует ставить в самое прохладное место кухни (ни в коем случае не к батарее отопления или плите), желательно возле наружной стены, но не вплотную к ней

2. Продукты в холодильнике должны храниться в закрытой посуде для уменьшения испарений.

3. Регулярно оттаивайте и просушивайте холодильник

Памятка «Как правильно пользоваться  пылесосом, чтобы экономить электроэнергию».  

  1. Регулярно хорошо очищайте пылесборник
  2. Выбирайте пылесос, исходя из потребностей
  3. Соблюдайте инструкции по эксплуатации

  1. Заключительная часть урока. Слайды 9-12.

Учитель подводит итоги обсуждения  в рамках вопросов, определённых в начале урока. В заключительной части урока целесообразно познакомить учащихся с приборами учёта и регулирования энергопотребления. Это может сделать как сам педагог, так и один из учащихся, заранее подготовившийся по данному вопросу.  

Приборы учёта и регулирования энергопотребления  

Закон Российской Федерации «Об энергосбережении» предусматривает обязательный учёт потребляемых физическими лицами энергоресурсов.  Во всех новых домах приборы учёта устанавливаются при строительстве,  а в старом фонде это придётся делать нам с вами, нас заставит экономическая политика государства. Коль скоро это неотвратимо, стоит подумать об установке приборов учёта уже сейчас. Тем более, что это позволит: − оплачивать только тот объём энергоресурсов, который Вы реально получили;  − отказаться платить за энергоресурсы низкого качества; − эффективно экономить энергоресурсы.  Установка приборов учёта энергоресурсов – дорогостоящее мероприятие, но оно окупается достаточно быстро. Учет потребления электрической энергии в России налажен уже давно.  В квартирах, учреждениях и на предприятиях установлены электросчётчики, и оплата электроэнергии производится по их показаниям. В настоящее время, при стремительном развитии микроэлектроники, цифровые системы постепенно вытесняют другие системы измерения. Электронное управление счётчиками электрической энергии имеет ряд преимуществ, в первую очередь, повышение точности и надёжности. Поэтому в настоящее время все большее распространение получают электронные счетчики. Современные счетчики имеют довольно сложное устройство, позволяющее подключать их к автоматизированным системам учета и регулирования потребления электроэнергии.  Проблема учёта тепловой энергии с повышением цен на энергоносители становится все более актуальной. Для этого применяются теплосчётчики. Теплосчетчики только создают предпосылки для экономии тепла. Однако опыт их установки показывает, что плата за полученное тепло при этом снижается в среднем на 20-25%. Для контроля расхода газа используются газовые счётчики.

5.Подведение итогов урока. Слайд №13

6. Рефлексия

Литература:

  1. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ  по организации и проведению в общеобразовательных организациях Российской Федерации тематического урока в рамках Международного года света и световых технологий в целях поддержки инициативы ЮНЕСКО, одобренной Генеральной Ассамблеей Организации Объединенных Наций (ООН)    Разработчики: Болотина Т.В., зав. кафедрой методики преподавания истории, социально-политического образования и права ФГАОУ АПК и ППРО, к.п.н. Крылова О.В., доцент кафедры методики преподавания истории, социально-политического образования и права ФГАОУ АПК и ППРО

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

как можно добыть энергию для жизни?

презентация сопровождение к уроку природоведения в 5 классе по программе Пономаревой...

Классный час в 4-м классе «Книгу можно сохранить, если бережным с ней быть»

   Мы с вами чаще сталкиваемся с книгами в библиотеках или с учебниками. Но, к сожалению, не все книги приятно брать в руки. Иногда внешний вид книг пугает своей загрязнённостью, неоп...

Тесты-альтернативы можно использовать при проверке знаний учащихся. Они позволяют систематически проверять знания всех учащихся. Способы могут быть различными: способом диктантов, способом раздаточных карточек и т.д. по усмотрению учителя.

  Тесты-альтернативы можно использовать при проверке знаний учащихся. Они позволяют систематически проверять знания всех учащихся. Способы могут быть различными: способом диктантов, с...

Исследовательская работа "Построение математической модели использования возобновляемых источников энергии в быту"

Построение математической модели использования возобновляемых источников энергии в быту ...

Исследовательская работа" Построение математической модели использования возобновляемых источников энергии в быту (на примере загородного дома в Ленинградской области)"

Осознавая существующие экологические проблемы, все больше людей стремится создать для себя (и для будущих поколений) более чистую среду обитания. Все чаще встречаются солнечные фотоэлементы, снабжающи...

«Роль общества в жизни героев романа в стихах А. С. Пушкина «Евгений Онегин» или Можно ли жить в обществе и быть свободным от него?»

Цель урока: рассмотрение вопроса о том, происходит ли формирование характеров героев под влиянием общества.Задачи урокаОбучающие:- проанализировать характерные черты общества первой четверти XIX ...

Рабочий лист ученика к серии внеурочных занятий "Сумма длин и минимум энергии или легко ли быть губернатором?"

Интеграция математики, экономики, физики, обществознания в задачах для 10-11  класса. Можно использовать на разных предметах....