Формирование исследовательских умений учащихся
статья по физике на тему

Погожева Маргарита Анатольевна

Статья содержит рекомендации как сформировать исследовательскую деятельность учащихся на уроках физики и математики

Скачать:


Предварительный просмотр:

Счастье не в том, чтобы делать всегда то, что хочешь, а в том,

чтобы всегда хотеть то, что делаешь.

Современный афоризм

     В современном образовательном процессе, по моему мнению, важнейшее место должны занимать общеучебные умения исследовательского, аналитического характера, умения работать с информационными ресурсами (научно-популярными изданиями, мультимедийными и интернет-ресурсами). С этой точки зрения одна из целей преподавателя физики – создание и использование эффективных методов работы в материальной и информационной среде.

     В своей педагогической деятельности я пришла к мысли, что, не исследовав и не разобрав проблему на «части», невозможно понять её суть. Следовательно, формирование исследовательских умений учащихся должно стать задачей преподавателя. В настоящее время большое внимание уделяется программе создания технологии портфолио. Изменяется роль учебного процесса, его вес возрастает, равно как и вес публикаций, иных учебных достижений, сопровождающих учащихся в период обучения. Недавнее исследование показало, что наши учащиеся, сталкиваясь с непривычными по форме заданиями, либо пытаются реализовать их привычными методами (как учил учитель), либо просто отказываются от попыток решить. Это ставит под сомнение уровень компетентности наших студентов, способность их результативно действовать, в том числе и в новых ситуациях. Мы прекрасно осознаём, что деятельность без знания или без инструментария, позволяющего добывать или создавать знания невозможна и бессмысленна, поэтому знания должны быть фундаментальными.     Какие же возможности даёт нам образовательное учреждение для развития современного человека?

       Главное – это проектно-исследовательская деятельность учащихся. А она и оказывается самой сложной. Учащийся должен провести эксперимент: выполнить необходимые наблюдения и измерения, зафиксировать их, оценить точность измерений; проанализировать полученные результаты, сформулировать выводы. Осмыслив итоги эксперимента с точки зрения достижения цели исследования, наметить направления последующего исследовательского поиска. Эксперимент может революционизировать систему научного знания, послужить толчком для создания новых технологий обучения, как, например, метод проблемного подхода к изучению нового материала. Это даёт возможность сформировать у учащихся активное восприятие темы и получить полное представление о деятельности исследователя на различных этапах его экспериментальной работы. Формы организации учебных занятий, направленных на развитие у ребят опыта самостоятельного экспериментирования, весьма разнообразны

      Цели (научно-исследовательские):

  • сформировать устойчивый интерес в достижении результатов своей работы; заложить фундамент мировоззренческой базы человека для любого вида будущей деятельности;
  • дать возможность выступить на научно-исследовательской конференции со своими проектами.

     Задачи:

  • научить пользоваться информацией
  • научить строить и выдвигать гипотезы;
  • научить моделировать предполагаемый эксперимент

      Данная программа работы – экспериментальная, ориентируется на максимальную самореализацию личности учащегося, взаимодействие студентов как партнеров по творческой деятельности.

     Чтобы реализовать поставленную цель, добиться изменения развития мотивации учения, я в своей деятельности применяла определенные педагогические средства ее воспитания. Формируя положительную мотивацию учения, в качестве своих воздействий я использовала следующее:

  • содержание обучения;
  • игровые формы организации обучения;
  • современные информационно-коммуникационные технологии;
  • собственное отношение к обучающимся (требовательное, доверительное, дружеское и так далее);

      Содержание обучения определяется в первую государственными образовательными стандартами. Я в своей преподавательской деятельности стараюсь дополнить его интересными фактами из истории наук, из современных исследований и достижений человечества. Это очень увлекает ребят, так как в большинстве случаев вызывает у них удивление и восхищение. Кроме того, такое содержание урока пробуждает в них исследовательский порыв, приводящий к интересным находкам и их реализациям в программе Power Point. Этот материал интересен всем, но особенно тем, кто увлекается не только математикой, информатикой, но и историей, им любопытно, что у них есть возможность решать те задачи  и доказывать те теоремы, которыми занимались люди много лет назад, реализовывать их современными способами. Что касается передовых достижений человечества в области информатики, то задания по поиску информации такого рода, да еще посредством Интернета, поднимают мотивацию учения на уровень выше.  Формируя, таким образом, содержание обучения,  мне удалось заинтересовать обучающихся в изучении тем информатики: «История развития ЭВМ», «Системы счисления», «Модемы», «Антивирусные программы» и математики: «Теорема Пифагора», «Магические числа» и т.д. Это говорит о том, что умело подобранный материал к уроку усиливает интерес учащихся к занятиям, то есть способствует формированию положительной мотивации учения.

        Интерес к изучению информатики и математики во многом зависит от того, как проходят уроки. Даже на самых хороших уроках элемент обязательности сдерживает развитие увлеченности предметом. Поэтому на уроках я стараюсь,  как можно шире применять нетрадиционные формы.

Интерес к предмету можно повышать, используя разные методы, но самым привлекательным является занимательность. Даже у самых  учащихся можно вызвать интерес к предмету, используя на уроках занимательный материал. А особенно интересны  игровые уроки. Вот тут-то я и имею возможность в увлекательной, игровой форме дать  тот материал, который в традиционной форме усваивается очень слабо и без интереса, провести неординарно обобщающий урок по теме.

        Наличие компьютерной техники в классе позволяет проводить уроки на основе проблемно-ориентированной технологии, уроки-практикумы. На этих уроках обучающиеся получают индивидуальные задания и пытаются сами выполнить его, используя полученные теоретические знания. С трудом полученная информация запоминается надолго. Очень нравится мне проводить уроки-семинары. На этих уроках ученики обмениваются информацией по заданной теме, доказывают свою правоту, спорят, и в этих спорах рождается истина.

         Специальные возможности компьютерных презентаций  позволяют также с помощью изменения размера, цвета и способа появления текста обратить внимание учащихся на особо важную информацию, заложить программу проверки знаний с последующей самопроверкой, а коллекция анимационных картинок легко разрешает проблему игровых моментов и снятия напряжения у учащихся, а это способствует  формированию положительной мотивации учения.

       Проверка знаний учащихся – один из важнейших этапов урока, который влияет на отношение обучающихся к изучаемому предмету. На этом шаге легко можно понизить с трудом сформированный уровень мотивации учения. Чтобы этого не произошло, чтобы поддержать интерес а предмету я развиваю в обучающихся творческий подход к любому предложенному заданию. В этом помогает компьютерное творчество.

Оно помогает развивать

  • творческие способности учащихся в ходе выполнения самостоятельных творческих заданий;
  • навыки использования информационных технологий и различных источников информации для решения познавательных задач;
  • умение вести индивидуальную работу, умение самостоятельного поиска решения новой задачи;
  • помогает формировать интерес к математике, физике и информатике.

     Создание презентаций процесс несложный, но он побуждает к исследовательской и поисковой деятельности. Так для подготовки проекта учащийся сначала проводит огромную научно-исследовательскую работу, использует большое количество источников информации, что позволяет избежать шаблонов и превращает каждую работу в продукт индивидуального творчества. Учащийся при создании каждого слайда презентации превращается в компьютерного художника (слайд должен быть красочным и отражать внутреннее отношение автора к излагаемому вопросу). Данный вид учебной деятельности позволяет мне развивать у моих учеников логическое мышление, формирует общеучебные умения и навыки. Ранее бесцветные, порой не подкрепляемые даже иллюстрациями выступления превращаются в яркие и запоминающиеся. В процессе демонстрации своих наработок обучающиеся приобретают опыт публичных выступлений, который, безусловно, пригодится им в дальнейшем. К тому же, вовлекая учащегося в творческую работу, я развиваю у него умение самостоятельно собирать информационно- иллюстративный материал, творческую смекалку, способности дизайнерского оформления, а самое главное – радость от результатов своего труда и чувство самодостаточности, что является для старшеклассника первостепенным мотивом.

Таким образом, я выделяю несколько способов использования ИТ на занятиях, приводящих к формированию положительной мотивации учения:

  • иллюстративный – для демонстрации опытов, схем, видеофрагментов;
  • контролирующий – для проведения тестирования с применением различных технологий, в том числе для самоконтроля;
  • как инструмент исследования, позволяющий обучающимся самостоятельно проводить исследования и эксперименты.

Все они являются  действенным средством формирования положительной мотивации учения.

      Очень важен такой фактор формирования положительной мотивации, о котором нельзя не сказать, это доброжелательный настрой урока. Для этого нужно уделять внимание каждому учащемуся, нужно хвалить детей за каждый новый, пусть даже незначительный, но полученный ими самими результат. Преподаватель должен вести себя корректно и всегда приходить на помощь.  Именно так я и стараюсь проводить свои уроки. И это еще один шаг на пути формирования положительной мотивации учения.

       Используя различные воздействия на мотивационную сферу учащихся мне наиболее убедительно удается продвинуть их в совершенствовании и укреплении развития уровней мотивации от низких к более высоким, то есть сформировать положительную мотивацию учения  на своих уроках математики, физики и информатики.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Научная статья "Особенности формирования исследовательских умений учащихся"

Главная проблема школы сегодня - перейти от информативного метода обучения к активной творческой деятельности всего педагогического сообщества, т.е. педагогического коллектива, учащихся и родите...

Мастер-класс: «Формирование исследовательских умений учащихся в процессе изучения курса «География человеческой деятельности»

  Аннотация:   Педагогический опыт, накопленный мной по использованию проектно-исследователького метода обучения и развития учащихся, вызвал интерес у коллег-географов. С целью р...

«Проектная деятельность в формировании исследовательских умений учащихся в процессе обучения иностранному языку».

Проведенное исследование посвящено выявлению условий организации проектной деятельности в целях формирования исследовательских умений учащихся в процессе обучения иностранному языку.В первой тео...

«Метод проектов как путь формирования исследовательских умений учащихся»

В современной школе огромное внимание уделяется исследовательской деятельности учащихся. Многие ученые длительное время занимались исследованием данного вопроса. Как известно, чтобы привлечь вни...

«Метод проектов как путь формирования исследовательских умений учащихся»

Что такое проект? —В широком смысле слово проект (от лат. слова projectus) – брошенный вперед, выделяющийся вперед, выступающий. Проект представляет собой набор процессов, является конечным, имее...

Формирование исследовательских умений учащихся по физике средствами домашнего эксперимента

В современных условиях школа должна не только формировать у учащихся систему знаний, умений и навыков, но и создавать условия для развития личности учащегося, его индивидуальности, творческих сп...