ИКТ на уроках физики
статья по физике (7, 8, 9, 10, 11 класс) на тему

Рассматривая содержание современного урока, мы не можем не обратить свое внимание на состояние системы образования на данном этапе развития нашего общества и на те изменения, которые несет с собой реформа средней школы. Реформа среднего образования, поставила перед научными коллективами цели и задачи, направленные как на изменение структурного уровня образования, так и на изменение его содержания. В рамках реформы предполагается последовательный переход на двенадцатилетнее образование и введение трех структурных уровней: Н-О-С.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ikt_na_urokah_fiziki.docx254.3 КБ

Предварительный просмотр:

КОМПЬЮТЕРНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ И СОВРЕМЕННЫЙ УРОК ФИЗИКИ

Рассматривая содержание современного урока, мы не можем не обратить свое внимание на состояние системы образования на данном этапе развития нашего общества и на те изменения, которые несет с собой реформа средней школы. Реформа среднего образования, поставила перед научными коллективами цели и задачи, направленные как на изменение структурного уровня образования, так и на изменение его содержания. В рамках реформы предполагается последовательный переход на двенадцатилетнее образование и введение трех структурных уровней:

Планируется на каждом из выделенных уровней изучать курс естествознания.

Что же касается содержательной компоненты реформы образования, то это наиболее уязвимая область проводимой реформы и особенно для естественнонаучных дисциплин. Хотя реформа школы и поставила перед научными коллективами проблему подготовки учебно-методических комплексов для средней школы, но практически как и в отношении большинства предметов школьного курса, так и в отношении физики вопрос об их создании остался открытым. В состав учебно-методического комплекса, по-нашему мнению, должен входить широкий спектр как учебников, учебно-методических пособий и методических разработок, так и педагогических программных средств, мультимедиа-систем и телекоммуникационных систем. Использование такого комплекса несет с собой возможность свободной педагогической экспериментальной работы и позволяет перейти от жестких нормативных рамок работы к планированию курса предмета и конструированию учебной деятельности учащихся на уроке. Такой подход ломает систему стереотипов и для учителя выдвигает на первый план задачу наиболее оптимального конструирования учебной деятельности на уроке. Это позволит использовать различные технологии обучения, включая и информационные технологии.

Понятие " технология обучения" включает большой круг проблем, начиная от структурного анализа учебного материала и заканчивая системной организацией учебного процесса с комплексным использованием печатных и технических средств. Отметим следующие направления в развитии технологии обучения:

  • использование различных моделей обучения (технологий обучения);
  • действительное раскрепощение преподавателя и учащихся в выборе технологии обучения;
  • насыщенность технологии обучения разнообразными техническими средствами, включая персональный компьютер.

Технология проектирования содержания курса физики должна представлять систему последовательных действий преподавателя: предварительное планирование; структурирование; деление на микротемы (с учетом компьютерной поддержки курса, например, программно-методический комплекс " Активная физика", разработанный под руководством Г.А. Забаровского на базе Белорусского государственного педагогического университета), которые можно было бы адаптировать к способностям и интересам ученика; конструирование структурно-логичеcкой граф-схемы связи понятий по каждой теме и матрицы связей; определение последовательности их (понятий) введения; исследование межпредметных и межтемных связей и использование в рамках курса; создание структурно-логического плана, который станет для учеников основой для обобщения и систематизации знаний; составление комплексов методических заданий различного формата и содержания; использование в рамках реального урока программно-методического комплекса (например, " Активная физика"), реализованного на компьютере; определение содержания приобретенных знаний.

ПМК " Активная физика" предназначен для формирования основных понятий, умений и навыков и рассчитан на использование как при групповой, так и индивидуальной работе. Отличительные особенности комплекса: активно-деятельностный подход к обучению; направленность на развитие мышления; вариативность стратегии и тактики обучения. ПМК имеет открытую структуру, основан на разделении сценариев обучения и баз знаний и предусматривает возможность конструирования собственных сценариев. Это позволяет обеспечить сопровождение не только традиционных, но и инновационных моделей обучения.

Основные организационные трудности проведения компьютерных занятий по этой модели связаны с необходимостью деления класса на группы для обеспечения индивидуальной работы и вызваны ограниченным числом компьютеров. Если же в учебном процессе есть возможность использовать и сетевые коммуникации, то это позволяет не только вступить в сообщество сетей, но и изменить структуру коммуникативного взаимодействия, что будет стимулировать развитие творческого мышления, повышать интерес учащихся к физике. К тому же применение телекоммуникаций и сетевых информационных технологий обеспечивает учащимся и преподавателям следующие дополнительные возможности:

1. Удаленный доступ к банкам данных по научной и учебно-методической проблематике, которая необходима для углубленного изучения предмета и организации виртуального дистанционного обучения.

2. Оперативный обмен учебной, методической и научной информацией между учебными заведениями, отдельными преподавателями и учащимися.

3. Проведение телеконференций, открытых уроков, в которых могут участвовать преподаватели и учащиеся из различных областей.

4. Организация творческой исследовательской работы по общим интересующим проблемам.

Формы использования информационных технологий на уроках физики определяются различными факторами, например, темой и задачами конкретного урока, особенностями и возможностями имеющихся учебных компьютерных программ. Рассмотрим этот вопрос применительно к урокам физики в 9 классе, когда в учебных целях используется программа “Живая физика”, которая наиболее приспособлена для изучения механики. Уроки, проводимые с использованием проектной среды “Живая физика” на компьютерах Макинтош, используют следующие возможности в зависимости от цели урока:

а) демонстрация физических явлений, позволяющая выявить основные закономерности и усвоить основные понятия механики (ученики по описанию учителя сами создают модели физических явлений, с помощью которых осуществляется знакомство с новым материалом, либо закрепление ранее полученных знаний),

б) выявление закономерностей физических явлений, моделируемых и наблюдаемых на экране компьютера (компьютерные лабораторные работы),

в) моделирование физических ситуаций, представленных в условиях задач, дающее более четкое понимание задачи и позволяющее успешно решать задачи повышенной трудности,

г) проведение микроисследований на базе задач повышенной сложности,

д) работа в проектном режиме, активизирующая полученные знания и стимулирующая творческую и познавательную активность учащихся, включающая конструкторскую и исследовательскую деятельность.

Обоснование применяемых форм компьютерной поддержки уроков физики:

1. Готовые модели обычно бывают красочными и продуманными с точки зрения методики преподавания физики, но дети, еще мало знакомые с программой “Живая физика”, плохо их воспринимают. Они часто отвлекаются на второстепенные детали, не могут понять, что показывает конкретная модель, для чего она нужна, как ею управлять.

2. Детям проще разобраться с моделью, которую они сами создают на том же уроке (использование ранее созданных моделей из-за забывания за неделю деталей также нежелательно).

3. При отсутствии предварительного знакомства с программой “Живая Физика” игровые творческие задания по моделированию реальных устройств (лифт, автомобиль, пушка, ракета и др.) позволяют быстрее осваивать возможности программы. Знакомясь с новыми инструментами и объектами по заданию учителя, ребенок не так хорошо их запоминает, как в случае игровой ситуации, где он делает это по собственной инициативе, стараясь создать интересную действующую компьютерную модель.

4. Решение задач по физике часто осложняется тем, что ученикам трудно представить описанную в задаче физическую ситуацию. Компьютерная модель описанной в задаче ситуации помогает в решении, делает его более интересным и запоминающимся.

5. Разнообразные формы применения компьютера на уроке позволяют учесть особенности восприятия и характера разных детей.

Однако перед каждым уроком, проводимым с использованием компьютера, учителю необходимо продумать, какие модели физических явлений, наблюдаемых на экране компьютера, наилучшим образом позволяют добиться главной цели: понимания основных физических законов и умения применять их для анализа различных физических ситуаций.

Модели в программе "Живая физика"

Демонстрация невесомостиРис.2

Движение тела по наклонной плоскости

Рис.1


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок физики в 8-м классе по программе курса физики в средней общеобразовательной школе по учебнику А.В. Пёрышкина. Тема урока: «Сила тока. Единицы силы тока. Амперметр. Измерение силы тока».

Тема урока: «Сила тока. Единицы силы тока.  Амперметр. Измерение силы тока».Урок изучения нового материала с элементами обобщения ранее изученного.  На уроке вводится понятие  сил...

Урок физики в 8-м классе по программе курса физики в средней общеобразовательной школе по учебнику А.В. Пёрышкина. Тема урока: «Сила тока. Единицы силы тока. Амперметр. Измерение силы тока».

Тема урока: «Сила тока. Единицы силы тока.  Амперметр. Измерение силы тока».Урок изучения нового материала с элементами обобщения ранее изученного.  На уроке вводится понятие  сил...

Духовно-нравственное воспитание на уроках физики (педагогическое исследование, включающее разработки внеклассного мероприятия "Наука ковала победу"и урока физики"Использование электроэнергии" )

В работе «Духовно-нравственное воспитание школьников на уроках физики» обозначены некоторые пути решения проблемы духовно-нравственного воспитания школьников на уроках физики, показано,как...

Реализация ФГОС на уроках физики. Технологическая карта урока физики по теме.

         Перемены, происходящие в современном обществе, требуют совершенствования образовательного пространства, определения целей образования, учитывающих государствен...

мастер-класс применения ИКТ на уроках физики "Урок по физике 7 класс Тема урока: «Исследование силы Архимеда».

Цели урока:Образовательные:повторить  и обобщить изученный материал по теме: «Архимедова сила.  Плавание тел»;продолжить формирование умений наблюдать и объяснять физические явления, обобщат...

Интегрированный урок физики и русского языка на тему «Механическое движение. Правильное употребление причастных оборотов на уроке физики»

Интегрированный урок физики и русского языка на тему «Механическое движение. Правильное  употребление причастных оборотов на уроке физики.»...

методическая разработка к урокам физики 7- 11 класс "Создание ситуации успеха на уроке физики"

Современный урок – это урок активного участия ученика в освоении новых знаний. Активность учащегося должна иметь мощную мотивацию, основанную на внутренней потребности к познанию нового. Одной из движ...