Сила трения
план-конспект урока по физике (7 класс) на тему

урок сила трения в 7 классе по ФГОС - технологическая карта

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл технологическая карта урока41.95 КБ

Предварительный просмотр:

Универсальная технологическая карта  урока

Предмет

физика

Класс

7

Тема урока

Сила трения

Педагогические цели урока

сформировать понятие силы трения,

раскрыть её природу,

познакомить школьников с особенностями действия силы трения.

Задачи урока

образовательные

целенаправленное и постепенное формирование у школьников умения самостоятельно выдвигать гипотезу;

используя исследовательский метод, формировать умение самостоятельно проводить эксперимент;

анализируя факты эксперимента научить выделять главное и делать выводы;

на основе выводов, формировать понятие сила трения, показав физический смысл данной величины, единицы её измерения;

формировать умение решать качественные задачи на силу трения;

▪ продолжить формировать исследовательские навыки при выполнении домашнего задания.

развивающие

способствовать развитию исследовательских умений;

развитие логического мышления;

развитие познавательной активности учащихся;

развитие умений самостоятельно работать с дополнительной литературой.

воспитательные:

развивать мотивацию изучения физики, используя разнообразные приемы, сообщая интересные сведения;

развивать умение работать в паре, развивать сотрудничество.

Тип урока

Изучение и первичное закрепление новых знаний и способов деятельности

Планируемые образовательные результаты (с учетом разделов «Ученик научится», «Ученик получит возможность научиться»)

Предметные

  • Сформировать представление о силе трения;
  • Изучить причины и виды трения;
  • Выявить природу силы трения;
  • Экспериментально установить, от чего зависит сила трения.

Метапредметные

  • умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
  • -умение  определять понятия,  устанавливать причинно-следственные связи, строить  логическое рассуждение, умозаключение и делать выводы;
  • -умение организовывать  учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками,  формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
  • - формирование умений воспринимать, перерабатывать и предъявлять информацию в словесной, образной, символической формах, анализировать и перерабатывать полученную информацию в соответствии с поставленными задачами, выделять основное содержание прочитанного текста, находить в нем ответы на поставленные вопросы и излагать его.

Личностные

  • Принятие социальной роли обучающегося.
  • Развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.
  • Развитие навыков сотрудничества с учителем и сверстниками в разных учебных ситуациях.

Познавательные: 

  • Умение определять понятия, устанавливать аналогии, строить логические рассуждения и делать выводы.

Регулятивные:

  • Фиксировать результаты наблюдения и делать выводы.
  • Умение планировать и регулировать свою деятельность.
  • Умение самостоятельно планировать пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач.
  • Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами.
  • Владение основами самоконтроля и самооценки, принятие решений осуществление  основного выбора в учебной и познавательной деятельности.

Коммуникативные:

  • Готовность получать необходимую информацию, высказывать свою точку зрения, выдвигать гипотезу,  приводить доказательства.

2.Продуктивно взаимодействовать со своими партнерам: учителем,   членами группы при взаимообучении.

Условия реализации урока

Информационные ресурсы (в том числе ЦОР и Интернет)

Учебная литература

Методические ресурсы (методическая литература, стратегическая технология и тактические технологии

Оборудование

Основные понятия

 трение, сила трения, трение скольжения, трение качения, трение покоя

Форма проведения урока

Урок-исследование

Этап урока (название, время, цель). Количество этапов зависит от типа урока.

Деятельность

учителя

Задания для учащихся, выполнение которых приведёт к достижению запланированных результатов

Деятельность

учеников

Планируемые результаты

Предметные

УУД

1 Этап урока ( Этап постановки целей и задач урока, 1 мин, настрой на урок )

Учитель настраивает детей на совместную деятельность путем ведения диалога. Методом наводящих вопросов подводит  к правильному формированию темы и целей. Отслежи-вание ответов учащихся.

Ребята, наш урок начнем с загадки:

Против лома нет приёма,

Если только другой лом.

Мерой действия приёма

Мы её всегда зовём.

В ньютонах выражается,

А как же называется?

  Это – сила!

На прошлых уроках мы знакомились с силами. Давайте вспомним,   с какими силами мы с вами познакомились

 Фронтальный опрос  (пр 1)

Как вы уже поняли, мы продолжим изучить виды сил.

Я предлагаю вам провести эксперимент  и определить тему нашего  урока

Ребята,  почему если ударить по шайбе клюшкой, она  не будет двигать долго?

Почему санки скатившись с горы останавливаются?

Почему трудно передвигаться по льду?

Эксперимент

На наклонную плоскость поместите шашку. Добейтесь того, чтобы шашка начала самостоятельно соскальзывать с наклонной плоскости

Теперь проведем этот эксперимент, заменив поверхность плоскости  на наждачную бумагу с мелким покрытием, а затем с крупным покрытием

Что происходит  при прежнем угле наклона наклонной плоскости

Ребята, с какой силой мы с вами будем знакомиться на нашем уроке.

Попробуйте сформулировать цели нашего урока.

В ходе эксперимента выдвигают предположения о теме урока. Осуществляют актуализацию личного опыта. Отвечают на вопросы. Записывают тему урока  в тетрадь.

Познавательные:

выделять и формулировать познавательную цель

Регулятивные:

самостоятельно формулировать познавательную задачу, планировать этапы решения задачи, прогнозировать результаты

Коммуникативные:

выражать свои мысли в речи, позитивно относиться к процессу общения.

Этап урока (Открытие нового знания, время, цель)

Организует работу по наблюдению явления трения. Организует беседу, выявляющую знания о силе, причинах ее возникновения, способах измерения. Организует работу по определению и сравнению силы трения скольжения и качения с помощью динамометра. Организует работу в группах по выявлению зависимости силы трения от веса тела, площади соприкосновения, поверхности трущихся тел. Корректирует выводы

По результатам эксперимента давайте попробуем дать определение силы трения.

Сила трения — это сила, возникающая между двумя соприкасающимися телами.

Давайте выясним направление силы трения?

 (работа  с рисунками)

Движение бруска  по поверхности

                 

Вывод:  сила трения направлена ….

Сила трения всегда препятствует движению, поэтому всегда направлена в сторону, противоположную направлению движения.

Проведем еще один эксперимент

По бумажной поверхности наклонной плоскости у нас будет соскальзывать спичечный коробок.

А теперь смочим поверхность водой, что происходит

Вывод:

Причиной трения также может стать взаимное притяжение молекул.

Я прошу вас разделиться на группы  и провести исследования

Исследовательская деятельность в группах

1 группа - Определяет зависимость силы трения от массы тела.

2 группа - Определяет зависимость силы трения от поверхности по которой движется тело.

3 группа - Определяет зависимость силы трения от площади поверхности

4 группа -  Сравнивает силы трения скольжения, качения, покоя

Выводы по отчетам групп

динамометр показывает силу тяги, которая равна по модулю и противоположна по направлению силе трения. Таким образом, сила трения направлена в сторону, противоположную движению, имеет точку приложения, расположенную в точке соприкосновения тела с поверхностью.

Сила трения прямо пропорциональна силе нормального давления    

Fтр = μmg

Коэффициент пропорциональности μ  называется коэффициентом трения, он зависит от материалов  соприкасающихся  поверхностей.

Для увеличения силы трения нужно увеличить шероховатость трущихся поверхностей.

Для ослабления силы трения нужно сильно отшлифовать поверхности.

сила трения не зависит от площади соприкосновения тела и поверхности,  по которой оно перемещается

чем больше нагрузка (вес тела), тем больше сила трения

Сила трения покоя препятствует началу движения, но  она может  служить  причиной движения. 

Трение покоя больше трения скольжения и больше трения качения .

Как вы думаете, существует ли трение в жидкостях и газах

Вязкое трение- сопротивление в жидкостях или газах

Вязкого трения покоя в природе не существует

Проводят опыт и делают вывод, записывают в тетрадь определение силы трения, обозначение силы трения, делают рисунок и указывают направление силы. Отвечают на вопросы, высказывают свои предположения. Работают в группах, выясняют с помощью опыта от чего зависит сила трения. Делают вывод, записывают в тетрадь.

1.Сформиро-вать представления о силе трения; 2.Изучить причины и виды трения;

3.Выявить природу силы трения;

4.Экспериментально установить, от чего зависит сила трения

Регулятивные: планирование  деятельности

Познавательные: формулирование цели, выбор наиболее эффективных способов решения задач, установление причинно- следственных связей.

Коммуникативные: сотрудничество с учителем и сверстниками.

Этап урока (Первичное закрепление, время, цель)

Для закрепления изученного материала мы  разделимся на группы. Каждой группе дается задание, которое необходимо выполнить в течение 5 минут.

Объясните две пословицы или поговорки

  1. Не подмажешь – не поедешь.
  2. Пошло дело как по маслу.
  3. Угря в руках не удержишь.
  4. Что кругло – легко катится.
  5. Лыжи скользят по погоде.
  6. Коси коса пока роса;          роса долой,  и мы домой.
  7. Баба с возу – кобыле легче.
  8. Сухая ложка рот дерёт.
  9. Оттого телега запела, что давно дёгтя не ела.
  10. Готовь сани летом,                  а телегу –  зимой.

Решение задач

Задача 1. Велосипедист развивает тягу, равную 200 Н. Результирующая сила, действующая на велосипед, направлена в сторону движения велосипеда, а её модуль составляет 150 Н. Найдите силу трения.

Задача 2. Мячик массой 500 г бросают в вертикальную трубу. Из-за соприкосновения со стенками трубы, на мяч действует сила трения, модуль которой равен 3,9 Н. Какую скорость наберёт мяч через 5 с после начала движения?

Класс делится на 5 групп. Каждой группе дается отдельное задание на карточке.

Находят объяснение пословицам и поговоркам, выбирают выступающего.

Приводят в качестве примера всою пословицу или поговорку

Регулятивные: контроль и коррекция

Коммуникативные: управление поведением партнера, умение выражать свои мысли, организовывать учебное взаимодействие в группе.

Личностные:

умение прогнозировать и оценивать ситуацию. 

Познавательные: развитие умения и навыка решения физических задач, применения полученных теоретических знаний на практике, в конкретной ситуации

Этап урока (Самостоятельная работа, время, цель)

А сейчас я предлагаю вам проверить вашу память и написать небольшую проверочную работу. Возьмите и подпишите листочки. На выполнение теста вам дается 3 минуты.

Время прошло. Поменяйтесь друг с другом листочками и проверьте работы. Поставьте оценки. Верные ответы и критерии оценивания вы видите на экране

Проверим, кто какие оценки получил (поднятием руки).

Брусок массой 200 г. скользит по льду. Определите силу трения скольжения, действующую на брусок, если коэффициент трения скольжения бруска по льду равен 0,1.

А) 0,2 Н. Б) 2 Н. В) 4 Н.

Как изменится максимальная сила трения покоя, если силу нормального давления бруска на поверхность увеличить в 2 раза?

А) не изменится. Б) уменьшится в 2 раза. В) увеличится в 2 раза.

Вагонетка массой 200кг движется равномерно. С какой силой рабочий толкает вагонетку, если коэффициент трения равен 0,6?

Берут и подписывают листочки.

Меняются листочками и проверяют. Ставят оценки.

Регулятивные: контроль и оценка, осознание качества уровня усвоения

Коммуникативные: оценка действия партнера.

Этап урока (Домашнее задание, время, цель)

Объясняет домашнее задание.

Слушают рекомендации учителя по домашнему заданию.

Записывают домашнее задание в дневник.

Этап урока (Рефлексия, время, цель)

целостное осмысление и обобщение полученной информации, выработка собственного отношения к изученному материалу и его повторная проблематизация, анализ всего процесса изучения материала

Учитель предлагает учащимся обобщить приобретённые знания на уроке.  

Предлагает определить уровень своих достижений, наметить перспективы работы.

Прошу  выбрать окончания фраз:  

Сегодня  я узнал…

Было интересно…          

Было трудно…                    

Я понял, что…                        

Я научился…                  

Меня удивило…   

Учащиеся вступают в диалог с учителем отвечают на вопросы,  формируют конечный результат,  рассказывают что узнали,  чему научились,  какие трудности испытали. Выбирают окончания фразы в соответствии с собственной внутренней оценкой.

Анализировать степень усвоения нового материала

Регулятивные:

Оценивают уровень личных достижений, уточняют пробелы в знаниях.

Коммуникативные:

Выслушивают одноклассников, озвучивают своё мнение


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок физики в 7 классе по теме: «Сила трения. Трение скольжения. Трение качения».

Урок физики в 7 классе по теме: «Сила трения. Трение скольжения. Трение качения».Цели урока:1. Обучающая- познакомить учащихся с силой трения, выяснить какие  виды силы трения существуют; в...

Конспект урока физики в 7 классе по теме: «Явление трения. Сила трения».

Конспект содержит экспериментальное задание по определению силы трения....

Урок в 7 классе по теме: «Сила трения. Трение покоя, скольжения, качения. Трение в природе и технике»

Цель: ознакомить учащихся с явлением трения, сформулировать понятие сила трения, экспериментально установить, от чего зависит эта сила.Задачи урока: Познавательные: формировать умений систематизироват...

Конспект урока в 7 классе "Сила трения. Трение скольжения. Трение покоя."

Цель: сила трения, причины возникновения силы трения, трение скольжения, трение качения, зависимость силы трения от веса тела, сравнение сил трения скольжения и трения качения....

ВНЕКЛАССНОЕ МЕРОПРИЯТИЕ ПО ФИЗИКЕ «СКАЗКА О ТРЕХ СИЛАХ:СИЛЕ ТЯЖЕСТИ, СИЛЕ УПРУГОСТИ, СИЛЕ ТРЕНИЯ».

Мероприятие театрализованное, ребята готовятся заранее, разучивают роли, готовят костюмы, глубже проникают в смысл физических явлений, учатся видеть в повседневной жизни проявления природных сил....