Главные вкладки

    Конспект урока по физике в 9 классе. Реактивное движение.Ракеты.
    план-конспект урока по физике (9 класс) по теме

    Зорина Ирина Евгеньевна

    Цели урока:

    - Ввести понятие реактивного движения; рассмотреть это явление с помощью закона сохранения импульса; показать примеры применения закона сохранения импульса в технике и природе.

    Задачи:

    - Создать на уроке проблемную ситуацию, направить учащихся на ее решение.

    -  Развивать  у учащихся способность  вести беседу, вступать в дискуссию.                                                                                                                                               

        -  Воспитывать чувство  патриотизма, на примере достижений отечественных ученых в освоении космического пространства 

    Интернет- источники:

    https://ru.wikipedia

    http://www.youtube.com/watch?v=tKatU3X4sGQ

    http://denisova.ucoz.net/index/moi_razrabotki/0-134

    http://www.numama.ru/zagadki-dlja-malenkih-detei/zagadki-o-zhivoi-prirod...

     

     

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл reaktivnoe_dvizhenie.rar24.76 КБ

    Предварительный просмотр:

    Конспекта урока по физике в 9 классе:

    Реактивное движение. Ракеты.

    Тема урока:

    Реактивное движение. Успехи в освоении космоса.

    Тип урока:

    Объяснение нового материала.

    Цели урока:

    - Ввести понятие реактивного движения; рассмотреть это явление с помощью закона сохранения импульса; показать примеры применения закона сохранения импульса в технике и природе.

    Задачи:

    - Создать на уроке проблемную ситуацию, направить учащихся на ее решение.

    -  Развивать  у учащихся способность  вести беседу, вступать в дискуссию.                                                                                                                                                   -  Воспитывать чувство  патриотизма, на примере достижений отечественных ученых в освоении космического пространства.

    Планируемые результаты
    Предметные: 
    - знать понятие реактивного движения; 
    - уметь применять закон сохранения импульса для объяснения реактивного движения; 
    - уметь использовать приобретенные знания в повседневной жизни. 
    Личностные: 
    - формировать познавательный интерес, навыки самостоятельности в приобретении новых знаний; 
    - формировать уважительное отношение друг к другу, учителю; 
    - уметь описывать и обобщать результаты наблюдений; 
    - уметь делать выводы, выделять необходимую информацию; 
    - уметь рефлексировать, оценивать свою деятельность на уроке. 
    Метапредметные: 
    - уметь анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать изученные понятия; 
    - уметь сотрудничать и общаться с учителем и сверстниками, слушать и понимать речь других, отстаивая свою точку зрения; 
    - оценивать и признавать свои ошибки; 
    - уметь строить высказывание в устной и письменной форме, строить логичное рассуждения. 

    Методы обучения:

    1. Проблемно-поисковый.

    2. Объяснительно-иллюстративный.

    3. Словесный.

    4. Интерактивный метод обучения.

     Межпредметные связи на уроке: 

    Астрономия, биология.

    Формы работы учащихся: 

    Фронтальная, индивидуальная.

    Техническое оборудование:  шарик, надутый воздухом; компьютер, мультимедийный проектор, экран.

    Дидактические средства: видео

    «Применение реактивного движения: перемещение медуз».

    http://www.youtube.com/watch?v=tKatU3X4sGQ

    Офтальмотренинг.        

    http://denisova.ucoz.net/index/moi_razrabotki/0-134

    Этапы работы

    Содержание этапа

    Организационный момент 

    Цели: Подготовить учащихся  к восприятию нового материала; настроить на положительные эмоции;

    способствовать созданию внутреннего комфорта.

    Взаимные приветствия учителя и учащихся,

    фиксация отсутствующих, проверка внешнего состояния классного помещения, проверка подготовленности учащихся к уроку, организация внимания и внутренней готовности.

    - Доброе утро! Я рада вас приветствовать  на уроке физики. Желаю вам новых открытий и огромной работоспособности.

    Начнём с повторения пройденной темы.

    Методы: словесный (беседа)

    Опрос учащихся по заданному на дом материалу (или актуализация знаний для изучения нового учебного материала)

    Цели: Актуализация имеющихся знаний. Учащиеся должны вспомнить ранее изученный материал, подготовиться к восприятию новой темы.

    Учитель проводит небольшой опрос по пройденной теме, ставит проблему:

    - Может ли человек, стоящий на идеально гладкой 

    горизонтальной (ледяной) поверхности, сдвинутся с места, не упираясь острыми предметами в лед?

    (может, отбрасывая от себя какие-либо предметы)

    - Какой из законов позволяет ответить на этот вопрос? (закон сохранения импульса)

    Учитель предлагает учащимся решить расчетные задачи (записанные на доске): 
    - Ребята, пред вами задача. 1) Тело массой 2 кг движется со скоростью 3 м/с. 
    Какой можно вопрос поставить к задаче? (каков импульс тела?) 
    Составьте условие и решите её. Учащиеся решают задачу у доски, проговаривают формулу, единицы измерения импульса. Ответ: 6 кг*м/с

    Учитель задаёт следующую задачу:

    - А что можно найти в этой задаче?

    2) Мальчик массой 40 кг запрыгивает на неподвижную тележку, имея скорость 1м/с.

    Масса неподвижной тележки 10 кг.  

    (с какой скоростью мальчик продолжит движение на тележке). Ответ: 0,8 м/с

    По ходу решения задачи учащиеся ведут беседу с учителем. Рассматриваются вопросы:

    1) С помощью какого закона можно решить данную задачу?

    2) Как читается этот закон?

    3) Для какой системы справедлив закон сохранения импульса?

    Методы: словесный (беседа);

    проблемно-поисковый;

    объяснительно-иллюстративный.

    - Нашёл ли применение в жизни  закон сохранения импульса?

    Изучение нового учебного материала

    Цели: Организовать  класс к постановке целей  урока. Формировать  умения наблюдать, делать выводы, выделять  существенную информацию.

     

    На данном этапе урока учитель ставит проблему, тем самым показывает практическую значимость данной темы, мотивируя учащихся к ее изучению. Учитель демонстрирует пример реактивного движения: надувает шарик и завязывает его (шарик спокойно лежит на столе); затем разрезает нить и отпускает шарик (после чего шарик совершает движение). В ходе демонстрации учитель ведёт беседу с учащимися, задает вопросы:

    1) Из каких тел состоит рассматриваемая система?

    2) Чему равен импульс системы, когда отверстие у шарика завязано?

    3) Что произошло, когда нить разрезали?

    3) Чему остался равен суммарный импульс системы при открытом отверстии?

    Ученики слушают, наблюдают демонстрацию, дают ответы. Учитель даёт учащимся возможность объяснить происходящие явления.

    Направляет учащихся и помогает  сделать вывод о том, что по закону сохранения импульса суммарный импульс системы остался равным нулю, а в результате движения импульс шарика и импульс воздуха изменились. А чтобы суммарный импульс остался равным нулю, векторы импульсов шарика и воздуха должны быть направлены в противоположные стороны, поэтому шарик двигается в сторону противоположную воздушной струе.

    Учитель даёт возможность самостоятельно записать закон сохранения импульса для данной системы в тетради и сформулировать определение реактивного движения. Затем проверяет запись (вместе с учениками записывает  закон сохранения импульса для рассмотренной системы на доске) и выслушивает предложения учащихся по определению реактивного движения.

    Подводит итог:  «Реактивное движение – это движение, которое возникает, когда от тела отделяется и движется с некоторой скоростью какая-то его часть».  

    - Ребята, а кто-нибудь знает, какие животные используют реактивное движение для своего 

    перемещения?

    Учащиеся отвечают, приводят примеры, если затрудняются, учитель помогает, загадывая детям загадки:

    1)Он на дно сейчас прилёг,

    Многоножка … (осьминог).

    2) Юбка, щупальца от пуза,
    Как желе - плывёт ...(медуза).

    3) Головоногий то моллюск -
    Десяток рук, присоски плюс.
    Довольно крупный экземпляр.
    А как зовут его?  (кальмар)

    Учитель показывает видео:

    «Применение реактивного движения: перемещение медуз». Обсуждение сюжета. Учитель задаёт вопрос: - Как же они двигаются?

    Учащиеся отвечают: - Набирая в себя воду, они, выталкивая её, приобретают скорость, направленную в сторону, противоположную движению.

    После чего учитель проводит физкультминутку: офтальмотренинг.

    Методы: Объяснительно-иллюстративный; проблемно-поисковый;

    интерактивный метод обучения.

    Закрепление учебного материала

    Цели: Формирование  у  учащихся умения связывать ранее приобретенные 

    знания с новым материалом. Формировании знаний и умений отбирать  наиболее существенный материал при работе над  сообщениями, докладами.

    - Учитель: -  Ребята, а где мы ещё встречаемся со словом «реактивный»?

    Учащиеся высказывают свои мнение

    (реактивные двигатели, реактивные самолёты).

    Учитель подводит итог высказываниям:

    - Принцип реактивного движения широко применяется в авиации и космонавтике.

    Изобретение реактивного двигателя дало огромный скачок в развитии авиации и космонавтики.

    Учитель заранее даёт задание приготовить небольшие сообщения к уроку по темам и предлагает учащимся познакомиться с ними:

    1) К. Э. Циолковский – основоположник космонавтики.

    2) С.П. Королев – советский ученый, генеральный конструктор ракетных космических систем.

    3) Как устроена ракета?

    4) Применение реактивных двигателей в современной авиации.

    4) История полетов человека в космос.

    После  окончания сообщений учащихся  идет обсуждение и обобщение  темы.

    Ученики, классифицируя и систематизируя знания, принимают участие в составлении следующей схемы.

             

                Закон сохранения импульса

                      Реактивное движение

      медузы,                     ракеты    самолёты

      осьминоги,                                                              

      кальмары;                        устройство                     

      сдувающийся

      шарик

                                 

              оболочка;                       оболочка;

              топливные баки        топливные баки

              с окислителем         как с окислителем

                                            так и без окислителя

                                               (наличие воздуха)

                                    применение

    передвижение                       передвижение

    в безвоздушном                     в воздушном

    пространстве.                     и в безвоздушном

                                                 пространстве.

    Методы: словесные; проблемно-поисковый, объяснительно-иллюстративный.

    Учитель проводит рефлексию, анализирует. Организует  обсуждение достижений.

    Учащиеся рефлексируют, участвуют в беседе по обсуждению.

    Оценивают уровень личных достижений.

    Учитель даёт  ребятам небольшую анкету, которая позволяет осуществить самоанализ, дать оценку уроку.

    1.Как я работал на уроке?

    2.Доволен ли я своей работой на уроке я

    3.Урок для меня показался

    4.За урок я
    мое настроение

    5.Материал урока  был

     

    6. На уроке мне было

    активно / пассивно;

    доволен /не совсем / не доволен;

    коротким / длинным;

    улучшилось / стало хуже;

    полезным / бесполезным /

    лёгким/ трудным;
    интересно / не интересно;

    Учитель оценивает работу учащихся на уроке: учитывает правильность, самостоятельность, выставляет оценки.

    Методы: словесный.

    Задание на дом

    Цели: Формирование умения планировать свою   деятельность.

    Учитель формулирует домашнее задание, инструктирует  по его выполнению.

    Учащиеся слушают учителя и записывают домашнее задание в дневнике. Выделяют существенную информацию из слов учителя.

    - Ваше домашнее задание:

    Обязательный уровень: п. 22

    Повышенный уровень:  Подготовить кроссворд на тему: Успехи в освоении космического пространства.

    Методы: словесный.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Разработка плана-конспекта урока по физике в 9 классе «Энергия связи атомных ядер»

    Цель урока: ознакомить учащихся с понятием энергии связи атомных ядер, сформировать умение определять энергию связи и энергетический выход при синтезе ядер и делении ядер.Задачи:образовательные:...

    Конспект урока по физике для 9 класса на тему "Реактивное движение. Ракеты."

    Урок физики в 9 классе на тему "Реактивное движение. Ракеты".Автор: Галеева Лилия Мунировна, учитель физики МКОУ "Тайчинская ср...

    Конспект урока по физике в 9 классе с использованием сингапурской методики по теме Подготовка к контрольной работе "Законы движения"

    Данная разработка представлена с использованием сингапурской методики обучения, ключевыми основами которой являются воспитание и обучение подрастающего поколения в духе сотрудничества, общения, критич...

    Открытый урок по физике в 9 классе "Реактивное движение"

    урок в 9 классе по физике "Реактивное движение" с презентацией...

    Конспект урока по физике в 9 классе по теме: "Направление тока и линий его магнитного поля"

    Конспект урока по физике в 9 классе по теме: "Направление тока и линий его магнитного поля"...

    КОНСПЕКТ Урока по ФИЗИКЕ в 9-м классе по теме: «Криволинейное движение. Движение тела по окружности с постоянной по модулю скоростью»

    Повторительно-обобшаюший урок по теме: Криволинейное движение. Движение тела по окружности с постоянной по модулю скоростью.Цель урока: 1) Закрепить усвоение учащимися изученного материала2)...

    План-конспект открытого комбинированного урока по физике в 9 классе. Тема урока "Динамика свободных колебаний».

    Разработка комбинированного урока, по освоению новых знаний. Урок проводился в рамках школьного семинара "Современные педагогические технологии как условия формирования социальных и коммуникативн...