Рабочая программа по физике 8 класс
рабочая программа по физике (8 класс) на тему

Рабочая программа по физике 8 класс по учебнику А. Перышкина

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rp_fizika_8_kl._burmisova.doc237 КБ

Предварительный просмотр:

ЛицейЛого

МБОУ Лицей г.Уварово им. А.И.Данилова

393460, г. Уварово Тамбовской обл., 4-й мкрн., д.1,
тел. (07558)
, 4-14-15,  4-70-93   4-13-31,  

E-mail: luvr_tamb@mail.ru       www.luvr.68edu.ru

ИНН 6830003915, КПП 683001001, ОГРН 1056829384237

Победитель
конкурсов
ПНПО-06,
ПНПО-08
.

Утверждена

приказом по лицею от «  » августа 2013 года  

Директор лицея____________Е.В. Уварова

Рассмотрена и рекомендована к утверждению

МО учителей математики и  физики

 «   26 »августа 2013 года

Протокол №____

Руководитель МО _________

Рабочая программа по физике для 8 класса

Учитель: Бурмисова Г.В

Пояснительная записка

Значение физики в школьном образовании определяется ролью физической науки в жизни современного общества, ее влиянием на темпы развития научно-технического прогресса. Обучение физике вносит вклад в политехническую подготовку путем ознакомления учащихся с главными направлениями научно-технического прогресса, физическими основами работы приборов, технических устройств, технологических установок.

Основные цели  изучения курса физики в 8 классе:  

  • освоение знаний  о тепловых, электрических, магнитных и световых  явлениях, электромагнитных волнах; величинах, характеризующих эти явления; законах, которым они подчиняются; методах научного познания природы и формирование на этой основе представлений о физической картине мира;
  • овладение умениями  проводить наблюдения природных явлений, описывать и обобщать результаты наблюдений, использовать простые измерительные приборы для изучения физических явлений; представлять результаты наблюдений или измерений с помощью таблиц, графиков и выявлять на этой основе эмпирические зависимости; применять полученные знания для объяснения разнообразных природных явлений и процессов, принципов действия важнейших технических устройств, для решения физических задач;
  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, самостоятельности в приобретении новых знаний при решении физических задач и выполнении экспериментальных исследований с использованием информационных технологий;
  • воспитание убежденности в возможности познания природы, в необходимости разумного использования достижений науки и технологий для дальнейшего развития человеческого общества, уважения к творцам науки и техники; отношения к физике как к элементу общечеловеческой культуры;
  • применение полученных знаний и умений для решения практических задач повседневной жизни, для обеспечения безопасности  своей жизни, рационального природопользования и охраны окружающей среды.

Основные задачи изучения курса физики в 8 классе:

  • развитие мышления учащихся, формирование умений самостоятельно приобретать и применять знания, наблюдать и объяснять физические явления;
  • - овладение школьниками знаниями о широких возможностях применения физических законов в практической деятельности человека с целью решения экологических проблем.

      Рабочая программа по физике составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта и программы для общеобразовательных учреждений. Физика. Астрономия. 7 – 11 кл./сост. В.А. Коровин, В.А. Орлов. М.: Дрофа, 2009.

Определен также перечень демонстраций, лабораторных работ и практических занятий. Реализация программы обеспечивается нормативными документами:

 -  Федеральный компонент государственного стандарта общего образования (приказ МО РФ от 05.03.2004 №1089) и Федеральным БУП для общеобразовательных учреждений РФ (приказ МО РФ от 09.03.2004 №1312).

- Примерная программа основного общего образования: «Физика» 7-9 классы (базовый уровень) и авторской программы Е.М. Гутника, А.В. Перышкина «Физика» 7-9 классы.- Москва: Дрофа, 2009.

- учебником (включенным в Федеральный перечень): А.В Перышкин. Физика-8 – М.: Дрофа, 2006.

- сборниками тестовых и текстовых заданий для контроля знаний и умений:  В.И. Лукашик Сборник вопросов и задач по физике. 7-9 кл. – М.: Просвещение, 2006. – 192с.

 

Поурочное планирование изучения физики в 8 классе рассчитано на 70 часов – 2 часа в неделю. В планирование включены все основные вопросы программы в соответствии с обязательным минимумом содержания основного общего образования по физике.

Наглядность преподавания физики и создание условий наилучшего понимания учащимися физической сущности изучаемого материала возможно через применение демонстрационного эксперимента. Перечень демонстраций необходимых для организации наглядности учебного процесса по каждому разделу указан в программе. В планировании предусмотрено выполнение десяти лабораторных работ и четырех контрольных работ по основным разделам курса физики 8 класса. Текущий контроль ЗУН учащихся рекомендуется проводить по дидактическим материалам, рекомендованным министерством просвещения РФ в соответствии с обязательным минимумом содержания основного общего образования по физике.

Основной материал знание, которого подвергается проверке, отмечен в программе прямым шрифтом. Курсивом отмечен материал, который изучается, но знание, которого не проверяются.  

Учебно-тематический план

п/п

Тема

Кол-во часов

лабораторные

занятия

контрольные работы

1

Тепловые явления

26

2

2

2

Электрические явления

23

5

1

3

Магнитные явления

7

2

-

4

Световые явления  

11

1

1

5

Резерв времени

3

10

Итого

70

10

4

Содержание программы

8 класс  (70 ч, 2 ч в неделю)

1. Тепловые явления (26 часов)

Тепловое движение. Тепловое равновесие. Температура и ее измерение. Связь температуры со средней скоростью теплового хаотического движения частиц.

Внутренняя энергия. Работа и теплопередача как способы изменения внутренней энергии тела. Виды теплопередачи: теплопроводность, конвекция, излучение. Количество теплоты. Удельная теплоемкость. Плавление и кристаллизация. Удельная теплота плавления и парообразования. Удельная теплота сгорания. Расчет количества теплоты при теплообмене.

Закон сохранения энергии в тепловых процессах. Необратимость процессов теплопередачи.

Испарение и конденсация. Насыщенный пар. Влажность воздуха.

Кипение. Зависимость температуры кипения от давления.  Принципы работы тепловых двигателей. Паровая турбина. Двигатель внутреннего сгорания. КПД теплового двигателя. Объяснение устройства и принципа действия холодильника.

Преобразования энергии в тепловых машинах. Экологические проблемы использования тепловых машин.

Демонстрации:

  1. Принцип действия термометра.
  2. Изменение внутренней энергии тела при совершении работы и при теплопередаче.
  3. Теплопроводность различных материалов.
  4. Конвекция в жидкостях и газах.
  5. Теплопередача путем излучения.
  6. Сравнение удельных теплоемкостей различных веществ.
  7. Явление испарения.
  8. Кипение воды.
  9. Постоянство температуры кипения жидкости.
  10. Явления плавления и кристаллизации.
  11. Измерение влажности воздуха психрометром или гигрометром.
  12. Устройство четырехтактного двигателя внутреннего сгорания.
  13. Устройство паровой турбины

Лабораторные работы:

  1. Сравнение количества теплоты при смешивании  воды разной температуры.
  2. Определение удельной теплоемкости твердого тела.

Учащимся необходимо знать и уметь:

Наблюдение и описание различных видов теплопередачи; объяснение этих явлений на основе представлений об атомно-молекулярном строении вещества, закона сохранения энергии в тепловых процессах; объяснение этих явлений.

Измерение физических величин: температуры, количества теплоты, удельной теплоемкости, удельной теплоты плавления льда, влажности воздуха.

Проведение простых физических опытов и экспериментальных исследований по выявлению зависимостей: температуры остывающей воды от времени, температуры вещества от времени при изменениях агрегатных состояний вещества.

Практическое применение физических знаний для учета теплопроводности и теплоемкости различных веществ в повседневной жизни.

Объяснение устройства и принципа действия физических приборов и технических объектов: термометра, психрометра, паровой турбины, двигателя внутреннего сгорания, холодильника.

2. Электрические явления (23 часа)

Электризация тел. Электрический заряд. Два вида электрических зарядов. Взаимодействие зарядов. Закон сохранения электрического заряда.

Электрическое поле. Действие электрического поля на электрические заряды. Проводники, диэлектрики и полупроводники. Дискретность электрического заряда. Электрон. Строение атома.

Постоянный электрический ток. Источники постоянного тока. Действия электрического тока.  Сила тока. Амперметр. Напряжение. Вольтметр. Электрическое сопротивление. Электрическая цепь. Закон Ома для участка электрической цепи. Последовательное и параллельное соединения проводников. Удельное сопротивление. Реостаты. Работа и мощность электрического тока. Закон Джоуля-Ленца. Лампа накаливания. Плавкие предохранители. Носители электрических зарядов в металлах, полупроводниках, электролитах и газах. Полупроводниковые приборы.

Демонстрации:

  1. Электризация тел.
  2. Два рода электрических зарядов.
  3. Устройство и действие электроскопа.
  4. Проводники и изоляторы.
  5. Электризация через влияние
  6. Перенос электрического заряда с одного тела на другое
  7. Закон сохранения электрического заряда.
  8. Устройство конденсатора.
  9. Энергия заряженного конденсатора.
  10. Источники постоянного тока.
  11. Составление электрической цепи.
  12. Электрический ток в электролитах. Электролиз.
  13. Электрический ток в полупроводниках. Электрические свойства полупроводников.
  14. Электрический разряд в газах.
  15. Измерение силы тока амперметром.
  16. Наблюдение постоянства силы тока на разных участках неразветвленной электрической цепи.
  17. Измерение силы тока в разветвленной электрической цепи.
  18. Измерение напряжения вольтметром.
  19. Изучение зависимости электрического сопротивления проводника от его длины, площади поперечного сечения и материала. Удельное сопротивление.
  20. Реостат и магазин сопротивлений.
  21. Измерение напряжений в последовательной электрической цепи.
  22. Зависимость силы тока от напряжения на участке электрической цепи.

Лабораторные работы:

  1. Сборка электрической цепи и измерение силы тока на различных участках электрической цепи.
  2. Сборка электрической цепи и измерение напряжения на различных участках электрической цепи.
  3. Определение сопротивления проводника при помощи амперметра и вольтметра
  4. Регулирование силы тока реостатом и измерение сопротивления проводника с помощью амперметра и вольтметра.
  5. Измерение мощности и работы тока в электрической лампе.

Учащимся необходимо знать и уметь

Наблюдение и описание электризации тел, взаимодействия электрических зарядов, теплового действия тока; объяснение этих явлений.

Измерение физических величин: силы тока, напряжения, электрического сопротивления, работы и мощности тока.

Проведение простых физических опытов и экспериментальных исследований по изучению: электростатического взаимодействия заряженных тел, последовательного и параллельного соединения проводников, зависимости силы тока от напряжения на участке цепи.

Практическое применение физических знаний для безопасного обращения с электробытовыми приборами; предупреждения опасного воздействия на организм человека электрического тока.

Объяснение устройства и принципа действия физических приборов и технических объектов: амперметра, вольтметра.

3. Магнитные явления (7 часов)

Опыт Эрстеда. Магнитное поле тока. Взаимодействие постоянных магнитов. Магнитное поле Земли. Электромагнит.  Действие магнитного поля на проводник с током.  Сила Ампера. Электродвигатель. Электромагнитное реле.

Демонстрации:

  1. Опыт Эрстеда.
  2. Магнитное поле тока.
  3. Действие магнитного поля на проводник с током.
  4. Устройство электродвигателя.

Лабораторные работы:

  1. Сборка электромагнита и испытание его действия.
  2. Изучение электрического двигателя постоянного тока.

Учащимся необходимо знать и уметь

Наблюдение и описание взаимодействия магнитов, действия магнитного поля на проводник с током; объяснение этих явлений.

Проведение простых физических опытов и экспериментальных исследований по изучению: действия магнитного поля на проводник с током.

Практическое применение физических знаний для изучения устройства и принципа действия электрического звонка, телеграфного аппарата, электромагнитного реле,  динамика, электродвигателя.

Объяснение устройства и принципа действия физических приборов и технических объектов: электрического звонка, телеграфного аппарата, электромагнитного реле,  динамика, электродвигателя.

4. Световые явления  (11 часов)

Источники света. Прямолинейное распространение света. Отражение и преломление света. Закон отражения света. Плоское зеркало. Линза. Фокусное расстояние линзы. Формула линзы. Оптическая сила линзы. Построение изображений даваемых тонкой линзой. Глаз как оптическая система. Оптические приборы. Принцип действия проекционного аппарата и фотоаппарата.

Свет - электромагнитная волна. Дисперсия света.  Влияние электромагнитных излучений на живые организмы.

Демонстрации:

  1. Источники света.
  2. Прямолинейное распространение света.
  3. Закон отражения света.
  4. Изображение в плоском зеркале.
  5. Преломление света.
  6. Ход лучей в собирающей линзе.
  7. Ход лучей в рассеивающей линзе.
  8. Получение изображений с помощью линз.

Лабораторные работы:

  1. Получение изображения с помощью линзы.

Учащимся необходимо знать и уметь

Наблюдение и описание отражения, преломления и дисперсии света; объяснение этих явлений.

Измерение физических величин: фокусного расстояния собирающей линзы.

Проведение простых физических опытов и экспериментальных исследований по изучению: угла отражения света от угла падения, угла преломления света от угла падения.

Практическое применение физических знаний для выявления зависимости угла отражения света от угла падения, угла преломления света от угла падения.

Объяснение устройства и принципа действия физических приборов и технических объектов: очков, фотоаппарата, проекционного аппарата.

Календарно- тематическое планирование

Физика 8 класс -70 часов» 2 ч.  в неделю, авто

ТЕМА 1. ТЕПЛОВЫЕ ЯВЛЕНИЯ (26 часов)

1 триместр

№ урока

Тема урока

Кол-во часов

Дата проведения

Виды контроля

план

факт

1/1

Тепловое движение. Температура

1

2/2

Внутренняя энергия Способы изменения внутренней энергии тела.  

1

3/3

Виды теплопередачи. Теплопроводность.

1

4/4

Конвекция. Излучение.

1

5/5

Особенности различных способов теплопередачи. Примеры теплопередачи в природе и технике.

1

6/6

Количество теплоты. Удельная теплоемкость вещества. С/работа.

1

С.р

7/7

Расчет количества теплоты, необходимого для нагревания тела или выделенное  телом при охлаждении.

1

8/8

Лабораторная работа № 1"Сравнение количеств теплоты при смешении воды разной температуры".

1

Л.Р. №1

9/9

Решение задач на расчет количества теплоты при нагревании или охлаждении.

1

10/10

Лабораторная работа № 2 «Определение удельной теплоемкости твердого тела.»

1

Л.Р. №2

11/11

Энергия топлива. Решение задач на сгорание топлива.

1

12/12

Закон сохранения и превращения энергии в механических и тепловых процессах.

1

13/13

Повторительно-обобщающий урок «Количество теплоты».

1

14/14

Контрольная работа № 1 «Количество теплоты».

1

К.Р №1

15/15

Анализ к/р. Различные агрегатные состояния вещества.

1

16/16

Плавление и отвердевание кристаллических тел. Удельная теплота плавления.

1

17/17

Решение задач на плавление и отвердевание. С/р.

1

С.р

18/18

Испарения и конденсация.

1

19/19

Кипение. Удельная теплота парообразования.

1

20/20

Решение задач на парообразование. С/р.

1

С.р

21/21

Влажность воздуха измерение влажности.

1

22/22

Решение задач на влажность воздуха. С/р.

1

С.р

23/23

Работа пара газа при расширении. Двигатель внутреннего сгорания.

1

2 триместр

24/24

Паровая турбина. КПД теплового двигателя.

1

25/25

Повторительно-обобщающий урок 2агрегатные состояния и переходы».

1

26/26

Контрольная работа № 2"Изменение агрегатных состояний вещества".

1

К.Р№2

ТЕМА 2. ЭЛЕКТРИЧЕСКИЕ ЯВЛЕНИЯ (23 часа)

27/1

Анализ к/р. Электризация тел. Два рода зарядов

1

28/2

Электроскоп. Проводники и диэлектрики электричества.

1

29/3

Электрическое поле. Делимость электрического заряда.

1

30/4

Строение атомов. Объяснение электрических явлений.

1

31/5

Электрический ток. Источники тока. Электрические цепи.

1

32/6

Электрический ток в металлах. Действие электрического тока. Направление тока.

1

33/7

Сила тока. Измерение силы тока. Правила ОТ и ТБ по электробезопасности.

1

34/8

Лабораторная работа № 3. «Сборка электрической цепи и измерение силы тока в ее различных участках».

1

Л.Р. №3

35/9

Электрическое напряжение. Измерение напряжения.

1

36/10

Лабораторная работа № 4. «Измерение напряжения на различных участках электрической цепи».

1

Л.Р. №4

37/11

Электрическое сопротивление проводников. Расчет сопротивления проводников.

1

38/12

Закон Ома для участка цепи. Решение задач на закон Ома.

1

39/13

Лабораторная работы № 5"Определение сопротивления проводника при помощи амперметра и вольтметра".

1

Л.Р. №5

40/14

Реостаты. Лабораторная работы № 6 "Регулирование силы тока реостатом".

1

Л.Р. №6

41/15

Решение задач на закон Ома и расчет сопротивления.

1

42/16

Последовательное и параллельное соединение проводников.

1

43/17

Решение задач на соединение проводников. С/р.

1

С.р

44/18

Работа и мощность электрического тока.

1

45/19

Лабораторная работа № 7 "Измерение мощности и работы тока в электрической лампе".

1

Л.Р. №7

46/20

Нагревание проводников электрическим током.

1

3 триместр

47/21

Короткое замыкание. Предохранители.

1

48/22

Повторительно-обобщающий урок «Электричество».

1

49/23

Контрольная работа № 3 «Электрические явления».

1

К.Р

№3

ТЕМА 3. ЭЛЕКТРОМАГНИТНЫЕ ЯВЛЕНИЯ (7 часов)

50/1

Анализ к/р. Магнитное поле. Магнитное поле прямого тока.

1

51/2

Магнитное поле катушки с током. Усиление действия магнитного поля катушки с током железным сердечником. Применение электромагнитов.

1

52/3

Электромагнитное реле. Лабораторная работа № 8 "Сборка электромагнита и испытание его действия"

1

Л.Р. №8

53/4

Постоянные магниты. Магнитное поле Земли. С/р.

1

С.р

54/5

Лабораторная работа №9 "Изучение спектров магнитных полей постоянных магнитов».

1

Л.Р. №9

55/6

Действие магнитного поля на проводник стоком. Электродвигатель. Устройство электроизмерительных приборов.

1

56/7

Повторительно-обобщающий урок «Электромагнитные явления». С/р.

1

С.р

ТЕМА 4. СВЕТОВЫЕ ЯВЛЕНИЯ (11 часов)

57/1

Источники света. Прямолинейное распространение света.

1

58/2

Отражение света. Законы отражения.

1

59/3

Плоское зеркало. Зеркальное и рассеянное отражение света.

1

60/4

Преломление света.

1

61/5

Решение графических задач на отражение и преломление света. С/р.

1

С.р

62/6

Линзы. Оптическая сила линзы.

1

63/7

Изображения, даваемые линзами.

1

64/8

Лабораторная работа №10 "Получение изображения при помощи линзы".

1

Л.Р. №10

65/9

Построения в линзах и зеркалах. Решение задач на линзы.

1

66/10

Контрольная работа № 4 "Световые явления"

1

К.Р

№4

67/11

Анализ к/р. Обобщающее повторение «Световые явления».

1

68/12

Повторение материала по теме «Тепловые явления» Тест по теме «Тепловые явления»

1

тест

69/13

Повторение материала по теме «Электрические явления» Тест по теме «Электрические явления»

1

тест

70/14

Повторение материала по теме «Электромагнитные явления»

1

ИТОГО   70 ч

Требования к уровню подготовки учащихся

В результате изучения физики в 8 классе ученик должен

знать/понимать

  • смысл понятий: взаимодействие, электрическое поле, атом, атомное ядро.
  • смысл  физических величин: внутренняя энергия, температура, количество теплоты, удельная теплоемкость, влажность воздуха, электрический заряд, сила электрического тока, электрическое напряжение, электрическое сопротивление, работа и мощность электрического тока, фокусное расстояние линзы.
  • cмысл  физических законов: сохранения энергии в тепловых процессах, сохранения электрического заряда, Ома для участка электрической цепи, Джоуля-Ленца, прямолинейного распространения  света, отражения света.

уметь

  • описывать и объяснять физические явления: теплопроводность, конвекцию, излучение, испарение, конденсацию, кипение, плавление, кристаллизацию, электризацию тел, взаимодействие электрических зарядов, тепловое действие тока, отражение, преломление.
  • использовать физические приборы и измерительные инструменты для измерения физических величин: температуры, влажности воздуха, силы тока,  напряжения, электрического сопротивления, работы и мощности электрического тока;
  • представлять результаты измерений с помощью таблиц, графиков и выявлять на этой основе эмпирические зависимости:  температуры остывающего тела от времени, силы тока от напряжения на участке цепи, угла отражения от угла падения света, угла преломления от угла падения света;
  • выражать результаты измерений и расчетов в единицах Международной системы;
  • приводить примеры практического использования физических знаний  о тепловых и квантовых явлениях;
  • решать задачи на применение изученных физических законов;
  • осуществлять самостоятельный поиск информации естественнонаучного содержания с использованием различных источников (учебных текстов, справочных и научно-популярных изданий, компьютерных баз данных, ресурсов Интернета), ее обработку и представление в разных формах (словесно, с помощью графиков, математических символов, рисунков и структурных схем);

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • обеспечения безопасности в процессе использования электробытовых приборов, электронной техники;
  • контроля  за исправностью электропроводки в квартире.

Учебно-методический комплект

  1. А.В. Перышкин. «Физика. 8 класс»: учебник для общеобразовательных учреждений.  8-е изд., доп. _М.: Дрофа, 2006.
  2. Задачник «Сборник задач по физике для 7-9 классов»  Лукашик В.И., Иванова Е.В., 17-е изд. М.: «Просвещение», 2004.
  3. О.И. Громцева. «Контрольные и самостоятельные работы по физике». К учебнику А.В. Перышкина «Физика. 8 класс».
    8 класс. М.: «Экзамен», 2010.
  4. А.В. Чеботарева. «Тесты по физике». К учебнику А.В. Перышкина «Физика. 8 класс». 8 класс. М.: «Экзамен», 2008.
  5. http://www.fizika.ru         - электронные учебники по физике.
  6. http://class-fizika.narod.ru        - интересные материалы к урокам физики по темам; тесты по темам; наглядные м/м пособия к урокам.
  7. http://fizika-class.narod.ru         - видеоопыты на уроках.
  8. http://www.openclass.ru        -цифровые образовательные ресурсы.
  9. http://www.proshkolu.ru        библиотека – всё по предмету «Физика».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по физике 10 класс.Мякишев Г.Я., Буховцев Б.Б. Физика-10

Рабочая программа по физике 10 класс.Мякишев Г.Я., Буховцев Б.Б. Физика-10, пояснительная записка, календарно-тематическое планирование, базовый уровень-68 часов, 2 часа в неделю...

Рабочая программа по физике 11 класс.Мякишев Г.Я., Буховцев Б.Б. Физика-11

Рабочая программа по физике 11 класс.Мякишев Г.Я., Буховцев Б.Б. Физика-11, пояснительная записка, календарно тематическое планирование, 68 часов, 2 часа в неделю, базовый уровень...

Рабочая программа по физике к учебнику Физика. 10 класс. Л. Э. Генденштейн, Ю. И. Дик

Рабочая программа по физике к учебнику Физика. 10 класс. Л. Э. Генденштейн, Ю. И. Дик 3 часа в неделю...

Рабочая программа по физике для 7-го класса на основе авторской программы Е.М. Гутника, А.В. Пёрышкина. «Физика». 7-9 класс.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ  ЗАПИСКА Рабочая программа разработана на основе авторской программы Е.М. Гутника, А.В. Пёрышкина. «Физика». 7-9 класс. (Программы для общеобразовательных учреждений. Физика. А...

Рабочая программа по физике 10-11 класс (Базовый уровень) к учебнику "Физика 10" авт. Г.Я. Мякишев, Б.Б.Буховцев, Н.Н. Сотский, "Физика 11" авт. Г.Я. Мякишев, Б.Б.Буховцев

Программа по физике для полной общеобразовательной школы составлена на основе фундаментального ядра содержания общего образования и требований к результатам полного общего образования,  представл...

Рабочая программа по физике в 11 классе (базовый уровень) к учебнику С.А.Тихомировой "Физика, 11 класс"

Рабочая программа по физике составлена на основе федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования, примерной программы основного общего образования по физике и ...