Педагогический проект "Использование квест-технологии в урочной и во внеурочной деятельности"
проект по физике на тему

Григорьева Анна Владимировна

Проект для конструирования учебного процесса с применением квест – технологии для достижения требований стандартов нового поколения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Использование квест-технологии147.92 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №3»

Педагогический проект

по теме:

«Использование квест – технологии в урочной и во внеурочной деятельности»

Автор проекта

Григорьева Анна Владимировна

г. Нефтеюганск

  1. Информационная карта проекта

1.

Полное название проекта

 «Использование квест – технологии в урочной и во внеурочной деятельности»  

2.

Специализация проекта

 Физика

3.

Цель проекта

Конструирование учебного процесса с применением квест – технологии для достижения требований стандартов нового поколения.

4.

Автор проекта (Ф.И.О., род занятий, специальность по диплому, адрес, телефон, факс, электронная почта)

Григорьева Анна Владимировна, учитель физики, специальность по диплому «физика»,

 г. Нефтеюганск, Ханты-Мансийский автономный округ – Югра, Тюменская обл.,РФ,

e-mail: anna_grigoreva87@mail.ru.

5.

Сроки реализации проекта

 май 2014г – август 2015

6.

География проекта

 город Нефтеюганск, МБОУ «СОШ №3», обучающиеся 7-11 классов.

7.

Поддерживающие организации или физические лица (при наличии)

Педагогический коллектив МБОУ «СОШ №3»

8.

Особая информация и примечания

 -

2.Краткая аннотация проекта

      

Глобальная информатизация общества будет одной из доминирующих тенденций цивилизации XXI века. Ведь большинство учащихся свободно пользуются современными информационными технологиями, но это мало используется в учебном процессе. Перед системой образования встает проблема подготовки подрастающего поколения к самостоятельному принятию решений и ответственному действию, к жизни и профессиональной деятельности в высокоразвитой информационной среде, эффективному использованию ее возможностей и защиты от негативных воздействий.

Одним из направлений «Концепции развития системы образования

Ханты-Мансийского автономного округа – Югры до 2020 года», является расширение использования современных образовательных технологий, обеспечивающих освоение обучающимися ключевых компетентностей.

С учетом вышесказанного,  и в рамках реализации ФГОС основного общего образования,  я определила тему  проекта «Использование квест – технологии в уроке и во внеурочной деятельности»    и поставила перед собой цель:

конструирование учебного процесса с применением квест – технологии для достижения требований стандартов нового поколения.

Для достижения поставленной цели я определила ряд задач:

1.Изучить методику применения квест - технологии в образовательном процессе.

2. Апробировать данную         технологию на уроках физики и во внеурочной деятельности.

3. Проанализировать эффективность внедрения новой технологии в своей педагогической деятельности.

       Реализуется технология квеста в моем проекте через два основных блока: урочную и внеурочную деятельность. На уроках я применяю два вида квестов: веб-квесты иквест-уроки. Во внеурочной деятельности, через индивидуальные часы и работу в «научно-исследовательской» секции, запланированы и проводятся «живой» квест и 2 квест-проекта. Причем на данные уроки разработаны мониторинговые  таблицы.

Предварительные результаты за полгода практической деятельности указывают на то, что данный проект уместен и перспективен. Я запланировала лишь несколько уроков в данной технологии, но в перспективе можно использовать и в каждом уроке. Технология квеста направлена не только на повышение мотивации и качества образования, но и способна развить универсальные учебные действия у обучающихся.

По сроку реализации проект занимает 1,5 года.

Предлагаю вашему вниманию мой первый педагогический опыт по теме: 

«Использование квест – технологии в урочной

 и во внеурочной деятельности»

3.Описание проекта и его обоснование.

Одним из направлений «Концепции развития системы образования

Ханты-Мансийского автономного округа – Югры до 2020 года», является расширение использования современных образовательных технологий, обеспечивающих освоение обучающимися ключевых компетентностей.

Я, будучи учителем физики, для организации образовательной деятельности применяю как традиционные, так и новые технологии. Одна из них – метод проектов. Поскольку в моей практике применялись только элементы этого метода, не было системы работы, то естественно было использовать тиражируемый опыт. Меня заинтересовала статья Натальи Васильевны Николаевой “Образовательные квест-проекты как метод и средство развития навыков информационной деятельности учащихся”(http://schools.keldysh.ru/labmro/do2003/lib/vl-4.htm) в которой говорится о том, что глобальная информатизация общества будет одной из доминирующих тенденций цивилизации XXI века. Ведь большинство учащихся свободно пользуются современными информационными технологиями. Перед системой образования встает проблема подготовки подрастающего поколения к самостоятельному принятию решений и ответственному действию, к жизни и профессиональной деятельности в высокоразвитой информационной среде, эффективному использованию ее возможностей и защиты от негативных воздействий.

В рамках реализации ФГОС основного общего образования,  я поставила перед собой цель:

конструирование учебного процесса с применением квест – технологии для достижения требований стандартов нового поколения.

Определила ряд задач:

1.Изучить методику применения квест - технологии в образовательном процессе.

2. Апробировать данную         технологию на уроках физики и во внеурочной деятельности.

3. Проанализировать эффективность внедрения новой технологии в своей педагогической деятельности.

И использовала следующие методы: теоретический, эмпирический и статистический.

4.Механизм реализации проекта

Реализуя первую задачу, я изучила различные источники информации, обогатив свой педагогический багаж новыми знаниями в этой области. Я выяснила, что:

Quest в переводе с английского языка– продолжительный целенаправленный поиск, который может быть связан с приключениями или игрой; также служит для обозначения одной из разновидностей компьютерных игр, требующих от игрока решения умственных задач. Квест (квестор) – происходит от лат.слова q u a e r o – ищу, разыскиваю, веду следствие.

Кроме того, я узнала, что существуют разные типы квестов:

-социальные;

-развлекательные;

-промо-квесты;

-образовательные квесты.

И различные виды квестов:

-пешеходный квест;

-тематический выездной квест;

-автоквест;

-квест в чужом городе;

-квест в торговом центре;

-«живой» квест;

-ночной или дневной квест;

-web-квест;

-урок-квест;

-квест-проект;

-мобильный квест;

-библиоквест;

По структуре сюжета квесты делятся на три вида:

-линейный;

-штурмовой;

-кольцевой.

Сама структура квеста состоит из нескольких пунктов, каждый из которых очень важен для успешного завершения:

1 – введение – на данном этапе очень важно выбрать яркий сюжет, который будет выступать в роли отправной точки (мотивации). Здесь обсуждаются и роли обучающихся для сюжета.

2 – задания – возможно в конверте, дети получают задания, в которых четко прописаны этапы, вопросы, ролевые задания и т.д.

3 – определяется порядок работы и необходимые ресурсы.

4 – идет непосредственное выполнение квеста.

5 – представление наработок и оценка результата деятельности групп.

6 – заключение (подведение итогов).

По времени квесты бывают:

- рассчитанные на 1 урок (мини квест);

- рассчитанные на 3 часа (краткосрочные квест)

- рассчитанный от недели до месяцев (долгосрочный квест).

Таким образом, пополнив теоретические знания, мне предстоял следующий этап работы над проектом по реализации второй задачи – апробировать наиболее эффективные приемы данной технологии на уроке и во внеурочной деятельности.

Я начала с анализа календарно-тематического планирования, где определила:

-количество уроков, которые я хочу провести в технологии квеста;

-темы уроков с 7 по 11 класс;

-продумала сюжетные линии, так как это и есть отправная точка квеста;

-прописала задачи к данным урокам с учетом экологизации образовательного процесса в нашем учреждении;

-как руководитель «научно-исследовательской» секции, спланировала работу на новый учебный год с учетом реализации квест-проектов по профориентации и по подготовке проекта к 70-летию победы.

Следующий  шаг в реализации данного проекта был направлен на проверку ресурсного обеспечения:

-я вновь просмотрела материально-техническую базу своего кабинета физики, определив необходимый инструментарий;

-изучила наличие литературы в библиотеке по выбранным темам;

-проанализировала наличие необходимого количества компьютеров в кабинете информатики, чтобы определить число учащихся, которые могут быть направлены в данный кабинет для подбора необходимой информации во время квеста;

-на первых же уроках физики, выяснила у детей возможность выхода в интернет и наличие принтера.

И в заключении, я определила необходимый и достаточный кадровый состав для тесного сотрудничества и организации работы:

-библиотекарь;

-учитель информатики;

-педагог-организатор;

-заместитель директора.

Затем, согласно, разработанного плана реализации проекта, я начала использовать образовательные квесты. Это настоящая находка для педагогов. Представьте себе увлекательную приключенческую игру, в которой обучающиеся не только развлекаются, а еще и полноценно учат и сразу же применяют на практике необходимые для изучения новые знания. Образовательные квесты, это выгодная альтернатива скучным лекциям, это магическое превращение обучающей методички в красочную книжку со сказками.

Например: на квест-уроке «Лаборатория воды» в 7 классе, ученики были вовлечены в захватывающую историю про сумасшедшего ученого: «На вид сумасшедший ученый, одержимый желанием очистить воду на всей планете создает мощную машину для очистки воды.

Но что-то идет не так…

Машина закипает, поглощая всю воду, и взрывается!!! Очнувшись, ученый видит перед собой огромное существо из белых клубов пара. В этот момент ученый понимает, что он испарил всю воду, и нужно будет найти выход для того, чтобы вернуть ее в реки, моря и океаны.

Время пошло… ».

Во внеурочной деятельности, с целью ознакомления учащихся с экологической информацией, связанной с раскрытием факторов, негативно влияющих на состояние здоровья людей, и возможными путями уменьшения их вредного воздействия, я предложила ученикам 9 класса провести веб-квест экологического содержания «Быть или не быть?», где у каждого ученика была своя роль, которая позволила ему примерить на себя ту или иную профессию. Результаты работы я оценивала на основе следующих критериев: понимание задания, выполнение задания соответственно выбранной роли, результат работы.

Мой первый педагогический опыт заключается в том, что мной запланировано и реализуется технология квеста через два основных блока: урочную и внеурочную деятельность. На уроках я применяю два вида квестов: веб-квесты и квест-уроки. Во внеурочной деятельности, через индивидуальные часы и работу в «научно-исследовательской» секции, запланированы и проводятся «живой» квест и квест-проекты.

Я предлагаю вашему свой план-график.

Таблица 1

Срок

Тема

Вид и тема квеста

03.09.2014

(10 класс)

Методы научного познания.

(наблюдение-теория-эксперимент)

Тема WEB-квеста

«Парк Юрского периода»

10.09.2014

(7 класс)

Физические приборы. Физические величины и их измерение. Погрешности измерение

Тема квест-урока

«Тонкая настройка»

02.10.2014

(10 класс)

Вес. Невесомость. Перегрузка

Тема WEB-квеста

«Лифт»

04.10.2014

(7 класс)

Различия в молекулярном строении твердых тел, жидкостей и газов.

Тема квест-урока

«Лаборатория воды»

18.10.2014

(8 класс)

Агрегатные состояния вещества. Плавление и отвердевание кристаллических тел.

Тема квест-урока

«Безумная физика»

В течении 2014-2015 учебного года

Внеурочная деятельность по проф-ориентации

«Живой»-квест

«Живая профессия»

20.10.2014

(11 класс)

Энергия гармонических колебаний

Тема WEB-квеста

«На пульсе»

14.11.2014

(9 класс)

Закон всемирного тяготения. Ускорение свободного падения на других планетах.

Тема квест-урока

 «Автостопом по галактике»

20.11.2014

(9 класс)

Внеурочная деятельность в «научно-исследовательской секции» по изучению преимуществ и недостатков использования ТЭС.

Тема WEB-квеста

«Быть или не быть?»

29.11.2014

(8 класс)

КПД тепловых двигателей. Способы увеличения КПД тепловых двигателей. (пар)

Тема WEB-квеста

«Экология в опасности»

04.12.2014

Радиосвязь.

Тема WEB-квеста

«Кодекс общения»

05.12.2014

Реактивное движение.

Темаквест-урока

«ACTION-REACTION»

(действие-противодействие)

январь-февраль 2015г

Внеурочная деятельность в «научно-исследовательской секции» по изучению влияния электромагнитных волн на организм человека.

Квест-проект

 «Магическая дуэль»

 (Чей телефон, планшет и т.д. причиняет наибольший вред организму?)

Февраль-май 2015г

Внеурочная деятельность к 70-летию победы в ВОВ

Квест-проект

«Факел памяти»

Не смотря на то, что данная технология очень нравится детям, интересной и привлекательной она кажется и мне, тем ни менее при реализации проекта я сталкиваюсь с трудностями. Трудность заключается в создании захватывающего сюжета квеста (отправной точки). Поэтому за помощью я обращаюсь к своим коллегам, к сети Интернет.

5.Ожидаемые результаты

При использовании технологии квеста привлекает, то, что существуют, по крайней мере, два результата. Первая составляющая оценки результата это, собственно, та видимая часть, которая и является выполненным квест-проектом. Причем оценивается не объем освоенной информации (что изучено), а ее применение в деятельности (как применено) для достижения поставленной цели. Второй же результат – это педагогический эффект от включения школьников в “добывание знаний” и их логическое применение, то есть включение их в информационную деятельность.

Данная технология является инструментом для достижения метапредметных результатов.

Таблица 2

Этап квеста

Содержание этапа

Формируемые УУД

Знакомство с ролями.

Проектировщики (площадь)

Статисты (графики и диаграммы)

Экспериментаторы (теория вероятностей)

Архитекторы (подобие фигур)

Банкиры (проценты)

Мыслители (текстовые задачи)

Учащимся предлагается список ролей, от лица которых они могут выполнить задания. Для каждой роли прописан план действий и задания. С помощью форума ученики выбирают себе роли.

Личностные:

самоопределение,

желание приобретать новые знания, умения и совершенствовать имеющиеся,

желание осваивать новые виды деятельности,

желание участвовать в творческом,

созидательном процессе;

Регулятивные:

прогнозирование своей деятельности;

элементы волевойсаморегуляции

Познавательные:

осознавать познавательную задачу;

читать, извлекая нужную информацию;

Формирование команд

После выбора обучающимися ролей, формируются команды. Каждая команда выполняет задания по своему плану. План и этапы работы, для каждой команды, размещены на отдельных страницах сайта.

Личностные:

осознание себя как индивидуальности и одновременно как члена общества

Коммуникативные:

сотрудничество,

интегрирование в группу сверстников,

умение учитывать мнение партнера по деятельности,

приобретение навыка коллективного обсуждения и принятия решения.

Работа над заданиями

1. Изучить материал (ученикам предлагается список сайтов, электронных книг, цифровых ресурсов);

2. Найти практическое применение своего материала;

3. Подготовить презентацию, видеоролик, сайт по изучаемому материалу;

4. Составить викторину по своему материалу.

В процессе выполнения заданий учащиеся работают в команде на общий результат. Участники одновременно, в соответствии с выбранными ролями, выполняют задания. В процессе работы над квестом происходит взаимное обучение членов команды умениям работы с компьютерными программами, сетью Интернет и другими источниками. Участники обмениваются материалами для достижения общей цели.

Общение и размещение рабочих материалов происходит на форуме сайта, а так же с помощью личных сообщений и чата или презентаций своего продукта

Личностные:

положительное отношение к учению, к познавательной деятельности,

желание приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся,

осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению,

осваивать новые виды деятельности;

участвовать в творческом, созидательном процессе;

осознание себя как индивидуальности и одновременно как члена общества.

Регулятивные:

самостоятельно формулировать познавательную цель и строить действия в соответствии с ней;

составлять план и последовательность действий и действовать по плану;

контролировать процесс и результаты деятельности,

вносить необходимые коррективы в план действий;

осознавать возникающие трудности, искать их причины и пути преодоления;

уметь распределять своё время и уделять время для занятий;

уметь выделять необходимую информацию.

Познавательные:

умение ориентироваться в своей системе знаний;

осознавать познавательную задачу;

читать и слушать, извлекая нужную информацию;

самостоятельно находить информацию, используя разные источники;

понимать информацию, представленную в изобразительной, схематичной, модельной форме,

выражать смысл ситуации различными средствами (рисунки, символы, схемы, знаки);

осуществлять для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации;

делать обобщения, выводы.

приобретать ИКТ-компетенции.

Коммуникативные:

уметь слушать и вступать в диалог (с помощью форума и чата);

уметь формулировать вопросы;

уметь отвечать на вопросы других;

уметь высказывать и давать обоснование собственной точки зрения;

осуществлять совместную деятельность в группе для достижения общего результата.

Защита итоговых работ

1. Изучить презентации всех команд.

2. Ответить на вопросы викторин.

Представление итоговых презентаций, видеороликов или сайтов с исследуемым материалом.(главная страница квеста)

Контроль с помощью вопросов викторины (работа на форуме).

Подсчёт баллов за выполнение каждого задания.

Личностные:

способность к самооценке своих действий,

Регулятивные:

Умение осуществлять самоконтроль

Уметь осуществлять собственную самооценку по предложенным критериям.

Познавательные:

осознавать познавательную задачу;

читать и слушать, извлекая нужную информацию;

понимать информацию, представленную в разных формах;

выполнять учебно-познавательные

действия;

устанавливать причинно-следственные связи;

делать обобщения, выводы.

Коммуникативные:

вступать в учебный диалог с учителем, одноклассниками,

участвовать в общей беседе, соблюдая правила речевого поведения;

задавать вопросы,

слушать и отвечать на вопросы других,

формулировать собственные мысли,

высказывать и обосновывать свою точку зрения;

осуществлять совместную деятельность в рабочих группах с учётом конкретных учебно-познавательных задач.

Рефлексия

Написать синквейн по теме любой команды и поместить его на форуме.

Синквейн

Первая строка – одно существительное или местоимение, выражающее главную тему синквейна.

Вторая строка – два прилагательных или причастия, описывающие признаки и свойства выбранной темы.

Третья строка – три глагола или деепричастия, описывающие действия в рамках темы.

Четвертая строка – фраза из четырёх слов, выражающая отношение автора к описываемой теме.

Пятая строка – одно слово-резюме, описывающее суть темы.

Личностные

способность к самооценке своих действий,

Регулятивные

принимать учебную задачу,

осознавать возникающие трудности, искать их причины и пути преодоления.

Познавательные:

выполнять учебно-познавательные

действия;

уметь делать обобщения, выводы.

Коммуникативные:

формулировать собственные мысли,

высказывать и обосновывать свою точку зрения;

строить небольшие монологические высказывания,

осуществлять совместную деятельность в рабочих группах.

Итог

Ученики сами выставляют себе отметки, используя баллы, полученные при выполнении заданий.

Личностные:

способность к самооценке своих действий, поступков;

Регулятивные

адекватно

оценивать свои достижения,

Коммуникативные:

осуществлять совместную деятельность в группах с учётом конкретных задач

6.Календарный график.

Для реализации поставленных целей и задач, я определила сроки и этапы плана работы.

Таблица 3

сроки

этапы

мероприятия

1

май 2014 – август 2014

подготовительный

-изучение литературы, в том числе с использованием Интернет, по вопросу применения квест - технологии в образовательном процессе.

2

сентябрь 2014-

апрель 2015

основной

-определить эффективные приемы данной технологии и апробировать в урочной и внеурочной деятельности

2.1

03.09.2014

(10 класс)

Тема урока

Методы научного познания.

(наблюдение-теория-эксперимент)

Тема WEB-квеста

«Парк Юрского периода»

2.2

10.09.2014

(7 класс)

Тема урока

Физические приборы. Физические величины и их измерение. Погрешности измерение

Тема квест-урока

«Тонкая настройка»

2.3

02.10.2014

(10 класс)

Тема урока

Вес. Невесомость. Перегрузка

Тема WEB-квеста

«Лифт»

2.4

04.10.2014

(7 класс)

Тема урока

Различия в молекулярном строении твердых тел, жидкостей и газов.

Тема квест-урока

«Лаборатория воды»

2.5

18.10.2014

(8 класс)

Тема урока

Агрегатные состояния вещества. Плавление и отвердевание кристаллических тел.

Тема квест-урока

«Безумная физика»

2.6

В течении 2014-2015 учебного года

Внеурочная деятельность по проф-ориентации

«Живой»-квест

«Живая профессия»

2.7

20.10.2014

(11 класс)

Тема урока

Энергия гармонических колебаний

Тема WEB-квеста

«На пульсе»

2.8

14.11.2014

(9 класс)

Тема урока

Закон всемирного тяготения. Ускорение свободного падения на других планетах.

Тема квест-урока

«Автостопом по галактике»

2.9

20.11.2014

(9 класс)

Внеурочная деятельность в «научно-исследовательской секции» по изучению преимуществ и недостатков использования ТЭС.

Тема WEB-квеста

«Быть или не быть?»

2.10

29.11.2014

(8 класс)

Тема урока

КПД тепловых двигателей. Способы увеличения КПД тепловых двигателей. (пар)

Тема WEB-квеста

«Экология в опасности»

2.11

04.12.2014

Тема урока

Радиосвязь.

Тема WEB-квеста

«Кодекс общения»

2.12

05.12.2014

Тема урока

Реактивное движение.

Тема квест-урока

«ACTION-REACTION»

(действие-противодействие)

2.13

январь-февраль 2015г

Внеурочная деятельность в «научно-исследовательской секции» по изучению влияния электромагнитных волн на организм человека.

Квест-проект

 «Магическая дуэль»

 (Чей телефон, планшет и т.д. причиняет наибольший вред организму?)

2.14

Февраль-май 2015г

Внеурочная деятельность к 70-летию победы в ВОВ

Квест-проект

«Факел памяти»

3

май 2015-август 2015г

заключительный (аналитический)

-свод полученных данных и анализ деятельности по внедрению квест-технологии, коррекция работы.

7. Оценка достижения намеченных результатов и отчетность.

      В ходе выполнения проекта мною осуществляется мониторинг результатов уроков и проектов, проведенных в технологии квеста, в соответствии с вышеуказанными критериями. В завершении проекта будет проведен творческий отчет на методической конференции педагогов школы.

8. Предварительные результаты

Не смотря на то, что мой проект еще не подошел к логическому завершению, я уже имею предварительные результаты по применению квест- технологии:

Успеваемость по физике 2014-2015 уч. год

классы

качество

успеваемость

1 четверть

2 четверть

1 четверть

2 четверть

итог

60%

69%

99%

100%

Качество обучения по моему предмету увеличилось на 9%, и имеется небольшое увеличение успеваемости, которое достигло 100%.

Также увеличилось количество участников олимпиад различного уровня:

2014-2015 уч.год – 20 учеников - дистанционная олимпиада «Авангард»

6 учеников - инженерная олимпиада

1 ученица – призер муниципального этапа Всероссийской олимпиады школьников, участник окружного этапа.

Таким образом, с учётом положительных предварительных результатов, у меня складывается мнение, что квест-технология это именно тот инструмент, который повышая мотивацию к учению, способен увеличить и качество образования, и развить универсальные учебные действия, и способствовать развитию творческого потенциала личности ребенка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование интернет-ресурсов для активизации познавательной деятельности учащихся по биологии в урочной и во внеурочной деятельности.

Использование возможностей сайта Дневник.ру для активизации познавательной деятельности учащихся.Совместная работа учителя и учащихся на страницах созданной группы "Любители б...

Инновационные технологии в урочной и во внеурочной деятельности учителя истории и культуры Санкт-Петербурга.

В современном обществе объективной потребностью становится поиск оптимальных путей организации учебно-воспитательного процесса, а так же рациональных вариантов и содержания обучения и его структуры. ...

ИКТ как эффективный способ формирования универсальных учебных действий в урочной и во внеурочной деятельности

ИКТ как эффективный способ формирования универсальных учебных действий в урочной и во внеурочной деятельности...

«Использование средств социальных сетей в урочной и во внеурочной деятельности»

Использование средств социальных сетей в урочной и  во внеурочной деятельности....

Система работы с одарёнными детьми в урочной и во внеурочной деятельности

Данная статья будет интересна учителям английского языка при совершенствовании работы с одарёнными детьми....

Опыт работы на тему «Организация исследовательской деятельности учащихся в урочной и во внеурочной деятельности как условие достижения метапредметных и личностных результатов».

Не существует сколько-нибудь достоверных тестовна одарённость, кроме  тех, которые проявляются в результатеактивного участия хотя бы в самой маленькой    поисковойисследовательской рабо...