Урок физики в основной школе в условиях реализации ФГОС
статья по физике (7, 8, 9, 10, 11 класс) на тему

Пешехонова Вера Ивановна

Внедрение Федеральных государственных стандартов общего образования в основной школе поставила перед школьным образованием, конкретно, перед  физическим образованием, ряд вопросов. Я считаю, что из множества вопросов,  один из главных: какими должны быть  результаты образования, чтобы иметь значение за пределами системы образования,  в самостоятельной деятельности на всех этапах своего жизненного пути ученика.

         Необходимость увеличения умственной нагрузки учащихся на уроках физики заставляет задуматься над тем, как поддержать у них интерес к изучаемому материалу и активность на протяжении всего урока. От того, насколько умело будет построена учебная работа во время урока, в очень большой степени зависит, возникнет ли у учащихся интерес к предмету. Введение ФГОС в основной школе поставило перед учителями задачи поиска новых эффективных методов обучения и методических приемов, которые активизировали бы мысль школьников, стимулировали бы  их к самостоятельному приобретению знаний. Теперь при подготовке к уроку приходится  задумываться о том, как сделать так, чтобы каждый ученик работал активно, увлеченно, и это использовать как отправную точку для возникновения и развития любознательности, познавательного интереса. В подростковом возрасте формируются постоянные интересы и склонности к тому или иному предмету, именно в этот период нужно стремиться раскрыть притягательные стороны  физики. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл realizatsiya_fgos_v_osnovnoy_shkole.docx31.72 КБ

Предварительный просмотр:

Урок физики в основной школе в условиях реализации ФГОС

«Надо учить не содержанию науки, а деятельности по ее усвоению»

В.Г. Белинский

         Внедрение Федеральных государственных стандартов общего образования в основной школе поставила перед школьным образованием, конкретно, перед  физическим образованием, ряд вопросов. Я считаю, что из множества вопросов,  один из главных: какими должны быть  результаты образования, чтобы иметь значение за пределами системы образования,  в самостоятельной деятельности на всех этапах своего жизненного пути ученика.

         Необходимость увеличения умственной нагрузки учащихся на уроках физики заставляет задуматься над тем, как поддержать у них интерес к изучаемому материалу и активность на протяжении всего урока. От того, насколько умело будет построена учебная работа во время урока, в очень большой степени зависит, возникнет ли у учащихся интерес к предмету. Введение ФГОС в основной школе поставило перед учителями задачи поиска новых эффективных методов обучения и методических приемов, которые активизировали бы мысль школьников, стимулировали бы  их к самостоятельному приобретению знаний. Теперь при подготовке к уроку приходится  задумываться о том, как сделать так, чтобы каждый ученик работал активно, увлеченно, и это использовать как отправную точку для возникновения и развития любознательности, познавательного интереса. В подростковом возрасте формируются постоянные интересы и склонности к тому или иному предмету, именно в этот период нужно стремиться раскрыть притягательные стороны  физики.

                 Интересный урок можно создать за счёт следующих условий:

  • личности учителя (очень часто даже скучный материал, объясняемый любимым учителем, хорошо усваивается);
  • содержания учебного материала (когда ребёнку просто нравится содержание данного предмета);
  • методов и приёмов обучения.

Последний пункт – огромное поле для творческой деятельности всех учителей.

        Чтобы поднять обучение школьников на более высокий уровень необходимо внедрение в образование новых педагогических технологий.

          К инновационным технологиям необходимо отнести технологию развивающего обучения, проектную технологию, научно-исследовательскую деятельность, личностно-ориентированный подход, ИКТ – технологии.

         Моя цель -  применяя новые педагогические технологии, научить школьников учиться, и можно это сделать, если только новые образовательные технологии применяются систематически.

         На своих уроках в первую очередь стараюсь развивать познавательный интерес к предмету делая  максимальную опору на активную мыслительную деятельность учащихся. Для этого использую ситуации решения познавательных задач, ситуации активного поиска, догадок, размышления, в которых необходимо разобраться самому. Начальным моментом мыслительного процесса обычно является проблемная ситуация. Мыслить человек начинает, когда у него появляется потребность что-то понять. Мышление обычно начинается с проблемы или вопроса, с удивления или недоумения, с противоречия. Для этого использую проблемные ситуации и помогаю их разрешить.

Например,  для создания проблемной ситуации на уроке физики “Плавание тел” в 7 классе, выполняю следующие действия:

Перед учащимися находится три сосуда с жидкостью, в которых помещены три одинаковых тела,

например, яйца: в первом сосуде тело плавает на поверхности, во втором находится внутри жидкости, в третьем тело на дне.

Вопрос: Почему одно тело ведет себя по-разному? От каких факторов зависит поведение тела в жидкости?

Учащиеся предлагают много версий, но не все они отражают суть, поэтому сами учащиеся выбирают из всех самые доказательные. Так как, во всех случаях тела одинаковые, то можно сразу исключить параметры тела, остается жидкость, следовательно, условия плавания связаны с жидкостью.

Таким образом, зная о существовании силы тяжести и силы Архимеда, учащиеся приходят к выводу о соотношении этих сил, а так же связывают это с плотностью тел и жидкости. На доске делаем чертеж данного опыта и подбираем соотношение сил, после каждого рисунка делаем вывод: тело тонет, если…и т.д.

Проблемные вопросы исследовательского характера можно поставить на уроке физики по теме “Сила трения” в 7 классе.

Перед учащимися ставится вопрос: От каких факторов зависит сила трения? Для того, чтобы решить эту проблему, учащимся необходимо самостоятельно предложить ход работы и выбрать необходимое оборудование.

Учащиеся уже знакомы с измерением силы трения с помощью динамометра, поэтому они предлагают параметры, от которых зависит сила трения:

масса тела (т.е. брусок необходимо нагружать)

поверхность, по которой движется брусок (это может быть дерево, обложка тетради, поверхность книги, пол-линолиум, линейка и т. д.)

После проведения данного эксперимента учащиеся делают вывод: “ сила трения зависит от…”

На уроке по теме “ Сопротивление проводника”, 8 класс, учащиеся должны четко представлять, от каких параметров зависит сопротивление.

Ученики предлагают различные параметры и логику своих рассуждений. Например:

  • от длины проводника

Учащиеся должны хорошо понимать, что для того чтобы найти зависимость от какого либо параметра, необходимо остальные параметры уровнять.

Чем больше длина, тем большее сопротивление приходиться преодолевать электронам при прохождении по проводнику, следовательно, R1>R2

Следовательно, сопротивление прямо пропорционально длине

  • от толщины
  • от рода проводника

Таким образом, учащиеся, имея теоретические данные, смогли предположить результат эксперимента и сделать вывод.

В 8 классе при изучении различных видов теплопередачи  – проблемным вопросом является «Греет ли шуба?».  А также мы выясняем, растает ли быстрее мороженое, если его укрыть шубой или поставить под вентилятором?  В ходе урока я вижу необходимость подведения обучающихся к самостоятельному добыванию и усвоению знаний, планирую индивидуальные, групповые и парные формы организации деятельности обучающихся. Школьникам я предоставляю возможность вариативного выполнения задания, при этом обучающиеся свободно выражают свои мысли перед аудиторией, доказывают свою точку зрения, не боятся высказывать свое мнение, выявляют спорные вопросы и обсуждают их в группах. В результате на уроке я лишь направляю школьников и даю им рекомендации. Даже уроки контроля  при организации групповой работы дают возможность сформировать универсальные учебные действия.

С целью формирования мышления я использую различные формы познавательных заданий:

1) вопросы (к примеру, «Как нас в темноте находят комары?», «Почему при холодной погоде многие животные спят, свернувшись в клубок?»);

2) упражнения;

 3) расчетные и экспериментальные физические задачи (определить толщину листа в общей тетради);

 4) дидактические игры («Физические пазлы», «Физическое домино»);

 5) загадки (Логогриф, Метаграмма, Анаграмма, Шарада);

6) пословицы (о трении, например);

7) физические диктанты;

8) тесты разного типа, вплоть до составляемых самими обучающимися;

 9) викторины;

10) сочинения  с использованием физических терминов;

11) сказки;

12) решение задач с сюжетом литературных шедевров.

Изучение физики не может сводиться только к механическому запоминанию теоретического материала и алгоритма решения задач. Использование проблемно – эвристического метода познания позволяет развить личностную заинтересованность ученика в изучаемом предмете, активизировать его ассоциативное  мышление, что, несомненно, повышает качество знаний обучающихся.

Не важно, какой способ будет  выбран, но на уроке должны работать все и эксперимент должен проходить через каждого, изучение предмета должно строится на самостоятельной работе как с источниками информации (книги, интернет), групповом и индивидуальном взаимодействии с одноклассниками, экспериментальными домашними заданиями.

          Чтобы обучение стало интересным, на мой взгляд, нужно проводить нестандартные уроки. Считаю важным, чтобы каждый урок достигал своей цели, обеспечивал качество подготовки учащихся. Чтобы содержательная и методическая наполненность урока, его атмосфера не только вооружали учащихся знаниями и умениями, но и вызывали у детей искренний интерес, подлинную увлечённость, формировали их творческое сознание. Чтобы они шли на урок без боязни перед сложностью предмета, ведь физика объективно считается наиболее трудным для усвоения школьным курсом. Для этого можно воспользоваться пособием «Нестандартные уроки. Физика. 7-10 классы.», автор  Боброва С.В.

В пособии серии "Нестандартные уроки в школе" представлен материал по проведению нетрадиционных уроков по физике в VII-X классах средней общеобразовательной школы. Это урок-исследование, урок-соревнование, урок-игра, урок-конференция и урок-турнир. Такие нестандартные формы проведения занятий способствуют росту творческого потенциала учителя и развитию интеллекта и самостоятельности учащихся. 

          Я в своей работе использую в игровую технологию, технологию разноуровневого обучения, личностно-ориентированную технологию. Пришла к выводу, что наиболее эффективными являются не отдельно взятые инновации, а их сочетание.

Каждому ребёнку дарована от природы склонность к познанию и исследованию окружающего мира. Правильно поставленное обучение должно совершенствовать эту склонность, способствовать развитию соответствующих умений и навыков. Ведь одного желания, как правило, недостаточно для успешного решения исследовательских задач. Прививая ученикам вкус к исследованию, тем самым вооружаем их методами научно-исследовательской и проектной деятельности. Главное для учителя – «Увидеть и услышать» ученика: его проблемы, наклонности, способности. Но такая деятельность не может опираться только на педагогическое мастерство и интуицию педагога. Ученик, в свою очередь, должен обладать не только определенным минимумом предметных знаний, но и  сформированными общенаучными  умениями и навыками. Учитель должен дать обучающемуся необходимый инструментарий, который позволит проникнуть ему в сущность предмета, поможет включиться в активную практическую и мыслительную деятельность.

Проектно-исследовательское обучение является одной из наиболее активных форм обучения.  Значительно оживляя процесс восприятия нового, через сознательную деятельность учащихся, через обучение в действии. А полученные в деятельности знания остаются прочными и долговременными. Универсальность проектного метода позволяет применять его, работая с разными возрастными категориями учащихся, на любых этапах обучения и при изучении материала различной степени сложности. Этот метод применим к системам знаний всех без исключения учебных дисциплин.

          Сегодня уже никого не надо убеждать в необходимости и целесообразности внедрения информационных технологий во все сферы образовательного процесса. Использование компьютерной техники открывает огромные возможности для педагога: компьютер может взять на себя функцию контроля знаний, поможет сэкономить время на уроке, богато иллюстрировать материал, трудные для понимания моменты показать в динамике, повторить то, что вызвало затруднения, дифференцировать урок в соответствии с индивидуальными особенностями. Широко использую в своей работе электронные образовательные ресурсы (ЭОР) Информатизация образовательного процесса – это реальность сегодняшнего дня.

           Основные формы и методы обучения, способствующие повышению качества обучения –  это: ролевые игры, деловые игры, семинары повторительно – обобщающие уроки, конференции, диспуты, диалоги, проблемное обучение, самостоятельная работа, защита рефератов, индивидуальная работа, творческие сочинения, доклады, сообщения; тестирование, программированный контроль, исследовательская работа и др. Все перечисленные приемы обучения способствуют решению проблемы  качества обучения.

          Универсально эффективных или неэффективных методов не существует.

Все методы обучения имеют свои сильные и слабые стороны, и поэтому в зависимости от целей, условий, имеющегося времени необходимо их оптимально сочетать. Но не надо забывать:

Кто постигает новое, лелея старое, тот может быть учителем. Конфуций


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Преемственность в обучении математике между начальной и основной школой в условиях реализации ФГОС.

Преемственность -  связь между различными этапами или ступенями           развития, сущность которой сост...

Преемственность математического образования между начальной школой и 5-6 классами основной школы в условиях реализации ФГОС

Данное выступление содержит все моменты отражающие основные проблемы при переходе из начальной школы в основную  и как работать над этими проблемами , чтобы повысить успеваемость учащихся (доклад...

Задания по формированию универсальных учебных действий на уроках информатики в основной школе в рамках реализации ФГОС.

Методическое пособие направлено на формирование личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных универсальных учебных действий в рамках реализации федерального государственного образовательн...

Применение дистанционных образовательных технологий в основной школе в условиях реализации ФГОС из опыта МБОУ «Школа №87»

Школа сегодня и сегодняшний учебный процесс в рамках ФГОС предполагают внедрение новых форм работы и предусматривают новые роли: ученика, как активного исследователя, творчески и самостоятельно работа...

Статья на тему: Уроки музыки в общеобразовательной школе в условиях реализации ФГОС.

Статья на тему: Уроки музыки в общеобразовательной школе в условиях реализации ФГОС....

Выступление на методическом совете «О преемственности основных направлений деятельности учителей начальной и основной школы в условиях реализации и освоения ФГОС ООО»

Вопросы преемственности в образовании были актуальны всегда. Актуальны они и сегодня. Особенно в условиях введения новых Федеральных государственных образовательных стандартов....