Урок физики в 7 классе "Плавание тел"
план-конспект урока по физике (7 класс) на тему

Погорелова Анна Александровна

Урок мозговой-штурм по теме "Плавание тел". Физика 7 класс

Скачать:


Предварительный просмотр:

Предмет: Физика

Класс: 7 класс

Тема урока: Плавание тел

Тип урока: урок-мозговой штурм

Цели урока:

- Создать условия для усвоения обучающимися условий плавания тел на основе изученного понятия об архимедовой силе;

- Сформировать умения определять архимедову силу с помощью динамометра и мерного стакана;

- Научить делать выводы по результатам эксперимента;

- Развить коммуникативные способности.

Оборудование: сосуды с водой, набор тел разной плотности, клубень картофеля, пробирка с солью, динамометр, мензурка, гири

Сопровождение: Слайд-шоу по теме «Плавание тел»

Ход урока

  1. Актуализация знаний.
  1. На прошлых уроках вы познакомились с действием жидкости на тела, погруженные в нее. Какая сила возникает при погружении тела в жидкость?
  2. Как называется эта сила?
  3. От чего зависит архимедова сила?
  4. А если тело не полностью погружено в жидкость, то как определяется архимедова сила?
  5. Какими способами можно на опыте определить архимедову силу?

Учитель: Мы знаем, что на всякое тело, погруженное в жидкость, действует архимедова сила. Но одни тела плавают жидкости, другие тонут, третьи всплывают на поверхность. Почему? Ответ на этот вопрос даст вам сегодняшний урок.  А как вы думаете, какая ваша цель на данном уроке?

Ученик: выяснить  причины, по которым тела могут плавать или тонуть.

  1. Организация практической деятельности.

Обучающимся раздаются карточки с заданиям: 7 вариантов заданий разной сложности, которые необходимо выполнить, обращаясь к материалам учебника соответствующей темы. При необходимости за помощью обращаться к учителю.

Карточка 1. Провести наблюдение: какие из предложенных тел тонут, а какие плавают в воде. Найти в таблице учебника соответствующие плотности и сравнить их с плотностью воды. Результаты оформить в виде таблицы.

Плотность воды

Плотность вещества

Тонет или нет

Для выполнения задания нужны сосуд с водой и набор тел: стальной гвоздь, кусочки свинца, алюминия, оргстекло, пенопласт, пробка, парафин.

Карточка 2. Сравнить глубину погружения в воде деревянного и пенопластового кубика одинакового объема: выяснить, отличается ли глубина погружения деревянного кубика в жидкости разной плотности. Результат опыта представить на рисунке.

Для проведения опыта необходимо: два сосуда (с водой и маслом), деревянный и пенопластовый брусок.

Карточка 3. Сравнить архимедову силу, действующую на  каждую из пробирок, с силой тяжести каждой пробирки; сделать вывод на основании результатов опыта.

Необходимое оборудование: мензурка, динамометр, две пробирки с песком (пробирки должны плавать в воде, погрузившись на разную глубину).

Карточка 4. Заставить картофелину плавать в воде. Объяснить результат опыта.

Необходимое оборудование: сосуд с водой, пробирка с солью, ложка, сырая картофелина средней величины.

Карточка 5. Выяснить, изменится ли глубина погружения пробирки воду, если:

А) пластилин положить внутрь пробирки;

Б) прикрепить его ко дну пробирки снаружи.

Необходимое оборудование: сосуд с водой, пробирка, кусок пластилина.

Карточка 6. Добиться, чтобы кусок пластилина в воде плавал.

Необходимое оборудование: сосуд с водой, кусок пластилина.

Карточка 7. Выяснить, какой груз может поднять плот.

Необходимое оборудование: пластмассовый стакан и несколько тел.

  1. Выполнение эксперимента и оформление выводов.
  2. Представление и обсуждение результатов.

Учитель:  какие тела плавают, какие тонут?

Ученик: если плотность вещества больше плотности жидкости, о тела тонут, а если плотность тела меньше плотности воды, то они плавают.

Учитель: как ведут себя тела, плавающие на поверхности жидкости. Что вы заметили?

Ученик: глубина погружения тел разная. Пенопласт плавает почти на поверхности, а дерево немного погрузилось в воду.

Учитель: что можно сказать о глубине погружения деревянного бруска, плавающего на поверхности воды и масла?

Ученик: брусок погружается  глубже в масле, чем в воде, значит, глубина погружения зависит от плотности жидкости.

Учитель: можно ли заставить плавать тела, которые в обычных условиях  тонут в воде, например картофелину и пластилин? (учитель бросает в сосуд с водой картофелину и пластилин, они тонут).

Ученик: чтобы заставить картофелину плавать мы насыпали в воду соль. У соленой воды плотность больше, и она сильнее выталкивает картофелину.

Учитель: как заставили вы плавать пластилин, ведь у вас не было соли?

Ученик: мы сделали из пластилина коробочку, то есть увеличили ее объем.

Учитель: давайте сделаем общий вывод из проведенных экспериментов.

Ученик: чтобы заставить плавать тонущие тела, можно изменить плотность жидкости или объем погруженной части тела. При этом изменяется и архимедова сила.

Учитель: ребята, как вы думаете, есть ли какая-то связь между архимедовой силой и силой тяжести?

Ученики: мы погружали в воду две пробирки с песком. Одна полегче, другая потяжелее. Обе они плавали в воде, было определено, и в том и другом случае архимедова сила, примерно, равна силе тяжести.

Учитель: давайте сделаем общий вывод по условию плавания тел.

Ученик: если сила тяжести и архимедова сила равны, то тело плавает в жидкости, если сила тяжести будет больше архимедовой, то тело всплывет, если архимедова сила меньше архимедовой силы, то тело утонет.

Учитель: давайте посмотрим, как  используют эти условия при судостроении. Раньше делали деревянные корабли и лодки, плотность дерева меньше плотности воды, поэтому они не тонули. Металлические корабли тоже плавают, а ведь плотность металла больше плотности воды. Как это добиваются?

Ученик: металлические корабли плавают за счет увеличения его объема.

Учитель: хочу всех похвалить и поблагодарить за плодотворную работу.  Прошу сдать карточки с выводами и ответами,  всех отвечающих на своей карточке поставить плюс.

  1. Рефлексия.

Учитель: перед вами на экране огромный корабль и  маленькая подводная лодка, почему они по-разному ведут себя на воде?

Ученик: потому что у них разный объем и, возможно, масса, а, значит,  разная архимедова сила  действует на них.

  1. Домашнее задание - подготовить сообщение на тему « История судостроения».



Предварительный просмотр:

Предмет: Физика

Класс: 7 класс

Тема урока: Плавание тел

Тип урока: урок-мозговой штурм

Цели урока:

- Создать условия для усвоения обучающимися условий плавания тел на основе изученного понятия об архимедовой силе;

- Сформировать умения определять архимедову силу с помощью динамометра и мерного стакана;

- Научить делать выводы по результатам эксперимента;

- Развить коммуникативные способности.

Оборудование: сосуды с водой, набор тел разной плотности, клубень картофеля, пробирка с солью, динамометр, мензурка, гири

Сопровождение: Слайд-шоу по теме «Плавание тел»

Ход урока

  1. Актуализация знаний.
  1. На прошлых уроках вы познакомились с действием жидкости на тела, погруженные в нее. Какая сила возникает при погружении тела в жидкость?
  2. Как называется эта сила?
  3. От чего зависит архимедова сила?
  4. А если тело не полностью погружено в жидкость, то как определяется архимедова сила?
  5. Какими способами можно на опыте определить архимедову силу?

Учитель: Мы знаем, что на всякое тело, погруженное в жидкость, действует архимедова сила. Но одни тела плавают жидкости, другие тонут, третьи всплывают на поверхность. Почему? Ответ на этот вопрос даст вам сегодняшний урок.  А как вы думаете, какая ваша цель на данном уроке?

Ученик: выяснить  причины, по которым тела могут плавать или тонуть.

  1. Организация практической деятельности.

Обучающимся раздаются карточки с заданиям: 7 вариантов заданий разной сложности, которые необходимо выполнить, обращаясь к материалам учебника соответствующей темы. При необходимости за помощью обращаться к учителю.

Карточка 1. Провести наблюдение: какие из предложенных тел тонут, а какие плавают в воде. Найти в таблице учебника соответствующие плотности и сравнить их с плотностью воды. Результаты оформить в виде таблицы.

Плотность воды

Плотность вещества

Тонет или нет

Для выполнения задания нужны сосуд с водой и набор тел: стальной гвоздь, кусочки свинца, алюминия, оргстекло, пенопласт, пробка, парафин.

Карточка 2. Сравнить глубину погружения в воде деревянного и пенопластового кубика одинакового объема: выяснить, отличается ли глубина погружения деревянного кубика в жидкости разной плотности. Результат опыта представить на рисунке.

Для проведения опыта необходимо: два сосуда (с водой и маслом), деревянный и пенопластовый брусок.

Карточка 3. Сравнить архимедову силу, действующую на  каждую из пробирок, с силой тяжести каждой пробирки; сделать вывод на основании результатов опыта.

Необходимое оборудование: мензурка, динамометр, две пробирки с песком (пробирки должны плавать в воде, погрузившись на разную глубину).

Карточка 4. Заставить картофелину плавать в воде. Объяснить результат опыта.

Необходимое оборудование: сосуд с водой, пробирка с солью, ложка, сырая картофелина средней величины.

Карточка 5. Выяснить, изменится ли глубина погружения пробирки воду, если:

А) пластилин положить внутрь пробирки;

Б) прикрепить его ко дну пробирки снаружи.

Необходимое оборудование: сосуд с водой, пробирка, кусок пластилина.

Карточка 6. Добиться, чтобы кусок пластилина в воде плавал.

Необходимое оборудование: сосуд с водой, кусок пластилина.

Карточка 7. Выяснить, какой груз может поднять плот.

Необходимое оборудование: пластмассовый стакан и несколько тел.

  1. Выполнение эксперимента и оформление выводов.
  2. Представление и обсуждение результатов.

Учитель:  какие тела плавают, какие тонут?

Ученик: если плотность вещества больше плотности жидкости, о тела тонут, а если плотность тела меньше плотности воды, то они плавают.

Учитель: как ведут себя тела, плавающие на поверхности жидкости. Что вы заметили?

Ученик: глубина погружения тел разная. Пенопласт плавает почти на поверхности, а дерево немного погрузилось в воду.

Учитель: что можно сказать о глубине погружения деревянного бруска, плавающего на поверхности воды и масла?

Ученик: брусок погружается  глубже в масле, чем в воде, значит, глубина погружения зависит от плотности жидкости.

Учитель: можно ли заставить плавать тела, которые в обычных условиях  тонут в воде, например картофелину и пластилин? (учитель бросает в сосуд с водой картофелину и пластилин, они тонут).

Ученик: чтобы заставить картофелину плавать мы насыпали в воду соль. У соленой воды плотность больше, и она сильнее выталкивает картофелину.

Учитель: как заставили вы плавать пластилин, ведь у вас не было соли?

Ученик: мы сделали из пластилина коробочку, то есть увеличили ее объем.

Учитель: давайте сделаем общий вывод из проведенных экспериментов.

Ученик: чтобы заставить плавать тонущие тела, можно изменить плотность жидкости или объем погруженной части тела. При этом изменяется и архимедова сила.

Учитель: ребята, как вы думаете, есть ли какая-то связь между архимедовой силой и силой тяжести?

Ученики: мы погружали в воду две пробирки с песком. Одна полегче, другая потяжелее. Обе они плавали в воде, было определено, и в том и другом случае архимедова сила, примерно, равна силе тяжести.

Учитель: давайте сделаем общий вывод по условию плавания тел.

Ученик: если сила тяжести и архимедова сила равны, то тело плавает в жидкости, если сила тяжести будет больше архимедовой, то тело всплывет, если архимедова сила меньше архимедовой силы, то тело утонет.

Учитель: давайте посмотрим, как  используют эти условия при судостроении. Раньше делали деревянные корабли и лодки, плотность дерева меньше плотности воды, поэтому они не тонули. Металлические корабли тоже плавают, а ведь плотность металла больше плотности воды. Как это добиваются?

Ученик: металлические корабли плавают за счет увеличения его объема.

Учитель: хочу всех похвалить и поблагодарить за плодотворную работу.  Прошу сдать карточки с выводами и ответами,  всех отвечающих на своей карточке поставить плюс.

  1. Рефлексия.

Учитель: перед вами на экране огромный корабль и  маленькая подводная лодка, почему они по-разному ведут себя на воде?

Ученик: потому что у них разный объем и, возможно, масса, а, значит,  разная архимедова сила  действует на них.

  1. Домашнее задание - подготовить сообщение на тему « История судостроения».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок физики в 8-м классе по программе курса физики в средней общеобразовательной школе по учебнику А.В. Пёрышкина. Тема урока: «Сила тока. Единицы силы тока. Амперметр. Измерение силы тока».

Тема урока: «Сила тока. Единицы силы тока.  Амперметр. Измерение силы тока».Урок изучения нового материала с элементами обобщения ранее изученного.  На уроке вводится понятие  сил...

Урок физики в 8-м классе по программе курса физики в средней общеобразовательной школе по учебнику А.В. Пёрышкина. Тема урока: «Сила тока. Единицы силы тока. Амперметр. Измерение силы тока».

Тема урока: «Сила тока. Единицы силы тока.  Амперметр. Измерение силы тока».Урок изучения нового материала с элементами обобщения ранее изученного.  На уроке вводится понятие  сил...

Духовно-нравственное воспитание на уроках физики (педагогическое исследование, включающее разработки внеклассного мероприятия "Наука ковала победу"и урока физики"Использование электроэнергии" )

В работе «Духовно-нравственное воспитание школьников на уроках физики» обозначены некоторые пути решения проблемы духовно-нравственного воспитания школьников на уроках физики, показано,как...

Реализация ФГОС на уроках физики. Технологическая карта урока физики по теме.

         Перемены, происходящие в современном обществе, требуют совершенствования образовательного пространства, определения целей образования, учитывающих государствен...

мастер-класс применения ИКТ на уроках физики "Урок по физике 7 класс Тема урока: «Исследование силы Архимеда».

Цели урока:Образовательные:повторить  и обобщить изученный материал по теме: «Архимедова сила.  Плавание тел»;продолжить формирование умений наблюдать и объяснять физические явления, обобщат...

Интегрированный урок физики и русского языка на тему «Механическое движение. Правильное употребление причастных оборотов на уроке физики»

Интегрированный урок физики и русского языка на тему «Механическое движение. Правильное  употребление причастных оборотов на уроке физики.»...

методическая разработка к урокам физики 7- 11 класс "Создание ситуации успеха на уроке физики"

Современный урок – это урок активного участия ученика в освоении новых знаний. Активность учащегося должна иметь мощную мотивацию, основанную на внутренней потребности к познанию нового. Одной из движ...