Рабочая программа по физике для 7 класса УМК Пурышева и др.
рабочая программа по физике (7 класс) на тему

Ченикалова Ольга Ивановна

В данной программе содержится подробное календарно- тематическое планирование по физике для 7 класса, УМК Пурышева и др.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_po_fizike_7_kl-2016-2017_uch.god_.docx58.98 КБ

Предварительный просмотр:

ФИЗИКА 7 КЛАСС

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа разработана на основе следующих документов:

  • Федеральный компонент государственного образовательного стандарта, утвержденный Приказом Минобразования РФ № 1089 от 05.03.2004;
  • Примерные программы по учебным предметам. Физика. 7-9 классы: проект. – М.: Просвещение, 2011.
  • Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных  учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2014/2015 учебный год.
  • Учебник «Физика. 7 класс»  Н.С.Пурышева, Н.Е. Важеевская, М.:  Дрофа 2016 г.

1. Изучение физики в общеобразовательных учреждениях основного общего образования  направлено на достижение следующих целей:

        Освоение знаний о механических, тепловых, электромагнитных, квантовых явлениях; величинах, характеризующих эти явления, законах, которым они подчиняются, методах научного познания природы и формирование на этой основе представлений о физической картине мира.

         Овладение умениями проводить наблюдения природных явлений, описывать их, обобщать результаты наблюдений, использовать простые измерительные приборы для изучения физических явлений, представлять результаты наблюдений или измерений с помощью таблиц, графиков и выявлять на этой основе эмпирические зависимости; применять полученные знания для объяснения разнообразных природных явлений и процессов, принципов действия важнейших технических устройств для решения физических задач.

        Развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, самостоятельности в приобретении новых знаний при решении физических задач и выполнении экспериментальных исследований с иcпользованием информационных технологий.

        Воспитание убежденности в возможности познания природы, в необходимости разумного использования достижений науки и технологий для дальнейшего развития человеческого общества, уважения к творцам науки и техники, отношения к физике как элементу человеческой культуры.

        Применение полученных знаний и умений для решения практических задач повседневной жизни, для обеспечения безопасности своей жизни, рационального природопользования и охраны окружающей среды.

2. Программа позволяет сформировать у учащихся основной школы достаточно широкое представление о физической картине мира.

В курсе физики 7-9 классов рассматриваются вопросы: законы взаимодействия и движения тел, механические колебания и волны, звук, электрические и магнитные явления, тепловые явления, световые явления, электромагнитное поле, строение атома и атомного ядра, использование энергии атомных ядер, основы квантовой физики, основы астрономии.

Используемый математический аппарат не выходит за рамки школьной программы по элементарной математике и соответствует уровню  математических знаний у учащихся данного возраста. Программа предусматривает использование Международной системы единиц СИ. 

3. В основу курса физики положен ряд идей, которые можно рассматривать как принципы его построения.

Идея целостности. В соответствии с ней курс является логически завершенным, содержит материал из всех разделов физики, включает как вопросы классической, так и современной физики; уровень представления материала учитывает познавательные возможности учащихся.

Идея преемственности. Содержание курса учитывает подготовку, полученную учащимися при изучении естествознания.

Идея генерализации. В соответствии с ней выделены такие стержневые понятия, как энергия, взаимодействие, вещество, поле. Ведущим в курсе является и представление о структурных уровнях материи.

Идея гуманитаризации. Ее реализация предполагает использование гуманитарного потенциала физической науки, осмысление связи развития физики с развитием общества, мировоззренческих, нравственных, экологических проблем.

Идея спирального построения курса. Ее выделение обусловлено необходимостью учета математической   подготовки   и   познавательных   возможностей

учащихся.

В соответствии с целями обучения физике учащихся основной школы и сформулированными выше идеями, положенными в основу курса физики, он имеет следующее содержание и структуру.

Курс начинается с введения, имеющего методологический характер. В нем дается представление о том, что изучает физика (физические явления, происходящие в микро-, макро- и мегамире), рассматриваются теоретический и экспериментальный методы изучения физических явлений, структура физического знания (понятия, законы, теории). Усвоение материала этой темы обеспечено предшествующей подготовкой учащихся по математике и природоведению.

Затем изучаются явления макромира, объяснение которых не требует привлечения знаний о строении вещества (темы «Движение и взаимодействие», «Звуковые явления», «Световые явления»). Тема «Первоначальные сведения о строении вещества» предшествует изучению явлений, которые объясняются на основе знаний о строении вещества. В ней рассматриваются основные положения молекулярно - кинетической теории, которые затем используются при объяснении тепловых явлений, механических и тепловых свойств газов, жидкостей и твердых тел.

Изучение электрических явлений основывается на знаниях о строении атома, которые применяются далее для объяснения электростатических и электромагнитных явлений, электрического тока и проводимости различных сред.

Таким образом, в 7—8 классах учащиеся знакомятся с наиболее распространенными и доступными для их понимания физическими явлениями (механическими, тепловыми, электрическими, магнитными, звуковыми, световыми), свойствами тел и учатся объяснять их.

В 9 классе изучаются более сложные физические явления и более сложные законы. Так, в 9 классе учащиеся вновь возвращаются к изучению вопросов механики, но на данном этапе механика представлена как целостная фундаментальная физическая теория; предусмотрено изучение всех структурных элементов этой теории, включая законы Ньютона и законы сохранения. Обсуждаются границы применимости классической механики, ее объяснительные и предсказательные функции. Затем следует тема «Механические колебания и волны», позволяющая показать применение законов механики к анализу колебательных и волновых процессов и создающая базу для изучения электромагнитных колебаний и волн.

За темой «Электромагнитные колебания и электромагнитные волны» следует тема «Элементы квантовой физики», содержание которой направлено на формирование у учащихся некоторых квантовых представлений, в частности представлений о дуализме и квантовании как неотъемлемых свойствах микромира, знаний об особенностях строения атома и атомного ядра. Часть учебного времени, отведённая на эти темы уменьшена в пользу раздела «Механические явления»

Завершается курс темой «Вселенная», позволяющей сформировать у учащихся систему астрономических знаний и показать действие физических законов в мегамире.  

Курс физики носит экспериментальный характер, поэтому большое внимание в нем уделено демонстрационному эксперименту и практическим работам учащихся, часть которых учащиеся выполняют дома.

На обобщение учебного материала в конце каждого года обучения из резерва взято по 4 часа. Кроме того, в 9 классе 8 часов резервного времени реализуется на изучение основ астрономии (тема «Вселенная»).

4. Срок реализации рабочей учебной программы – 2016-2019 г.

5. Формы, методы, технологии обучения.

а) Урок изучения нового материала. Сюда входят вводная и вступительная части, наблюдения и сбор материалов - как методические варианты уроков:

Виды:   урок-лекция, урок – беседа, урок с использованием учебного видеофильма, урок теоретических или практических самостоятельных работ (исследовательского типа), урок смешанный (сочетание различных видов урока на одном уроке).

б) Уроки совершенствования знаний, умений и навыков. Сюда входят уроки формирования умений и навыков, целевого применения усвоенного и др.:

Виды:   урок самостоятельных работ, урок-лабораторная работа, урок практических работ, урок-экскурсия, семинар.

в)  Урок обобщения и систематизации. Сюда входят основные виды всех пяти типов уроков:

        - урок-семинар, урок-конференция, интегрированный урок, творческое занятие,  урок-диспут, урок-деловая/ролевая игра.

г)  Уроки контроля, учета и оценки знаний, умений и навыков:

Виды:   -  устная форма проверки (фронтальный, индивидуальный и групповой опрос),   письменная проверка, зачет, зачетные практические и лабораторные работы, контрольная (самостоятельная) работа, смешанный урок (сочетание трех первых видов), урок-соревнование.

д) Комбинированные уроки: на них решаются несколько дидактических задач.

6. Используемые формы, способы и средства проверки и оценки результатов обучения.

Проверка знаний учащихся

Оценка устных ответов учащихся

Оценка «5» ставится в том случае, если учащийся показывает верное понимание физической сущности рассматриваемых явлений и закономерностей, законов и теорий, а так же правильное определение физических величин, их единиц и способов измерения: правильно выполняет чертежи, схемы и графики; строит ответ по собственному плану, сопровождает рассказ собственными примерами, умеет применять знания в новой ситуации при выполнении практических заданий; может установить связь между изучаемым и ранее изученным материалом по курсу физики, а также с материалом, усвоенным при изучении других предметов.

Оценка «4» ставится, если ответ ученика удовлетворяет основным требованиям на оценку «5», но дан без использования собственного плана, новых примеров, без применения знаний в новой ситуации, 6eз использования связей с ранее изученным материалом и материалом, усвоенным при изучении др. предметов; если учащийся допустил одну ошибку или не более двух недочётов и может их исправить самостоятельно или с небольшой помощью учителя.

Оценка «3» ставится, если учащийся правильно понимает физическую сущность рассматриваемых явлений и закономерностей, но в ответе имеются отдельные пробелы в усвоении вопросов курса физики, не препятствующие дальнейшему усвоению вопросов программного материала; умеет применять полученные знания при решении простых задач с использованием готовых формул, но затрудняется при решении задач, требующих преобразования некоторых формул; допустил не более одной грубой ошибки и двух недочётов; не более одной грубой и одной негрубой ошибки; не более 2-3 негрубых ошибок; одной негрубой ошибки и трёх недочётов; допустил 4-5 недочётов.

Оценка «2» ставится, если учащийся не овладел основными знаниями и умениями в соответствии с требованиями программы и допустил больше ошибок и недочётов чем необходимо для оценки «3».

Оценка контрольных работ

Оценка «5» ставится за работу, выполненную полностью без ошибок и недочётов.

Оценка «4» ставится за работу, выполненную полностью, но при наличии в ней: не более одной грубой ошибки; одной негрубой ошибки и одного недочёта; не более трёх недочётов.

Оценка «3» ставится, если ученик правильно выполнил не менее 2/3 всей работы или допустил: не более одной грубой ошибки и двух недочётов; не более одной грубой ошибки и одной негрубой ошибки; не более трех негрубых ошибок; одной негрубой ошибки и трех недочётов; при наличии 4 - 5 недочётов.

Оценка «2» ставится, если число ошибок и недочётов превысило норму для оценки 3 или правильно выполнено менее 2/3 всей работы.

Оценка лабораторных работ

Оценка «5» ставится, если учащийся выполняет работу в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности проведения опытов и измерений; самостоятельно и рационально монтирует необходимое оборудование; все опыты проводит в условиях и режимах, обеспечивающих получение правильных результатов и выводов; соблюдает требования правил безопасности труда; в отчете правильно и аккуратно выполняет все записи, таблицы, рисунки, чертежи, графики, вычисления; правильно выполняет анализ погрешностей.

Оценка «4» ставится, если выполнены требования к оценке «5» , но было допущено два - три недочета, не более одной негрубой ошибки и одного недочёта.

Оценка «3» ставится, если работа выполнена не полностью, но объем выполненной части таков, позволяет получить правильные результаты и выводы: если в ходе проведения опыта и измерений были допущены ошибки.

Оценка «2» ставится, если работа выполнена не полностью и объем выполненной части работы не позволяет сделать правильных выводов: если опыты, измерения, вычисления, наблюдения производились неправильно.

Во всех случаях оценка снижается, если ученик не соблюдал требования правил безопасности труда. 

        


КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ                      7 класс

№ урока

Тема урока

Элементы основного содержания
(дид. ед. в соотв. с прим. программой)

Элементы
дополнительного содержания

Требования

к уровню подготовки

Тип
урока

Вид контроля, измерители

Задание на дом

Дата

провед.

Корр.
даты

Теория

Лаб. работы и опыты

Демонстрации

1. Введение (6 ч)

1

Что изучают физика и астрономия.

 Как изучают явления природы.

Физика — наука о природе. Наблюдение и описание физических явлений.

Примеры механических, тепловых, электрических, магнитных и световых явлений. Физические приборы.

Что и как изучают физика и астрономия. Гипотеза.

Знать: смысл понятия «физическое явление»

Уметь: классифицировать физические явления, приводить примеры различных видов явлений

Урок изучения нового материала

Беседа

Л. № 5, 6, 7

§1, 2

№1

2

Физические величины. Единицы физических величин. Измерение физических величин.

Физические приборы. Физические величины и их измерение. Международная система единиц.

Определение цены деления шкалы измерительного прибора.

Единицы величин. Основные, кратные и дольные единицы физической величины.

Знать: определение физической величины, основные единицы СИ. Уметь: приводить примеры физических величин, единиц их измерения, пользоваться шкалой приборов: определять цену деления, пределы измерения, показания

Урок изучения нового материала

Л. № 15, 31

§3, 4

№2, 3 (3-5)

3

Точность измерений.

ЛР №1

«Измерение длины, объема и температуры тела».

Погрешности измерений. Роль математики в развитии физики.

Измерение длины, объема и температуры тела

Физические приборы: мензурка, линейка и термометр.

Понятие о точности измерений. Абсолютная погрешность. Запись результата прямого измерения с учетом абсолютной погрешности. Шкала измерительного прибора. Цена деления шкалы прибора.

Знать: смысл понятия «точность измерения, погрешность» Уметь: измерять длину при помощи линейки, объем жидкости в сосуде при помощи мензурки, температуру тела при помощи термометра; записывать результат в виде таблицы, делать вывод о проделанной работе и анализировать полученные рез-ты.

Урок совершенствования ЗУН

Л. №36

ЛР №1

§5,

№4

4

ЛР №2

 «Измерение размеров малых тел».

Измерение малых величин.

Относительная погрешность.

Уметь: проводить измерения размеров малых тел способом рядов; записывать результат в виде таблицы, делать вывод о проделанной работе и анализировать полученные результаты.

Урок совершенствования ЗУН

Л. №24

ЛР №2

№5

5

Связи между физическими величинами. ЛР №3

 «Измерение времени».

Физический эксперимент и физическая теория.

Связи между физическими величинами. Погрешность измерения времени с помощью секундомера.

Знать: смысл понятий «закон, теория». Уметь: изм. время при пом. секундомера; записывать рез-т в виде табл., делать вывод о проделанной работе и анализ-ть полученные результаты.

Урок совершенствования ЗУН

Вопросы к §6

ЛР №3

§6

№6

6

Физика и техника. Физика и окружающий нас мир.

Физические модели. Физика и техника. Физика и развитие представлений о материальном мире.

Обобщение знаний уч-ся по теме «Введение».

Структурные уровни материи: микромир, макромир, мегамир.

Уметь: осуществлять самост. поиск инф-ции о развитии техники с исп. различных источников.

Урок обобщения и систематизации

Вопросы §7, 8

§7, 8

7

Механическое движение и его виды. Относительность механического движения. Траектория. Путь.

Механическое движение. Относительность движения. Система отсчета.  Траектория. Путь.

Относительность движения.

Знать: опред. мех. дв-ия, траектории, пути; ед. изм. пути, времени; смысл понятия «отн-ть дв-ия»Уметь: приводить прим. отн-ти дв-ия, траектории в разных СО

Урок изучения нового материала

Л.№95-98

§9-11

№7

8

Равномерное движение. Скорость.

Траектория. Путь. Прямолинейное равномерное движение. Скорость равномерного прямолинейного движения. Методы измерения расстояния, времени и скорости.

Равномерное прямолинейное движение.

Единица пути.

Знать: определения РПД, скорости, единицы измерения скорости

Уметь: приводить прим. РПД, уметь описывать РПД, производить перевод единиц, рассч. ск-ть, сравнивать ск-ти дв-ия разл. тел, читать графики зависимости пути от времени движения, скорости РПД от времени

Урок изучения нового материала

§12

№8 (2)

9

ЛР №4 

«Изучение равномерного движения».

Графики зависимости пути и скорости от времени. Методы измерения расстояния, времени, скорости.

Измерение скорости равномерного движения. Изучение зависимости пути от времени при равномерном движении

Уметь: измерять скорость равномерного движения при помощи секундомера и линейки, записывать результат в виде таблицы, делать вывод о проделанной работе и анализировать полученные результаты

Урок контроля, учета и оценки ЗУН

Вопросы к §12.

ЛР №4

10

Неравномерное движение. Средняя скорость.

Неравномерное движение.  Мгновенная скорость.

Средняя скорость. Формула для расчета средней скорости.

Знать: определение неравномерного движения, средней ск-ти

Уметь: приводить примеры НРД, находить ср. скорость движения

Урок изучения нового материала

Л. №134, 135

§13

з.9(1)

11

Равноускоренное движение. Ускорение.

Ускорение.  Равноускоренное движение.

Равноускоренное движение.

Построение и чтен. графиков зав-ти ск-ти равноускор. движения от времени. Путь, пройд. телом при РУПД. Ед. ускорения.

Знать: опред-ие прямолин. равноуск. дв-ия, ускорения, физич. смысл ед-ц измерения уск-ия. Уметь: приводить примеры РУПД, находить уск-ие и ск-ть при РУПД

Комбинированный урок

Л. №158, 156

§14

№10

12

Решение задач.

13

Инерция. Масса.

Явление инерции. Взаимодействие тел. Масса тела. Центр тяжести тела.

Причина изменения скорости тел. Закон инерции. Сравнение масс двух тел при их взаимодействии. Инертность. Масса как мера инертности тел.

Знать: определение инерции, инертности, массы, способы определения массы.

Уметь: описывать явл. инерции, приводить прим. инерции, вз-ия тел, ср-ть массы по вз-ию тел, производить перевод единиц массы

Урок изучения нового материала

Л. №195, 210, 222

§ 15,

16

№12

14

Измерение массы.

ЛР №5

 «Измерение массы тела на рычажных весах»

Масса тела. Международная система единиц

Измерение массы тела.

Единицы массы. Измерение массы. Рычажные весы.

Уметь: приводить примеры тел различной массы, измерять массу тела с помощью весов, сравнивать массы тел из различных веществ одного объема, из одного вещества разного объема, делать вывод о проделанной работе

Урок совершенствования ЗУН

Вопросы к §17, 18

ЛР №5

§17

15

Плотность вещества. 

ЛР №6

«Измерение плотности вещества твердого тела и жидкости».

Плотность вещества. Методы измерения массы и плотности. Методы измерения массы и плотности.

Измерение плотности вещества твердого тела и жидкости

Формула для вычисления плотности. Единицы плотности. Значение плотностей твердых жидких и газообразных веществ.

Знать: определение, смысл и единицы измерения плотности, физический смысл 1 кг/м3.

Уметь: рассчитывать плотность через массу и объем, сравнивать плотности различных веществ, одного вещества в различных агрегатных состояниях, пользоваться таблицами плотностей.

Комбинированный урок

ЛР №6

Л. №234, 235, 268

§18

№13 (1, 2, 4)

16

Решение задач

17

КР №1

 «Введение. Движение. Плотность».

Связь между: кинематическими величинами; плотностью, объёмом и массой тела.

Уметь:

описывать и объяснять физические явления;

решать задачи на применение изученных физических законов

Урок контроля, учета и оценки ЗУН

КР №1

18

Анализ контрольной работы. Работа над ошибками.

 Сила. Измерение силы.

Сила. Силы в природе: сила тяжести, сила упругости, сила трения. Методы измерения силы. Международная система единиц.

Сила как мера взаимодействия тел. Графическое изображение сил. Динамометр.

Знать: опред-ие силы, признаки действия силы, ед. измерения силы, виды сил Уметь: приводить примеры действия силы, изображать силу графич.

Комбинированный урок

Вопросы к §20.

§19,

20,

21

№14

19

Сложение сил.

Правило сложения сил.

Сложение сил, направл. вдоль одной прямой.

Сложение сил, направленных под углом.

Сложение сил.

Сложение сил, действующих на тело по одной прямой

Знать: определение равнодействующей сил.

Уметь: находить равнодействующую сил, действующих по одной прямой, изображать графически

Урок изучения нового материала

Л. №354, 360, 365, 370

§22

№15

20

Сила упругости.

Сила упругости.

Исследование зависимости силы упругости от удлинения пружины. Измерение жесткости пружины

Зависимость силы упругости от деформации пружины.

Зависимость силы упругости от удлинения тела. Жесткость пружины. Закон Гука.

Знать: определение силы упругости.

Уметь: формулировать закон Гука, рассчитывать силу упругости, изображать графически.

Комбинированный урок

Л. №328, 350

§23

№16

21

Сила тяжести. Закон всемирного тяготения.

Сила тяжести. Свободное падение тел. Закон всемирного тяготения.

Исследование зависимости силы тяжести от массы тела.

Ускорение свободного падения.  Центр тяжести. Гравитационная постоянная, ее физический смысл.

Знать: определение силы тяжести.

Уметь: рассчитывать силу тяжести, изображать ее графически,

Комбинированный урок

Л. №309, 311, 336

§24, §25

№17

22

Вес тела. Невесомость.

Вес тела. Невесомость.

Невесомость.

Различие между весом тела и силой тяжести.

Знать: определение веса тела. Уметь: описывать явл. нев-ти, рассч. вес тела, изобр. его графич.

Комбинированный урок

Л. №334, 346

§26

№19

23

ЛР №7 

«Градуировка динамометра и измерение сил».

Измерение силы динамометром

Знать: устр-во и пр. действия динамометра. Уметь: измерять силу тяжести, упругости и вес, строить графики зав-ти силы тяжести от массы, силы упр. от удлинения.

Урок совершенствования ЗУН

ЛР №7

24

Давление.

Давление. Методы измерения давления.

Зависимость давления твердого тела на опору от действующей силы и площади опоры.

Знать: определение давления, ед. измерения давления, причину давления тв. тел, способы уменьш. и увелич. давления. Уметь: прив. Прим., в которых тела ок-ют давл., ср-ть оказываемое давление, рассчитывать давление твердых тел

Комбинированный урок

Л. №438, 447, 452, 455

§27

№20

25

Сила трения.

ЛР №8

 «Измерение коэффициента трения скольжения».

Сила трения.

Исследование силы трения скольжения. Измерение коэфф. трения скольжения

Сила трения

Зав-ть силы трения от силы норм. давл. Зав-ть силы трения от качества обработки и рода мат-ла соприк-ся поверхностей. Сравнение сил тр. скольжения и тр. качения. Примеры влияния тр. на процессы, происх. в прир. и технике.

Знать: опр-ие силы трен., виды трен., способы увелич. и уменьш. трения.

Уметь: прив-ть прим. действия силы трен., изм-ть силу трен. с пом. динамометра, уст-ть зав-ть м\у силой трен. и силой норм. давл., опр-ть коэфф. трен. скольжения при пом. динамометра, строить график зав-ти силы трен. от силы норм. давления

Комбинированный урок

Л. №400, 411, 428

ЛР №8

§28

№21

26

 Механическая работа.

 Работа.

Зав-ть работы от прил. силы и пройд. телом пути. Ф-ла для выч. мех. работы в случае совпадения напр-ия действ-ей силы и пройд. пути. Ед. работы.

Знать: определение работы, единицы измерения.

Комбинированный урок

Вопросы к §30 Л. №661, 667, 663

§29

№22

27

Мощность.

Мощность.

Единицы мощности.

Знать: определение мощности, единицы измерения. Уметь: приводить примеры совершения работы с различной мощностью, рассчитывать мощность по формуле

Комб. урок

Л. №698, 699, 706, 714

§30

28

Простые механизмы. Правило равновесия рычага. 

Простые механизмы. Условия равновесия рычага. Условия равновесия тел. Момент силы.

Простые механизмы

Виды механизмов. Плечо силы. Правило равновесия рычага. Применение рычагов в природе, технике и быту.

Знать: простые мех-мы, их виды, назнач. Иметь предст. о моменте силы.

Уметь: соб-ть установку по описанию, пров-ть эксп-т по проверке усл. равновесия рычага; зап-ть рез. в виде таблицы, делать вывод о результатах с учетом погрешности

Урок совершенствования ЗУН

Л. №728, 744, 734

ЛР №10

§31-32

№23

29

ЛР №9

 «Изучение условия равновесия рычага».

Исследование условий равновесия рычага. Нахождение центра тяжести плоского тела.

Урок-практикум

30

Блок. «Золотое правило» механики. Коэффициент полезного действия.

Коэффициент полезного действия.

Блок. Подвижный и неподвижный блоки. «Золотое правило» механики. Полезная работа. Полная работа.

Знать: выигрыш в силе, даваемый блоком, определение КПД, причину нарушения «золотого правила» механики. Уметь: форм-ть «золотое правило» механики, рассчитывать КПД рычага, блока, накл. пл-ти.

Урок изучения нового материала

Л. №758, 773№789, 798

§33, 34

№24, 25

31

ЛР №10

 «Измерение КПД при подъеме тела по наклонной плоскости».

Вычисление КПД наклонной плоскости

Применение простых механизмов. Равенство работ при использовании простых механизмов.

Уметь: проводить эксперимент по определению КПД при подъеме тела по накл. пл-ти; записывать рез. в виде табл., делать вывод о результатах с учетом погрешности.

Урок -практикум

32

Энергия. Кинетическая энергия. Потенциальная энергия

Кинетическая энергия. Потенциальная энергия взаимодействующих тел.

Изменение энергии тела при совершении работы.

Энергии – физическая величина. Ед. энергии. Зав-ть кин. энергии от массы тела и его ск-ти. Зав-ть потенц. эн-ии тела, подн. над землей, от его массы и высоты подъема. Потенц. эн-ия деф. тела. Отн-ть знач-ия кин. и потенц. энергии.

Знать: определение механической энергии.

Уметь: вычислять потенциальную и кинетическую энергию, приводить примеры тел, обладающих потенциальной и кинетической энергией, сравнивать энергии тел.

Комбинированный урок

§35-36

33

Закон сохранения энергии в механике.

Закон сохранения механической энергии.

Превращения механической энергии из одной формы в другую

Превращение одного вида механической энергии в другой. Несохранение механической энергии в случаях действия сил трения. Энергия рек и ветра.

Знать: закон сохранения механической энергии.

Уметь: описывать превращение энергии при падении тела и его движении в вверх, приводить примеры превращения энергии.

Комбинированный урок

Л. №824

§37

№27

34

Решение задач. Подготовка к кр.

Формулы связи сил различной природы с их характеристиками.

Уметь:

описывать и объяснять физические явления;

решать задачи на применение изученных физических законов

Урок систематизации знаний

§29-37

35

КР № 2

«Сила. Работа. Энергия» 

Формулы связи сил различной природы с их характеристиками.

Уметь:

описывать и объяснять физические явления;

решать задачи на применение изученных физических законов

Урок контроля, учета и оценки ЗУН

36

Анализ контрольной работы. Работа над ошибками. Колебательное движение.

Механические колебания. Период, частота и амплитуда колебаний.

Механические колебания.

Колебательное движение. Единицы амплитуды, периода, частоты колебаний. Связь частоты и периода колебаний.

Знать: определение колебательного движения, его причины, параметры колебательного движения, единицы измерения.

Комбинированный урок

Л. №850, 858

§38, 39*

№28 (1, 2)

37

Звук. Источники звука.

Звук, источники звука.

Ч-та зв. колебаний. Голосовой ап-т чел-а. Ист. звука. Волн. дв-ие. Условия возник-ия и распр-ия волн. Попереч. и продоль. волны.

               40   №30

38

 Волновое движение. Длина волны.

Механические волны. Длина волны.

Механические волны.

 Осн. хар-ки волны: длина и скорость волны.

Знать: определение волны, основные характеристики волн: скорость, длину, частоту, период и связь между ними.

Урок изучения нового материала

§41-42     №31

39

Звуковые волны. Распространение звука. Скорость звука.

.

Знать:   определение звука, звуковой волны, скорости звука.

Урок изучения нового материала

§43,44

№32

40

Громкость и высота звука.

Необходимость наличия упругой среды для распространения звука. Скорость звука. Громкость звука. Высота тона. Отражение звука. Эхо. Тембр

Знать: характеристики звука – громкость, высота;

свойства звука – распространение в различных средах, отражение, поглощение

Комбинированный урок

Л. №898, 908, 900

§45  № 33

41

Отражение звука.

Решение задач.

Отражение звука. Эхо. Закон отражения света.

Характеристики колебат. и волн. движений, условия существования, распространения звуковых волн, свойства звука.

Уметь:

описывать и объяснять физические явления;

решать задачи на применение изученных физических законов

Комбинированный урок

§46

№34+ основное в гл.2

42

КР №3

       «Звук»

Уметь:

описывать и объяснять физические явления;

решать задачи на применение изученных физических законов

Урок контроля, учета и оценки ЗУН

основное в гл.2

43

Анализ контрольной работы.

 Источники света. Прямолинейное распространение света.

 ЛР №11 «Наблюдение прямолинейного распространения света»

Свет - электромагнитная волна. Типы ист.света. Прямолинейное распространение света.

 «Изучение явления распространения света»

Источники света.

Прямолинейное распространение света.

Ист. света: тепл. и люм. Ист. отраж. света. Ест. и иск. источники света. Лампа накаливания.

Отклонение света от прямолинейного распространения при прохождении преград малых размеров. Применение явления прямолинейного распр-ия света на практике.

Знать: источники света, их виды, закон прямолинейного распространения света

Комбинированный урок

Л.№1484, 1487, 1497, 1502

§47-48

№35       36

44

Световой пучок и световой луч. Тень и полутень.

Световые пучки и световые лучи. Свойства независимости световых пучков. Точечный источник света. Образование тени и полутени. Солнечные затмения. Лунные затмения

Знать: определение светового луча и светового пучка.

Уметь: объяснять образование тени и полутени, явления солнечного и лунного затмения.

Урок обобщения и систематизации

Л.№1507

§49-50

№38, 39

45

Отражение света.

Закон отражения света. Диффузное отражение.

Обратимость световых лучей. Зеркальное и диффузное отражение

Знать: закон отражения света.

Уметь: описывать явление отражения света, строить отраженные лучи.

Урок изучения нового материала

§51

№39

46

ЛР №12 «Изучение явления отражения света».

 «Изучение явления отражения света»

Перископ.

Многократное отражение.

Знать: закон отражения света.

Уметь: описывать явление отражения света, строить отраженные лучи.

Урок контроля, учета и оценки ЗУН

ЛР №12

§51    

47

Изображение предмета в плоском зеркале.

Плоское зеркало.

Изображение в плоском зеркале.

Построение изображения предмета в плоском зеркале. Особенности изображения предмета в плоском зеркале. Мнимое изображение. Построение изображения предмета в вогнутом зеркале.

Уметь: строить изображение точки в плоском зеркале.

Комбинированный урок

§52,

53*

 №40 

48

Преломление света.

Явление преломления света.

Преломление света.

Соотношения между углами падения и преломления.

Знать: закон преломления света.

Комбинированный урок

Л.№1568, 1581

§54

№42

49

ЛР №13 

«Изучение явления преломления света»

Явление преломления света.

Исследование зависимости угла преломления от угла падения света.

Зависимость угла преломления от угла падения.

Знать: закон преломления света.

Уметь: описывать явление преломления света, строить преломленные лучи.

Урок совершенствования ЗУН

ЛР №13

§54

№ 42

50

Решение задач на закон преломления света

Оптическая плотность среды.

Уметь: описывать явление преломления света, строить преломленные лучи.

Комбинированный урок

№42

51

Полное внутреннее отражение.

Полное внутреннее отражение. Ход лучей в призмах. Волоконная оптика.

Уметь: описывать явление полного внутреннего отражения.

Урок изучения нов. мат-ла

Л.№1568, 1581

§55, 56*

№43

52

Линза. Ход лучей в линзах.

Линза. Фокусное расстояние линзы.

Ход лучей в собирающей линзе.

Ход лучей в рассеивающей линзе.

Собирающие и рассеивающие линзы.

Знать: определение линзы, виды линз, оптические характеристики линзы, формулу линзы.

Комбинированный урок

Вопросы к §60 Л.№1612-1614

§57

№ 44

53

ЛР№14 «Изучение изображения, даваемого линзой».

Измерение фокусного расстояния собирающей линзы.

Получение изображений с помощью собирающей линзы.

Уметь: собирать установку по описанию и проводить наблюдения изображений, получаемых при помощи линзы; объяснять полученные результаты

Урок совершенствования ЗУН

ЛР №15

§57

№ 44

54

Формула линзы.

Решение задач.

Формула линзы. Оптическая сила линзы.

Увеличение линзы.

Уметь: измерять фокусное расстояние собирающей линзы, вычислять оптическую силу линзы, пользоваться формулой линзы для решения задач.

Комбинированный урок

§58*

№ 44,

45

55

Фотоаппарат. Проекционный аппарат.

Оптические приборы.

Принцип действия проекционного аппарата и фотоаппарата.

Устройство фото- и проекционного аппарата. Построение изображений в оптических приборах.

Знать: разновидности оптических приборов.

Комбинированный урок

Вопросы к §59

§59

№47

56

Глаз как оптическая система.

Глаз и зрение.

Модель глаза.

 Аккомодация глаза. Угол зрения. Расстояние наилучшего зрения. Норм. зрение, близорукость, дальнозоркость. Правила гигиены зрения.

Знать: понятия: норм. зрение, близорукость, дальнозоркость.

Уметь: описывать и объяснять физические явления; решать задачи по теме.

Комбинированный урок

§60

№48

57

Очки. Лупа.

Очки. Лупа.

Очки. Лупа.

Очки. Лупа. Увеличение лупы

Знать: понятия: норм. зрение, близорукость, дальнозоркость.

Уметь: описывать и объяснять физические явления; решать задачи по теме.

Комбинированный урок

§61

№49

58

Разложение белого света в спектр.

Наблюдение явления дисперсии света.

Дисперсия белого света.

Спектр белого света. Спектральные цвета. Разложение белого света в спектр.

Знать: разложение белого света в спектре.

Урок изуч. нового материала

§62

№50

59

Сложение спектральных цветов.

Дисперсия света.  

Получение белого света при сложении света разных цветов.

Радуга. Сложение спектр. цветов. Доп. и осн. цвета спектра.

Знать: понятие дисперсия света

Уметь: описывать явление преломления света, строить преломленные лучи.

Урок обобщен. и сист-ции

§63

№51

60

Цвет тел

Смешение красок. Насыщенность цвета. Сложная структура света. Цвета тел.

Уметь: объяснять образование цвета тел

Урок обобщен. и сист-ции

§64

№52

61

Решение задач на тему «Дисперсия света. Цвета тел»

Радуга. Сложение спектр. цветов. Доп. и осн. цвета спектра.

Уметь: объяснять образование цвета тел

Комбинированный урок

62

Зрительные иллюзии

Погл. света средой. Рассеяние света.

Знать: законы отражения и преломления света. Уметь: описывать явления отражения и  преломления света.

Урок обобщен. и сист-ции

63

Обобщающее повторение темы «Световые явления»

Построение изображений, даваемых линзой. Ход лучей в линзе.

Уметь: описывать и объяснять физические явления; решать задачи по теме.

Урок обобщен. и сист-ции

64

КР №4

«Световые явления»

Формулы законов отражения и преломления света, формула линзы, ход лучей.

Уметь: решать задачи по теме.

Урок контроля

КР №4

65

 Повторение.

66

Повторение.

67

Повторение.

Итоговый тест***

68

Повторение

                                                                                        

ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОБУЧЕНИЯ

Ученик 7 класса должен:

Знать/понимать:

смысл понятий: физическое явление, физический закон, вещество, взаимодействие;
смысл физических величин: путь, скорость, масса, плотность, сила, давление, КПД;

смысл физических законов: Паскаля, Архимеда.

Уметь:

описывать и объяснять физические явления: равномерное прямолинейное движение, передачу давления жидкостями и газами, плавание тел, диффузию;

использовать физические приборы и измерительные инструменты для измерения физических величин: расстояния, промежутка времени, массы, силы, давления;

представлять результаты измерений с помощью таблиц, графиков и выявлять на этой основе эмпирические зависимости: пути от времени, силы упругости от удлинения пружины, силы трения от силы нормального давления;

выражать результаты измерений и расчетов Международной системы;

приводить примеры практического использования физических знаний о механических явлениях;

решать задачи на применение изученных физических законов;

осуществлять самостоятельный поиск информации и использовать приобретенные знания естественнонаучного содержания с использованием различных источников (учебных текстов, справочных и научно-популярных изданий, компьютерных баз данных, ресурсов Интернета), ее обработку и представление в разных формах (словесно, с помощью графиков математических символов, рисунков и структурных схем).

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: обеспечения безопасности в процессе использования транспортных средств, рационального применения простых механизмов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по физике 7 класс Пурышева Важеевская

Здесь приведена рабочая программа по физикеавторы учебника Пурышева Важеевская...

Рабочая программа по физике. 7 класс.Учебник Пурышевой Н.С. и др.

Рабочая программа включает в себя два варианта оформления титульного листа, тематический план, краткую пояснительную записку и развёрнутое календарно - тематическое планирование....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ФИЗИКЕ 11 КЛАСС ПРОФИЛЬНЫЙ УРОВЕНЬ (Авторская программа Г. Я. Мякишева) 5 часов в неделю.

Примерная программа среднего (полного) общего образования: «Физика» 10-11 классы (профильный уровень) (Физика.Астрономия.7-11 классы./сост. В.А.Коровин,В.А.Орлов.-М.:Дрофа,2008) и авторской программы ...

Рабочая программа по физике 9 класс Н.С.Пурышева 3 часа

Рабочая программа составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта и примерной программы  основного общего образования по физике и авторской программы « Физика 9» (а...

Рабочая программа по физике 10 класс.Мякишев Г.Я., Буховцев Б.Б. Физика-10

Рабочая программа по физике 10 класс.Мякишев Г.Я., Буховцев Б.Б. Физика-10, пояснительная записка, календарно-тематическое планирование, базовый уровень-68 часов, 2 часа в неделю...

Рабочая программа по физике 11 класс.Мякишев Г.Я., Буховцев Б.Б. Физика-11

Рабочая программа по физике 11 класс.Мякишев Г.Я., Буховцев Б.Б. Физика-11, пояснительная записка, календарно тематическое планирование, 68 часов, 2 часа в неделю, базовый уровень...