Урок: Архимедова сила.
план-конспект урока по физике (7 класс) на тему

Маменишкина Нина Васильевна

Урок:  Архимедова сила.   

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konk.arh_.sila-1.doc92 КБ

Предварительный просмотр:

Урок:  Архимедова сила.   7 класс

Маменишкина Нина Васильевна, учитель физики

МБОУ Кутуликская СОШ

п.Кутулик, Иркутская область

Без сомнения, все наше знание начинается с опыта.


Кант Иммануил

 (Немецкий философ, 1724 - 1804 гг.)  

Цели: 1. Обнаружить наличие силы, выталкивающей тело из жидкости; установить, от каких факторов она зависит; установить формулу расчета архимедовой силы.

           2. Повышать интерес к изучению физики, развивать умение видеть изучаемые явления в природе, навыки проведения экспериментов, логическое мышление.                                            3. Воспитывать чувство коллективизма, взаимопомощь в группе, упорство и настойчивость при поиске ответа, развивать речь.

Формируемые компетенции:

Предметные:     выяснить условия плавания тел,   докладывать о          результатах  своего  исследования, применять полученные знания для решения практических  задач из повседневной жизни.

Метапредметные: овладение навыками самостоятельной работы, формирование умений воспринимать, перерабатывать и предъявлять информацию в словесной, образной, символической формах, анализировать и перерабатывать полученную информацию в соответствии с поставленными задачами.

Личностные:  создание педагогических условий для формирования у обучающихся положительной мотивации к учению, умения преодолевать посильные трудности, чувства коллективизма, взаимовыручки и уважения друг к другу, умения вести диалог, аккуратности; соблюдать технику безопасности.

    Тип урока:  Изучение нового материала

На уроке осуществляется: познавательная, информационно-коммуникативная, рефлексивная деятельность учащихся. 

Форма проведения: работа в группах, урок проведения экспериментов при изучении новой темы.

Оборудование: 1. Компьютер, проектор, презентация,

                           2. Для каждого обучающегося таблица для записи выводов

    3. На каждом столе: инструкция по выполнению опытов,    таблица для записи результатов наблюдения

   4. Сосуды с пресной и соленой водой, пластилин

   5. Наборы тел равного объема и разной плотности; тел разного объема, динамометр, пластилин,  алюминиевый и медный цилиндры

                    Ход занятия

      1. Организационный момент.

Представление формы проведения урока, напоминание правил ТБ при работе с приборами.

         2.Актуализация знаний.

Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

Измерьте вес цилиндра в воздухе Р1 теперь опустите это тело в воду и снова измерьте его вес. Что вы установили? (Вес тела в воде меньше, чем в воздухе.)

Почему вес тела в жидкости меньше? (Существует сила, выталкивающая тело из жидкости, т.е. направленная вверх.)

Верно. Сила, выталкивающая тело из жидкости, называется архимедовой в честь великого древнегреческого ученого Архимеда, который впервые указал на ее существование и рассчитал ее значение. Тема нашего сегодняшнего урока: Изучение архимедовой силы.

      3.  Изучение нового материала.

Цель урока: определить, от чего зависит и от чего не зависит архимедова сила, установить формулу расчета, научиться решать задачи.

Применение знаний и умений в новой ситуации

Повторим еще раз измерения: вес тела в воздухе 5Н, вес того же тела в воде – 3Н. Чему равна архимедова сила? (Чтобы найти архимедову силу, нужно из веса в воздухе, вычесть вес тела в воде.)

Запишем эту формулу. Как обозначить архимедову силу?

Fa = P1 – P2. Изобразим эту силу на рисунке: на тело действует сила тяжести, приложенная к центру тела и направленная вертикально вниз, и архимедова сила, направленная вертикально вверх.

От чего зависит или не зависит архимедова сила? Чтобы ответить на этот вопрос, проведем эксперименты.

1 группа. Оборудование: сосуд с водой, динамометр, алюминиевый и медный цилиндры равного объема, нить.

Задание:

  1. Определите архимедовы силы, действующие на каждое тело.
  2. Сравните плотности тел и архимедовы силы, действующие на тела.
  3. Сделайте вывод о зависимости или независимости архимедовой силы от плотности тел.

2 группа. Оборудование: сосуд с водой, тела разного объема из пластилина, динамометр, нить.

Задание:

  1. Определите архимедову силу, действующую на каждое тело.
  2. Сравните эти силы.
  3. Сделайте вывод о зависимости или независимости архимедовой силы от объема тела.

3 группа. Оборудование: сосуд с пресной водой и соленой водой, цилиндр, нить, динамометр.

Задание:

  1. Определите архимедовы силы, действующие на тело в простой воде и соленой воде.
  2. Сравните эти силы.
  3. Сделайте вывод о зависимости или независимости архимедовой силы от плотности жидкости.

4 группа. Оборудование: мензурка с водой, цилиндр, нить, динамометр.

Задание:

  1. Определите архимедовы силы, действующие на тело на глубине h1 и на глубине h2.
  2. Сравните эти силы.
  3. Сделайте вывод о зависимости или независимости архимедовой силы от глубины погружения тела.

5 группа. Оборудование: сосуд с водой, пластилин, нить, динамометр.

Задание:

  1. Кусочку пластилина придайте форму куба, шара, цилиндра.
  2. Поочередно определите архимедовы силы, действующие на пластилин определенной формы.
  3. Сравните эти силы.
  4. Сделайте вывод о зависимости или независимости архимедовой силы формы тела.

Каждая группа поочередно отчитывается о своей работе и сообщает свои выводы.

Запишем выводы в тетради и на доске:

Архимедова сила

Не зависит от

Зависит от

  1. Формы тела.
  2. Плотности тела.
  3. Глубины погружения
  1. Объема тела V.
  2. Плотности жидкости .

4. Теперь мы с вами должны установить формулу расчета архимедовой силы. Для этого все вместе проведем эксперимент.

Оборудование: ведерко Архимеда, цилиндр, динамометр, нить, стакан для отлива воды.

Эксперимент: Нальем в ведерко Архимеда воды до краника. Опустим цилиндр на динамометре в воду. Что произойдет с водой? Как изменились показания динамометра? (Часть воды выльется. Показания динамометра уменьшились, так как вес тела стал меньше.)

Чему равен объем вытесненной воды? (Объем вытесненной воды равен объему тела, опущенного в воду.)

Рассчитаем Архимедову силу, действующую на тело:
F
a = P1 – P2 = 5Н – 3Н = 2Н.

А теперь определим вес вытесненной воды:
P
вытесненной жидкости = mg = Vg = 2Н.

Объем вытесненной жидкости определим при помощи измерительного цилиндра.

Сравните архимедову силу и вес вытесненной жидкости. Запишите формулу расчета архимедовой силы:
F
a = g жVтела, Fa = Pвытесненной жидкости.

  1.  Этап первичное закрепление знаний .

Тестирование (раздаточный материал с тестом).

1) Вес стальной детали в воздухе равен 3Н, а в воде 2,7Н. Определите архимедову силу, действующую на стальную деталь.

5,7Н

 

0,3Н

 

 

2,7Н

2) Железный и деревянный шары равных объемов бросили в воду. Сравните архимедовы силы, действующие на шары?

- На железный шар действует большая архимедова сила, так как его плотность больше.

- На деревянный шар действует большая архимедова сила, так как его плотность меньше.

- На железный и деревянный шары действуют одинаковые Fа, т.к. объемы равны.

3) Железное и деревянное тело равных масс бросили в воду. Равны ли выталкивающие силы, действующие на каждое тело?

- На деревянное тело действует большая выталкивающая сила, т.к. его объем больше.

- На железное тело действует большая выталкивающая сила, т.к. его объем больше.

- На тела действуют равные выталкивающие силы, т.к. равны массы тел.

4) К динамометру подвешено металлическое тело. В каком случае показания динамометра будут больше: если тело опустить в керосин или в воду?

- Больше в воде, т.к. ее плотность больше.

- Больше в керосине, т.к. его плотность меньше.

- Одинаково, т.к. объем тела не меняется.

5) Архимедова сила определяется формулой:

Fa = g жVтела

 

Fa = g телаVтела

 

Fa = gh

 

Fa = mg

Сделайте вывод: что такое архимедова сила и от чего она зависит? (Архимедова сила – сила, выталкивающая тело из жидкости, зависит от плотности жидкости и объема погруженного тела.)

Изменится ли архимедова сила, действующая на тело, если тело не полностью погружено в жидкость, а лишь наполовину? (Архимедова сила будет меньше, так как объем тела в жидкости будет меньше.)

  1. Этап закрепление изученного материала

1). Решение качественных задач:

- Изменится ли равновесие весов? Пояснить.

- Какая из пружин сократится больше и почему?

- Почему собака - водолаз легко вытаскивает тонущего человека из воды, но дотащив до берега, не может сдвинуть его с места?

- Благодаря чему многие водоросли располагаются в воде вертикально, несмотря на то что они имеют мягкие стебли?

2).  Решение задачи у доски.

 С какой силой выталкивается кусок дерева массой 800 г при его полном погружении в воду?

Дано:

СИ

Решение:

m = 800 г

0,8 кг

На тело действует архимедова сила: Fa =g жVтела.

 д = 400 кг/м3

 

Найдем объем тела из формулы плотности: V = m/ .

 в = 1000 кг/м3

 

Проводим вычисления.

Найти: Fa.

6. Итог урока: анализ таблицы – архимедова сила, анализ задачи.

7. Домашнее задание: параграфы 48, 49.  Примеры проявления силы Архимеда в жизни.

Список литературы.

1. Малафеев Р, И. Творческие задания по физике в 6-7 классах. Пособие для учителей. М., “Просвещение”.1971. 88с.

2. А.В.Перышкин., Физика 7 класс, Учебник для общеобразовательных учреждений «Дрофа» Москва 2012г.

3. Родина Н. А. и др. Самостоятельная работа учащихся по физике в 7-8 классах средней школы. Дидактический материал. М., Просвещение., 1991г., 128с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку "Архимедова сила"

Презентация к уроку по теме "Архимедова сила"...

Разработка урока "Архимедова сила".

Это первый урок по данной теме. Новые знания учащиеся получают, выполняя экспериментальную работу. Для этого класс разбивается на группу, каждая из которых выполняет свое задание. Выполняя данные зада...

Презентация урока "Архимедова сила"

Небольшая презентация по теме: "Сила Архимеда"....

Конспект урока "Архимедова сила"

Урок открытия « нового» и первичного закрепления  знаний. Урок-исследование....

Презентация к уроку "Архимедова сила"

Презентация содержит обзор пройденного материала по теме: "Давление в жидкости и гзе", определение выталкивающей силы, Исторические сведения о жизни и деятельности учёного Архимеда, задачи и тесты на ...

Педагогический проект урока "Архимедова сила" 8 класс

Цель урока: Обнаружить наличие силы, выталкивающей тело из жидкости или газа, и выяснить от каких факторов она зависит.Задачи урока:Обучающие1.учающиеся должны знать,a. на тело погруженное в жидкость ...