Давление твердых тел
план-конспект урока по физике (7 класс) по теме

Ходунова Наталья Александровна

ЦЕЛЬ: Создать условия для повторения и закрепления основного программного материала, для познавательной активности и творчества учащихся, их наблюдательности, закрепление навыка решения экспериментальных, расчетных и качественных задач, способствовать развитию устной речи учащихся, умению грамотно объяснять физические явления, сформировать навыки коллективной работы в сочетании с самостоятельной деятельностью.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл davlenie_tverdyh_tel.docx60.13 КБ

Предварительный просмотр:

ТЕМА:  ДАВЛЕНИЕ ТВЕРДЫХ ТЕЛ, ЖИДКОСТЕЙ И ГАЗОВ.

ВЫТАЛКИВАЮЩАЯ СИЛА.

ЦЕЛЬ: Создать условия для повторения и закрепления основного программного материала, для познавательной активности и творчества учащихся, их наблюдательности, закрепление навыка решения экспериментальных, расчетных и качественных задач, способствовать развитию устной речи учащихся, умению грамотно объяснять физические явления, сформировать навыки коллективной работы в сочетании с самостоятельной деятельностью.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:

Предметные: применять формулы для расчета давления, выталкивающей силы, давать ответы на качественные вопросы, выполнять работы по развитию внимания и умения логически и творчески мыслить, применять полученные знания по физике к жизненным ситуациям.

Метапредметные УУД

Регулятивные: умение планировать и проводить эксперимент, оценивать работу группы, высказывать мнение на основе наблюдений, проводить контроли и коррекцию своей работы, определять степень успешности работы.

Познавательные: владеть приемами отбора и систематизации материала, самостоятельно производить переработку информацию, уметь применять полученные знания, умения и навыки при решении расчетных, качественных и экспериментальных задач.

Коммуникативные: умение представлять работу группы, аргументировать свою точку зрения, приходить к общему решению в совместной деятельности.

Методы проведения: работа в группах, работа в парах, само- и взаимооценка.

Логин уроки

  1. Целеполагание: цель урока формируется при обсуждении с учениками.

  1. Фронтальный опрос «Открытый микрофон» - по 4 вопроса группе.

  1. Повторение основных формул:

                                                                     

  

 

  1. Физический диктант «да-нет», взаимопроверка в парах.

(1)

Давление газа объясняется ударами молекул о стенки сосуда

да

(2)

При подъеме на гору атмосферное давление увеличивается          

нет

(3)

Давление жидкости на дно сосуда зависит от  плотности жидкости

да

рис.

(4)

Давление жидкости на дно этих сосудов разное

нет

(5)

Закон Паскале не действует в невесомости

нет

(6)

Сила Архимеда  зависит от плотности тела

нет

(7)

Сила Архимеда зависит от объема тела

да

(8)

Давление, оказываемое на жидкость или газ, передается по всем направлениям одинаково

да

(9)

Чтобы уменьшить давление твердого тела, надо увеличить площадь опоры

да

(10)

Давление измеряется в Ньютонах

нет

  1. Работа с раздаточным материалом:

а) «найди ошибку»;

б) «логические пары».

  1. Презентации учащихся в группах (компьютерные)
  1. «Давление твердых тел»
  2. «Давление в жидкостях»
  3. «Атмосферное давление»
  4. «Гидравлический пресс», «Сообщающиеся сосуды»
  5. «Барометры, манометр», «Барометры в природе».

  1.  Подготовленные опыты учеников:
  1. «Втягивание яйца в бутылку»
  2. «Как носить воду в решете»
  3. «Как достать монету на тарелке с водой, не замочив руку»
  4. «Давление жидкости на разной высоте сосуда с водой»
  5. «Действие шприца, присосок, автопоилки»

  1. Решение экспериментальных задач в группах.

  1. Выяснить, как зависит сила Архимеда:

- от плотности тела;

- от плотности жидкости.

Оборудование: динамометр, два цилиндра из алюминия и железа, таблица плотностей, вода, соленая вода в сосудах.

  1. Найти минимальное и максимальное давление бруска на стол

Оборудование: деревянный брусок, линейка.

  1. Найти силу атмосферного давления на ученический стол

р=760 мм рт. столба и книгу.

Оборудование: измерительная лента.

  1. Сравнить давление, оказываемое на стол алюминиевым и стальным бруском одинаковых размеров.

Оборудование: бруски, линейка, таблица плотностей.

  1. Определить объем цилиндра.

Оборудование: динамометр, цилиндр, стакан с водой.

  1. Придумать задачу по теме своей группы, решить, поменяться задачами с соседней группой. Взаимопроверка.

  1. Физическое лото.

Учащимся  раздают карты с рисунками, изображающими физические явления, законы, портреты ученых, рисунки опытов,  физических приборов, схем.

Задание: объяснить рисунок формулировкой закона, назвать явление или прибор.

  1.  Отгадай загадку:
  1. В свойство «легкость тел» не веря

Кто вес воздуха измерил?

  1. Сумел кто сразу догадаться, что

Что если на гору подняться

Давление будет ……?

  1. У древних были камень и дубина,

Ну а у нас на жидкости машина.

  1. На первый взгляд  тут все в норме

Но нам доказано давно:

Что независимо от формы

Давленье жидкости на дно

  1. Царю помог он Гиерону

В воду кинувши корону

  1. Атмосферное давленье открыл

Ни чародей, ни фея

А кто же он был? Ученик Галилео Галилея!

  1. Поднимаемся мы в гору.

Стал трудно нам дышать.

А какие есть приборы,

Чтоб давленье измерять?

 

  1. Скажите, мог ли кто-нибудь

Поверить, что на глазах у множества людей

Докажут, что два медных полушария

Сильнее двух десятков лошадей?

  1. Летит-пищит, сядет – молчит,

Кто его убьет, свою кровь прольет.

  1. Посмотреть на этот опыт

Все бегут как на пожар,

Не качай – лежит пластинкой,

Откачаешь воздух – шар.

  1.  Проверка кроссвордов.

  1. Составление обобщающей таблицы.

Объекты сравнения

Формула для вычисления

Передача давления

Прибор для измерения

Твердое тело

p=F/S

В направлении действия силы

-

Жидкость

p= ρgh

По всем направлениям

(Закон Паскаля)

Водяной манометр

Газ

-

По всем направлениям

(Закон Паскаля)

Барометр

  1. ИТОГ УРОКА. Рефлексия. Оценить свою работу и работу в группах.

I ФРОНТАЛЬНЫЙ ОПРОС «ОТКРЫТЫЙ МИКРОФОН».

  1. Дайте определения давления.
  2. В чем измеряется давление? Дайте определение ед.давления.
  3. Как зависит давление твердых тел от F? От S?
  4. От чего зависит давление в газах?
  5. Как изменяется давление в газах при    t?      S?
  6. Почему сжиженные газы хранят в металлических баллонах?
  7. Сформулируйте закон Паскаля.
  8. Что является причиной возникновения давления в жидкости на дно сосуда?
  9. Как зависит давление жидкости от высоты столба?
  10.  Как зависит давление жидкости от плотности жидкости?
  11. Чему равно давление  в жидкости на одном уровне?
  12.  Что такое «гидростатический парадокс»?
  13.  Почему возникает атмосферное давление?
  14.  Почему молекулы газов, входящих в состав воздушной оболочки Земли, не улетают в космическое пространство?
  15.  Что такое нормальное атмосферное давление?
  16.  Кто впервые измерил атмосферное давление?
  17.  На какую высоту поднимается вода в водяном барометре?
  18.  Какие недостатки и преимущества имеет ртутный барометр при сравнении с водяным?
  19.  Как атмосферное давление зависит от высоты местности?
  20.  Какими приборами измеряют давление больше или меньше атмосферного?
  21.  Что такое сообщающиеся сосуды?
  22.  Какой уровень однородных жидкостей в сообщающихся сосудах?
  23.  Какой уровень разнородных жидкостей в сообщающихся сосудах?
  24.  На основе какого закона устроена гидравлическая машина?
  25.  Как определить выигрыш в силе гидравлической машины?

                                            Дополнение

Найди ошибку:

  1. ρ12 = h2/h1
  2. F1/F2 = S2/S1
  3. p = ρ gh

вода                 ртуть

  1.                
  2. p = F/S

Керосин                                Вода

  1.                  
  2. F = p/S

  p123

"Логичные пары"

  1. Давление                         а) H/M2
  2. атмосферное давление    б) ρ gh
  3. давление в жидкости       в) мм.рт.ст.

                                         г) p*S

                                         д) H

                                         е) F/S


  1. Паскаль
  2. сила давления
  3. Ответ: 1-а; 2-в; 3-б; 4-а; 5-г

"Логичные пары"

1. Давление твердого тела зависит от...

2. Давление жидкости зависит от...

3. Атмосферное давление зависит от...

а) погоды и высоты местонахождения;

б) плотности жидкости и объема сосуда;

в) площади опоры и силы давления;

г) высоты столба жидкости и ее плотности;

Ответ: 1-в; 2-г; 3-а

Качественные  задачи

  1. Почему охотничьи лыжи делают более широкими, чем спортивные?
  2. Если из мелкокалиберной винтовки выстрелить в варёное яйцо, в нём образуется отверстие, а если в сырое – оно разлетится. Почему?
  3. Почему мыльный пузырь имеет форму шара?
  4. Как, имея в распоряжении барометр, узнать высоту школьного здания?
  5. Что имеет больший вес в воздухе: тонна сена или тонна железа?
  6. Почему корабль, сделанный из металла, в воде не тонет, а плавает?
  7. Будет ли действовать  в состоянии невесомости?
  8. Хозяйка поставила на стол бутерброды с сыром и колбасой. Шерлок Холмс посмотрел на них и подумал: «А нож хозяйка редко точит». Почему у него возникла такая мысль?

«Да-нет»

  1. Чтобы уменьшить давление, надо увеличить площадь опоры. + да
  2. Давление газа на стенки сосуда возникает в результате силы тяжести молекул. – нет
  3. При увеличении температуры газа его давление увеличивается. + да
  4. С увеличением высоты над уровнем моря атмосферное давление не изменяется. – нет
  5. Единицей измерения давления является ньютон. – нет
  6. Атмосферное давление измеряют барометром. + да
  7. Тело плавает внутри жидкости, если его плотность равна плотности жидкости. + да
  8. Действующая на тело выталкивающая сила направлена вниз. – нет
  9. Лёд плавает на поверхности воды, т. к. плотность льда меньше плотности воды. + да
  10. Согласно закону Паскаля, давление, производимое на жидкость или газ, передаётся по всем направлениям одинаково. + да


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тест по теме «Давление твердых тел» 7 класс

Тест  по теме «Давление твердых тел» 7 класс...

Повторительно - обобщающий урок в 7 класе по теме: "Давление твердых тел жидкостей и газов"

Урок контроля и коррекции знаний, умений и навыков  в 7 классе по теме:«Давление твердых тел, жидкостей и газов»Этот урок направлен на повторение, закрепление, углубление и систематизацию з...

Урок – смотр знаний в 7 классе по физике. «Давление твердых тел, жидкостей и газов».

Цель урока:  закрепить, обобщить знания и умения учащихся по теме «Давление», проверить умение пользоваться приборами и навыки использования своих знаний. Воспитывать гордость за свои усп...

"Давление твердых тел. Способы изменения давления"

“Физика – 7 класс” – это начало изучения предмета в школьном курсе, поэтому необходимо сформировать у детей стойкий интерес к предмету. "Учение, лишенное всякого интереса и взятое только сил...

Давление твердых тел, способы увеличения и уменьшения давления

Презентация по теме Давление твердых тел. Спососбы увеличения и уменьшения давления....

технологическая карта урока в 7 классе по теме "Давление. Давление твердых тел"

Технологическая карта урока в 7 классе по теме "Давление. Давление твердых тел"...

Давление. Давление твердых тел.

Урок-исследование. Разработан по ФГОС. Подойдет на открытый урок...