Использование произведений изобразительного искусства в преподавании физики
статья по физике на тему

В статье рассматриваются возможности использования произведений изобразительного искусства как на уроках физики, так и в рамках межпредметных элективных  курсов в профильной школе.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Использование произведений изобразительного искусства в преподавании физики

        

Достижение выпускниками школы общекультурной компетентности, т.е. уровня образованности, достаточного для самообразования, самостоятельного решения возникающих при этом познавательных проблем, ориентации в культурном пространстве, является требованием времени. В связи с этим программы достижения общекультурной компетентности должны быть ориентированы на развитие интереса к различным областям знания, на овладение методами самообразовательной деятельности, на усвоение ведущих идей в изучаемых предметных областях (3). Это касается не только гуманитарных предметов, но и предметов естественнонаучного цикла.

Еще пять-десять лет назад мы утверждали, что достижение широкой образованности ученика, получающего среднее образование,  возможно при обязательном осуществлении межпредметных связей в процессе преподавания школьных предметов, в частности физики и предметов гуманитарного цикла (МХК, литературы, истории и культуры СПб и др.). Особенности содержания физики как учебного предмета обуславливает достаточно широкое применение на уроках, например, произведений изобразительного искусства, но анализ опыта работы учителей показывает, что чаще всего это сводится к использованию их в качестве наглядных пособий. Образовательная и воспитательная ценность системы наглядных пособий как необходимость широкого применения в естественном образовании школьника признавалась многими учеными (Платон, Аристотель, Цицерон, Я.А. Коменский, И.Г. Песталоцци, К.Д. Ушинский и др.).  Однако использование произведений изобразительного искусства на уроках физики не может сводиться к наглядности, оно диктуется необходимостью создания у учащихся ярких представлений, образов, понятий изучаемого материала и должно решать более важные дидактические задачи. Проанализируем некоторые подходы к данному вопросу, встречающиеся в методической литературе.

Обращаясь к возможностям использования живописи на уроках физики, Лыков В.Я. (1) отмечет, что учителю необходимо помнить, во-первых, живопись на уроках физики не цель, а лишь помощник в развитии эстетического вкуса учеников, во-вторых, любой пример должен быть подчинен внутренней логике урока, носить естественный для данного момента характер соподчиненной связи физики и искусства.

Пузырева Г.И. (4) выделяет три основных аспекта использования произведений искусства на уроках физики:

  • раскрытие отдельных эпизодов истории становления науки и техники;
  • воссоздание образов великих ученых;
  • демонстрация связи науки и искусства, раскрытие возможностей применения научных достижений для развития изобразительного искусства.

По мнению Л.Р. Маркиной (2), уроки физики, связанные с использованием произведений изобразительного искусства, эффективны лишь при соблюдении следующих условий:

  • углубление научно-познавательного содержания урока;
  • соблюдение дидактически осознанной, продуманной, целесообразной подборки материала;
  • использование системы наглядных пособий на всех этапах учебного процесса;
  • использование специальной методики и техники применения и выполнения поставленных задач перед учителем на данный урок;
  • систематический учет познавательных интересов обучаемых, их жизненного опыта, объема знаний;
  • повышение учебно-методического мастерства преподавателя.

Соглашаясь со всеми выделенными выше условиями, хочется обратить внимание на еще одно – необходимость учета ценностных ориентаций учащихся, что в современной школе не может не учитываться. С переходом к профильному обучению учет ценностных ориентаций учащихся может быть осуществлен через предлагаемые межпредметные курсы по выбору (или элективные курсы).

Межпредметные курсы по выбору предполагают выход за рамки традиционных школьных предметов и должны создавать базу для ориентации в мире профессий, знакомить на практике со спецификой типичных видов деятельности, создавать и поддерживать мотивацию к выбранному профилю (5).

Здесь перед учителем физики раскрываются широкие возможности для реализации межпредметных связей, в том числе и связей физики и изобразительного искусства. С этой целью учащимся, ориентированным на художественно-эстетический профиль, может быть предложен курс по выбору «Физика и изобразительное искусство». Поскольку содержание курса должно способствовать самоопределению учащихся, то оно определяется учителем в зависимости от их «запросов».  На наш взгляд, такой курс может содержать следующие вопросы:  свет и его роль в жизни человека; источники света; законы распространения, преломления и отражения света; поглощение света; разнообразие цветов и оттенков; основы фотометрии, правила смешения  цветов; психологические особенности восприятия цвета человеком.

Не следует забывать, что материал курса физики дает возможность показать учащимся, какое огромное значение имеют успехи науки для дальнейшего развития и совершенствования  изобразительного искусства. С этой целью в старшей школе учащимся может быть предложен элективный курс «Физика на службе у музейных работников». В содержание этого курса может входить изучение методов, дающих возможность судить о состоянии верхних слоев краски, прояснить надписи, которые просто так невозможно прочесть, и методов, лежащих в основе реставрационной техники картин: рентгенографии, спектрального анализа, микроскопического анализа красочного слоя в ультрафиолетовых и инфракрасных лучах. В результате изучения такого элективного курса учащиеся узнают, что благодаря синтезу науки и искусства появилось новое направление в живописи – глюоризм, т.е. лечебная живопись. Физика просто необходима экспертам, она помогает разгадывать многие тайны картин, позволяет отличить искусные подделки от настоящих шедевров. Такой курс будет интересен учащимся разных профилей.

Распределение времени в рамках элективного курса или курса по выбору, как и его содержание, не стандартизируется, но следует помнить, что в основе обучения должен лежать деятельностный подход. Поэтому в преподавании данных курсов должны преобладать такие формы работы, которые позволят учащимся активно участвовать в познавательном процессе. Например, это могут быть: поиск и анализ информации по выбранной теме, посещение музеев СПб, встречи с музейными работниками, семинары, конференции, подготовка отчетов, публичная защита темы, сопровождаемая компьютерной презентацией и т.д.  Именно через вовлечение учащихся в активную самостоятельную деятельность могут быть достигнуты цели среднего образования вообще и физического образования в частности.

Литература:

  1. Лыков В.А. Эстетическое воспитание при обучении физике. М.: Просвещение, 1986.
  2. Маркина Л.Р. Дидактические основы межпредметных связей на уроках физики в условиях гуманитаризации образования: Автореферат дисс…. канд. пед. наук. – М., 1997.
  3. Петербургская школа. Теория и практика формирования многовариантной образовательной системы./ Под ред. О.Е. Лебедева. – СПб., 1994.
  4. Пузырева Г.И. Произведения изобразительного искусства на уроках физики.// Физика в школе. – 1984. - №6.
  5. Фрадкин В.Е., Лебедева И.Ю. Физика в профильной школе. Пособие для учителя. – СПБ., Просвещение, 2005

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

проект Образы Отечественной войны 1812года в произведениях изобразительного искусства

Проект выполнен для использования его материала на уроке МХК. Сделан ввиде текста . На его основе можно сделать презентацию....

Обучение дошкольников пониманию содержания произведений изобразительного искусства средствами художественной выразительности

Изобразительное искусство – понятие, подразумевающее целую группу искусств, в которых художественный образ основан на непосредственном изображении видимого мира - это живопись, графика, ск...

разработка урока "Великая Отечественная война в произведениях изобразительного искусства"

Тема отечественной войны 1941 – 1945 годов находит отражение во всех сферах изобразительного искусства. События ее раскрывались в полотнах, графических сериях и плакатах, в фильмах и те...

Фрагмент занятия с использованием произведения изобразительного искусства.

Предлагается пример использования на уроке произведения изобразительного искусства с алгоритмом вопросов, которые позволяют наиболее полно исследовать репродукцию (картину), получить необходимые сведе...

Фрагмент занятия с использованием произведения изобразительного искусства.

Предлагается пример использования на уроке произведения изобразительного искусства с алгоритмом вопросов, которые позволяют наиболее полно исследовать репродукцию (картину), получить необходимые сведе...