Урок физики : «Строение газообразных, твердых и жидких тел. Решение задач на основные положения МКТ.»
план-конспект урока по физике (10 класс) на тему

Доненко Леонид Николаевич

План-конспект урока физики «Строение газообразных, твердых и жидких тел. Решение задач на основные положения МКТ.»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_v_10_klasse.docx62.2 КБ

Предварительный просмотр:

Урок в 10 классе

Тема: «Строение газообразных, твердых и жидких тел. Решение задач на основные положения МКТ.»

Цель:

Познавательная: дать основные понятия строения твердых тел, жидкостей и газов

Обучающая: объяснить связь между энергией связи и строением тела

Воспитательная: воспитание научного мировоззрения.

Ход урока

  1. Оргмомент
  2. Проверка д.з.
  3. Постановка целей и задач урока.
  4. Объяснение нового материала.

Подумайте, можно ли объяснить свойства вещества во всех его агрегатных состояниях строением вещества, движением и взаимодействием его частиц.

Силы взаимодействия молекул. Молекулы взаимодействуют друг с другом. Без этого взаимодействия не было бы ни твёрдых, ни жидких тел.

Доказать существование значительных сил взаимодействия между атомами или молекулами несложно. Попробуйте-ка сломать толстую палку! А ведь она состоит из молекул. Но одни силы притяжения не могут обеспечить существования устойчивых образований из атомов и молекул. На очень малых расстояниях между молекулами обязательно действуют силы отталкивания. Благодаря этому молекулы не проникают друг в друга и куски вещества никогда не сжимаются до размеров порядка размеров одной молекулы.

Запомни 
Молекула — это сложная система, состоящая из отдельных заряженных частиц: электронов и атомных ядер.

Важно 
В целом молекулы электрически нейтральны, тем не менее между ними на малых расстояниях действуют значительные электрические силы: происходит взаимодействие электронов и атомных ядер соседних молекул.

Если молекулы находятся на расстояниях, превышающих их размеры в несколько раз, то силы взаимодействия практически не сказываются.

На расстояниях, превышающих 2—3 диаметра молекул, действуют силы притяжения. По мере уменьшения расстояния между молекулами сила их взаимного притяжения сначала увеличивается, но одновременно увеличивается и сила отталкивания. При определённом расстоянии r0сила притяжения становится равной силе отталкивания. Это расстояние считается равным диаметру молекулы.графики зависимости потенциальной энергии взаимодействия молекул

При дальнейшем уменьшении расстояния электронные оболочки атомов начинают перекрываться и быстро увеличивается сила отталкивания. На рисунке 8.5 показаны графики зависимости потенциальной энергии взаимодействия молекул (рис. 8.5, а) и сил притяжения (1) и отталкивания (2) (рис. 8.5, б) от расстояния между молекулами. При r = r0 потенциальная энергия минимальна, сила притяжения равна силе отталкивания. При r > r0 сила притяжения больше силы отталкивания; при r < r0 сила притяжения меньше силы отталкивания.

Молекулярно-кинетическая теория даёт возможность понять, почему вещество может находиться в газообразном, жидком и твёрдом состояниях.

Итак, между молекулами действуют силы притяжения и они участвуют в тепловом движении. Агрегатное состояние вещества определяется тем, какое из этих двух свойств молекул является главным.

http://xn--24-6kct3an.xn--p1ai/%D0%A4%D0%B8%D0%B7%D0%B8%D0%BA%D0%B0_10_%D0%BA%D0%BB_%D0%9C%D1%8F%D0%BA%D0%B8%D1%88%D0%B5%D0%B2/1.1.jpg Создайте механическую модель взаимодействия молекул. Возьмите два шарика и прикрепите их к концам пружины. Изменяйте расстояние между шариками и понаблюдайте за изменением силы взаимодействия. Сделайте выводы.

Газы. В газах расстояние между атомами или молекулами в среднем во много раз больше размеров самих молекул. Например, при атмосферном давлении объём сосуда в десятки тысяч раз превышает объём находящихся в нём молекул.

Газы легко сжимаются, при этом уменьшается среднее расстояние между молекулами, но форма молекулы не изменяется.

Важно 
Газы могут неограниченно расширяться. Они не сохраняют ни формы, ни объёма. Многочисленные удары молекул о стенки сосуда создают давление газа.

Молекулы газа с огромными скоростями — сотни метров в секунду — движутся в пространстве. Сталкиваясь, они отскакивают друг от друга в разные стороны подобно бильярдным шарам. Слабые силы притяжения молекул газа не способны удержать их друг возле друга.

В газах средняя кинетическая энергия теплового движения молекул больше средней потенциальной энергии их взаимодействия, поэтому часто потенциальной энергией взаимодействия молекул мы можем пренебречь.

Жидкости. Молекулы жидкости расположены почти вплотную друг к другу поэтому молекула жидкости ведёт себя иначе, чем молекула газа.

В жидкостях существует так называемый ближний порядок, т. е. упорядоченное расположение молекул сохраняется на расстояниях, равных нескольким молекулярным диаметрам.

Молекула колеблется около своего положения равновесия, сталкиваясь с соседними молекулами. Лишь время от времени она совершает очередной «прыжок», попадая в новое положение равновесия.

В положении равновесия сила отталкивания равна силе притяжения, т. е. суммарная сила взаимодействия молекулы равна нулю.Я. И. Френкель

Характер молекулярного движения в жидкостях, впервые установленный советским физиком Я. И. Френкелем, позволяет понять основные свойства жидкостей. По образному выражению учёного: «...молекулы жидкости ведут кочевой образ жизни...» При этом время оседлой жизни молекулы воды, т. е. время её колебаний около одного определённого положения равновесия при комнатной температуре, равно в среднем 10-11 с. Время же одного колебания значительно меньше (10-12 — 10-13 с). С повышением температуры время оседлой жизни молекул уменьшается.

Молекулы жидкости находятся непосредственно друг возле друга. При уменьшении объёма силы отталкивания становятся очень велики. Этим и объясняется малая сжимаемость жидкостей.

Важно 
Жидкости: 1) малосжимаемы; 2) текучи, т. е. не сохраняют своей формы.

Объяснить текучесть жидкостей можно так. Внешняя сила заметно не меняет числа перескоков молекул в секунду. Но перескоки молекул из одного оседлого положения в другое происходят преимущественно в направлении действия внешней силы. Вот почему жидкость течёт и принимает форму сосуда.

В жидкостях средняя кинетическая энергия теплового движения молекул сравнима со средней потенциальной энергией их взаимодействия. Наличие поверхностного натяжения доказывает, что силы взаимодействия молекул жидкостей существенны, и ими пренебрегать нельзя.

Твёрдые тела. Атомы или молекулы твёрдых тел, в отличие от атомов и молекул жидкостей, колеблются около определённых положений равновесия. По этой причине

Важно 
твёрдые тела сохраняют не только объём, но и форму

В твёрдых телах средняя потенциальная энергия взаимодействия молекул много больше средней кинетической энергии их теплового движения.

Запомни 
Если соединить центры положений равновесия атомов или ионов твёрдого тела, то получится правильная пространственная решётка, называемая 
кристаллической.

Жидкости образуют кластеры – есть ближний порядок, но нет дальнего.кристаллические решётки поваренной соли и алмаза

На рисунках 8.6 и 8.7 изображены кристаллические решётки поваренной соли и алмаза. Внутренний порядок в расположении атомов кристаллов приводит к правильным внешним геометрическим формам.

Вопросы

1. Почему два свинцовых бруска с гладкими чистыми срезами слипаются, если их прижать друг к другу, а кусочки мела не слипаются?

2. Газ способен к неограниченному расширению. Почему существует атмосфера у Земли?

3. Чем различаются траектории движения молекул газа, жидкости и твёрдого тела? Нарисуйте примерные траектории молекул веществ, находящихся в этих состояниях.

  1. Закрепление – решение задач

I.1. Сколько молекул в 2,0 моль воды? M = Mr·10–3 кг/моль, где М – молярная масса (кг/моль); Mr – относительная атомная масса, таб- личная величина (см. приложение, таблица Д.И. Менделеева).  Не забывайте при нахождении молярной массы про коэффициент 10–3.  В таблице Д.И. Менделеева относительную атомную массу пишут под обозначением химического элемента.

I.2. Определите молярную массу поваренной соли (NaCl). , m

I.3. Какое количество вещества содержится в алюминиевой отливке массой 5,4 кг?

I.4. Сколько молекул содержится в углекислом газе (CО2) массой 1,0 г?

I.5. Сколько атомов содержится в 20 см3 меди при комнатной температуре?

I.6. За 10 суток из стакана полностью испарилось 100 г воды. Сколько молекул в среднем вылетело с поверхности воды за 1 с?

I.7. Определите массу одной молекулы воды.

  1. Выводы по уроку
  2. Домашнее задание по учебнику


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по физике в 7классе на тему "Плотность вещества. Решение задач"

Цель: Развитие познавательного интереса обучающихся при решении задач по физике.  Задачи:  Образовательная: способствовать совершенствованию полученных знаний, их расширению и ра...

Интегрированный урок по физике и математике. Применение темы «Векторы» при решении задач практического содержания по физике.

Представлен интегрированный урок по физике и математике.Применение темы «Векторы» при решении задач практического содержания по физике.Систематическое использование интегрированных уроков способс...

Конспект модульного урока физики в 8 классе по теме "Реостаты. Решение задач на расчет сопротивления проводника"

Урок составлен на основе технологии модульного обучения, с применением компьютерного тестирования и программы "Начала электроники"...

Урок-презентация по физики в 7 классе. Тема : "Создание проекта решения задачи с использованием ИКТ технологий". 2019г

Основной целью разработанного урока-презентации является развитие интереса к исследовательской деятельности и развитие навыка составления алгоритма при решении практических задач. Раскрытие общекульту...

Развитие творческой познавательной активности обучающихся на уроках физики с использованием дифференцированного обучения на примере решения задач

Данный материал является обобщением опыта по обучению физике посредством дифференцированного подхода на примере решения задач....

Проект интегрированного урока физики (физика-математика) в 7 классе по теме: "Решение задач на расчет Архимедовой силы".

Проект интегрированного урока физики (физика-математика) в 7 классе по теме:"Решение задач на расчет Архимедовой силы"....

Методическая разработка урока математики в 6-м классе по теме «Решение задач с помощью уравнений» Урок математики в 6-м классе по теме «Решение задач с помощью уравнений»

Тип урока: введение новых знаний. Цели:Личностные: способность к эмоциональному восприятию математических объектов, умение ясно и точно излагать свои мысли.Метапредметные: умение понимать и испол...