Физика. Рабочая программа 7-9 классы
рабочая программа по физике (7, 8, 9 класс) на тему

Ковалев Евгений Александрович

Рабочая программа по физике для 7 -9 классов по учебнику А.В. Перышкина. Количество часов в 7 и 8 классах - по 68 (2 урока в неделю), в 9 классе 102 (3 урока в неделю). Базовый уровень обучения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_7-9.docx93.75 КБ

Предварительный просмотр:

Департамент образования города Москвы.

Автономная некоммерческая организация – средняя общеобразовательная школа «Димитриевская»

Рабочая программа

по учебному курсу  «Физика»

7-9 классы

Базовый уровень

Учитель:

Ковалев Евгений Александрович

высшая квалификационная категория

        

Москва 2016 г.

Пояснительная записка

Рабочая программа по физике  для 7-9 классов разработана в соответствии:

  • с требованиями к результатам обучения Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от «17» декабря 2010 г. № 1897, стр.16-17)
  • с рекомендациями  «Примерной программы основного общего образования по физике. 7-9 классы» (В. А. Орлов, О. Ф. Кабардин, В. А. Коровин, А. Ю. Пентин, Н. С. Пурышева, В. Е. Фрадкин, М., «Просвещение», 2013 г.);
  • с авторской  программой основного общего образования по физике для 7-9 классов (Н.В. Филонович, Е.М. Гутник, М., «Дрофа», 2012 г.)  
  • с возможностями линии УМК по физике для 7–9 классов учебников А. В. Перышкина «Физика» для 7, 8 классов и А. В. Перышкина, Е. М. Гутник «Физика» для 9 класса;
  • с особенностями основной образовательной программы и образовательными потребностями и запросами обучающихся (см. основную образовательную программу основного общего образования Школы).

Цели и задачи курса:

Цели, на достижение которых направлено изучение физики в школе, определены исходя из целей общего образования, сформулированных в   Федеральном государственном стандарте общего образования и  конкретизированы в основной образовательной программе основного общего образования Школы:

  • повышение качества образования в соответствии с требованиями социально-экономического и информационного развития общества и основными направлениями развития образования на современном этапе.
  • создание комплекса условий для становления и развития личности выпускника в её индивидуальности, самобытности, уникальности, неповторимости в соответствии с требованиями российского общества
  • обеспечение планируемых результатов по достижению выпускником целевых установок, знаний, умений, навыков, компетенций и компетентностей, определяемых личностными, семейными, общественными, государственными потребностями и возможностями обучающегося среднего школьного возраста, индивидуальными особенностями его развития и состояния здоровья;
  • усвоение учащимися смысла основных понятий и законов физики, взаимосвязи между ними;
  • формирование системы научных знаний о природе, ее фундаментальных законах для построения представления о физической картине мира;
  • формирование убежденности в познаваемости окружающего мира и достоверности научных методов его изучения;
  • развитие познавательных интересов и творческих способностей учащихся и приобретение опыта применения научных методов познания, наблюдения физических явлений, проведения опытов, простых экспериментальных исследований, прямых и косвенных измерений с использованием аналоговых и цифровых измерительных приборов; оценка погрешностей любых измерений;
  • систематизация знаний о многообразии объектов и явлений природы, о закономерностях процессов и о законах физики для осознания возможности разумного использования достижений науки в дальнейшем развитии цивилизации;
  • формирование готовности современного выпускника основной школы к активной учебной деятельности в информационно-образовательной среде общества, использованию методов познания  в практической деятельности, к расширению и углублению физических знаний и выбора физики как профильного предмета для продолжения образования;
  • организация экологического мышления и ценностного отношения к природе, осознание необходимости применения достижений физики и технологий для рационального природопользования;
  • понимание физических основ и принципов действия (работы) машин и механизмов, средств передвижения и связи, бытовых приборов, промышленных технологических процессов, влияния их на окружающую среду; осознание возможных причин техногенных  и экологических катастроф;
  • формирование представлений о нерациональном использовании природных ресурсов и энергии, загрязнении окружающей среды как следствие несовершенства машин и механизмов;
  • овладение основами безопасного использования естественных и искусственных электрических и магнитных полей, электромагнитных и звуковых волн, естественных и искусственных ионизирующих излучений во избежание их вредного воздействия на  окружающую среду и организм человека
  • развитие умения планировать в повседневной жизни свои действия с применением полученных знаний законов механики, электродинамики, термодинамики и тепловых явлений с целью сбережения здоровья.

Достижение целей рабочей программы по физике обеспечивается решением следующих  задач:

  • обеспечение эффективного сочетания урочных и внеурочных форм организации образовательного процесса, взаимодействия всех его участников;
  • организация интеллектуальных и творческих соревнований,   проектной и учебно-исследовательской деятельности;
  • сохранение и укрепление физического, психологического и социального здоровья обучающихся, обеспечение их безопасности;
  • формирование позитивной мотивации обучающихся к учебной деятельности;
  • обеспечение  условий, учитывающих индивидуально-личностные особенности обучающихся;
  • совершенствование  взаимодействия учебных дисциплин на основе интеграции;
  • внедрение в учебно-воспитательный процесс современных образовательных технологий, формирующих ключевые компетенции;
  • развитие дифференциации обучения;
  • знакомство обучающихся с методом научного познания и методами исследования объектов и явлений природы;
  • приобретение обучающимися знаний о механических, тепловых, электромагнитных и квантовых явлениях, физических величинах, характеризующих эти явления;
  • формирование у обучающихся умений наблюдать природные явления и выполнять опыты, лабораторные работы и экспериментальные исследования с использованием измерительных приборов, широко применяемых в практической жизни;
  • овладение обучающимися общенаучными понятиями: природное явление, эмпирически установленный факт, проблема, гипотеза, теоретический вывод, результат экспериментальной проверки;
  • понимание обучающимися отличий научных данных от непроверенной информации, ценности науки для удовлетворения бытовых, производственных и культурных потребностей человека.

Принципы  и подходы к формированию программы:

Стандарт второго поколения (ФГОС) в сравнении со стандартом первого поколения предполагает  деятельностный подход к обучению, где главная цель: развитие личности обучащегося. Система образования отказывается от традиционного представления результатов обучения в виде знаний, умений и навыков. Формулировки стандарта указывают реальные виды деятельности, которыми следует овладеть к концу обучения, т. е. обучающиеся должны уметь учиться, самостоятельно добывать знания, анализировать, отбирать нужную информацию, уметь контактировать в различных по возрастному составу группах. Оптимальное сочетание теории, необходимой для успешного решения  практических задач— главная идея УМК по физике системы учебников А. В. Перышкина «Физика» для 7, 8 классов и А. В. Перышкина, Е. М. Гутник «Физика» для 9 класса, которая включает в себя и цифровые образовательные ресурсы (ЦОР) для системы Windows.

Концептуальные положения:

Современные научные представления о целостной научной картине мира, основных понятиях физики и методах сопоставления  экспериментальных и теоретических знаний с практическими задачами отражены в содержательном материале учебников. Изложение теории и практики опирается:

  • на понимание возрастающей роли естественных наук и научных исследований в современном мире;
  • на овладение умениями формулировать гипотезы, конструировать,  проводить эксперименты, оценивать полученные результаты;
  • воспитание ответственного и бережного отношения к окружающей среде;
  • формирование умений безопасного и эффективного использования лабораторного оборудования, проведения точных измерений и адекватной оценки полученных результатов, представления научно обоснованных аргументов своих действий, основанных на межпредметном анализе учебных задач.

Состав участников образовательного процесса:

Программа имеет базовый уровень, рассчитана на учащихся 7-9 классов общеобразовательной школы.

Общая характеристика учебного предмета:

Школьный курс физики — системообразующий для естественно-научных предметов, поскольку физические законы, лежащие в основе мироздания, являются основой содержания курсов химии, биологии, географии и астрономии. Физика вооружает школьников научным методом познания, позволяющим получать объективные знания об окружающем мире. В 7 и 8 классах происходит знакомство с физическими явлениями, методом научного познания, формирование основных физических понятий, приобретение умений измерять физические величины, проводить лабораторный эксперимент по заданной схеме. В 9 классе начинается изучение основных физических законов, лабораторные работы становятся более сложными, школьники учатся планировать эксперимент самостоятельно.

3. Описание места учебного предмета в учебном плане:

В основной школе физика изучается с 7 по 9 класс. Объём учебного времени, выделенного на изучение физики в основной школе составляет  238 учебных часов. В том числе в 7, 8 классах по 68 учебных часов из расчета 2 учебных часа в неделю, в 9 классе 102 учебных часа (3 часа в неделю).

4. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса физики.

С введением ФГОС реализуется смена базовой парадигмы образования со «знаниевой» на «системно-деятельностную», т. е. акцент переносится с изучения основ наук на обеспечение развития УУД (ранее «общеучебных умений») на материале основ наук. Важнейшим компонентом содержания образования, стоящим в одном ряду с систематическими знаниями по предметам, становятся универсальные (метапредметные) умения (и стоящие за ними компетенции).

Поскольку концентрический принцип обучения остается актуальным в основной школе, то развитие личностных и метапредметных результатов идет непрерывно на всем содержательном и деятельностном материале.

Личностными результатами обучения физике в основной школе являются:

  • Сформированность познавательных интересов на основе развития интеллектуальных и творческих способностей обучающихся;
  • Убежденность в возможности познания природы, в необходимости разумного использования достижений науки и технологий для дальнейшего развития человеческого общества, уважение к творцам науки и техники, отношение к физике как элементу общечеловеческой культуры;
  • Самостоятельность в приобретении новых знаний и практических умений;
  • Готовность к выбору жизненного пути в соответствии с собственными интересами и возможностями;
  • Мотивация образовательной деятельности школьников на основе личностно ориентированного подхода;
  • Формирование ценностных отношений друг к другу, учителю, авторам открытий и изобретений, результатам обучения.

Метапредметными результатами обучения физике в основной школе являются:

  • Овладение навыками самостоятельного приобретения новых знаний, организации учебной деятельности, постановки целей, планирования, самоконтроля и оценки результатов своей деятельности, умениями предвидеть возможные результаты своих действий;
  • Понимание различий между исходными фактами и гипотезами для их объяснения, теоретическими моделями и реальными объектами, овладение универсальными учебными действиями на примерах гипотез для объяснения известных фактов и экспериментальной проверки выдвигаемых гипотез, разработки теоретических моделей процессов или явлений;
  • Формирование умений воспринимать, перерабатывать и предъявлять информацию в словесной, образной, символической формах, анализировать и перерабатывать полученную информацию в соответствии с поставленными задачами, выделять основное содержание прочитанного текста, находить в нем ответы на поставленные вопросы и излагать его;
  • Приобретение опыта самостоятельного поиска, анализа и отбора информации с использованием различных источников и новых информационных технологий для решения познавательных задач;
  • Развитие монологической и диалогической речи, умения выражать свои мысли и способности выслушивать собеседника, понимать его точку зрения, признавать право другого человека на иное мнение;
  • Освоение приемов действий в нестандартных ситуациях, овладение эвристическими методами решения проблем;
  • Формирование умений работать в группе с выполнением различных социальных ролей, представлять и отстаивать свои взгляды и убеждения, вести дискуссию.

Предметные результаты обучения физике в основной школе представлены в разделе 6. Планируемые результаты изучения курса физики.

Общими предметными результатами изучения курса являются:

  • умение пользоваться методами научного исследования явлений природы: проводить наблюдения, планировать и выполнять эксперименты, обрабатывать измерений, представлять результаты измерений с помощью таблиц, графиков и формул, обнаруживать зависимости между физическими величинами, объяснять результаты и делать выводы, оценивать границы погрешностей результатов измерений;
  • развитие теоретического мышления на основе формирования умений устанавливать факты, различать причины и следствия, использовать физические модели, выдвигать гипотезы, отыскивать и формулировать доказательства выдвинутых гипотез.

5. Содержание учебного предмета

Физика как наука о наиболее общих законах природы, выступая в качестве учебного предмета в школе, вносит существенный вклад в систему знаний об окружающем мире. Она раскрывает роль науки в экономическом и культурном развитии общества, способствует формированию современного научного мировоззрения. Для решения задач формирования основ научного мировоззрения, развития интеллектуальных способностей и познавательных интересов школьников в процессе изучения физики основное внимание уделяется знакомству с методами научного познания окружающего мира, постановке проблем, требующих от обучающихся самостоятельной деятельности по их разрешению. Ознакомление школьников с методами научного познания предполагается проводить при изучении всех разделов курса физики, а не только при изучении специального раздела «Физика и физические методы изучения природы».
Гуманитарное значение физики как составной части общего образования состоит в том, что она вооружает школьника научным методом познания, позволяющим получать объективные знания об окружающем мире с последующим применением физических законов для изучения химии, биологии, физической географии, технологии, ОБЖ, в технике и повседневной жизни. Курс физики в программе основного общего образования структурируется на основе рассмотрения различных форм движения материи в порядке их усложнения:

  • механические явления,
  • тепловые явления,
  • электромагнитные явления,
  • квантовые явления.

Курс физики основной школы построен в соотвествии с рядом идей:

  • Идея целостности. В соответствии с ней курс является логически завершенным, он содержит материал из всех разделов физики, включает как вопросы классической, так и современной физики; уровень представления курса учитывает познавательные возможности учащихся.
  • Идея преемственности. Содержание курса учитывает подготовку, полученную учащимися на предшествующем этапе при изучении естествознания.
  • Идея вариативности. Ее реализация позволяет выбрать учащимся собственную «траекторию» изучения курса. Для этого предусмотрено осуществление уровневой дифференциации: в программе заложены два уровня изучения материала — обычный, соответствующий образовательному стандарту, и повышенный.
  • Идея генерализации. В соответствии с ней выделены такие стержневые понятия, как энергия, взаимодействие, вещество, поле. Ведущим в курсе является и представление о структурных уровнях материи.
  • Идея гуманитаризации. Ее реализация предполагает использование гуманитарного потенциала физической науки, осмысление связи развития физики с развитием общества, мировоззренческих, нравственных, экологических проблем.
  • Идея спирального построения курса. Ее выделение обус-ловлено необходимостью учета математической подготовки и познавательных возможностей учащихся

В соответствии с целями обучения физике учащихся основной школы и сформулированными выше идеями, положенными в основу курса физики, он имеет следующее содержание и структуру. Курс начинается с введения, имеющего методологический характер. В нем дается представление о том, что изучает физика (физические явления, происходящие в микро-, макро- и мегамире), рассматриваются теоретический и экспериментальный методы изучения физических явлений, структура физического знания (понятия, законы, теории). Усвоение материала этой темы обеспечено предшествующей подготовкой учащихся по математике и природоведению. Затем изучаются явления макромира, объяснение которых не требует привлечения знаний о строении вещества (темы «Механические явления», «Звуковые явления», «Световые явления»). Тема «Первоначальные сведения о стро-ении вещества» предшествует изучению явлений, которые объясняются на основе знаний о строении вещества. В ней рассматриваются основные положения молекулярно-кинетической теории, которые затем используются при объясне-нии тепловых явлений, механических и тепловых свойств газов, жидкостей и твердых тел. Изучение электрических явлений основывается на знаниях о строении атома, которые применяются далее для объяснения электростатических и электромагнитных явлений, электрического тока и проводимости различных сред. Таким образом, в 7—8 классах учащиеся знакомятся с наиболее распространенными и доступными для их понимания физическими явлениями (механическими, тепловыми, электрическими, магнитными, звуковыми, световыми), свойствами тел и учатся объяснять их. В 9 классе изучаются более сложные физические явления и более сложные законы. Так, учащиеся вновь возвращаются к изучению вопросов механики, но на данном этапе механика представлена как целостная фундаментальная физическая теория; предусмотрено изучение всех структурных элементов этой теории, включая законы Ньютона и законы сохранения. Обсуждаются границы применимости классической механики, ее объяснительные и предсказательные функции. Затем следует тема «Механические колебания и волны», позволяющая показать применение законов механики к анализу колебательных и волновых процессов и создающая базу для изучения электромагнитных колебаний и волн. За темой «Электромагнитные колебания и волны» следует тема «Элементы квантовой физики», содержание которой направлено на формирование у учащихся некоторых квантовых представлений, в частности, представлений о дуализме и квантовании как неотъемлемых свойствах микромира, знаний об особенностях строения атома и атомного ядра. Завершается курс темой «Вселенная», позволяющей сформировать у учащихся систему астрономических знаний и показать действие физических законов в мегамире. Курс физики носит экспериментальный характер, поэтому большое внимание в нем уделено демонстрационному эксперименту и практическим работам учащихся, которые могут выполняться как в классе, так и дома.

Содержание учебного материала в учебниках для 7-9 классов построено на единой системе понятий, отражающих основные темы (разделы)  курса физики. Таким образом, завершенной предметной линией учебников обеспечивается преемственность изучения предмета в полном объеме на основной (второй) ступени общего образования. Содержательное распределение учебного материала в учебниках физики опирается  на возрастные психологические особенности обучающихся основной школы (7-9 классы), которые характеризуются стремлением подростка к общению и совместной деятельности со сверстниками и особой чувствительностью к морально-этическому «кодексу товарищества», в котором заданы важнейшие нормы социального поведения взрослого мира. Учет особенностей подросткового возраста, успешность и своевременность формирования новообразований познавательной сферы, качеств и свойств личности связываются с активной позицией учителя, а также с адекватностью построения образовательного процесса и выбора условий и методик обучения. В учебниках 7 и 8 классов наряду с формированием первичных научных представлений об окружающем мире  развиваются и систематизируются преимущественно практические умения представлять и обрабатывать текстовую, графическую, числовую и звуковую информацию по результатам проведенных экспериментов  для документов и  презентаций. Содержание учебника 9 класса в основном ориентировано на использование заданий  из других предметных областей, которые следует реализовать  в виде мини-проектов. Программа представляет собой содержательное описание основных тематических разделов с раскрытием видов учебной деятельности при рассмотрении теории и выполнении практических работ. Вопросы и задания в учебниках способствуют овладению учащимися приемами анализа, синтеза, отбора и систематизации материала на определенную тему. Система вопросов и заданий к параграфам позволяет учитывать индивидуальные особенности обучающихся, фактически определяет индивидуальную образовательную траекторию. В содержании учебников присутствуют примеры и задания, способствующие сотрудничеству учащегося с педагогом и сверстниками в учебном процессе (метод проектов). Вопросы и задания соответствуют возрастным и психологическим особенностям обучающихся. Они способствуют развитию умения самостоятельной работы обучающегося с учебным материалом  и развитию критического мышления.

Так как в  учебном плане школы на изучение физики в объеме обязательного минимума содержания основных образовательных программ отводится 2 ч в неделю (68 часов за год), то  в рабочей программе уменьшено количество часов на 2 часа из резерва времени. Поэтому на повторение и обобщение курса физики 7-9 классов отводится 6  часов.

Основное содержание курса «Физика 7-9».

Физика и физические методы изучения природы

Физика — наука о природе. Наблюдение и описание физических явлений. Измерение физических величин. Международная система единиц. Научный метод познания. Наука и техника.

Демонстрации.

Наблюдения физических явлений: свободного падения тел, колебаний маятника, притяжения стального шара магнитом, свечения нити электрической лампы.

Лабораторные работы и опыты

  1. Определение цены деления шкалы измерительного прибора.

Характеристика основных видов деятельности ученика (на уровне учебных действий): 

Наблюдать и описывать  физические явления, высказывать предположения – гипотезы, измерять расстояния и промежутки времени, определять цену деления шкалы прибора.

Механические явления.

Кинематика

Механическое движение. Траектория. Путь — скалярная величина. Скорость — векторная величина. Модуль вектора скорости. Равномерное прямолинейное движение. Относительность механического движения. Графики зависимости пути и модуля скорости от времени движения.

Ускорение — векторная величина. Равноускоренное прямолинейное движение. Графики зависимости пути и модуля скорости равноускоренного прямолинейного движения от времени движения. Равномерное движение по окружности. Центростремительное ускорение.

Демонстрации:

  1. Равномерное прямолинейное движение.
  2. Свободное падение тел.
  3. Равноускоренное прямолинейное движение.
  4. Равномерное движение по окружности.

Лабораторные работы и опыты:

  1. Измерение ускорения свободного падения.

Характеристика основных видов деятельности ученика (на уровне учебных действий): 

Рассчитывать путь и скорость тела при равномерном прямолинейном движении. Представлять результаты измерений и вычислений в виде таблиц и графиков. Определять путь, пройденный за данный промежуток времени, и скорость тела по графику зависимости пути равномерного движения от времени. Рассчитывать путь и скорость при равноускоренном прямолинейном движении  тела. Определять путь и ускорение движения тела по графику зависимости скорости равноускоренного прямолинейного движения тела от  времени. Находить центростремительное ускорение при движении тела по окружности  с постоянной по модулю скоростью.

Динамика

Инерция. Инертность тел. Первый закон Ньютона. Взаимодействие тел. Масса — скалярная величина. Плотность вещества. Сила — векторная величина. Второй закон Ньютона. Третий закон Ньютона. Движение и силы.

Сила упругости. Сила трения. Сила тяжести. Закон всемирного тяготения. Центр тяжести.

Давление. Атмосферное давление. Закон Паскаля. Закон Архимеда. Условие плавания тел. Условия равновесия твердого тела.

Демонстрации:

  1. Сравнение масс тел с помощью равноплечих весов.
  2. Измерение силы по деформации пружины.
  3. Третий закон Ньютона.
  4. Свойства силы трения.
  5. Барометр.
  6. Опыт с шаром Паскаля.
  7. Гидравлический пресс.
  8. Опыты с ведерком Архимеда.

Лабораторные работы и опыты:

  1. Измерение массы тела.
  2. Измерение объема тела.
  3. Измерение плотности твердого тела.
  4. Градуирование пружины и измерение сил динамометром.
  5. Исследование зависимости удлинения стальной пружины от приложенной силы.
  6. Исследование зависимости силы трения скольжения от площади соприкосновения тел и силы нормального давления.
  7. Исследование условий равновесия рычага.
  8. Измерение архимедовой силы.

Характеристика основных видов деятельности ученика (на уровне учебных действий): 

        Измерять массу тела, измерять плотность вещества. Вычислять ускорение тела, силы, действующей на тело, или массы на основе второго закона Ньютона. Исследовать зависимость удлинения стальной пружины от приложенной силы. Исследовать зависимость  силы трения скольжения от площади соприкосновения тел и силы нормального давления. Измерять силы взаимодействия двух тел. Вычислять силу всемирного тяготения. Исследовать условия равновесия рычага. Экспериментально находить центр тяжести плоского тела. Обнаруживать существование атмосферного давления. Объяснять причины плавания тел. Измерять силу Архимеда.

Законы сохранения импульса и механической энергии. Механические колебания и волны.

Импульс. Закон сохранения импульса. Реактивное движение.

Кинетическая энергия. Работа. Потенциальная энергия. Мощность. Закон сохранения механической энергии. Простые механизмы. Коэффициент полезного действия (КПД). Возобновляемые источники энергии.

Механические колебания. Резонанс. Механические волны. Звук. Использование колебаний в технике.

 Демонстрации:

  1. Простые механизмы.
  2. Наблюдение колебаний тел.
  3. Наблюдение механических волн.

Лабораторные работы и опыты:

  1. Измерение КПД наклонной плоскости.
  2. Изучение колебаний маятника.

Характеристика основных видов деятельности ученика (на уровне учебных действий): 

        Применять закон сохранения импульса для расчета результатов взаимодействия тел. Измерять работу силы. Вычислять кинетическую энергию тела. Вычислять энергию упругой деформации пружины. Вычислять потенциальную энергию тела, поднятого над Землей. Применять закон сохранения  механической энергии для расчета потенциальной и кинетической энергии тела. Измерять мощность. Измерять КПД наклонной плоскости. Вычислять КПД простых механизмов. Объяснять процесс колебаний маятника. Исследовать зависимость периода колебаний маятника от его длины и амплитуды колебаний. Вычислять длину волны и скорость  распространения звуковых волн.

Строение и свойства вещества

Строение вещества. Опыты, доказывающие атомное строение вещества. Тепловое движение и взаимодействие частиц вещества. Агрегатные состояния вещества. Свойства газов, жидкостей и твердых тел.

Демонстрации:

  1. Диффузия в растворах и газах, в воде.
  2. Модель хаотического движения молекул в газе.
  3. Модель броуновского движения.
  4. Сцепление твердых тел.
  5. Демонстрация моделей строения кристаллических тел.
  6. Демонстрация расширения твердого тела при нагревании.

Лабораторные работы и опыты:

Измерение размеров малых тел.

Характеристика основных видов деятельности ученика (на уровне учебных действий): 

Наблюдать и объяснять явление диффузии. Выполнять опыты по обнаружению действия сил молекулярного притяжения. Объяснять свойства газов, жидкостей и твердых тел на основе  атомной теории строения вещества.

Тепловые явления

Тепловое равновесие. Температура. Внутренняя энергия. Работа и теплопередача. Виды теплопередачи. Количество теплоты. Испарение и конденсация. Кипение. Влажность воздуха. Плавление и кристаллизация. Закон сохранения энергии в тепловых процессах.

Преобразования энергии в тепловых машинах. КПД тепловой машины. Экологические проблемы теплоэнергетики.

Демонстрации:

  1. Принцип действия термометра.
  2. Теплопроводность различных материалов.
  3. Конвекция в жидкостях и газах.
  4. Теплопередача путем излучения.
  5. Явление испарения.
  6. Наблюдение конденсации паров воды на стакане со льдом.

Лабораторные работы и опыты:

  1. Изучение явления теплообмена при смешивании холодной и горячей воды.
  2. Исследование процесса испарения.
  3. Измерение влажности воздуха.

Характеристика основных видов деятельности ученика (на уровне учебных действий): 

        Наблюдать изменение внутренней энергии тела при теплопередаче и работе внешних сил. Исследовать  явление теплообмена при смешивании холодной и горячей воды. Вычислять количество теплоты и удельную теплоемкость вещества при теплопередаче. Наблюдать изменения внутренней энергии воды в результате испарения. Вычислять количества теплоты в процессах теплопередачи при плавлении и кристаллизации, испарении и конденсации. Вычислять удельную теплоту плавления и парообразования вещества. Измерять влажность воздуха. Обсуждать экологические последствия применения двигателей внутреннего сгорания, тепловых и гидроэлектростанций.

Электрические явления

Электризация тел. Электрический заряд. Два вида электрических зарядов. Закон сохранения электрического заряда. Электрическое поле. Напряжение. Конденсатор. Энергия электрического поля.

Постоянный электрический ток. Сила тока. Электрическое сопротивление. Электрическое напряжение. Проводники, диэлектрики и полупроводники. Закон Ома для участка электрической цепи. Работа и мощность электрического тока. Закон Джоуля-Ленца. Правила безопасности при работе с источниками электрического тока.

Демонстрации:

  1. Электризация тел.
  2. Два рода электрических зарядов.
  3. Устройство и действие электроскопа.
  4. Проводники и изоляторы.
  5. Электростатическая индукция.
  6. Источники постоянного тока.
  7. Измерение силы тока амперметром.
  8. Измерение напряжения вольтметром.

Лабораторные работы и опыты:

  1. Опыты по наблюдению электризации тел при соприкосновении.
  2. Измерение силы электрического тока.
  3. Измерение электрического напряжения.
  4.          Исследование зависимости силы тока в проводнике от напряжения.
  5. Измерение электрического сопротивления проводника.
  6. Изучение последовательного соединения проводников.
  7. Изучение параллельного соединения проводников.
  8. Измерение мощности электрического тока.

Характеристика основных видов деятельности ученика (на уровне учебных действий): 

        Наблюдать явления электризации тел при соприкосновении. Объяснять явления электризации тел и взаимодействия электрических зарядов. Исследовать действия электрического поля на тела из проводников и диэлектриков. Собирать электрическую цепь. Измерять силу тока в электрической цепи, напряжение на участке цепи, электрическое сопротивление. Исследовать зависимость силы тока в проводнике от напряжения на его концах. Измерять работу и мощность тока электрической цепи. Объяснять явления нагревания проводников электрическим током. Знать и выполнять правила безопасности при работе с источниками тока.

Магнитные явления

Постоянные магниты. Взаимодействие магнитов. Магнитное поле. Магнитное поле тока. Действие магнитного поля на проводник с током.

Электродвигатель постоянного тока.

Электромагнитная индукция. Электрогенератор. Трансформатор.

Демонстрации:

  1. Опыт Эрстеда.
  2. Магнитное поле тока.
  3. Действие магнитного поля на проводник с током.
  4. Устройство электродвигателя.
  5. Электромагнитная индукция.
  6. Устройство генератора постоянного тока.

Лабораторные работы и опыты:

  1. Сборка электромагнита и испытание его действия.

Характеристика основных видов деятельности ученика (на уровне учебных действий): 

        Экспериментально изучать явления магнитного взаимодействия тел. Изучать явления намагничивания вещества. Исследовать  действие электрического тока в прямом проводнике на магнитную стрелку. Обнаруживать действие магнитного поля на проводник с током. Обнаруживать магнитное взаимодействие токов. Изучать принцип действия электродвигателя.

Электромагнитные колебания и волны.

Электромагнитные колебания. Электромагнитные волны. Влияние электромагнитных излучений на живые организмы.

Принципы радиосвязи и телевидения.

Свет — электромагнитная волна. Прямолинейное распространение света. Отражение и преломление света. Плоское зеркало. Линзы. Фокусное расстояние и оптическая сила линзы. Оптические приборы. Дисперсия света.

Демонстрации:

  1. Свойства электромагнитных волн.
  2. Принцип действия микрофона и громкоговорителя.
  3. Принципы радиосвязи.
  4. Прямолинейное распространение света.
  5. Отражение света.
  6. Преломление света.
  7. Ход лучей в собирающей линзе.
  8. Ход лучей в рассеивающей линзе.
  9. Получение изображений с помощью линз.

Лабораторные работы и опыты:

  1. Измерение фокусного расстояния собирающей линзы.
  2. Получение изображений с помощью собирающей линзы.

Характеристика основных видов деятельности ученика (на уровне учебных действий): 

Экспериментально изучать явление электромагнитной индукции. Получать переменный ток вращением катушки в магнитном поле. Экспериментально изучать явление отражения света. Исследовать свойства изображения в зеркале. Измерять фокусное расстояние собирающей линзы. Получать изображение с помощью собирающей линзы. Наблюдать явление дисперсии света.

Квантовые явления.

Строение атома. Планетарная модель атома. Квантовые постулаты Бора. Линейчатые спектры. Атомное ядро. Состав атомного ядра. Ядерные силы. Дефект масс. Энергия связи атомных ядер. Радиоактивность. Методы регистрации ядерных излучений. Ядерные реакции. Ядерный реактор. Термоядерные реакции.

Влияние радиоактивных излучений на живые организмы. Экологические проблемы, возникающие при использовании атомных электростанций.

Демонстрации:

  1. Наблюдение треков альфа-частиц в камере Вильсона.
  2. Устройство и принцип действия счетчика ионизирующих частиц.
  3. Дозиметр.

Характеристика основных видов деятельности ученика (на уровне учебных действий): 

Наблюдать линейчатые спектры излучения. Наблюдать треки альфа-частиц в камере Вильсона. Вычислять дефект масс и энергию связи атомов. Находить период полураспада радиоактивного элемента. Обсуждать проблемы влияния радиоактивных излучений на живые организмы.

Резервное время, повторение материала.  

Экскурсии - 4 часа (во внеурочное время,  2ч – 7 класс,  2ч – 8 класс).

Планируемые результаты изучения курса физики основной школы:

Выпускник научится использовать термины: физическое явление, физический закон, вещество, взаимодействие, электрическое поле, магнитное поле, волна, атом, атомное ядро, ионизирующие излучения

Выпускник получит возможность:

  • понимать смысл физических величин: путь, скорость, ускорение, масса, плотность, сила, давление, импульс, работа, мощность, кинетическая энергия, потенциальная энергия, коэффициент полезного действия, внутренняя энергия, температура, количество теплоты, удельная теплоемкость, влажность воздуха, электрический заряд, сила электрического тока, электрическое напряжение, электрическое сопротивление, работа и мощность электрического тока, фокусное расстояние линзы
  • понимать смысл физических законов: Паскаля, Архимеда, Ньютона, всемирного тяготения, сохранения импульса и механической энергии, сохранения энергии в тепловых процессах, сохранения электрического заряда, Ома для участка электрической цепи, Джоуля—Ленца, прямолинейного распространения света, отражения света;
  • описывать и объяснять физические явления: равномерное прямолинейное движение, равноускоренное прямолинейное движение, передачу давления жидкостями и газами, плавание тел, механические колебания и волны, диффузию, теплопроводность, конвекцию, излучение, испарение, конденсацию, кипение, плавление, кристаллизацию, электризацию тел, взаимодействие электрических зарядов, взаимодействие магнитов, действие магнитного поля на проводник с током, тепловое действие тока, электромагнитную индукцию, отражение, преломление и дисперсию света;
  • использовать физические приборы и измерительные инструменты для измерения физических величин: расстояния, промежутка времени, массы, силы, давления, температуры, влажности воздуха, силы тока, напряжения, электрического сопротивления, работы и мощности электрического тока
  • представлять результаты измерений с помощью таблиц, графиков и выявлять на этой основе эмпирические зависимости: пути от времени, силы упругости от удлинения пружины, силы трения от силы нормального давления, периода колебаний маятника от длины нити, периода колебаний груза на пружине от массы груза и от жесткости пружины, температуры остывающего тела от времени, силы тока от напряжения на участке цепи, угла отражения от угла падения света, угла преломления от угла падения света
  • выражать результаты измерений и расчетов в единицах Международной системы
  • приводить примеры практического использования физических знаний о механических, тепловых, электромагнитных и квантовых явлениях
  • решать задачи на применение изученных физических законов
  • осуществлять самостоятельный поиск информации естественно-научного содержания с использованием различных источников (учебных текстов, справочных и научно-популярных изданий, компьютерных баз данных, ресурсов Интернета), ее обработку и представление в разных формах (словесно, с помощью графиков, математических символов, рисунков и структурных схем
  • познакомиться с примерами использования базовых знаний и навыков в практической деятельности и повседневной жизни для обеспечения безопасности в процессе использования транспортных средств, электробытовых приборов, электронной техники; контроля за исправностью электропроводки, водопровода, сантехники и газовых приборов в квартире; рационального применения простых механизмов; оценки безопасности радиационного фона

Предметными результатами изучения курса физики 7 класса являются:

  • понимание физических терминов: тело, вещество, материя.
  • умение проводить наблюдения физических явлений; измерять физические величины: расстояние, промежуток времени, температуру;
  • владение экспериментальными методами исследования при определении цены деления прибора и погрешности измерения;
  • понимание роли ученых нашей страны в развитие современной физики и влияние на технический и социальный прогресс.
  • понимание и способность объяснять физические явления: диффузия, большая сжимаемость газов, малая сжимаемость жидкостей и твердых тел.
  • владение экспериментальными методами исследования при определении размеров малых тел;
  • понимание причин броуновского движения, смачивания и несмачивания тел; различия в молекулярном строении твердых тел, жидкостей и газов;
  • умение пользоваться СИ и переводить единицы измерения физических величин в кратные и дольные единицы
  • умение использовать полученные знания, умения и навыки в повседневной жизни (быт, экология, охрана окружающей среды).
  • понимание и способность объяснять физические явления: механическое движение, равномерное и неравномерное движение, инерция, всемирное тяготение
  • умение измерять скорость, массу, силу, вес, силу трения скольжения, силу трения качения, объем, плотность, тела равнодействующую двух сил, действующих на тело в одну и в противоположные стороны
  • владение экспериментальными методами исследования в зависимости пройденного пути от времени, удлинения пружины от приложенной силы, силы тяжести тела от массы тела, силы трения скольжения от площади соприкосновения тел и силы нормального давления
  • понимание смысла основных физических законов: закон всемирного тяготения, закон Гука
  • владение способами выполнения расчетов при нахождении: скорости (средней скорости), пути, времени, силы тяжести, веса тела, плотности тела, объема, массы, силы упругости, равнодействующей двух сил, направленных по одной прямой в соответствие с условиями поставленной задачи на основании использования законов физики
  • умение находить связь между физическими величинами: силой тяжести и массой тела, скорости со временем и путем, плотности тела с его массой и объемом, силой тяжести и весом тела
  • умение переводить физические величины из несистемных в СИ и наоборот
  • понимание принципов действия динамометра, весов, встречающихся в повседневной жизни, и способов обеспечения безопасности при их использовании
  • умение использовать полученные знания, умения и навыки в повседневной жизни, быту, охране окружающей среды.
  • понимание и способность объяснить физические явления: атмосферное давление, давление жидкостей, газов и твердых тел, плавание тел, воздухоплавание, расположение уровня жидкости в сообщающихся сосудах, существование воздушной оболочки Землю, способы уменьшения и увеличения давления
  • умение измерять: атмосферное давление, давление жидкости на дно и стенки сосуда, силу Архимеда
  • владение экспериментальными методами исследования зависимости: силы Архимеда от объема вытесненной воды, условий плавания тела в жидкости от действия силы тяжести и силы Архимеда
  • понимание смысла основных физических законов и умение применять их на практике: закон Паскаля, закон Архимеда
  • понимание принципов действия барометра-анероида, манометра, насоса, гидравлического пресса, с которыми человек встречается в повседневной жизни и способов обеспечения безопасности при их использовании
  • владение способами выполнения расчетов для нахождения давления, давление жидкости на дно и стенки сосуда, силы Архимеда в соответствие с поставленной задачи на основании использования законов физики
  • умение использовать полученные знания, умения и навыки в повседневной жизни, экологии, быту, охране окружающей среды, технике безопасности.
  • понимание и способность объяснять физические явления: равновесие тел превращение одного вида механической энергии другой
  • умение измерять: механическую работу, мощность тела, плечо силы, момент силы. КПД, потенциальную и кинетическую энергию
  • владение экспериментальными методами исследования при определении соотношения сил и плеч, для равновесия рычага
  • понимание смысла основного физического закона: закон сохранения энергии
  • понимание принципов действия рычага, блока, наклонной плоскости, с которыми человек встречается в повседневной жизни и способов обеспечения безопасности при их использовании.
  • владение способами выполнения расчетов для нахождения: механической работы, мощности, условия равновесия сил на рычаге, момента силы, КПД, кинетической и потенциальной энергии
  • умение использовать полученные знания, умения и навыки в повседневной жизни, экологии, быту, охране окружающей среды, технике безопасности.

Предметными результатами изучения курса физики 8 класса являются:

  • понимание и способность объяснять физические явления: конвекция, излучение, теплопроводность, изменение внутренней энергии тела в результате теплопередачи или работы внешних сил, испарение (конденсация) и плавление (отвердевание) вещества, охлаждение жидкости при испарении, конденсация, кипение, выпадение росы
  • умение измерять: температуру, количество теплоты, удельную теплоемкость вещества, удельную теплоту плавления вещества, удельная теплоту парообразования, влажность воздуха
  • владение экспериментальными методами исследования зависимости относительной влажности воздуха от давления водяного пара, содержащегося в воздухе при данной температуре и давления насыщенного водяного пара: определения удельной теплоемкости вещества
  • понимание принципов действия конденсационного и волосного гигрометров психрометра, двигателя внутреннего сгорания, паровой турбины с которыми человек постоянно встречается в повседневной жизни, и способов обеспечения безопасности при их использовании
  • понимание смысла закона сохранения и превращения энергии в механических и тепловых процессах и умение применять его на практике
  • овладение разнообразными способами выполнения расчетов для нахождения удельной теплоемкости, количества теплоты, необходимого для нагревания тела или выделяемого им при охлаждении, удельной теплоты сгорания, удельной теплоты плавления, влажности воздуха, удельной теплоты парообразования и конденсации, КПД теплового двигателя в соответствии с условиями поставленной задачи на основании использования законов физики
  • умение использовать полученные знания, умения и навыки в повседневной жизни, экологии, быту, охране окружающей среды, технике безопасности.
  • понимание и способность объяснять физические явления: электризация тел, нагревание проводников электрическим током, электрический ток в металлах, электрические явления в позиции строения атома, действия электрического тока
  • умение измерять силу электрического тока, электрическое напряжение, электрический заряд, электрическое сопротивление
  • владение экспериментальными методами исследования зависимости силы тока на участке цепи от электрического напряжения, электрического сопротивления проводника от его длины, площади поперечного сечения и материала
  • понимание смысла закона сохранения электрического заряда, закона Ома для участка цепи. Закона Джоуля-Ленца
  • понимание принципа действия электроскопа, электрометра, гальванического элемента, аккумулятора, фонарика, реостата, конденсатора, лампы накаливания, с которыми человек сталкивается в повседневной жизни, и способов обеспечения безопасности при их использовании
  • владение различными способами выполнения расчетов для нахождения силы тока, напряжения, сопротивления при параллельном и последовательном соединении проводников, удельного сопротивления работы и мощности электрического тока, количества теплоты, выделяемого проводником с током, емкости конденсатора, работы электрического поля конденсатора, энергии конденсатора
  • умение использовать полученные знания, умения и навыки в повседневной жизни, экологии, быту, охране окружающей среды, технике безопасности.
  • понимание и способность объяснять физические явления: намагниченность железа и стали, взаимодействие магнитов, взаимодействие проводника с током и магнитной стрелки, действие магнитного поля на проводник с током
  • владение экспериментальными методами исследования  зависимости магнитного действия катушки от силы тока в цепи
  • умение использовать полученные знания, умения и навыки в повседневной жизни, экологии, быту, охране окружающей среды, технике безопасности.
  • понимание и способность объяснять физические явления: прямолинейное распространения света, образование тени и полутени, отражение и преломление света
  • умение измерять фокусное расстояние собирающей линзы, оптическую силу линзы
  • владение экспериментальными методами исследования зависимости изображения от расположения лампы на различных расстояниях от линзы, угла отражения от угла падения света на зеркало
  • понимание смысла основных физических законов и умение применять их на практике: закон отражения и преломления света, закон прямолинейного распространения света
  • различать фокус линзы, мнимый фокус и фокусное расстояние линзы, оптическую силу линзы и оптическую ось линзы, собирающую и рассеивающую линзы, изображения, даваемые собирающей и рассеивающей линзой
  • умение использовать полученные знания, умения и навыки в повседневной жизни, экологии, быту, охране окружающей среды , технике безопасности.

Предметными результатами изучения курса физики 9 класса являются:

  • понимание и способность описывать и объяснять физические явления: поступательное движение (назвать отличительный признак), смена дня и ночи на Земле, свободное падение тел. невесомость, движение по окружности с постоянной по модулю скоростью;
  • знание и способность давать определения /описания физических понятий: относительность движения (перечислить, в чём проявляется), геоцентрическая и гелиоцентрическая системы мира; [первая космическая скорость], реактивное движение; физических моделей: материальная точка, система отсчёта, физических величин: перемещение, скорость равномерного прямолинейного движения, мгновенная скорость и ускорение при равноускоренном прямолинейном движении, скорость и центростремительное ускорение при равномерном движении тела по окружности, импульс;
  • понимание смысла основных физических законов: динамики Ньютона, всемирного тяготения, сохранения импульса, сохранения энергии), умение применять их на практике и для решения учебных задач;
  • умение приводить примеры технических устройств и живых организмов, в основе перемещения которых лежит принцип реактивного движения. Знание и умение объяснять устройство и действие космических ракет-носителей;
  • умение использовать полученные знания, умения и навыки в повседневной жизни (быт, экология, охрана здоровья, техника безопасности и др.);
  • умение измерять мгновенную скорость и ускорение при равноускоренном прямолинейном движении, центростремительное ускорение при равномерном движении по окружности.
  • понимание и способность описывать и объяснять физические явления: колебания нитяного (математического) и пружинного маятников, резонанс (в т. ч. звуковой), механические волны, длина волны, отражение звука, эхо;
  • знание и способность давать определения физических понятий: свободные колебания, колебательная система, маятник, затухающие колебания, вынужденные колебания, звук и условия его распространения; физических величин: амплитуда, период, частота колебаний, собственная частота колебательной системы, высота, [тембр], громкость звука, скорость звука; физических моделей: [гармонические колебания], математический маятник;
  • владение экспериментальными методами исследования зависимости периода колебаний груза на нити от длины нити.
  • понимание и способность описывать и объяснять физические явления/процессы: электромагнитная индукция, самоиндукция, преломление света, дисперсия света, поглощение и испускание света атомами, возникновение линейчатых спектров излучения и поглощения;
  • умение давать определения / описание физических понятий: магнитное поле, линии магнитной индукции; однородное и неоднородное магнитное поле, магнитный поток, переменный электрический ток, электромагнитное поле, электромагнитные волны, электромагнитные колебания, радиосвязь, видимый свет; физических величин: магнитная индукция, индуктивность, период, частота и амплитуда электромагнитных колебаний, показатели преломления света;
  • знание формулировок, понимание смысла и умение применять закон преломления света и правило Ленца, квантовых постулатов Бора;
  • знание назначения, устройства и принципа действия технических устройств: электромеханический индукционный генератор переменного тока, трансформатор, колебательный контур; детектор, спектроскоп, спектрограф;
  • понимание сути метода спектрального анализа и его возможностей.
  • понимание и способность описывать и объяснять физические явления: радиоактивное излучение, радиоактивность,
  • знание и способность давать определения/описания физических понятий: радиоактивность, альфа-, бета- и гамма-частицы; физических моделей: модели строения атомов, предложенные Д. Д. Томсоном и Э. Резерфордом;
  • знание и описание устройства и умение объяснить принцип действия технических устройств и установок: счётчика Гейгера, камеры Вильсона, пузырьковой камеры, ядерного реактора.

Календарно-тематическое планирование

 7 класс (68 часов)

Номер урока

Тема урока

Дата проведения планируемая

Дата проведения фактическая

Введение.

1/1

Что изучает физика. Некоторые физические термины. Наблюдения и опыты

09.15

2/2

Физические величины. Измерение физических величин. Точность и погрешность измерений

09.15

3/3

Физика и техника. Лабораторная работа № 1 «Определение цены деления измерительного прибора»

09.15

Глава 1.Начальные сведения о строении вещества.

4/1

Строение вещества. Молекулы. Лабораторная работа № 2 «Измерение размеров малых тел»

09.15

5/2

Броуновское движение. Диффузия в газах, жидкостях и твердых телах

09.15

6/3

Взаимное притяжение и отталкивание молекул

09.15

7/4

Три состояния вещества. Различие в молекулярном строении твердых тел, жидкостей и газов

09.15

8/5

Повторение темы «Первоначальные сведения о строении вещества»

10.15

9/6

Контрольная работа №1 .

10.15

Глава 2. Взаимодействие тел..

10/1

Механическое движение Равномерное и неравномерное движение

10.15

11/2

Скорость. Единицы скорости

10.15

12/3

Расчет пути и времени движения

10.15

13/4

Инерция. Взаимодействие тел

10.15

14/5

Масса тела. Единица массы Измерение массы тела на весах

10.15

15/6

Лабораторная работа № 3 «Измерение массы тела на рычажных весах»

11.15

16/7

Плотность вещества.

11.15

17/8

Расчет массы и объема тела по его плотности.

11.15

18/9

Лабораторная работа № 5 «определение плотности твердого тела»

11.15

19/10

Обобщающее повторение «Плотность».

11.15

20/1

Сила

11.15

21/2

Явление тяготения. Сила тяжести

11.15

22/3

Сила упругости. Закон Гука

11.15

23/4

Вес тела

11.15

24/5

Единицы силы. Связь между силой тяжести и массой тела. Сила тяжести на других планетах.

11.15

25/6

Динамометр. Лабораторная работа № 6 «Градуирование пружины и измерение сил динамометром»

11.15

26/7

Сложение двух сил, направленных по одной прямой. Равнодействующая сил

11.15

27/8

Сила трения. Трение покоя.

11.15

28/9

Л/р №7. «Зависимость силы трения скольжения от площади поверхности тел и прижимающей силы»

11.15

29/10

Обобщающее повторение «Силы»

11.15

30/11

Контрольная работа №2.

11.15

Глава 3 .Давление твердых тел, жидкостей и газов.

31/1

Давление. Единицы давления. Способы уменьшения и увеличения давления

01.16

32/2

Давление газа

01.16

33/3

Передача давления жидкостями и газами. Закон Паскаля

01.16

34/4

Давление в жидкости и газе

01.16

35/5

Расчет давления жидкости на дно и стенки сосуда

02.16

36/6

Решение задач по теме «Закон Паскаля. Расчет давления жидкости на дно и стенки сосуда»

02.16

37/7

Сообщающиеся сосуды. Применение сообщающихся сосудов

02.16

38/8

Вес воздуха. Атмосферное давление. Почему существует воздушная оболочка Земли

02.16

39/9

Измерение    атмосферного   давления.    Опыт Торричелли

02.16

40/10

Барометр-анероид. Атмосферное давление на различных высотах

02.16

41/11

Манометры

02.16

42/12

Поршневой жидкостный насос

02.16

43 '13

Гидравлический пресс

03.16

44/14

Действие жидкости и газа на погруженное в них тело

03.16

45/15

Архимедова сила

03.16

46/16

Лабораторная работа № 8 «Определение выталкивающей силы, действующей на погруженное в жидкость тело»

03.16

47/17

Плавание тел. Плавание судов. ОБЖ: Водный транспорт. Особенности. Характер возможных опасностей и возникающих чрезвычайных и экстремальных ситуаций, меры и правила безопасного поведения. Коллективные и индивидуальные спасательные средства и правила их применения.

03.16

48/18

Решение задач по теме «Архимедова сила. Плавание тел»

03.16

48/19

Лабораторная работа № 9 «Выяснение условий плавания тела в жидкости»

03.16

49/20

Воздухоплавание.   Решение   задач   по   теме «Плавание тел. Воздухоплавание» ОБЖ: Авиационный транспорт. Особенности. Характер возможных опасностей (при взлете, посадке, вынужденной посадке, разгерметизации салона, возникновении пожара и др.) и правила безопасного поведения. Терроризм в самолете и безопасность.

03.16

50/21

Повторение тем «Архимедова сила», «Плавание тел», «Воздухоплавание»

04.16

51/22

Контрольная работа №3

04.16

5.Работа и мощность. Энергия.

52/1

Механическая работа. Единицы работы

04.16

53/2

Мощность. Единицы мощности

04.16

54/3

Решение задач по теме «Механическая работа. Мощность»

04.16

55/4

Простые механизмы. Рычаг. Равновесие сил на рычаге

04.16

56/5

Момент силы

05.16

57/6

Лабораторная работа № 10 «Выяснение условия равновесия рычага»

05.16

58/7

Применение закона равновесия рычага к блоку. Равенство работ при использовании простых механизмов. «Золотое правило» механики

05.16

59/8

Центр тяжести тела. Условие равновесия тел.

05.16

60/9

КПД. Решение задач по теме «КПД». Подготовка к лабораторной работе № 10 «Определение КПД при подъеме тела по наклонной плоскости»

05.16

61/10

Лабораторная работа № 11 «Определение КПД при подъеме тела по наклонной плоскости»

05.16

62/11

Энергия. Потенциальная и кинетическая энергии

05.16

63/12

Превращение одного вида механической энергии в другой. Повторение тем: «Механическая работа. Мощность. КПД»

05.16

64/13

Контрольная работа №4

05.16

65/14

Анализ к/р. Подведение итогов.

66

Резерв учебного времени

67

Резерв учебного времени

68

Резерв учебного времени

 8 класс  (68 часов)

Номер урока

Тема урока

Дата проведения планируемая

Дата проведения фактическая

1.Теплопередача и работа

1 триместр

  1. /1

Тепловое движение, внутренняя энергия

09.16

  1. /2

Виды теплопередачи, теплопроводность

09.16

  1. /3

Конвекция, излучение

09.16

  1. /4

Количество теплоты. Удельная теплоемкость.

09.16

  1. /5

Расчет количества теплоты. Примеры решения задач

09.16

  1. /6

Лабораторная работа №1

09.16

  1. /7

Решение задач

09.16

  1. /8

Лабораторная работа № 2

10.16

  1. /9

Энергия топлива. Теплота сгорания топлива.

10.16

  1. /10

Закон сохранения энергии в механических и тепловых процессах.

10.16

  1. /11

Решение задач.

10.16

  1. /12

Обобщающий урок.

10.16

  1. /13

Тематическое оценивание. Тема №1

10.16

2. Изменение агрегатных состояний вещества.

11.16

  1. /1

Плавление и кристаллизация твердых тел

11.16

  1. /2

График плавления т отвердевания кристаллических тел.

11.16

  1. /3

Испарение и конденсация

11.16

  1. /4

Кипение

11.16

  1. /5

Решение задач.

11.16

  1. /6

Влажность воздуха.

11.16

2 триместр

3. Тепловые двигатели.

  1. /1

Принцип действия тепловой машины.

11.16

  1. /2

Двигатель внутреннего сгорания. ИКТ

12.16

  1. /3

Тематическое оценивание. Темы №2 и №3

12.16

ЭЛЕКТРИЧЕСКИЕ ЯВЛЕНИЯ

4. Первоначальные сведения об электричестве. Строение атома.

  1. /1

Электризация тел. Два рода зарядов.

12.16

  1. /2

Электроскоп. Электрическое поле.

12.16

  1. /3

Дискретность электрического заряда. Электрон.

12.16

  1. /4

Строение атома. Схема опыта Резерфорда.

12.16

  1. /5

Объяснение электризации тел на основе электронных представлений

12.16

5. Сила тока. Напряжение, сопротивление.

12.16

  1. /1

Электрический ток.

12.16

  1. /2

Электрическая цепь, Эл. ток в металлах.

12.16

  1. /3

Действие электрического тока. Сила тока.

01.17

  1. /4

Лабораторная работа №3

01.17

  1. /5

Электрическое напряжение.

01.17

  1. /6

Лабораторная работа №4

01.17

  1. /7

Электрическое сопротивление. Удельное сопротивление.

02.17

  1. /8

Закон Ома для участка электрической цепи.

02.17

  1. /9

Реостаты. Решение задач.

02.17

  1. /10

Последовательное соединение проводников.

02.17

  1. /11

Параллельное соединение проводников.

02.17

  1. /12

Смешанное соединение проводников. Решение задач.

03.17

  1. /13

Тематическое оценивание. Темы №4 и №5

03.17

6. Работа и мощность электрического тока.

  1. /1

Работа и мощность электрического тока

03.17

  1. /2

Количество теплоты, выделяющееся в проводнике с током.

03.17

  1. /3

Электроприборы, предохранители

03.17

  1. /4

Решение задач.

03.17

  1. /5

Тематическое оценивание. Тема №6

3 триместр

7. Электромагнитные явления.

  1. /1

Магнитное поле, магнитные линии.

03.17

  1. /2

Магнитное поле катушки с током.

03.17

  1. /3

Постоянные магниты. Магнитное поле Земли.

04.17

  1. /4

Действие магнитного поля на проводник с током. Электродвигатель постоянного тока.

04.17

  1. /5

Тематическое оценивание. Тема №7.

04.17

8. Световые явления.

04.17

  1. /1

Источники света. Прямолинейное распространение света.

04.17

  1. /2

Отражение света. Законы отражения света.

04.17

  1. /3

Изображение в плоском зеркале.

04.17

  1. /4

Преломление света.

04.17

  1. /5

Линзы.

05.17

  1. /6

Построение изображений с помощью линз.

05.17

  1. /7

Решение задач на построение изображений при помощи линз.

05.17

  1. /8

Глаз и зрение.

05.17

  1. /9

Тематическое оценивание. Тема №8.

05.17

  1. /10

Обобщающее повторение, подготовка к к/р.

05.17

  1. /11

Итоговая контрольная работа.

05.17

  1. -1

Итоговый урок

05.17

9 класс (102 часа)

№ урока

№ урока по

теме

Тема урока

Примерная дата проведения

Фактическая дата проведения

Тема I. Законы движения и взаимодействия тел. ( 34 часа)

I Триместр

1. Механическое движение и его виды.  (18 часов)

1.

1

Инструктаж по ОТ. Механическое движение. Материальная точка. Система отсчета.

09.14

2.

2

Траектория. Пройденный путь. Перемещение.

09.14

3.

3

Проекция вектора на координатную ось. Определение координаты движущегося тела.

09.14

4.

4

Решение задач по теме « Проекция вектора на  координатную ось. Определение координаты движущегося тела.

09.14

5

5

Скорость и перемещение при  прямолинейном равномерном движении.

09.14

Определение координаты тела при прямолинейном равномерном движении. Решение графических задач.

6

6

Прямолинейное равноускоренное движение. Ускорение.

09.14

7

7

Скорость прямолинейного равноускоренного движения. График скорости.

09.14

8

8

. Решение задач по т. «Скорость прямолинейного равноускоренного движения. График скорости»

09.14

9

9

Перемещение при прямолинейном равноускоренном движении.

09.14

10

10

Решение задач на определение перемещения и координаты тела при прямолинейном равноускоренном движении.

09.14

11

11

Перемещение при прямолинейном равноускоренном движении без начальной скорости.

09.14

12

12

Лабораторная работа № 1 «Исследование равноускоренного движения без начальной скорости».

09.14

13

13

Прямолинейное и криволинейное движение.

09.14

14

14

Движение тела по окружности с постоянной по модулю скоростью.

10.14

15

15

Период и частота обращения. Решение задач на движение тела по окружности.

10.14

16

16

Относительность движения.

10.14

17

17

Решение задач по теме «Механическое движение  и его виды». Подготовка к контрольной работе № 1.

10.14

18

18

Контрольная работа № 1

 по  теме «Механическое движение  и его виды».

10.14

Законы Ньютона. Силы тяготения (11 часов).

19

1

Анализ контрольной работы № 1 и коррекция ЗУН.

Инерциальные системы отсчета. Первый закон Ньютона.

10.14

20

2

Второй закон Ньютона.

10.14

21

3

Решение задач на применение второго закона Ньютона.

10.14

22

4

Третий закон Ньютона.

11.14

23

5

Закон всемирного тяготения. Сила тяжести.

11.14

24

6

Решение задач на применение закона всемирного тяготения. Определение силы тяжести. Свободное падение тел. Экспериментальное задание «Измерение ускорения свободного падения».

11.14

25

7

Движение тела брошенного вертикально вверх.. 

11.14

Движение тела, брошенного горизонтально и под углом к горизонту. Решение задач.

11.14

26

8

Ускорение свободного падения на Земле и других небесных телах.

11.14

II Триместр

27

9

Решение задач на применение закона всемирного тяготения  и расчет ускорения свободного падения. Искусственные спутники Земли.

11.14

28

10

Повторение и обобщение темы «Законы Ньютона. Силы в природе».

Подготовка к контрольной работе № 2.

11.14

29

11

Контрольная работа № 2

по теме «Законы Ньютона. Силы в природе». 

11.14

3. Законы сохранения. (5часов)

30

1

Анализ контрольной работы № 2 и коррекция ЗУН.

Импульс силы. Импульс тела. Закон сохранения импульса

12.14

31

2

Решение задач на применение закона сохранения импульса. Реактивное движение. Значение работ К.Э.Циолковского

12.14

32

3

Закон сохранения механической энергии.

12.14

33

4

Решение задач на применение законов сохранения в механике.

12.14

34

5

Обобщение темы «Законы сохранения  в механике». Проверочная работа.

12.14

Тема II. Механические колебания и волны. Звук. (15часов)

35

1

Анализ с\р и коррекция ЗУН. Колебательное движение. Свободные колебания. Превращение энергии при колебательном движении Колебательные системы.

12.14

36

2

Величины, характеризующие колебательное движение.

 Экспериментальное задание  «Проверка зависимости периода колебаний пружинного маятника от массы груза»

12.14

37

3

Лабораторная работа №3 «Исследование зависимости периода и частоты свободных колебаний математического маятника от его длины».

12.14

38

4

Гармонические колебания..

12.14

39

5

Затухающие колебания Вынужденные колебания.  Резонанс.

12.14

40

6

Распространение колебаний в упругой среде. Виды  волн.

12.14

41

7

Длина волны. Скорость распространения волны.

01.15

42

8

Источники звука.  Высота и тембр звука

01.15

43

9

Громкость звука. Распространение звука.

01.15

44

10

Скорость звука. Отражение звука. Эхо.

01.15

45

11

Решение задач на определение скорости звука и длины звуковой волны.

01.15

46

12

Звуковой резонанс.

01.15

47

13

Интерференция звука.

02.15

48

14

Повторение и обобщение темы «Механические колебания и волны. Звук ». Подготовка к контрольной работе № 3

02.15

49

15

Контрольная работа  № 3

 по теме «Механические колебания и волны. Звук».

02.15

Тема III. Электромагнитное поле (21час).

3.1 Электромагнитные явления (13 часов)

50

1

Электромагнитное поле

02.15

51

2

Направление тока и направление линий его магнитного поля.

02.15

52

3

Обнаружение магнитного поля по его действию на электрический ток. Правило левой руки.

02.15

53

4

Индукция магнитного поля.

Магнитный поток.

02.15

54

5

Решение задач по теме  «Индукция магнитного поля.

Магнитный поток»

02.15

55

6

Явление электромагнитной индукции.

Экспериментальное задание «Изучение явления электромагнитной индукции».

02.15

56

7

Лабораторная работа: Изучение явления электромагнитной индукции.

02.15

III Триместр

57

8

Направление индукционного тока. Правило Ленца.

03.15

58

9

Явление самоиндукции

03.15

59

10

Получение и передача переменного электрического тока. Трансформатор.

03.15

60

11

Электромагнитное поле. Электромагнитные волны

03.15

61

12

Конденсатор

03.15

62

13

Колебательный контур, получение электромагнитных колебаний. Радиовещание и телевидение.

03.15

63

1

Интерференция света

03.15

64

2

Электромагнитная природа света.

03.15

65

3

Преломление света.

03.15

66

4

Дисперсия света.

03.15

67

5

Типы спектров. Спектрограф и спектроскоп. Спектральный анализ.

03.15

68

6

Поглощение и испускание света атомами.

03.15

69

7

Повторение и обобщение темы «Электромагнитные явления». Подготовка к контрольной работе № 4

03.15

70

8

Контрольная работа № 4

 по теме «Электромагнитные явления».

03.15

Тема IV. Строение атома и атомного ядра ( 14часов).

71

1

Анализ контрольной работы № 4 и коррекция ЗУН.

Доказательства сложного строения атомов.

Модели атомов. Опыт Резерфорда.

04.15

72

2

.Радиоактивные превращения атомных ядер

04.15

73

3

Методы исследования частиц. Открытие протона и нейтрона.

04.15

74

4

Состав атомного ядра. Массовое и зарядовое числа.

04.15

75

5

Ядерные силы. Энергии связи. Дефект масс.

04.15

76

6

Деление ядер урана. Цепная реакция.

04.15

77

7

Лабораторная работа №5 Изучение деления ядра атома урана по фотографии треков

04.15

78

8

Атомный реактор. Ядерная энергетика.

04.15

79

9

Лабораторная работа №6 Изучение треков заряженых частиц по их фотографиям

05.15

80

10

Биологическое действие радиации. Радиоактивный распад.

05.15

81

11

Термоядерная реакция.

05.15

82

12

Элементарные частицы. Античастицы.

05.15

83

13

Обобщающее повторение по теме «Строение атома»

05.15

84

14

Контрольная работа №5

 по теме «Строение атома».

05.15

85

15

Анализ контрольной работы № 5 и коррекция ЗУН.

05.15

86 – 95

Повторение пройденного материала. Подготовка к экзаменам.

05.15

96 - 102

Резерв учебного времени

  1. Обеспечение образовательного процесса:

Программно-методическое обеспечение  рабочей программы:

  • Федеральный  государственный  образовательный  стандарт основного общего образования (Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от «17» декабря 2010 г. № 1897, стр.16-17)
  • Примерная  программа основного общего образования по физике. 7-9 классы» (В. А. Орлов, О. Ф. Кабардин, В. А. Коровин, А. Ю. Пентин, Н. С. Пурышева, В. Е. Фрадкин, М., «Просвещение», 2013 г.);
  • Авторская  программа  основного общего образования по физике для 7-9 классов (Н.В. Филонович, Е.М. Гутник, М., «Дрофа», 2012 г.)  

УМК «Физика. 7 класс»

  1. Физика. 7 класс. Учебник (автор А. В. Перышкин).
  2. Физика. Рабочая тетрадь. 7 класс (авторы Т. А. Ханнанова, Н. К. Ханнанов). Физика.  Методическое  пособие.  7  класс  (авторы Е. М. Гутник, Е. В. Рыбакова).
  3. Физика.  Тесты.  7  класс  (авторы  Н. К. Ханнанов, Т. А. Ханнанова).
  4. Физика. Дидактические материалы. 7 класс (авторы А. Е. Марон, Е. А. Марон).
  5. Физика. Сборник вопросов и задач. 7—9 классы (авторы А. Е. Марон, С. В. Позойский, Е. А. Марон).
  6. Электронное приложение к учебнику.

УМК «Физика. 8 класс»

  1. Физика. 8 класс. Учебник (автор А. В. Перышкин).
  2. Физика.  Методическое  пособие.  8  класс  (авторы Е. М. Гутник, Е. В. Рыбакова, Е. В. Шаронина).
  3. Физика.  Тесты.  8  класс  (авторы  Н. К. Ханнанов, Т. А. Ханнанова).
  4. Физика. Дидактические материалы. 8 класс (авторы А. Е. Марон, Е. А. Марон).
  5. Физика. Сборник вопросов и задач. 7—9 классы (авторы А. Е. Марон, С. В. Позойский, Е. А. Марон).
  6. Электронное приложение к учебнику.

УМК «Физика. 9 класс»

  1. Физика. 9 класс. Учебник (авторы А. В. Перышкин, Е. М. Гутник).
  2. Физика. Тематическое планирование. 9 класс (автор Е. М. Гутник).
  3. Физика.  Тесты.  9  класс  (авторы  Н. К. Ханнанов, Т. А. Ханнанова).
  4. Физика. Дидактические материалы. 9 класс (авторы А. Е. Марон, Е. А. Марон).
  5. Физика. Сборник вопросов и задач. 7—9 классы (авторы А. Е. Марон, С. В. Позойский, Е. А. Марон).
  6. Электронное приложение к учебнику.

Электронные учебные издания:

  1. Физика. Библиотека наглядных пособий. 7—11 классы (под редакцией Н. К. Ханнанова).
  2. Лабораторные работы по физике. 7 класс (виртуальная физическая лаборатория).
  3. Лабораторные работы по физике. 8 класс (виртуальная физическая лаборатория).
  4. Лабораторные работы по физике. 9 класс (виртуальная физическая лаборатория).

Список наглядных пособий:

Таблицы общего назначения

  1. Международная система единиц (СИ).
  2. Приставки для образования десятичных кратных и дольных единиц.
  3. Физические постоянные.
  4. Шкала электромагнитных волн.
  5. Правила по технике безопасности при работе в кабинете физики.
  6. Меры безопасности при постановке и проведении лабораторных работ по электричеству.
  7. Порядок решения количественных задач.

Тематические таблицы

1. Броуновское движение. Диффузия.

2. Поверхностное натяжение, капиллярность.

3. Манометр.

4. Строение атмосферы Земли.

5. Атмосферное давление.

6. Барометр-анероид.

7. Виды деформаций I.

8. Виды деформаций II.

9. Глаз как оптическая система.

10. Оптические приборы.

11. Измерение температуры.

12. Внутренняя энергия.

13. Теплоизоляционные материалы.

14. Плавление, испарение, кипение.

15. Двигатель внутреннего сгорания.

16. Двигатель постоянного тока.

17. Траектория движения.

18. Относительность движения.

19. Второй закон Ньютона.

20. Реактивное движение.

21. Космический корабль «Восток».

22. Работа силы.

23. Механические волны.

24. Приборы магнитоэлектрической системы.

25. Схема гидроэлектростанции.

26. Трансформатор.

27. Передача и распределение электроэнергии.

28. Динамик. Микрофон.

29. Модели строения атома.

30. Схема опыта Резерфорда.

31. Цепная ядерная реакция.

32. Ядерный реактор.

33. Звезды.

34. Солнечная система.

35. Затмения.

36. Земля — планета Солнечной системы. Строение Солнца.

37. Луна.

38. Планеты земной группы.

39. Планеты-гиганты.

40. Малые тела Солнечной системы.

Оборудование и приборы.

Номенклатура учебного оборудования по физике определяется стандартами физического образования, минимумом содержания учебного материала, базисной программой общего образования. Лабораторное  и демонстрационное оборудование указано  в Перечне учебного оборудования по физике для общеобразовательных учреждений РФ.

Для постановки демонстраций достаточно одного экземпляра оборудования, для фронтальных лабораторных работ не менее одного комплекта оборудования на двоих учащихся.

СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

  • Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации»(в действующей редакции).
  • Федеральный  государственный  образовательный  стандарт основного общего образования (Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от «17» декабря 2010 г. № 1897, стр.16-17)
  • Примерная  программа основного общего образования по физике. 7-9 классы» (В. А. Орлов, О. Ф. Кабардин, В. А. Коровин, А. Ю. Пентин, Н. С. Пурышева, В. Е. Фрадкин, М., «Просвещение», 2013 г.);
  • Авторская  программа  основного общего образования по физике для 7-9 классов (Н.В. Филонович, Е.М. Гутник, М., «Дрофа», 2012 г.)  
  • Программы для общеобразовательных учреждений. Физика. Астрономия. 7-11 кл. / сост. В. А. Коровин, В. А. Орлов. –1-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2008. – 334 с.
  • Сборник нормативно-правовых  документов и методических материалов. Физика. / сост. Т. Б. Васильева, И.Н. Иванова. – М.: Вентана -Граф, 2007 . -208 с.

http://standart.edu.ru/

http://www.posobie.sch 901.edusite.ru/p6aa1.html

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

рабочие программы 7-11 класс по физике

Рабочая программа и календарно-тематическое планирование по 7-9 классам   (А.В. Перышкин, Е.М. Гутник), по 10-11 классам (В.С. Данюшенков, О.В. Коршунова)....

Рабочая программа 7-9 класс физика(индивидуальное обучение)

Рабочая программа 7-9 класс физика(индивидуальное обучение)...

Рабочая программа для 10 класса по физике

Рабочая программа для 10 класса по физике к УМК С.А.Тихомировой, 2 ч/нед....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе Класс – 11 Ф (физико-математический профиль) .

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе    составлена на основе авторской педагогической разработки  комбинаторного типа " Программа " Литература для обучающихся 9-11 классов", авторы: Дёмина Н...

Рабочая программа 10-11 класс физика Базовый уровень

Рабочая программа 10-11 класс физика Базовый уровень ( 2 часа в неделю)...

Рабочая программа 10-11 класс по физике Профильный уровень 5часов/неделя

Рабочая программа 10-11 класс по физике Профильный уровень 5 часов/неделю...

Физика. Рабочая программа 10 класс

Рабочая программа по физике для 10-го класса, учебник Г.Я. Мякишева, Б.Б. Буховцева, 68 часов (2 урока в неделю), базовый уровень....