интегрированный урок физики и информатики по теме "Информационная картина мира"
методическая разработка по физике (7 класс) по теме


Скачать:

ВложениеРазмер
Файл доклад31.07 КБ
Файл urok_fiziki_dlya_7_klassa.docx47.15 КБ
Файл bult_ite5ele.docx21.05 КБ
Файл doklad_got.docx51.02 КБ
Microsoft Office document icon 17._dlina_volny._skorost_volny.doc47.5 КБ
Файл atya_informatsionnaya_kartina_mira.docx162 байта

Предварительный просмотр:

Учителя: Семенова А.В., учитель английского языка, Васильева Р.С. учитель физики

Место работы, должность: 

 МБОУ «1Кюлетская средняя общеобразовательная школа»

Уровень образования: 

 среднее (полное) общее образование

Класс: 

 7 класс

Предмет: 

 Английский язык, физика

Цель урока:

- совершенствовать умение говорить по теме в монологической и диалогической речи;

- ознакомить с научными открытиями И.Ньютона и изучить их роль в жизни.

Задачи:

-  развивать логическое мышление, творческую мыслительную деятельность, наблюдательность, кругозор, память учащихся;

- развивать интерес к культуре и научным достижениям других народов;

-  воспитывать чувство товарищества и взаимопомощи, внимательное отношение друг к другу, умение прислушиваться к мнению одноклассников;

- поддерживать интерес к чтению, прививать интерес к знакомству со страной изучаемого языка

Тип урока: 

 Урок ознакомления с новым материалом

Используемое оборудование: компьютер, проектор

Оснащение:  раздаточный материал.

Используемые ЦОР: 

Презентация об Исааке Ньютоне

Краткое описание: 

Интегрированный урок по теме "Исаак Ньютон и его открытия", где учащиеся отрабатывают навыки использования новой лексики, знакомятся с великими открытиями Ньютона.

 

Ход урока:

  1. Организационный момент
  2. Актуализация знаний, формулирование темы урока
  3. Постановка целей урока
  4. Введение новой лексики
  5. Работа с текстом
  6. Подведение итогов

I.                   Орг. момент.

Учитель английского языка:

Добрый день, друзья! Здравствуйте,  уважаемые коллеги! Сегодня у нас с вами не совсем обычная встреча. А не обычная она не только потому, что нас сегодня здесь так много, а потому, что я всех вас приглашаю совершить увлекательное путешествие в старую добрую Англию. (СЛАЙД 1)

- Как вы думаете, зачем я приглашаю вас именно в Англию? Что вам известно об этой стране? (ОТВЕТЫ УЧЕНИКОВ)

- Англия действительно богата своими достопримечательностями (СЛАЙДЫ 2, 3) своим историческим прошлым, своими выдающимися людьми. К памятнику одному из них я вас приглашаю. (СЛАЙД 4)

- Посмотрите внимательно на скульптурную композицию, как вы думаете, кому сотворен этот памятник и почему? (ОТВЕТЫ УЧЕНИКОВ)

II.                Актуализация знаний, формулирование темы урока.

УФ:

На самом деле этот памятник сотворен в честь великого английского физика И. Ньютона, похороненного в Вестминстерском аббатстве. (НА ФОНЕ СЛАЙДА) На его усыпальнице установлено роскошное надгробье работы скульптора Михаэля Рисбрака. На массивном саркофаге из черного мрамора находится скульптура великого ученого, который опирается на внушительную стопку собственных трудов. У ног Ньютона – два крылатых ангела разворачивают свиток. Прямо за спиной Ньютона высится пирамида, из которой выступает массивный шар в виде барельефа. На нем изображены всевозможные небесные тела. На саркофаге изображена группа мальчиков, которые держат инструменты, связанные с работами Ньютона (включая телескоп и призму).

- На могиле Ньютона написано: «Пусть смертные радуются, что существовало такое украшение рода человеческого».(СЛАЙД 5 – ТЕМА УРОКА)

III.             Постановка целей урока.

            УФ:

- Теперь вы понимаете, зачем я вас привела вас именно  к этой скульптуре? Чем же мы будем сегодня заниматься? (УЧАЩИЕСЯ ФОРМУЛИРУЮТ ЦЕЛИ УРОКА – познакомиться  с выдающимися открытиями И. Ньютона в области физики)

- Находясь в Англии, в музее и библиотеке  Вестминстерского аббатства, сможем ли мы разобраться в тех рукописях, которые остались человечеству в наследство? С какими проблемами мы наверняка столкнемся? (АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК) Поможет справиться с этой проблемой учитель английского языка.

        Учитель английского (УА):  -

- Good morning boys and girls. How are you today? Are you ready to travel and visit the museum and the library of WESTMINSTER ABBEY? Why? What would you like to see and learn  there?

(Доброе утро, мальчики и девочки. Вы готовы посетить музей и библиотеку Вестминстерского аббатства? Что бы вы хотели увидеть и узнать там?)

(наводящие вопросы для учащихся, которые затрудняются сами ответить на вопрос) 

- Would you like to learn some information about the life of Isaak Newton?

(Вы хотели бы узнать больше информации о жизни Исаака Ньютона?)

- Is it interesting to read about his work/ discoveries?

(Это интересно прочитать о его открытиях?)

- Do you know anything about him? If not …  Where can we do that? …. I invite you to the library. (СЛАЙД 6)

(Вы знаете что ни будь о нём? Если нет….Где мы можем сделать это?.....Я приглашаю вас в библиотеку.) 

IV. Введение новой лексики.

(СЛАЙД 7)

-Have you ever heard about ‘Diamond’? ‘Diamond’ was Isaac Newton`s dog. He made a lot of very important discoveries in Physics. Diamond is well-known for the fact that, once it  knocked over a candle and burnt his master`s scientific works. That`s why we can find only the scorched sheets of paper.

(Вы когда ни будь слышали о Даймонде? Даймонд была собакой Исаака Ньютона.Он сделал очень много важных открытий в физике. Даймонд известна тем, что однажды она опрокинула свечу и сожгла научные труды своего хозяина. Поэтому мы можем найти только обгоревшие листочки бумаги.)

   -Let’s read and learn some information from them.

       (Давайте прочитаем их)

-    Look through these sheets. Are there any new words for you?

      (Просмотрите эти листочки. Есть ли здесь для вас новые слова?)

·                    to receive a degree

·                    danger of plague

·                    calculation

·                    discovery

·                    light

·                    a rainbow

·                    consists of

·                    attention

·                    to fall

·                    the law

·                    side-wards

·                    gravitation

·                    was drawn

·                    was buried

·                    the theory

-   Find  unknown words, read  them guess the meaning.

(Найдите неизвестные слова, прочитайте и догадайтесь о их значении)

(СЛАЙД 8)

( на одном слайде выходят все новые слова) 

- To help you to understand the text better I prepared some words for you to learn.

(Чтобы помочь вам понять текст лучше, я приготовила некоторые слова, чтобы вы с ними познакомились.)

(Учитель раздает карточки с новыми словами.)

- And now let’s read and translate these words. You can write down them into your cards.

(А теперь давайте прочитаем и переведём эти слова. Вы можете записывать их в свои карточки.)

(перевод слов выходит анимацией на слайде, дети вписывают перевод себе в карточки)

V.Работа с текстом.

Isaac Newton / Исаак Ньютон

Newton, one of the greatest scientists of all times was born in 1642 in little village in England. His father was a farmer and died before Newton was born. His mother was a clever woman whom he always loved.

After the school, Newton studied mathematics at Cambridge University and received his degree in1665. Then the university was closed because of the danger of plague and Newton went home for eighteen months. It was most important period of his life when he made his three great discoveries - the discoveries of the differential calculations, of the nature of white light, and of the law of gravitation.

These discoveries are still important for the modern science. Newton had always been interested in the problems of light. Many people saw the colours of a rainbow but only Newton showed, by his experiments, that white light consists of these colours.

It is interesting how he discovered the law gravitation. Once, as he sat at the garden, his attention was drawn by the fall of an apple. Many people saw such an usual thing before. But it was Newton who asked himself a question: "Why does that apple fall perpendicularly to the ground? Why doesn't it go sidewards or up-wards?" The answer to this question was the theory of gravitation, discovered by Newton.

Newton died at the age of 84, and was buried in Westminster Abbey, where his monument stands today.

1) Работа с 1 абзацем.

- Take the first paragraph, read and find out the main idea of the text.

(Возьмите первый абзац, прочитайте и выделите главную мысль.)

- What have you learnt?

(Что вы узнали?)

(наводящие вопросы)

1.                  When was Newton born?

2.                  Where was Newton born?

3.                  Where did he study?

4.                  What discoveries did he do?

2) Работа с 2 абзацем.

 - Take the second paragraph, read and answer the question: “What important discovery did he make?”

(Возьмите второй абзац, прочитайте и ответьте на вопрос: «Какое важное открытие он сделал?»)

   (What did Newton say to people about rainbow? наводящий вопрос)

- Could you tell me about this discovery?...Why not?

(Вы можете рассказать мне об этом открытии?...Почему нет?)

Let’s ask your teacher of Physics for help. She can tell us about the nature of white light.

(Давайте попросим нашего учителя физики помочь нам. Она может рассказать нам о природе белого света.)    

 УФ:  рассказ учителя физики о дисперсии света (СЛАЙД 9), демонстрация спектроскопа. 

Нам кажется, что свет — белый. Но на самом деле он состоит из разных цветов. Бывает, что во время дождя выглянет солнце, и тогда солнечный свет преломляется в капельках воды и «распадается» на несколько цветов. Этих цветов всегда семь, и они расположены в строгой последовательности: красный — оранжевый — желтый — зеленый — голубой — синий — фиолетовый. Так в небе и возникает красивая разноцветная радуга.

А как сделать радугу в домашних условиях? Не обязательно дожидаться дождя, чтобы увидеть это природное явление. Она также может появиться и в брызгах воды, если поливать растения в саду в яркий солнечный день. есть и другие способы получения радуги дома, даже без воды. Вместо зеркальца для этой цели прекрасно подойдет старый CD-диск. Луч света, проходя через треугольную призму, распадается на семь цветов радуги.Зеркальная поверхность диска изготовлена из пластика, на которой расположены многочисленные бороздки. Эти бороздки действуют, как множество маленьких призм, помещенных по кругу. Поэтому, когда свет попадает на диск, образуется радуга.

3) Работа с 3 и 4 абзацем.

- Take the third and fourth paragraph.

1. What law did he discover?

2. Where did Newton discover the law of gravitation?

3. How did he discover it?

-  What can you tell us about the law of gravitation?

(Что вы можете рассказать о законе притяжения?)

-   Let`s ask your teacher of Physics to help you again.

(Давайте попросим нашего учителя физики помочь нам опять.)

УФ:  рассказ учителя физики о законе всемирного тяготения (СЛАЙД 10, 11), демонстрация трубки Ньютона.

Галилей доказал, что земной шар сообщает всем телам одно и то же ускорение. Все тела достигали поверхности Земли примерно за одно и то же время.

  Особенно прост и убедителен опыт, проведенный впервые Ньютоном. В стеклянную трубку помещают различные предметы: дробинки, кусочки пробки, пушинки и т. д. Если перевернуть трубку так, чтобы эти предметы могли падать, то быстрее всего упадет дробинка, за ней - кусочек пробки и, наконец, плавно опустится пушинка. Но если выкачать из трубки воздух, то мы увидим, что все три тела упадут одновременно. Значит, движение пушинки задерживалось ранее сопротивлением воздуха, которое в меньшей степени сказывалось на движении, например, пробки. Когда же на эти тела действует только притяжение к Земле, то все они падают с одним и тем же ускорением.

Конечно, на основании данного опыта еще нельзя утверждать, что ускорение всех тел под действием притяжения Земли строго одинаково. Но и более точные опыты, проведенные с помощью самой совершенной современной экспериментальной техники, дают те же результаты.

   Если сопротивление воздуха отсутствует, то вблизи поверхности Земли ускорение падающего тела постоянно. Этот факт  впервые был установлен Г. Галилеем.  Движение тела только под влиянием притяжения его к Земле называют свободным падением.

VI. Подведение итогов.

     - We have finished our travel about Britain. Did you like it?

(Мы закончили наше путешествие по Британии. Вам понравилось?)

   -  Look at this plan and say what did you learn about the life and work of  Isaak  Newton?

(Посмотрите на план и скажите, что вы узнали о жизни и работе Исаака Ньютона?)

      (СЛАЙД 12)

 

       УФ:  - Вот и подошло к концу наше путешествие, хочется закончить его словами Ньютона о самом себе: (СЛАЙД 13)

- «Не знаю, как меня воспринимает мир, но сам себе я кажусь только мальчиком, играющим на морском берегу, который развлекается тем, что время от времени отыскивает камешек более пестрый, чем другие, или красивую ракушку, в то время как великий океан истины расстилается передо мной неисследованным».

- До новых встреч на уроках физики и английского языка.

Министерство образования и науки РС(Я)

Вилюйское улусное (районное) управление образование

МБОУ «1Кюлетская СОШ»

Конспект интегрированного урока в 7 классе

по теме «Isaac Newton and his discovers»

Авторы – составители: Учитель физики Васильева Р.С.,

учитель английского языка Семенова А.В.

2017

  -                  to receive a degree

·                    danger of plague

·                    calculation

·                    discovery

·                    light

·                    a rainbow

·                    consists of

·                    attention

·                    to fall

·                    the law

·                    side-wards

·                    gravitation

·                    was drawn

·                    was buried

·                    the theory



Предварительный просмотр:

Урок физики для 7 класса
Тема: Расчет массы и объема  тела по его плотности.

Цели урока:

  •   Образовательные: определение массы и объема тела по заданной  плотности; вывод основных соотношений; определение плотность твердого тела экспериментальным путем.
  •  Развивающие: развитие экспериментальных умений, навыков, логического мышления, обоснование своих высказываний, развитие навыков работы в группе.
  •   Воспитательные: формирование навыков самостоятельной работы,  воспитание чувства  сотрудничества в процессе совместного выполнения учебного задания.  

Задачи:  

 1. Мотивировать учащихся  на изучение нового материала.

 2. Организовать работу для опытно-экспериментальной деятельности учащихся.

 3. Создать условия для организации самостоятельного исследования в деятельности учащихся.

 4. Обсудить полученный результат.

 5. Организовать рефлексию деятельности учащихся на уроке, направленную на достижение цели урока.

Формируемые умения: работать  с приборами, наблюдать, сравнивать, анализировать, решать задачи.

Методы обучения: проблемный, частично-поисковый.

Формы организации познавательной деятельности: фронтальная, групповая, индивидуальная.

Средства обучения: ноутбук, мультимедийный проектор; лабораторное оборудование: весы, гири, мензурки, картофель разных  размеров.

Тип урока - комбинированный (урок изучения новой темы и первичного закрепления). Урок, раскрывающий содержание темы «Расчет  массы и объема тела по плотности» рассчитан на учащихся 7 класса, обучающихся по программе А.В. Перышкина и выполняет определенные функции: образовательную, воспитательную, развивающую и стимулирующую.

Образовательная функция данного урока связана с определением массы и объема тела по заданной плотности, выводом основных соотношений, экспериментальным определением: плотности твердого тела, массы  и объема тела


 План урока

Этап

Время, мин.

Приемы и методы

I. Организационный    

5

Сообщение учителя

II. Актуализация полученных знаний, умений и навыков                    

10

Тест. Взаимопроверка.

Работа в группах.

III.Формирование новых знаний и умений

10

Сообщение учителя

IV. Применение полученных знаний и умений

15

Работа в группах.

V. Домашнее задание

2

Записи в дневниках.

VI. Подведение итогов.                            

3-4

Обобщение. Выводы.                                                                                                               Записи на доске и в                                                                                                        дневниках.  

Ход урока:

I этап: Организационный.

1. Ребята, сегодня мы поговорим о некоторых физических величинах. О каких именно вы узнаете, отгадав загадки:(Слайд2-3)

1. Две сестры качались,

Правды добивались,

А когда добились,

То остановились.

- Какую физическую величину мы измеряем с помощью этого прибора? (слайд 4) 

(предлагаются версии ответа)

Какие единицы измерения массы мы знаем?

Ребята, необходимо выразить в килограммах массы тел (слайд 5)

А теперь еще одну загадку отгадаем.

2. Все мы с Вами твёрдо знаем,

Что линейкой измеряем

Мы у куба высоту, ширину

Ну, и длину.

Подскажите, что за связь

Существует между ними?

- Что можно вычислить, зная эти параметры тела? (предлагаются версии ответа) (слайд 6-7)

-Каким образом можно измерить объем тела неправильной формы?(слайд 8)

2. Зная массу и объём, какую физическую величину можно вычислить?(слайд 7)

3. Какой буквой она обозначается?

II этап: Актуализация полученных знаний, умений и навыков                      

1)  Уровень усвоения этого понятия, поможет определить тест. У вас на партах лежат листочки с тестами. Листочки подписали.

Ученики выполняют тесты по вариантам,  ответы записывают на листочках.  Затем,  поменявшись своими листочками с соседом по парте, проверяют работы друг друга, (ответы  высвечиваю на проекторе). Выставляются оценки. Прошу поднять руки тех, кто получил оценку 5, затем 4 и 3.Образец теста.

Вариант 1

№1 По какой из нижеприведенной формуле можно рассчитать плотность вещества ?

А) 1-1    B) 1-5  C) 1-3    D) 1-4    E) 1-2

№2 Какое из нижеприведенных утверждений справедливо ? 
Плотность вещества это -

А)  физическое явление   B)  физическое тело

C)  величина определяющая объём тела

 D)  величина определяющая массу тела

E)  величина определяющая массу тела в единице объема

№3  Какие из нижеприведенных веществ имеют одинаковую плотность ?

А)  Вода и керосин     B)  Вода и нефть    C)  Керосин и спирт

D)  Спирт и ртуть        E)  Нефть и спирт.

№4  Расположить нижеприведенные вещества - алюминий, золото, серебро в порядке увеличения их плотностей.

А)  Алюминий, золото, серебро    B)  Алюминий, серебро, золото

C)  Золото, серебро, алюминий     D)  Золото, алюминий, серебро

№5 Три кубика имеют одинаковую массу. В каком из нижеприведенных соотношений находятся плотности этих тел?

18

А)  P1< P2< P3                 B)  P1>P2>P3              C)  P1< P3< P3  

D)  P1>P2>P3                 E)  P1= P2=P3

Вариант 2

№1 По какой из нижеприведенной формуле можно рассчитать плотность вещества?

А) 1-1    B) 1-2   C) 1-3    D) 1-5     E) 1-4

№2 Какое из нижеприведенных утверждений справедливо ?
Плотность вещества это -

А)  физическое явление   B)  физическое тело

C)   величина определяющая массу тела в единице объема

D)  величина определяющая массу тела

E) величина определяющая объём тела

№3 Какие из нижеприведенных веществ имеют одинаковую плотность?

А)  Спирт и ртуть     B) Спирт и керосин       C)  Вода и спирт

D) Вода и нефть    E)  Нефть и спирт.

№4  Расположить нижеприведенные вещества - алюминий, золото, серебро в порядке уменьшения их плотностей.

А)  Золото, алюминий, серебро B)  Алюминий, серебро, золото

C)  Золото, серебро, алюминий     D) Алюминий, золото, серебро    

№5 Три кубика имеют одинаковую массу. В каком из нижеприведенных соотношений находятся плотности этих тел?

18

А)  P1< P3< P2         B)  P1>P2>P3              C)  P1= P2=P3

D)  P1>P2>P3                 E)  P1< P2< P3                

Ответы:

Вариант

1

2

3

4

5

1

B

E

C

B

A

2

D

C

B

C

E

2) Экспериментальная работа №1

Определить плотность картофеля.

Необходимое оборудование у вас на партах.

Взвешиваем картофель, затем с помощью мензурки определяем объем.

 Запись на листочках.

Дано:                                                                 Решение:

m=16, 5 г

V=14 см3                                                      p=m/V

Найти:                                                p=16,5 г/14 см3

р                                                          p=1, 18 г/см3

                                                Ответ:  p=1, 18 г/см3

 Экспериментальная работа №2

Определить объем данного картофеля

Ребята мы знаем, что наш фермер Иванов Виктор Семенович выращивает картофель .И он вырастил замечательную картофель. Приезжают к нему из разных сел нашего улуса, но закупают картофелины определенного размера и он попросил определить объем картофеля.  Давайте, определим ее объем. Вот только в мензурку, да и в отливной стакан она не войдет. Как быть?

 Сегодня у нас как раз тема данного урока и будет  на определение массы и объема тела.

  III этап: Формирование новых знаний и умений

Тема нашего урока :

«Расчёт массы и объёма тела по его плотности »

Зная m и V , можем вычислить плотность вещества

ρ = m /V

Зная плотность вещества и объем тела всегда можно определить массу тела:

                                                   m = ρ V

Чтобы вычислить массу тела, если известны его плотность и объем, надо плотность умножить на объем.( открываем учебники на страницу 52)

Зная плотность вещества и массу тела можно определить объем тела:

V = m / ρ

Чтобы вычислить объем тела, если известно его масса и плотность, надо массу разделить на плотность.

IV. Применение полученных знаний, умений и навыков

 На этапе актуализации темы и постановки проблемы, решаются следующие задачи:

1) Экспериментальная задача

Определите объема тела. (работа в группах)

 Ученик:

Взвешиваем картофель, затем используя значения плотности картофеля из экспериментальной задачи №1, определяем объем данного картофеля.

 Запись в тетрадях.

Дано:                                                                 Решение:

m=150 г

p=1, 18 г/см3                                                          V  =m/ p

Найти:                                                V  =150 г/1, 18 г/см3

   V-?                                                      V  =127 см3

                                                Ответ:  V  =127 см3

2)   1. Медный брусок имеет массу 26,7 кг. Определите объем данного бруска. (Ответ: 3 дм3.)

2. Объём свинцовой дроби 0,2 см3. Какова её масса? (0,023кг)

3.  (задача с экологическим содержанием для самостоятельного решения на местах).

   Какой объём газа выделяет в городе, загрязняя среду, автомобиль, израсходовав за день 20 кг бензина? Плотность газа равна 0,002 кг/м3.

Вопросы для закрепления                          

  1. Что показывает плотность?
  2. Что означает запись: «Плотность гранита –  

       2600кг/м?

3.   Какие единицы плотности вы знаете? Как они соотносятся друг с другом?

4.   Два кубика — из золота и серебра — имеют одинаковую массу. Какой из них имеет больший объем?

  1. Зависит ли плотность воды от её объёма?
  2. Объёмы воды и нефти одинаковы. Масса какой жидкости будет больше? Почему?
  3. Объём чего больше: 1 кг ваты и 1 кг гвоздей?

2. Домашнее задание

Изучить § 22, упражнение 8(1,2) решить

VI. Подведение итогов.  

1.Что было изучено сегодня на уроке ?

2.Что мы делали ?

3. Что вам запомнилось больше всего ?

4.Самым интересным было …?

Выставление оценок.

Министерство образования Республики Саха (Якутия)

МБОУ «1 Кюлетская СОШ» Вилюйского улуса

Расчет массы и объема тела по его плотности

Составитель: Васильева Р.С.,

Учитель физики

с.Усун 2015г.



Предварительный просмотр:

Биир дойдулаахпыт, оскуолабыт выпускнига

ытык иэһин төлүү сылдьан хорсун быһыыны оҥорбут

Семенов Айуол Викторович

сырдык кэриэһигэр аналлаах оскуолатааҕы

«Уоланнар ааҕыылара»

Дакылаат

Булт итэҕэлэ

1 Күүлэт орто оскуолатын 5 кылаас

үөрэнээччитэ Никифоров Мирон толордо.

Руководитель: Васильева Регина Семеновна,

1 Күүлэт орто оскуолатын физика учуутала

2017 с.

Киириитэ

Сыал: Кыыллары бултааһын анал абыычайдарын чинчийии уонна үөрэтии.

Объект: Абыычайдар.

Предмет: Кыыллары бултааһын абыычайдара.

Соруктар:

  • Саха сиригэр баар кыыллары үөрэтии;
  • Былыр кыыллары хайдах бултуулларын чинчийии;
  • Кыыллары бултааһын анал абыычайдарын булан үөрэтии, оҕолорго тарҕатыы.

Туттуллубут ньымалар: литератураны аа5ыы, үөрэтии.


Сүрүн чааһа

Эһэни, саһылы, бөрөнү, бэдэри, тайаҕы, табаны о.д.а. кыыллары ытыгылыыр сиэр-туом былыр-былыргыттан олохсуйбут. Бу кыыллары бултааһын анал абыычайдардаах.

Эһэҕэ сүгүрүйүү – сахалар бүттүүннэрин итэҕэлэ. Сорох сирдэргэ эһэни бултуу тахсалларгыар туох да саҥата-иҥэтэ суох бэлэмнэнэр буоллахтарына, Бүлүү сахалара сэрэтэн-этэн баран бултуу тахсаллар. Эһэҕэ утуйа сыттаҕына, биллэрбэккэ саба түһэр аньыы, кэлин атын эһэлэр ону иэстэһэллэр. Эһэни сэрэппэккэ өлөрбүт булчукка бэйэтигэр утуйа сыттаҕына саба түһэллэр диэн өйдөбүллээхтэрэ. Онон хайаан да уһугуннаран баран бултууллара.

Хотугу сахалар эмиэ оннук абыычайдаахтарын И.А.Худяков суруйбут. Арҕаҕы төгөрөйэн туран этэллэрэ: «Тойон эһэ, болҕой эрэ!ьБиһиги хаҥаайы сэриитэ кэллибит. Эһэбит оҕонньор, хара тыа кырдьаҕаһа, эр үтүөтэ көрсүһэ эрдийэн эрэбит, сымнаҕас суолгун арыйан кулу. Эйигин кытары күүһүргэһэ кэллибит уһугун, уһугун!»

Булка 6-10 киһи баар да буоллаҕына, эһэ ойон тахсаат, хайаан бастыҥ булчукка боотурҕуур, төһө да чугаһыгар аан бастаан булка тахсыбыт эдэр булчут турар буоллаҕына, киниэхэ төрүт кыһаммат, хайаан да кырдьаҕас булчут диэки бара сатыыр. Оччоҕуна булчут этэр: «Тойон эһэбит, тохтоо-болҕой! Уолу көрөҥҥүн уоҕурума, кыыһы көрөҥҥүн кыыһырыма! Тэҥнээҕиҥ, холооннооҕуҥ биһиги баарбыт. Уһун уҥуоххун тоһуппатаххыт, утуйа сыттаххына, уоран кэлэммит баатырҕаабатахпыт. Тохтоо, оойон эһэм, Мэхээлэ оҕонньор (Мааска эмээхсин). Тохтоо, болҕой! Киһилии кэпсэтэн, сахалыы салаллан көрүөх!»

Эһэттэн ураты атын кыылларга сыһыаннаан эмиэ анал сиэр-туом тутуһуллар.

Саһылга сыһыаннаан. Айаҕа түбэспит саһылы булчут буллаҕына, талахтан кыракый ураһаны үрдүгэр тутар. Абыычай быһыытынан, бу ураһаны күн өттүнэн ааһыллыа суохтаах. Бултаммыт саһылы дьиэ иһигэр киллэриэн иннинэ, булчут ааны үстэ улаханнык тоҥсуйуохтаах уонна «Баай Байанай биэрдэ!» - диэн үөрэ-көтө үөгүлүөхтээх. Дьиэлээхтэр онуоха уокка сыалаах аһы быраҕан баран, бэргэһэ таһааран биэрэллэр. Ол бэргэһэннэн саһылын сирэйин сба тутан, диэҕэ киллэрэр. Өссө былыр саһылга моонньугар дьахтар көмүс киэргэлин кэтэрдэн баран, түннүк мууһун ылан, онон киллэрэллэрэ. Булчут саһылын тумсун арыыннан эбэтэр сүөгэйинэн биһэрэ, ордугун уокка аһатара. Сити күн дьиэ кэргэн малааһына тэриллэр. Саһылы бэйэтин уокка көрдөрбөттөр. Аал уот ытык-ыраас иччитэ сиэниллибэттэн сиргэнэр, ол курдук сиэниллибэт кыыл этин сытыттан сиргэнэр диэн буолар.

Үһүс күнүгэр саһылларын сүлэллэр. Этин-сиинин окко суулаан баран, умайбат курдук дьаһайаллар: буорга көмөллөр, эбэтэр ойуурга таһааран маска кыбыталлар.

Бэдэри бултуу тахсалларыгар былыргылар анаан ырыа ыллыыллара үһү. Ол ырыа тыла суруллубакка хаалбыт. Сохсоҕо түбэспит бэдэри ыларыгар булчут ытамньыйбыта буолар: «Хара тыам маннык бэйэлээх мааны кыыла бу киирэн биэрэн иэдэйбитиэн!» - диэн суланар. Бэдэри ыҥыыр кэннигэр баайан аҕалаллар. Онтон дьахтар саҕынньаҕар суулаан түннүгүнэн дьиэҕэ киллэрэллэр. Сэнэх ыал малааһын тэрийэр, кыра сүөһү өлөрүллэр. Үс хонон баран тириитин сүлэллэр, этин кыыл, көтөр сиэбэтин курдук мас үрдүгэр дьааһыктаан дьаһайаллара.

Бөрөнү бултаатахтарына, тириитин сүлэн баран, этин биир өттүн күөх, атын өттүн хаппыт отунан суулаан баран маска ыйыыллар. Ити былыр араҥастыыр быһыылара буолуохтаах.

Тайаҕы бултаатаҕына булчут сүүрэн кэлэн, түүтүттэн туура тардан ылан, өрө тутан туран: «Уруй!» - диэн хаһыытыыр. Онтон илин диэки көрөн туран алгыыр. Тайах төбөтүн, сүрэҕин кытта холбуу араараллар. Аан бастаан ити оҥоһуллар, онтон кэлин атаҕын тобугун сыатын быһан ылаллар. Ити сыаны үс гына арааран баран уоту аһаталлар. Тайах түүтүттэн быһан ылан бултаабыт сирдэригэр уураллар. Тайах хаанынан баар булчуттар бары сирэйдэрин, таҥастарын ыһыналлар, ханна түбэһиэх биһинэллэр. Икки-үс сыл устата табыллан бултуур туһугар ити оҥоһуллар.


Түмүк

  1.  Бүлүүгэ баар кыыллары үөрэттибит;
  2. Былыр кыыллары хайдах бултуулларын чинчийдибит;
  3. Кыыллары бултааһын анал абыычайдарын булан үөрэттибит, оҕолорго тарҕаттыбыт.

Туһаныллыбыт литература:

  1. А.Е.Кулаковский. Научные труды. Якутск – 1979.
  2. Байанай сурунаал, 2013 с. №5 [55]
  3. И.А.Алексеев. Традиционные религиозные верования якутов в 19-в начале 20 в. Новосибирск, 1975.
  4. И.А.Худяков. Краткое описание Верхоянского округа. Ленинград, 1969.


Предварительный просмотр:

 

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ)

МБОУ «1 Кюлетская СОШ» Вилюйского улуса

Научно – практическая конференция

«Шаг в будущее»

Секция: физико-математические науки

Проектно-исследовательская работа

«Как сберечь электроэнергию в наших домах»

Выполнил:  Тутукаров Арылхан,                

                                                                                ученик 8 кл. 1 Кюлетской СОШ

                                                                                                          Руководитель: Васильева

Регина Семеновна,

                                                                 учитель физики

Вилюйск - 2016 г

Оглавление

стр.

1.Введение.                                                                                                              3

2.Основная часть.                                                                                                   4

3. Характеристики энергопотребителей (семья Тутукаровых)                         6

4. Расчет и оплата потребления энергии                                                             7

5. Описание ламп                                                                                                   8

6. Общий расход при применении ламп накаливания с учетом стоимости лампы.                                                                                                                     9

7. Результаты опроса                                                                                            10

8 Влияние работы устройств в режиме ожидания на стоимость  

затраченной электроэнергии.                                                                              11

9. Результаты исследования                                                                                12

10. Простые способы экономии электроэнергии.                                             14

11. Заключение.                                                                                                    15

12. Список литературы.                                                                                       16

2

1.Введение

Потребление электричества с каждым годом составляет все более значительную долю в общей структуре энергопотребления за счет возросшей оснащенности наших домов бытовым оборудованием. Мы настолько привыкли к простоте использования разных видов энергии в быту, что перестали задумываться, откуда берется энергия и как ее рационально использовать. Электричество плотно вошло в жизнь современной цивилизации. Сейчас мы уже не можем обходиться без электрического света, тепла батарей в квартире, многих вещей, создающих нам комфорт. Мы привыкаем к новым благам цивилизации, на которые необходимо все большее и большее количество энергии.

Ограничить рост потребления энергии очень сложно, от него напрямую зависит здоровье и благосостояние человека. Готовы ли мы для этого хуже питаться или одеваться, поменять свой образ жизни? Нет! Поэтому необходимо решать другую задачу: как современному человеку, не понижая уровень комфорта, оптимизировать потребление электроэнергии, экономя при этом полезные ископаемые и природные ресурсы? Нужно использовать энергию рационально, учиться беречь ее. Кроме существенной экономии денег при оплате энергии, потребляя ее эффективно, мы вносим очень важный вклад в решение глобальных проблем экологии.  

.

3

2. Основная часть.

Наша страна быстрыми шагами идет к рыночной экономике. С каждым годом цены на электроэнергию будут расти, и приближаться к мировым. В таких условиях мы вынуждены будем обращаться к вопросу об экономии электроэнергии. Мы редко задумываемся над тем, как и сколько мы тратим энергии для решения конкретных задач. Зачастую мы используем слишком много энергии там, где можно её сэкономить. Мой проект поможет вам понять физические принципы энергосбережения и применять их на практике.

Актуальность проблемы: Энергосбережение - это наиболее актуальная проблема для каждой семьи. Если каждый будет хоть немного экономить энергию, то можно будет обойтись без строительства новых электростанций.

Я решил  выяснить, действительно ли компактные люминесцентные лампы являются на сегодняшний день альтернативой для освещения наших домов как высокоэффективные, энергосберегающие лампы.

Цель исследовательской работы:

  • Привлечь внимание   к проблемам энергосбережения .
  • Определить источники потребления электроэнергии и вычислить ее значение для приборов, работающих в ожидающем режиме в любой  семье.
  • Изучить методы экономии электроэнергии
  • Провести энергетический мониторинг
  • Оценить эффективность внедрения энергосберегающих мероприятий

4

Задачи и методы исследования:

  •  Изучить потребление энергии в моем доме и ответить на вопрос   можно ли сэкономить потребление энергии,  а также  рассчитать финансовые затраты на электроэнергию и способы ее экономии.  
  • Выявить возможные способы экономии электроэнергии.
  • Убедить всех, что экономия электроэнергии – экономия не комфорта, а семейного бюджета.

 Оборудование:  электросчетчик

  Гипотеза:

  • Заменяя  лампы накаливания на лампы  энергосберегающие, мы будем меньше платить за свет.
  • Отключая приборы, работающие в ожидающем режиме, мы сэкономим электроэнергию.

Я познакомился с  энергетическими характеристиками электрических приборов в моем доме.

Рассчитал суммарное потребление электрической энергии за сутки     25,97 кВт*час,  из них 8,1 кВт*час  потребляют лампочки накаливания.

 Зная тариф  1квт.часа  - 3,83 руб, нашли стоимость энергии за сутки:  99,47  рублей. (  в выходные )

5

3.Характеристики энергопотребителей (семья Тутукаровых)

Наименование

Количество, шт.

Суммарная мощность, Вт

Время работы за сутки, час

Электроэнергия, израсходованная за сутки кВт·ч

1.

Электрические лампы

15

360 Вт

6 ч.

8,1 кВт·ч

2.

Холодильник

1

30 Вт

24 ч.

0,72 кВт·ч

4

Электрическая печь

1

1300 Вт

2 ч.

2,6 кВт·ч

Стиральная машина

1

1200 Вт

4 ч

4.8 кВт ч

6

Телевизор

1

130 Вт

14 ч

1,82 кВт ч

3

Морозильник

1

40 Вт

24 ч

0,96 кВт ч

7.

утюг

1

2000Вт

0,25 ч.

0,5 кВт·час

Электромясорубка

1

1500Вт

0,1 ч

0,3 кВт·ч

12

Компьютер

2

500 Вт

10 ч

5  кВт·ч

10.

Микроволновая печь

1

1800 Вт

0,4 ч.

0,72 кВт·ч

11.

Пылесос

1

1500 Вт

0,3 ч

0,45 кВт·ч

Итого:

25,97 кВт·ч

Показания электросчетчика в 8час 15 мин 12.11.2016 г.: 203184 кВт·ч

Показания электросчетчика в 8 час 15 мин 13.11.2016 г.: 203210 кВт·ч

Суммарная потребленная электроэнергия за сутки: 26 кВт·ч

Вывод: электроэнергия, израсходованная за сутки 26 кВт·ч, независимо от способа расчета, так как на электросчетчике учитывается электроэнергия, потребляемая всеми электроприборами в квартире.

Например, у меня в доме 15 ламп по 90 Вт в сумме 1350 Вт и они горели в воскресенье примерно 6 часов. Итого 8,1 кВт ч. Умножаем на тариф 3,83 р – получается 31 рубль. Если у меня все эти лампы были энергосберегающие по 20 Вт  в сумме 300 Вт, то я платил бы за них примерно 7 рублей. Получается примерно 4 раза дешевле.

6

4.Расчет и оплата потребления энергии (семья Тутукаровых)

Потребление электроэнергии   в моей семье с 28.01.2016 г. по 09.11.2016г

Дата

Показания прибора учета, кВт·ч

Расход электроэнергии, кВт·ч

Оплата за потребление электроэнергии, руб.

28.01

17644

576

2056,32

11.03

18076

432

1542,24

21.06

18823

747

2666.79

9.11

20142

1319

5051,77

Итого

3074

3074

11317,12

Вывод:

С 28 января по 9 ноября я отмечал потребление электроэнергии нашей семьей, и расход электроэнергии не контролировался, т.е. некоторое время оставались не выключенными лампы в прихожей,  спальне, на кухне. При уходе из комнаты иногда оставался работающим телевизор.  Кипятили лишнюю воду в чайнике, затрачивая на ее кипячение  электроэнергию. За этот период наша семья затратила 3074 кВт∙ч и заплатила 11317 рублей 12 копеек. Это большие затраты электроэнергии, у некоторых моих одноклассников затраты электроэнергии за месяц составляют в 2-3 раза меньше. Наименьшие затраты 432 кВт∙ч – отмечены у нас  11 марта. Наибольшие затраты энергии – 1319 кВт∙ч – 9 ноября. Среднее значение за 1 месяц составляет 250 кВт∙ч. Но  при таких больших затратах электроэнергии можно  уменьшить потребление энергии, если ввести в семье режим экономии.

7

5.Описание ламп

Лампа накаливания

           Обычная лампа накаливания представляет собою наглухо запаянную стеклянную колбу, внутри которой находится инертный газ и вольфрамовая спираль. Под действием электрического тока вольфрамовая спираль начинает накаливаться и излучает свет.

          Принцип действия ламп накаливания основан на преобразовании электрической энергии, проходящей через нить, в световую. Температура разогретой нити достигает 2600-3000 °С. Чтобы спираль быстро не перегорела, из стеклянного баллона выкачан воздух либо баллон заполнен инертным газом. Спираль укреплена на электродах. Один из них припаян к металлической гильзе цоколя, другой — к металлической контактной пластине. Их разделяет изоляция. Один из проводов присоединен к гильзе цоколя, а другой — к контактной пластине тогда ток, преодолевая электрическое сопротивление нити, раскаляет ее.

Компактная люминесцентная лампа

Энергосберегающая лампа представляет собой электронный прибор, состоящий из колбы с рабочим газом (пары ртути  и аргона) и балласта - электронного пускорегулирующего устройства. Внутренние стенки колбы покрыты люминофором, который светится при прохождении тока через газ. В колбу вмонтированы два электрода, представляющие собой нити накала.

Принцип действия энергосберегающей лампы.

На электроды подаётся напряжение. Через нити накала протекает пусковой ток. Это приводит к возникновению «тлеющего разряда в газе». При этом газ начинает выделять невидимое ультрафиолетовое излучение. Нанесённый на внутренние стенки стекла люминофор преобразует это излучение в видимый свет. Более тёплый или более холодный оттенок света определяется видом люминофора. Я сравнил параметры, характеризующие работу ламп, и отразил результаты в таблице.                                                                                            

8

6.Общий расход при применении ламп накаливания с учетом стоимости лампы составит:

Наименование

Срок службы

Затраты на электроэнергию из расчета

1 кВт час =3,83 руб. Срок службы 12 000 часов.  (это 500 дней, или 1,5 года)

Лампа накаливания

(100 Вт),

цена 50 руб.

1000 часов

100 Вт = 0,1 кВт;

0,1 кВт * 12000 часов * 3,83руб./кВтч = 4596 руб.

Лампа энергосбере гающая

(20 Вт), цена 370 руб.

6000 часов

20 Вт = 0,02 кВт;

0,02 кВт * 12000 часов *3,83 руб./кВтч = 919,2руб

4596 руб. + 600 руб. = 5196 руб. ( 600 рублей-12 ламп накаливания)

В случае использования КЛЛ:919,2 руб. + 740 руб. = 1659,2 руб  

Таким образом, получается, что энергосберегающая  лампа, несмотря на высокую стоимость, экономичнее в 3-3,5 раза (!), чем дешевая лампа накаливания.

9

Выгодно ли использовать данные лампы при сегодняшних тарифах на электроэнергию?

  • Цены на электроэнергию сегодня 3,83 рубля за кВт.час. Каждый последующий год цена будет расти на 15%.
    Среднее время работы энергосберегающей лампы 4000-6000 часов.
  • Возьмем для расчета 6000 часов.
    Среднее время работы обычной лампы 1000 часов.
    Ежедневно лампы горят около 3 часов. В год лампа горит 1000 часов, таким образом, энергосберегающей лампы хватит на 6 лет.
  • За это время у нас сгорит 6 обычных лампы.

В рамках нашего проекта мы провели статистический опрос среди учеников 7 – 9 классов нашей школы и среди знакомых. В опросе приняли участие 55 человек, результаты представлены в таблице.

7. Результаты опроса

Вопрос

Только лампы накаливания

Только компактные люминесцентные лампы

ЛН и КЛЛ

Светодиодные лампы

Какие лампы для освещения квартиры (дома) вы применяете?

37 человека

67%

1 человек

2%

16 человек

29%

1 человек

2%

Знаете ли вы преимущества и недостатки того или иного вида ламп?

Да - 18 человек (34 %)

Нет – 37 человек (67 %)

Вывод: преимущества того или иного вида ламп известны не всем.

10

8.Влияние работы устройств в режиме ожидания на стоимость затраченной электроэнергии.

Ожидающий режим приборов
(снятие показаний электросчетчика)

  • При работе телевизора в ожидающем режиме счетчик считает 1,7 Вт ч работы. Это и будет потребляемая энергия.
  • Такую же энергию потребляет монитор компьютера. Обычно телевизор работает одновременно с приставкой спутниковой антенны, в этом случаи расход электроэнергии составляет примерно 4 Вт ч.
  • Около 2 Вт ч. потребляет микроволновая печь.

Потребление электроэнергии приборами в режиме ожидания

  • Если учитывать, что стоимость 1 кВт ч. составляет 3,83 рубля, то получается, что за год мы платим 68,5  рубля за напрасно использованную электроэнергию. И это только в одном доме.
  • За каждой дверью, ежедневно исчезают в никуда 49 Вт ч электроэнергии.
  • А в результате производства таких объемов энергии в атмосферу выбрасываются миллионы тонн углекислого газа.

Первый шаг к экономии

Кажется что это такие маленькие цифры, что на них не стоит даже обращать внимание, но посмотрите, что получается при работе этих «приборов -вампиров» в течение года.

11

9.Результаты исследования

Потребление электроэнергии в нашей семье

Расчет энергии, необходимой для того, чтобы вскипятить 1 литр воды

Количество теплоты, необходимое для нагревания данного тела, пропорционального его массе  и изменению температуры.

Q=cm·Δt, где Q – количество теплоты; c – удельная теплоемкость; m- масса тела, Δt- изменение температуры происходящее в результате подвода к  нему количества теплоты Q.

Мы учли, что энергия будет затрачена также и на нагрев самого чайника, сделанного из пластика. В сети Интернет нашли удельную теплоемкость пластика.

 Своды =4200Дж/кг 0 С; m воды = 1кг; t2=1000; t1= 110 ,Q= cm(t2 – t1) = 4200Дж/кг 0 С * 1 кг *(1000 – 110)= 373 800 Дж.

С пластика = 1670 Дж/кг 0 c; m пластика = 0,7; t2=1000; t1=240, Q= cm(t2 – t1) =1670 Дж/кг 0 С * 0,7 кг *(1000 – 240)=888,44 Дж.

Q = Q воды +Q чайника = 373 800 Дж + 888,44 Дж = 374688,44 Дж.

Зная, что 1кВт = 3600000Дж стоит 3,83 руб., определяем, сколько стоит один раз согреть чайник.

Получилось 40 копеек..

12

Будем кипятить 1 литр воды в чайнике «Tefal» , на электроплите «Мечта» с обычными конфорками и на стеклокерамической плите «Beko». Рассчитаем электроэнергию, исходя из мощности приборов и времени, затраченного на нагревание до температуры кипения. Результаты эксперимента представлены в таблице

 Расчет электроэнергии на нагревание до кипения

Электроприбор

Мощность электроприбора, кВт

Время работы

Затраченная электроэнергия, кВт*ч

Стоимость израсходованной электроэнергии

Чайник

«Tefal»

1,2

5 мин

0,1

0,1*3,83=0,38 р.

ВЫГОДНО!

Электроплита «Мечта»

1,5

13 мин

0,33

0,33*3,83=1,26р.

Стеклокерамическая плита «Beko»

1,2

11 мин

0,22

0,22*3,83=0,84р.

ВЫГОДНО!

Расчеты количества теплоты для нагревания одного литра воды до кипения по формуле Q=cm·Δt и по формуле Q=Р·Δt, где Р – мощность электроприбора, а Δt – время нагревания, дали одинаковые результаты, чем мы экспериментально проверили правильность физических формул!

Выводы:

  1. Кипятить воду выгоднее в электрочайнике, чем на плите.
  2. Готовить выгоднее на стеклокерамической плите, чем на обычной электрической.
  3. Сумма бюджета семьи увеличится при кипячении нужного количества воды для чаепития.

Затраты энергии пропорциональны массе нагреваемой воды. Если чайник имеет емкость 1,7 л., то три чашки воды при суммарной емкости 0,6 л. закипают при энергозатратах, составляющих (0,6л : 1,7л)·100% = 35,3%, от энергозатрат на нагрев полного чайника.

 13

10.Простые способы экономии электроэнергии:

  • При глажении сортируйте вещи в зависимости от материала, начинайте гладить с низких температур, для небольших вещей используйте остаточное тепло.
  • В дежурном режиме многие электроприборы – телевизоры, DVD, компьютер и т.д. – потребляют около 10 кВтч за месяц. Поэтому, уходя из дома на длительный срок, или на ночь отключайте аппаратуру совсем
  • «Уходя, гасите свет» - это стоит делать только в том  случаи, если Вы  уходите на  долго (более 10 -15 минут).
  • Используйте энергосберегающие лампы вместо ламп накаливания.
  • Вместо 2-х ламп по 60Вт используйте одну – мощностью 100Вт.(экономия 12%)
  • Периодически чистите лампы от пыли и грязи.
  • Снижайте уровень освещенности в коридорах, туалетах.
  • Стальная посуда с толстым ровным дном позволит экономить электроэнергию при приготовлении пищи на электроплите.( неровное дно увеличивает потребление энергии на 10 -15%)
  • Размеры посуды должны соответствовать размеру плиты. (экономия энергии 10%)
  • При приготовлении пищи в открытой посуде расход энергии возрастает в 2,5 раза.
  • Выключайте электроплиту за 5 минут до конца приготовления пищи, вы сэкономите 10-15% энергии.
  • Использование специальной посуды – скороварок, кипятильников, кофеварок и т.д. – позволяет экономить до 30-40% энергии и до 60% времени.

14

11.Заключение

  1. В ходе нашего исследования, мы установили, что в быту удобно и выгодно использовать лампы энергосберегающие, наши расчеты показали существенную экономию  средств на оплату за электроэнергию. Поэтому мы сделали выбор в пользу энергосберегающих ламп .
  2. По результатам эксперимента по отключению приборов, работающих в ожидающем режиме, мы установили, что отключая приборы, работающие в этом режиме, мы сэкономим электроэнергию существенно.
  3. Если рассмотреть бесполезный расход энергии в масштабах страны ,     то цифра получается огромная и каждому из нас следует задуматься над этим вопросом.    Обратите внимание на показания счетчика при работе одной  простой лампочки и одной энергосберегающей, вы заметите поразительную разницу показаний.

        

15

12.Список литературы:

  • Н. И. Данилов, Ю. Н. Тимофеева, Я. М. Щелоков. «Энергосбережение для начинающих» Екатеринбург2007
  • Незнанов Г. П., Янсон Ю. А., Незнанова Е. В. «Энергосбережение в школе, дома и на работе» 2006
  •  Энергосбережение в быту: 38 способов: http://portal-energo.ru/blog/details/id/25 
  •  Советы по энергосбережению в быту:    http://www.technopark.by/iccee/ces/ 

        

16



Предварительный просмотр:

17. Длина волны. Скорость волны

Хорошей моделью образования волны в шнуре может служить цепочка маленьких шариков (точек), массой m каждый, между которыми действует сила упругости. Мы можем вообразить, что между шариками расположены маленькие пружинки. Пусть точка 1 отведена вверх и

отпущена. Пружинка, связывающая ее с точкой 2, при этом растянется, возникнет сила упругости, которая действует не только на точку 1, но и на точку 2. Начнет, следовательно, колебаться и точка 2. Это приведет к деформации следующей пружинки, так что начнет совершать колебания и точка 3 и т.д. Так как у всех шариков одинаковые массы и у всех пружинок одинаковые жесткости, то все шарики будут колебаться (каждый около своего положения равновесия) с одинаковыми периодами и одинаковыми амплитудами. Однако начнутся эти колебания неодновременно. Ведь все шарики обладают инертностью (у них есть масса!) и, значит, на изменение их скорости требуется время. Поэтому вторая точка начнет колебаться позже, чем первая, третья — позже, чем вторая, и т.д.
Допустим, что к тому моменту времени, когда точка 1 пройдет путь от положения равновесия до крайнего верхнего положения (на это уйдет четверть периода колебаний), успеют начать колебания точки 2 и 3. Точки, правее третьей, еще покоятся. До них не дошла «очередь». К моменту, когда точка 1 вернется в положение равновесия, начнут свои колебания точки 4—6 и т. д.

Через промежуток времени, равный периоду колебаний шариков, шарик 1 завершит свое первое колебание. К этому времени соседняя точка 2 этого сделать не успеет, потому что она начала двигаться позже. Она и закончит свое первое колебание позже точки 1. Еще позже это сделают точки 3, 4 и т. д. На некотором расстоянии от точки 1 находится точка,

которая «опаздывает» с началом колебаний ровно на один период. Это значит, что за время, равное периоду колебания Т, колебание «успело» распространиться до точки 13. Эта точка начнет свое первое колебание в тот момент, когда точка 1 начнет свое второе колебание. Обозначим расстояние, на которое колебание распространяется за время Т, греческой буквой Длина волны(лямбда). Называется оно длиной волны.

Длина волны - это расстояние, на которое распространяется волна за время, равное одному периоду колебаний.

Так как длина волны - это расстояние, пройденное ею, то и найти эту величину можно, как и любое другое расстояние, умножив скорость прохождения на единицу времени. Таким образом, длина волны связана со скоростью распространения волны прямо пропорционально. Найти длину волны можно по формуле:

λ=vT,

где λ - длина волны, v - скорость волны, T - период колебаний.

Учитывая, что период колебаний обратно пропорционален частоте этих же колебаний: T=1⁄υ (ню), можно вывести связь скорости распространения волны с частотой колебаний:

v=λυ .

Скорость волны равна произведению частоты колебаний в волне на длину волны.

Частота колебаний волн не меняется при переходе из одной среды в другую. Так, например, частота вынужденных колебаний совпадает с частотой колебаний источника. Частота колебаний не зависит от свойств среды распространений. При переходе из одной среды в другую меняется лишь длина волны и скорость ее распространения.

Эти формулы справедливы как для поперечных, так и для продольных волн. При распространении продольных волн длина волны будет расстоянием между двумя ближайшими точками с одинаковым растяжением или сжатием. Она также будет совпадать с расстоянием, пройденным волной за один период колебаний, поэтому формулы будут полностью подходить и в этом случае.

Прежде чем, говорить о решении задач, на применение данных формул, обратимся к стандартным единицам измерения данных физических величин, к Системе Интернациональной.

Задача

Определите, с какой скоростью будет распространяться бегущая волна с частотой 20 Гц и длиной волны 15 м. 

Решение.

Дана длина волны (лямбда) 15 метров и частота волны (ню) 20 Герц.

Необходимо определить скорость волны V (вэ). Запишем формулу, для расчета скорости волны. Подставляем числовые значения. 15 метров умножить на 20 Герц, получаем ответ. Скорость волны равна 300 метров в секунду.

Задача

На поверхности озера механическая волна движется со скоростью 5,6 м/с. Найдите значение частоты и периода колебаний поплавка удочки, если длина механической волны равна 4 м?

Решение.

 Скорость волны V (вэ) равна 5,6 метров секунду, длина волны λ (лямбда) равна 4 метрам. Определить период Т (тэ) и частоту волны ν (ню).

Запишем формулу для расчета скорости волны. Выразим из данной формулы частоту волны ν (ню). Подставим числовые значения: 5,6 м/с разделить на 4 м. Получим 1,4 Герц. Запишем формулу для расчета периода волны. Период волны (тэ) и частота волны (лямбда) связаны обратно пропорциональной зависимостью. Подставим числовые значения, получим значение периода равное 0,7секунд.

Ответ: частота волны (ню) равна 1,4 Герц, период волны (тэ) равен 0,7 секунды.

Задача

Какая из величин и во сколько раз изменится при переходе звука из 

воздуха вводу — частота или длина волны?

Так как скорость звука в воздухе равна 340 м/с, а в воде 1535 м/с, найдем отношение скоростей в разных средах. Рассчитав, можно сделать вывод о том, что скорость волны больше в воде в 4,5 раза.

Между скоростью движения волны V(вэ) и длиной волны λ (лямбда) наблюдается пропорциональная зависимость.

Следовательно, длина волны λ в воде больше в 4,5 раза при условии, что частота звуковой волны остается величиной постоянной.

Задача.

На рисунке представлен график механической волны, которая распространяется в воздухе. Используя данные графика, рассчитайте длину данной волны.

Период волны Т (тэ) равен 4 секунды; а по условию задачи, волна распространяется в воздухе со скоростью V (вэ), равной 340 м/с.

Чтобы определить длину волны λ (лямбда), необходимо скорость волны V (вэ) умножить на период Т (тэ). Подставим числовые значения и получим ответ: длина волны равна 1360 м.


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированный урок физики и информатики "Компьютерные модели. Измерение коэффициента трения скольжения с помощью компьютерной модели"

Урок разработан для проведения в 9 классе с физико-математическим профилем, но может также быть использован и в 10. Материал содержит: методические рекомендации к уроку, подробный план-конспект урока,...

Интегрированный урок Физика и Информатика. Тема "Магнитные явления". Преподаватели Балкашинова Т.Н. и Орешкина Л.В.

Урок обобщения и систематизации знаний по разделу физики «Магнитное поле» с применением информационных технологий (тестирование в среде MyTestX)...

Интегрированный урок физики и информатики

Урок изучающий колебания пружинного маятника и урок изучающий свойства света....

Методическая разработка открытого интегрированного урока (физика и информатика)

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 63 городского округа Тольятти      Конспект открытого интегрированного урока по...

Презентация к интегрированному уроку физики и информатики в 10 классе: "Электрическая цепь. Последовательное и параллельное соединение проводников"

Презентация к интегрированный урока в 10 классе по  "Электрическая цепь. Последовательное и параллельное соединение проводников"...

Интегрированный урок физики и информатики в 10 классе на тему "Электрическая цепь. Последовательное и параллельное соединение проводников"

Интегрированный урок физики и информатики в 10 классе на тему "Электрическая цепь. Последовательное и параллельное соединение проводников" с практической работой на ПК в образовательной среде "Phet"...

Интегрированный урок физики и информатики в 8 классе по теме "Свет. Источники света"

Интегрированный урок по физике и информатике в 8 классе по теме "Свет. Источники света" с использованием презентации....