Интегрированный урок физики и информатики в 8 классе по теме "Свет. Источники света"
методическая разработка по физике (8 класс) на тему

Клинкова Валентина Витальевна

Интегрированный урок по физике и информатике в 8 классе по теме "Свет. Источники света" с использованием презентации.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_fizika_informatika.docx78.97 КБ
Файл svet_i_tsvet_issledovanie.docx15.32 КБ

Предварительный просмотр:

Астраханская область, Камызякский район

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Полдневская средняя общеобразовательная школа»

Урок физики и информатики  в 8 классе

«Свет. Источники света»

Подготовили:

учитель физики

 первой квалификационной категории

 Клинкова Валентина Витальевна,

учитель информатики

первой квалификационной категории

 Кузыченко Светлана Владимировна

с. Полдневое, 2016 г.

Цели урока:

Образовательные

-создать условия для формирования понятий: свет, источники света, тень;

- разъяснить учащимся закон прямолинейного распространения света;

- показать связь физики с поэзией,  живописью;

Развивающие

- создать условия для формирования умений ставить перед собой задачу, находить ответ на поставленную проблему, анализировать факты при наблюдении явлений и при проведении экспериментов.

Воспитательные

- способствовать демонстрации навыков самоорганизации, самоанализа и взаимопомощи, осуществления сотрудничества при работе в группах,  проявления интереса к учебному материалу, бережного отношения к людям, лишенным зрения.

Предметные результаты: умение давать определения света, тени, полутени, светового луча;

-умение анализировать причины образования тени и полутени.

Метапредметные результаты:

Регулятивные УУД: умение самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, управление познавательной и учебной деятельностью на основе постановки целей, планирования, контроля, коррекции своих действий, оценка успешности усвоения, самоуправление и саморегуляция в учебной деятельности.

Познавательные УУД: умение анализировать, сравнивать, искать, отбирать и классифицировать необходимую информацию, решать задачи.

Коммуникативные УУД: умение слышать, слушать и понимать партнёра, планировать и согласованно выполнять совместную деятельность, вести дискуссию, правильно выражать свои мысли в речи, уважать в общении и сотрудничестве партнёра и самого себя.

Личностные УУД: развитие познавательного мотива на основе работы с текстом и видеоматериалом.

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, экран, источники света (лампочка накаливания,  свеча,  фонарик).

Тип урока: интегрированный урок изучения нового материала (физика-информатика).

Место урока в курсе физики 8 класса: Данный урок - первый по теме "Световые явления", урок объяснения и закрепления первичных понятий в данной теме.

У. физики: -  Здравствуйте, ребята.  Сегодня у нас необычный урок физики, т.к. здесь присутствуют 2 учителя: физики и информатики.

У. информатики: - Ребята, сегодня я принесла  к нам на урок детские рисунки. (Слайд 1). Как вы думаете, что их объединяет? Правильно, на всех рисунках вы видите солнце. (Слайд 2). 

35 веков египтяне обращались к нему такими словами: «Ты прекрасно сияешь на склоне неба, диск живой, начало жизни. Ты взошел на восточном склоне неба и всю землю наполнил своей красотой. Ты прекрасен, велик, светозарен! Ты заходишь на западном склоне неба – и земля во мраке».

У. физики: - А русский поэт Игорь Тютюкин так обращался к Солнцу (Слайд 3):  «Здравствуй, солнышко, здравствуй, милое.

                    Ты наполни меня светлой силою.

                    Чистой радостью напои меня.

                    И светом жизни одари меня».

Ребята, с чем у вас ассоциируется Солнце, что оно для вас значит?

Как вы думаете, а какая тема нашего урока?  Вот вы и ответили на первый вопрос, который написан у нас на доске: ЧТО? Это значит, что мы будем изучать.  – СВЕТ. (Слайд 4).

У. информатики  -    Вопрос «Что такое свет? Почему одни предметы цветные, а другие чёрные или белые» интересовал учёных древности.

У. физики:  -   Солнце согревает нашу землю, нагревает тела, на которые падают солнечные лучи. А это означает, что Солнце передаёт свою энергию этим телам. Изучая тепловые явления, мы познакомились с различными видами  теплопередачи. Какие виды теплопередачи вам известны? (Слайд 5).

 Свет - это излучение, но только та его часть, которую человек может видеть с помощью глаз, поэтому свет- это видимое излучение.

У. информатики:  -  А сейчас я загадаю вам загадки. (см. приложение 1). (Слайд 6-8).

У. физики:   - Ребята, а что общего во всех этих отгадках: солнце, лампочка, свеча, светлячок?  Верно, от этих тел исходит свет. Тела, от которых исходит свет,  называются источниками света. Давайте допишем тему нашего урока: Источники света.  (Слайд 9).

Источники света бывают естественные и искусственные. (Слайд 10). Естественные те, что созданы самой природой, а искусственные – которые созданы руками человека. Приведите примеры естественных и искусственных источников света. (Слайд 11, 12).

 В зависимости от температуры источников света,  их разделяют на тепловые и люминесцентные. Солнце  и  звезды,  раскаленная  лава  и лампа накаливания,  пламя  костра,  свечи,  газовые  горелки и т.  п. —  все это примеры тепловых источников света:  они  излучают  свет  благодаря  тому,  что  имеют  высокую  собственную температуру. 

Люминесцентные  источники  света  отличаются  от  тепловых  тем,  что для их свечения не нужна высокая температура:  световое излучение может быть довольно интенсивны,  источник при этом остается относительно холодным.  Примеры  люминесцентных источников (Слайд 13-17).

Представьте себе, что вы вышли из дома в безлунную ночь, на улице нет освещения,  и вы не взяли с собой фонарик. Легко ли вам будет увидеть на дороге камень или стоящее на вашем пути дерево? Конечно, нет. Получается, что предметы мы видим только тогда, когда они освещены. Излучение, исходящее от источника света, сначала попадает на предмет, потом, меняя своё направление,  попадает в глаз человека.  Многие думают, что Луна тоже является источником света, так, как в полнолуние очень светло, но это не так: Луна светит отраженным солнечным светом.

Групповая работа (См. приложение 2). Проверка (Слайд 18-19).

У. физики:              Физкультминутка (См. приложение 3). (Слайд 20).

У. информатики  -  Как известно, 90% информации человек получает при помощи органов зрения, примерно 9% – посредством органа слуха и только 1% – при помощи других органов чувств. 

Информация воспринимается нами по-разному. Очень большое значение в восприятии информации играет цвет. Цвета оживляют, наполняют и обогащают мир вокруг и внутри нас. Для того чтобы разобраться в том, как действует цвет необходимо определить откуда он берется и какие факторы влияют на его формирование. (Слайд 21).

 Выступление учащихся.  Результаты исследования «Влияние цвета на восприятие информации». (См. приложение 4). (Слайд 22-25).

У. физики:  -   С ещё одним понятием мы познакомимся сегодня на уроке: световой луч. Световой луч - это линия, вдоль которой распространяется энергия от источника света. Красота этого эффекта нашла своё отражение на полотнах художников и на фотографиях . (Слайд 26,27). 

Опыт с настольной лампой. (Видео1).

Если между глазом и источником света поставить препятствие, то свет виден не будет. Это происходит потому, что свет распространяется прямолинейно. Опыт (Видео 2). 

У. информатики -    Ты упала мне под ноги, растянулась по дороге.

   И нельзя тебя поднять,  и нельзя тебя прогнать,

   На меня ты так похожа, будто я шагаю лежа.      

Отгадку вы сейчас увидите на слайде. (Слайд 28).

У. физики:  -      Из–за того, что свет распространяется прямолинейно, мы можем наблюдать тень и полутень. Что же такое тень, с точки зрения физики? Опыт (Видео 3). С помощью тени и полутени были созданы истинные шедевры живописи. Но особенно уникальным является  «Театр теней». Театр теней зародился в Китае, он был основан  примерно в двухсотом году до нашей эры. (Видео 4).

А теперь решим задачи. (См. приложение 5). (Слайд 29-32).

Проверка знаний:  (См приложение 6).

Для 1 и 2 группы «Выполнить тест».

Для  3 группы  «Установить соответствие» .

У. физики:  -   Ребята, давайте разгадаем кроссворд.  (Слайд 33-39).

Вы видите, что ключевым словом нашего кроссворда получилось слово  ОПТИКА. Оптикой называется раздел физики, изучающий свет и световые явления. Для чего же мы изучаем оптику? На этот вопрос вы сможете ответить, посмотрев следующий ролик. «Микромир».  (Видео 5)

У. информатики:  -  Обладая прекрасным даром – зрением, мы ежедневно восхищаемся красотой и уникальностью окружающего мира. Но можем ли мы детально пронаблюдать такие явления, как испарение, форму падающей капли воды во время дождя, передачу пыльцы растением маленькой пчелке?… Знание закономерностей световых явлений позволяет конструировать различные оптические приборы, которые находят широкое применение в практической деятельности человека и позволяют нам заглянуть в Микромир.

Ребята, скажите, благодаря каким приборам стало возможным нам увидеть этот микромир?  Но и не только микромир, но и макромир (Планеты, звезды, космические объекты) мы можем наблюдать при помощи оптического прибора – телескопа.

У. физики:  -  А теперь я предлагаю вам ответить на вопросы. (Слайд 40).

1.  Какую роль играет  свет  в жизни человека?  2.  Что называют источниками  света?  Приведите  примеры  источников  света.  3. Является ли Луна источником света?  4. Приведите примеры естественных и искусственных источников света. 5. Какие искусственные источники света встречаются чаще всего? Приведите примеры использования этих источников в повседневной жизни, в технике.  

 Попробуйте теперь ответить на вопрос, который записан у нас на доске: ЗАЧЕМ? Зачем нам нужно изучать оптику?

Ребята, сегодня мы узнали о световых явлениях и роли света в нашей жизни. Не секрет, что большую часть информации мы воспринимаем через зрение. Мы можем любоваться различными оптическими явлениями. А теперь закройте на мгновение глаза, и представьте себе, что есть люди, которые лишены этого чудесного дара: зрения. Будьте всегда милосердны и сострадательны к людям с ограниченными возможностями.

У. физики:  Домашнее задание:

 Параграф 62, ответить на вопросы;  1 группа задание 12 ( №1) и подобрать выдержки  из сказок, пословицы, поговорки, где встречаются источники света или говорится о световых явлениях;  2 группа  задание 12 (№2) и составить тест или кроссворд по параграфу 62.

Группа 3 :  подготовить сообщения о световых явлениях: миражи,  огни Эльма, солнечное затмение,  лунное затмение,  радуга,  северное сияние.

 У. информатики  рефлексия «Лестница успеха»

-Ребята, перед вами ступеньки  «лестницы  успеха».  Поставьте свой магнитик на ту ступеньку, где вы себя ощущаете. ( 1 ступень- я ничего не понял;  2 ступень – мне было трудно, но я справился;  3 ступень – мне было интересно, я всё понял) 

У. физики:  Спасибо за урок!

Приложение 1

Загадки

1. Привела я солнце  на своё оконце.

    К потолку повесила, стало дома весело.   (лампочка) (Слайд 6)

2. Голова огнём пылает, тело тает и сгорает.

   Я полезной быть хочу! Лампы нет – я посвечу!  (свеча) (Слайд 7)

3. Вдруг зажегся на травинке настоящий огонёк.

    Это с лампочкой на спинке сел на травку …  (светлячок) (Слайд 8)

Приложение 2

Работа по группам

1 группа.  Перед вами листочки, на которых перечислены  источники света. Их надо распределить на естественные и искусственные: (Звёзды, лампочка,  свеча, светлячок, фонарик, фара автомобиля, гнилушка, монитор компьютера, молния, северное сияние). (Гнилушка- обломок гнилого дерева.  Осиновые гнилушки обладают свойством светиться в темноте).  

2 группа. Распределите источники на тепловые и люминесцентные. Источники: раскалённый металл; экран телевизора;  экран дисплея компьютера; пламя горящей древесины; электрическая лампа накаливания;  свеча.

3 группа. Составить схему.

 Приложение 3

Физкультминутка

На зарядку солнышко поднимает нас.

Поднимаем руки мы по команде «раз»,

А над ними весело шелестит листва

Опускаем руки мы по команде «два».

Пошагать придется нам – выше голова!

Мы шагаем весело в ногу «раз», «два».

Наблюдай за птичками, головой верти.

Вот зарядка кончилась. Сядь и отдохни.

Приложение 4

Результаты исследования

В 1676 году Исаак Ньютон с помощью трехгранной призмы разложил белый солнечный свет на цветовой спектр.

Ньютон ставил свой опыт следующим образом: солнечный свет проходил через узкую щель и падал на призму. В призме луч света расслаивался на чистые спектральные цвета. Потом луч преломлялся и устремлялся на экран, где образовывалось радужное изображение спектра. Спектр распространялся от красного до фиолетового. «Каждый охотник желает знать где сидит фазан».

Если же изображение спектра пропускалось через собирающую линзу - получался снова белый цвет.

 Как известно, цвета обладают психологическим действием. Как только мы видим цвет, у нас сразу же возникают определенные чувства: симпатия или антипатия, принятие цвета или напряжение.

Нам захотелось узнать подробнее, как цвет влияет на восприятие информации. Как известно, мы в школе пишем синей пастой. И у нас возник вопрос «Синяя паста – это необходимость или произвол?».

Для того, чтобы на него ответить мы провели опрос среди учащихся. В опросе принимали участие учащиеся 7-8х классов.

Результаты мы предлагаем вашему вниманию.

  • Практически все учащиеся не испытывают никаких выраженных ощущений при применении пасты синего цвета.
  • Полностью заменить синюю пасту на цветную хотели бы единичные  ученики.
  • Использование синей пасты обосновано психологически: синий цвет характеризуется  спокойствием,  умиротворенностью
  • Синий цвет не вызывает дополнительных эмоций, он не отвлекает от изучения материала.
  • Применение синей пасты — это необходимость, а не произвол.

Заключение

Для жизни и работы в современном обществе человек должен быть подготовлен к быстрому восприятию и обработке больших объемов информации.

Сейчас многие люди работают в разных сферах, где зачастую необходимо уметь пользоваться цветом, необходимо понимать цвет и правильно презентовать результаты своей деятельности.

Мы хотим быть успешными и заметными в современном обществе. И грамотное применение цвета, правильное его использование  может помочь  нам в этом.

Приложение 5

Задачи

№1 Во время хирургических операций тень от рук хирурга закрывает операционное поле. Как устранить такое неудобство?

№2 Человеку, читающему книгу, безразлично, справа или слева от него находится источник света. Почему при письме так важно, чтобы свет падал слева?

Приложение 6

Группы 1, 2 выполнить тест

Для  3 группы  «Установить соответствие»

ВОПРОС

ОТВЕТ

1. Раздел науки, изучающий свет и световые явления -

1. свет падал слева, чтобы не образовывалась тень

2. Назовите естественные источники света

2. при нагревании происходит процесс испарения жидкости

3. Назовите искусственные источники света

3. при их освещении источником света. Излучение, идущее от источников света, попав на поверхность предмета, меняет свое направление и попадает в глаза.

4. по санитарным нормам учащиеся в классных комнатах должны сидеть так, чтобы свет падал слева

4. лупа, телескоп, фотоаппарат, перископ

5. Дуга на электросварке является

5. источником видимого света

6. На основе исследования световых явлений созданы приборы:

6. экран компьютера, эл. лампочка, фонарик

7. Под действием солнечного света фрукты высыхают, потому что

7. светлячок, гнилушка, молния

8. Мы видим тела, не являющимися источником света…

8. называют оптикой

 

9. потому что внимательно смотрим

 

10. искусственным источником

 

11. плитка, кипятильник, телеграф

 

12. пламя свечи, дуга при электросварке



Предварительный просмотр:

Из истории

В 1676 году Исаак Ньютон с помощью трехгранной призмы разложил белый солнечный свет на цветовой спектр.

Ньютон ставил свой опыт следующим образом: солнечный свет проходил через узкую щель и падал на призму. В призме луч света расслаивался на чистые спектральные цвета. Потом луч преломлялся и устремлялся на экран, где образовывалось радужное изображение спектра. Спектр распространялся от красного до фиолетового. «Каждый охотник желает знать где сидит фазан».

Если же изображение спектра пропускалось через собирающую линзу - получался снова белый цвет.

Исследование

 Как известно, цвета обладают психологическим действием. Как только мы видим цвет, у нас сразу же возникают определенные чувства: симпатия или антипатия, принятие цвета или напряжение.

Нам захотелось узнать подробнее, как цвет влияет на восприятие информации. Как известно, мы в школе пишем синей пастой. И у нас возник вопрос «Синяя паста – это необходимость или произвол?».

Для того, чтобы на него ответить мы провели опрос среди учащихся. В опросе принимали участие учащиеся 7-8х классов.

Результаты мы предлагаем вашему вниманию.

  • Практически все учащиеся не испытывают никаких выраженных ощущений при применении пасты синего цвета.
  • Полностью заменить синюю пасту на цветную хотели бы единичные  ученики.
  • Использование синей пасты обосновано психологически: синий цвет характеризуется  спокойствием,  умиротворенностью
  • Синий цвет не вызывает дополнительных эмоций, он не отвлекает от изучения материала.
  • Применение синей пасты — это необходимость, а не произвол.

Заключение

Для жизни и работы в современном обществе человек должен быть подготовлен к быстрому восприятию и обработке больших объемов информации.

Сейчас многие люди работают в разных сферах, где зачастую необходимо уметь пользоваться цветом, необходимо понимать цвет и правильно презентовать результаты своей деятельности.

Мы хотим быть успешными и заметными в современном обществе. И грамотное применение цвета, правильное его использование  может помочь  нам в этом.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированный урок физики и информатики "Компьютерные модели. Измерение коэффициента трения скольжения с помощью компьютерной модели"

Урок разработан для проведения в 9 классе с физико-математическим профилем, но может также быть использован и в 10. Материал содержит: методические рекомендации к уроку, подробный план-конспект урока,...

Интегрированный урок Физика и Информатика. Тема "Магнитные явления". Преподаватели Балкашинова Т.Н. и Орешкина Л.В.

Урок обобщения и систематизации знаний по разделу физики «Магнитное поле» с применением информационных технологий (тестирование в среде MyTestX)...

Интегрированный урок физики и информатики

Урок изучающий колебания пружинного маятника и урок изучающий свойства света....

Методическая разработка открытого интегрированного урока (физика и информатика)

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 63 городского округа Тольятти      Конспект открытого интегрированного урока по...

Презентация к интегрированному уроку физики и информатики в 10 классе: "Электрическая цепь. Последовательное и параллельное соединение проводников"

Презентация к интегрированный урока в 10 классе по  "Электрическая цепь. Последовательное и параллельное соединение проводников"...

Интегрированный урок физики и информатики в 10 классе на тему "Электрическая цепь. Последовательное и параллельное соединение проводников"

Интегрированный урок физики и информатики в 10 классе на тему "Электрическая цепь. Последовательное и параллельное соединение проводников" с практической работой на ПК в образовательной среде "Phet"...