урок творчества
методическая разработка по физике (7, 8, 9 класс) на тему

Никитченко Татьяна Михайловна

 Самым эффективным способом оживления урока является нетрадиционный урок.Заботясь о развитии учащихся, необходимо чаще использовать активные методы обучения. Но одновременно необходимо отдавать себе отчёт о том, являются ли используемые приёмы и методы оптимальными.Нетрадиционный урок в корне отличается от классического образца и тем способствует совершенствованию процесса обучения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_tvorchestva.docx30.47 КБ
Файл netraditsionnyy_urok_-_urok_tvorchestva.pptx272.54 КБ

Предварительный просмотр:

                          Введение.

Нетрадиционный урок – урок творчества.

   Важнейшая проблема, волнующая всех учителей, - повышение эффективности урока.

   Снижение уровня знаний учащихся в значительной степени объясняется качеством урока: однообразием, шаблоном, формализмом и скукой.

   Ш.А. Амонашвили говорил, что когда есть стандарт ведения урока, «вся ответственность за такой урок лежит на невидимых плечах разработчиков стандарта». Конечно, урок требует холодной рассудительности и бесстрастной строгости, но всё же привкус романтики необходим, как атмосфера радостной приподнятости, сопутствующей поиску, к творчеству.

   Поэтому многие учителя, а именно творчески работающие, ищут разные способы оживления урока.

   На мой взгляд, самым эффективным в плане реализации возникшей проблемы является нетрадиционный урок.

   Заботясь о развитии учащихся, необходимо чаще использовать активные методы обучения. Но одновременно необходимо отдавать себе отчёт о том, являются ли используемые приёмы и методы оптимальными.

   Никто не требует отмены традиционных уроков как основной формы обучения и воспитания учащихся. Речь идёт о придании тому или иному виду деятельности оригинальных, нестандартных приёмов, активизирующих учащихся на уроках, повышающий интерес к знаниям, развивающих детей с учётом их возраста и способностей.

   Нетрадиционный урок в корне отличается от классического образца и тем способствует совершенствованию процесса обучения.

   Существует много видов нетрадиционных уроков. В  таблице отражены многие из них, а так же дидактические требования к нетрадиционному уроку.

   Нет предела учительской фантазии. Самые разнообразные типы нетрадиционных уроков в копилке творчески работающего учителя. Но успешное проведение нетрадиционного урока зависит от ряда действий как учителя, так и учеников.

   Нетрадиционные уроки, на мой взгляд, несут идею демократизации преподавания. При том эта идея имеет несколько аспектов, которые я привожу в диаграмме.

                             НЕТРАДИЦИОННЫЙ УРОК.

   ---урок систематизации знаний.

   ---урок устный журнал.

   ---урок викторина.

   ---урок защита рефератов.

   ---урок экскурсия.

   ---урок творческого отчёта.

   ---урок панорама.

   ---урок соревнование.

   ---урок конкурс.

   ---урок игра.

   ---урок конференция.

   ---урок диалог.

   ---урок аукцион.

   ---урок одной задачи.

   ---урок путешествие.

   ---урок общественного смотра знаний.

             ДИДАКТИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ К НЕТРАДИЦИОННОМУ УРОКУ.               

---На уроке учащиеся должны получать не только определённую сумму знаний, но и ощущать поэзию этой важной науки.

---Урок должен расширять и углублять знания учащихся, полученные на предыдущих уроках.

---Урок должен повышать любознательность и интерес к предмету, стимулировать работоспособность учащихся.

---Урок должен помогать учителю изучать индивидуальные способности учеников, выявлять среди них одарённых учащихся.

---Урок не должен отвлекать внимание учащихся от основного содержания учебной программы при углублении и расширении их знаний.

---На уроке ученика надо оставить в условии исследователя, отыскивающего закономерности, важные в теоретическом или практическом отношении.

---Урок должен развивать и совершенствовать ученика на основе сочетания добровольной работы с обязательностью её выполнения.

---В урок должны быть включены элементы занимательности, которые необходимы для жизнерадостной деятельности.

---Предлагаемый на уроке материал должен быть доступен учащимся, соответствовать их уровня развития.

Учащимся даются предварительные задания, объясняется построение урока, готовятся наглядные пособия

Действия учителя и учащихся

Проводится тщательная подготовка таких уроков

Обсуждается последовательность операции на уроке, проверяются конкретные задания отдельных учащихся

Продумывается ход урока с учётом особенностей класса

В тот или иной вид деятельности на уроке включаются "сильные" и "слабые" учащиеся, "трудные" и "равнодушные"

Уделяется особое внимание активизации деятельности всех учащихся

Хотя типы нетрадиционных уроков самые разнообразные, но не это главное.

Главное в том, что ученики вовлечены, их работоспособность максимальная, результативность урока возрастает.

Урок игра «Слабое звено».

Турнир «Житейские тесты».

1.Дверцы шкафа в детской комнате стали скрипеть. Петли смазали маслом и скрип прекратился. Какое явление использовали?

2.Стеклянная пробка застряла в горлышке флакона из  под  духов. Алеша подержал горлышко в горячей воде и вынул пробку. Какое явление помогло Алеше?

3.Алешина бабушка разбила медицинский термометр. Алеша сразу же собрал всю пролитую ртуть и проветрил комнату. Зачем он это сделал?

Турнир «Экология».

Назовите экологически чистые виды водного  транспорта?

Турнир «Задача домашней кухни».

Перед вами сосиска. её отварили, и вот результат. При варке она треснула вдоль, а не поперек. Почему?

Турнир «Смекалистые».

1.Всем поведает она,

хоть и без языка,

когда будет ясно,

а когда облака.

2.Вы его в руках держали.

когда лабораторную выполняли.

им силу тока изменяют,

если что-то в нем сдвигают.

3.Две сестры качались,

правды добивались,

а когда добились,

то остановились.

Турнир «Музей науки и техники».

13 сентября 1838 года первый в мире электроход (корабль с электрическим двигателем) конструкции русского академика Якоби вышел в плавание по Неве. Мощность двигателя была 180 Вт. Судно шло 3 часа. Какую работу совершил электродвигатель?

В выборе нетрадиционных уроков нужна мера, иначе общая картина учебного процесса будет неблагоприятна. Место нетрадиционным урокам определяет сам учитель в зависимости от содержания материала, а также конкретных условий проведения, и ,конечно же, от индивидуальных особенностей самого учителя.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Нетрадиционный урок – урок творчества. Подготовила учитель Никитченко Т.М.

Слайд 2

Амонашвили Шалва Алексеевич педагог, психолог, доктор психологических наук, профессор, действительный член Российской Академии

Слайд 3

когда есть стандарт ведения урока, «вся ответственность за такой урок лежит на невидимых плечах разработчиков стандарта».

Слайд 4

НЕТРАДИЦИОННЫЙ УРОК: ---урок систематизации знаний. ---урок устный журнал. ---урок викторина. ---урок защита рефератов. ---урок экскурсия. ---урок творческого отчёта. ---урок панорама. ---урок соревнование. ---урок конкурс. ---урок игра. ---урок конференция. ---урок диалог. ---урок аукцион. ---урок одной задачи. ---урок путешествие. ---урок общественного смотра знаний

Слайд 5

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ К НЕТРАДИЦИОННОМУ УРОКУ

Слайд 6

Действия учителя и учащихся Учащимся даются предварительные задания, объясняется построение урока, готовятся наглядные пособия Проводится тщательная подготовка таких уроков Обсуждается последовательность операции на уроке, проверяются конкретные задания отдельных учащихся Продумывается ход урока с учётом особенностей класса В тот или иной вид деятельности на уроке включаются "сильные" и "слабые" учащиеся, "трудные" и "равнодушные" Уделяется особое внимание активизации деятельности всех учащихся

Слайд 7

Турнир «Житейские тесты» 1.Дверцы шкафа в детской комнате стали скрипеть. Петли смазали маслом и скрип прекратился. Какое явление использовали? 2.Стеклянная пробка застряла в горлышке флакона из под духов. Алеша подержал горлышко в горячей воде и вынул пробку. Какое явление помогло Алеше? 3.Алешина бабушка разбила медицинский термометр. Алеша сразу же собрал всю пролитую ртуть и проветрил комнату. Зачем он это сделал?

Слайд 8

Турнир «Экология». Назовите экологически чистые виды водного транспорта?

Слайд 9

Турнир «Смекалистые». 1.Всем поведает она, хоть и без языка, когда будет ясно, а когда облака. 2.Вы его в руках держали. когда лабораторную выполняли. им силу тока изменяют, если что-то в нем сдвигают. 3.Две сестры качались, правды добивались, а когда добились, то остановились.

Слайд 10

Турнир «Музей науки и техники». 13 сентября 1838 года первый в мире электроход (корабль с электрическим двигателем) конструкции русского академика Якоби вышел в плавание по Неве. Мощность двигателя была 180 Вт. Судно шло 3 часа. Какую работу совершил электродвигатель?

Слайд 11

В выборе нетрадиционных уроков нужна мера. Место нетрадиционным урокам определяет сам учитель. Спасибо за внимание.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Нетрадиционный урок-урок творчества

Важнейшая проблема, волнующая всех учителей, - повышение эффективности урока. Снижение уровня знаний учащихся в значительной степени объясняется качеством урока: однообразием, шаблоном, формализмом и ...

«Организация урока в рамках системно-деятельностного подхода. Урок исследования (урок творчества)».

«Организация урока в рамках системно-деятельностного подхода.Урок исследования (урок творчества)»....

Урок технологии- урок творчества.

Обобщение опыта по теме "Урок технологии- урок творчества"...

Урок технологии- урок творчества.

Обобщение опыта по теме "Урок технологии- урок творчества"...

Тип урока: урок-исследование (урок творчества). презентация

žЯ, … Гульвира Владимировна, … учитель русского языка и литературы … МБОУ Чербинской СОШ … села Черби, пришла в ваш … класс, чтобы провести … урок  литер...