Рабочая программа
рабочая программа по физике на тему

РП по физике для техникума

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rp_adaptir.docx89.74 КБ

Предварительный просмотр:

  1.                          Министерство образования и науки Хабаровского края
  2. Краевое государственное бюджетное
  3. профессиональное образовательное учреждение
  4. «Хабаровский торгово-экономический техникум»

  1. Адаптированная рабочая программа
  2. общеобразовательной учебной дисциплины

                                                          «Физика»

для специальности: 

38.02.05 Товароведение и экспертиза качества потребительских товаров

  1. Профиль:         естественно-научный

2016 г.

             Адаптированная   рабочая   программа   общеобразовательной учебной дисциплины «Физика» рассмотрена и одобрена на заседании предметно-цикловой   комиссии   физико-математических и технических дисциплин.

Протокол _____ от «____» ________ 2016 г.  

  1.       Председатель   ПЦК     ________ / Е.А.Жаплова/
  2.                     Адаптированная рабочая   программа   общеобразовательной учебной дисциплины «Физика» разработана с учетом требований   ФГОС СОО и примерной программы общеобразовательной учебной дисциплины «Физика»,  разработанной ФГАУ «ФИРО» для профессиональных образовательных организаций, реализующих основную профессиональную образовательную программу СПО на базе основного общего образования с получением среднего общего  образования  по специальности

  3.       38.02.05 Товароведение и экспертиза качества потребительских товаров

  4.       Профиль:         естественнонаучный

  1.        Зам. директора по УР                               ________    /В.Г. Перевальская/
  2.                  Составитель рабочей программы общеобразовательной учебной дисциплины:
  3.       Латынникова С.Н., преподаватель физики КГБ ПОУ ХТЭТ
  4.                 Рецензенты:

       Утенкова В.И., преподаватель математики КГБ ПОУ ХТЭТ

  1.                         

СОДЕРЖАНИЕ

Стр.

  1. ПАСПОРТ АДАПТИРОВАННОЙ ПРОГРАММЫ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

5

  1. РЕЗУЛЬТАТ ОСВОЕНИЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ   УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

7

  1. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ   УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

9

  1. ХАРАКТЕРИСТИКА ОСНОВНЫХ ВИДОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ   ОБУЧЕНИЯ НА УРОВНЕ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ

32

  1. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ   УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

37

  1. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ   УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

40

1. ПАСПОРТ АДАПТИРОВАННОЙ ПРОГРАММЫ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

1.1 Область применения программы:

Адаптированная рабочая программа учебной дисциплины является частью программы подготовки специалистов среднего звена по специальности:

38.02.05 Товароведение и экспертиза качества потребительских товаров на базе основного общего образования.

          Адаптированная рабочая программа учебной дисциплины предназначена для обучения лиц с ограниченными возможностями (слабослышащих) с учетом особенностей их психофизического развития и индивидуальных возможностей.

         Для адаптации к восприятию обучающимися лицами с ОВЗ с нарушенным слухом справочного, учебного материала, предусмотренного адаптированной рабочей программой, обеспечиваются следующие условия:

• внимание слабослышащего обучающегося привлекается педагогом жестом (на плечо кладется рука, осуществляется нерезкое похлопывание);

• разговаривая с обучающимся, педагог смотрит на него, говорит ясно короткими предложениями, обеспечивая возможность чтения по губам;

• педагог не повышает резко голос, повторяет сказанное по просьбе обучающегося, использует жесты;

• перед тем как давать объяснение новых терминов, педагог проводит словарную работу, разбирая смысловое значение каждого слова с обязательной личностно ориентированной обратной связью с обучающимися;

• ведется запись сложной для восприятия информации, включающей в себя номер, правило, инструкцию, формулу, сложный термин, адрес и т.п.         Компенсация затруднений речевого развития слабослышащих лиц с ОВЗ проводится за счет фиксации педагогов на собственной артикуляции,

• использования схем, диаграмм, рисунков, компьютерных презентаций с гиперссылками, комментирующими отдельные компоненты изображения,

• регулярного применения упражнений на графическое выделение существенных признаков предметов и явлений,

• обеспечения возможности для обучающегося получить адресную консультацию по электронной почте по мере необходимости,

1.2. Место учебной дисциплины в учебном плане:

Общеобразовательная учебная дисциплина «Физика» относится к общеобразовательному циклу учебного плана ППССЗ естественно-научного профиля.

1.3. Цели и задачи общеобразовательной учебной дисциплины – требования к предметным результатам освоения базового курса физики:

        В программу включено содержание, направленное на формирование у студентов компетенций, необходимых для качественного освоения ППССЗ на базе основного общего образования с получением среднего общего образования.

        Содержание программы «Физика» направлено на достижение следующих целей:

освоение знаний о фундаментальных физических законах и принципах, лежащих в основе современной физической картины мира; наиболее важных открытиях в области физики, оказавших определяющее влияние на развитие  техники и технологии; методах научного познания природы;

• овладение умениями проводить наблюдения, планировать и выполнять эксперименты, выдвигать гипотезы и строить модели, применять полученные знания по физике для объяснения разнообразных физических явлений и свойств веществ; практически использовать физические знания; оценивать достоверность естественно-научной информации;

• развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе приобретения знаний и умений по физике с использованием различных источников информации и современных информационных технологий;

• воспитание убежденности в возможности познания законов природы, использования достижений физики на благо развития человеческой цивилизации; необходимости сотрудничества в процессе совместного выполнения задач, уважительного отношения к мнению оппонента при обсуждении проблем естественно-научного содержания; готовности к морально-этической оценке использования научных достижений, чувства ответственности за защиту окружающей среды;

• использование приобретенных знаний и умений для решения практических

задач повседневной жизни, обеспечения безопасности собственной жизни, рационального природопользования, охраны окружающей среды и возможность применения знаний при решении задач, возникающих в последующей профессиональной деятельности.

Требования к предметным результатам освоения базового курса учебной дисциплины

1) сформированность представлений о роли и месте физики в современной научной картине мира; понимание физической сущности наблюдаемых во Вселенной явлений; понимание роли физики в формировании кругозора и функциональной грамотности человека для решения практических задач;

2) владение основополагающими физическими понятиями, закономерностями, законами и теориями; уверенное пользование физической терминологией и символикой;

3) владение основными методами научного познания, используемыми в физике: наблюдение, описание, измерение, эксперимент; умения обрабатывать результаты измерений, обнаруживать зависимость между физическими величинами, объяснять полученные результаты и делать выводы;

4) сформированность умения решать физические задачи;

5) сформированность умения применять полученные знания для объяснения условий протекания физических явлений в природе и для принятия практических решений в повседневной жизни;

6) сформированность собственной позиции по отношению к физической информации, получаемой из разных источников.        

         

1.4. Количество часов, отведенное на освоение программы общеобразовательной учебной дисциплины, в том числе:

Максимальная учебная нагрузка обучающегося   254 часов, в том числе:

обязательная   аудиторная учебная нагрузка  обучающегося    169   часов;

самостоятельная работа обучающегося    85  часов.

2. РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «ФИЗИКА»

         Освоение содержания учебной дисциплины «Физика» обеспечивает достижение студентами следующих результатов:

     личностных :

  • чувство гордости и уважения к истории и достижениям отечественной физической науки; физически грамотное поведение в профессиональной деятельности и быту при обращении с приборами и устройствами;        
  • готовность к продолжению образования и повышения квалификации в избранной профессиональной деятельности и объективное осознание роли физических компетенций в этом;
  • умение использовать достижения современной физической науки и физических технологий для повышения собственного интеллектуального развития в выбранной профессиональной деятельности;
  • умение самостоятельно добывать новые для себя физические знания, используя для этого доступные источники информации;
  • умение выстраивать конструктивные взаимоотношения в команде по решению общих задач;
  • умение управлять своей познавательной деятельностью, проводить самооценку уровня собственного интеллектуального развития;

 

      метапредметных:

  • использование различных видов познавательной деятельности для решения физических задач, применение основных методов познания (наблюдения, описания, измерения, эксперимента) для изучения различных сторон окружающей действительности;
  • использование основных интеллектуальных операций: постановки задачи, формулирования гипотез, анализа и синтеза, сравнения, обобщения, систематизации, выявления причинно-следственных связей, поиска аналогов, формулирования выводов для изучения различных сторон физических объектов, явлений и процессов, с которыми возникает необходимость сталкиваться в профессиональной сфере;
  •  умение генерировать идеи и определять средства, необходимые для их реализации;
  • умение использовать различные источники для получения физической информации, оценивать ее достоверность;
  • умение анализировать и представлять информацию в различных видах;        
  • умение публично представлять результаты собственного исследования, вести         дискуссии, доступно и гармонично сочетая содержание и формы представляемой информации;

       предметных:

  • сформированность представлений о роли и месте физики в современной научной картине мира; понимание физической сущности наблюдаемых во Вселенной явлений, роли физики в формировании кругозора и функциональной грамотности человека для решения практических задач;  
  • владение основополагающими физическими понятиями, закономерностями, −        законами и теориями;
  • уверенное использование физической терминологии и символики; владение основными методами научного познания, используемыми в физике: наблюдением, описанием, измерением, экспериментом;
  • умения обрабатывать результаты измерений, обнаруживать зависимость −        между физическими величинами, объяснять полученные результаты и делать выводы;
  • сформированность умения решать физические задачи;
  • сформированность умения применять полученные знания для объяснения условий протекания физических явлений в природе, профессиональной сфере и для принятия практических решений в повседневной жизни;
  • сформированность собственной позиции по отношению к физической информации, получаемой из разных источников.

3. СТРУКТУРА И  СОДЕРЖАНИЕ  ПРОГРАММЫ  ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «ФИЗИКА»

3.1. Объем общеобразовательной учебной дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы

Объем часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

254

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего),

в том числе: практические работы

169

62

Самостоятельная работа обучающегося (всего)

85

в том числе:

                составление тестов, глоссария

                создание презентаций

                работа с учебной и справочной литературой по темам

                подготовка сообщений

                составление таблиц

                составление кроссвордов

Промежуточная   аттестация                                                     экзамен


ТЕМАТИЧЕСКИЙ   ПЛАН   И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала, практические занятия, внеаудиторная (самостоятельная) работа обучающихся

Объем часов

Уровень усвоения

1

2

3

Раздел 1

Физика и методы научного познания

2

Тема 1.1

Физика и методы научного познания

        Физика — фундаментальная наука о природе.           Естественно-научный метод познания, его возможности и границы применимости. Эксперимент и теория в процессе познания природы. Моделирование физических явлений и процессов. Роль эксперимента и теории в процессе познания природы. Физическая величина. Погрешности измерений физических величин. Физические законы. Границы применимости физических законов. Понятие о физической картине мира. Значение физики при освоении профессий СПО и специальностей СПО.

2

2

Раздел 2

Механика

39

Темы 2.1-2.2

Кинематика. Законы сохранения в механике.

         Механическое движение. Перемещение. Путь. Скорость. Равномерное прямолинейное движение. Ускорение. Равнопеременное прямолинейное движение. Свободное падение. Движение тела, брошенного под углом к горизонту. Равномерное движение по окружности. Первый закон Ньютона. Сила. Масса. Импульс. Второй закон Ньютона. Основной закон классической динамики. Третий закон Ньютона. Закон всемирного тяготения. Гравитационное поле. Сила тяжести. Вес. Способы измерения массы тел. Силы в механике.  Закон сохранения импульса. Реактивное движение. Работа силы. Работа потенциальных сил. Мощность. Энергия. Кинетическая энергия. Потенциальная энергия. Закон сохранения механической энергии. Применение законов сохранения.

12

2

Практические работы

Измерение ускорения свободного падения. Исследование движения тела под действием постоянной силы. Изучение закона сохранения импульса и реактивного движения. Сохранение механической энергии при движении тела под действием силы тяжести и упругости.

10

Контрольная работа

2

Самостоятельная работа обучающихся

  •  Подготовка сообщения «Сергей Павлович Королев – конструктор и организатор производства ракетно-космической техники»
  • Составление презентации «Реактивные двигатели»
  • Составление конспекта «Современная физическая картина мира»
  • Решение задач. Составить и решить 2 задачи на расчет пути и времени движения.
  • Работа с учебной литературой. Найти и записать примеры движения по инерции и проявление их в профессии.
  • Составление таблицы «Сравнительные характеристики равномерного и равноускоренного движений».

15

Раздел 3

Основы молекулярной физики и термодинамики

70

Темы 3.1-3.3

Основы молекулярно-кинетической теории. Идеальный газ. Основы термодинамики. Свойства паров, жидкостей, твердых  тел..

 Идеальный газ. Основные положения молекулярно-кинетической теории. Размеры и масса молекул и атомов. Броуновское движение. Диффузия. Силы и энергия межмолекулярного взаимодействия. Строение газообразных, жидких и твердых тел. Скорости движения молекул и их измерение. Идеальный газ. Давление газа. Основное уравнение молекулярно-кинетической теории газов. Температура и ее измерение. Газовые законы. Абсолютный нуль температуры. Термодинамическая шкала температуры. Уравнение состояния идеального газа. Молярная газовая постоянная.            

 Основные понятия и определения. Внутренняя энергия системы. Внутренняя энергия идеального газа. Работа и теплота как формы передачи энергии. Теплоемкость. Удельная теплоемкость. Уравнение теплового баланса. Первое начало термодинамики. Адиабатный процесс. Принцип действия тепловой машины. КПД теплового двигателя. Второе начало термодинамики. Термодинамическая шкала температур. Холодильные машины. Тепловые двигатели. Охрана природы.

           Испарение и конденсация. Насыщенный пар и его свойства. Абсолютная и относительная влажность воздуха. Точка росы. Кипение. Зависимость температуры кипения от давления. Перегретый пар и его использование в технике.    

           Характеристика жидкого состояния вещества. Поверхностный слой жидкости. Энергия поверхностного слоя. Явления на границе жидкости с твердым телом. Капиллярные явления.        

            Характеристика твердого состояния вещества. Упругие свойства твердых тел. Закон Гука. Механические свойства твердых тел. Тепловое расширение твердых тел и жидкостей. Плавление и кристаллизация.

26

2

Практические работы

Измерение влажности воздуха. Измерение поверхностного натяжения жидкости. Наблюдение процесса кристаллизации. Изучение деформации растяжения. Изучение теплового расширения твердых тел. Изучение особенностей теплового расширения воды.

Решение задач.

18

Контрольная работа

2

Самостоятельная работа обучающихся

            Составление презентации «Тепловые двигатели и        охрана окружающей среды»

  • Составление презентации «Пословицы и загадки о свойствах воды»
  • Провести эксперимент по выращиванию кристалла в домашних условиях.
  • Подготовка сообщения «Роль влажности в жизнедеятельности человека и в производстве»
  • Составление конспекта «История атомистических учений (Аристотель, Демокрит, Лукреций)»
  • Составление теста «Способы изменения внутренней энергии»
  • Составление таблицы «Изопроцессы»
  • Подготовка сообщения «Природные алмазы. Их использование в быту и технике»
  • Работа с учебной литературой. Подготовить библиографическую справку о Штерне.
  • Работа с учебной литературой. Составить словарь физических терминов по теме.

24

Раздел 4

Электродинамика

66

Тема 4.1-4.3

Электростатика. Постоянный ток. Магнитные явления.

 Электрические заряды. Закон сохранения заряда. Закон Кулона. Электрическое поле. Напряженность электрического поля. Принцип суперпозиции полей. Работа сил электростатического поля. Потенциал. Разность потенциалов. Эквипотенциальные поверхности. Связь между напряженностью и разностью потенциалов электрического поля. Диэлектрики в электрическом поле. Поляризация диэлектриков. Проводники в электрическом поле. Конденсаторы. Соединение конденсаторов в батарею. Энергия заряженного конденсатора. Энергия электрического поля.

       Условия, необходимые для возникновения и поддержания электрического тока. Сила тока и плотность тока. Закон Ома для участка цепи без ЭДС. Зависимость электрического сопротивления от материала, длины и площади поперечного сечения проводника. Зависимость электрического сопротивления проводников от температуры. Электродвижущая сила источника тока. Закон Ома для полной цепи. Соединение проводников. Соединение источников электрической энергии в батарею. Закон Джоуля—Ленца. Работа и мощность электрического тока. Тепловое действие тока.    

        Собственная проводимость полупроводников. Полупроводниковые приборы.

       Вектор индукции магнитного поля. Действие магнитного поля на прямолинейный проводник с током. Закон Ампера. Взаимодействие токов. Магнитный поток. Работа по перемещению проводника с током в магнитном поле. Действие магнитного поля на движущийся заряд. Сила Лоренца. Определение удельного заряда. Ускорители заряженных частиц.

        Электромагнитная индукция. Вихревое электрическое поле. Самоиндукция. Энергия магнитного поля.

26

2.3

Практические работы

Изучение закона Ома для участка цепи, последовательного и параллельного соединения проводников. Изучение закона Ома для полной цепи. Изучение явления электромагнитной индукции. Определение коэффициента полезного действия электрического чайника. Определение температуры нити лампы накаливания. Определение ЭДС и внутреннего сопротивления источника напряжения.

Решение задач.

16

Контрольная работа

2

Самостоятельная работа обучающихся

Подготовить историческую справку о Шарле Кулоне.

  • Подготовить презентацию «Вред и польза электризации»
  • Составить сравнительную таблицу по электрическому и магнитному полям.
  • Составить презентацию «Применение полупроводниковых материалов»
  • Подготовить историческую справку о изобретении первого конденсатора.
  • Подготовить презентацию «Физиологическое действие тока»
  • Составить справочник формул по теме.
  • Составить словарь терминов по теме.
  • Подготовить сообщение по теме «Вакуум»

             Составить таблицу «Виды электрических разрядов

22

Раздел 5

Колебания и волны

24

Тема 5.1-5.4

Механические колебания. Упругие волны. Электромагнитные колебания. Электромагнитные волны.

 Колебательное движение. Гармонические колебания. Свободные механические колебания. Линейные механические колебательные системы. Превращение энергии при колебательном движении. Свободные затухающие механические колебания. Вынужденные механические колебания.

     Поперечные и продольные волны. Характеристики волны. Уравнение плоской бегущей волны. Интерференция волн. Понятие о дифракции волн. Звуковые волны. Ультразвук и его применение.

      Свободные электромагнитные колебания. Превращение энергии в колебательном контуре. Затухающие электромагнитные колебания. Генератор незатухающих электромагнитных колебаний. Вынужденные электрические колебания. Переменный ток. Генератор переменного тока. Емкостное и индуктивное сопротивления переменного тока. Закон Ома для электрической цепи переменного тока. Работа и мощность переменного тока. Генераторы тока. Трансформаторы. Токи высокой частоты. Получение, передача и распределение электроэнергии.        

     Электромагнитное поле как особый вид материи. Электромагнитные волны. Вибратор Герца. Открытый колебательный контур. Изобретение радио А.С. Поповым. Понятие о радиосвязи. Применение электромагнитных волн.

10

2.3

Практические работы

Индуктивные и емкостное сопротивления в цепи переменного тока.

Решение задач. Изучение колебаний математического маятника.

6

Самостоятельная работа обучающихся

  •  Составить терминологический словарь и словарь формул по теме.
  • Подготовить сообщение «Вред и польза резонанса»
  • Подготовить презентацию о использовании ультразвука.

            Составить таблицу по аналогии механических и      электромагнитных волн

8

Раздел 6

Оптика

24

Тема 6.1-6.2

Природа света. Волновые свойства света.

Скорость распространения света. Законы отражения и преломления света. Полное отражение. Линзы. Глаз как оптическая система. Оптические приборы.

    Интерференция света. Когерентность световых лучей. Интерференция в тонких пленках. Полосы равной толщины. Кольца Ньютона. Использование интерференции в науке и технике. Дифракция света. Дифракция на щели в параллельных лучах. Дифракционная решетка. Понятие о голографии. Поляризация поперечных волн. Поляризация света. Двойное лучепреломление. Поляроиды. Дисперсия света. Виды спектров. Спектры испускания. Спектры поглощения. Ультрафиолетовое и инфракрасное излучения. Рентгеновские лучи. Их природа и свойства.

10

2.3

Практические работы

Изучение изображения предметов в тонкой линзе. Изучение интерференции и дифракции света. Градуировка спектроскопа и определение длины волны спектральных линий.

Решение задач.

8

Самостоятельная работа обучающихся

  •   Подготовить историческую справку о теориях света.
  • Составить презентацию по теме «Применение полного преломления в оптико-волоконной промышленности»
  • Составить обобщающую таблицу «Виды излучений»

              Составить вопросы к параграфу «Интерференция волн»

6

Раздел 7        

Квантовая физика

18

Тема 7.1-7.3

Квантовая оптика. Физика атома. Физика атомного ядра.

     Квантовая гипотеза Планка. Фотоны. Внешний фотоэлектрический эффект. Внутренний фотоэффект. Типы фотоэлементов.      

 Развитие взглядов на строение вещества. Закономерности в атомных спектрах водорода. Ядерная модель атома. Опыты Э.Резерфорда. Модель атома водорода по Н.Бору. Квантовые генераторы.    

      Естественная радиоактивность. Закон радиоактивного распада. Способы наблюдения и регистрации заряженных частиц. Эффект Вавилова — Черенкова. Строение атомного ядра. Дефект массы, энергия связи и устойчивость атомных ядер. Ядерные реакции. Искусственная радиоактивность. Деление тяжелых ядер. Цепная ядерная реакция. Управляемая цепная реакция. Ядерный реактор. Получение радиоактивных изотопов и их применение. Биологическое действие радиоактивных излучений. Элементарные частицы.

8

2

Практические работы

Решение задач.

4

Самостоятельная работа обучающихся

  •   Подготовить историческую справку о Резерфорде.
  • Подготовить презентацию «Открытие явления радиоактивности»
  • Подготовить презентацию «Модели атомов»

6

Раздел 8

Эволюция Вселенной

11

Тема 8.1-8.3

Строение и развитие Вселенной. Эволюция звезд. Гипотеза происхождения Солнечной системы.

 Наша звездная система — Галактика. Другие галактики. Бесконечность Вселенной. Понятие о космологии. Расширяющаяся Вселенная. Модель горячей Вселенной. Строение и происхождение Галактик.

      Термоядерный синтез. Проблема термоядерной энергетики. Энергия Солнца и звезд. Эволюция звезд. Происхождение Солнечной системы.

7

2

Самостоятельная работа обучающихся: 

Подготовить презентацию «Планеты земной группы»

  • Подготовить презентацию «Планеты-гиганты»

4

Всего

254

3.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины «Физика»

Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала, практические занятия, внеаудиторная (самостоятельная) работа обучающихся

Объем часов

Вид (тип) учебного занятия

Материально-техническое обеспечение учебного занятия

Задания для обучающихся

Уровень освоения

1

2

3

Раздел 1.                            Введение

     

2

Тема 1.1

Физика и методы научного познания

1

Физика как наука. Научные методы познания мира.

2

Лекция с элементами беседы

ПК

Стр.3-4

Вопросы в конце параграфов

2

Раздел 2

Механика

39

Темы 2.1-2.2

 Кинематика. Законы механики Ньютона.

Содержание

12

2.

Механическое движение. Характеристики механического движения.

2

Комбинированный урок

Таблицы

П.1-4

2

3.

Прямолинейное равноускоренное движение. Ускорение тела. Графики движения.

2

Лекция

Таблицы

П.5-9

2

4.

Практическое занятие. Исследование характеристик равноускоренного движения.

22

Практическое занятие

с.24(

3

5.

Законы Ньютона. Свободное падение.

2

Лекция с элементами беседы

ПК

П.24-28

2

6.

Силы в природе. Закон Всемирного тяготения. Движение тела по окружности. Вес. Невесомость.

2

Лекция с элементами беседы

ПК

П.36-40

2

7.

Практическое занятие. Исследование движения тела под действием постоянной силы.

2

Практическое занятие

Карточки

П.11-12 Задачи на с. 24(3,4)

3

8.

Импульс тела. Закон сохранения импульса. Реактивное движение.

2

Лекция с элементами беседы

ПК

П.41, 42, зад.1,2 на с.109

2

9.

Практическое занятие. Изучение закона сохранения импульса.

2

Практическое занятие

ПК

П.43,44

3

10.

Работа и мощность. Закон сохранения энергии.

2

Лекция с элементами беседы

Таблицы

П.45-52

2

11.

Практическое занятие. Сохранение механической энергии тела под действием силы тяжести и силы упругости.

2

Практическое занятие

Карточки, ПК

П.53, с.задачи (8-9)

2

12.

 Контрольная работа «Законы Ньютона. Законы сохранения в механике».

2

Итоговый контроль

13.

Практическое занятие. Движение тела под действием нескольких сил.

2

Практическое занятие

Таблицы, карточки

Р-34, 35

3

Практические работы

10

Контрольная работа

2

Самостоятельная работа обучающихся

  • Подготовка сообщения «Сергей Павлович Королев – конструктор и организатор производства ракетно-космической техники»
  • Составление презентации «Реактивные двигатели»
  • Составление конспекта «Современная физическая картина мира»
  • Решение задач. Составить и решить 2 задачи на расчет пути и времени движения.
  • Работа с учебной литературой. Найти и записать примеры движения по инерции и проявление их в профессии.
  • Составление таблицы «Сравнительные характеристики равномерного и равноускоренного движений».

15

3

4

2

2

2

2

Раздел 3

Основы молекулярной физики и термодинамики

70

Тема 3.1-3.3

Основы молекулярно-кинетической теории. Идеальный газ. Основы термодинамики.

Свойства паров, жидкостей, твердых тел.

Содержание

26

14.

Размеры и масса молекул и атомов.

2

Лекция

ПК

П.58, 59

2

15.

Практическое занятие. Расчет характеристик молекул и атомов.

2

Практическое занятие

Задачник

3

16.

Агрегатные состояния вещества.

2

Лекция с элементами беседы

ПК

П.61,62

3

17.

Основные положения МКТ.

2

Лекция

ПК

Стр.159 (1-2)

2

18.

Диффузия. Броуновское движение.

2

Лекция с элементами беседы

ПК

П.63

2

19.

Идеальный газ. Скорости движения молекул и их измерение.

2

Лекция

С.159 (3-4) конспект

П.69

2

20.

Температура. Измерение температуры. Абсолютный нуль температуры.

2

Лекция с элементами беседы

ПК, таблицы, термометр

П.66-67

2

21.

Давление газа. Основное уравнение МКТ.

2

Лекция

ПК

П.63-65

2

22.

Уравнение Менделеева-Клапейрона. Газовые законы.

2

Лекция

ПК, таблицы

П.70, стр.182, задачи (1-2)

2

23.

Практикум по решению задач по теме «Газовые законы».

2

Практическое занятие

Задачник

П.71

3

24.

Испарение и конденсация. Насыщенный и ненасыщенный пар. Кипение.

2

Комбинированный урок

П.72-74

2

25.

Влажность воздуха. Поверхностное натяжение жидкости.

2

Лекция-беседа

ПК

Стр.159

2

26.

Практическое занятие. Изучение поверхностного натяжения жидкостей.

2

Практическое занятие

Конспект в тетради

3

27.

Практическое занятие. Измерение влажности воздуха.

2

Практическое занятие

Психрометр, психрометрическая таблица

Задачи на стр.191

3

28.

Твердые и аморфные тела. Плавление. Кристаллизация. Сублимация.

2

Лекция-беседа

ПК, набор твердых тел

П.75, 76

3

29.

Практическое занятие. Изучение явления теплового расширения твердых тел.

2

Практическое занятие

Конспект в тетради

3

30.

Практическое занятие. Изучение деформации растяжения.

2

Практическое занятие

Динамометр, линейка, шнур, пружина

Повт. П.72-76

3

31.

Практическое занятие. Изучение процесса кристаллизации.

2

Практическое занятие

ПК

Вопросы в тетради

2

32.

Внутренняя энергия. Количество теплоты и теплоемкость.

2

Урок повторения и обобщения

Набор твердых тел

П.77

2

33.

Практическое занятие. Изучение особенностей теплового расширения воды.

2

Практическое занятие

ПК

Стр.223, задача

2

34.

Первый закон термодинамики. Адиабатный процесс.

2

Лекция

П.78

2

35.

Практикум по решению задач по теме «Законы термодинамики».

2

Практикум по решению задач

Задачник, ПК

С.223 (2,3)

3

36.

Контрольная работа по теме «Основные положения МКТ. Газовые законы».

2

Итоговый контроль

Практические работы.

18

Контрольная работа

2

Самостоятельная работа обучающихся

  • Составление презентации «Тепловые двигатели и охрана окружающей среды»
  • Составление презентации «Пословицы и загадки о свойствах воды»
  • Провести эксперимент по выращиванию кристалла в домашних условиях.
  • Подготовка сообщения «Роль влажности в жизнедеятельности человека и в производстве»
  • Составление конспекта «История атомистических учений (Аристотель, Демокрит, Лукреций)»
  • Составление теста «Способы изменения внутренней энергии»
  • Составление таблицы «Изопроцессы»
  • Подготовка сообщения «Природные алмазы. Их использование в быту и технике»
  • Работа с учебной литературой. Подготовить библиографическую справку о Штерне.
  • Работа с учебной литературой. Составить словарь физических терминов по теме.

24

3

2

4

3

2

2

2

2

2

2

Раздел 4

Электродинамика

66

Темы 4.1-4.5

Электростатика.  Постоянный ток. Магнитные явления.

Содержание

26

37.

Электрический заряд. Электризация тел. Закон сохранения электрического заряда. Точечный заряд. Закон Кулона.

2

Лекция

Таблица, ПК

П. 85, 88, 89,90

2

38.

Практическое занятие на тему «Закон Кулона».

2

Практическое занятие

Задачник, ПК

С.236, задачи

3

39.

Электрическое поле и его свойства. Напряженность электрического поля. Принцип суперпозиции.

2

Лекция

Таблица

П.91-93

2

40.

Работа сил электрического поля. Потенциал. Эквипотенциальные поверхности

2

Лекция

Таблица

П.98

2

41.

Проводник, диэлектрик, полупроводник. Поляризация.

2

Лекция

Таблица, ПК

П.95, 96

2

42.

Электроемкость уединенного проводника. Конденсатор. Электрическая емкость конденсатора. Соединение конденсаторов.

2

Лекция-беседа

Таблицы, ПК

П.101, 102

2

43.

Практическое занятие по решению задач по теме «Электроемкость».

2

Практическое занятие

С.267, задачи

2

44.

Электрический ток. Сила тока и плотность тока. Закон Ома для участка цепи.

2

Комбинированный урок повторения и обобщения

ПК

П.104, 105

2

45.

Практическое занятие. Изучение закона Ома для участка цепи.

2

Практическое занятие

ПК

П.106

3

46.

ЭДС источника тока. Закон Ома для полной цепи. Параллельное, последовательное и смешенное соединение проводников.

2

Комбинированный урок

ПК, карточки

П.109, 110

3

47.

Практическое занятие. Изучение закона  последовательного и параллельного соединений проводников.

2

Практическое занятие

ПК, карточки

Задачи 5-6 на с.286

3

48.

Практическое занятие. Определение ЭДС и внутреннего сопротивления источника тока.

2

Практическое занятие

ПК, карточки

С.286 задачи 1-6

3

49.

Практическое занятие. Расчет электрических цепей.

2

Практическое занятие

Дидактический материал

Задачи 9-10 на с.286

3

50.

Закон Джоуля-Ленца. Работа и мощность электрического тока.

2

Теоретическое занятие урок повторения и обобщения

П.108

2

51.

Практическое занятие. Определение КПД электрических приборов.

2

Практическое занятие

ПК

Задача 4 на с.286

2

52.

Тепловое действие тока. Собственная проводимость полупроводников.

2

Лекция-беседа

ПК

П.111, 112

2

53.

Магнитное поле. Сила Ампера. Индукция магнитного поля. Магнитный поток

2

Лекция

ПК, таблицы

П.1-5

2

54.

Явление электромагнитной индукции.  Закон электромагнитной индукции Фарадея.

2

Лекция-беседа

ПК, гальванометр, катушка, магнит

П.7,8

3

55.

Практическое занятие. Изучение явления ЭМИ.

2

Практическое занятие

Карточки

Р-913, 914

3

56.

Вихревое электрическое поле. Правило Ленца. Самоиндукция. Индуктивность.

2

Лекция

Прибор для демонстрации правила Ленца

П.8, 11

1

57.

 Переменный ток.

2

Лекция

ПК, таблицы

П.91

1

58.

Контрольная работа по теме «Законы постоянного тока».

2

Итоговый контроль

Практические работы

16

Контрольная работа

2

Самостоятельная работа обучающихся

Подготовить историческую справку о Шарле Кулоне.

  • Подготовить презентацию «Вред и польза электризации»
  • Составить сравнительную таблицу по электрическому и магнитному полям.
  • Составить презентацию «Применение полупроводниковых материалов»
  • Подготовить историческую справку о изобретении первого конденсатора.
  • Подготовить презентацию «Физиологическое действие тока»
  • Составить справочник формул по теме.
  • Составить словарь терминов по теме.
  • Подготовить сообщение по теме «Вакуум»
  • Составить таблицу «Виды электрических разрядов»

22

2

2

2

2

2

3

2

2

3

2

Раздел 5

Колебания и волны

24

Темы 5.1-5.4

Механические колебания. Упругие волны. Электромагнитные колебания.  Электромагнитные волны.

Содержание

10

59.

Механические колебания

2

Занятие повторения и обобщения

Штатив, шарик на нити, груз на пружине

П.1, 14, 16

2

60.

Практическое занятие. Механические колебания.

2

Практическое занятие

Задачник

П.13,

3

61.

Механические волны.

2

Занятие повторения и обобщения

Волновая машина

П. 29, 31, 33

2

62.

Практическое занятие. Механические колебания и волны.

2

Практическое занятие

Задачник

П.13, 43

3

63.

Свободные электромагнитные колебания. Электромагнитные волны. Превращение энергии в колебательном контуре. Затухающие электромагнитные колебания. Вынужденные электрические колебания.

2

Лекция

ПК, таблица

П.17, 19,21, 23,

1

64.

Переменный ток. Генератор переменного тока. Емкостное и индуктивное сопротивления переменного тока.

2

Лекция

ПК, таблица

п. 26, 27

1

65.

Практическое занятие. Индуктивное, емкостное и активное сопротивления в цепи переменного тока.

2

Практическое занятие

ПК, таблица

П.36

2

66.

Изобретение радио. Понятие о телевидении. Развитие средств связи.

2

Лекция

ПК, таблица

п.26

2

Практические работы

6

Самостоятельная работа обучающихся

  • Составить терминологический словарь и словарь формул по теме.
  • Подготовить сообщение «Вред и польза резонанса»
  • Подготовить презентацию о использовании ультразвука.
  • Составить таблицу по аналогии механических и электромагнитных волн.

8

2

2

2

2

Раздел 6

Оптика

24

Содержание

10

Темы 6.1-6.2

Природа света. Волновые свойства света.

67.

Скорость распространения света. Дисперсия света. Законы отражения и преломления света. Полное отражение.

2

Занятие повторения и обобщения

ПК, лазер, призмы

44, 45, 47, 48

2

68.

Практическое занятие. Изучение законов отражения и преломления света.

2

Практическое занятие

Призмы, линзы

П.49

3

69.

Линзы

2

Занятие повторения и обобщения

Таблицы, ПК, линзы

П.50-51

3

70.

Практическое занятие. Изучение изображения предметов в тонкой линзе.

2

Практическое занятие

Линзы, ПК

П.60-65

3

71.

Когерентность световых лучей. Интерференция в тонких пленках.

2

Лекция

ПК, таблицы

П. 54

1

72.

Практическое занятие. Решение задач на интерференцию и дифракцию света.

2

Практическое занятие

Задачник

2

73.

Дифракция на щели. Дифракционная решетка.

2

Лекция

Таблицы, ПК

П.56, 58

2

74.

 Практическое занятие. Изучение интерференции и дифракции света.

2

Практическое занятие

ПК

п.59

2

75.

Виды спектров.

2

Лекция

ПК, таблицы

П.66-68

1

Практические работы.

8

Самостоятельная работа обучающихся

  • Подготовить историческую справку о теориях света.
  • Составить презентацию по теме «Применение полного преломления в оптико-волоконной промышленности»
  • Составить обобщающую таблицу «Виды излучений»
  • Составить вопросы к параграфу «Интерференция волн»

6

1

2

2

1

Раздел 7        

Элементы квантовой физики

18

Темы 7.1-7.3

Квантовая оптика. Физика атома. Физика атомного ядра.

Содержание

8

76.

Квантовая гипотеза Планка. Фотоны. Фотоэффект.

2

Лекция

ПК, таблицы

П.69-72

2

77.

Практическое занятие. Формула Планка. Фотоны.

2

Практическое занятие

ПК

п.73

2

78.

Строение вещества. Ядерная модель атома. Модель атома водорода по Н. Бору.

2

Комбинированное занятие

Таблицы, ПК

П 74-75

2

79.

Радиоактивность. Способы наблюдения и регистрации заряженных частиц.

2

Повторение и обобщение

ПК

п.п.82, 84-90

2

80.

Практическое занятие. Радиоактивность.

2

Практическое занятие

ПК

п.100

2

81.

Строение атомного ядра. Элементарные частицы.

2

Лекция

ПК, таблицы

П.101-105, 115, 116

2

Практические работы

4

Самостоятельная работа обучающихся

  • Подготовить историческую справку о Резерфорде.
  • Подготовить презентацию «Открытие явления радиоактивности»
  • Подготовить презентацию «Модели атомов»

6

2

2

2

Раздел 8

Эволюция Вселенной

11

Темы 8.1-8.2

Строение и развитие Вселенной. Эволюция звезд. Гипотеза происхождения Солнечной системы.

Содержание

7

82.

Происхождение Солнечной системы.

2

Лекция-беседа

ПК, таблица

П.100-101

1

83.

Солнце и звезды.

2

Лекция-беседа

ПК, таблица

П.102-105

1

84.

Строение Вселенной.

2

Лекция

ПК, таблица

П.106-107

1

85.

Термоядерный синтез. Проблема термоядерной энергетики. Энергия Солнца и  звезд..

1

Лекция

ПК

П.108

1

Самостоятельная работа обучающихся:

  • Подготовить презентацию «Планеты земной группы»
  • Подготовить презентацию «Планеты-гиганты»

4

2

2

Всего

254 (169/62/85)

Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:

1– ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);

2 – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)

            3 – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение.)

4.ХАРАКТЕРИСТИКА ОСНОВНЫХ ВИДОВ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ

Содержание обучения

Характеристика основных видов деятельности студентов

(на уровне учебных  действий)  

Введение

Умения постановки целей деятельности, планирования собственной деятельности для достижения поставленных целей, предвидения возможных результатов этих действий, организации самоконтроля и оценки полученных результатов. Развитие способности ясно и точно излагать свои мысли, логически обосновывать свою точку зрения, воспринимать и анализировать мнения собеседников, признавая право другого человека на иное мнение. Произведение измерения физических величин и оценка границы погрешностей измерений. Представление границы погрешностей измерений при построении графиков. Умение высказывать гипотезы для объяснения наблюдаемых явлений. Умение предлагать модели явлений. Указание границ применимости физических законов. Изложение основных положений современной научной картины мира. Приведение примеров влияния открытий в физике на прогресс в технике и технологии производства. Использование Интернета для поиска информации

  1. МЕХАНИКА

Кинематика

 Представление механического движения тела уравнениями зависимости координат и проекцией скорости от времени. Представление механического движения тела графиками зависимости координат и проекцией скорости от времени. Определение координат пройденного пути, скорости и ускорения тела по графикам зависимости координат и проекций скорости от времени. Определение координат пройденного пути, скорости и ускорения тела по уравнениям зависимости координат и проекций скорости от времени. Проведение сравнительного анализа равномерного и равнопеременного движений. Указание использования поступательного и вращательного движений в технике. Приобретение опыта работы в группе с выполнением различных социальных ролей. Разработка возможной системы действий и конструкции для экспериментального определения кинематических величин. Представление информации о видах движения в виде таблицы

Законы сохранения в

механике

 Применение закона сохранения импульса для вычисления изменений скоростей тел при их взаимодействиях. Измерение работы сил и изменение кинетической энергии тела. Вычисление работы сил и изменения кинетической энергии тела. Вычисление потенциальной энергии тел в гравитационном поле. Определение потенциальной энергии упруго деформированного тела по известной деформации и жесткости тела. Применение закона сохранения механической энергии при расчетах результатов взаимодействий тел гравитационными силами и силами упругости. Указание границ применимости законов механики. Указание учебных дисциплин, при изучении которых используются законы сохранения

  1. ОСНОВЫ   МОЛЕКУЛЯРНОЙ   ФИЗИКИ   И   ТЕРМОДИНАМИКИ

Основы молекулярно-

кинетической теории.

Идеальный газ.

Выполнение экспериментов, служащих для обоснования молекулярно-кинетической теории (МКТ). Решение задач с применением основного уравнения молекулярно-кинетической теории газов. Определение параметров вещества в газообразном состоянии на основании уравнения состояния идеального газа. Определение параметров вещества в газообразном состоянии и происходящих процессов по графикам зависимости р (Т), V (Т), р (V). Экспериментальное исследование зависимости р (Т), V (Т), р (V). Представление в виде графиков изохорного, изобарного и изотермического процессов. Вычисление средней кинетической энергии теплового движения молекул по известной температуре вещества. Высказывание гипотез для объяснения наблюдаемых явлений. Указание границ применимости модели «идеальный газ» и законов МКТ

Основы термодинамики

 Измерение количества теплоты в процессах теплопередачи. Расчет количества теплоты, необходимого для осуществления заданного процесса с теплопередачей. Расчет изменения внутренней энергии тел, работы и переданного количества теплоты с использованием первого закона термодинамики. Расчет работы, совершенной газом, по графику зависимости р (V). Вычисление работы газа, совершенной при изменении состояния по замкнутому циклу. Вычисление КПД при совершении газом работы в процессах изменения состояния по замкнутому циклу. Объяснение принципов действия тепловых машин. Демонстрация роли физики в создании и совершенствовании тепловых двигателей. Изложение сути экологических проблем, обусловленных работой тепловых двигателей и предложение пути их решения. Указание границ применимости законов термодинамики. Умение вести диалог, выслушивать мнение оппонента, участвовать в дискуссии, открыто выражать и отстаивать свою точку зрения. Указание учебных дисциплин, при изучении которых используют учебный материал «Основы термодинамики»

Свойства паров, жидкостей,

твердых тел

 Измерение влажности воздуха. Расчет количества теплоты, необходимого для осуществления процесса перехода вещества из одного агрегатного состояния в другое. Экспериментальное исследование тепловых свойств вещества. Приведение примеров капиллярных явлений в быту, природе, технике. Исследование механических свойств твердых тел. Применение физических понятий и законов в учебном материале профессионального характера. Использование Интернета для поиска информации о разработках и применениях современных твердых и аморфных материалов

  1. ЭЛЕКТРОДИНАМИКА

Электростатика

 Вычисление сил взаимодействия точечных электрических зарядов. Вычисление напряженности электрического поля одного и нескольких точечных электрических зарядов. Вычисление потенциала электрического поля одного и нескольких точечных электрических зарядов. Измерение разности потенциалов. Измерение энергии электрического поля заряженного конденсатора. Вычисление энергии электрического поля заряженного конденсатора. Разработка плана и возможной схемы действий экспериментального определения электроемкости конденсатора и диэлектрической проницаемости вещества. Проведение сравнительного анализа гравитационного и электростатического полей

Постоянный ток

Измерение мощности электрического тока. Измерение ЭДС и внутреннего сопротивления источника тока. Выполнение расчетов силы тока и напряжений на участках электрических цепей. Объяснение на примере электрической цепи с двумя источниками тока (ЭДС), в каком случае источник электрической энергии работает в режиме генератора, а в каком — в режиме потребителя. Определение температуры нити накаливания. Измерение электрического заряда электрона. Снятие вольтамперной характеристики диода. Проведение сравнительного анализа полупроводниковых диодов и триодов. Использование Интернета для поиска информации о перспективах развития полупроводниковой техники. Установка причинно-следственных связей

Магнитные явления

Измерение индукции магнитного поля. Вычисление сил, действующих на проводник с током в магнитном поле. Вычисление сил, действующих на электрический заряд, движущийся в магнитном поле. Исследование явлений электромагнитной индукции, самоиндукции. Вычисление энергии магнитного поля. Объяснение принципа действия электродвигателя. Объяснение принципа действия генератора электрического тока и электроизмерительных приборов. Объяснение принципа действия масс-спектрографа, ускорителей заряженных частиц. Объяснение роли магнитного поля Земли в жизни растений, животных, человека. Приведение примеров практического применения изученных явлений, законов, приборов, устройств. Проведение сравнительного анализа свойств электростатического, магнитного и вихревого электрических полей. Объяснение на примере магнитных явлений, почему физику можно рассматривать как метадисциплину

  1. КОЛЕБАНИЯ   И   ВОЛНЫ

Механические колебания

 Исследование зависимости периода колебаний математического маятника от его длины, массы и амплитуды колебаний. Исследование зависимости периода колебаний груза на пружине от его массы и жесткости пружины. Вычисление периода колебаний математического маятника по известному значению его длины. Вычисление периода колебаний груза на пружине по известным значениям его массы и жесткости пружины. Выработка навыков воспринимать, анализировать, перерабатывать и предъявлять информацию в соответствии с поставленными задачами. Приведение примеров автоколебательных механических систем. Проведение классификации колебаний

Упругие волны

Измерение длины звуковой волны по результатам наблюдений интерференции звуковых волн. Наблюдение и объяснение явлений интерференции и дифракции механических волн. Представление областей применения ультразвука и перспективы его использования в различных областях науки, техники, в медицине. Изложение сути экологических проблем, связанных с воздействием звуковых волн на организм человека

Электромагнитные колебания

Наблюдение осциллограмм гармонических колебаний силы тока в цепи. Измерение электроемкости конденсатора. Измерение индуктивность катушки. Исследование явления электрического резонанса в последовательной цепи. Проведение аналогии между физическими величинами, характеризующими механическую и электромагнитную колебательные системы. Расчет значений силы тока и напряжения на элементах цепи переменного тока. Исследование принципа действия трансформатора. Исследование принципа действия генератора переменного тока. Использование Интернета для поиска информации о современных способах передачи электроэнергии

Электромагнитные волны

Осуществление радиопередачи и радиоприема. Исследование свойств электромагнитных волн с помощью мобильного телефона. Развитие ценностного отношения к изучаемым на уроках физики объектам и осваиваемым видам деятельности. Объяснение принципиального различия природы упругих и электромагнитных волн. Изложение сути экологических проблем, связанных с электромагнитными колебаниями и волнами. Объяснение роли электромагнитных волн в современных исследованиях Вселенной

  1. ОПТИКА

Природа света

Применение на практике законов отражения и преломления света при решении задач. Определение спектральных границ чувствительности человеческого глаза. Умение строить изображения предметов, даваемые линзами. Расчет расстояния от линзы до изображения предмета. Расчет оптической силы линзы. Измерение фокусного расстояния линзы. Испытание моделей микроскопа и телескопа

Волновые свойства света

Наблюдение явления интерференции электромагнитных волн. Наблюдение явления дифракции электромагнитных волн. Наблюдение явления поляризации электромагнитных волн. Измерение длины световой волны по результатам наблюдения явления интерференции. Наблюдение явления дифракции света. Наблюдение явления поляризации и дисперсии света. Поиск различий и сходства между дифракционным и дисперсионным спектрами. Приведение примеров появления в природе и использования в технике явлений интерференции, дифракции, поляризации и дисперсии света. Перечисление методов познания, которые использованы при изучении указанных явлений

  1. ЭЛЕМЕНТЫ   КВАНТОВОЙ   ФИЗИКИ

Квантовая оптика

Наблюдение фотоэлектрического эффекта. Объяснение законов Столетова на основе квантовых представлений. Расчет максимальной кинетической энергии электронов при фотоэлектрическом эффекте. Определение работы выхода электрона по графику зависимости максимальной кинетической энергии фотоэлектронов от частоты света. Измерение работы выхода электрона. Перечисление приборов установки, в которых применяется безинерционность фотоэффекта. Объяснение корпускулярно-волнового дуализма свойств фотонов. Объяснение роли квантовой оптики в развитии современной физики

Физика атома

Наблюдение линейчатых спектров. Расчет частоты и длины волны испускаемого света при переходе атома водорода из одного стационарного состояния в другое. Объяснение происхождения линейчатого спектра атома водорода и различия линейчатых спектров различных газов. Исследование линейчатого спектра. Исследование принципа работы люминесцентной лампы. Наблюдение и объяснение принципа действия лазера. Приведение примеров использования лазера в современной науке и технике. Использование Интернета для поиска информации о перспективах применения лазера

Физика атомного ядра

Наблюдение треков альфа-частиц в камере Вильсона. Регистрирование ядерных излучений с помощью счетчика Гейгера. Расчет энергии связи атомных ядер. Определение заряда и массового числа атомного ядра, возникающего в результате радиоактивного распада. Вычисление энергии, освобождающейся при радиоактивном распаде. Определение продуктов ядерной реакции. Вычисление энергии, освобождающейся при ядерных реакциях. Понимание преимуществ и недостатков использования атомной энергии и ионизирующих излучений в промышленности, медицине. Изложение сути экологических проблем, связанных с биологическим действием радиоактивных излучений. Проведение классификации элементарных частиц по их физическим характеристикам (массе, заряду, времени жизни, спину и т.д.). Понимание ценностей научного познания мира не вообще для человечества в целом, а для каждого обучающегося лично, ценностей овладения методом научного познания для достижения успеха в любом виде практической деятельности

  1. ЭВОЛЮЦИЯ   ВСЕЛЕННОЙ

Строение и развитие Вселенной

Наблюдение за звездами, Луной и планетами в телескоп. Наблюдение солнечных пятен с помощью телескопа и солнечного экрана. Использование Интернета для поиска изображений космических объектов и информации об их особенностях Обсуждение возможных сценариев эволюции Вселенной. Использование Интернета для поиска современной информации о развитии Вселенной. Оценка информации с позиции ее свойств: достоверности, объективности, полноты, актуальности и т.д

Эволюция звезд. Гипотеза

происхождения Солнечной системы

Вычисление энергии, освобождающейся при термоядерных реакциях. Формулировка проблем термоядерной энергетики. Объяснение влияния солнечной активности на Землю. Понимание роли космических исследований, их научного и экономического значения. Обсуждение современных гипотез о происхождении Солнечной системы


5. УСЛОВИЯ  РЕАЛИЗАЦИИ  ПРОГРАММЫ  ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «ФИЗИКА»

5.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

Реализация учебной дисциплины требует наличия учебного  кабинета  «Физика».

Оборудование учебного кабинета:

  • Рабочее место преподавателя.
  • Посадочные места по количеству обучающихся.
  • Плакаты по основным темам учебной дисциплины.

Технические средства обучения:

  • Компьютер с лицензионным программным обеспечением
  • Мультимедийный   проектор
  • Экран
  • Мультимедийные обучающие программы и электронные учебные издания по основным разделам курса физики

5.2. Информационное обеспечение обучения

Для студентов

Основные источники:

  1. Мякишев Г.Я. Физика. 10 класс : учеб. для общеобразоват. учреждений: базовый и профил. уровни / Г.Я.Мякишев,  Б.Б.Буховцев, Н.Н.Сотский; под ред. В.И.Николаева, Н.А.Парфентьевой.-19-е изд. – М. : Просвещений, 2014
  2. Мякишев Г.Я. Физика. 11 класс : учеб. для общеобразоват. учреждений с прил. На электрон. носителе: базовый и профил. уровни / Г.Я.Мякишев,  Б.Б.Буховцев,В.М.Чагурин; под ред. В.И.Николаева, Н.А.Парфентьевой.-20 -е изд. – М. : Просвещений, 2014
  3. Рымкевич А.П. Физика. Задачник  10-11кл.: пособие для общеобразоват. учреждений / А.П.Рымкевич. – 15-е изд., стереотип. -М.: Дрофа, 2014

Дополнительные:

      1.Тихомирова С.А. Физика. 10 класс: учеб.для общеобразоват. учреждений (базовый и профильный уровни)

      / С.А. Тихомирова, Б.М. Яворский. – М., 2012.

2.Тихомирова С.А. Физика. 11 класс: учеб.для общеобразоват. учреждений (базовый и профильный уровни) / С.А. Тихомирова, Б.М. Яворский. – М., 2012.

3.Касьянов В.А. Иллюстрированный атлас по физике: 10 класс. – М., 2014.

4.Касьянов В.А. Иллюстрированный атлас по физике: 10 класс. – М., 2014.

5.Трофимова Т.И. Физика для профессий и специальностей технического и естественно-научного профилей: сборник задач / Т.И. Трофимова, А.В. Фирсов. – М., 2013.

Для преподавателей

  1. Кабардин О.Ф. Экспериментальные задания по физике. 9-11 классы: учебное пособие для учащихся общеобразовательных учреждений / О.Ф. Кабардин, В.А. Фролов. – М., 2012.
  2. Касьянов В.А. Методические рекомендации по использованию учебников В.А.Касьянова Физика. 10 кл., Физика. 11 кл. при изучении физики на базовом и профильном уровне / В.А. Касьянов. – М., 2012.
  3. Волков В.А. Универсальные поурочные разработки по физике. 10 класс / В.А. Волков. – М., 2014.
  4. Волков В.А. Универсальные поурочные разработки по физике. 11 класс / В.А. Волков. – М., 2014.
  5. Касьянов В.А. Физика. 10 кл. Тематическое и поурочное планирование / В.А. Касьянов. – М., 2013.
  6. Касьянов В.А. Физика. 11 кл. Тематическое и поурочное планирование / В.А. Касьянов. – М., 2013.
  7. Лабковский В.Б. 220 задач по физике с решениями: книга для учащихся 10-11 классов, общеобразовательных учреждений / В.Б. Лабковский. – М., 2012.

Интернет-ресурсы

  1. «Академик. Словари и энциклопедии». Форма доступа: http://www.dic.academic.ru
  2. «BooksGid. Электронная библиотека». Форма доступа: http://www.booksgid.com
  3. «Глобалтека. Глобальная библиотека научных ресурсов». Форма доступа: http://www.globalteka.ru
  4. «Лучшая учебная литература». Форма доступа: http://www.st-books.ru
  5. «Образовательные ресурсы Интернета – Физика». Форма доступа: http://www.alleng.ru/edu/phys.htm
  6. «Учебно-методическая газета «Физика». Форма доступа: http://fiz.1september.ru
  7. «Нобелевские лауреаты по физике». Форма доступа: http://www.n-t.ru/nl/fz
  8. «Ядерная физика в Интернете». Форма доступа: http://www.nuclphys.sinp.msu.ru
  9. «Научно-популярный физико-математический журнал «Квант». Форма доступа: http://www.kvant.mccme.ru
  10. «Естественно-научный журнал для молодежи «Путь в науку». Форма доступа: http://www.yos.ru/natural-sciences/html

6. Контроль и оценка результатов освоения общеобразовательной учебной дисциплины «Физика»

Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.

  1. Оценка качества освоения учебной программы включает:

текущий контроль успеваемости;

промежуточную аттестацию по итогам освоения дисциплины.

  1. Контроль реализации программы для проверки знаний студентов используются следующие виды контроля:

- текущий (проверочные работы, тематические тесты, опрос на практических занятиях, выполнение практических заданий и упражнений);

- рубежный (тестирование, контрольные работы по завершению изучения разделов);

- итоговый (экзамен по окончании изучения курса).

  1. Форма промежуточной аттестации —  экзамен.

Методическое обеспечение в виде перечня вопросов для текущего, рубежного контроля, примерной тематики и содержания контрольных работ, тестовых заданий, рефератов отражено в учебно-методическом комплексе дисциплины

Требования к результатам освоения базового курса физики

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

1) сформированность представлений о роли и месте физики в современной научной картине мира; понимание физической сущности наблюдаемых во Вселенной явлений; понимание роли физики в формировании кругозора и функциональной грамотности человека для решения практических задач;

2) владение основополагающими физическими понятиями, закономерностями, законами и теориями; уверенное пользование физической терминологией и символикой;

3) владение основными методами научного познания, используемыми в физике: наблюдение, описание, измерение, эксперимент; умения обрабатывать результаты измерений, обнаруживать зависимость между физическими величинами, объяснять полученные результаты и делать выводы;

4) сформированность умения решать физические задачи;

5) сформированность умения применять полученные знания для объяснения условий протекания физических явлений в природе и для принятия практических решений в повседневной жизни;

  Тематические тесты

 Практикумы по    решению задач

Контрольные работы

 Тематические опросы

Самостоятельная работа

тестирование

Физический диктант

Оценивание преподавателем внеаудиторной самостоятельной работы (опережающего домашнего задания)

6) сформированность собственной позиции по отношению к физической информации, получаемой из разных источников.

Индивидуальные задания

Промежуточная аттестация

Экзамен


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПМ 01, 02, 03, 04, 05 Рабочая программа по бух-учету, по налогам, для специальности 080110 и рабочие программы по налогам и бух-учету для специальности 080114 и программа экзаменов для ПМ 01 и 02

Рабочие программы:ПМ 01 -Документирование хозяйственных операций и ведение бухгвалтерского учета имущества организацииПМ 02-Ведение бухучета источников формирования имущества, выполнения работ по инве...

Рабочая программа курса химии 8 класс, разработанная на основе Примерной программы основного общего образования по химии (авторская рабочая программа)

Рабочая программа курса химии 8 класс,разработанная на основеПримерной программы основного общего образования по химии,Программы курса химии для 8-9 классовобщеобразовательных учреждений (а...

Рабочая программа по литературе для 6 класса (по программе В. Коровиной) Рабочая программа по литературе для 10 класса (по программе ]В. Коровиной)

Рабочая программа содержит пояснительную записку, тематическое планирование., описание планируемых результатов, форм и методов, которые использую на уроках. Даётся необходимый список литературы...

Рабочие программы по математике для 5 класса, по алгебре для 8 класса. УМК А. Г. Мордкович. Рабочие программы по геометрии для 7 и 8 класса. Программа соответствует учебнику Погорелова А.В. Геометрия: Учебник для 7-9 классов средней школы.

Рабочая программа содержит пояснительную записку, содержание учебного материала, учебно - тематическое планирование , требования к математической подготовке, список рекомендованной литературы, календа...

Аннотация к рабочей программе по математике (алгебре и началам анализа), 11 класс , профильный уровень; рабочая программа по алгебре и началам анализа профильного уровня 11 класс и рабочая программа по алгебре и началам анализа базового уровня 11 класс

Аннотация к рабочей программе по МАТЕМАТИКЕ (алгебре и началам анализа) Класс: 11 .Уровень изучения учебного материала: профильный.Программа по алгебре и началам анализа для 11 класса составлена на ос...

Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская

рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...

Рабочая программа по Биологии за 7 класс (УМК Сонина), Рабочая программа по Биологии для реализации детского технопарка Школьный кванториум, 5-9 классы, Рабочая программа по Биохимии.

Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по биологи...