Из опыта работы на уроках физики
методическая разработка по физике на тему

Ефремова Людмила Вениаминовна

Из опыта работы над развитием критического мышления и со здоровьесберегающими технологиями на уроках физики 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл iz_opyta_raboty_na_urokah_fiziki.docx14.24 КБ

Предварительный просмотр:

Из опыта работы над развитием критического мышления на уроках физики

Обучение критическому мышлению заключается в обучении сравнивать и оценивать то, как мыслит обучающийся и то, как мыслят другие люди. А для этого необходимо узнать особенности мышления и способы руководства им. Мышление может быть альтернативным (т.е. на одну и ту же проблему могут быть взаимоисключающие взгляды), учу оценивать разные источники информации. Критическое мышление неразрывно с умением оценивать свое место в обществе, «как мы говорим», «как мы действуем». На уроках физики обучение критическому мышлению осуществляю в процессе рассмотрения и анализа физических явлений и их моделей.

Например, модель атома. Начинаю обсуждение с учащимися с выяснения, что означает понятие «модель», какие модели учащиеся наблюдали или делали, помогали ли модели понять то, что они моделировали, чем отличается хорошая модель от плохой, для чего создается модель, какой цели она служит. Обсудив, что знают учащиеся об атоме, затем задаю вопросы: зачем нужна модель атома. Как можно ее создать? Какие части модели необходимы? Предлагаются различные модели атома. Помогает ли модель понять структуру атома? Существуют ли различия между моделью атома и атомом? Как?

Таким образом, у учащихся воспитывается многоаспектный подход при решении конкретных задач, уважение к мнению других людей, и развивается способность вести диалог и участвовать в дискуссии.

Из опыта применения здоровьесберегающих технологий в обучении на уроках физики

Внедряя в практику преподавания физики здоровьесберегающие технологии, лежащие в основе планирования учебного времени, я строю урок с учетом психофизиологии, особенностей внимания и динамики работоспособности детей, смена и чередование видов деятельности, включение «разрядок», динамических минут, минут релаксации, которые позволяют устранить физическую усталость, обеспечить здоровьесберегающее сопровождение урока, интенсифицирующие процесс обучения. Обучающиеся на уроках физики создают проекты экологической направленности, соблюдают правила безопасности при выполнении практических задач и лабораторных работ. При выполнении физических опытов использую качественные, современные, безопасные приборы. Обучающиеся выполняют индивидуальную работу при решении задач и изучении физического материала.

Технология личностно-ориентированного обучения при обучении физики предполагает развитие личностных качеств учащихся, создает оптимальные условия для самовыражения учащихся.

Технология проблемного обучения предполагает постановку развивающих целей, формирование проблемной ситуации или проблемного вопроса, а также поиск вариантов решения. Данная технология создает условия для самовыражения учащихся, разнообразие учебной деятельности.

Технология ненасильственного обучения способствует созданию благоприятного психологического микроклимата, влияет на предупреждение гиподинамии через разнообразные формы коллективной деятельности.

Технология эффективной речевой деятельности способствует управлению речью. Ученики приучаются говорить грамотным физическим языком, формулировать грамотно физические законы и опыты – это является одним из успехов в освоении физики.

Технология диалогового обучения создает условия для самовыражения учеников. Внедрение на уроках метода проектов, дифференциального подхода к учащимся способствует минимальным затратам и физическим нагрузкам, что является формой обеспечения здоровьесбережения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Из опыта работы на уроках информатики с подростками, склонными к девиантному поведению

Одной из наиболее сложных и болезненных проблем современной России является проблема социального сиротства, детской безнадзорности и беспризорности. На протяжении последних лет постоянно растут его ма...

Из опыта работы. Интегрированные уроки преподавателя информатики

Предлагаемое пособие  разработано преподавателем информатики Строчихиной Е.А. (на сегодняшний день - учитель математики общеобразовательной школы).   В нем представлены интегр...

"Некоторые варианты групповой работы на уроках физики в основной школе. Из опыта педагогической деятельности"

В статье приводятся примеры организации работы в парах и группах на уроках физики в основной школе.В книге Анатолия Гина, разработчика и популяризатора ТРИЗ, «Приемы педагогической техники»...

Статья " Использование опытов Перельмана на уроках физики"

Данная статья будет интересна для учителей физики при подготовке к урокам....

Из опыта проведения нестандартных уроков физики

В последние годы много и часто говорят о недостаточной эффективности процесса обучения в школе. Главную причину видят в том, что его традиционная организация не отвечает требованиям времени, не создае...