Урок физики в 8 классе "Расчет сопротивления"
методическая разработка по физике (8 класс) на тему

Иванникова Наталья Станиславовна

УМК Н.С. Пурышева

Скачать:


Предварительный просмотр:

Предмет, класс

8 класс, физика

Учитель

Иванникова Наталья Станиславовна

Тема урока,

№ урока по теме

Расчет сопротивления  проводника. Удельное сопротивление.  Реостаты.

(8 урок в теме «Электрический ток»)

Тип урока

«Открытие» новых знаний

Цель урока

Выяснить от каких параметров зависит сопротивление проводника, познакомить с  формулой для расчета сопротивления проводника, прибором, позволяющем менять силу тока, сформировать представление об удельном сопротивлении.

Задачи урока

 

Образовательные

- познакомить с понятием удельное сопротивление проводника, физическим прибором реостат;

- научиться определять сопротивление проводника; изменять силу тока при помощи реостата.

Развивающие

- развивать мыслительные умения и навыки: анализировать и объяснять результаты эксперимента, выделять главное, выявлять причинно – следственные связи, приводить примеры из жизненного опыта, делать выводы

Воспитательные

- поддерживать интерес к предмету;

- формировать коммуникативные умения работы;

- формировать уважение к одноклассникам, умение слушать и слышать.

Технологии

информационно - коммуникационная; технология развивающего обучения; технология проблемного обучения.

Методы, приемы, формы

 «Хохочущих фотографий», словесно-объяснительный, составление логической цепочки, исследовательский, репродуктивный, частично-поисковый, объяснительно-иллюстративный, самоосмысления и самоопределения.

Учебно-методическое обеспечение

Учебник и тетрадь на печатной основе Физика 8 класс Н.С. Пурышева,

ЦОР  http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/669ba072-e921-11dc-95ff-0800200c9a66/3_16.swf

Оборудование

компьютер, проектор, экран, презентация.

Этап урока,

цель этапа

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Оргмомент

Цель : положительный эмоциональный фон,

обеспечивание комфортности.

(1 мин)

Этап мотивации

Цель : побуждение

интереса к предмету. Формирование логических последовательностей.

(3 мин.)

  Здравствуйте ребята.  Мы начинаем наше очередное занятие, очередное путешествие в мир познания. У вас на столе лежат карты урока в которых вы будете сегодня работать и после прохождения очередного этапа урока оценивать свою работу исходя из той системы оценки, которую мы используем на уроке и вашего собственного мнения, в конце урока вы вычислите свою оценку за урок по формуле, которая приведена в пункте №4.

Мы с вами изучаем физику, а физика это наука о неживой природе, объектах и явления. Изучая любой предмет или явление физик придерживается определенной последовательности этапов научного познания. Давайте воспроизведем логическую цепочку этапов  изучения любого природного явления, объекта или процесса. Помогите мне расставить карточки в правильном порядке (РК задание 1). Что же у вас получилось? Наблюдение, гипотеза, эксперимент, закон, применение.    Вот по такому плану мы и будем с вами сегодня работать.

Проверяют готовность к занятию, получают инструкцию по работе с рабочей картой.

Работают  самостоятельно,   устно аргументируют.

Этап актуализации знаний

( 5 мин.)

Цель : применение полученных знаний для решения практических задач. Выдвижение гипотез путем сравнения

(выделения общего).

Постановка

темы и целей урока

Цель: Формулирование темы и целеполагание учащихся.

(2 мин.)

Мы с вами продолжаем изучать тему «Электрический ток». Необходимое условие для возникновения электрического тока это электрическая цепь (замкнутая) и источник тока. Электрическая цепь характеризуется тремя физическими величинами. Какими? Дайте небольшую характеристику силе тока, напряжению и сопротивлению согласно предложенному плану. Раз эти величины характеризуют нечто общее, электрическую цепь, значит они связаны между собой. Какой закон отражает эту зависимость? Запишем его. Выразите из закона Ома напряжение и сопротивление. Посмотрим на практике как вы умеете применять этот закон.  Решите задачи предложенные на экране устно. Оцените свою работу на первом этапе, РК. Какая зависимость между силой тока и напряжением? Как зависит сила тока от сопротивления? А зависит ли сопротивление от силы тока?

 А от чего же зависит сопротивление проводника? Какие параметры характеризуют проводник, участок проводника?   Вы высказали несколько предположений, гипотез. И в течении урока мы с вами либо подтвердим либо опровергним их.  Давайте сформурируем тему и цель урока. Запишите тему урока в рабочую карту «Расчет сопротивления проводника», записываем в РК.

Заполняют сравнительную таблицу, решают задачи, отвечают на вопросы учителя.

Рассуждают. Выдвигают гипотезы.

Формулируют тему и цель урока.

Первичное усвоение

новых знаний

(15 мин.)

Цель: экспериментально выяснить от каких параметров зависит сопротивления проводника; сформировать представление об удельном сопротивлении; рассмотреть назначение и устроство реостата.

Объект изучения выбран. Первые два этапа пройдены. Переходим к эксперименту.  У нас есть возможность проверить в виртуальной лаборатории зависимость сопротивления от  этих параметров.

1 эксперимент: Включаем в цепь проводник разной длины. Как зависит сопротивление от длины проводника? Запишем эту зависимость (РК). R~l.

2 эксперимент: Включаем в цепь проводник разной толщины. Как зависит сопротивление проводника от его толщины, площади поперечного сечения? Запишем эту зависимомоть (РК) . R~1/S.

3 эксперимент: Включаем в цепь проводники одинаковой длины, с одинаковой площдью поперечного сечения, но изготовленные из разных материалов. Зависит ли сопротивление проводника от материала из которого он изготовлен (РК).

Сформулируйте общий вывод о зависимости сопротивления проводника от физических величин.  Используя данные, которые мы получили в ходе экспериментального исследования, можем ли мы записать формулу для расчета сопротивления?  Как учесть зависимость сопротивления от вещества, из которого изготовляют проводник? Для этого вычисляют так называемое удельное сопротивление вещества, ρ.  Это величина, характеризующая материал, из которого сделан проводник,  равна сопротивлению проводника длиной 1 метр и площадью поперечного сечения 1мм2.  Значения удельных сопротивлений некоторых веществ у вас приведены в таблице в рабочей карте. Пользуясь таблицей, назовите вещество, которое бы вы взяли для изготовления проводника (проводит электрический ток) и диэлектрика (не проводит электрический ток). Запишем формулу для расчета сопротивления.

R = ρl/S.(РК) Выразим из нее удельное сопротивление. ρ = RS/l  (РК). Пользуясь этой формулой определим единицу удельного сопротивления: Ом*м , т.к. площадь поперечного сечения проводника удобно измерять в мм2, то в справочниках значения удельного сопротивления приводят так же в Ом*мм2/м. (РК) Итак,  мы с вами выяснили, что сопротивление проводника зависит от его характеристик и меняя их мы меняем сопротивление проводника и следовательно силу тока в цепи. А можно ли изменить силу тока в цепи не меняя проводник?

На практике очень часто приходится менять силу тока в цепи, плавно уменьшая или увеличивая ее, например плавно гаснет свет в кинотеатре или театре, плавно регулируется громкость звука, при запуске электрических двигателей, включении и выключении различных технических устройств так же необходимо плавно менять силу тока. Приборы, позволяющие плавно регулировать силу тока в цепи, называются реостатами. Рассмотрим устройство реостата. На керамический цилиндр (не проводящий) намотана проволока с большим удельным сопротивлением (никелин, нихром). Витки покрыты слоем окалины, изолирующей их друг от друга. По расположенному вверху стержню перемещают ползунок. Контакты ползунка прижаты к виткам обмотки. В результате трения слой окалины под контактами стирается и электрический ток от витка проходит к ползунку, а через него в стержень и зажим. Другой зажим соединен с одним из концов обмотки. Таким образом ток проходит от одного зажима до другого через витки обмоткт, количество которых можно менять перемещением ползунка. Перемещая ползунов влево мы уменьшаем сопротивление проводника, при этом сила тока в цепи увеличивается  и наоборот. На электрических схемах реостат изображается знаком:

 Оцените свою работу на втором этапе, РК.

Делают вывод по итогу эксперимента, формулируют формулу, единицу измерения.

Физкультминутка

Цель: Снятие и предупреждение утомления

(2 мин.) 

Мы с вами знаем, что каждый элемент электрической цепи имеет условное обозначение. Давайте с вами вспомним основные элементы электрической цепи. Вы повторяете за учеником движения и если догадались о каком элементе электрической цепи идет речь, то называете его, если нет, тоя даю подсказку, условное обозначение элемента.

Повторяют движения, называют элементы электрической цепи.

Первичное закрепление

Цель : применение полученных знаний для решения практических задач

(10 мин.)

А,  теперь, давайте на практике применим полученные сегодня на уроке знания и выполним лабораторную работу №9 стр 154 РТ «Регулирование силы тока в цепи с помощью реостата».

1. Сформулируйте гипотезу, о зависимости силы тока в цепи от длины той части реостата, которая включена в цепь.

2. Составте план работы.

3. Начертите схему электрической цепи.

4. Соберите цепь.

5. Проведите эксперимент.

6. Запишите результаты измерений в таблицу 28 с учетом абсолютной погрешности измерений.

7. Сделайте вывод.

Оцените свою работу на третьем этапе, лабораторная работа, РК.

Выдвигают гипотезу, составляют план работы, проводят эксперимент, делают вывод.

Рефлексия

Цель : подведение итогов занятия,

анализ и содержание итогов работы,

формирование выводов по изученному материалу

(5 мин.)

Нам удалось в течение занятия организовать работу лаборатории так, что мы смогли изучая, сопротивление проводника пройти все этапы научного  познания природы. Подведем итоги нашей работы. От каких параметров зависит сопротивление проводника? По какой формуле можно его вычислить? Что характеризует удельное сопротивление проводника? Единица измерения удельного сопротивления? В рабочем листе у вас есть формула по которой можно оценить свою работу на уроке. У нас было три этапа на которых вы  выполняли задания в РК, за каждый из них вы поставили себе оценку по пятибальной системе. По формуле,  пункт 4, вычислите свою оценку за урок. Сколько у нас двоек? Троек? Четверок? Пятерок?

Литературно-художественный материал - притча. Шёл мудрец, а навстречу ему три человека, которые везли под горячим солнцем тележки с камнями для строительства. Мудрец остановился и задал каждому по вопросу. У первого спросил: «Что ты делал целый день?» И тот ответил, что целый день возил эти проклятые камни. У второго мудрец спросил: «А что ты делал целый день?», и тот ответил: «Я добросовестно выполнял свою работу». А третий, услышав вопрос, улыбнулся, радостно ответив: «А я принимал участие в строительстве храма!»

- Ребята! Давайте мы попробуем с вами оценить каждый свою работу за урок.

- Кто работал так, как первый человек?

Кто работал добросовестно?

- Кто принимал участие в строительстве храма?

Формулируют основные выводы, анализируют и подводят итоги своей деятельности на уроке.

Домашнее задание

(1 мин)

П.53, РТ 312, 313, 314

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/669ba072-e921-11dc-95ff-0800200c9a66/3_16.swf

*РТ 317, 318

Спасибо за урок.  До следующей встречи! До следующего этапа познания.

Слушают учителя, записывают домашнее задание.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Физика - какая емкость слова! Физика для нас не просто звук. Физика - опора и основа всех без исключения наук!

Слайд 2

Этапы научного познания Гипотеза Закон Наблюдение Применение Эксперимент

Слайд 3

Физическая величина Что характеризует? Единица измерения Прибор для измерения Формула Сила тока I Напряжение U Сопротивление R свойства проводника электрическое поле, действующее в цепи и создающее электрический ток значение заряда, проходящего через поперечное сечение проводника за единицу времени Ампер А Ом Вольт Вт I = q/t U = P/I R = U/I Амперметр Омметр Вольтметр

Слайд 4

U=24 В R=3 Ом I= U=110 В R=5 Ом I= U=24 В I=2 А R= U=360 В I=5 А R= I=4 А R=3 Ом U= I= 12 А R=3 00 Ом U= ответ 8 А ответ 22 А ответ 12 Ом ответ 72 Ом ответ 12 В ответ 3600 В Закон Ома для участка цепи 1 2 3 4 5 6

Слайд 5

10/30/17 Расчет сопротивления проводника

Слайд 6

Физкультминутка

Слайд 7

Гальванический элемент или аккумулятор

Слайд 8

Соединение проводов

Слайд 9

Пересечение проводов без соединения

Слайд 10

Ключ

Слайд 11

Лампочка

Слайд 12

Электрический звонок

Слайд 13

Электродвигатель или генератор

Слайд 14

Реостат

Слайд 15

МОЛОДЦЫ!!!

Слайд 16

Лабораторная работа №9 «Регулирование силы тока в цепи при помощи реостата». РТ стр 154 1. Сформулируйте гипотезу, о зависимости силы тока в цепи от длины той части реостата, которая включена в цепь. 2. Составьте план работы. 3. Начертите схему электрической цепи. 4. Проведите эксперимент. 5. Запишите результаты измерений в таблицу 28 с учетом абсолютной погрешности измерений. 6. Сделайте вывод. Оцените свою работу на третьем этапе, лабораторная работа, РК.

Слайд 17

От каких параметров зависит сопротивление проводника. Менять силу тока в цепи при помощи реостата. Что характеризует удельное сопротивление. Какой я молодец!

Слайд 18

Домашнее задание: п.53, РТ 312, 313, 314 http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/669ba072-e921-11dc-95ff-0800200c9a66/3_16.swf *РТ 317, 318



Предварительный просмотр:

ТЕМА      _______________________________________________________________________________

1. Этапы научного познания - _____________________________________________________________

     _____________________________________________________________________________________.

(гипотеза, закон, наблюдение, применение, эксперимент)

Физическая величина

Что характеризует?

Единица измерения

Формула

Прибордля измерения

Сила тока

Напряжение

Сопротивление

№1. U=110 В

R=5 Ом
I=

№2. U=24 В

I=2 А

R=

№3. U=360 В

I=5 А

R=

№4. I=4 А

R=3 Ом

U=

№5. U=24 В

R=3 Ом

I=

№6. I=12 А

R=300 Ом

U=

2. Сопротивление проводника -   прямо пропорционально его __________________________, обратно пропорционально _________________________________________________________________________

и зависит  от______________________________________________________________ .                                         

Пользуясь таблицей, назовите вещество, которое бы вы взяли для изготовления проводника (проводит электрический ток) ______________________________и диэлектрика (не проводит электрический ток) ________________________________________ .

Серебро

0,016

Вольфрам

0,055

Манганин (сплав)

0,43

Графит

13

Медь

0,017

Железо

0,1

Константан (сплав)

0,5

Фарфор

1019

Золото

0,024

Свинец

0,21

Ртуть

0,96

Эбонит

1020

Алюминий

0,028

Никелин (сплав)

0,4

Нихром (сплав)

1,1

Удельное сопротивление некоторых веществ, Ом*мм2/м; 10-6 Ом*м

Реостат – прибор, позволяющий плавно регулировать ___________________________________ в цепи.      

3. Лабораторная работа – тетрадь на печатной основе стр. 154

4. Оцените свою работу на уроке – (_____ + ______ + ______ ) /3 = ________



Предварительный просмотр:

      Уважаемые коллеги вам был представлен урок физики в 8 классе по теме «Расчет сопротивления» это урок 8 в теме «Электрический ток».

По типу урок получения новых знаний.

Учащиеся уже знакомы с такими физическими величинами, как сила тока, напряжение и сопротивление.

      На своем уроке  я постаралась показать применение на практике технологии развививающего обучения, согласно которой деятельность учителя направлена не на передачу конкретных знаний в готовом виде,  а на вовлечение учащихся в процесс добывания знаний, что, в свою очередь, позволяет учить детей самостоятельно мыслить, ставить цели, выдвигать гипотезы, выбирать соответствующие методы,  проводить исследования и в конечном результате приводит к  формированию знаний в виде хорошо организовованной системы. Таким образом активно-деятелъностный способ (тип) обучения приходит  на смену объяснительно-иллюстративному способу (типу).

Форма работы - индивидуальная, фронтальная, практикум.

Методы, приемы – поисковый, проблемный; «Хохочущих фотографий», словесно-объяснительный, составление логической цепочки, исследовательский, репродуктивный, частично-поисковый, объяснительно-иллюстративный, самоосмысления и самоопределения.

Технологии обучения – проблемное, развивающее, дифференцированное, критическое мышление.

      Рефлексию положительного настроения и эмоционального состояния проведенная в начале урока позволила положительно настроить учащихся.

     Этап мотивации знаний учащихся была осуществлена с помощью выстраивания цепочки логической последовательности  изучения любого природного явления.  

      На этапе актуализации знаний учащиеся охарактеризовали по предложенному плану ранее изученные физические величины (силу тока, напряжение и сопротивление) и записали закон Ома, который связывает их. На практике показали умение работать с этой формулой. Вы видели, что учащиеся достаточно успешно выполнили это задание.

     На этапе создания проблемной ситуации высказали свои предположения(гипопотезы) от каких же параметров зависит сопротивление проводника, таким образом сформулировав и тему урока и цели.

      На этапе первичного получения информации мы рассмотрели виртуальный эксперимент, состоящий из трех этапов, который подтвердил выдвинутые детьми гиппотезы. Выводы по каждому этапу эксперимента учащиеся делали самостоятельно. При попытке записать результат математически возникла следующая проблемная ситуация, как отразить в формуле материал проводника. Учащиеся высказали предположение, что нужна физическая величина, характеризующая свойства проводника. После того, как была введена физическа величина – удельное сопротивление, учащиеся при помощи учителя записали формулу для вычисления сопротивления и выразили удельное сопротивление, а уже опираясь на формулу получили единицу измерения удельного сопротивления. Сдела вывод о зависимости силы тока в цепи от сопротивления, перед учащимися ставится следующая проблемма, а как можно изменить силу тока не меняя сопротивление, где и когда это необходимо? Объясняется назначение, устройство и принцип действия реостата.

     Физкультминутка дает возможность не только отдохнуть, но и повторить условные обозначения элементов электрической цепи.

     На этапе первичного закрепления знаний была выполнена лабораторная работа, в ходе которой учащиеся на практике выяснили зависимость силы тока от сопротивления, а сопротивления от длины участка реостата включенного в цепь.

      Этап рефлексии был проведен при помощи фронтального опроса, когда я задавала вопросы с целью выявления уровня усвоения полученной на уроке информации. Ответы учащихся говорят о том, что ребята усвоили и понятие удельной сопротивление проводника и зависимость сопротивления проводника от параметров и свойств проводника, а также назначение и принцип работы реостата.

Самооценку работы учащиеся проводили используя формулу, которая была дана им в рабочей карте, оценив каждый этап своей работы на уроке в соответствии с теми критериями, которые мы применяем на уроке физики и исходя из собственного отношения к результату своей деятельности на уроке.

      Домашнее задание было дифференцированно, т.к. в рамках этого урока не предпологалось решение задач по вновь полученной формуле, то на дом были даны качественные задачи для всех учащихся и задачи повышенного уровня сложности для учащихся по желанию. Так же была дана ссылка на ЦОР, который использовался на уроке, чтобы учащиеся могли не только еще раз просмотреть материал предложенный на уроке, но и самостоятельно выполнить виртуальный эксперимент.

      Что было сложного: если бы учащиеся преложили другие способы решения проблемм и высказали большее количество гипотез, а так же возникли бы проблеммы при целепологании.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опорные модули к уроку физики в 10 классе "Закон Ома для участка цепи. Электрическое сопротивление"

Опроные учебные модули по физике входят в комплекс модулей по изучению физики в старшей школе в услвиях использования блочно-модульной технологии. Материал выполнен в текстовом редакторе OpenOffice 3....

Урок физики в 8 классе. "Расчет сопротивления проводника. Удельное сопротивление"

Наука начинается с тех пор, как начинают       измерять.   ...

Конспект урока физики в 8 классе с применением интерактивной доски по теме "Электрическое сопротивление проводников"

Урок  в 8 кл  "Электрическое сопротивление проводников" Тип урока : изучение нового материала....

Презентация к уроку физики "Цепь переменного тока, содержащая ёмкостное сопротивление"

Презентация к уроку физики "Цепь переменного тока, содержащая ёмкостное сопротивление"...

Урок физики в 10 классе на тему "Сила трения и сопротивления в живых организмах"

Урок физики в 10 классе на тему "Сила трения и сопротивления в живых организмах"....

Конспект модульного урока физики в 8 классе по теме "Реостаты. Решение задач на расчет сопротивления проводника"

Урок составлен на основе технологии модульного обучения, с применением компьютерного тестирования и программы "Начала электроники"...

Урок физики в 8 классе «Расчёт сопротивления проводника. Удельное сопротивление»

Форма  урока: Организация исследовательской и поисковой  деятельности учащихся на уроке....