Проект по физике «Удивительная физика»
проект по физике (7 класс) на тему

Джамилханова Джамиля Алиевна

В 2015 году с 25 мая по 30 июня при прохождения долгосрочных курсов в ЧИПКРО под руководством Эльмурзаевой Ганги Бекхановны по программе «Требования к современному уроку» - метод проектов используется очень широко как в урочной, так и в неурочной работе. Я решила воспользоваться этой программой 2-го поколения и апробировать проектную деятельность.  Применение проектной деятельности – это явление времени, так как способствует становлению нового технологического мышления, получению опыта созидательной работы, решению конкретных школьных проблем, выявлению и использованию в образовательном процессе активной части учащихся, имеющих склонность к организаторской работе и лидерству.В общественном сознании происходит переход от понимания социального предназначения школы как задачи простой передачи знаний, умений и навыков от учителя к ученику к новому пониманию функции школы. Приоритетной целью школьного образования становится развитие у учащихся способности самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения. Иначе говоря, формирование умения учиться. Учащийся сам должен стать «архитектором и строителем» образовательного процесса. Как гласит известная притча, чтобы накормить голодного человека можно поймать рыбу и накормить его. А можно поступить иначе – научить ловить рыбу, и тогда человек, научившийся рыбной ловле, уже никогда не останется голодным. Речь идет о формировании у школьника универсальных учебных действий (УУД). Не знания, не навыки, а универсальные действия, которыми должен овладеть учащийся, чтобы решить в определённых жизненных ситуациях разные классы задач. В этой связи базовыми результатами школьного образования могли бы стать умения учиться и познавать мир, сотрудничать, коммуникатировать, организовывать совместную деятельность, исследовать проблемные ситуации – ставить и решать задачи.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Проект по физике

«Удивительная физика»

Объект исследования:  Процесс обучения физике в 7-8 классах.

Предмет исследования: Организация проектной деятельности учащихся с использованием информационных технологий на уроках физики.

                           

Руководитель проекта: Джамилханова Джамиля Алиевна   учитель физики МБОУ «СОШ№10» г. Грозного высшей квалификационной категории.

Содержание

1.Введение        1

2.Аннотация проекта _        3

3.Проблемы и Актуальность профессионального проекта        4

4.Этапы реализации проекта        5

5.Ожидаемый результат        8

6.Использование метода проектов на уроках физики        9

 7.Результаты реализации проекта за 2016год        10

8.Практическая значимость проекта        12

9.Выводы        17

10.Список литературы        18

  1. ВВЕДЕНИЕ

В 2015 году с 25 мая по 30 июня при прохождения долгосрочных курсов в ЧИПКРО под руководством Эльмурзаевой Ганги Бекхановны по программе «Требования к современному уроку» - метод проектов используется очень широко как в урочной, так и в неурочной работе. Я решила воспользоваться этой программой 2-го поколения и апробировать проектную деятельность.  Применение проектной деятельности – это явление времени, так как способствует становлению нового технологического мышления, получению опыта созидательной работы, решению конкретных школьных проблем, выявлению и использованию в образовательном процессе активной части учащихся, имеющих склонность к организаторской работе и лидерству.

         Проект рассчитан на 3 года (с 2016 по 2018 г.)

В общественном сознании происходит переход от понимания социального предназначения школы как задачи простой передачи знаний, умений и навыков от учителя к ученику к новому пониманию функции школы. Приоритетной целью школьного образования становится развитие у учащихся способности самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения. Иначе говоря, формирование умения учиться. Учащийся сам должен стать «архитектором и строителем» образовательного процесса. Как гласит известная притча, чтобы накормить голодного человека можно поймать рыбу и накормить его. А можно поступить иначе – научить ловить рыбу, и тогда человек, научившийся рыбной ловле, уже никогда не останется голодным. Речь идет о формировании у школьника универсальных учебных действий (УУД). Не знания, не навыки, а универсальные действия, которыми должен овладеть учащийся, чтобы решить в определённых жизненных ситуациях разные классы задач. В этой связи базовыми результатами школьного образования могли бы стать умения учиться и познавать мир, сотрудничать, коммуникатировать, организовывать совместную деятельность, исследовать проблемные ситуации – ставить и решать задачи.

2.Аннотация проекта:

 На уроках естественного цикла возможно применение различных видов учебной деятельности: познавательной, исследовательской, аналитической, проектной, экспериментальной. Физика как учебная дисциплина дает широкие возможности обучающимся реализовать себя в них. Одной из ключевых идей современного образования является идея развития компетентностей. Личностная компетентность подростка не сводится к набору знаний и умений, а определяется эффективностью их применения в реальной практике. Быть компетентным – значит уметь мобилизовать имеющиеся знания, опыт, для решения проблемы в конкретных обстоятельствах.  

Формирование компетенций в среднем школьном возрасте происходит на основе определенной картины мира, которая у детей складывается к 7-8 классу.  Постепенно интерес к урокам физики пропадает, когда начинается решение задач. Причины могут крыться и в сложности предмета и недостатке знаний по предмету, а также и в том, что дети не видят надобности в полученных знаниях и возможности применения этих знаний в повседневной жизни.

 Одним из наиболее эффективных методов, создающих условия для обеспечения устойчивого процесса коммуникации, направленного на формирование компетентности подростков является работа над проектом.

Реализация данного проекта позволит решить следующие проблемы:

Проблемы:

  1. Слабый интерес к предмету «физика».
  2. Недостаток знаний по физике.
  3. Возможности применения полученных знаний в повседневной жизни.

3.Актуальность проекта

      Опыт работы в школе показал, что в развитии интереса к предмету нельзя полагаться только на содержание изучаемого материала. Если учащиеся не вовлечены в активную деятельность, то любой содержательный материал вызовет у них созерцательный интерес к предмету, который не будет подкреплен познавательным интересом. Для того чтобы разбудить в школьниках активную деятельность, им нужно предложить проблему интересную и значимую. Метод проектов позволяет школьникам перейти от усвоения готовых знаний к их осознанному приобретению.  

        Характер организации содержания учебного материала, выполнение практических работ и фронтальных экспериментов фактически на каждом занятии способствуют формированию универсальных учебных действий и, в конечном счете, умению учиться.  

        Активное участие в проекте позволит, ребятам повышать уровень своих компетентностей.  Вот уже второй год как я запустила свой проект.

В основу метода проектов положена идея, составляющая суть понятия «проект», его прагматическая направленность на результат, который можно получить при решении той или иной практически или теоретически значимой проблемы. Этот результат можно увидеть, осмыслить применить в реальной практической деятельности. Чтобы добиться такого результата, необходимо научить детей или взрослых самостоятельно мыслить, находить и решать проблемы, привлекая для этой цели знания из разных областей, умения прогнозировать результаты и возможные последствия разных вариантов решения, умения устанавливать причинно-следственные связи.

Метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся - индивидуальную, парную, групповую, которую учащиеся выполняют в течение определенного отрезка времени. Этот метод органично сочетается с групповыми методами.

Метод проектов всегда предполагает решение какой-то проблемы. Решение проблемы предусматривает, с одной стороны, использование совокупности, разнообразных методов, средств о6учения, а с другой, предполагает необходимость интегрирования знаний, умений применять знания из различных областей науки, техники, технологии, творческих областей. Результаты выполненных проектов должны быть, что называется, «осязаемыми», то есть, если это теоретическая проблема, то конкретное се решение, если практическая - конкретный результат, готовый к использованию (на уроке, в школе, в реальной жизни).

Если говорить о методе проектов как о педагогической технологии, то эта технология предполагает совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов, творческих по самой своей сути.

Метод проектов позволяет наименее ресурсозатратным способом создать условия деятельности, максимально приближенные к реальным, для формирования компетентностей учащихся. При работе над проектом появляется исключительная возможность формирования у школьников компетентности разрешения проблем (поскольку обязательным условием реализации метода проектов в школе является решение учащимся собственных проблем средствами проекта). Появляется возможность освоения способов деятельности, составляющих коммуникативную и информационную компетентности.

По своей сути проектирование - самостоятельный вид деятельности, отличающийся от познавательной деятельности. Этот вид деятельности существует в культуре как принципиальный способ планирования и осуществления изменения реальности.

4.Проектная деятельность включает следующие этапы:

- разработка проектного замысла (анализ ситуации, анализ проблемы, целеполагание, планирование);

- реализация проектного замысла (выполнение запланированных действий);

- оценка результатов проекта (нового измененного состояния реальности).

Цели проекта:

-Повышение интереса к предмету.

-Повышение активности обучающихся

-Профессиональная ориентация учащихся на технические профессии.

-Развитие коммуникативных УУД

-Развитие компетенций.

Задачи проекта:

-создать творческие группы учеников среднего и старшего звена.

-собрать копилку занимательных опытов (для демонстрационного и фронтального эксперимента).  

-собрать подборку интересной познавательной информации об ученых, явлениях, профессиях, т.е. обо всем, что связано с предметом «физика».

- самостоятельное проведение исследование

 - самостоятельный сбор информации

 - анализ полученной информации

- уточнение и формулировка собственной задачи каждым учеником

- использование собственного опыта при работе с информацией

 - обмен информацией между участниками группы

 - изучение специальной литературы, информации из СМИ, Интернета

- анализ и интерпретация полученных данных

1 этап: Организационный

 

Сроки

Цели и задачи

Деятельность руководителя проекта

Деятельность учащихся

Продукт  

Сентябрь - 2016год

Собрать творческие группы учащихся

Проведение агитационной и разъяснительной работы

Объединение в группы

Творческие   группы учащихся

2 этап: Подготовительный

 

Октябрь - ноябрь 2016год

Планирование работы и выполнение проекта по темам

Проведение индивидуальных консультаций с учащимися.

Самостоятельная работа с книгами, методической литературой  

План работы над проектом

3 этап: Сбор информации

Декабрь 2016 - май 2017

Собрать подборку интересной познавательной информации об ученых, явлениях, профессиях, т.е. обо всем, что связано с предметом «физика».

Собрать копилку

Занимательных опытов (для демонстрации и выполнения каждым ребенком).

Проведение индивидуальны х консультаций с учащимися.

Работа с литературой по подборке информации об ученых, явлениях, профессиях, т.е. обо всем, что связано с предметом «физика».  

Подборка интересных, зрелищных занимательных опытов, проведение опытов

Выпуск презентаций об ученых, явлениях, профессиях связанных с физикой. Копилка   занимательных опытов.

 

4 эта п: Опытно-экспериментальный

Сентябрь

- декабрь

2017

Экспериментальное обучение обучающихся. Разработка методики подобранных экспериментальны х заданий для фронтального и демонстрационного эксперимента по применению физических знаний в жизни. Разработка сценариев классных часов, лекций об ученых, явлениях, профессиях, связанных с физикой.

Индивидуальны е консультации с группами

Работа с оборудованием, проведение экспериментов, участие в разработке методики экспериментальны х заданий для фронтального и демонстрационного эксперимента.

Овладение опытом экспериментальной и исследовательской деятельности.

Сценарии классных часов, лекций об ученых, явлениях, профессиях, связанных с физикой.

Издание сборника «Физика в жизни».

 

5 этап: Демонстрационный

Январь

май 2018

Демонстрация опытов, проведение классных часов

Методическая  помощь при проведении занятий.

Проводить показ занимательных опытов, фронтального

Классные часы и лекции.

лекций об ученых, явлениях, профессиях, связанных с физикой.

эксперимента на классных часах. Проводить презентацию подобранной информации на классных часах и лекциях.

6 этап: Заключительный

Сентябрь

-декабрь

2018

Показать эффективность проекта повышением интереса к предмету всех учеников.  Показать эффективность проекта повышением активности учащихся на уроках.  Показать эффективность профессиональной ориентацией учащихся среднего и старшего звена на технические профессии

Индивидуальны е консультации с группами.

Проведение диагностик и анкетирования среди обучающихся.

Сформированные

компетенции  по работе с информацией, повышение качества знаний, повышение интереса к предмету, повышение активности учеников, ориентация на технические профессии  

 

5.Преимущества метода проектов

Метод проектов - это набор техник и приемов, позволяющих создавать образовательные ситуации, в которых учащийся ставит и решает собственные проблемы, и технология сопровождения самостоятельной деятельности учащегося. Проект - это специально организованный учителем и самостоятельно выполняемый детьми комплекс действий по решению субъективно значимой проблемы ученика, завершающийся созданием продукта и его представлением в рамках устной или письменной презентации.

Метод проектов имеет ряд преимуществ:

- он дает возможность организовать учебную деятельность, соблюдая разумный баланс между теорией и практикой;

- успешно интегрируется в образовательный процесс;

- легко вписывается в учебный процесс. Эта технология позволяет достигать поставленных любой программой, стандартом образования целей по любому учебному предмету, сохраняя при этом достижения отечественной дидактики, педагогической психологии, частных методик;

- этот метод гуманистический, обеспечивает не только успешное усвоение учебного материала, но и интеллектуальное и нравственное развитие детей, их самостоятельность, доброжелательность по отношению к учителю и друг к другу;

- проекты сплачивают детей, развивают коммуникабельность, желание помочь другим, умение работать в команде и ответственность за совместную работу;

- позволяет сместить акцент с процесса пассивного накопления учеником суммы знаний на овладение им различными способами деятельности в условиях доступности информационных ресурсов.

Проектное обучение стимулирует истинное учение самих учащихся, потому что оно:

- личностно ориентировано;

- использует множество дидактических подходов;

- самомотивируемо, что означает возрастание интереса и вовлеченности в работу по мере ее выполнения;

- позволяет учиться на собственном опыте и опыте других в конкретном деле;

- приносит удовлетворение учащимся, использующим продукт своего труда.

Возросший интерес к методу проектов объясняется тем, что он позволяет реализовать основные направления модернизации общего образования:

- интеграцию учебного содержания;

- развитие пользовательских навыков в информационных технологиях;

- формирование информационных, коммуникативных и социальных компетенций;

- формирование у учащихся особого отношения к себе как к субъекту знаний, практических умений и способностей.

 6.Ожидаемый результат.

 Умение учащихся ориентироваться в пространстве познания физики, как науки. Измерить можно через конкретные постановки учащимися наблюдений, экспериментов, выходом на специальные проекты.

Высказывания учащимися своей точки зрения на природные явления, процессы. Через видеосъемки уроков, с последующим их разбором с учащимися.

Проявление потребности у учащихся самим экспериментировать на уроке, дома либо на других уроках в подтверждении физической гипотезы.

Умения, нарабатываемые школьником в процессе проектирования, в отличие от «накопительно-знаниевого» обучения формируют осмысленное исполнение жизненно важных умственных и практических действий.

 Иначе говоря, формируются составляющие познавательной, информационной, социальной, коммуникативной и других компетенций. К таковым, например, относятся:

        умение выявлять потребности в усовершенствовании предметного мира, в улучшении потребительских качеств вещей;

        умение понимать поставленную задачу, суть учебного задания, характер взаимодействия со сверстниками и преподавателем, требования к представлению выполненной работы или ее частей;

        умение планировать конечный результат работы и представлять его в вербальной форме;

        умение планировать действия, то есть распоряжаться бюджетом времени, сил, средств;

        составлять последовательность действий с ориентировочными оценками затрат времени на этапы;

        умение выполнять обобщенный алгоритм проектирования;

        умение вносить коррективы в ранее принятые решения;

        умение конструктивно обсуждать результаты и проблемы каждого этапа проектирования;

        формулировать конструктивные вопросы и запросы о помощи (советы, дополнительная информация, оснащение и т, п.);

        умение выражать замыслы, конструктивные решения с помощью технических рисунков, схем, эскизов чертежей, макетов;

        умение поиска и нахождения необходимой информации самостоятельно;

        умение составлять схемы необходимых расчетов (конструктивных, технологических, экономических), представлять их в вербальной форме;

        умение оценивать результаты по достижению планируемого результата, по объему и качеству выполненного, по трудозатратам, по новизне;

        умение оценивать проекты, выполненные другими;

        умение понимать критерии оценивания проектов;

        умение защищать свой проект во время процедуры публичной защиты проектов;

        умение конструировать представления о профессиональной проектной деятельности, об индивидуальности проектировщика, проявляющейся в результате.

 7.Использование метода проектов на уроках физики.

В настоящее время существует проблема в изучения физики в школах. Это связано, прежде всего, с тем, что не хватает демонстрационного и лабораторного оборудования по физике, которое устарело или вышло из строя; применяются старые методики преподавания, а главное: недостаточное количество часов для изучения предмета.

Цель использования данной методики – научить детей использовать средства компьютерных коммуникаций и программного обеспечения в изучении физики, повысить мотивацию в изучении одного из сложнейших предметов и показать учителям преимущества использования компьютерной техники на уроке.

«Умеет учить тот, кто учит интересно» - эти слова выдающегося физика А.Эйнштейна должен помнить каждый учитель.

С целью «внушить охоту и воспитать вкус» к изучению физики замечательный популяризатор науки Я.И.Перельман рекомендовал следующие приемы:

1. Положения науки иллюстрируются событиями современности.

2. Привлекаются примеры из техники.

3. Используется художественная литература, легенды, сказания.

4. Используются парадоксы.

5. Разбираются бытующие предрассудки.

6. Делаются неожиданные сопоставления.

7. Рассматриваются примеры, взятые из повседневной жизни.

8. Анализируются математические фокусы, подвижные настольные игры, иллюзии зрения и т.д.

9. Делаются экскурсы в область истории науки и техники.

    Все эти приемы не потеряли актуальности и в наши дни; во многом они теперь расширены и дополнены. Эффективно их использовать помогает мне работа методом проектов на уроке физики и астрономии.

Проекты органично вписываются в учебный процесс. При использовании метода проектов на уроках физики создается такая проблемная ситуация, в результате которой учащиеся самостоятельно формулируют исследовательские проблемы. Учащиеся делятся своими идеями, мыслями, предлагают разработки, взаимодействуют друг с другом в группах и с учителем, а также с родителями. В процессе работы ребята сталкиваются с необычными проблемами, преодолевают их, узнают много нового, используют свои знания. Об этом очень важно рассказать во время презентации: о своих идеях, их обсуждении, какие идеи были отвергнуты, какие приняты и почему, каким был ход работы, какие трудности преодолевались и как – это так называемая «рефлексия деятельности», поэтому презентация имеет важное учебно-воспитательное значение, обусловленное самим методом.

Исследовательские проекты. Они требуют хорошо продуманной структуры, обозначенных целей, актуальности, предмета исследования, социальной значимости, продуманных методов, в том числе и экспериментальных. Такие проекты имеют структуру, приближенную к научным исследованиям. В качестве примера можно привести рефераты, которые активно используются в учебном процессе: «Наблюдение», «Ядерная энергетика и экология». Сначала рефераты пишутся для внутриклассного употребления, затем учащиеся, которых заинтересовывает исследование, выходят на более широкую аудиторию. Часто работа, начатая в школе, становится настолько полезной, что продолжается ребятами после поступления в вуз в виде курсовых работ.

Творческие проекты не имеют детально проработанной структуры, она только намечается и далее развивается в процессе работы. В каждом конкретном случае договариваемся о планируемых результатах и форме их представления (газета, альбом, видеофильм, статья, презентация и т.д.).

8.Результаты работы по проекту за 2016год:7-8 класс

  • Удалось провести эксперименты, наблюдения по выбранной теме, посмотреть видеоролик с рядом экспериментов.
  • Нам удалось закрепить тот материал, который мы изучали за год.
  • Возможность подробно изучить полученный материал, неограниченность доступа в получении информации через Интернет.
  • Удалось зафиксировать сам основной материал. Получилось все!
  • Удалось вникнуть в тему, потому что мы нашли хорошую и качественную литературу и материалы. Удалось понять, как можно применить закон Архимеда,Гука,Паскаля,Ома.

В личных качествах отмечали:

  • Все стали более ответственны, организованны.
  • Повысилась сообразительность, улучшилась смекалка, улучшилась учеба по физике.
  • Кончились нервы у участников. Каждый участник стал немного умнее.
  • Мы научились работать в группе, у каждого ученика развились какие-то новые личные качества и черты характера, которые раньше были незаметны. Например - юмор.
  • Развили интеллект. Повысили общительность.
  • Научились терпение, умение сосредотачиваться.

Учащимся удалось написать учебный материал для своего возраста. Материал, который они брали из различных источников (учебники физики от 7 по 8 кл., справочники школьников, энциклопедии, “Я познаю мир”, видеофильмы, диафильмы, CD-диски Интернет - ресурсы...) .

Проект «Физика на кухне».

        На уроках технологии девочки работают с самыми разными техническими устройствами: микроволновой печью, электрической плитой, электрическим чайником, кофеваркой, тостером и т.д. Но как устроены эти приборы, какие физические процессы в них используются, они не изучают.

        Мы решили восполнить этот пробел и совместно с преподавателем технологии Центроевой М.Б. предложили познакомиться с этим во внеурочное время при работе над проектом, который назвали «Физика на кухне». В нем участвовали учащиеся 8-х классов.

        Каждый получил задание посмотреть, какие устройства есть у них дома, найти инструкции к ним и познакомиться с принципом их работы. Так как у всех были приборы разных моделей, фирм, стран и т.д., возникло желание сравнить их, а также изучить технику безопасности при работе с ними ведь кухня – место повышенной опасности в доме.

        Так появился этот проект, над которым мы работали в 2016 году. Результатом этой работы стала компьютерная презентация. При работе над проектом учащиеся узнали много нового: что такое микроволны и какими свойствами они обладают, почему нельзя разогревать в микроволновой печи продукты в металлической посуде и почему нельзя включать ее без пустую. Они изучили преимущества приготовления пищи в микроволновой печи. Изучение электрических чайников начали с истории их возникновения, а также с процесса их усовершенствования. Они провели практическое исследование чайников разных фирм на определение их КПД. Также сравнили работу газовой и электрических плит, разобрались с устройством тостера, кофеварки и миксера.

         В процессе работы они использовали знания, полученные на уроках физики при изучении тепловых и электрических явлений. С этой презентацией учащиеся выступали на уроках физики в других классах. Этот проект вызвал много вопросов, связанных уже и с использованием посуды на кухне, и с процессами приготовления пищи. Поэтому появилось желание продолжить его в следующем году.

         Важным итогом этой работы стало также более серьезное отношение к технике безопасности при работе на кухне. Были выработаны основные требования к технике безопасности при работе на кухне. Они также вошли в презентацию.

Проектная деятельность на уроках

          На некоторых уроках физики мы вместе создаем мини – проекты. Например, при изучении темы «Атмосферное давление» в 7 классе, класс разбивается на несколько групп: географы, химики, физики – экспериментаторы, физики – теоретики, биологи, историки.

         Каждая группа изучает атмосферу со своей точки зрения. Вопросы группы получают заранее.  Во время работы, учащиеся пользуются   учебной и справочной литературой, Интернетом.

        На уроке выступает каждая группа, результаты обсуждаются всем классом. Такая форма проведения урока позволяет сократить время изучения этой темы, всегда проходит очень эмоционально и хорошо усваивается учащимися.

         Результатами своих исследований они с удовольствием делятся с учащимися 4 и 5 классов, при изучении темы «Атмосфера» в курсе «Естествознания».

         Также самостоятельно готовят урок по теме «Тепловые двигатели» учащиеся 8 класса. Особенно удачно проходят такие повторительно-обобщающие уроки по разным темам с практической направленностью: «Тепловые явления» в 8 классе. На эту тему, как правило не хватает времени, а мини – проекты в группах позволяют сократить время на ее изучение без потери качества.

         

Любая лабораторная работа может стать мини – проектом, если проводить их не по подробной инструкции, за которой подчас теряется смысл всей работы, а поставить перед учащимися лишь задачу, для которой они сами должны выбрать оборудование, разработать план работы, самостоятельно провести эксперимент и сделать вывод. При таком исполнении, как правило, учащиеся лучше понимают, что они делают, лучше усваивают материал. Приведу примеры названия тем, которые были предложены учащимися после этапа мотивации, что является обязательным этапом начала проектной деятельности.

Для проведения физических праздников использовались следующие темы проектов

Темы проектов “Силы в Механике”

Темы проектов “Давление жидкости”.

Сила упругости

Подача воды в вашу квартиру

Закон всемирного тяготения

Исследование морских глубин Жаком Кусто

Сила тяжести

Водолаз (гидрокостюм) и техника безопасности при погружении на большую глубину

Вес тела

Батисфера

Сила трения

Архимед и его открытия

Сила трения покоя

Плавание тел (рыбы и её пузырь)

Сила трения качения

Плавание судов

Сила реакции опоры и подвеса

Подводная лодка

Законы Ньютона

Плавание человека и техника безопасности на воде

Ученые – Исаак Ньютон, Роберт Гук

Если воздушный шар наполнить жидкостью

Конференция “Экологические проблемы России с точки зрения электрификации”.

Для рассмотрения вопросов использовать знания трех предметов “Физика”, “Химия”, “Общество знания”.

Темы проектов

Понятия, вопросы

Кто готовит

Тепловое действие тока

Теплорегуляция организма

Закон Джоуля – Ленца

Тепловые потери

Как организм приспособился избегать тепловых потерь?

теплотехник

Электроэнергия и ее

роль в жизни современного общества

Электроэнергия (ЭЭ)

Генерирование ЭЭ

Использование ЭЭ

Образование ЭЭ в живой клетке и в природе, ее использование

докладчики

Устройство тепловых электростанций

КПД ТЭЦ. Потери, вред

инженер- теплотехник

Устройство гидравлических электростанций

КПД ГЭС. Потери, вредное воздействие

инженер-гидротехник

5. Передача электроэнергии от электростанции к потребителю

Линии электропередачи (ЛЭП)

Тепловые потери, сопротивление, мощность

Влияние ЛЭП на окружающую среду

инженер-энергетик

К проведению любого дела прописывается план действий с указанием времени, ответственных, и получением конечного результата. Приведу пример из плана работы “Что делаем?”

Что делаем?

1. Начать проектную деятельность учащихся, результатом которой будет выступление на конференции в определенной роли.

2. Договориться с учителем химии Заремой Абуевной и учителем обществознания Заирой Абусупьяновной о возможности совместной работы (дали согласие).

3. Встретиться с Румисой Висаитовной для создания музыкального оформления.

4. Договориться с учащимися 10 - класса о помощи в проведении проекта.

5. Приготовить макет, таблицы, разъясняющие принцип работы электростанций различных типов.

Диаграммы, показывающие рост выработки электроэнергии.

Выставка книг, посвященных электрификации.

Выставка самодельных моделей и приборов на тему “Применение электричества в технике, науке, быту”.

6. Проверить выступающих.

7. Подготовить плакат с викториной и отдельные листочки для учащихся (контроль).

  Самая удачная форма защиты проекта – это переводной экзамен.

Экзамен провести в форме защиты результатов проектной деятельности учащихся. Защиту проектов необходимо сделать открытым заседанием, куда следует пригласить родителей, учащихся других классов, классного руководителя...

Выступление по результатам работы над проектом совместное (групповое), владением материала каждым обязательно, но деятельность распределенная (индивидуальная), т.е. должен быть вклад каждого учащегося в выполнение проекта.

Теоретическую часть изучаемого материала необходимо сдавать отдельно, до открытого заседания: а) в режиме работы группы (т.е. один учащийся группы объясняет понятие, которое вытягивает на карточке, другие имеют право ему помочь, дополнить понятие, отвечающий чувствует “локоть друга”); б) в индивидуальном режиме (по письменному выводу законов и уравнений). Освобождаются от теоретической части учащиеся, имеющие отметку “отлично” за учебный год, но предварительно при подготовке к экзаменам они демонстрируют эту деятельность и рассказывают о своих чувствах другим. Они могут принять участие в оценивании ответов учащихся в теоретической части.

Экзамен провести в два этапа:

1 этап: 8-30ч - 10-00 ч - теоретическая часть,

2 этап: 10-00ч - 12-30ч - открытое заседание по защите проектов.

Вопросы для теоретической части, следует выбирать совместно с учащимися при подготовке к экзамену в марте. Тогда же и распределить темы проекта.

Выбранные теоретические вопросы, понятия: Масса. Плотность. Концентрация. Средняя квадратичная скорость. Объем. Давление. Температура. Кинетическая энергия. Количество теплоты. Работа. Все понятия были написаны на отдельных карточках.

Темы проектов.

1.Жидкость. Ближний порядок. Испарение и конденсация. Кипение. Поверхностное натяжение. Образование жидкостных пленок. Смачивание. Капиллярность. Диффузия и броуновское движение в жидкостях.

2.Законы Паскаля, Архимеда. Применение законов: сообщающие сосуды; поршневой жидкостной насос; гидравлический пресс. Плавание тел. Плавание судов. Воздухоплавание.

3.Твердое тело. Кристаллы и аморфные тела. Виды кристаллической решетки. Дефекты в кристаллах. Плавление и отвердевание. Выращивание кристаллов. Монокристалл. Применение кристаллов.

Период подготовки проекта с 8апреля по 28 мая. 15 мая учащиеся первый раз сдали проект на просмотр и получение рекомендаций. Окончательно для получения рецензии учителя, сдали 25 мая.

9.Вывод  

1. Созданы условия широкого проникновения в учебный процесс активных технологий. Вовлечено максимальное число обучающихся в активные формы обучения: на     уроке, во внеурочной и внеклассной деятельности.

       2. Повышается качество знаний и мотивация к изучению предмета обучающихся через активные формы работы.

3. Формируются УУД, развиваются творческие способности обучающихся.

      4. Повышаются ключевые компетенции.

5. Разработаны диагностические материалы по предмету и создан банк проектов, исследовательских, творческих работ.

           Следующим этапом нашей работы мы планируем изучить проблему взаимного влияния элементов конструкции друг на друга и разобраться с вопросом: «какими методами можно избежать этого влияния».

Проектная деятельность - будущее учащихся.

10.Использованная литература

1. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования» под. ред. доктора педагогических наук Е.С.Полат; Издательский центр «Академия», 2003

2.Метод учебного проекта в образовательном учреждении» Н.Ю.Пахомова, изд. «Аркти» 2003

3.  Гузеев В.В. Развитие образовательной технологии. - М.,1998

4.Методология учебного проекта: Материалы городского методического семинара. -М.: МИПКРО, 2001

5.Новикова Т. Проектные технологии на уроках и во внеурочной деятельности. Народное образование, №7, 2000

6. Пахомова Н.Ю. Учебные проекты: методология поиска, Учитель, №1,2000

7. Пахомова Н.Ю. Учебные проекты: его возможности. Учитель, №4, 2000

8.Гузеев В.В. Образовательная технология: от приема до философии, М., 1996

9. Федеральный портал «Российское образование» http://www.edu.ru/

10.Федеральные Государственные Образовательные Стандарты http:/www.standart.edu.ru

11.Фестиваль «Открытый урок» http:/festi

12.Сеть творчески работающих учителей http://www.it-n.ru/communities

         


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект рабочей программы по физике 7 класс ФГОС второго поколения

проект содержиттитульный лист, цели и задачи изучения физики в 7 классе в соответствии с ФГОС второго поколения, тематическое планирование и т.д....

Проект рабочей программы по физике 7 класс

содержание рабочей программывыступление на совещании заместителей директоров по УВР...

Проект по географии и физике "Водный голод планеты"

За годы существования человечества воды на Земле не стало меньше. Однако резко возрастает потребность людей в воде. Потребляя все больше чистой воды, человек возвращает природе загрязненные...

Защита фантастического проекта. (внеклассное мероприятие по физике)

Цель данного мероприятия - раскрыть внутреннее видение человека, определить возможности ребят. Проекты не просто фантазия. Они основываются на материальной базе данного времени. Учащиеся используют св...

Проект урока по дисциплине "Физика" тема занятия "Определение показателя преломления стекла"

Это проект открытого лабораторно-практического занятия по дисциплине "Физика", к нему прилагается два приложения с тестом для проверки знаний по теме и инструкционная карта к выполнению ЛПР....

ПРОЕКТ Оформление стенда "О физике и в шутку и всерьёз"

Паспорт проекта.Название проекта: оформление стенда под названием “О физике и в шутку и всерьёз”.Руководитель проекта - учитель физики Тиханова Л.В.Учебный предмет – физика.Возраст:12-1...

Проект по географии и физике "Мир в магнитах"

Проект "Мир в магнитах" - это попытка интергированной формы обучения по двум дисциплинам - география и физика...