Специфика проведения уроков физики методом учебного диалога
статья по физике на тему

Специфика проведения уроков физики методом учебного диалога

Скачать:


Предварительный просмотр:

Автор- Черпита Валерий Николаевич,

учитель физики ГБОУ Школы 2051 города Москвы

Специфика проведения уроков физики методом учебного диалога

Процесс обучения станет наиболее эффективным, если ученик сам выступит инициатором учебного диалога, то есть ему будет принадлежать активность в получении необходимых знаний. Я обозначил  такое диалогическое воздействие как метод обратного диалога. Вопрос ученика в обратном диалоге я рассматриваю как продукт его эвристической учебной деятельности. В этом принципиальное отличие моего подхода от традиционной вопросно-ответной системы обучения, когда приоритет в задавании вопросов принадлежит педагогу, а не ученику.

При таком подходе появляется возможность одновременно выполнить по крайней мере 3 функции учебного процесса . Во-первых, развитие логики мышления учащегося. Во-вторых, пополнение необходимых знаний. В-третьих, оценивание процесса обучения, в котором инициатором учебного диалога выступает сам учащийся. Кроме того, резко возрастает мотивационный фактор такого обучения.

Психологами было выявлено, что мышление человека состоит из 2 составляющих: дизъюнктивной и недизъюнктивной, причем одна из них реализуется в механизмах вычислительных машин, то есть соответствует логическому (последовательному) мышлению. Известный психолог А.В. Брушлинский отмечает, что «мышление представляет собой единство двух аспектов: процессуального (недизъюнктивного, то есть психологического) и формально логического (то есть дизъюнктивного)».

Физика как наука о природе развивает одну из составляющих мыслительного процесса (дизъюнктивная составляющая). Поиск же аналогий законов физики с другими науками позволяет значительно расширить не только кругозор знаний, но и способствует обретению аналитического мышления, то есть развивает вторую (недизъюнктивную составляющую) мышления.

Для развития творческого мышления необходимо активизировать умственную деятельность учащегося на нахождение им аналогий между различными явлениями природы и человеческого общества. Мы считаем, что проведение занятий по каждой из тем должно проводиться в два этапа с учетом метода обратного диалога. Первый этап – половина урока – включает в себя выяснение учениками смысла основных физических понятий и терминов, законов. Учитель ставит проблему и дает список необходимых начальных данных, без знаний которых невозможно самостоятельно изучить материал. Например, на занятиях по физике, посвященных изучению закономерностей колебаний маятника, учитель спрашивает: Почему маятник с течением времени прекращает свои колебания? Ключевые слова: маятник математический, скорость, ускорение, сила сопротивления, энергия.

Таким образом, я считаю, что для эффективного учебного процесса необходимо проведение комбинированных двухэтапных уроков физики с применением метода обратного диалога.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок анг яз. итоговая работа после прочитанного курса лекций Никитенко Специфика проведения урока анг. яз. в начальной школе

Данная работа является итогом прослушанного курса лекций по теме" Специфика проведения уроков анг. яз. в начальной школе"....

Проведение урока волейбола методом «круговая тренировка»

Снижение уровня физической подготовленности учащихся в настоящее время требует от учителя физической культуры строить свою работу в рамках интенсификации и оптимизации учебно - воспитательного процесс...

НАГЛЯДНЫЕ МУЛЬТИМЕДИЙНЫЕ ПОСОБИЯ для проведения урока физики

Даны ссылки на материалы по физике из "Единой коллекции ЦОР"(файлы в формате swf, можно открыть программой Adobe Flash Player )...

Технологии организации и проведения уроков "Активные методы обучения"

«Активные» методы обучения  Развитие активности и её поддержание у учащихся в течении всего периода занятий по производственному обучению....

Проведение урока физики по контролю качества знаний по ФГОС

На основании требования Федерального государственного образовательного  стандарта на уроках физики  используется система оценки образовательных достижений учащихся. Преподавание физики, как ...

Применение электронных ресурсов при проведении уроков физики

В данной презентации представлены полезные ссылки на образовательные ресурсы Интернета по физике....

Современные образовательные технологии при проведении уроков физики

Основной задачей для учителя становится поиск такой технологии, которая отвечала бы принципам наибольшей степени соответствия естественным механизмам усвоения опыта обучающимися, а также интенсивности...