Урок на тему "Закон Ома"
план-конспект урока по физике (8 класс) на тему

Челнокова Татьяна Павловна

Урок с использованием цифровых образовательных ресурсов

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_fiziki_v_8_klasse_po_teme.docx21.99 КБ

Предварительный просмотр:

Урок физики в 8 классе по теме: «Закон Ома для участка цепи»

Цели урока:

  • Образовательные — опытным путем установить зависимость силы тока от напряжения и сопротивления, научить учащихся используя закон Ома, решать расчетные задачи.
  • Воспитательные — приучать учащихся к аккуратности при оформлении решений задач, как в тетрадях, так и на доске; точности оформления и чтения графиков; доброжелательному общению, взаимопомощи, взаимопроверке и самооценке.
  • Развивающие — продолжать развивать умение анализировать условия заданий, проводить анализ и оценку работы одноклассников

Оборудование к уроку:

  • амперметр,
  • источник тока,
  • проволочные сопротивления (1 Ом, 2 Ом, 4 Ом)
  • ключ,
  • соединительные провода.

Используемые ресурсы: компьютер, мультимедийный проектор, медиаресурсы: «Классная физика»

Ход урока

1.Вступительное слово учителя.

2. Повторение пройденного материала.

3. Изучение нового материала:

  • открытие закона
  • постановка опыта
  • практическая работа
  • подведение итогов урока

Учитель - приветствует учащихся
- цитирует стих. А.С Пушкина

О, сколько нам видений чудных

Готовит просвещенья дух
И опыт, сын ошибок трудных,
И гений, парадоксов друг.

- Как удивительно точно подметил поэт характер научной деятельности. Любому открытию предшествует опыт. На уроке мы попытаемся совершить пусть и маленькие, но самостоятельные открытия. Для этого необходимо быть настойчивыми  и внимательными. Работа нам предстоит большая, но интересная. Я надеюсь, что вы с ней справитесь.

1. Учитель: Прежде чем приступить к исследованию, проверим, как вы усвоили тему и достаточно ли у вас знаний по теме «Сила тока, напряжение, сопротивление» - «Я знаю»

Обозначение силы тока, напряжения и сопротивления, единицы этих физических величин, формулы для расчета силы тока и напряжения, приборы для измерения силы тока и напряжения и правила пользования ими, физический смысл каждой из величин.

Учитель: Мы живем в век электричества. Никто из нас не представляет свою жизнь без ТВ, компьютера, и ни один из них не может работать без тока. Рассмотрели 3 величины, которые относятся к электрическому току.
Предлагаю учащимся продолжить фразу, обращаясь быть внимательными.
-Электрический ток представляет ….
Это были знакомые вам знания. А теперь вопрос: « От чего зависит электрический заряд, проходящий через поперечное сечение проводника, т.е. сила тока?»
Т. о., мы предположили, что сила тока зависит от напряжения и сопротивления. А как? Какие зависимости между величинами вы изучали на уроках математики, и мы неоднократно встречали на уроках физики?

2. А сейчас давайте мы с вами будем проводить исследования с помощью компьютера. Учащиеся получают лист с инструкцией и выходят на сайт «Классная физика», выбирают 8 класс и тему «Закон Ома» и исследуют зависимость силы тока от напряжения. Данные записывают в электронную тетрадь и строят график зависимости силы тока от напряжения.

3.Физкультминутка

4. Практическая работа. Исследование зависимости силы тока от сопротивления

5. Закон Ома (Биография Г.Ома)

6. Магический треугольник
7.Рефлексия
Учитель: Если человек своим трудолюбием и упорством достигает в чем- либо истины, то это и есть открытие. А теперь пусть каждый из вас выразит свое отношение к уроку.

8.Домашнее задание : пар. 42,44, упр.19 (4)

8. (устно) Вычислить, применив закон Ома

  1. U= 20В, R = 10 Ом, I = ?
  2. I = 10 А, R = 5 Ом, U = ?
  3. I = 5 А, U= 15 В, R = ?
  4. Напряжение в сети 220В, а сопротивление спирали электрической лампы 440 Ом. Найдите силу тока в электрической лампе.

Приложение 1 к уроку

ЛИСТ – ИНСТРУКЦИЯ


Задание: исследуйте зависимость силы тока от сопротивления участка цепи при постоянном напряжении на концах участка.

Оборудование:  вольтметр, источник тока,  ключ, проволочные сопротивления(1 Ом, 2 Ом,4 Ом), соединительные провода.

Рекомендации по выполнению задания:

1.Повторите правила включения в цепь  вольтметра.
2.Прочитайте внимательно рекомендации, подготовьте листы для записи результатов:


  • схема электрической цепи,

  • таблица записи измерений,

  • график зависимости.

3.Соберите электрическую цепь из источника тока, амперметра,  проволочного резистора сопротивлением 1 Ом, ключа. Параллельно проволочному резистору присоедините вольтметр.
4. Измерьте напряжение и силу тока, результаты запишите в таблицу (сила тока и сопротивление)
5.Включите в цепь затем проволочное сопротивление 2 Ом и проведите измерения силы тока. Повторите опыт с проволочным сопротивлением 4 Ом.
6.По полученным данным постройте график зависимости силы тока от сопротивления на данном участке цепи при постоянном напряжении.
7.Сформулируйте вывод: сила тока ……(прямо пропорциональна или обратно пропорциональна) сопротивлению.

Приложение 2

Георг Ом, немецкий школьный учитель приступил к поискам этого соотношения (зависимость между силой тока, напряжением и сопротивлением) в 1820 году. Он стремился к известности, которая открыла бы ему университетские двери, и выбрал область исследований, сулившую особые преимущества. Ом был сыном слесаря, так что знал, как вытягивать металлическую проволоку разной толщины для своих опытов. В то время нельзя было купить проволоку самых разных типов, как это можно сделать в наше время. Открытия Ома имели огромное значение, как для развития учения об электричестве, так и для развития прикладной электротехники.

Книга Ома, насчитывавшая примерно 250 страниц, которую он опубликовал в 1826 году изложив свои теоретические выводы и экспериментальные результаты, была встречена насмешками.

Министр просвещения высказал мнение, что физик проповедует ересь и должен уйти с занимаемой должности. Ом потерял должность и 6 лет жил в нищете. Постепенно его труды поучили известность за пределами Германии. Ома стали чтить за границей и соотечественники были вынуждены нехотя признать его у себя на родине.

Наконец, в 1849 году, 22 года спустя после публикации его книги, Ом получил должность профессора Мюнхенского университета. Это принесло ему большое удовлетворение и эту должность Ом занимал 5 лет, до своей смерти в 1854 году. Он открыл простой закон, устанавливающий связь между силой тока и напряжения для отрезка проволоки (для части цепи, всей цепи).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка: предполагаемый план проведения урока - При подготовке к уроку использовать как вспомпгательный ориентир для каждого этапа урока. Презентация отражает создание условий для учебных действий на уроке.

При подготовке к уроку использовать как вспомпгательный ориентир для каждого этапа урока.  Презентация отражает  создание условий для учебных действий на уроке....

Конспект открытого урока по технологии в 6 классе. Тема урока: Игровые технологии на уроках обслуживающего труда. Одежда и требование к ней. Снятие мерок для построения чертежа юбки. (Презентация к уроку)

Разработка урока с презентацией помогает учителю более доступно и понятно познакомить учащихся с историей юбки. На уроке используются игровые технологии, что помогают учащимся лучше усвоить материал у...

Урок изобразительного искусства в 5-ом классе.Тема урока: « Деревья как люди». Вид работы: рисование по представлению Тип урока: комбинированный, урок – сказка

Тема урока: « Деревья как люди».Вид работы:  рисование по представлениюТип урока:  комбинированный, урок – сказка Цель урока:ü Средствами   изобразительного языка   ...

Класс 9 Урок №24. Тема урока: Системы счисления. Перевод чисел Тип урока; Урок «построения » системы знания.

Урок для учащихся 9 класса по теме "Системы счисления. Перевод чисел". Урок в разделе программы по счету третий. Цель:Образовательная: систематизация и расширение знаний обучающихся о операциях п...

Урок обобщающего повторения по теме Южная Америка.Урок-игра.Особый колорит уроку придаёт просмотр ролика"Танго и футбол", вопрос от шеф повара с угощением мамалыгой и синквейн. Легенда рассказанная в начале урока настраивает ребят на работу.

Урок географии в 7-м классе по теме "Южная Америка". Подготовила и провела: учитель географии 1квалификационной категории Васильева Елена Тихоновна  в МБОУ СОШ №21 г. Коврова, в рамках подго...