Главные вкладки

    Самостоятельная работа по физике 2017 год
    статья по физике по теме

    Программа для обученгия учащихся по нескольким профессиям 

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon 1rab.programma_po_fizike_za_2017_god.doc269 КБ

    Предварительный просмотр:

    .

     

    Санкт-Петербургское государственное  бюджетное профессиональное

    образовательное учреждение
    «Промышленно-технологический колледж»

    УТВЕРЖДАЮ

    Председатель Педагогического совета Директор СПБ ГБПОУ  

    «Промышленно-технологический колледж»

    __________________  / Г.Ф.Шорников/

                                           

    «_____» ____________________2017г.

             

     

             

    РАБОЧАЯ  ПРОГРАММА  УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

    ФИЗИКА

    2017г.

    Санкт – Петербурга

    Рассмотрено и принято

    на заседании Педагогического Совета

    Государственного бюджетного образовательного учреждения

    начального профессионального образования

    Протокол № __ от « __» ___2017 г.

    Утверждаю

    председатель Педагогического Совета

    Директор ГБОУ

    _______________________________

    « ___» _____________________ 2017г

    программа учебной дисциплины

    Физика

    САНКТ – ПЕТЕРБУРГ

    2017


    Программа разработана в соответствии с «Рекомендациями по реализации образовательной программы среднего (полного) общего образования в образовательных учреждениях начального профессионального и среднего профессионального образования в соответствии с федеральным базисным учебным планом для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования» (письмо Департамента государственной политики и нормативно-правового регулирования в сфере образования Минобрнауки России от 29.05.2007 № 03-1180).

    Рабочая программа учебной дисциплины «Физика» разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) по профессиям начального профессионального образования (далее - НПО)

    140446.03 «Электромонтер по ремонту и обслуживанию электрооборудования»

    151902.01 «Наладчик станков и оборудования в механообработке»

    190629.08 «Слесарь по ремонту строительных машин»

    Организация – разработчик: СПб  ГБПОУ «Промышленно-технологический колледж»

    Разработчик: Ребрикова Раиса Ильинична, преподаватель физики

    Программа рассмотрена

    на заседании МК общеобразовательных дисциплин

    протокол № __ от _______ 2017г

    СОДЕРЖАНИЕ

    стр.

    1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

    5

    1. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

    8

    1. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ  УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

    18

    1. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

    20


    1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

    ________________________Физика___________________________

    название дисциплины

    1.1. Область применения программы:

    Программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальностям НПО.

    1.2. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы:

    Общеобразовательный цикл.

    1.3. Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения учебной дисциплины:

    • освоение знаний о фундаментальных физических законах и принципах, лежащих в основе современной физической картины мира; наиболее важных открытиях в области физики, оказавших определяющее влияние на развитие техники и технологии; методах научного познания природы;
    • овладение умениями проводить наблюдения, планировать и выполнять эксперименты, выдвигать гипотезы и строить модели, применять полученные знания по физике для объяснения разнообразных физических явлений и свойств веществ; практического использования физических знаний; оценивать достоверность естественно-научной информации;

    • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе приобретения знаний и умений по физике с использованием различных источников информации и современных информационных технологий;
    • воспитание убежденности в возможности познания законов природы; использования достижений физики на благо развития человеческой цивилизации; необходимости сотрудничества в процессе совместного выполнения задач, уважительного отношения к мнению оппонента при обсуждении проблем естественнонаучного содержания; готовности к морально-этической оценке использования научных достижений, чувства ответственности за защиту окружающей среды;
    • использование приобретенных знаний и умений для решения практических задач повседневной жизни, обеспечения безопасности собственной жизни, рационального природопользования и охраны окружающей среды.

    Основу   данной программы составляет содержание, согласованное с требованиями федерального компонента стандарта среднего (полного) общего образования базового уровня.

    В профильную составляющую  входит профессионально направленное содержание, необходимое для усвоения профессиональной образовательной программы, формирования у обучающихся  профессиональных компетенций.

    В программе  по физике, реализуемой при  подготовке обучающихся по  профессиям и специальностям технического профиля,  профильной составляющей является  раздел «Электродинамика», так как  большинство профессий и специальностей, относящихся к этому профилю, связаны с электротехникой и электроникой.  

    Программа, реализуемая  при подготовке обучающихся по профессиям и специальностям  естественнонаучного профиля, не имеет явно выраженной профильной составляющей,  так как  профессии и специальности, относящиеся к этому профилю обучения, не имеют преимущественной связи с тем или иным разделом физики. Однако в зависимости от получаемой профессии в рамках естественнонаучного профиля повышенное внимание может быть уделено изучению раздела «Молекулярная физика. Термодинамика», отдельных тем раздела «Электродинамика» и особенно тем экологического содержания, присутствующих почти в каждом разделе.  

    В программе теоретические сведения дополняются демонстрациями, лабораторными и практическими работами.

    В тематические планы включены физический практикум, предусматривающий   выполнение лабораторных работ и решение более сложных задач на материале того раздела физики, который  связан с получаемой профессией, а также резерв учебного времени, предоставляющий преподавателю возможность внести в содержание обучения  дополнительный профессионально значимый материал.

    Программа учебной дисциплины «Физика» служит основой для разработки рабочих программ, в которых образовательные учреждения начального и среднего профессионального образования  уточняют  последовательность изучения учебного материала, демонстраций, лабораторных  работ, распределение учебных часов с учетом профиля получаемого профессионального  образования.

    ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОБУЧЕНИЯ

    В результате изучения учебной дисциплины «Физика» обучающийся должен:

    знать/понимать:

    • смысл понятий: физическое явление, гипотеза, закон, теория, вещество, взаимодействие, электромагнитное поле, волна, фотон, атом, атомное ядро, ионизирующие излучения, планета, звезда, галактика, Вселенная;
    • смысл физических величин: скорость, ускорение, масса, сила, импульс, работа, механическая энергия, внутренняя энергия, абсолютная температура, средняя кинетическая энергия частиц вещества, количество теплоты, элементарный электрический заряд;
    • смысл физических законов классической механики, всемирного тяготения, сохранения энергии, импульса и электрического заряда, термодинамики, электромагнитной индукции, фотоэффекта;
    • вклад российских и зарубежных ученых, оказавших наибольшее влияние на развитие физики;

    уметь:

    • описывать и объяснять физические явления и свойства тел: движение небесных тел и искусственных спутников Земли; свойства газов, жидкостей и твердых тел; электромагнитную индукцию, распространение электромагнитных волн; волновые свойства света; излучение и поглощение света атомом; фотоэффект;
    • отличать гипотезы от научных теорий;
    • делать выводы на основе экспериментальных данных;
    • приводить примеры, показывающие, что: наблюдения и эксперимент являются основой для выдвижения гипотез и теорий, позволяют проверить истинность теоретических выводов; физическая теория дает возможность объяснять известные явления природы и научные факты, предсказывать еще неизвестные явления;
    • приводить примеры практического использования физических знаний: законов механики, термодинамики и электродинамики в энергетике; различных видов электромагнитных излучений для развития радио и телекоммуникаций, квантовой физики в создании ядерной энергетики, лазеров;
    • воспринимать и на основе полученных знаний самостоятельно оценивать информацию, содержащуюся в сообщениях СМИ,  Интернете, научно-популярных статьях.

    • применять полученные знания для решения физических задач[1]*;
    • определять характер физического процесса по графику, таблице, формуле*;
    • измерять ряд физических величин, представляя результаты измерений с учетом их погрешностей*;

    использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:

    • для обеспечения безопасности жизнедеятельности в процессе использования транспортных средств, бытовых электроприборов, средств радио- и телекоммуникационной связи;
    • оценки влияния на организм человека и другие организмы загрязнения окружающей среды;
    • рационального природопользования и защиты окружающей среды.

    1.4. Количество часов на освоение программы учебной дисциплины:

    максимальной учебной нагрузки обучающихся - 179асов, в том числе:

    • обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающихся - 115часов;
    • практическая занятия обучающихся –64часа
    • внеаудиторная  самостоятельной работы обучающихся –90часов.

    2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

            2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

    Вид учебной работы

    Объем часов

    Максимальная учебная нагрузка (всего)

    269

    Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

    115

    в том числе:

    • практические занятия

    64

    Самостоятельная работа учащихся (всего)

    90

    в том числе:

    • внеаудиторная самостоятельная работа        

    90

    Итоговая аттестация – экзамен.


    2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины  «Физика» (179/115/64)

    наименование

    НАИМЕНОВАНИЕ РАЗДЕЛОВ И ТЕМ

    СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА, ЛАБОРАТОРНЫЕ  РАБОТЫ И ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ, САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА  СТУДЕНТОВ

    ОБЪЕМ ЧАСОВ

    УРОВЕНЬ ОСВОЕНИЯ

    Введение

    Физика-наука о природе. Естественнонаучный метод познания, его

    возможности и границы применимости. Моделирование физических явлений и процессов. Роль эксперимента и теории в процессе познания природы. Физические законы. Основные элементы физической картины мира.

    2                   

    Раздел 1. Механика

    48

    Тема 1.1. Кинематика материальной точки

    Механика. Основная задача механики. Механическое движение. Классификация механических движений. Вербальное, графическое и аналитическое описание движения. Материальная точка.

    Равномерное движение. Скорость. Неравномерное движение. Средняя скорость. Мгновенная скорость.

    Уравнение равномерного прямолинейного движения.

    Ускорение. Кинематика равноускоренного прямолинейного движения. Уравнение равноускоренного прямолинейного движения.

    Криволинейное движение материальной точки и твердого тела. Скорость и ускорение при криволинейном движении. Центростремительное ускорение.

    Относительность механического движения. Принцип относительности Галилея. Закон сложения перемещений и скоростей в классической механике.

    13                  

    2  

     

    Практическая работа

    6

    Самостоятельная работа. Работа с конспектом , лекции.

     9              

    Тема1.2.Динамика материальной точки

    Прямая задача динамики. Инерциальные и неинерциальные системы отсчета. Сила и масса как основные динамические величины.

    Законы динами Ньютона и границы из применимости. Явление инерции. Инертность тел. Сравнение масс взаимодействующих тел.

    Пространство и время в классической механики. Принцип относительного Галилея.

    Виды взаимодействия. Конкретные проявления гравитационного взаимодействия: сила всемирного тяготения, сила тяжести. Взаимодействие тел. Невесомость и перегрузка.

    Использование законов механики для объяснения движения небесных тел. Законы Кеплера.

    Проявление электромагнитных взаимодействий в механике: сила упругости, вес тела, сила трения. Невесомость. Зависимость силы упругости от деформации. Изменение сил. Сложение сил. Силы трения.

    Движение тела под действием нескольких сил.

    Лабораторный практикум

    Л.р.1 «Исследование движения тела под действием постоянной силы».

    Л.р.2 «Изучение траектории движения тела в поле силы тяжести ».

    Л.р. 3«Изучение зависимости периода обращения от величины силы».

     13

     

    2

    Практическая работа

    4

    Самостоятельная работа.   Решение задач по образцу.

    10

    Тема  1. 3.

    Законы сохранения в механике

    Импульс. Понятие замкнутой системы тел. Закон сохранения импульса. Изменение импульса системы тел как результат внешних воздействий. Реактивное движение.

    Второй закон Ньютона в импульсной форме.

    Механическая работа и мощность.

    Механическая энергия. Виды энергии.

    Взаимные превращения энергии. Связь изменения энергии с работой силы. Изменение энергии тела при совершении работы.

    Закон сохранения полной механической энергии. Закон сохранения энергии при наличии неконсервативных сил. КПД. Переход потенциальной энергии в кинетическую и обратно.

    12

    3

    Практическая работа

    2

    Самостоятельная работа. Составление ответов на контрольные вопросы.

    8

    Тема1.4. Механические колебания и волны

    Механические колебания. Амплитуда, период, частота , фаза колебаний. Свободные и вынужденные колебания. Резонанс.

    Механические  волны. Свойства механических волн. Длина волны. Звуковые волны. Ультразвук и его использование  в технике и медицине.

     10

    2

    Л.р. 4«Изменение ускорения свободного падения при помощи математического маятника ».

    1

    Практическая работа

    6

    Самостоятельная работа.  Реферат по теме  « Проявление явления резонанса в технике и жизни».

    8

     

    Раздел2. Молекулярная физика  Термодинамика

    40

     

    Тема 2.1.  Основы молекулярно-кинетической теории

    Атомистическая гипотеза строения вещества и ее экспериментальные доказательства. Размеры молекул. Масса молекул.

    Движение частиц вещества. Диффузия. Броуновское движение. Силы взаимодействия молекул.

    Механическая модель броуновского движения. Модель опыта Штерна.

    Строение газов, жидкостей, твердых тел. Модели строения газа, жидкости и твердого тела.

    Идеальный газ. Основное уравнение молекулярно-кинетической теории газа. Связь между давлением идеального газа и средней кинетической энергией молекул.

    Абсолютная температура. Температура – мера средней кинетической энергии молекул.

    Уравнение состояния идеального газа. Изопроцессы. Границы применимости модели идеального газа.

    Изменение давления газа с изменением температуры при постоянном объеме газа с изменением температуры при постоянном давлении. Изменение объема газа с изменением давления при постоянной температуре.

    Насыщенный пар. Зависимость давления насыщенного пара от температуры. Кипение.

    Кипение воды при пониженном давлении.

    Влажность воздуха.

    Устройство психрометра и гигрометра.

    Модель строения жидкостей. Поверхностное натяжение жидкости.

    Явление поверхностного натяжения.

    Смачивание и капиллярность.

    Лабораторный практикум

    Л.р.6 «Измерение относительной влажности»

    Л.р. 7«Наблюдение поверхностного натяжения жидкости».

    15

    3

    Практическая работа

    6

    Самостоятельная работа.  

    5    

    Лабораторные работы

    2

    Тема 2.2. Основы термодинамики

    Внутренняя энергия. Способы изменения внутренней энергии. Первый закон термодинамики.

    Теплопередача. Виды теплопередачи. Количество теплоты.

    Работа в термодинамике.

    Первый закон термодинамики и его применение к изопроцессам. Адиабатный процесс.

    Необратимость процессов в природе. Второй закон термодинамики.

    Принцип действия тепловых машин. КПД тепловой машины.

    10

    1

    Практическая работа

    4

    Самостоятельная работа. Подготовка сообщения о тепловых двигателях.

    7

    Тема 2.3.  Твердые тела .

    Модель строения твердых тел. Механические свойства твердых тел. Кристаллические и аморфные тела.

    Л.р. 8«Наблюдение роста кристаллов под микроскопом.

    Механические свойства твердых тел. Диаграмма растяжения. Закон Гука. Пластичность. Хрупкость.

    Модели дефектов кристаллических решеток.

    Изменения агрегатных состояний вещества.

    15

     

     

    2

    Практическая работа

    5

    Самостоятельные работы

    2

    Лабораторные работы

    1

    Разд3. Электродинамика

    69

    Тема 3.1.

    Электростатика

    Взаимодействие заряженных тел. Электрический заряд. Закон сохранения электрического заряда.  Закон Кулона. Электрическое поле. Напряженность поля. Потенциал. Разность потенциалов.

    Проводники в электрическом поле. Электрическая емкость. Конденсатор. Диэлектрики в электрическом поле.

    14

     

    3

    Практическая работа

    6

    Самостоятельная работа. Решение задач.

     6

    Тема 3.2. Законы постоянного тока

    Постоянный электрический ток. Сила тока, напряжение, электрическое сопротивление. Закон Ома для участка цепи. Последовательное и параллельное соединение проводников. ЭДС источника тока.

    Тепловое действие электрического тока. Закон Джоуля-Ленца. Мощность электрического тока.

    Полупроводники. Собственная и примесная  проводимости полупроводников. Полупроводниковый  диод. Полупроводниковые приборы.

    14

    2  

    Лабораторная работа № 9 .        Изучение закона Ома для участка цепи .

    1

    Лабораторная работа № 10.   Определение сопротивления проводника .

    1

    Лабораторная работа № 11.    Определение ЭДС и внутреннего сопротивления источника электрической энергии.

    1

    Лабораторная работа №   12.  Исследование зависимости мощности,

    потребляемой лампой накаливания от напряжения на ее зажимах

    1

       

    Практическая работа

    5

    Самостоятельная работа. Подготовка доклада    «История открытий  электромагнитных явлений».

    6

    Тема 3.3 Электрический ток в различных средах

    Электрический ток в металлах

    Электрический ток в жидкостях

     Электрический ток в газах, вакууме

    Электрический ток в электролитах. Закон Фарадея

    Полупроводники. Собственная и примесная проводимость полупроводников

    Полупроводниковый диод

    Полупроводниковые приборы

    8

    Самостоятельные работы

    6

    Тема 3.4 .Магнитное поле

    Магнитное поле постоянного тока. Вектор магнитной индукции. Модуль магнитной индукции.

    Принцип суперпозиции магнитных полей. Линии магнитной индукции. Магнитный поток.

    Сила Ампера. Применение силы Ампера.

    Действие магнитного поля на движущийся заряд. Сила Лоренца.

    Магнитные свойства вещества. Ферромагнетики и их применение.

    4

    2

    Практическая работа

    2

    Самостоятельная работа. Составление  конспекта текста.

    3

    Тема 3.5. Электромагнитная индукция

    Индукция магнитного поля. Магнитный поток. Явление электромагнитной индукции и закон электромагнитной индукции Фарадея. Вихревое электрическое поле. Правило Ленца. Самоиндукция.  Индуктивность.

    4

    2

    Практическая работа

    2

    2

    Лабораторная работа 13 Изучение явления электромагнитной индукции.

    1

    Самостоятельная работа. Реферат « Применение   ферромагнетиков в науке и технике»

    3

    Тема 3.6.

    Электромагнитные колебания. Переменный электрический ток

    Свободные электромагнитные колебания .Вынужденные  электромагнитные колебания. Колебательный контур.  
            Принцип действия электрогенератора. Переменный ток. Трансформатор. Производство, передача и потребление электрической энергии. Проблемы энергосбережения. Техника безопасности в обращении с электрическим током. Действующие значения силы тока и напряжения. Конденсатор и катушка в цепи переменного тока. Активное сопротивление. Электрический резонанс.

    11  

    3

    Самостоятельная работа.  Решение задач.

    5

    Тема 3.7. Электромагнитные волны.

    Электромагнитное поле и электромагнитные волны. Скорость электромагнитных волн. Свет как электромагнитная волна. Интерференция и дифракции света. Законы отражения и преломления света. Полное внутреннее отражение. Дисперсия света. Различные виды электромагнитных излучений, их свойства и практические применения. Оптические приборы. Разрешающая способность оптических приборов.

    14

    2

    Практическая работа

    1

    Лабораторная работа 14 Определение показателя преломления стекла

    2

    Самостоятельная работа. Решение задач.

    7

     

    Раздел  4.

    Строение атома и квантовая физика

    20

    Тема  4.1.  Квантовая оптика

    Гипотеза Планка о квантах

    Фотоэффект.  Опыты А.Г.Столетова. Законы фотоэффекта

    Объяснение фотоэффекта. Уравнение Эйнштейна для фотоэффекта

    Фотоны. Свойства фотонов

    Волновые и корпускулярные свойства света

    Применение фотоэффекта. Давление света. Опыты П.Н.Лебедева и С.М.Вавилова

    8

    2

    Практическая работа

    2

    Самостоятельная работа.  Подготовка презентации

    « Использование фотоэффекта в науке и технике»

     6

    Тема  4.2.   Физика атома .Физика атомного ядра

    Строение атома: планетарная модель и модель Бора. Поглощение и испускание света атомом. Квантование энергии. Принцип действия и использование лазера. Строение атомного ядра. Энергия связи. Связь массы и энергии. Ядерная энергетика. Радиоактивные излучения и их воздействие на живые организмы.

    12

    3

    Практическая работа

    4

    Самостоятельная работа.  Работа с конспектом.

    6

    Резерв времени

    2


    3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ

    3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

    Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета физики.

    Оборудование учебного кабинета: 

    1. Комплект учебно-методической документации (учебники и учебные пособия, карточки - задания, тесты, технологические карты, рабочие листы).

    2. Наглядные пособия (плакаты, демонстрационные стенды, макеты).

    3.Учебно - методическая литература по физике (учебники, задачники, дидактические материалы, справочная литература, краткие методические рекомендации и указания к проведению лабораторных работ, рабочие тетради для лабораторных работ).

    4.  Комплект электроснабжения кабинета физики.

            5.Приборы для демонстрационных опытов (приборы общего назначения, приборы по механике, молекулярной физике, электричеству, оптике и квантовой физике)

         6.  Приборы для фронтальных лабораторных работ и опытов ( наборы обору       дования по всем темам курса физики)

       7.   Приборы для практических работ.

        8.  Принадлежности для опытов. (Лабораторные принадлежности, материалы, посуда, инструменты)

    1. Модели
    1. .Печатные пособия. (Таблицы, раздаточные материалы)

      11.Экранно - звуковые средства.,  видеофильмы).

    12. Комплект инструментов и приспособлений.

    Технические средства обучения: мультимедийный комплекс,  телевизор,DVD – плеер, видеофильмы,  компьютер.

    3.2. Информационное обеспечение обучения

    Перечень рекомендуемых учебных изданий,

    Интернет-ресурсов, дополнительной литературы

    Основные источники:

    1. Г.Я. Мякишев, Б.Б. Буховцев, Н.Н. Сотский Физика: Учебник для 10 кл.: общеобразоват. учреждений – 14-е изд. - М.: Просвещение, 2011.
    2. Г.Я. Мякишев, Б.Б. Буховцев  Физика: Учебник для 11 кл.: общеобра
    3. зоват. учреждений – 14-е изд. - М.: Просвещение, 2011.
    4. Г.Н. Степанова Сборник задач по физике: учебное пособие. – М., 2007.
    5. А.П Рымкевич Сборник задач по физике: учебное пособие. – М., 2014.
    6. В.А. Лукашик Сборник задач по физике: учебное пособие. – М., 2007.

    Дополнительные источники:

    Для преподавателей

    1. Маркина Г.В., Бобров С.В. «Физика. Поурочные планы 10 класс», Волгоград «Учитель» 2006 год.
    2. Маркина Г.В. «Физика. Поурочные планы 11 класс», Волгоград «Учитель» 2006 год.
    3. Федеральный компонент государственного стандарта общего образования / Министерство образования РФ. – М., 2004.
    4. Настольная книга учителя физики, «Астрель»,М.,2014.
    5. Научно-методический журнал для преподавателей физики, астрономии и естествознания «Физика», издательский дом «Первое сентября».
    6. В.А. Волков Поурочные разработки по физике 10,11 класс, Москва, «ВАКО», 2006.
    7. Громов С.В. Физика: Механика. Теория относительности. Электродинамика: Учебник для 10 кл. общеобразовательных учреждений. – М., 2001.
    8. Громов С.В. Физика: Оптика. Тепловые явления. Строение и свойства вещества: Учебник для 11 кл. общеобразовательных учреждений. – М., 2041.
    9. Т.И.Трофимова, А.В. Фирсов «Физика: законы, формулы, определения» учебное пособие для СПО. – М. «Дрофа», 2014.

    Сайты и электронные пособия по физике

    Направление

    Краткая аннотация. Адрес

    Физика вокруг нас

    Новости,  статьи, доклады, факты. Ответы на многие «почему?». Новости физики и космонавтики. Физические развлечения. Физика фокусов. Физика в литературе.

    http:// physics03.nагоd.ги/index.htm

    Физика в анимациях

    Десять анимаций по основным разделам физики.

    http:// physics /nаd.ги/ physics/htm

    Тесты по физике

    Обучающие тесты по физике В. И. Регельмана.

    http:// physics-regelman.com/

    Чудеса своими руками

    Описание интересных простых опытов по физике. http://demonstrator. nагоd.ги/cont/html

    Новости науки

    Изложение самых интересных научных статей, опубликованных в различных научных журналах. http://www.scientific.ru/ index.html

    Наука в «Русском переплете»

    Новости из мира науки и техники. http://www.регерlet. ru/nauka/

    Новости физики

    Раздел новостей журнала «Успехи физических наук», ежемесячно публикующего обзоры современного состояния наиболее актуальных проблем физики и смежных с нею наук. http://www.ufn.ru/ru/news/

    Элементы.Ру

    Сайт о фундаментальной науке. Новости. Энциклопедия терминов и законов.  Научный календарь. Наука и право. Библиотека статей. http://еlеmenty.ru/index.html

    Наука и техника, электронная библиотека

    Электронные версии научно-популярных журналов, научно-популярные статьи, биографические статьи, электронные версии редких книг. http://n-t.ru/

    Известия науки

    Научная жизнь. Открытия. Технология. Образование. http://inauka.ги/

    Наука и жизнь в иностранной прессе

    Обзор публикаций о достижениях науки и технологий в иностранной прессе. http://inopressa.ru/rubrics/science

    Журнал «Квант»

    Научно-популярный   физико-математический   журнал для школьников «Квант».

    http://kvanr.info/

    Журнал «Потенциал»

    Журнал  по физике,  математике и информатике для старшеклассников и учителей.

    http://www.potential.org.ru/bin/view/Home/WebHome

    Журнал «Наука и жизнь»

    Статьи по всем отраслям технических, естественных и гуманитарных наук, написанные известными специалистами. Свободный доступ к содержанию статей. http://www.nkj.ru/

    Энциклопедия «Кругосвет»

    Подробное объяснение научно-технических терминов и понятий. http://www.krugosvet.ru/ science.htm

    Словари и энциклопедии на Академике

    Самые различные словари и энциклопедии. http://dic.academic.ru/searchall.php

    Школьный физический эксперимент. СГУ ТВ

    email:kasset@sgutv.ru; www.sgutv.ru

    Электронные пособия: «Открытая физика» С.М.Козелл. – М.: Физикон.


    4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

    Образовательное учреждение, реализующее подготовку по учебной дисциплине ФИЗИКА, обеспечивает организацию и проведение промежуточной аттестации и текущего контроля индивидуальных образовательных достижений – демонстрируемых обучающимися, умений и знаний.

    Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.,контрольных работ.

    Формы и методы текущего контроля по учебной дисциплине самостоятельно разрабатываются образовательным учреждением и доводятся до сведения обучающихся в начале обучения.

    Для текущего контроля образовательными учреждениями создаются педагогические контрольно-измерительные средства, предназначенные для определения соответствия (или несоответствия) индивидуальных образовательных достижений основным показателям результатов подготовки


    Раздел (тема) учебной дисциплины

    Результаты

    (освоенные умения, усвоенные знания)

    Вид

    контроля

    форма контроля

    Введение

    уметь:

    -отличать гипотезу от научной теории;

    -приводить примеры, показывающие, что: наблюдения и эксперимент являются основой для выдвижения гипотез и теорий, позволяют проверить истинность теоретических выводов; физическая теория дает возможность объяснять известные явления природы и научные факты, предсказывать еще неизвестные явления.

    знать/понимать:

    -смысл понятий: физическое явление, гипотеза, закон, теория.

    вводный

    контроль

    тестирование

    текущий

    контроль

    блиц-опрос

    Тема 1.

    Механика

    уметь:

    - приводить примеры, показывающие практическое использование законов механики;

    -формулировать понятия механики, изображать графически различные виды механических движений;

    -объяснять суть реактивного движения и различных видов механической энергии;

    -представлять закономерности механики: вербально, аналитически, графически;

    -решать задачи по образцу;

    -видеть проявления законов и закономерностей механики в деятельности человека и техники

    знать:

    -основные понятия механики;

    -смысл физических величин: скорость, ускорение, масса, сила, импульс, работа, механическая энергия.

    текущий

    контроль

    устный опрос,

    работа с карточками,

    письменная проверка,

    тестовые задания,

    зачет,

    проверка опорных конспектов,

    коррекция

    повторные тесты,

    индивидуальные, консультации

    итоговой

    контроль

    лабораторные работы

    контрольная работа

    Тема 2. Молекулярная физика. Термодинамика

    уметь:

    • описывать и объяснять физические явления и свойства тел в газообразном, жидком и твердом состоянии;
    • читать и строить графики зависимости между основными параметрами состояния газа; вычислять работу газа с помощью графика зависимости давления от объема;
    • представлять явления и свойства графически;
    • решать задачи по образцу и вариативно на расчет количества вещества, молярной массы, с использованием основного уравнения молекулярно-кинетической теории газов,  связи средней кинетической энергии хаотического движения молекул и температуры, первого закона термодинамики,  КПД тепловых двигателей;
    • пользоваться психрометром; определять экспериментально параметры состояния газа.

    знать:

    смысл физических понятий: вещество, взаимодействие, внутренняя энергия, абсолютная температура, средняя кинетическая энергия частиц вещества, количество теплоты; тепловое движение частиц; масса и размеры молекул; идеальный газ;  броуновское движение: температура (мера средней кинетической энергии молекул); необратимость тепловых процессов; насыщенные и ненасыщенные пары; влажность воздуха; поверхностное натяжение, смачивание; анизотропия монокристаллов, кристаллические и аморфные тела; упругие и пластические деформации.

    Законы и формулы: основное уравнение молекулярно-кинетической теории, уравнение Менделеева — Клапейрона,  первый закон термодинамики.

    Практическое применение: использование кристаллов и других материалов в технике; тепловые двигатели и их применение на транспорте, в энергетике; методы профилактики и борьбы с загрязнением окружающей среды.

    Вклад российских и зарубежных ученых, оказавших наибольшее влияние на развитие молекулярно-кинетической теории.

    текущий

    контроль

    устный опрос,

    работа с карточками,

    письменная проверка,

    тестовые задания,

    проверка опорных конспектов и кроссвордов

    коррекция

    повторные тесты,

    индивидуальные консультации

    итоговый

    контроль

    контрольная работа,

    лабораторная работа

    Тема 3. Электродинамика

    уметь:

    - формулировать понятия электромагнитного поля и его частных проявлений,

    - описывать и объяснять электромагнитную индукцию, распространение электромагнитных волн; волновые свойства света;

    -производить расчет электрических цепей;

    -решать задачи на определение параметров тока, законов Ома для участка цепи и полной цепи, на расчет работы и мощности тока;

    - описывать процессы, возникающие в простейшем колебательном контуре электромагнитных колебаний;

     Характеризовать свободные электромагнитные колебания, вынужденные электромагнитные колебания.

    -приводить примеры практического использования различных видов электромагнитных излучений для развития радио и телекоммуникаций

    Решать задачи на закон сохранения электрического заряда и закон Кулона; на движение и равновесие заряженных частиц в электрическом и магнитном полях; на расчет напряженности, напряжения, работы электрического поля, магнитной индукции, силы Лоренца, силы Ампера.

    Собирать электрические цепи. Измерять ЭДС и внутреннее сопротивление источника тока.

    Определять неизвестный параметр колебательного контура, если известно значение другого его параметра и частота свободных колебаний; рассчитывать частоту свободных колебаний в колебательной системе с известными параметрами. Измерять длину световой волны.

    Решать задачи на применение формул, связывающих длину волны с частотой и скоростью, период колебаний с циклической частотой, на применение закона преломления волн.

    Применять: электроизмерительные приборы магнитоэлектрической системы;  полупроводниковый диод, терморезистор, транзистор.

    знать:

    -физический смысл понятий: элементарного электрического заряда; сохранения энергии, импульса и электрического заряда;

    -физический смысл параметров тока;

    -законы электрического тока, условно-необходимых для существования тока и принципы работы приборов, используемых электрический ток;

    -законы магнитного поля и электромагнитной индукции, принципы распространения электрических волн и их использования в деятельности человека

    Понятия: электрический заряд, электрическое и магнитное поля; напряженность, разность потенциалов, напряжение,  диэлектрическая проницаемость: сторонние силы и ЭДС; магнитная индукция, магнитный поток, термоэлектронная эмиссия, собственная и примесная проводимость полупроводников, р-n-переход в полупроводниках, электромагнитная индукция. Законы: Кулона, сохранения заряда. Ома для полной цепи, электролиза, электромагнитной индукции; правило Ленца.

    Понятия: гармонические, свободные, вынужденные колебания и автоколебания; колебательный контур; переменный ток; резонанс, автоколебательная система; электромагнитное поле, интерференция, дифракция, дисперсия и поляризация света.

    Законы отражения и преломления волн.

    Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:

    -для обеспечения безопасности жизнедеятельности в процессе использования бытовых электроприборов, средств радио- и телекоммуникационной связи.

    Текущий

    контроль

    Тестирование,

    физические диктанты,

    опрос,

    проверка творческих работ,

    защита лабораторных работ

    коррекция

    повторные тесты,

    индивидуальные консультации

    итоговый

    контроль

    контрольная работа,

    лабораторные работы

    Тема 4. Строение атома и квантовая физика

    уметь:

    - приводить примеры практического использования знаний квантовой физики в создании ядерной энергетики и лазеров;

    - решать задачи с использование уравнения фотоэффекта, на излучение и поглощение света атомом;

    Решать задачи на применение формул, связывающих энергию, импульс и массу фотона с частотой соответствующей световой волны.

    Вычислять красную границу фотоэффекта и энергию фотоэлектронов на основе уравнения Эйнштейна.

    знать:        

    - смысл физических законов фотоэффекта и ядерной физики;

    - вклад российских и зарубежных ученых, оказавших наибольшее влияние на развитие атомной и термоядерной энергетики;

    Понятия: фотон, фотоэффект, корпускулярно-волновой дуализм, ядерная модель атома, ядерные реакции, энергия связи, радиоактивный распад, цепная реакция деления, термоядерная реакция, элементарная частица, атомное ядро.

    Практическое применение: устройство и принцип действия фотоэлемента; примеры технического использования фотоэлементов; принцип спектрального анализа; примеры практических применений спектрального анализа; устройство и принцип действия ядерного реактора.

    текущий

    контроль

    Опрос,

    оценка опорных конспектов, кроссвордов,

    защита презентаций

    коррекция

    повторные тесты,

    индивидуальные консультации



    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Контрольная работапо физике в 8 классе по теме:" Агрегатные состояния вещества"

    Контрольная работа по физике в 8 классе по теме "Агрегатные состояния вещества" соответствует программе учебника "Физика 8"  А.В.Перышкин...

    План работы методического объединения учителей математики, физики, информатики. МБОУ СОШ п. Литовко 2016– 2017 год.

    План работы объединения учителей математики, физики, информатики в условиях внедрения ФГОС....

    План работы ШМО учителей физики и информатики на 2016-2017 год

    Материал содержит план работы ШМО учителей физики и информатики на 2016- 2017 учебный год...

    Мастер - класс «Метапредметный подход в преподавании физики» на Тьюторской конференции 2017 год

    Мастер - класс «Метапредметный подход в преподавании физики» на Тьюторской конференции 2017 год...

    презентация. Мастер - класс «Метапредметный подход в преподавании физики» на Тьюторской конференции 2017 год

    Презентация. Мастер - класс «Метапредметный подход в преподавании физики» на Тьюторской конференции 2017 год...

    Доклад: «Организация и проведение Муниципальной Экспериментальной олимпиады по физике в городе Фрязино» 12 апреля 2017 года на базе МОУ СОШ №3 с УИОП, г.Фрязино Региональный этап предметной недели по физике

    Физика – наука экспериментальная. Задачу называют экспериментальной, если для ее решения необходимо использовать измерения. Значение экспериментальных задач трудно переоценить. Прежде всего, они разви...