Интеллектуальная игра "Знатоки естественных наук".
классный час по физике на тему

Гавронова Ольга Ивановна

Игра для старшеклассников. Игра предусматривает развитие умений учащихся выдвигать гипотезы при решении поставленных вопросов, развитие умственных и творческих способностей, устойчивого интереса к предметам.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Интеллектуальная игра для старшеклассников

«Знатоки естественных наук»

Цели :

  1. Развитие умений выдвигать гипотезы при решении поставленных вопросов, развитие умственных способностей.
  2. Воспитание устойчивого интереса к изучаемым предметам, положительное отношение к знаниям, коллективной творческой деятельности.
  3. Развитие творческих способностей и умений учащихся.

Оборудование: компьютер, экран, мультимедийный проектор, чёрный ящик.

 В игре участвует две команды учащихся.

А любите ли вы путешествовать?

Сегодня мы с вами совершим увлекательное путешествие. Мудрые слова о путешествиях всегда правдивы, они напомнят нам, зачем мы путешествуем: учиться и расти, самостоятельно преодолевать препятствия, расширять границы познания мира. Надеюсь, что и вы найдете в этих словах что-нибудь для себя.

«Через двадцать лет вы будете больше разочарованы тем, что не сделали, чем тем, что сделали. Поэтому отвязывайте канаты и отправляйтесь подальше от своей безопасной гавани. Поймайте попутный ветер парусами. Исследуйте, мечтайте, открывайте новое». 
Марк Твен


«Мир – это книга, и тот, кто не путешествует, читает только одну страницу» 

Св. Августин


«Дорога длиною в тысячу миль должна начаться с одного шага» 

Лао Цзы

Игра состоит из 5 этапов:

1.Вопрос-ответ. Представленные вопросы читаются всем сразу, кто быстрее даст правильный ответ. За каждый правильный ответ команда получает 1 балл.

2.Черный ящик. За каждый правильный ответ команда получает 2 балла.

3.Узнай знакомое лицо. По фотографии узнай ученого и назови его выдающиеся достижения .За правильное название имени ученого команда получает 1 балл и еще 1 балл, если она назовет его достижения.

4. Дальше, дальше. Кто быстрее и правильнее ответит на 15 вопросов. За каждый правильный ответ 1 балл.

5. Пентагон. Задается вопрос. Даются 5 подсказок. Если команда отгадывает с 1-ой подсказки-5 баллов, со 2-ой-4 балла,… с 5-ой- 1 балл.

6. Конкурс капитанов. Капитанам предстоит выбрать правильное значение для одного малоизвестного слова. Если капитан отвечает без помощи команды, он получает 3 балла, с помощью команды - 1 балл, в случае неверного ответа – 0 баллов. Капитаны выходят на сцену, вытаскивают одно из заданий, читают вопрос и выбирают, как они будут отвечать – сами или с помощью команды.

Наша игра проходит под девизом, а каким, давайте разгадаем. Я читаю вопрос, а вы отвечаете.

Диаметр- хорда, проходящая через центр окружности

Единица- чему равно произведение взаимно обратных чисел

Луна- спутник Земли

Угол- фигура, состоящая из точки и двух лучей, исходящих из нее

Весна- время года, когда все просыпается

Россия- государство , в котором мы живем

Египет- в какой стране находится знаменитая пирамида Хеопса

Менделеев: Приснилось: он открыл закон.

А также правило простое:

Ученый должен отдыхать,

Но и во сне не знать покоя,

Тогда открытие любое

Вовек не сможет он проспать

Япония- страна восходящего солнца

Итак, наша игра проходит под девизом «Делу время».

Так чего же мы ждем. Начинаем.

1 этап. Вопрос- ответ

1Вместо ожидаемого золота в этой стране были найдены значительные запасы серебра, что и отразилось в названии этой страны. Какая страна стала разочарованием для золотоискателей? (Аргентина. От латинского argentum – серебро.)

2.В горах Средней Азии при рождении мальчика отец сажает 40 тополей. Зачем? (Когда сын вырастет, ему будет из чего построить себе дом.)

3.Чтобы попасть из моря Дождей в море Ясности, а оттуда

добраться до моря Кризисов, необходимо отправиться именно

туда. (На Луну.)

4.В этом состоянии люди проводят треть своей жизни. В Древнем Китае одной из страшнейших пыток было лишение человека этого состояния. (Сон)

5.Вспомните клавиатуру персонального компьютера. На клавишу с буквой «Э» нажимают всего в 0,3% случаев, на клавишу с буквой «Я» – уже в 1,8%, а с буквой «К» – в 2,8% случаев. А на какую же клавишу нажимают чаще всего? (На клавишу «пробел» – в 17,5% случаев).

6.Этот металл – основа нашей цивилизации. Без него была бы невозможна жизнь животного мира нашей планеты. В чистом виде его видели немногие. Металл обладает магнитными свойствами. (Железо.)

7.Ученый, открывший этот закон, родился в городе Сиракузы. Действует в жидкости и в газе. Братья Монгольфье воспользовались этим законом. Закон открыт в ванне. (Закон Архимеда)

2 этап:

1.Внимание Черный ящик.

В ящик помещён прибор, о пользе которого знал ещё Пётр I. М.В.Ломоносов, первый учёный, систематически применявший его в своих научных работах, писал о нем в своем стихотворении:

Прибавив рост вещей, оно, коль нам потребно.
Являет трав разбор и знание врачебно.
Коль много… нам тайностей открыл,
Невидимых частиц и тайных в теле жил.
Что это за прибор? (
 Микроскоп.)

2. Внимание! Черный ящик.

Какое растение сырым не едят, а когда сварят, - выбрасывают? (Лавр.)

3. Внимание! Черный ящик.

В Древнем Китае размоченную кору тутового дерева расщепляли на тонкие ленты и варили в растворе извести два часа. Затем полученную массу разбивали молотками, добавляли в нее клей, заливали водой и все это просеивали через тонкое сито. Массу, осевшую в сите, опрокидывали на доску и прессовали. Полученное изделие просушивали и использовали. А для чего его использовали? (Полученную бумагу, естественно, использовали для письма).

4. Внимание! Черный ящик.

В ящике – вещества, которые необходимы человеку, в количестве лишь нескольких миллиграммов в день, но без них человек болеет и быстро устает. Не зря же и название их образованно от латинского слова “жизнь”. (Витамины, vita – жизнь)

5.Внимание! Черный ящик.

В ящике – витамин, который вырабатывается в организме человека только под действием солнечный лучей. (Витамин Д)

3 этап

1.

hello_html_m5fae42e2.jpg

Эйнштейн Альберт, физик-теоретик. Создал частную и общую теории относительности. Ввел понятие фотона, установил законы фотоэффекта, основной закон фотохимии (закон Эйнштейна). Развил статистическую теорию броуновского движения. Один из инициаторов создания государства Израиль.

2.

Пифагор Самосский (VI в. до н. э.), древнегреческий философ, религиозный и политический деятель, основатель пифагореизма, математик. Пифагору приписывается изучение свойств целых чисел и пропорций, доказательство теоремы Пифагора и др.hello_html_740399e5.jpg

3.

Ломоносов Михаил Васильевич. Открытия Ломоносова обогатили многие отрасли знания. Развивал атомно-молекулярные представления о строении вещества. Сформулировал принцип сохранения материи и движения. Заложил основы физической химии. Исследовал атмосферное электричество и силу тяжести. Выдвинул учение о цвете. Создал ряд оптических приборов. Открыл атмосферу на Венере. Описал строение Земли, объяснил происхождение многих полезных ископаемых и минералов. Автор трудов по русской истории. Возродил искусство мозаики .hello_html_1cb43377.jpg

4.

Коперник Николай, польский астроном, создатель гелиоцентрической системы мира. Совершил переворот в естествознании, отказавшись от принятого в течение многих веков учения о центральном положении Земли. Объяснил видимые движения небесных светил вращением Земли вокруг оси и обращением планет (в т. ч. Земли) вокруг Солнца. « И все таки она вертится»hello_html_cb1cdce.jpg

4 этап

Вопросы команде 1

  1. Отрезок, соединяющий две соседние вершины многоугольника. (Сторона)
  2. Угол, указывающий направление. (Азимут)
  3. Эврика!” – воскликнул он и открыл закон. (Архимед)
  4. Прибор для определения направления ветра. (Флюгер)
  5. Химический элемент, недостаток которого приводит к кариесу зубов. (Фтор)
  6. Центр управления организмом. (Головной моз)
  7. Какое число делится на все числа без остатка? (0)
  8. Растяжение, сжатие, изгиб, кручение – называется… (деформация)
  9. Какое вещество Леонардо Да Винчи назвал соком жизни? (Вода)
  10. Самая редкая группа крови? (Четвертая)
  11. Какой вал изображен на картине Айвазовского? (Девятый)
  12. В Ученый, открывший закон всемирного тяготения. (Ньютон)
  13. Что общего у пушки с деревом? (Ствол)
  14. Главная артерия кровеносной системы. (Аорта)
  15. Стороны в прямоугольном треугольнике. (Катеты и гипотенуза)
  16. Какой химический элемент накапливается преимущественно в щитовидной железе?(йод)

Вопросы команде 2:

  1. Часть прямой, ограниченная двумя точками. (Отрезок)
  2. Постоянная величина. (Константа)
  3. С чего начинается натуральный ряд? (С 1)
  4. Число, обратное пяти. (1\5)
  5. Отрезок, соединяющий две любые точки окружности. (Хорда)
  6. Линия, по которой движется тело. (Траектория)
  7. Разрушение металла под воздействием окружающей среды. (Коррозия)
  8. Какую туфельку не надеть даже золушке? (Инфузорию)
  9. Есть у растения и у уравнения. (Корень)
  10. Сумма противоположенных чисел. (Ноль)
  11. Созвездие в форме ковша. (Большая медведица)
  12. Упорядоченное движение заряженных частиц. (Ток)
  13. Самый легкий газ. (Водород)
  14. Что такое “регенерация”? (Восстановление)
  15. Вещество крови, переносящее кислород. (Гемоглобин)
  16. Назовите цветочную позу йога. (лотос)

5 этап

  1. Что это за дополнительная часть космического корабля? Модуль
  1. В точных науках: название некоторых коэффициентов величин
  2. Этот термин используют также в строительстве и архитектуре
  3. Эта дополнительная часть космического корабля имеет самостоятельную функцию и способна совершить самостоятельный полет
  4. Корень квадратный из А в квадрате будет это выражение для А
  5. Если в слове моль вставить между двумя первыми и двумя последними буквами слог «ду», то получится именно это

  1. Что это за определение. Класс
  1. В математике это совокупность цифр трех соседних разрядов чисел
  2. Степень, уровень подготовки чего – либо или степень подготовленности, квалификации кого – нибудь
  3. Категория, подразделение, разряд – синонимы этого
  4. Это большая общественная группа людей с определенным положением в обществе
  5. А также комната для занятий в школе или группа учеников одного и того же года обучения
  1. Что это за слово. Форма
  1. Образец чего-либо, шаблон правило
  2. Приспособление для придания предметам определенных очертаний
  3. Наружный вид, внешние очертания предметов
  4. Одежда установленного образца
  5. Бывает школьная, спортивная, парадная
  1. Что это за место. Центр
  1. Высший руководящий орган
  2. Город, крупный населенный пункт, имеющий административное, промышленное, культурное значение для какой – либо местности, страны
  3. Место сосредоточения чего – либо
  4. Середина чего – либо
  5. В геометрии – равноудаленная от всех точек окружности точка

  1. Архимед
  1. Этого ученого по праву считают первым ученым детективом
  2. Он погиб от руки римского воина
  3. Ему принадлежит изречение « Дайте мне точку опоры и я переверну земной шар»
  4. Он некогда воскликнул «Эврика»-вылезая из ванны
  5. Его фамилия называется на букву А

6этап: Конкурс капитанов:

Вопросы для капитанов:

АЛГОЛ – ЭТО

  1. остров в Тихом океане
  2. каучуконосное растение
  3. язык программирования (верно)
  4. вид ископаемого животного

ЛЮСТРИН – ЭТО

  1. психическое заболевание
  2. название тропического леса
  3. процесс обработки химического сырья паром
  4. название шерстяной ткани с лоском (верно)

ЭПИДОТ – ЭТО

  1. паразитирующий организм
  2. лекарство
  3. минерал зелёного цвета (верно)
  4. клеящее вещество

Подведение итогов. Жюри подводит итоги.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План проведения Недели естественных наук-2010

Неделя естественных наук проходила под лозунгом "Земля- планета сокровищ". В ней участвовали учителя химии, биологии и географии. Каждый день проходил под своим собственным лозунгом....

Презентация: "Естественные науки"

Презентация к уроку по теме: "Естественные науки".5 класс, природоведение. Связь между миром живой и неживой природы. Определение естественных наук....

Неделя естественных наук в школе "Знание - сила".Презентация проекта.

Презентация проекта недели естественных наук в школе.Выступление на курсах повышения квалификации учителей химии....

Разработка внеклассного мероприятия. Интеллектуальный марафон "Знатоки естественных наук". 9 класс

Внеклассное мероприятие, направленное на формирование интереса у обучающихся к естественным наукам: биологии, химии, географии....

Внеклассное мероприятие. В рамках недели естественных наук. Интеллектуальная викторина по информатике.

Интерактивная презентация для учащихся 8-9 классы.Вопросы по информатике и химии.Вопросы оценивают вместо баллов "мозгом", для этого распечатайте заранее на листках изображения мозга и подготовьте их ...

Урок- конференция: «На перекрёстках естественных наук» (затрагивает проблемы трех наук: физики, химии и биологии)

Разработка урок- конференция: «На перекрёстках естественных наук» (затрагивает проблемы трех наук: физики, химии и биологии)...

Линейка на открытие Фестиваля Естественных наук в " Парад наук"

Сценарий общешкольной торжественной линейки открытия недели Фестиваля Естественных наук в школе Цель мероприятия: расширить знания в области различных наук,вовлечение учащихся в научную деятельность, ...