Домашний эксперимент - как один из элементов инновационной деятельности
статья по физике на тему

Елена Дмитриевна Мельник

Домашний эксперимент - как один из элементов инновационной деятельности

Скачать:


Предварительный просмотр:

Домашний эксперимент - как один из элементов инновационной деятельности 

Выполнила: учитель физики МАОУ СОШ № 40 г.Улан-Удэ

Мельник Елена Дмитриевна

В основе Стандарта лежит системно - деятельностный подход, согласно которому на всех уровнях организации образования – начиная с программных документов, кончая методическим обеспечением каждого педагогического действия должно соблюдаться одно из условий:

- способы и средства действия не сообщаются в готовом виде – в форме образцов, правил и определений, а задаются в виде ситуаций, обеспечивающих -- самостоятельный поиск и открытие этих средств и способов.

- присвоение способов и средств действия обеспечивается не только системой тренировки, но и через разнообразие организационных форм работы, обеспечивающих учет индивидуальных особенностей каждого обучающегося (включая одаренных детей и детей с ограниченными возможностями здоровья), рост творческого потенциала, познавательных мотивов, обогащение форм взаимодействия со сверстниками и взрослыми в познавательной деятельности.

- создаются инструменты, позволяющие соотносить полученный результат действия и намеченную цель, и обеспечивающие непрерывный мониторинг образования для всех его участников.

То есть самое приоритетное – знания учащимися приобретаются через деятельность. Поскольку не все возможно рассмотреть и выполнить в рамках одного урока, поэтому домашнее задание должно рассматриваться в едином контексте с темой урока. Домашнее задание не должно быть самоцелью. Оно должно совершенствовать приобретенные знания и по возможности развивать прикладной характер такого предмета как физика. Домашний эксперимент способствует более глубокому пониманию материала  и он имеет ярко выраженный практико-ориентированный характер.

Предлагаю серию домашнего эксперимента по теме: «Электростатика. Постоянный ток. Магнетизм»

Задание № 1  «Электризация тел в нашей жизни»

Цель: Снять видеоролик продолжительностью 3-5 минут или

 выполнить физический эксперимент  «Электризация тел в нашей жизни».

Приборы и материалы: резиновые воздушные шарики, пшено, гречка, манка, перец.

Что делали?

Что наблюдали?

Что объяснили?

Задание № 2 «Изготовление электроскопа»

Цель: Сконструировать простейший электроскоп.

Приборы и материалы: стеклянная баночка, проволока, фольга или металлические скрепки.

Что делали?

Что наблюдали?

Что объяснили?

Задание № 3 «Ах, этот воздушный шарик!»

Цель: Наблюдение электризации»

Приборы и материалы: картон, мелко нарезанная фольга, воздушный шарик, газета, шерстяная материя.

Что делали?

Что наблюдали?

Что объяснили?

Насыпьте на лист картона нарезанную металлическую фольгу. Наэлектризовали

воздушный

шарик и приближали

к кусочкам фольги,

не касаясь их.

Потрите газетой воздушный шарик, поднесите его к потолку и отпустите.

Шарик останется висеть у потолка и может находиться в таком положении сутками.

Наэлектризуйте два воздушных шарика о газету. Поднесите их на длинных нитях рядом.

Шарики отталкиваются. Почему?

Наэлектризуйте один воздушный шарик о газету, другой – о кусок шерстяной материи. Подвесьте их на некотором расстоянии друг от друга.

Шарики притягиваются. Почему?

Задание №4 «Волшебная линейка»

Цель:  Исследовать взаимодействие наэлектризованной линейки с небольшой струей воды.

Приборы и материалы: линейка, струя воды.

Что делали?

Что наблюдали?

Что объяснили?

Наэлектризуйте пластмассовую линейку. Поднесите к струйке воды. Снимите видеоролик (3-5 минут).

Задание № 5 «Электрическое поле»

Цель: Исследование электрического поля.

Приборы и материалы:  расческа, воздушный шарик.

Что делали?

Что наблюдали?

Что объяснили?

Наэлектризовали трением расческу или воздушный шарик. При помощи каких опытов можно убедиться, что вокруг этих заряженных тел существует электрическое поле?

Задание № 6 «Изучение устройства гальванического элемента»

Цель: Изучить устройство гальванического элемента.

Приборы и материалы: гальванический элемент, нож, ножницы, картон, проволока, клей.

Что делали?

Что наблюдали?

Что объяснили?

Аккуратно вскрыли старый гальванический элемент в разрезе.

Укрепили элемент на держателе.

Подписали обозначения каждого элемента.

Задание № 7 «Конструирование гальванического элемента»

Цель: Сконструировать гальванический элемент.

Приборы и материалы: картофель, лимон или яблоко, две монеты из различных металлов (сплавов) – белая и желтая.

Что делали?

Что наблюдали?

Что объяснили?

Вставить в свежеразрезанный картофель монеты так, чтобы они не касались друг друга, и прикоснуться одновременно к обеим монетам языком:

Чувствуется «вкус» электрического тока. Такой же, но более ощутимый «вкус» вы почувствуете, коснувшись языком одновременно двух полюсов круглой электрической батарейки ( для этого можно воспользоваться короткой проволокой).

Задание № 8 «Изучение гальванического элемента»

Цель: Сконструировать гальванический элемент.

Приборы и материалы: картофель,  швейные иглы, батарейка.

Что делали?

Что наблюдали?

Что объяснили?

Разрежьте сырую картофелину пополам и в одну из этих половинок на расстоянии 1-2 см воткните швейные иглы. Иглы присоедините к полюсам гальванического элемента.

Изменяется ли цвет картофеля около игл?

Сделайте вывод для каждого электрода (катода и анода).

Можно ли с помощью этого метода выявить наличие нитратов в картофеле?

Задание №9 «Исследование различия накала ламп при разных типах

                                                                                                     соединения».

Цель работы: Исследовать различия накала ламп при разных типах соединения.

Приборы и материалы: три лампы накаливания, батарейка, провода.

Что делали?

Что наблюдали?

Что объяснили?

Запомните, каков накал одной лампы, соединенной с батарейкой ( так называемый нормальный накал). Потом составьте разные цепи с двумя и с тремя лампами ( подумайте, как это сделать). Сравните накал ламп в этих цепях с нормальным накалом.

Как объяснить различие в накале ламп для разных типов соединения?

Задание №10 «Мощность домашних бытовых приборов»

Цель работы: Изучение мощности домашних приборов.

Приборы и материалы: лампа, утюг, холодильник, вентилятор, телевизор, паспорта электроприборов.

Что делали?

Что наблюдали?

Что объяснили?

Записать номинальные мощности домашних потребителей электроэнергии.

Подсчитать общую мощность всех этих потребителей.

Задание №11 «Карманный фонарик»

Цель работы: Определить работу электрического тока..

Приборы и материалы: карманный фонарик, паспорт электроприбора.

Что делали?

Что наблюдали?

Что объяснили?

Используя паспортные данные батарейки  и лампочки карманного фонарика, определить работу электрического тока, совершаемую при использовании фонарика в течение 30 минут

Задание №12 «Ёлочная гирлянда»

Цель работы: Расчет фактического напряжения на лампе.

Приборы и материалы: елочная гирлянда, паспорт электроприбора..

Что делали?

Что наблюдали?

Что объяснили?

Подсчитать число лампочек в гирлянде. Записать паспортные данные (номинальное напряжение и силу тока) одной лампочки. Рассчитать фактическое напряжение на лампочке при включении гирлянды в сеть напряжением 220В и сравнить его с номинальным.

Задание №13 «Количество теплоты»

Цель работы: Расчет количества теплоты, выделяемой чайником или электрокипятильником.

Приборы и материалы: чайник или электрокипятильник, паспорт к электроприбору.

Что делали?

Что наблюдали?

Что объяснили?

Записать по паспорту мощность домашнего электрического чайника или электрокипятильника.

Рассчитать количество теплоты, выделяемой за 10 минут.

Рассчитать стоимость потребляемой за это время электроэнергии.

Задание №14 «Счетчик электроэнергии»

Цель работы: Расчет электроэнергии, израсходованной за сутки.

Приборы и материалы: счетчик электроэнергии.

Что делали?

Что наблюдали?

Что объяснили?

На лестничной площадке рассмотреть счетчик электроэнергии вашей квартиры. Выяснить, как снимают с него показания. Измерьте с его помощью электроэнергию, израсходованную за сутки. Вычислите стоимость этой энергии.

Магнетизм

Задание №1 «Самодельная магнитная стрелка»

Цель: Сконструировать самодельную магнитную стрелку.

Приборы и материалы: стальная игла или лезвие безопасной бритвы, постоянный магнит.

Что делали?

Что наблюдали?

Что объяснили?

Намагнитить стрелку или лезвие  с помощью любого постоянного магнита (например, того, который удерживает фигурку на дверце холодильника).

Задание №2 «Изучение магнитных взаимодействий»

Цель: Изучить магнитное взаимодействие.

Приборы и материалы: Скрепки, магнит, компас.

Что делали?

Что наблюдали?

Что объяснили?

Намагнитить стрелку или лезвие  с помощью любого постоянного магнита (например, того, который удерживает фигурку на дверце холодильника).

Возьмите магнит. Подвесьте к  магниту «цепочку» из скрепок, а потом, взявшись за верхнюю скрепку, осторожно уберите магнит.

Что происходит с цепочкой?

Как располагается магнитная стрелка компаса, если его помещать в разных местах вблизи магнита?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Домашний эксперимент — как средство активизации мыслительной деятельности учащихся на уроках физики

Творческий проект. Современный учитель физики   может и даже  обязан использовать различные приемы и средства, активизирующие познавательную деятельность школьников и развивающие их познават...

Проектная деятельность с элементами инновационных технологий

В новом веке существенно изменился социокультурный контекст изучения иностранных языков в РоссииИ сегодня , по-настоящему актуальным является внедрение коучинга в систему изучения иностранных языков н...

Мастер - класс "Эксперимент как один из методов обучения"

Как стимулировать природную потребность ребенка к новизне? Как развить способность искать новое? Как научить видеть проблемы, конструировать гипотезы, задавать вопросы, наблюдать, экспериментировать, ...

Домашний эксперимент по физике в проектной деятельности учащихся

Почему именно домашний эксперимент?Простота в выполненииБезопасность в организацииБезграничность в творчествеСамостоятельность в выборе способа подачи отчета....

Применение инновационных технологий на уроках истории и обществознания как один из критериев успешности деятельности педагога и его обучающихся

Практическое обучение и воспитание 2022: реализация образовательных и профессиональных стандартов в современных условиях...

Проект «Домашний эксперимент — как средство активизации мыслительной деятельности учащихся на уроках физики в 7 х классах»

Физика – это не только научные книги и сложные законы, не только огромные лаборатории. Физика – это еще интересные эксперименты и занимательные опыты. Физика – это фокусы, показанные...