Проблемный урок «открытия» нового знания « За» и «Против» атомной энергетики».
план-конспект урока по физике (9 класс) на тему

Мосалева Ольга Александровна

Урок построен на основе деятельностного подхода и технологии проблемно-диалогического обучения, что предполагает максимальное использование собственной исследовательской активности ученика по определению, поиску и «открытию» нового знания. Используемое проблемно-диалогического обучение,  позволяет обеспечить творческое усвоение знаний учащимися посредством специально организованного учителем диалога. Сначала в  подводящем диалоге учитель помогает ученикам поставить  учебную проблему, т.е. сформулировать тему урока, вопрос для исследования, тем самым вызывая у школьников интерес к новому материалу, формируя познавательную мотивацию. Проблемная ситуация с противоречием между необходимостью и невозможностью выполнить задание учителя создается практическим заданием, не сходным с предыдущим для определения учащимися границ знания-незнания. 

В ходе урока планируются не только предметные результаты обучения, но и метапредметные, и личностные. Урок проводиться с использованием электронного учебника.

Основной метод, применяемый на уроке, – метод исследования, предполагающий построение обучения как творческого процесса открытия учеником нового знания. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл mosalevao.a.docx38.2 КБ

Предварительный просмотр:

                                            Технологическая карта урока физики .

Учитель:  Мосалева Ольга Александровна

Тема урока: « За» и «Против» атомной энергетики».

Класс: 9 класс

Тип урока: Проблемный урок «открытия» нового знания

Планируемые учебные результаты:

Личностные: формирование познавательных интересов; убеждѐнность  в необходимости разумного использования достижений науки и технологий для дальнейшего развития человеческого общества; самостоятельность в приобретении новых знаний и практических умений; формирование ценностных отношений друг к другу, к учителю, к авторам открытий и изобретений, к результатам обучения.

Метапредметные: овладение навыками самостоятельного приобретения новых знаний, организации учебной деятельности, постановки целей, планирования, самоконтроля и оценки результатов своей деятельности, умениями предвидеть возможные результаты своих действий,Воспитывать чувство сострадания, бережливости, представив материал о трагедии в г. Чернобыля.

Предметные:формирование представлений об атомной энергетике, организация усвоения основных понятий по данной теме, формирование научного мировоззрения учащихся, помочь осмыслить практическую значимость и полезность приобретённых знаний и умении й. Научить анализировать информацию с последующей её обработкой путем восприятия и самостоятельного анализа фактов.

.

Формы организации познавательной деятельности обучающихся:коллективная, индивидуальная, групповая.

Средства обучения: электронный учебник под редакцией Н.С.. Пурышева, демонстрационное оборудование ,компьютер, проектор, Интернет.

   

   Урок построен на основе деятельностного подхода и технологии проблемно-диалогического обучения, что предполагает максимальное использование собственной исследовательской активности ученика по определению, поиску и «открытию» нового знания. Используемое проблемно-диалогического обучение,  позволяет обеспечить творческое усвоение знаний учащимися посредством специально организованного учителем диалога. Сначала в  подводящем диалоге учитель помогает ученикам поставить  учебную проблему, т.е. сформулировать тему урока, вопрос для исследования, тем самым вызывая у школьников интерес к новому материалу, формируя познавательную мотивацию. Проблемная ситуация с противоречием между необходимостью и невозможностью выполнить задание учителя создается практическим заданием, не сходным с предыдущим для определения учащимися границ знания-незнания.  

В ходе урока планируются не только предметные результаты обучения, но и метапредметные, и личностные. Урок проводиться с использованием электронного учебника.

Основной метод, применяемый на уроке, – метод исследования, предполагающий построение обучения как творческого процесса открытия учеником нового знания.

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД на этапах урока

Мотивационный момент (вхождение в урок)

Демонстрирует оборудование: компьютер, настольная лампа, электрический чайник, утюг.

Организует полилог: Что объединяет эти предметы?

Чтобы эти приборы работали необходима электроэнергия.

Какие способы выработки электроэнергии вы знаете?

- Достаточно ли энергоресурсов в мире?

Анализируют и делают выводы.

-Это электрические приборы.

Личностные: мотивация учения

Метапредметные

организация своей учебной деятельности.

Постановка цели и задач урока

1. Уже стали привычными такие достижения науки и техники, как средства мгновенной связи, быстрый транспорт, освоение космического пространства. Но все это требует огромных затрат энергии. Однако, известно, что запасов угля может хватить примерно на 350 лет, нефти – на 40 лет, природного газа – на 60 лет.

2. Просмотр видеофрагмента « Чернобыль»

Задает вопрос: О каком виде выработки энергии говориться?

Какова же тема сегодняшнего нашего урока?

2.Выступление ученика.

Сегодня 440 ядерных блоков общей мощностью 364 ГВт в 31 стране обеспечивают более 16% производства мировой электроэнергии; в 2003 г. ими произведено 2525 млрд. кВт/ч электроэнергии. Еще 30 энергоблоков в 11 странах находятся в стадии строительства, причем большая часть строящихся и запланированных АЭС приходится на азиатский регион.

По данным Управления энергетической информации США (EIA), потребление энергии в мире до 2025 г. возрастет на 54%. Прогнозируется увеличение мирового производства электроэнергии на АЭС с 2521 млрд. кВт/ч в 2001 г. до 3032 млрд. кВт/ч в 2020 г.

Преимущества атомных электростанций (АЭС) перед тепловыми (ТЭЦ) и гидроэлектростанциями (ГЭС) очевидны: нет отходов, газовых выбросов, нет необходимости вести огромные объемы строительства, возводить плотины и хоронить плодородные земли на дне водохранилищ.

Находят доказательство в заранее заготовленном тексте.

Атомной.

За и против атомной энергетики.

Слушают , задают вопросы.

Коммуникативные: Слушать собеседника, строить понятные для собеседника высказывания. Участвовать в диалоге, отвечать на вопросы, слушать и понимать речь собеседника.

Регулятивные: контролируют правильность ответов обучающихся.

Познавательные УУД

Сформировать умение анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления; выявлять причины и следствия простых явлений

умение владеть смысловым чтением – самостоятельно вычитывать информацию

Сформировать умение самостоятельно организовывать учебное взаимодействие при работе в паре

формировать умение осознавать конечный результат, выбирать из предложенных верные ответы.

Изучение нового материала

через учебную деятельность школьников

? Да, в настоящее время доля АЭС в США – 20%, в Германии – 35%, Швеции – 45%, Франции – 75%. Атом повернулся к мирным целям. Но такой ли уж он мирный и безопасный?

Заполнение таблицы в электронном варианте( работа в парах)

Ядерная энергетика

« За» ядерной энергетики

« Против» ядерной энергетики

Анализ результатов работы.

Работа с учебником и заполнение таблицы.

Личностные УУД

Сформировать умение оценивать жизненные ситуации с точки зрения безопасного образа жизни и сохранения здоровья.

Познавательные УУД

Сформировать умение анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления; выявлять причины и следствия простых явлений (подводящий диалог с учителем.)

Сформировать умение строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.

Регулятивные УУД

Сформировать умение самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности (формулировка вопроса урока).

Формировать умение выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели

Первичная проверка понимания

Выступление учащихся.

Нижегородская АЭС — проектируемая атомная электростанция в Нижегородской области. Объект включен в генсхему размещения объектов электроэнергетики РФ до 2020 года

Под строительство станции рассматривались две площадки: в Навашинском районе на месте села Монакова в 23 км от города Мурома, либо в Уренском районе, в 20 км юго-западнее города Уреня. В августе 2009 года выбор был сделан в пользу площадки в Hавашинском районе, на данный момент уже получена лицензия Ростехнадзора на размещение двух энергоблоков атомной станции.[3][4][5][6] На станции будет два энергоблока ВВЭР-ТОИ общей мощностью 2510 МВт.[7]

Сроки строительства

4 сентября 2009 года в Навашино запланировано проведение общественныхслушаниний

В рамках реализации соглашения о сотрудничестве региона с Федеральным агентством по атомной энергии поставлены следующие сроки:[2][5]

  • 2009 год Завершение проектных работ по АЭС.
  • 2011 год Начало строительства АЭС.
  • 2016 год Сдача в эксплуатацию I энергоблока.
  • 2018 год Сдача в эксплуатацию II энергоблока.

Сроки сдачи двух остальных энергоблоков пока не определены.

В январе 2011 года федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору выдала ОАО «Росэнергоатом» лицензию на размещение энергоблоков № 1 и № 2 Нижегородской АЭС в Навашинском районе Нижегородской области, вблизи села Монаково.

9 ноября 2011 года премьер-министр Владимир Путин подписал распоряжение о строительстве АЭС. В этом распоряжении сроки ввода в эксплуатацию первого и второго энергоблоков были смещены на 2019 и 2021 год соответственно. Два других энергоблока строить не планируется

Продолжается проектирование станции, начать строительство планируется в 2015 год. Ввод в эксплуатацию ожидается в 2019—2021 годах

Критика проекта

Местные власти в будущем могут столкнуться с серьёзным противодействием реализации проекта со стороны общественности.

Как отмечают экологические организации, в 30-ти километровую зону вокруг АЭС попадают 149 тысяч населения Владимирской области и всего 39 тысяч Нижегородской.] В 28 км от с. Монаково находится один из древнейших городов России — Муром (население 112 тыс. чел). Плотность населения на территории Владимирской области в 30-километровой зоне 116,4 чел/км²] (в 25-км зоне допустима плотность не более 100 чел/км²).

Некоторые жители Мурома провели акции протеста против строительства АЭС. Было собрано около 55 тыс. подписей против проекта (около половины жителей города), которые направлены в администрацию президента. Среди прочего член инициативной группы против строительства заявила, что отдельные молодые жители районного центра, имеющие детей, рассматривают возможность покинуть город в случае начала строительства станции.

В Нижегородской области в конце 1980-х годовпод давлением общественности[источник не указан 828 дней] уже было прекращено строительство Горьковской атомной станции теплоснабжения.

Информация об энергоблоках

Энергоблок]

Тип реакторов

Мощность

Начало
строительства

Подключение к сети

Ввод в эксплуатацию

Закрытие

Чистый

Брутто

Нижегородск-1 (план)[23]

ВВЭР-1300/510[7]

1115 МВт

1255 МВт

2019 (план)

неизвестно

Нижегородск-2 (план)[24]

ВВЭР-1300/510

1115 МВт

1255 МВт

неизвестно

неизвестно

Для передачи энергии первого энергоблока в 2016—2020 годах планируется постройка двух ЛЭП 500 кВ «Нижегородская АЭС — Луч», общей протяжённостью 460 км (2×230).[25]

Также в течение 2016—2020 годов, для передачи энергии первого, второго и третьего энергоблока планируется строительство двух ЛЭП 500 кВ «Нижегородская АЭС — Нижегородская» протяжённостью 250 км.[2

Какое ваше отношение к строительству?

Как сделать , чтобы АЭС были безопасны?

Анализ карты размещения АЭС в мире.

Коммуникативные: задавать вопросы, отвечать на вопросы, критически относиться к своей позиции, строить монологические высказывания.

Личностные УУД

Формировать умение оценивать жизненные ситуации с точки зрения безопасного образа жизни и сохранения здоровья.

Познавательные УУД

обобщать, выделять главную мысль, делать выводы.

Находить в действиях причину, называть признаки явления.

Формировать умение анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления; выявлять причины и следствия простых явлений. Формировать умение владеть смысловым чтением – самостоятельно вычитывать информацию. Формировать умение строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.

Регулятивные УУД

Формировать умение самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему,

Формировать умение выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели.

Итоги урока, рефлексия

Предлагает определить уровень своих достижений, наметить перспективы работы.

Просит провести рефлексию. Продолжить фразу: сегодня я узнал…- было интересно…- было трудно…

- я выполнял задания…- я понял, что…- теперь я могу…- …- я приобрел…- я научился…- у меня получилось …- я смог…- я попробую…- меня удивило…

- урок дал мне для жизни…- мне захотелось

Личностные УУД

Сформировать умение оценивать ситуации

Познавательные УУД

Выделять существенную информацию

Сформировать умение строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.

Регулятивные УУД

Формировать умение описывать результат


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "От традиционного урока Изучения нового материала к современному уроку Открытия нового знания на примере урока географии в 5 классе "Стороны горизонта""

Данная статья поможет педагогам на конкретном примере проследить отличия традиционного урока изучения нового материала от современного урока открытия нового знания по ФГОС...

технологическая карта урока по мировой художественной культуре Класс: 10 Тема: Искусство Древнего Египта Тип урока: урок открытия нового знания

Разработка технологической карты урока  по мировой художественной культуреКласс: 10 Тема: Искусство Древнего ЕгиптаТип урока: урок открытия нового знания...

Урок открытия нового знания, разработанный на основе технологии проблемно-диалогического обучения.

Урок открытия нового знания, разработанный на основе технологии проблемно-диалогического обучения....

Урок «открытия» новых знаний «Индустриальное общество. Новые проблемы и новые ценности». 8 класс

Урок «открытия» новых знаний «Индустриальное общество. Новые проблемы и новые ценности». 8 класс...