Физические задачи- сказки
статья по физике (7 класс) на тему

Богатырь Юлия Анатольевна

Для поддержания интереса к естественным наукам можно использовать задачи, составленные на основе известных сказок. Этот прием позволяет легко войти в контакт с учащимися, вызвать их расположение, ярко и образно преподнести изучаемый материал, что способствует его лучшему усвоению.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл fizicheskie_zadachi_skazki.docx17.11 КБ

Предварительный просмотр:

Физические задачи, составленные по мотивам сказок, как средство развития познавательного интереса.

Как и 100 лет назад, так и сегодня одной из главных проблем, стоящих перед учителем, является формирование познавательного интереса учащихся.

Физика - одна из основных естественных наук, поэтому при ее изучении нельзя отдавать предпочтение теории, эксперименту или решению задач. Все важно в равной степени. Решение основных учебно-воспитательных задач на уроке достигается сочетанием разнообразных форм и методов обучения. При первой же встрече ребят с физикой как учебной дисциплиной нужно добиваться максимально возможного эмоционального всплеска, т.к. с ним прочно связаны не только интерес к предмету и качество усвоения знаний, но и нравственное становление личности учеников. 
 Наличие познавательных интересов у школьников способствует росту их активности на уроках, качества знаний, формированию положительных мотивов учения, активной жизненной позиции, что в совокупности и вызывает повышение эффективности процесса обучения. Своеобразие познавательного интереса состоит в тенденции человека, обладающего познавательным интересом, углубиться в суть познаваемого. Для поддержания интереса к естественным наукам я использую задачи, составленные на основе известных сказок. Этот прием позволяет легко войти в контакт с учащимися, вызвать их расположение, ярко и образно преподнести изучаемый материал, что способствует его усвоению. Сказки помогают привнести в уроки физики элемент занимательности. Приведу несколько примеров.

Тема: Механическое движение

1.Коротышки из цветочного города собрались в полет на воздушном шаре. Авоська и Небоська бегут к месту старта: Авоська со скоростью 1,8 км/ч, Небоська со скоростью 0,45 м/с. Кто бежит быстрее?

2. Какой путь пролетел Кай на своих санях вместе с санями Снежной Королевы за 15 минут, если их скорость 20 м/с. Каким вы приняли движение?

Тема: Сила

 3. «Репка» - русская народная сказка. « Позвала кошка мышку. Мышка за кошку, Кошка за Жучку, Жучка за внучку, Внучка за бабку, Бабка за дедку, Дедка за репку – Тянут – потянут – И вытянули репку». Какие силы действовали на репку? Могла ли мышка оказать существенное влияние на вытягивание репки?

4.Катится клубочек по высоким горам, катится по темным лесам. Катится по зеленым лугам, катится по топким болотам, катится по глухим местам, а Иван- царевич все идет, да идет за ним – не остановится ни на часок. Почему именно в сказках берут круглый клубочек?

Тема: Масса. Плотность вещества.

5. На день рождения Пятачок подарил Винни Пуху шарик, наполненный неизвестным газом. Объем шарика составил 120 см3, а его масса — 0,0108 г. Определите, какой газ был в шарике.

6. Велел поп работнику своему Балде загрузить за час телегу сосновыми брусками. Балда быстро справился с этой задачей. На сколько увеличилась общая масса телеги после погрузки на нее работником 50 сухих сосновых брусков объемом 20 дм3 каждый?

Тема: Давление

 7. Когда принцесса постучала во дворец и попросила остаться, то ей устроили испытание: когда пришло время спать, под многочисленные перины и матрасы ей подложили горошину, и принцесса почувствовала ее. Могла ли принцесса почувствовать горошину на самом деле?

8.Пчела вонзает жало с силой 10 -5 Н  . Какое давление она оказывает на нос Вини Пуха, захотевшего меда, если площадь ее жала равна 3*10-16 м2?

Тема: Тепловые явления

 9.  Жили-были лиса и заяц. У лисы была избенка ледяная, у зайца – лубяная.6 Пришла весна красна – у лисы избенка растаяла, а у зайца стоит по- старому. О каких явления природы идет речь?

10. Волк нашел на реке прорубь, опустил хвост в прорубь и начал приговаривать: "Ловись рыбка и мала, и велика"… Мерзни-мерзни волчий хвост. Хвост и замерз.  Какие виды теплопередачи здесь имели место?

Решение задачи  нужно начинать с внимательного чтения условия задачи. Затем

выделить физическое явление, которое будет исследоваться,

назвать «участников события»,

 ввести физические величины, которые помогут следить за телами и явлениями,

найти связь между этими величинами и

дать окончательный ответ.

Дети не только с удовольствием  решают такие задачи , но и сочиняют свои. Таким образом, сюжетные задачи по физике на примерах детских произведений побуждают к активной умственной деятельности и являются отличным средством формирования познавательного интереса в методике физики.

Богатырь Юлия Анатольевна

МБОУ “школа-гимназия №10”


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Элективный курс "Методы решения физических задач"

Элективный курс разработан для учащихся 10 классов профильной школы, является пропедевтическим курсом для освоения основных разделов физики. Программа курса знакомит школьников с понятием «физическа...

Рабочая программа факультатива по физике в 10 классе " Методы решения физических задач"

Данный материал содержит рабочую программу для факултативных занятий по физике в 10 класса. Решение задач является одним из основных методов обучения физики. Материал содержит развернутое тематическое...

Интегрированный урок физики и математики Тема урока: Решение физических задач с помощью линейных уравнений

Урок на данную тему проводился в рамках открытого методического дня школы. На уроке присутствовали учителя не только школы и города, но школ Республики Хакасия. Всего на уроке было гостей 16 человек. ...

Задачи - сказки на десятичные дроби

Сказочные задачи по математике на десятичные дроби. Задачи можно использовать при работе с одаренными детьми, на уроках математики при изучении данной темы....

Программа математического кружка в 5 классах. "Задачи- сказки"

Данный материал можно использовать на математическом кружке или как дополнительный материал по математике....

«Составление физических задач. Основные требования к составлению задач. Общие требования при решении физических задач»

Решение задач по физике – необходимый  элемент учебной работы. Задачи дают материал для упражнений, требующих применения физических закономерностей к явлениям, протекающим в тех или иных конкретн...

Задача-сказка

Занимательная задача по математике на дроби для учащихся 5-6 классов с приведенным подробным решением....