Рабочая программа предмета «Физика» для 7 класса
рабочая программа по физике на тему

Иваньков Константин Михайлович

Рабочая программа  предмета «Физика» для 7  класса 

Скачать:


Предварительный просмотр:

  1. Планируемые предметные результаты освоения учебного предмета физики;

Согласно государственному образовательному стандарту, изучение физики в основной школе направлено на достижение цели :

- усвоение учащимися смысла основных понятий и законов физики, взаимосвязи между ними;

- формирование системы научных знаний о природе, ее фундаментальных законах для построения представления о физической картине мира;

- систематизация знаний о многообразии объектов и явлений природы, о закономерностях процессов и о законах физики для осознания возможности разумного использования достижений науки в дальнейшем развитии цивилизации;

- формирование убежденности в познаваемости окружающего мира и достоверности научных методов его изучения;

- организация экологического мышления и ценностного отношения к природе;

- развитие познавательных интересов и творческих способностей учащихся, а также интереса к расширению и углублению физических знаний и выбора физики как профильного предмета.

Достижение целей обеспечивается решением следующих задач:

- знакомство учащихся с методом научного познания и методами исследования объектов и явлений природы;

- приобретение учащимися знаний о механических, тепловых, электромагнитных и квантовых явлениях, физических величинах, характеризующих эти явления;

- формирование у учащихся умений наблюдать природные явления и  выполнять опыты, лабораторные работы и

экспериментальные исследования с использованием измерительных приборов, широко применяемых в практической жизни;

- овладение учащимися такими общенаучными понятиями, как природное явление, эмпирически установленный факт, проблема, гипотеза, теоретический вывод, результат экспериментальной проверки;

-понимание учащимися отличий научных данных от непроверенной информации, ценности науки для удовлетворения бытовых, производственных и культурных потребностей человека.

Личностные, метапредметные, предметные результаты освоения курса

Личностными результатами обучения физике в основной школе являются:

  • сформированность познавательных интересов на основе развития интеллектуальных и творческих способностей учащихся;
  • убежденность в возможности познания природы, в необходимости разумного использования достижений науки и технологий для дальнейшего развития человеческого общества, уважение к творцам науки и техники, отношение к физике как элементу общечеловеческой культуры;
  • самостоятельность в приобретении новых знаний и практических умений;
  • готовность к выбору жизненного пути в соответствии с собственными интересами и возможностями;
  • мотивация образовательной деятельности школьников на основе личностно-ориентированного подхода;
  • формирование ценностных отношений друг к другу, учителю, авторам открытий и изобретений, результатам обучения.

Метапредметными результатами обучения физике в основной школе являются:

  • овладение навыками самостоятельного приобретения новых знаний, организации учебной деятельности, постановки целей, планирования, самоконтроля и оценки результатов своей деятельности, умениями предвидеть возможные результаты своих действий;
  • понимание различий между исходными фактами и гипотезами для их объяснения, теоретическими моделями и реальными объектами, овладение универсальными учебными действиями на примерах гипотез для объяснения известных фактов и экспериментальной проверки выдвигаемых гипотез, разработки теоретических моделей процессов или явлений;
  • формирование умений воспринимать, перерабатывать и предъявлять информацию в словесной, образной, символической формах, анализировать и перерабатывать полученную информацию в соответствии с поставленными задачами, выделять основное содержание прочитанного текста, находить в нем ответы на поставленные вопросы и излагать его;
  • приобретение опыта самостоятельного поиска, анализа и отбора информации с использованием различных источников и новых информационных технологий для решения познавательных задач;
  • развитие монологической и диалогической речи, умения выражать свои мысли и способности выслушивать собеседника, понимать его точку зрения, признавать право другого человека на иное мнение;
  • освоение приемов действий в нестандартных ситуациях, овладение эвристическими методами решения проблем;
  • формирование умений работать в группе с выполнением различных социальных ролей, представлять и отстаивать свои взгляды и убеждения, вести дискуссию.

Предметные результаты обучения физике в основной школе представлены в содержании курса по темам.

7 класс (70 ч, 2 ч в неделю)

Введение

- владение экспериментальными методами исследования при определении цены деления шкалы прибора и погрешности измерения;

  • понимание роли ученых нашей страны в развитии современной физики и влиянии на технический и социальный прогресс.
  • понимание физических терминов: тело, вещество, материя;
  • умение проводить наблюдения физических явлений; измерять физические величины: расстояние, промежуток времени, температуру;

Первоначальные сведения о строении вещества

—        понимание и способность объяснять физические явления: диффузия, большая сжимаемость газов, малая сжимаемость жидкостей и твердых тел;

- владение экспериментальными методами исследования при определении размеров малых тел;

  • понимание причин броуновского движения, смачивания и несмачивания тел; различия в молекулярном строении твердых тел, жидкостей и газов;
  • умение пользоваться СИ и переводить единицы измерения физических величин в кратные и дольные единицы;
  • умение использовать полученные знания в повседневной жизни (быт, экология, охрана окружающей среды).

Взаимодействия тел

  • понимание и способность объяснять физические явления: механическое движение, равномерное и неравномерное движение, инерция, всемирное тяготение;
  • умение измерять скорость, массу, силу, вес, силу трения скольжения, силу трения качения, объем, плотность тела, равнодействующую двух сил, действующих на тело и направленных в одну и в противоположные стороны;
  • владение экспериментальными методами исследования зависимости: пройденного пути от времени, удлинения пружины от приложенной силы, силы тяжести тела от его массы, силы трения скольжения от площади соприкосновения тел и силы нормального давления; понимание смысла основных физических законов: закон всемирного тяготения, закон Гука;
  • владение способами выполнения расчетов при нахождении: скорости (средней скорости), пути, времени, силы тяжести, веса тела, плотности тела, объема, массы, силы упругости, равнодействующей двух сил, направленных по одной прямой;
  • умение находить связь между физическими величинами: силой тяжести и массой тела, скорости со временем и путем, плотности тела с его массой и
  • объемом, силой тяжести и весом тела;
  • умение переводить физические величины из несистемных в СИ и наоборот;
  • понимание принципов действия динамометра, весов, встречающихся в повседневной жизни, и способов обеспечения безопасности при их использовании;
  • умение использовать полученные знания в повседневной жизни (быт, экология, охрана окружающей среды).

Давление твердых тел, жидкостей и газов

  • понимание и способность объяснять физические явления: атмосферное давление, давление жидкостей, газов и твердых тел, плавание тел, воздухоплавание, расположение уровня жидкости в сообщающихся сосудах, существование воздушной оболочки Землю; способы уменьшения и увеличения давления;
  • умение измерять: атмосферное давление, давление жидкости на дно и стенки сосуда, силу Архимеда;
  • владение экспериментальными методами исследования зависимости: силы Архимеда от объема вытесненной телом воды, условий плавания тела в жидкости от действия силы тяжести и силы Архимеда;
  • понимание смысла основных физических законов и умение применять их на практике: закон Паскаля, закон Архимеда;
  • понимание принципов действия барометра-анероида, манометра, поршневого жидкостного насоса, гидравлического пресса и способов обеспечения безопасности при их использовании;
  • владение способами выполнения расчетов для нахождения: давления, давления жидкости на дно и стенки сосуда, силы Архимеда в соответствии с поставленной задачей на основании использования законов физики;
  • умение использовать полученные знания в повседневной жизни (экология, быт, охрана окружающей среды).

Работа и мощность. Энергия

  • понимание и способность объяснять физические явления: равновесие тел, превращение одного вида механической энергии в другой;
  • умение измерять: механическую работу, мощность, плечо силы, момент силы, КПД, потенциальную и кинетическую энергию;
  • владение экспериментальными методами исследования при определении соотношения сил и плеч, для равновесия рычага;
  • понимание смысла основного физического закона: закон сохранения энергии; понимание принципов действия рычага, блока, наклонной плоскости и способов обеспечения безопасности при их использовании;
  • владение способами выполнения расчетов для нахождения: механической работы, мощности, условия равновесия сил на рычаге, момента силы, КПД, кинетической и потенциальной энергии;
  • умение использовать полученные знания в повседневной жизни (экология, быт, охрана окружающей среды).

8 класс (70 ч, 2 ч в неделю)

Тепловые явления

— понимание и способность объяснять физические явления: конвекция, излучение, теплопроводность, изменение внутренней энергии тела в результате теплопередачи или работы внешних сил, испарение (конденсация) и плавление (отвердевание) вещества, охлаждение жидкости при испарении, кипение, выпадение росы; умение измерять: температуру, количество теплоты, удельную теплоемкость вещества, удельную теплоту плавления вещества, влажность воздуха;

  • владение экспериментальными методами исследования: зависимости относительной влажности воздуха от давления водяного пара, содержащегося в воздухе при данной температуре; давления насыщенного водяного пара; определения удельной теплоемкости вещества;
  • понимание принципов действия конденсационного и волосного гигрометров, психрометра, двигателя внутреннего сгорания, паровой турбины и способов обеспечения безопасности при их использовании;
  • понимание смысла закона сохранения и превращения энергии в механических и тепловых процессах и умение применять его на практике;
  • овладение способами выполнения расчетов для нахождения: удельной теплоемкости, количества теплоты, необходимого для нагревания тела или выделяемого им при охлаждении, удельной теплоты сгорания топлива, удельной теплоты плавления, влажности воздуха, удельной теплоты парообразования и конденсации, КПД теплового двигателя;
  • умение использовать полученные знания в повседневной жизни (экология, быт, охрана окружающей среды).

Электрические явления

  • понимание и способность объяснять физические явления: электризация тел, нагревание проводников электрическим током, электрический ток в металлах, электрические явления с позиции строения атома, действия электрического тока;
  • умение измерять: силу электрического тока, электрическое напряжение, электрический заряд, электрическое сопротивление;
  • владение экспериментальными методами исследования зависимости: силы тока на участке цепи от электрического напряжения, электрического сопротивления проводника от его длины, площади поперечного сечения и материала;
  • понимание смысла основных физических законов и умение применять их на практике: закон сохранения электрического заряда, закон Ома для участка цепи, закон Джоуля—Ленца;
  • понимание принципа действия электроскопа, электрометра, гальванического элемента, аккумулятора, фонарика, реостата, конденсатора, лампы накаливания и способов обеспечения безопасности при их использовании;
  • владение способами выполнения расчетов для нахождения: силы тока, напряжения, сопротивления при параллельном и последовательном соединении проводников, удельного сопротивления проводника, работы и мощности электрического тока, количества теплоты, выделяемого проводником с током, емкости конденсатора, работы электрического поля конденсатора, энергии конденсатора;
  • умение использовать полученные знания в повседневной жизни (экология, быт, охрана окружающей среды, техника безопасности).

Электромагнитные явления

  • понимание и способность объяснять физические явления: намагниченность железа и стали, взаимодействие магнитов, взаимодействие проводника с током и магнитной стрелки, действие магнитного поля на проводник с током;
  • владение экспериментальными методами исследования зависимости магнитного действия катушки от силы тока в цепи;
  • умение использовать полученные знания в повседневной жизни (экология, быт, охрана окружающей среды, техника безопасности).

Световые явления

  • понимание и способность объяснять физические явления: прямолинейное распространение света, образование тени и полутени, отражение и преломление света;
  • умение измерять фокусное расстояние собирающей линзы, оптическую силу линзы;
  • владение экспериментальными методами исследования зависимости: изображения от расположения лампы на различных расстояниях от линзы, угла отражения от угла падения света на зеркало;
  • понимание смысла основных физических законов и умение применять их на практике: закон отражения света, закон преломления света, закон прямолинейного распространения света;
  • различать фокус линзы, мнимый фокус и фокусное расстояние линзы, оптическую силу линзы и оптическую ось линзы, собирающую и рассеивающую линзы, изображения, даваемые собирающей и рассеивающей линзой;
  • умение использовать полученные знания в повседневной жизни (экология, быт, охрана окружающей среды).

9 класс ( 102 ч, 3 ч в неделю)

Законы взаимодействия и движения тел

  • понимание и способность описывать и объяснять физические явления: поступательное движение, смена дня и ночи на Земле, свободное падение тел, невесомость, движение по окружности с постоянной по модулю скоростью;
  • знание и способность давать определения/описания физических понятий: относительность движения, геоцентрическая и гелиоцентрическая системы мира; [первая космическая скорость], реактивное движение; физических моделей: материальная точка, система отсчета; физических

1 В квадратные скобки заключен материал, не являющийся обязательным для изучения. величин: перемещение, скорость равномерного прямолинейного движения, мгновенная скорость и ускорение при равноускоренном прямолинейном движении, скорость и центростремительное ускорение при равномерном движении тела по окружности, импульс;

  • понимание смысла основных физических законов: законы Ньютона, закон всемирного тяготения, закон сохранения импульса, закон сохранения энергии и
  • умение применять их на практике;
  • умение приводить примеры технических устройств и живых организмов, в основе перемещения которых лежит принцип реактивного движения; знание и умение объяснять устройство и действие космических ракет-носителей;
  • умение измерять: мгновенную скорость и ускорение при равноускоренном прямолинейном движении, центростремительное ускорение при равномерном движении по окружности;
  • умение использовать полученные знания в повседневной жизни (быт, экология, охрана окружающей среды).

Механические колебания и волны. Звук

—        понимание и способность описывать и объяснять физические явления: колебания математического и пружинного
маятников, резонанс (в том числе звуковой), механические
волны, длина волны, отражение звука, эхо; знание и способность давать определения физических понятий: свободные колебания, колебательная система, маятник, затухающие колебания, вынужденные колебания, звук и условия его распространения; физических величин: амплитуда, период и частота колебаний, собственная частота колебательной системы, высота, [тембр], громкость звука, скорость звука; физических моделей: [гармонические колебания], математический маятник;

  • владение экспериментальными методами исследования зависимости периода и частоты колебаний маятника от длины его нити.

Электромагнитное поле

—        понимание и способность описывать и объяснять физические явления/процессы: электромагнитная индукция, самоиндукция, преломление света, дисперсия света, поглощение и испускание света атомами, возникновение линейчатых спектров испускания и поглощения;

  • знание и способность давать определения/описания физических понятий: магнитное поле, линии магнитной индукции, однородное и неоднородное магнитное поле, магнитный поток, переменный электрический ток, электромагнитное поле, электромагнитные волны, электромагнитные колебания, радиосвязь, видимый свет; физических величин: магнитная индукция, индуктивность, период, частота и амплитуда электромагнитных колебаний, показатели преломления света;
  • знание формулировок, понимание смысла и умение применять закон преломления света и правило Ленца, квантовых постулатов Бора;
  • знание назначения, устройства и принципа действия технических устройств: электромеханический индукционный генератор переменного тока, трансформатор, колебательный контур, детектор, спектроскоп, спектрограф;
  • [понимание сути метода спектрального анализа и его возможностей].

Строение атома и атомного ядра

  • понимание и способность описывать и объяснять физические явления: радиоактивность, ионизирующие излучения;
  • знание и способность давать определения/описания физических понятий: радиоактивность, альфа-, бета- и гамма-частицы; физических моделей: модели строения атомов, предложенные Д. Томсоном и Э. Резерфордом; протонно-нейтронная модель атомного ядра, модель процесса деления ядра атома урана; физических величин: поглощенная доза излучения, коэффициент качества, эквивалентная доза, период полураспада;
  • умение приводить примеры и объяснять устройство и принцип действия технических устройств и установок: счетчик Гейгера, камера Вильсона, пузырьковая камера, ядерный реактор на медленных нейтронах;
  • умение измерять: мощность дозы радиоактивного излучения бытовым дозиметром;
  • знание формулировок, понимание смысла и умение применять: закон сохранения массового числа, закон сохранения заряда, закон радиоактивного распада, правило смещения;
  • владение экспериментальными методами исследования в процессе изучения зависимости мощности излучения продуктов распада радона от времени;
  • понимание сути экспериментальных методов исследования частиц;
  • умение использовать полученные знания в повседневной жизни (быт, экология, охрана окружающей среды, техника безопасности и др.).

Строение и эволюция Вселенной

  • умение пользоваться методами научного исследования явлений природы: проводить наблюдения, планировать и выполнять эксперименты, обрабатывать результаты измерений, представлять результаты измерений с помощью таблиц, графиков и формул, обнаруживать зависимости между физическими величинами, объяснять результаты и делать выводы, оценивать границы погрешностей результатов измерений;
  • развитие теоретического мышления на основе формирования умений устанавливать факты, различать причины и следствия, использовать физические модели, выдвигать гипотезы, отыскивать и формулировать доказательства выдвинутых гипотез.
  • представление о составе, строении, происхождении и возрасте Солнечной системы;
  • умение применять физические законы для объяснения движения планет Солнечной системы;
  • знать, что существенными параметрами, отличающими звезды от планет, являются их массы и источники энергии (термоядерные реакции в недрах звезд и радиоактивные в недрах планет);
  • сравнивать физические и орбитальные параметры планет земной группы с соответствующими параметрами планет-гигантов и находить в них общее и различное;
  • объяснять суть эффекта Х. Доплера; формулировать и объяснять суть закона Э. Хаббла, знать, что этот закон явился экспериментальным подтверждением модели нестационарной Вселенной, открытой А. А. Фридманом.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ КУРСА ФИЗИКИ В 7 КЛАССЕ

  1. понимание и способность объяснять такие физические явления, как свободное падение тел, давление, плавание тел, диффузия, атмосферное давление;
  2. умения измерять расстояние, промежуток времени, скорость, ускорение, массу, силу, импульс, работу силы, мощность, кинетическую энергию, потенциальную энергию, температуру;
  3. владение экспериментальными методами исследования в процессе самостоятельного изучения зависимости пройденного пути от времени, удлинения пружины от приложенной силы, силы тяжести от массы тела, силы трения скольжения от площади соприкосновения тел и силы нормального давления, силы Архимеда от объема вытесненной воды;
  4. понимание смысла основных физических законов и умение применять их на практике: законы динамики Ньютона, закон всемирного тяготения, законы Паскаля и Архимеда, закон сохранения энергии;
  5. понимание принципов действия машин, приборов и технических устройств, с которыми каждый человек постоянно встречается в повседневной жизни, и способов обеспечения безопасности при их использовании;
  6. овладение разнообразными способами выполнения расчетов для нахождения неизвестной величины в соответствии с условиями поставленной задачи на основании использования законов физики;

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ КУРСА ФИЗИКИ В 8 КЛАССЕ

  1. понимание и способность объяснять такие физические явления, как большая сжимаемость газов, малая сжимаемость жидкостей и твердых тел, процессы испарения и плавления вещества, охлаждение жидкости при испарении, изменение внутренней энергии тела в результате теплопередачи или работы внешних сил, электризация тел, нагревание проводников электрическим током, отражение и преломление света;
  2. умения измерять расстояние, промежуток времени, температуру, количество теплоты, удельную теплоемкость вещества, удельную теплоту плавления вещества, влажность воздуха, силу электрического тока, электрическое напряжение, электрический заряд, электрическое сопротивление, фокусное расстояние собирающей линзы, оптическую силу линзы;
  3. владение экспериментальными методами исследования в процессе самостоятельного изучения зависимости силы тока на участке цепи от электрического напряжения, электрического сопротивления проводника от его длины, площади поперечного сечения и материала, угла отражения от угла падения света;
  4. понимание смысла основных физических законов и умение применять их на практике: закон сохранения энергии, закон сохранения электрического заряда, закон Ома для участка цепи, закон Джоуля—Ленца;
  5. понимание принципов действия машин, приборов и технических устройств, с которыми каждый человек постоянно встречается в повседневной жизни, и способов обеспечения безопасности при их использовании;
  6. овладение разнообразными способами выполнения расчетов для нахождения неизвестной величины в соответствии с условиями поставленной задачи на основании использования законов физики;
  7. умение использовать полученные знания, умения и навыки в повседневной жизни (быт, экология, охрана здоровья, охрана окружающей среды, техника безопасности и др.).
  1. умение использовать полученные знания, умения и навыки в повседневной жизни (быт, экология, охрана здоровья, охрана окружающей среды, техника безопасности и др.).

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ КУРСА ФИЗИКИ В 9 КЛАССЕ

  1. Понимание и способность объяснять такие физические явления, как свободное падение тел, колебания нитяного и пружинного маятников, атмосферное давление, плавание тел, диффузия, большая сжимаемость газов, малая сжимаемость жидкостей и твердых тел, процессы испарения и плавления вещества, охлаждение жидкости при испарении, изменение внутренней энергии тела в результате теплопередачи или работы внешних сил, электризация тел, нагревание проводников электрическим током, электромагнитная индукция, отражение и преломление света, дисперсия света, возникновение линейчатого спектра излучения, смысл зарядового и массового чисел, энергия связи частиц в ядре, деление ядер урана, цепная реакция;

  1. Умения измерять расстояние, промежуток времени, скорость, ускорение, массу, силу, импульс, работу силы, мощность, кинетическую энергию, потенциальную энергию, температуру, количество теплоты, удельную теплоемкость вещества, удельную теплоту плавления вещества, влажность воздуха, силу электрического тока, электрическое напряжение, электрический заряд, электрическое сопротивление, фокусное расстояние собирающей линзы, оптическую силу линзы;
  2. Владение экспериментальными методами исследования в процессе самостоятельного изучения зависимости пройденного пути от времени, удлинения пружины от приложенной силы, силы тяжести от массы тела, силы трения скольжения от площади соприкосновения тел и силы нормального давления, силы Архимеда от объема

вытесненной воды, периода колебаний маятника от его длины, объема газа от давления при постоянной температуре, силы тока на участке цепи от электрического напряжения, электрического сопротивления проводника от его длины, площади поперечного сечения и материала, направления индукционного тока от условий его возбуждения, угла отражения от угла падения света,методы наблюдения и регистрации частиц в ядерной физике;

  1. Понимание смысла основных физических законов и умение применять их на практике: законы динамики Ньютона, закон всемирного тяготения, законы Паскаля и Архимеда, закон сохранения импульса, закон сохранения энергии, закон сохранения электрического заряда, закон Ома для участка цепи, закон Джоуля—Ленца, правила смещения, закон радиоактивного распада;
  2. Понимание принципов действия машин, приборов и технических устройств, с которыми каждый человек постоянно встречается в повседневной жизни, и способов обеспечения безопасности при их использовании;

  1. Овладение разнообразными способами выполнения расчетов для нахождения неизвестной величины в соответствии с условиями поставленной задачи на основании использования законов физики;
  2. Умение использовать полученные знания, умения и навыки в повседневной жизни (быт, экология, охрана здоровья, охрана окружающей среды, техника безопасности и др.).

  1. Содержание учебного предмета.

7 класс

Содержание темы

Виды учебной деятельности

Введение

Физика — наука о природе. Физические явления. Физические свойства тел. Наблюдение и описание физических явлений. Физические величины. Измерения физических величин: длины, времени, температуры. Физические приборы. Международная система единиц. Точность и погрешность измерений. Физика и техника.

—        Объяснять, описывать физические явления, отличать физические явления от химических;

—        проводить наблюдения физических явлений, анализировать и классифицировать их, различать методы изучения физики

—        Измерять расстояния, промежутки времени, температуру;

       —обрабатывать результаты измерений;

—        определять цену деления шкалы измерительного цилиндра;

—        определять объем жидкости с помощью измерительного цилиндра;

—        переводить значения физических величин в СИ, определять погрешность измерения, записывать результат измерения с учетом погрешности

—        Находить цену деления любого измерительного прибора, представлять результаты измерений в виде таблиц;

—        анализировать результаты по определению цены деления измерительного прибора, делать выводы;

—        работать в группе

—        Выделять основные этапы развития физической науки и называть имена выдающихся ученых;

—        определять место физики как науки, делать выводы о развитии физической науки и ее достижениях;

 — составлять план презентации

—        схематически изображать молекулы воды и кислорода;

—        определять размер малых тел;

—        сравнивать размеры молекул разных веществ: воды, воздуха;

—        объяснять: основные свойства молекул, физические явления на основе знаний о строении вещества

—        Измерять размеры малых тел методом рядов, различать способы измерения размеров малых тел;

—        представлять результаты измерений в виде таблиц;

—        выполнять исследовательский эксперимент по определению размеров малых тел, делать выводы;

—        Объяснять явление диффузии и зависимость скорости ее протекания от температуры тела;

—        приводить примеры диффузии в окружающем мире;

—        наблюдать процесс образования кристаллов;

—        анализировать результаты опытов по движению молекул и диффузии;

—        проводить исследовательскую работу по выращиванию кристаллов, делать выводы.

—        Проводить и объяснять опыты по обнаружению сил взаимного притяжения и отталкивания молекул;

—        наблюдать и исследовать явление смачивания и несмачивания тел, объяснять данные явления на основе знаний о взаимодействии молекул;

—        проводить эксперимент по обнаружению действия сил молекулярного притяжения, делать выводы

—        Доказывать наличие различия в молекулярном строении твердых тел,
жидкостей и газов;

—        приводить примеры практического использования свойств веществ в раз личных агрегатных состояниях;

—        выполнять исследовательский эксперимент по изменению агрегатного со стояния воды, анализировать его и делать выводы.

Первоначальные сведения о строении вещества Строение вещества. Опыты, доказывающие атомное строение вещества. Тепловое движение атомов и молекул. Броуновское движение. Диффузия в газах, жидкостях и твердых телах. Взаимодействие частиц вещества. Агрегатные состояния вещества. Модели строения твердых тел, жидкостей и газов. Объяснение свойств газов, жидкостей и твердых тел на основе молекулярно-кинетических представлений.

— Объяснять опыты, подтверждающие молекулярное строение вещества, броуновское движение;

—        схематически изображать молекулы воды и кислорода;

—        определять размер малых тел;

—        сравнивать размеры молекул разных
веществ: воды, воздуха;

—        объяснять: основные свойства молекул, физические явления на основе знаний о строении вещества

—        Измерять размеры малых тел методом рядов, различать способы измерения размеров малых тел;

—        представлять результаты измерений в виде таблиц;

—        выполнять исследовательский эксперимент по определению размеров малых тел, делать выводы;

—        работать в группе

—        Объяснять явление диффузии и зависимость скорости ее протекания от температуры тела;

—        приводить примеры диффузии в окружающем мире;

       — наблюдать процесс образования кристаллов;

—        анализировать результаты опытов по движению молекул и диффузии;

—        проводить исследовательскую работу по выращиванию кристаллов, делать выводы

—        Проводить и объяснять опыты по обнаружению сил взаимного притяжения и отталкивания молекул;

—        наблюдать и исследовать явление смачивания и несмачивания тел, объяснять данные явления на основе знаний о взаимодействии молекул;

—        проводить эксперимент по обнаружению действия сил молекулярного притяжения, делать выводы

—        Доказывать наличие различия в молекулярном строении твердых тел,
жидкостей и газов;

—        приводить примеры практического использования свойств веществ в различных агрегатных состояниях;

—        выполнять исследовательский эксперимент по изменению агрегатного состояния воды, анализировать его и делать выводы.

Взаимодействия тел Механическое движение. Траектория. Путь. Равномерное и неравномерное движение. Скорость. Графики зависимости пути и модуля скорости от времени движения. Инерция. Инертность тел. Взаимодействие тел. Масса тела. Измерение массы тела. Плотность вещества. Сила. Сила тяжести. Сила упругости. Закон Гука. Вес тела. Связь между силой тяжести и массой тела. Сила тяжести на других планетах. Динамометр. Сложение двух сил, направленных по одной прямой. Равнодействующая двух сил. Сила трения. Физическая природа небесных тел Солнечной системы.

—        Определять траекторию движения тела;

—        переводить основную единицу пути в км, мм, см, дм;

—        различать равномерное и неравномерное движение;

—        доказывать относительность движения тела;

—        определять тело, относительно которого происходит движение;

—        использовать межпредметные связи физики, географии, математики;

—        проводить эксперимент по изучению механического движения, сравнивать опытные данные, делать выводы

—        Рассчитывать скорость тела при равномерном и среднюю скорость при неравномерном движении;

—        выражать скорость в км/ч, м/с;

—        анализировать таблицу скоростей движения некоторых тел;

—        определять среднюю скорость движения заводного автомобиля;

—        графически изображать скорость, описывать равномерное движение;

—        применять знания из курса географии, математики

—        Представлять результаты измерений и вычислений в виде таблиц и графиков;

—        определять: путь, пройденный за данный промежуток времени, скорость тела
по графику зависимости пути равномерного движения от времени

—        Находить связь между взаимодействием тел и скоростью их движения;

—        приводить примеры проявления явления инерции в быту;

—        объяснять явление инерции;

—        проводить исследовательский эксперимент по изучению явления инерции; анализировать его и делать выводы

—        Описывать явление взаимодействия тел;

—        приводить примеры взаимодействия тел, приводящего к изменению их скорости;

—        объяснять опыты по взаимодействию тел и делать выводы

—        Устанавливать зависимость изменения скорости движения тела от его массы;

—        переводить основную единицу массы в т, г, мг;

—        работать с текстом учебника, выделять главное, систематизировать и
обобщать полученные сведения о массе тела;

—        различать инерцию и инертность тела

—        Взвешивать тело на учебных весах и с их помощью определять массу тела;

—        пользоваться разновесами;

—        применять и вырабатывать практические навыки работы с приборами;

—        работать в группе

—        Определять плотность вещества;

—        анализировать табличные данные;

       —переводить значение плотности из кг/м3 в г/см3;

— применять знания из курса природоведения, математики, биологии

—        Измерять объем тела с помощью из мерительного цилиндра;

—        измерять плотность твердого тела с помощью весов и измерительного цилиндра;

—        анализировать результаты измерений и вычислений, делать выводы;

—        представлять результаты измерений и вычислений в виде таблиц;

—        Определять массу тела по его объему и плотности;

—        записывать формулы для нахождения массы тела, его объема и плотности вещества;

—        работать с табличными данными

—        Использовать знания из курса математики и физики при расчете массы тела, его плотности или объема;

—        анализировать результаты, полученные при решении задач

— Применять знания к решению задач

—        Графически, в масштабе изображать силу и точку ее приложения;

—        определять зависимость изменения скорости тела от приложенной силы;

       — анализировать опыты по столкновению шаров, сжатию упругого тела и делать выводы

—        Приводить примеры проявления тяготения в окружающем мире;

—        находить точку приложения и указывать направление силы тяжести;

—        выделять особенности планет земной группы и планет-гигантов (различие и общие свойства);

     — работать с текстом учебника, систематизировать и обобщать сведения о явлении тяготения и делать выводы

—        Отличать силу упругости от силы тяжести;

—        графически изображать силу упругости, показывать точку приложения и направление ее действия;

—        объяснять причины возникновения силы упругости;

—        приводить примеры видов деформации, встречающиеся в быту

—        Графически изображать вес тела и точку его приложения;

—        рассчитывать силу тяжести и вес тела;

—        находить связь между силой тяжести и массой тела;

—        определять силу тяжести по известной массе тела, массу тела по заданной силе тяжести

—        Градуировать пружину;

—        получать шкалу с заданной ценой деления;

—        измерять силу с помощью силомера, медицинского динамометра;

—        различать вес тела и его массу;

—        Экспериментально находить равнодействующую двух сил;

—        анализировать результаты опытов по нахождению равнодействующей сил и делать выводы;

—        рассчитывать равнодействующую двух сил

—        Измерять силу трения скольжения;

—        называть способы увеличения и уменьшения силы трения;

—        применять знания о видах трения и способах его изменения на практике;

—        объяснять явления, происходящие из-за наличия силы трения, анализировать их и делать выводы

—        Объяснять влияние силы трения в быту и технике;

—        приводить примеры различных видов трения;

—        анализировать, делать выводы;

—        измерять силу трения с помощью

—        Применять знания из курса математики, физики, географии, биологии к решению задач;

—        переводить единицы измерения.

Давление твердых тел, жидкостей и газов

 Давление. Давление твердых тел. Давление газа. Объяснение давления газа на основе молекулярно-кинетических представлений. Передача давления газами и жидкостями. Закон Паскаля. Сообщающиеся сосуды. Атмосферное давление. Методы измерения атмосферного давления. Барометр, манометр, поршневой жидкостный насос. Закон Архимеда. Условия плавания тел. Воздухоплавание.

—        Приводить примеры, показывающие зависимость действующей силы от площади опоры;

—        вычислять давление по известным массе и объему;

—        переводить основные единицы давления в кПа, гПа;

—        проводить исследовательский эксперимент по определению зависимости давления от действующей силы и делать выводы

—        Приводить примеры увеличения площади опоры для уменьшения давления;

—        выполнять исследовательский эксперимент по изменению давления, анализировать его и делать выводы

—        Отличать газы по их свойствам от твердых тел и жидкостей;

—        объяснять давление газа на стенки сосуда на основе теории строения вещества;

—        анализировать результаты эксперимента по изучению давления газа, делать выводы

—        Объяснять причину передачи давления жидкостью или газом во все стороны одинаково;

—        анализировать опыт по передаче давления жидкостью и объяснять его результаты

—        Выводить формулу для расчета давления жидкости на дно и стенки сосуда;

—        работать с текстом учебника;

—        составлять план проведения опытов

— Решать задачи на расчет давления жидкости на дно и стенки сосуда

—        Приводить примеры сообщающихся сосудов в быту;

—        проводить исследовательский эксперимент с сообщающимися сосудами, анализировать результаты, делать выводы

—        Вычислять массу воздуха;

—        сравнивать атмосферное давление на различных высотах от поверхности Земли;

—        объяснять влияние атмосферного давления на живые организмы;

—        проводить опыты по обнаружению атмосферного давления, изменению
атмосферного давления с высотой, анализировать их результаты и делать
выводы;

—        применять знания из курса географии при объяснении зависимости давления от высоты над уровнем моря;

—        Вычислять атмосферное давление;

—        объяснять измерение атмосферного давления с помощью трубки Торричелли;

— наблюдать опыты по измерению атмосферного давления и делать выводы

—        Измерять атмосферное давление с помощью барометра-анероида;

—        объяснять изменение атмосферного давления по мере увеличения высоты над уровнем моря;

—        применять знания из курса географии, биологии, математики для расчета давления

—        Измерять давление с помощью манометра;

—        различать манометры по целям использования;

—        определять давление с помощью манометра

—        Приводить примеры применения поршневого жидкостного насоса и гидравлического пресса;

     — работать с текстом учебника

—        Доказывать, основываясь на законе Паскаля, существование выталкивающей силы, действующей на тело;

—        приводить примеры, подтверждающие существование выталкивающей силы;

—        применять знания о причинах возникновения выталкивающей силы на
практике

—        Выводить формулу для определения выталкивающей силы;

—        рассчитывать силу Архимеда;

—        указывать причины, от которых зависит сила Архимеда;

—        работать с текстом учебника, обобщать и делать выводы;

—        анализировать опыты с ведерком Архимеда

—        Опытным путем обнаруживать выталкивающее действие жидкости на по груженное в нее тело;

—        определять выталкивающую силу;

—        Объяснять причины плавания тел;

—        приводить примеры плавания различных тел и живых организмов;

—        конструировать прибор для демонстрации гидростатического давления;

—        применять знания из курса биологии, географии, природоведения при объяснении плавания тел

—        Рассчитывать силу Архимеда;

—        анализировать результаты, полученные при решении задач

—        На опыте выяснить условия, при которых тело плавает, всплывает, тонет в жидкости;

—        Объяснять условия плавания судов;

—        приводить примеры плавания и воздухоплавания;

—        объяснять изменение осадки судна;

—        применять на практике знания условий плавания судов и воздухоплавания;

— Применять знания из курса математики, географии при решении задач.

Работа и мощность. Энергия

Механическая работа. Мощность. Простые механизмы. Момент силы. Условия равновесия рычага. «Золотое правило» механики. Виды равновесия. Коэффициент полезного действия (КПД). Энергия. Потенциальная и кинетическая энергия. Превращение энергии.

—        Вычислять механическую работу;

—        определять условия, необходимые для совершения механической работы

—        Вычислять мощность по известной работе;

—        приводить примеры единиц мощности различных приборов и технических устройств;

—        анализировать мощности различных приборов;

—        выражать мощность в различных единицах;

—        проводить исследования мощности технических устройств, делать
выводы

— Применять условия равновесия рычага в практических целях: подъем и перемещение груза;

—        определять плечо силы;

—        решать графические задачи

—        Приводить примеры, иллюстрирующие, как момент силы характеризует действие силы, зависящее и от модуля
силы, и от ее плеча;

—        работать с текстом учебника, обобщать и делать выводы об условиях равновесия рычага

—        Проверять опытным путем, при каком соотношении сил и их плеч рычаг находится в равновесии;

—        проверять на опыте правило моментов;

—        применять знания из курса биологии, математики, технологии;

—        работать в группе

—        Приводить примеры применения не
подвижного и подвижного блоков на
практике;

—        сравнивать действие подвижного и неподвижного блоков;

—        работать с текстом учебника;

—        анализировать опыты с подвижными неподвижным блоками и делать выводы

—        Применять знания из курса математики, биологии;

—        анализировать результаты, полученные при решении задач

—        Находить центр тяжести плоского тела;

—        работать с текстом учебника;

—        анализировать результаты опытов по нахождению центра тяжести плоского тела и делать выводы

—        Устанавливать вид равновесия по изменению положения центра тяжести тела;

—        приводить примеры различных видов равновесия, встречающихся в быту;

—        применять на практике знания обусловии равновесия тел

— Опытным путем устанавливать, что полезная работа, выполненная с помощью простого механизма, меньше полной; —        анализировать КПД различных механизмов;

—        работать в группе

—        Приводить примеры тел, обладающих потенциальной, кинетической
энергией;

—        Приводить примеры: превращения энергии из одного вида в другой; тел, обладающих одновременно и кинетической и потенциальной энергией;

—        работать с текстом учебника

      —участвовать в обсуждении докладов и презентаций.

Повторение

- решение задач, повторение формул и определений за курс 7 класса.

Основные технологии, формы и методы обучения

Формы и методы, применяемые при обучении.

индивидуальные; групповые; индивидуально-групповые; фронтальные;

Формы контроля знаний, умений, навыков:

  наблюдение; беседа; фронтальный опрос; тестирование; опрос в парах; контрольная работа, практикум.

Технологии:

Технология игрового обучения, коллективная система обучения, информационно-коммуникационные технологии

Развитие исследовательских навыков, проектные методы обучения.


3. Календарно-тематическое планирование

Календарно - тематическое планирование 7 класс

Раздел

п/п

Тема урока

кол-во часов

дата

план

факт

Введение (4ч)

1/1.

Что изучает физика. Некоторые физические термины. Наблюдения и опыты.

1

2/2.

Физические величины. Измерение физических величин. Точность и погрешность измерений.

1

3/3.

Лабораторная работа № 1 «Определение цены деления измерительного прибора».

1

4/4.

Физика и техника.

1

Первоначальные сведения о строении вещества (6 ч)

5/1.

Строение вещества. Молекулы. Броуновское движение.

1

6/2.

Лабораторная работа № 2 «Определение размеров малых тел».

1

7/3.

Движение молекул.

1

8/4.

Взаимодействие молекул.

1

9/5.

Агрегатные состояния вещества. Свойства газов, жидкостей и твердых тел.

1

10/6.

Зачет по теме «Первоначальные сведения о строении вещества».

1

Взаимодействия тел  (23 ч)

11/1.

Механическое движение. Равномерное и неравномерное движение.

1

12/2.

Скорость. Единицы скорости.

1

13/3.

Расчет пути и времени движения.

1

14/4.

Инерция.

1

15/5.

Взаимодействие тел.

1

16/6.

Масса тела. Единицы массы. Измерение массы тела на весах.

1

17/7.

Лабораторная работа № 3 «Измерение массы тела на рычажных весах»

1

18/8.

Плотность вещества.

1

19/9.

Лабораторная работа № 4 «Измерение объема тела».

Лабораторная работа № 5 «Определение плотности твердого тела»

1

20/10.

Расчет массы и объема тела по его плотности.

1

21/11.

Решение задач по темам «Механическое движение», «Масса», «Плотность вещества»

1

22/12.

Контрольная работа по темам «Механическое движение», «Масса», «Плотность вещества».

1

23/13.

Сила.

1

24/14.

Явление тяготения. Сила тяжести. Сила тяжести на других планетах.

1

25/15.

Сила упругости. Закон Гука.

1

26/16.

Вес тела. Единицы силы. Связь между силой тяжести и массой тела.

1

27/17.

Динамометр.  Лабораторная работа № 6 «Градуирование пружины и измерение сил динамометром».

1

28/18.

Сложение двух сил, направленных по одной прямой. Равнодействующая сил.

1

29/19.

Сила трения. Трение покоя.

1

30/20.

Трение в природе и технике.  Лабораторная работа № 7 «Измерение силы трения с помощью динамометра».

1

31/21.

Решение задач по темам «Силы», «Равнодействующая сил».

1

32/22.

Контрольная работа по темам «Вес тела», «Графическое изображение сил», «Силы», «Равнодействующая сил».

1

33/23.

Зачет по теме «Взаимодействие тел».

1

Давление твердых тел, жидкостей и газов (21 ч)

34/1.

Давление. Единицы давления

1

35/2.

Способы уменьшения и увеличения давления

1

36/3.

Давление газа

1

37/4.

Передача давления жидкостями и газами. Закон Паскаля

1

38/5.

Давление в жидкости и газе. Расчет давления жидкости на дно и стенки сосуда

1

39/6.

Решение задач. Самостоятельная работа (или кратковременная контрольная работа) по теме «Давление в жидкости и газе. Закон Паскаля».

1

40/7.

Сообщающиеся сосуды.

1

41/8.

Вес воздуха. Атмосферное давление

1

42/9.

Измерение атмосферного давления. Опыт Торричелли.

1

46/13.

Действие жидкости и газа на погруженное в них тело.

1

47/14.

Закон Архимеда

1

48/15.

Лабораторная работа № 8 «Определение выталкивающей силы, действующей на погруженное в жидкость тело».

1

49/16.

Плавание тел.

1

50/17.

Решение задач по темам «Архимедова сила», «Условия плавания тел»

1

51/18.

Лабораторная работа № 9 «Выяснение условий плавания тела в жидкости»

1

52/19.

Плавание судов. Воздухоплавание

1

53/20.

Решение задач по темам «Архимедова сила», «Плавание тел», «Плавание судов. Воздухоплавание».

1

54/21.

Зачет по теме «Давление твердых тел, жидкостей и газов».

1

Работа и мощность. Энергия (13 ч)

55/1.

Механическая работа. Единицы работы.

1

56/2.

Мощность. Единицы мощности.

1

57/3.

Простые механизмы. Рычаг. Равновесие сил на рычаге.

1

58/4.

Момент силы.

1

59/5.

Рычаги в технике, быту и природе. Лабораторная работа №10 «Выяснение условия равновесия рычага».

1

60/6.

Блоки. «Золотое правило» механики.

1

61/7.

Решение задач по теме «Условия равновесия рычага».

1

62/8.

Центр тяжести тела

1

63/9.

Условия равновесия тел.

1

64/10.

Коэффициент полезного действия механизмов.

Лабораторная работа № 11 «Определение КПД при подъеме тела по наклонной плоскости».

1

65/11.

Энергия. Потенциальная и кинетическая энергия.

1

66/12.

Превращение одного вида механической энергии в другой.

1

67/13.

Зачет по теме «Работа. Мощность, энергия».

1

Повторение пройденного материала (3 ч)

68/1

Первоначальные сведения о строении вещества

1

69/2

Взаимодействия тел  Давление твердых тел, жидкостей и газов

1

70/3

Работа и мощность. Энергия

1


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по музыке 7класс

Рабочая программа по музыке для 7 класса составлена на основе Федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования по искусству, с опорой на примерные прогр...

Открытый урок физики в 7классе "Действие жидкости и газа на погружённое в них тело. Закон Архимеда."

Урок рассматривает теоретическое обоснование возникновения выталкивающей силы и различные способы её олределения. Убеждает в равносильности всех способов на примере одного и того же тела. Исследует не...

Открытый урок физики в 7классе "Момент силы"

На уроке разрешается проблема: как сформулировать условие равновесия рычага, если на него действует больше двух сил. Закрепляется урок практическими заданиями - 8 разных заданий, каждое выполняется дв...

Урок по физике в 7классе на тему "Плотность вещества. Решение задач"

Цель: Развитие познавательного интереса обучающихся при решении задач по физике.  Задачи:  Образовательная: способствовать совершенствованию полученных знаний, их расширению и ра...

рабочая программа по физике для 7класса

Настоящая рабочая программа составлена на основе программы по физике 7кл. (авторы  Е. М. Гутник, А. В. Пёрышкин), рекомендованной Департаментом образовательных программ и стандартов общего образо...

Рабочая программа по алгебре 7класс А.Г. Мордкович (ФГОС); рабочая программа по геометрии 7 класс Л.С. Атанасян

рабочая программа 7 класс А.Г. Мордкович (ФГОС)рабочая программа 7 класс Л.с. Атанасян...

Первый урок по физике в 7классе

    В материале представлена технологическая карта с методической структурой урока и технологическая карта с дидактической структурой урока. Первый урок по теме Физика- наука о природ...