Параллельное соединение проводников
план-конспект занятия по физике (8 класс) на тему

Трефилов Виталий Владимирович

Урок по физике 8 класс "Параллельное соединение проводников"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka_.docx95.82 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока «Параллельное соединение проводников»

Класс: 8

Тип урока: Урок изучения нового материала

  1. Мотивационно-целевой этап.  

Учитель: Добрый день! На прошлых занятиях мы с вами познакомились с такими электрическими величинами, как сила тока, напряжение, сопротивление, познакомились с приборами для измерения силы тока и напряжения; экспериментально установили закон Ома для участка цепи, а также научились собирать простейшие электрические цепи. Пожалуйста, сформулируйте определение силы тока?

Ученики: Силой тока называется отношение электрического заряда, прошедшего через поперечное сечение проводника, ко времени его прохождения.

Учитель: Вспомните определение электрического напряжения?

Ученики: напряжение это работа электрического поля при перемещении единичного положительного заряда  из одной точки в другую.

Учитель: А что мы понимаем под электрическим сопротивлением?

Ученики: Способность металлов препятствовать движению заряженных частиц.

Учитель:  Зависит ли электрическое сопротивление провода от напряжения и силы тока?

Ученики: Электрическое сопротивление зависит от длины проводника, площади поперечного сечения и материала из которого изготовлении проводник. Сопротивление проводника не зависит от величины напряжения и силы тока.

Учитель: Каким законом связанны сопротивление, напряжение и сила тока?

Ученики: Законом Ома для участка цепи.

Учитель: На прошлом уроке мы с вами изучили последовательное соединение проводников. Узнали характеристики последовательного соединения: при последовательном соединении сила тока в любых участках цепи одинаковая; общее сопротивление складывается из сопротивлений отдельных проводников; общее напряжение равно сумме напряжении на отдельных участках. Описали данные характеристики цепи через формулы. Как мы соединяли вольтметр в электрическую цепь на прошлом уроке?

Ученики: параллельно

Учитель: Какая тема нашего урока?

Ученики: Параллельное соединение проводников

Учитель: Чему мы должны научиться на этом уроке?

Ученики: Изучить характеристики параллельного соединения проводников.

Учитель: Сегодня, ребята, мы с вами очередной раз окунёмся в мир электрических цепей. Сформируем знания  о законах параллельного соединения проводников, научимся записывать количественные зависимости между величинами, характеризующими электрический ток, и научимся применять знания на практике.

  1. Ориентировочный этап

Учитель: Как можно изучать новый материал?

Ученики: Проводить опыты, читать текст, выполнять лабораторную работу.

Учитель: Изучение параллельного соединения проводников мы будем проводить через исследование. Мы разобьемся на четыре группы. Каждая группа будет проводить свое собственное исследование:

1. Исследование зависимости силы тока при параллельном соединении проводников

2. Исследование зависимости напряжения при параллельном соединении проводников

3. Исследование зависимости силы тока от сопротивления

4. Плюсы и минусы последовательного и параллельного соединения проводников

 Электрическая схема для исследования приведена в рабочей карте(презентация, приложения). В рабочей карте, вы найдете инструкцию для своей работы, и место для записи своих результатов. На работу отводится 15 минут. После завершения работы группой один ученик сделает вывод о своем исследовании перед классом, а мы его запишем в тетрадь. Если у вас возникают вопросы по сборке электрической цепей, не надо ждать, нужно позвать учителя. Не  забывайте про технику безопасности при выполнении практических работ. Как нужно подключать амперметр в электрическую цепь?

Ученики: последовательно

Учитель: Как мы подключаем вольтметр в электрическую цепь

Ученики: параллельно

Учитель: К приборам нужно относится бережно и аккуратно. У нас сегодня исследовательская работа, а любое исследование нужно оценивать. Если мы выполнили работу – это три. Если мы выполнили работу и получили результат (не важно какой правильный или не правильный - это четыре). Если мы выполнили работу, получили результат и смогли объяснить этот результат – пять. Приступаем к работе – делимся на группы, выполняем исследование по заданной теме.

  1. Поисково-исследовательский этап

Учитель: Рассаживаемся на свои места. Сделаем вывод о нашей работе и поделимся результатами, приглашается 1 группа (схема электрической цепи выведена на экран). Вывод групп будем записывать в тетрадь.

Ученики:  Наша тема: Исследование зависимости напряжения при параллельном соединении проводников. В результате работы у нас получился такой вывод: Напряжение на любых параллельно соединенных участках цепи, одно и то же.

Учитель: Запишем данный вывод в математическом виде (записывает на доске)

U = U1= U2

Вторая группа (схема на экран).

Ученики: Наша тема: Исследование зависимости силы тока при параллельном соединении проводников. Наш вывод: сила тока в неразветвленной части цепи равна сумме токов в параллельно соединенных проводниках.

Учитель: Запишем данный вывод в математическом виде (записывает на доске)

I = I1+I2

Третья группа (схема на экран).

Ученики: Наша тема: Исследование зависимости силы тока от сопротивления.

Наш вывод: При уменьшение сопротивления проводника сила тока протекающего через проводник увеличивается.

Учитель: На это надо обратить особое внимание, в некоторых задачах нужно применять данный вывод при их решении. Что же касается общего сопротивления при параллельном соединении проводников. Это выражение записывается в следующем виде на основании закона Ома и ранее записанных формул.

При параллельном соединении проводников величина, обратная общему сопротивлению цепи, равна сумме величин, обратных сопротивлениям параллельно включенных проводников.

Четвертая группа (схема на экран).

Ученики: Наша тема: Плюсы и минусы последовательного и параллельного соединения проводников. Наш вывод:  если выходит из строя какой то элемент последовательной цепи, то цепь перестает функционировать - это минус. Поэтому  этот способ нельзя применить дома. Простота такой цепи плюс. При параллельном соединении проводников выход из строя одного элемента не влияет на работу остальной цепи. Параллельное соединение мы используем дома. Минусом является сложность данных цепей.

Учитель: И так, ребята, решили ли мы проблему, которую поставили перед собой в начале урока. А  для того, чтобы успешно применять свои знания на практике нам необходимо  использовать полученные знания при  решении задач.

  1. Практический этап.

Две электрические лампы включены параллельно под напряжение 220 В. Определите силу тока в каждой лампе и в подводящей цепи, если сопротивление одной лампы 1000 Ом, а другой 488 Ом.(Текст задачи на экране, учитель контролирует действия ребят, без необходимости, не вмешиваясь в их работу)

Дано:                          Решение:

U = 220 В              U = U1= U2= 220 В

R 1=1000 Ом

R 2= 488 Ом

                         I= I1+ I2

I - ?                      I1= 0,22 А

I 1-?                      I2= 0,45 А

I 2-?                      I = 0,67 А Ответ: I1= 0,22 А  ;  I2= 0,45 А  ;  I = 0,67 А

На экран выводится правильное решение задачи, ребята осуществляют самопроверку.

5. Рефлексивно-оценочный этап.

Учитель:  В конце урока я предлагаю вам выставить себе оценки. Кто какую оценку заслужил каждый из вас?(провожу опрос).

Ученики: 3,4,5

Учитель: Поставьте оценку в рабочую карту напротив своего имени. Давайте быстренько соберемся в группы. Предлагаю группе написать текст резюме, закончив фразу «Оказывается……»

Ученики: Оказывается, при параллельном соединении проводников сопротивление уменьшается. Оказывается,  параллельное соединение проводников используется у меня дома.

Учитель: Отлично, давайте запишем домашнее задание: параграф 49, упражнение 33 №1, №5(На экране монитора).Спасибо за работу. До свиданья.


Приложения

Плюсы и минусы последовательного и параллельного соединения проводников

Схема №1        Схема №2

  1. Соберите электрическую схему № 1 и проверьте ее работоспособность;
  2. Выкрутите одну лампочку, пронаблюдайте явление, закрутите лампочку обратно;
  3. Соберите электрическую схему №2 и проверьте ее работоспособность;
  4. Выкрутите одну лампочку, пронаблюдайте явление, закрутите лампочку обратно;
  5. Приведите примеры использования данного соединения проводников в жизни.
  6. Сделайте вывод о проведенных опытах и запишите его в тетрадь;

1        

2        

3        

4        

5        

Вывод:        

                

                

                

        

                

Исследование зависимости силы тока при паралельном соединении проводников

  1. Соберите электрическую схему;
  2. Измерьте значения силы тока;
  3. Замените один резистор 1 Ом на резистор 2 Ом;
  4. Измерьте значение силы тока и установите закономерность в полученных результатах;
  5. Сделайте вывод о проведенном опыте и запишите его в тетрадь.

1        

2        

3        

4        

5        

Вывод:        

                

                

                

        

Исследование зависимости силы тока от сопротивления

  1. Соберите электрическую схему;
  2. Измерьте значение силы тока
  3. Замените резистор 4  Ом на резистор 2 Ом;
  4. Измерьте значение силы тока;
  5. Замените резистор 2 Ом на резистор 1 Ом;
  6. Измерьте значение силы тока;
  7. Сделайте вывод о зависимости силы тока от сопротивления и запишите его в тетрадь.

1        

2        

3        

4        

5        

Вывод:        

                

                

                

        

Исследование зависимости напряжения при параллельном соединении проводников

  1. Соберите электрическую схему;
  2. Измерьте напряжение на резистореR2;
  3. Измерьте напряжение на резисторе R1;
  4. Измерьте напряжение на источнике тока;
  5. Сделайте вывод о значениях напряжения на различных участках цепи и запишите его в тетрадь.

1        

2        

3        

4        

5        

Вывод:        

                

                

                

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок по физике с элементами здоровьесберегающей и компьютерной технологией. Тема урока: «Последовательное и параллельное соединение проводников».

Открытый урок по физике с элементами здоровьесберегающей  и компьютерной технологией. -Раскрыть взаимозависимость силы тока, напряжения и сопротивления цепи при последовательном и пара...

УМК урока физики в 8 классе "Параллельное соединение проводников"

Цель урока:(слайд 2)·        повторитьспособы соединения проводников (резисторов) в электрической цепи.·        вторичное осмыслен...

Презентация "Параллельное соединение проводников"

Презентация к уроку физики " Виды соединений проводников" в 8 классе ( по учебнику А.В. Перышкина), в 9 классе ( по учебнику С.В. Громова)...

Урок: Параллельное соединение проводников

Разработка урока по теме "Параллельное соединение проводников" в 8 классе...

Повторение и обобщение темы: «Последовательное и параллельное соединение проводников, работа и мощность электрического тока».

Продолжение формирования умений применять свойства последовательного и параллельного соединения проводников; применять закон Ома для расчета сопротивлений проводников; правильно изображать и читать сх...

Закон Ома при последовательном и параллельном соединении проводников

Урок обобщения и закрепления знаний. Цель урока - продолжить работу по формированию умений сопоставлять, анализировать, делать выводы из виртуального эксперимента по "проверке" закона Ома для разных в...