Пропедевтика физики
статья по физике (5 класс) на тему

Иванникова Наталья Станиславовна

Пропедевтический курс физики 5-6 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystup.docx19.78 КБ

Предварительный просмотр:

Пропедевтика физики

     Пропедевтические (подготовительные, предварительные) курсы по физике в 5-6 классах направлены на подготовку к изучению предмета в 7-11 классах.  В результате у детей формируется представление о естественно-научной, физической картине мира, т.е. подготовка превращается в полноценный образовательный процесс.

      В чем же необходимость осуществления пропедевтики физики в 5-6 классах?

1. В 80-х годах был взят курс на дифференциацию образования и это потребовало структурных изменений в учебном плане. Какие же структурные изменения произошли в курсе физики? Школьный курс физики был двух ступенчатым и имел комбинированную структуру линейную, т.е. тема изучалась и к ней больше не возвращались и  спиральную  к одной и той же теме возвращаются несколько раз, но рассматривают её каждый раз на более высоком уровне. При переходе к дифференцированному обучению курс физики в старшей школе изучается либо на профильном уровне, либо на базовом, причем на базовом уровне курс физики может быть заменен курсом естествознания. Тем не менее существуют минимальный объем дидактических единиц по физике, который необходим для усвоения каждым обучающимся, что бы это произошло все эти единицы должны быть помещены в курс физики основной школы, но тогда он оказывается перегруженным и чтобы его разгрузить часть материала переносят на уровень пропедевтики.

2.  При переходе из начальной школы в основную курс естествознания прерывается, средств предмета «Природоведение» оказывается недостаточно и как пропедевтический он, конечно же не устраивает учителей физики. К тому же за эти два года посредством информального образования (общение, телевидение, Интернет) дети получают информацию разрозненную, не научную, сомнительную и когда они сталкиваются с подобными терминами в школе у них создается впечатление, что они это уже знают и это ведет к тому, что падает интерес к новому материалу.

3. Подготовка к изучению базовых курсов. Ряд исследований показывают, что если в младшем подростковом возрасте не сформировать первоначальные физические представления, то затем будут возникать значительные трудности при изучении основных естественнонаучных курсов.

     В нашей стране достаточно богатый опыт преподавания пропедевтического курса по физике и тот УМК А.Е. Гуревича «Естествознание. Введение в естественно-научные предметы. 5-6 классы», который мы используем реализуется с 1988 года. Авторская программа рассчитана на 70 часов в год, но ее можно модифицировать в монопредметный пропедевтический курс на 35 часов. Часы берутся за счет школьного компонента. УМК включает в себя учебник, в том числе и электронный, тетрадь на печатной основе и методическое пособие. В курсе 5-6 класса при одном часе в неделю изучаются следующие темы: «Тело и вещество», «Взаимодействие тел», «Физические явления», «Человек и природа»,  «Земля – место обитания человека».

       Большая часть информации в учебнике визуализирована и это не просто иллюстрации, которые дублируют текст, это графика из которой нужно извлечь информацию. При изложении материала используется системно-деятельностный подход. В учебнике много заданий на формирование смыслового чтения. Большое внимание уделяется фронтальному и лабораторному эксперименту, а также домашним опытам.

      Этот УМК хорошо согласуется с УМК Н.С. Пурышевой 7-11 классы, который мы используем. В 7-8 классах учащиеся будут рассматривать физические явления с которыми они уже познакомились в 5-6 классах, следовательно мы можем больше времени уделить практическим занятиям (эксперимент, исследование, решение задач).

     С какими же трудностями мы столкнулись при введении курса пропедевтики в 5 классе?

  1. Учащиеся медленно пишут и поэтому нужна тетрадь на печатной основе.
  2. Учащимся необходимо не только демонстрировать эксперимент, но и дать возможность самостоятельно его проводить, следовательно необходимо использовать все возможности лабораторного оборудования кабинета физики, в том числе и возможности виртуальных лабораторий
  3. Детям в этом возрасте требуется максимальная наглядность (электронный учебник, тетрадь на печатной основе, печатный учебник, Интернет ресурсы, видео фрагменты, мультипликационные фрагменты).
  4. Мультимедийное и интерактивное сопровождение на 5-6 классы отсутствует, учитель должен его подготовить самостоятельно.
  5. Не у всех учащихся сформирован навык смыслового чтения.
  6. Недостаточно развиты навыки самоорганизации и контроля. Необходимо использовать индивидуальные карты развития.
  7. Домашние лабораторные работы требуют совместной деятельности с родителями.

    Раннее обучение физики:

  • Создает условия для формирования на  уроке УУД (умения учиться).
  • Способствует развитию интеллекта и  творческих способностей учащихся,  повышению успеваемости по предметам  естественно-научного цикла.
  • Дает возможность изучать физику на  старшей ступени более успешно.
  • Позволяет повысить интерес к предмету,  сформировать мотивацию к его изучению;  осуществить осознанный выбор  углубленного изучения физики.