Создание условий для повышения мотивации к обучению и воспитанию творческой и успешной личности
методическая разработка по физике на тему

Дресвянникова Наталья Юрьевна

Обобщение педагогического опыта учителя физики с придложениями и информационной картой.в опыте описываются; создание проблемных ситуаций.ситуаций успеха.творческие и экспериментальные задания.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon inf_k._i_opyt_d.n.yu_._-_kopiya.doc100.5 КБ
Файл pril.1_-zadaniya.docx14.68 КБ
Файл sily_7_kl._pril.2.docx13.31 КБ
Файл pritcha_o_strune_pril.3.docx104.84 КБ
Файл dom.eksper._pril.4.docx14.57 КБ

Предварительный просмотр:

               Информационная карта педагогического опыта

Дресвянникова Наталья Юрьевна

Учреждение Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение гимназия г. Вятские Поляны Кировской области, ул. Гагарина, д. 17, факс/ телефон (83334)6-29-29 e-mail: vpschool3@mail.ru,  сайт: гимназия-вп.рф

Должность Учитель физики

Стаж работы 27 лет

1.Тема инновационного педагогического опыта

 Создание условий для повышения мотивации к обучению, и воспитания успешной и творческой личности.

   

2.Источник изменений

     

 Для того. чтобы состояться в жизни выпускник современной школы должен обладать определенными качествами личности: быть успешным в любой сфере профессиональной и общественной деятельности, применять знания по физике для решения возникающих в повседневной жизни проблем, анализировать жизненные ситуации и делать правильные выводы.

      Как наполнить образование на уроке физики знаниями, умениями и навыками, связанными с личным опытом и потребностями ученика, способного осуществлять продуктивную и осознанную деятельность  в жизни?

  3.Идея изменений

  Создание мотивации к деятельности на уроке физики

–        реализует индивидуальный подход в обучении;

–        развивает инициативу, творческий потенциал

–        приносит удовлетворение ученикам, вовлекает в интересную работу;

–        социализирует детей, позволяет учиться на собственном опыте и опыте других;

–        придает практическую направленность урока

   

 4. Концепция изменений

  Для реализации идеи использую современные педагогические технологии:

 

критического мышления, проблемного обучения, системно-деятельностного подхода, проектной деятельности, личностно - ориентированные, опытно-экспериментальные , информационно-коммуникативные, развивающего обучения.

Актуальность

Новизна

 Моя тема актуальна тем, что в основе Стандарта лежит системно-деятельностный подход, который обеспечивает:

–        формирование готовности к саморазвитию;

–        проектирование и конструирование социальной среды развития обучающихся в системе образования;

–        активную учебно-познавательную деятельность обучающихся.

Стандарт ориентирован на становление личностных характеристик выпускника, умеющего учиться, осознающего важность образования и самообразования для жизни и деятельности, способного применять полученные знания на практике.

Новизна проявляется через:

1.Введение бальной системы для оценивания

2.Метод консультирования ученика другим учеником

3.Формирование мотивации на уроке и во внеурочной деятельности, что позволяет развивать УУД – личностные, коммуникативные, познавательные и регулятивные – и способствует достижению личностных, предметных, метапредметных результатов.

4.Реализацию одного из важнейших принципов преподавания физики   - связь обучения с практикой.

5.Создание ситуации успеха на каждом этапе занятия,

6.Создание проблемных ситуаций,

7Организацию групповой работы для решения экспериментальных и творческих задач.

Ожидания

 Повышение мотивации позволит:

-   сформировать умения учащихся применять знания на практике

-    развить навыки исследовательской деятельности;

- овладеть методами экспериментальной деятельности,

- совершенствовать умение работать с различными источниками информации;

- совершенствовать умение анализировать и обобщать информацию, формулировать учебную задачу, планировать свою работу и прогнозировать результат

- развивать навыки самоконтроля и взаимоконтроля.

Затруднения в реализации, риски

5.Условия реализации изменений

1.продумывание проблемной ситуации на каждом этапе урока.

2. включение в работу всех учащихся.

3.разработка задач, расчетных и экспериментальных заданий с учетом практической направленности, учитывая возможности и способности учеников.

4.затраты большого количества времени на подготовку  урока, так как приходится разрабатывать индивидуальные траектории для одаренных детей и для детей, которым сложно дается физика

1.любовь к своему предмету и знание его в совершенстве             2.желание и готовность педагога к инновациям

3.  ИКТ-компетентность педагога.  

4. наличие творческого потенциала у педагога

6.Результат изменений

1. Выросло количество учеников, желающих заниматься на элективных курсах.

2. Выросло количество желающих принимать участие в олимпиадах, конкурсах, проектной и исследовательской деятельности

3. Повысился интерес к предмету, что выражается в повышении активности на уроке, создании творческих работ (сказки, эссе, авторские презентации)

4.Ученики научились формулировать свои затруднения, доказывать свою точку зрения, грамотно аргументировать

5. Часть учащихся стали грамотными консультантами для своих товарищей.

6. Улучшились результаты обученности

7.Вырос средний балл егэ и огэ

8.Увеличилось количество призеров олимпиад

9.Увеличилось число выпускников, поступивших в престижные вузы

8. Описание инновационного опыта учителя

Для того, чтобы быть востребованным в современном обществе, «найти себя» состоятся как самодостаточная личность, необходимо уметь прогнозировать, планировать, ставить цели и находить пути их решения, уметь логически мыслить, обладать смекалкой. Поэтому деятельность ученика на уроке должна носить творческий характер. Но если ученик с неохотой идет на урок и просто «отбывает» его – о каком творчестве тут можно говорить? Поэтому я считаю, что чтобы воспитать творческую личность, ее надо для начала заинтересовать , то есть замотивировать на какой то вид деятельности. Положительную мотивацию к деятельности на уроке создаю за счёт:

•        позитивного эмоционального фона;

•        вовлечение учащихся в постановку целей урока через организацию методической цепочки: -интерес-мотив-цель учебная задача;

•        актуализации опорных знаний;

•        постановки проблемы;

•        создания на уроке “точки удивления”;

•        искусственного создания затруднений, которые хочется преодолеть

Что такое творческая личность? Это человек, в результате деятельности которого создаётся нечто новое – будь это предмет внешнего мира или построение мышления, приводящее к новым знаниям о мире, или чувство, отражающее новое отношение к деятельности. Для осуществления своей цели я поставила для себя следующие задачи:

1.Создание на уроке ситуации успеха

2.Создание проблемной ситуации на каждом уроке

3.Создание вопросов, задач и заданий, которые бы вызывали интерес и показывали связь физики с жизнью

4.Организацию групповой работы для решения экспериментальных и творческих задач.

5.Совершенствование умения ставить цели и планировать деятельность по их достижению.

Так как одной из главных мотиваций деятельности ученика на уроке остается оценка, да и о работе учителей судят по оценкам учащихся , я придумала бальную систему оценивания на уроке. Особенно хорошо эта система себя показала на этапе актуализации знаний. Проблем, связанных с правильным выстраиванием этого этапа много. 1Как вовлечь учеников в работу?2. Как заинтересовать и сильных и слабых? 3.Как не просто проверить пройденный материал, а отследить, как его усвоили ученики и готовы лик решению проблем следующего этапа урока? Наконец именно на этом этапе проверяются познавательные УУД. Я выстраиваю этот этап по таким принципам:

1 Вовлечь в работу как можно больше учеников .

2.Вызвать интерес своими вопросами и заданиями.

3.Дать возможность ученикам получить хорошие оценки.

4.Научить их конструировать грамотные ответы.

5. Развивать умение нестандартно мыслить

 Для этого я разрабатываю задания разного уровня – репродуктивного, конструктивного и творческого. Это и проблемные  вопросы и расчетные задания, рисунки, схемы, графики. Ведь одни ученики умеют грамотно отвечать. но не очень хорошо решают , другие наоборот.  Каждое задание оцениваю баллами –от 0.5 до 3. Получается, что каждый ученик –сильный или слабый может набрать хорошее количество баллов и получить хорошую оценку. Но самое главное: у учеников нет страха получить « 2.», так как если ученик набрал от 4.5-до 5.5 –в журнал ставлю «5.»От 3.5 до 4- «4.». Тот, кто набрал мало баллов –могут добрать нужное количество на следующем уроке. (но если ученик за 2 урока не добрал баллы до нужной оценки –баллы сгорают). (задания с разбалловкой см.приложение 1 часть1) Одаренные ученики в это время работают по индивидуальной траектории. Результаты такой методики: почти все ребята очень активно работают , так как создается ситуация успеха и мотив к деятельности. Очень быстро отслеживается что они усвоили хорошо .а в чем проблема .Тут же эту проблему вместе обговариваем и решаем .Но самое главное –когда общаешься вживую с учеником .а не посредством письменного теста –ты можешь объективно оценить его знания и то как он дома работал .Наконец бальная систему лишает детей страха перед двойкой.

Для того, чтобы активно и результативно повторить основной материал перед изучением новой темы применяю прием «Плэйсмент консенсус». Каждый участник группы работает с определением базового понятия   (например : электрическое поле,  свободные электроны, электрический ток, сопротивление).Затем группа обсуждает и выбирает оптимальный вариант, который записывает на листе бумаги. Затем группа конструирует предложение , связывающее эти понятия. Листы сдаются  мне и я очень быстро отслеживаю уровень усвоения материала.

Следующий очень важный этап урока-этап открытия нового знания, который начинается после создания проблемной ситуации, и то, что при пассивном слушании процент усвоения очень низкий –это всем известно, но как эту деятельность правильно организовать? Создание проблемной ситуации,  вызов интереса – очень действенный прием включения ученика в учебную деятельность .Перед изучением раздела « Тепловые явления» в 8 классе я предлагаю ученикам мини-викторину(см.прил1 часть 2)

На эти вопросы ученики ответить не могут, хотя пытаются. у них появляется интерес и мотивация к изучению физики тепловых явлений.

Мотивацию к изучению физики твердого тела я создаю так: (см. прил. 1 часть 3). Очень действенный прием к мотивации изучения материала –прием «Коннерс». Пишу 4 утверждения на доске, нумерую углы кабинета, предлагаю ученикам выбрать верные утверждения и пройти в соответствующий угол. Затем подхожу к каждой группе учеников и прошу проаргументировать свой выбор. (см. прил.1 часть 4).

На этапе включения в систему знаний я организую работу по разным направлениям: эксперимент, расчетные задачи, творческие задания групповой и в индивидуальной форме. В 8 классе, отрабатывая навыки расчета сопротивления проводников, раздаю группам гвоздики спицы, болтики и прошу рассчитать сопротивление этих предметов, проделав нужные измерения как можно точнее. (Например, определить площадь поперечного сечения методом намотки) Когда ученики сдают отчеты-они ставят баллы за участие в работе. То есть каждый ученик получает баллы за работу, которые плюсуются к баллам, полученным на других этапах. Группы работают с разной скоростью. Поэтому ученики, раньше закончившие работу, консультируют других. За консультирование они получают дополнительные баллы. Прием консультирования очень действенный. Он экономит время, развивает навыки сотрудничества, правильной взаимопомощи. При решении расчетных задач я сразу назначаю консультантов, те ученики, которым нужна помощь, поднимают руку. В итог весь класс включен в активную работу (прил,2). Но расчетными задачами и экспериментом физика не ограничивается. Работа с творческим заданием развивает и логику, анализ, синтез, классификацию, систематизацию знаний, умение устанавливать причинно-следственные связи. Например – написать сказку по теме «Колебания и волны», опираясь на ключевые понятия и величины и наполненную нравственным смыслом.. Сформулировать вопросы по тексту сказки ( Притча- прил.3)

Очень важным условием для формирования мотивации и развития смекалки и активности считаю выполнение заданий, тесно связанных с жизнью. (все задания  и задачи разрабатываю сама).

7класс  -.тема «Измерения и погрешности». Практическое задание « Как сэкономить на ремонте?» Ученики должны рассчитать площадь стен ванной комнаты ( с учетом дверного проема) и зная размеры одной плитки,  посчитать количество плиток (которые стоят недешево). Таким образом, если точно посчитать количество кафельных плиток, можно не покупать их про запас.

7 класс -тема « Плотность» : задание «Где выгоднее купить мед»? –на рынке, где 1л стоит 500р или в магазине ,где стоимость 1 кг –350 р Ученики должны перевести 1 л в куб.метры. рассчитать массу меда, затем найти стоимость 1 кг меда на рынке, а затем сравнить цены.

 8 класс - тема «К.п.д». Показываю газету с рекламой бытовой техники. Предлагаю выбрать пылесос с учетом его характеристик. Ученики должны обратить внимание на полезную и потребляемую мощность, рассчитать к.п.д. Чем выше к.п.д. – тем лучше.

Изучение физики не заканчивается рамками урока. Очень хорошо мотивируют и повышают интерес к предмету и развивают творчество домашние эксперименты практической направленности. (Прил.4)

Последнее время все чаще меня стали посещать мысли : «Образованный человек - нравственный человек?», «Что дают человеку знания?». Иногда жизнь доказывает обратное: отличники не могут самореализоваться, а троечники прекрасно устраиваются в жизни, ученые делают открытия, которые приносят зло миру. Значит дело не в знаниях, а в том ради чего эти знания человек получает. Ведь наука, лишенная нравственных основ может сделать из учеников просто грамотных злодеев. Мы, педагоги, обязаны донести до своих учеников моральные принципы и этические нормы, которые дадут им прочную и здоровую основу для будущей жизни. Поэтому я решила воспитывать своих учеников не с помощью надоевших фраз: «Врать нехорошо» или «Быть равнодушным плохо», а с помощью поиска в научных фактах поучения, наставления, морали, а также поиска вместе с учениками правильных мотивов для изучения материала. Например при изучении темы  «Закон сохранения энергии»: в формулировке этого закона заложен глубочайший философский смысл: происходит круговорот материи в природе. Но ведь можно пойти и дальше: ни один поступок , произнесенное слово, даже мысль не исчезают бесследно. Отсюда следует вывод- насколько мы должны серьезно продумывать наши поступки, слова и мысли, чтобы не навредить себе и миру. Тема «Броуновское движение»: когда-то ботаник Броун случайно открыл, что молекулы, из которых состоят тела, беспорядочно и непрерывно движутся. Дальнейшие эксперименты показали, что если молекулы остановятся, тело перестанет существовать. При изучении этой темы снова можно провести параллель с жизнью: без движения- физического, духовного нет жизни. Более того молекулы, двигаясь , взаимодействуют  друг с  другом. И человек по  настоящему живет только тогда, когда сам что-то отдает и взамен получает при взаимодействии с другими людьми.

Все эти приемы создают у учащихся позитивный эмоциональный фон, вовлекают их в игровую, оценочно-дискуссионную, исследовательскую и рефлексивную деятельность. Таким образом создается ситуация успеха, формируется интерес и мотивация к изучению физики, что приводит к развитию способностей и раскрытию творческого потенциала ученика – а это и есть главное условие формирования успешной творческой личности, способной сделать правильный выбор. Успешный  человек –тот, чья жизнь наполнена творческим действием, опирающимся на знание.

Ключевые слова  мотивация , творчество

Приложения

Приложение 1      Задания для работы на этапах урока (4 части)

Приложение 2      Задание по теме Силы» -7 класс

Приложение 3      Притча о струне «Колебания и волны» 9 класс

Приложение 4      Темы домашних экспериментальных заданий

                           

                       



Предварительный просмотр:

Часть1»Электромагнитные волны» 11кл.

1.Определение электромагнитной волны(1б)

2.Почему равномерно движущийся заряд не может создать волну?(1.5б)

3.почему волны вокруг проводов с током не излучаются в пространство? (2б)

4.Объяснить причину отражения волн(2б)

 5.Назвать номера неверных формул(за каждую формулу-0.5 б)

 6.Найти разность фаз между точками на расстоянии 0.5 м если частота волны1.5 МГц(2б)

7.Почему ионосфера отражает волны(2.5б)

8.Сходство и различие механических и электромагнитных волн? (3б)

Часть2 «Тепловые явления» 10 кл.

1 Почему при повышении температуры на один градус мы чувствуем себя очень плохо?

2 Почему происходит круговорот воды в природе?

3 Как заставить воду кипеть при комнатной температуре?

4 Почему в тепловых двигателях используются газы, а не жидкости?

5 Может ли холодильник играть роль обогревателя?

6 Почему газы расширяются самопроизвольно, а сжимаются только под действием внешних сил?

7 Почему атмосферное давление влияет на самочувствие ?

Часть 3 «Физика твердых тел» 10 кл.

Франция – несколько лет назад была разрушена крыша аэропорта, Катовице – выставочного центра, Пермь – бассейна, Москва – аквапарка,   происходят обвалы в шахтах, недавно обрушился мост в Италии –погибло более 30 человек. Причина – не выдержали опорные конструкции. Кто виноват? Частично – инженеры,  конструкторы, техники, проектировщики, т.е. те люди,  которые должны были правильно рассчитать предполагаемую нагрузку, используя законы физики твёрдого тела. А теперь представьте, что вы архитекторы и занимаетесь проектировкой высотного здания. Какую проблему вам нужно решить в первую очередь? Совершенно верно, какой материал выбрать для  фундамента. Материал должен быть очень прочным и упругим. Свойства и строение твердых тел изучает физика твердого тела

Вывод: для проектировки мостов, дорог, зданий, машин, радиотехнических приборов нужно знать основы физики твёрдого тела.

Часть4 «Основные понятия механики» 9 кл.

  1. Движение –это когда тело не стоит на месте (неверно)
  2. Тело не может покоиться и двигаться одновременно(неверно)
  3. Зная скорость и время, можно найти положение тела (неверно)
  4. Положение тела и координата –одно и то же (верно)



Предварительный просмотр:

Задание 1

1.Измерь силу тяжести. действующую на брусок и на груз

2.Рассчитай массу этих тел

3.Сравни массы и силы тяжести.

4.Сделай вывод

Задание 2

1.Измерь силу упругости пружины. Подвесив на динамометр тело

2.Измерь начальную и конечную длину пружины

3.Рассчитай изменение длины

4.Рассчитай жесткость по формуле

Задание 3

1.Измерь силу трения, двигая равномерно брусок

2.Найди силу давления с помощью взвешивания бруска

3. Найди коэффициент трения по формуле

4.Измерь силу трения, перевернув брусок на другую грань . Сделай вывод



Предварительный просмотр:


motion.jpg

      Звуки! Страшно подумать, что на Земле исчезли бы звуки. Не было бы общения, чудесной музыки, пения птиц. Никогда язык жестов не заменит человеческую речь, пение.

       И основой всего этого чуда является звук - колебание, которое распространяется с помощью упругих волн в виде сжатия и разряжения частиц вещества. Проходя на уроках физики тему « Колебания и волны» я заинтересовалась этой темой и решила написать притчу об одинокой струне.

       Жила была струна. Она была невероятно красивая, грациозная и очень одинокая. Каждый день она танцевала, любовалась собой, но никто не мог этого оценить. Как-то вечером в дом к ней постучались странствующие молекулы и попросились на ночлег. Струна не хотела их пускать,  но в конце концов сжалилась над ними. Молекулы были так благодарны ей за это, что  взахлеб  принялись рассказывать о разных странах и городах. Говорили они том, что есть города, которые никогда не меняли свой облик, в них царит дух симметрии, есть города, которые очень изменчивы, и в них царит дух текучести, есть города, похожие на облака, - в них царит дух свободы, легкости и больших скоростей. Они так красочно рассказывали, при этом кружась и танцуя вокруг струны, что струна тоже затанцевала, прогибаясь своим телом то в одну, то в другую сторону.

       Она меняла амплитуду движений, их частоту, а молекулы при этом то приближались друг к другу, то отталкивались друг от друга и о чудо: на свет родился звук: он был то пронзительно тонкий, то бархатно низкий, то громкий, то тихий и это было так красиво, что молекулам и струне захотелось поделиться этим звуком со всем миром.

     Молекулы со струной покинули дом и начали  танцевать на улице, вовлекая в свой танец всех: частицы домов, деревьев,  прохожих, машин, рек и морей. И звук бежал по всей земле. На его призыв откликнулись сотни других одиноких струн.                       Они начали танцевать в такт, образовался, в полной гармонии друг с другом, резонанс и зазвучала музыка – прекрасная, завораживающая, которая рассказывала всем, какое же это счастье – дарить всем свои звуки и слышать звуки других, делиться своими чувствами и чувствовать других.

Творческие задания:

  1. Назвать физические явления.
  2. Выписать термины и составить из них стих. ( колебания, высота звука, сжатие, разряжение, молекулы, частота, амплитуда, резонанс, звуковая волна, громкость)
  3. Почему когда струна была одна, она не звучала?( С позиции физики и жизненной философии)
  4. Почему одна и та же струна может издавать то пронзительно тонкий, то бархатно низкий, то громкий, то тихий звук?


Предварительный просмотр:

                              найти:

1.потребляемую мощность всех приборов в квартире

2.к.п.д. приборов в квартире

3.диаметр собственного волоса;

4. плотность хлеба ,картофеля, мыла, шампуня;

5.влажность и массу воздуха в квартире ( используя термометр и линейку)

6.диаметр молекулы растительного масла.

7.коэффициент трения  собственной обуви

8. время собственной реакции.

9. ускорение пустого и полного спичечного коробка при падении  

10.ускорение человека при катании с горки.

11.сопротивление железного гвоздика или отвертки

12.исследовать и описать столкновения монеток,


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Творческая работа "Повышение мотивации к обучению посредством нетрадиционных методов работы"

Творческая работа посвящена проблеме, над которой я работаю "Повышение мотивации к обучению посредством нетрадиционных методов работы"....

«Игровые технологии, как условие повышения мотивации к обучению иностранного языка в начальной школе»

 Главной целью обучения иностранным языкам в школе является развитие коммуникативной компетенции, развитие личности ребенка, желающей и способной к участию в общении на иностранном языке....

Повышение мотивации к обучению информатике и создание имиджа школы через участие во Всероссийских и международных конкурсах

Современная образовательная ситуация в России характеризуется тенденцией перехода от традиционного к инновационному обуче...

Тематическая статья на тему "Развитие образовательной среды школы и повышения мотивации к обучению учащихся в условиях реализации ФГОС"

В настоящее время все более актуальным в образовательном процессе становится использование в обучении приемов и методов, которые формируют умения самостоятельно добывать новые знан...

Использование инновационных технологий в урочной и внеурочной деятельности для повышения мотивации к обучению в условиях реализации ФГОС.

laquo;Использование инновационных технологий в урочной и внеурочной деятельности для повышения мотивации к обучению в условиях реализации ФГОС».Физическая культура является неотъемлемой частью ...