Повышение мотивации к обучению информатике и создание имиджа школы через участие во Всероссийских и международных конкурсах
статья по информатике и икт на тему

Богданова Лариса Михайловна

              Современная образовательная ситуация в России характеризуется тенденцией перехода от традиционного к инновационному обучению. Быстрые темпы развития телекоммуникаций и связи, разработки программного обеспечения, массовое появление в сфере образования мультимедийных компьютеров и подключение школ к сети Интернет формирует потребность в непрерывном образовании. Сегодня особенно актуально привлекать к дистанционным формам работы детей. Моя задача, как учителя, – приобщить школьников к дистанционному обучению как форме непрерывного и дополнительного образования. Это происходит при привлечении учащихся к дистанционным конкурсам и олимпиадам. У каждой формы дистанционных занятий есть свои преимущества. Прочитать о них можно в материале.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon povyshenie_motivatsii_k_obucheniyu_informatike.doc49 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                                  Богданова Л.М. МБОУ СОШ п. Надвоицы

Повышение мотивации к обучению информатике

 и создание имиджа школы через участие

во Всероссийских и международных конкурсах

              Современная образовательная ситуация в России характеризуется тенденцией перехода от традиционного к инновационному обучению. Быстрые темпы развития телекоммуникаций и связи, разработки программного обеспечения, массовое появление в сфере образования мультимедийных компьютеров и подключение школ к сети Интернет формирует потребность в непрерывном образовании.
               Дистанционное обучение — тип обучения, основанный на образовательном взаимодействии удаленных друг от друга педагогов и учащихся, реализующийся с помощью телекоммуникационных технологий и ресурсов сети Интернет. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 6 мая 2005 г. N 137 «Об использовании дистанционных образовательных технологий» гласит: «Под ДОТ понимаются образовательные технологии, реализуемые в основном с применением информационных и телекоммуникационных технологий при опосредованном (на расстоянии) или не полностью опосредованном взаимодействии обучающегося и педагогического работника». Сегодня особенно актуально привлекать к подобным формам работы детей.

Моя задача, как учителя, – приобщить школьников к дистанционному обучению как форме непрерывного и дополнительного образования. Это происходит при привлечении учащихся к дистанционным конкурсам и олимпиадам. У каждой формы дистанционных занятий есть свои преимущества.
            Дистанционный конкурс – увлекательная и эффективная форма занятий, при которой любой человек из любой точки земного шара может принять участие в конкурсе, имея лишь компьютер и доступ к сети Интернет. Дистанционные конкурсы особенно полезны для тех, кто живет в отдаленных регионах страны. Именно возможность объединить огромное количество людей делает дистанционные конкурсы уникальными, ведь они помогают углубить и расширить знания по школьному предмету, различным темам и разделам. Занимательные задания конкурсов позволяют увидеть связь изучаемого предмета с жизнью и практической деятельностью, разглядеть необычное в самом обычном, обыденном и привычном. Протяженный во времени дистанционный конкурс предоставляет участнику «добыть» информацию, обдумать решение и отправить выполненное задание, самостоятельно изучив какой-то вопрос. Кроме того, дистанционные конкурсы формируют настойчивость, мотивируют активность ученика, а также завоевать награды и получить дипломы или свидетельства.

Позитивная холистическо - динамическая теория мотивации американского психолога А. Маслоу выделяет следующие 5 базовые потребности:

  • Физиологические потребности -  связаны с удовлетворением потребности в пище, воде, сне;
  • Потребность в безопасности - потребность безопасности, стабильности, защите, структуре и порядке;
  • Потребность принадлежности -  включат в себя стремление к общению, принадлежности к социальной группе;
  • Потребность в признании -  включает в себя стремление, связанное с понятием достижение - достижение уважения других и самоуважения;
  • Потребность в самоактуализации - стремление к самовоплощению человека.
  • Потребность в познании и понимании и эстетические потребности - связаны с потребностей в истине, влечением к непознанному, необъясненному.

Эти мотивы могут сливаться образуя общую мотивацию для обучения.

Мои ученики на протяжении 10 лет принимают активное участие во всероссийских творческих и интеллектуальных дистанционных конкурсах

  • Всероссийский конкурс открыток-презентации «Центр развития мышления и интеллекта» «С Новым годом поздравляю»
  • Всероссийский конкурс по информатике «Алгоритм»
  • Всероссийская интернет-игра «Изучи Интернет – управляй им»
  • Международный дистанционный конкурс по информатике проекта «Новый урок»
  • Всероссийский Молодежный чемпионат по информатике
  • Международный Конкурс по информатике и информационным технологиям «Бобёр»»
  • Международный Конкурс по применению ИКТ  в естественных науках, технологиях и математике «Конструируй, Исследуй, Оптимизируй» (КИО)
                      Дистанционные олимпиады — это возможность проявления своего творчества, максимального взлёта фантазии, предметных способностей. Дистанционная олимпиада дает возможность создать психологический комфорт для всех участников олимпиады, находящихся в привычной для себя школьной (или даже домашней) обстановке, не вызывающей дополнительной стрессовой нагрузки. При этом, все участники находятся в равных условиях, что обусловлено опять же отсутствием психологических проблем, связанных с адаптацией к условиям места проведения соревнований.
              За 5 лет количество участников в дистанционных олимпиадах увеличилось от 12 до 54 школьников. Дети принимают участие в
  • Международной олимпиаде по основам наук, проводимой Домом Учителя Уральского федерального округа,
  • Международной олимпиаде по информатике «КИТ»,
  • Международная олимпиада «Трайтекиада»,
  • Всероссийская интернет-олимпиада, организуемая  Порталом «Прояви себя» и редакцией
  • интернет-портала www.contestlive.ru

               Анализируя состав и рефлексивные работы учащихся, необходимо отметить тот факт, что происходит расширение возрастного ценза и постоянной группы участников. Дети объясняют интерес к подобным мероприятиям оригинальностью заданий, проявлением положительных эмоций при их выполнении, приобретением новых знаний, умений и навыков, а также самостоятельной организацией своей учебной деятельности и возможностью проявить свой творческий потенциал.
                  Ярким положительным моментом дистанционных олимпиад является мотивация ребенка.

 Во-первых, и наверное, это является самым важным моментом для ребенка – это награда за участие в олимпиаде: диплом победителя, призера, лауреата, сертификат участника, диплом победителя в определенной номинации.

Во-вторых, возможность получить новые знания, которые не в полном объеме удается выдать детям на уроках в силу ограниченности учебного времени.

В-третьих, участие в дистанционной олимпиаде дают ребенку возможность самореализоваться и развивают его самоорганизацию. Таким образом, можно сделать вывод, что дистанционные олимпиады помимо образовательных, практических и воспитательных выполняют еще и компенсаторные функции.
            Большое значение в деле привлечения ребенка к участию в формах дистанционного обучения играет взрослый человек: мама, учитель-предметник, классный руководитель, руководитель НОУ и т. п. Поэтому большое значение в организации дистанционных конкурсов и олимпиад я уделяю повышению мотивации и для взрослых. Участие в дистанционных олимпиадах, как правило, платное, поэтому написание и вручение благодарственных писем родителям – это неотъемлемое правило организации участия в данных формах работы. Кроме того, нужно еще написать заметки в СМИ, в которых сообщить о проведении и результатах олимпиады и снова поблагодарить родителей за оказанную помощь и поддержку своих детей в наших начинаниях.


            Можно выявить следующие преимущества дистанционных проектов и конкурсов:
1. Повышение мотивации к изучению предмета
2. Развитие ключевых компетентностей, прежде всего ИКТ-компетентности. Учащиеся учатся работать с текстовыми и графическими редакторами, с электронной почтой, сканировать и обрабатывать изображение, создавать музыкальное оформление, презентации и прочее.
3. С помощью дистанционных конкурсов и олимпиад образование учеников выходит за рамки школьных стен и становится открытым.
4. Конкурсы стимулируют к саморазвитию, достижению новых результатов. Данная форма помогает сравнить собственный результат с результатами других участников. В результате работы ученик получает собственное приращение в своих глазах одноклассников, учителей и родителей, которые сопровождали этот процесс.
5. Пополнение личного портфолио ученика.
6. Ученик осваивает технологию дистанционного обучения. Активно и успешно в проектах используются новые формы обучения с использованием чата и форума.
7. Педагог может засчитать ученику участие в дистанционном конкурсе или олимпиаде в качестве изучения раздела своего предмета.
8. Проекты создают прекрасную возможность для индивидуального подхода в обучении. Кроме исследовательской, творческой и мыслительной деятельности ученик погружён ещё и в игру, когда он не видит и не знает, что его ждёт, какие задания, участники и т.д.

В заключение хотелось бы сказать, что дистанционное образование призвано не исключать, а дополнять традиционные формы обучения. Качественное образование в современном мире – это синтез самых различных форм получения знаний и современных технологий. Поэтому дистанционное образование является естественным и необходимым этапом в развитии современного образования.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Реализация компетентностного подхода в процессе обучения физике в средней школе через создание мотивации.

Обоснование реализации компетентностного подхода в процессе обучения физике в средней школе через создание мотивации....

Статья "Повышение мотивации к обучению математике учащихся коррекционной школы через проектную деятельность"

В статье рассмотрены вопросы организации проектной деятельности в коррекционной школе. Представлен материал из опыта работы....

Повышение мотивации к изучению информатики и ИКТ через применение интернет-ресурсов на уроках

Методическая разработка "Повышение мотивации к изучению информатики и ИКТ через применение интернет-ресурсов на уроках» содержит теоретический блок, посвященный использованию интернет-сервисов на урок...

ТЕМА ПО САМООБРАЗОВАНИЮ: «Технология проблемного обучения как средство повышения мотивации при изучении информатики и математики». Учитель математики и информатики Буланчикова Евгения Михайловна

ТЕМА ПО САМООБРАЗОВАНИЮ: «Технология проблемного обучениякак средство повышения мотивации при изучении информатики и математики»....

Создание условий для повышения мотивации к обучению и воспитанию творческой и успешной личности

Обобщение педагогического опыта учителя физики с придложениями и информационной картой.в опыте описываются; создание проблемных ситуаций.ситуаций успеха.творческие и экспериментальные задания....

Повышение мотивации к обучению через использование интерактивные заданий на уроках биологии.

Еще одна моя презентация, которая знакомит педагогов с разнообразными интернет-ресурсами, для организации деятельности учащихся на уроках....

Система работы учителя по формированию мотивации изучения английского языка обучающимися начальной школы через создание эффективной образовательной среды

Дaнный проект рекомендовaн в кaчестве методического пособия для учителей aнглийского языкa, рaботaющих в нaчaльной школе, по формировaнию мотивaции изучения aнглийского языкa обучaющимися нaчaльной шк...