Роль моего предмета в будущей жизни ученика
статья по физике на тему

Антонова Любовь Евстафьевна

     Физика, являясь обязательной частью всеобщего среднего образования, образует прочный фундамент всего естествознания. При этом содержание школьного курса физики, создание эффективных методик, разработка передовых технологий преподавания не могут считаться решенными проблемами. Поэтому только вооружение физической теорией, методологическими принципами современной науки и самостоятельный творческий поиск могут способствовать успешной работе по формированию мышления и мировоззрения  учащихся.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rol_moego_predmeta.docx30.31 КБ

Предварительный просмотр:

I республиканская научно-практическая конференция обучающихся

«Шаг в науку»

 

Секция для педагогов

 «Эффективность использования современных технологий в условиях реализации  ФГОС начального и основного образования»

«Роль моего предмета в будущей жизни ученика»

Выступление учителя физики высшей категории

ГБОУ Республики Марий Эл

«Звениговская санаторная школа-интернат»

 Антоновой Любови Евстафьевны

г. Звенигово, 2018 год         

                             Пробуждение интереса и разжигание энтузиазма – вот верный способ лёгкого и успешного обучения. Трайон Эдвардс, литератор.

         

  1. Почему солнце село, а ещё светло? Почему  луна на небе бывает разная?
  2. Что атмосферное давление? Как устроена наша планета?
  3. Что такое звук? Что такое близорукость и дальнезоркость? Почему проваливаются в снег?
  4. Как работают  лампочка, поршневой насос, электродвигатель, холодильник?
  5. Что такое метеорит и спутник?
  6. Какая скорость у ракеты? Можно ли жить на других планетах?
  7. Как устроены и как пользоваться разными приборами?
  8. Каковы диапазоны электромагнитного излучения электрических приборов?

На эти и многие другие вопросы отвечает мой предмет физика.

     Физика, являясь обязательной частью всеобщего среднего образования, образует прочный фундамент всего естествознания. При этом содержание школьного курса физики, создание эффективных методик, разработка передовых технологий преподавания не могут считаться решенными проблемами. Поэтому только вооружение физической теорией, методологическими принципами современной науки и самостоятельный творческий поиск могут способствовать успешной работе по формированию мышления и мировоззрения  учащихся.

      Исследователями установлено, что многие дети  и взрослые не умеют применять законы физики в повседневной жизни, в частности, пренебрегают физическими законами в быту, опасностью электромагнитного излучения, правилами техники безопасности, не  знают характеристики электрических приборов и т.д.

      Практика моей работы показывает, что наиболее эффективны те средства поддержания познавательного интереса учащихся, которые связаны с их житейскими знаниями. Ребята такие задания выполняют с удовольствием, проявляют активность. Ученики хорошо запоминают изучаемый материал, умеют применить его при решении качественных задач. Поэтому я выбрала тему самообразования «Применение законов физики в повседневной жизни» и работаю над этой темой  уже много лет.

      Моя цель  – средствами своего предмета предоставлять разнообразные возможности для развития личности учащегося и отмечать все их успехи, создавая тем самым стимулы к продолжению обучения. Считаю, что неуспевающих учащихся в нормальном учебном процессе быть не должно. Если учитель учит, то у каждого учащегося обязательно будут какие-то успехи.  Задача учителя заметить эти успехи и заслуженно оценить. Нет успехов – нет желания к продолжению деятельности. Нет желания – нет и самой деятельности, а может быть лишь ее имитация. Поэтому обучение должно быть успешным, победным. Нужно не только ставить перед школьниками трудные проблемы, но и незаметно помогать им «самостоятельно» найти решение этих проблем.

     Задачи: развитие интереса к физике, привлечение учеников к исследовательской деятельности, воспитание творческой инициативы, умения работать в коллективе, ответственного отношения к порученному делу, содействие в профессиональной ориентации, развитие у учеников целеустремленности и системности в деятельности, учить работать с научной литературой, отбирать, анализировать, систематизировать информацию, выявлять и формулировать исследовательские проблемы, грамотно оформлять научную работу, применять законы физики в жизни.

     На уроках физики самый эффективный вариант сочетания проблемного метода с деятельностным подходом к обучению – это

  1. объяснительно-иллюстративный с использованием Интернет-ресурсов (презентации, таблицы, фотографии и т.д).,
  2.  экспериментальный с циклом экспериментов передачи Галилео (показ видео),
  3. частично - поисковый с привлечением учащихся к самостоятельному решению какой-либо проблемы (вред некоторых строительных материалов, в частности, пенополистирола),
  4.  метод проблемного обучения (учащиеся активно работают над проблемой, поставленной учителем –например, вредное влияние сотового телефона на организм человека,
  5. исследовательский метод (творческая, поисковая деятельность учащихся). При выполнении исследовательской работы «Мы построим новый дом»  учащиеся выполняют следующие задания: Выбрать место для строительства дома, сделать чертёж макета, дизайна дома, выбрать строительный материал, доказать, что ваш дом наиболее экологичен и экономичен,
  6.  метод проектов- проект ы «Ресурсы в шорт-треке с точки зрения физики, «Звукотерапия».

     Таким образом, знание законов физики помогает лучше понять природу, а их соблюдение на практике сохранит наше здоровье, жизнь, помогает  быть уверенным в себе.

     Сейчас учащиеся создают свои копилки по применению законов физики в выбранной ими профессии, мы совместно анализируем и обобщаем  работы учащихся и создаем  совместную картотеку исследований «Физика в разных профессиях». Исследовали значение физики  в профессии врача- например, применение ренгеновских лучей  для определения изменений  в легких, костях  и мягких тканях, в профессии -  роль понятий "устойчивость", "прочность" и "жесткость конструкций», перекрытий и фундамента в строительстве зданий, деформация элементов сооружений и их расчет, законы статики при строительстве мостов, принцип устройства и  действия фонтанов. Внашей копилке исследования применения законов физики в профессиях водителя, повара, строителя, юриста, железнодорожника, моториста-рулевого, парикмахера, электрика, живописца.

     Итог: ведение уроков физики  на основе  применения законов физики  учащимися для дальнейшей жизни даёт хорошие результаты.  Результаты аттестационной экспертизы КИМ в 9 классе, проведённой Центром информационных технологий и оценки качества образования, таковы: из 17 учащихся-1- «5», 12-«4», 3-«3»,1-«2». Но всё же главное для меня- оценка учащихся-выпускников, которые с благодарностью пишут мне такие сообщения в социальной сети: Маша Медвежонкова: «Уроки физики в школе я всегда вспоминаю с теплотой. Физика была моим самым любимым предметом в школе. И в этом, конечно, большая заслуга учителя. Даже двоечники в нашем классе понимали физику. Зная физику, жить гораздо легче», Надя Вассанова:» Сейчас я учусь в Йошкар-олинским медицинском колледже и знания по физике мне очень пригодились. Желаю детям успехов в познании очень интересной науки физики». Предлагаю посмотреть  фрагменты урока физики в 8 классе.

      Я согласна с мнением Конфуция: «Самое прекрасное зрелище на свете –вид ребёнка, уверенно идущего по жизненной дороге после того, как вы показали ему путь. И очень стыдно, если ваш ребенок окажется в такой неловкой ситуации.

     Литература:

1. ИВ. Сотник «Профориентация учащихся при обучении физике». Ж-л «Физика в школе» № 1 1985 г.

2. М.М. Балашов «О природе». Москва. Просвещение. 1988 г.

3.С.Д. Абдурахманов «Исследовательские работы по физике в сельских школах». Москва. Просвещение. 1990 г.

4.ОБ. Кабардин «Факультативный курс физики». Просвещение. 1978 г.

5.М.А. Алексеева «Физика-юным». Москва. Просвещение. 1980 г.

6. ИЛ. Юфанова «Занимательные вечера по физике в средней школе». Москва. Просвещение. 1990 г.

7. В.И. Лукашик «Сборник задач по физике». Москва. Просвещение. 1996г.

Сайты:

http://www.fizika.ru

https://nsportal.ru

http://www.afizika.ru

https://nsportal.ru/antonova-lyubov-evstafevna



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль моего предмета в будущей жизни ученика.

Роль моего предмета в будущей жизни ученика. Этот материал был заслушан на педагогическом совете.Мой девиз: Я введу тебя в мир того, чтобы быть человеком – умным, красивым, здравым. И.КантВсе мы связы...

Выступление на педагогическом совете по теме “Роль моего предмета в будущей жизни ученика”.

Выступление на педагогическом совете по теме: “Роль моего предмета в будущей жизни ученика”....

«Роль моего предмета в будущей жизни ученика школы 8 вида»

Трудовое обучение, как и остальные учебые предметы, решает задачу всестроннего развития учащихся. Оно вносит существенный вклад в физическое, умственное и нравственное развитие. Однако основная задача...

ЗАЧЕМ НАМ НУЖЕН АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК ИЛИ РОЛЬ МОЕГО ПРЕДМЕТА В БУДУЩЕЙ ЖИЗНИ УЧЕНИКОВ

Английский шагает огромными  шагами в нашу жизнь. Приходится учить английский, чтобы быть в ногу со временем. Стоит еще отметить, что учиться никогда не поздно&helli...

«Роль моего предмета в будущей жизни ученика»

Трудовое обучение в школе VIII вида не просто один из предметов школьного курса. Значение его гораздо шире и влияние на дальнейшую судьбу воспитанников неизмеримо больше. Обусловлено это тем...