Роль самостоятельной работы в обучении при переходе на новые стандарты ФГОС.
методическая разработка по теме

Маменишкина Нина Васильевна

Роль самостоятельной работы в обучении при переходе на новые стандарты ФГОС.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon doklad_rmo_2018.doc83.5 КБ

Предварительный просмотр:

                                           Маменишкина Нина Васильевна, учитель физики

                                                                                        МБОУ Кутуликская СОШ

                                                                               п. Кутулик,  Иркутская область

Роль самостоятельной работы в обучении при переходе на новые стандарты ФГОС.

Суть новизны современных образовательных технологий состоит в индивидуализации процесса обучения, повышении роли самостоятельности учащихся в постижении знаний. Ведь потеря интереса к обучению на каком-то этапе рождает безразличие и апатию, безразличие порождает лень, а лень — безделье и потерю способностей. Вот почему важно построить урок так, чтобы он был интересным, содержание — современным, будило мысль и развивало способности, а также открывало пути, как в научную, так и в практическую деятельность.

«Школа – в широком смысле этого слова – должна стать важнейшим фактором гуманизации общественно-экономических отношений, формирования новых жизненных установок личности». Следовательно, ведущими технологиями в реализации образовательного процесса должны быть технологии развивающего и личностно-ориентированного образования.

Технологии личностно-ориентированного образования направлены на развитие личности ребенка, предоставление ему свободы для принятия самостоятельных решений. Отсюда вытекают цели:

Учителя – создать условия для формирования ключевых компетенций: социальной, коммуникативной, учебно-познавательной, информационной, личностного самосовершенствования.

Ученика – принять ответственные решения.

Основная опора идет на субъект-субъектные отношения, свободу выбора и рефлексию.

Личностно-ориентированное обучение невозможно без использования современных информационных технологий в учебном процессе.

Самостоятельность - это слово означает способность человека без посторонней помощи ставить цели, мыслить, действовать, ориентироваться в ситуации.

Основополагающим требованием общества к современной школе является формирование личности, которая умела бы самостоятельно творчески решать научные, производственные, общественные задачи, критически мыслить, вырабатывать и защищать свою точку зрения, свои убеждения, систематически и непрерывно пополнять и обновлять свои знания путем самообразования, совершенствовать умения, творчески применять их в действительности. Задача учителя научить учащихся этому.

Для формирования целостной и гармоничной личности необходимо систематическое включение ее в самостоятельную деятельность, которая приобретается в процессе особого вида учебных заданий - самостоятельных работ.

Курс физики в средней школе подразумевает освоение учащимися определенного объема знаний, умений и навыков, что невозможно без самостоятельной работы. Речь идет не только о самостоятельном выполнении учащимися домашних заданий, а о самостоятельности в поисках информации, самостоятельности мышления, самостоятельности наработки навыков решения задач и т.д.

Поэтому одна из основных задач учителя - организация работы в классе таким образом, чтобы ученики не только много трудились самостоятельно, но и делали это с достаточной долей удовольствия.

В процессе обучения физике применяются различные виды самостоятельной работы учащимися, с помощью которых они самостоятельно приобретают знания, умения и навыки. Все виды самостоятельной работы, применяемые в учебном процессе, можно классифицировать по различным признакам:

- по дидактическим целям,

- по уровню самостоятельности учащихся,

- по степени индивидуализации,

- по источнику и методу приобретения знаний,

- по форме выполнения,

- по месту выполнения.

Согласно этим признакам на уроках можно использовать следующие виды самостоятельных работ:

- подбор тестовых вопросов,

- составление кроссвордов,

- защита рефератов,

- составление рассказа по рисунку или схеме,

- рисование физического явления,

- составление опорного конспекта,

- вывод формулы,

- преобразование формулы,

-составление алгоритма,

- проведение научных наблюдений,

- придумывание физических вопросов,

- анализ физических ситуаций,

- проведение доказательства,

- выдвижение гипотезы,

- проведение сравнений,

- выделение главного,

- проведение анализа ответа ученика,

- объяснение факта,

- установление причинно-следственных связей,

- составление простого плана параграфа учебника или статьи,

- составление тезисного плана,

- выделение частей текста: а) обосновывающих введение понятия, б) определения, в) доказательства, г) вывод формулы и др.,

- иллюстрирование текста рисунками,

- группировка приборов, относящихся к одной теме,

- деление приборов по теме на демонстрационные и лабораторные,

- составление к прибору инструкции по технике безопасности,

- составление сравнительной характеристики однотипных приборов,

- и т.д.

Самостоятельность в учениках надо развивать постоянно, постепенно, соблюдая определенные принципы. Эти принципы таковы:

Принцип обязательности. Каждый ученик на каждом уроке непременно должен самостоятельно выполнить хотя бы небольшое задание: решить задачу, сформулировать краткий ответ на вопрос, провести опыт, работать с учебником и т. д.

Принцип посильности. Задания для самостоятельной работы быть подобраны таким образом, чтобы ученик мог с ними справиться. Если речь идет о новом материале, задание должно быть в “зоне ближайшего развития” ребенка, чтобы он мог самостоятельно или с небольшой помощью решить поставленную проблему.

Принцип постоянного обучения новым формам и методам самостоятельной работы. В 7-м классе нужно начинать учить самостоятельной работе с учебником, задачником, таблицами, дополнительной литературой и далее постепенно осваивать все более сложные методы самостоятельной работы.

Принцип интересности. Для разных учеников привлекательны разные формы и методы работы. Поскольку путь к хорошему результату может быть разным, то лучше позволить ребенку, идти путем, который ему больше нравится. Одни дети с удовольствием решают задачи, другие любят практическую работу. Надо разрешать детям преимущественно использовать их любимый метод, грамотно направляя их.

Принцип постоянной занятости. Ученик не должен скучать на уроке и иметь свободное время. Если способные дети, с хорошими навыками самостоятельности, досрочно заканчивают работу, необходимо давать дополнительные, наиболее интересные задания в качестве поощрения.

Принцип использования эмоций. Ученики должны не только самостоятельно действовать и мыслить, но и испытывать эмоциональный подъем, радость от победы над задачей и над собой.

Принцип поощрения. Многие дети будут работать самостоятельно только за какое-либо поощрение. С этим надо считаться и использовать для мотивации. Для разных детей значимы разные поощрения, например высокие оценки, публичное признание их хорошей работы, помещение работ на выставку и т.д.

Активные методы обучения это способы активизации учебно-познавательной деятельности учащихся, которые побуждают их к активной мыслительной и практической деятельности в процессе овладения материалом, когда активен не только преподаватель, но активны и учащиеся. Эти методы обучения предполагают использование такой системы методов, которая направлена главным образом, не на изложение учителем готовых знаний и их воспроизведение, а на самостоятельное овладение учащимися знаний в процессе активной познавательной деятельности.

Учебно-исследовательская деятельность учащихся.

Под исследовательской деятельностью учащихся понимают деятельность учащихся, которая связана с решением творческих,

исследовательских задач с заранее неизвестным содержанием.

Исследовательская деятельность может осуществляться как в урочной, так и во внеурочной деятельности. В значительной степени формированию исследовательских умений способствует учебный эксперимент, который позволяет отрабатывать такие элементы исследовательской деятельности, как планирование исследования, его проведение, обработку и анализ результатов, их представление. Класс делю на группы, и каждая группа проводит свое исследование.

После этапа самостоятельной работы происходит поочередное

представление исследований:

Систематическое формирование исследовательских умений на уроках

физики в значительной степени развивает мышление ученика и такие

надпредметные умения, как вести наблюдения; планировать исследование;

производить измерения и производить подсчеты;

представлять результаты исследования в различных знаковых

системах: с помощью таблиц, графиков, схем, формул, и др., а также

делать логически выстроенное сообщение;

пользоваться специфическим языком данной науки; работать в команде;

навыки публичного выступления.

Особый интерес учащихся вызывают составляемые мной и предлагаемые к индивидуальному выполнению экспериментальные задачи. Задания выполняются парами в течение 7-8 минут, затем происходит публичный отчёт о проделанной работе в течение 1-2 минут.

Пример экспериментального задания для учащихся 7-го класса, предлагавшегося при изучении темы «Рычаги». Ученики-теоретики использовали простые физические приборы, ученики – практики работали с известными им инструментами, и научились видеть в физике не просто теоретическую науку, но и сумели найти физические явления и законы в окружающих предметах.

Также интересны учащимся задания, в ходе которых они изготавливают игрушки, простейшие физические приборы, материалы для проведения лабораторных работ.

Решение физических задач.

В 7 классе ученики впервые знакомятся с физическими задачами. Физическая задача – это небольшая проблема, которая в общем случае решается с помощью логических умозаключений, математических действий и эксперимента на основе законов и методов физики. Решение физических задач – одно из важнейших средств развития мыслительных, творческих способностей учащихся.

Привитие умения самостоятельно решать задачи — одна из наиболее трудных проблем, требующих постоянного пристального внимания учителя. Приучать к самостоятельному решению задач нужно учащихся постепенно, начиная с выполнения отдельных несложных операций, затем переходя к выполнению более трудных операций, а уж потом к самостоятельному решению задач.

Включение элементов самостоятельной работы по решению задач нужно осуществлять в последовательности, соответствующей постепенному нарастанию трудностей.

1. Вначале необходимо научить школьников самостоятельно анализировать содержание задач, ознакомить их с наиболее рациональными способами краткой записи содержания и способами их решения. Для этого нужно периодически вызывать учащихся к доске, предлагая им кратко записывать условия задачи, а затем путем коллективного обсуждения находить наиболее рациональные способы записи.

2. Следующий этап в привитии навыков самостоятельной работы по решению задач — выработка умения выполнять решение в общем виде и проверять правильность его, производя операции с наименованиями единиц измерения физических величин.

3. Важным элементом в подготовке к вполне самостоятельному решению задач по физике является выработка у учащихся умения производить приближенные вычисления. Такие умения первоначально получают на уроках математики, но их необходимо закреплять на уроках физики. С этой целью при решении первых физических задач в VII классе полезно предлагать учащимся самостоятельно выполнять расчеты после коллективного обсуждения способов решения и записи плана решения на доске.

4. После усвоения учащимися приемов краткой записи условия задач, а также приемов преобразования единиц измерения физических величин и действий с наименованиями можно включить в самостоятельную работу поиски путей решения задач.

При обучении детей решению задач я использую метод составления блок – схем, делающих этапы решения задач более очевидными для каждого ученика. Особое внимание необходимо уделить переводу единиц в систему СИ и правильному оформлению решения задач.

5. Большой самостоятельности требует от учащихся отыскание наиболее рационального способа решения задачи. Поэтому полезно систематически предлагать им несколько вариантов решения одной и той же задачи с тем, чтобы они научились самостоятельно находить новые способы решения. Это особенно важно практиковать при решении сложных задач. При этом нужно иметь в виду, что решение одной и той же задачи несколькими способами служит одним их методов проверки правильности решения. Научить учащихся пользоваться этим методом очень важно.

После того как учащиеся освоят все виды работы, связанные с решением физических задач, можно предлагать им самостоятельно выполнять полное решение задачи, включая проверку и анализ полученных результатов. Самостоятельная работа должна иметь место на каждом уроке, посвященном решению задач.

Использование метода проектов.

На уроках физики ребёнок много видит и слышит, даже что-то делает своими руками. Но все-таки в основном он пассивный наблюдатель.

Как привлечь ученика к активной деятельности на уроке? Что наиболее интересно современному ребёнку?

Я думаю, это компьютер и всё, что с ним связано. Именно поэтому на следующем этапе работы со своими классами я привлекаю детей к самостоятельной деятельности по изучению физики.

Формирование компетентностей или метапредметности обучающихся, то

есть способность применять знания в реальной жизненной ситуации,

является одной из наиболее актуальных проблем современного образования.

Практика показывает, что одной из образовательных технологий,

поддерживающих компетентностный подход в образовании, является метод

проектов.

В основе этого метода лежит формирование:

а) познавательных УУД:

- самостоятельное выделение и формирование познавательной цели;

- поиск и выделение необходимой информации, применение методов

информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств;

- постановка и формулировка проблемы;

-моделирование;

-универсальные логические действия.

б) регулятивных УУД:

-умение учиться и способность к организации своей деятельности;

- умение действовать по плану;

-формирование целеустремлённости и настойчивости в достижении целей.

- умение взаимодействовать со взрослыми и сверстниками в учебной

деятельности.

в) коммуникативные:

-умение слушать и вступать в диалог;

-участвовать в коллективном обсуждении проблемы;

-инициативное сотрудничество в сборе информации и др.

Метод проектов развивает мышление ученика и такие надпредметные умения, как:

-планировать;

-производить измерения;

-представлять результаты в различных знаковых системах;

-делать логически выстроенное сообщение;

-работать в команде.

При подготовке докладов и сообщений у учащихся развивается умение работать с книгой, компьютером, искать информацию в сети Интернет, составлять план своего сообщения. Умение излагать свои мысли успешно развивается при обсуждении докладов, вопросов учителя.

Многие ученики уже в 7-8 классах достаточно хорошо умеют создавать компьютерные презентации и активно занимаются данной работой под руководством учителя. В процессе этой деятельности у них возникает необходимость повторения теоретического материала, закрепления уже изученного.

Такие презентации содержат много интересного дополнительного материала, они хорошо иллюстрируют проявления какого- либо физического явления или закона в природе, технике, жизни человека.

Преимущества метода проектов на лицо: ученик вовлечен в активный

творческий процесс получения новых знаний; самостоятельно выполняет тот

вид работы, который выбран им самим, участвует в совместном труде и в

процессе общения, коммуникации; повышает мотивацию к изучению

предмета; приобретает исследовательские навыки.

Результаты работы над проектом защищаются в классе на уроке-конференции.

Конференции служат для привлечения внимания и пробуждения интереса к изучению явлений окружающего мира, а, следовательно, к изучению естественных наук. Игровая форма, применяемая при проведении конференций в младших классах, помогает сделать научное, серьёзное содержание интересным и доступным. При подготовке конференций учащиеся под руководством учителя изучают теорию, готовят демонстрации и иллюстрации.

Каждый человек обладает какими-то способностями. Нужно помочь ребёнку в процессе учёбы изучить себя, свои способности. Физика в этом отношении открывает большие возможности и для тех, кто склонен к логическому мышлению, и для тех, у кого умелые, чуткие руки, и для тех, кто обладает чувством прекрасного и склонен к занятиям искусством.

Свою основную задачу как учителя я вижу в том, чтобы показать учащимся, что человек, вооружённый знаниями физики, сможет объяснить не только то, как протекают явления (это видят все!), но и ПОЧЕМУ они протекают именно так, а не иначе. Вопрос «ПОЧЕМУ?» - главный вопрос в физике. Если дети часто задают Вам этот вопрос, значит, Вы – хороший учитель. Именно те, кого вопрос «почему?» мучает всю жизнь, и становятся физиками.

Список использованной литературы

Муравьев А.В. Как учить школьников самостоятельно приобретать знания по физике. — М., 1985.

Каменский С.В., Орехов В.П. Методика решения задач по физике в

средней школе. — М., 1985.

Гайдучок К.М. Управление самостоятельной работой

школьников.//Физика в школе, 1986, № 2.

Лырчикова В.И. Обучение учащихся методам самостоятельной

работы.//Физика в школе, 1987, № 2.

Усова А.В. Формирование у учащихся учебных умений и

навыков.//Физика в школе, 1987, № 1.

Шилов. Организация самостоятельной работы учащихся с

учебником.//Физика в школе, 1994, № 4.

Горностаева З.Я. Проблема самостоятельной познавательной деятельности.// Открытая школа, 1998, № 2.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Организация учебного процесса в условиях перехода на новые стандарты"

В презентации вы сожете познакомиться с опытом организации проектной и исследовательской деятельности в условиях полевого экологического лагеря (опыт работы с 2001 года)...

Информационно-коммуникационная компетентность педагога в условиях перехода на новые стандарты

Статья о том, каким должен быть современный учитель. Хороший материал для подготовки к аттестации. Основным назначением стандартов нового поколения является формирование современного человека. Это озн...

Развитие познавательного интереса в процессе изучения английского языка у младших школьников в условиях перехода на новые стандарты

Познавательный интерес является важным факторов совершенствования процесса обучения и одновременно показателем его эффективности и результативности поскольку он стимулирует познавательную активность, ...

Презентация на тему: "Качество профессиональной работы учителя - важнейшее условие перехода на новые стандарты"

Материал для выступления на педагогическом совете или на методическом объединении...

Активные формы и методы работы на урока истории в рамках новых стандартов ФГОС ООО - СОО

Проблема активности личности в обучении – одна из актуальных в психологической, педагогической науке, так и в образовательной практике.Проблема активности личности в обучении как ведущий фактор ...